Научная статья на тему 'Роль физического воспитания и организация подготовки молодёжи к военной службе в Вятской губернии в период первой мировой войны'

Роль физического воспитания и организация подготовки молодёжи к военной службе в Вятской губернии в период первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
427
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ КОМИТЕТЫ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / PHYSICAL EDUCATION / PATRIOTISM / MILITARY AND SPORTS COMMITTEES / THE FIRST WORLD WAR / VYATKA PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнов Михаил Александрович

В статье рассматривается организация допризывной подготовки населения и деятельность военноспортивных комитетов Вятской губернии. Анализируется роль физического воспитания в развитии патриотических чувств и подготовке молодежи к военной службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of physical education and the organization of training young people for military service in the Vyatka province during the First World War

The article deals with the organization of preconscription training of the population and activity of military sports committees Vyatka province. The role of physical education in the development of patriotism and preparing young people for military service.

Текст научной работы на тему «Роль физического воспитания и организация подготовки молодёжи к военной службе в Вятской губернии в период первой мировой войны»

общими интересами, личными или ведомственными контактами, покровительством, способствовало злоупотреблению служебными полномочиями и снижению реального влияния высших и центральных учреждений на местные.

Примечания

1. Аюбичанковский С. В. Структурно-функциональный подход к истории местного управления Российской империи (1907-1917 гг.). Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2005. С. 83-84.

2. Минаков А. С. Формирование губернаторского корпуса в пореформенной России // Вопросы истории. 2007. № 12. С. 3.

3. ГАКО. Ф. 583. Оп. 80. Д. 48. Л. 49.

4. РГИА. Ф. 1409. Оп. 6. Д. 731. Л. 6об.

5. ГАКО. Ф. 582. Оп. 26. Д. 265. Л. 7.

6. ГАКО. Ф. 582. Оп. 138. Д. 191. Л. 78об.

7. ГАКО. Ф. 587. Оп. 4. Д. 273. Л. 1.

8. ГАКО. Ф. 582. Оп. 138. Д. 215. Л. 1.

9. Величкин Н. М. Открытое письмо вятскому губернатору Хомутову // Жизнь. Женева. 1902. № 6. С. 141.

10. ГАКО. Ф. 582. Оп. 139. Д. 413. Л. 7.

11. ГАКО. Ф. 582. Оп. 138. Д. 215. Л. 11.

12. ГАКО. Ф. 587. Оп. 4. Д. 186. 128 л.

13. ГАКО. Ф. 587. Оп. 10. Д. 30. 318 л.

14. ГАКО. Ф. 582. Оп. 144. Д. 308. 1 л.

15. ГАКО. Ф. 582. Оп. 106. Д. 2. 5 л.

16. ГАКО. Ф. 582. Оп. 122. Д. 48. 117 л.

17. ГАКО. Ф. 587. Оп. 4. Д. 9. 190 л.; и др.

18. ГАКО. Ф. 582. Оп. 159. Д. 71. 21 л.; Оп. 161. Д. 186. 506 л.; и др.

19. ГАКО. Ф. 582. Оп. 159. Д. 3а. 24 л.; и др.

20. Минаков А. С. Губернаторский корпус и центральная власть: проблемы взаимоотношений. Орел: Орлик, 2011.

21. Шумилов М. М. Местное управление и центральная власть в России 50-х - нач. 80-х гг. XIX века. М.: Прометей, 1991. С. 372.

22. Полное собрание законов Т. Х. № 10303. § 324.

23. Аюбичанковский С. В. Структурно-функциональный подход... С. 219.

24. Блинов И. А. Губернаторы. Историко-юриди-ческий очерк. СПб.: Типо-лит. К. Л. Пенковского, 1905. С. 181.

25. Аюбичанковский С. В. Структурно-функциональный подход... С. 224.

26. Аюбичанковский С. В. Практика административного расследования должностных преступлений чиновников в оценке сенаторских ревизий начала ХХ в. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 10. С. 38-41.

27. ГАКО. Ф. 714. Оп. 1. Д. 106. Л. 11.

28. Там же. Л. 13об.

29. Блинов И. А. Указ. соч. С. 249.

УДК 796.011.3(091)

М. А. Смирнов

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЁЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В статье рассматривается организация допризывной подготовки населения и деятельность военно-спортивных комитетов Вятской губернии. Анализируется роль физического воспитания в развитии патриотических чувств и подготовке молодежи к военной службе.

The article deals with the organization of pre-conscription training of the population and activity of military sports committees Vyatka province. The role of physical education in the development of patriotism and preparing young people for military service.

Ключевые слова: физическое воспитание, патриотизм, военно-спортивные комитеты, Первая мировая война, Вятская губерния.

Keywords: physical education, patriotism, military and sports committees, the First World War, Vyatka province.

Первая мировая война оказала огромное влияние на все сферы жизни населения России. Особое внимание государство уделяло физическому воспитанию будущих воинов с целью их подготовки к служению Отечеству, воспитанию патриотических чувств. «Численность армии зависит, во-первых, от количества пригодного для военной службы населения, его физического развития, соотношения рождаемости и смертности» [1]. Армии нужны подготовленные для службы и идеологически правильно воспитанные новобранцы. По мнению Д. А. Отбоевой, в период войны «патриотизм, с одной стороны, становится составной частью общественного сознания, в основе которого лежит любовь к родной земле, языку, традициям, с другой — это же чувство выступает как политический инструмент, как учение о должном, элемент пропаганды» [2]. Физическое воспитание как один из методов воспитания патриотических чувств было использовано на государственном уровне и практически применено в учебных учреждениях Российской империи.

Без грамотного патриотического воспитания и физической подготовки невозможно было создать сплоченную армию и подготовить преданных солдат для службы Отечеству. Один из современников писал: «Для войны требуется сила, ловкость, проворство, мужество, храбрость, вы-

© Смирнов М. А., 2013

носливость и повиновение дисциплине. Все эти качества наиболее развиваются гимнастикой. Следовательно, если мы в мирное время и с детства не успеем развить этих достоинств, нужных для войны, то не сумеем исполнить нашей священной обязанности защитить свое государство » [3]. Таким образом, был поставлен вопрос о преподавании гимнастики не только для физической подготовки, но и для патриотического воспитания будущих воинов.

В довоенный период прослеживается постепенное нарастание заинтересованности государства, военных, ученых, общественных деятелей в постановке преподавания физического воспитания в виде уроков гимнастики, направленного на телесное развитие и патриотическое воспитание. В учебных учреждениях провинциальной Вятской губернии, одной из первых в Казанском учебном округе, началось преподавание гимнастики с 1871 г. в виде отдельных гимнастических упражнений [4]. С 1872 г. урок гимнастики вводится в Первой Вятской мужской гимназии [5]. А к 1914 г. гимнастика преподается во всех уездах губернии. Особенностью занятий гимнастикой в дореволюционном периоде истории Российской империи была военная квалификация преподавательского состава. С 1888 г. на основании § 25 «Инструкции для преподавания гимнастики» в некоторых учебных заведениях Вятской губернии организовываются военно-гимнастические загородные прогулки, где происходило знакомство с армейской жизнью. Военно-гимнастические загородные прогулки отличались тем, что ученики были одеты в специальную форму «с шинелями по-военному через плечо, обязательным присутствием военного оркестра, частым присутствием именитых гостей-губернатора или командиров батальонов» [6]. Военно-гимнастические прогулки явились стержнем подготовки учеников к службе в пехотных подразделениях, формировали умения пользоваться оружием, амуницией и явились обучающим элементом военно-полевых действий в естественных условиях.

С 1909 г. в учебных заведениях Вятской губернии стали организовывать потешные роты и вводить обучение военному строю [7].

В Российской империи с 1871 по 1914 г. начинает развиваться физическое воспитание в различных вариациях: гимнастика — как урок физического воспитания, военно-гимнастические прогулки и организация потешных рот — как внеурочная физическая подготовка. Проект обучения новобранцев элементам физической культуры для служения Родине в довоенный период можно признать успешным, хотя следует отметить и такие недостатки, как медлительность и неповсеместность внедрения, что напрямую зависело от преподавательского состава и финансирования.

Начало Первой мировой войны оказало влияние на физическое воспитание молодежи. 31 июля 1914 г. началась всеобщая мобилизация в российскую армию. Патриотические призывы к сплочению нации звучали в высочайшем манифесте Николая II: «В грозный час испытания да будут забыты все внутренние распри. Да укрепится еще теснее единение царя с народом, и да отразит Россия, поднявшаяся как один человек, дерзкий натиск врага» [8].

В период боевых действий 1914—1915 гг. были приняты новые меры по развитию физического воспитания. В 1915 г. главнокомандующим физическим развитием народонаселения Российской империи было предложено создать отряды юных разведчиков, на что положительных откликов не было, так как предполагалось это ввести в летний период, а летом ученики, чьи родители в основном крестьяне, разъезжаются по домам и помогают по хозяйству [9]. 1915 год оказался тяжелым для населения Вятской губернии, так как шли военные действия и многие классные комнаты, особенно спортивные залы, превратились в военные госпитали, а ученики помогали своим семьям. Так, в отчете училищный инспектор написал: «В слободе Кукарке не удается организовать занятий физическими упражнениями в летнее время, так как дети помогают своим родителям, взрослое мужское население ушло в действующую армию и не хватает рабочих рук» [10]. Организация отрядов юных разведчиков большим успехом в провинциальной Вятской губернии не пользовалась.

Для подготовки молодых людей к военной службе и ускорения последующего обучения в войсках высочайшим утверждением 8 декабря 1915 г. вышло «Положение о мобилизации спорта». В собрании указов и распоряжений правительства за 1915 г. № 365, ст. 2746, была введена допризывная подготовка молодых людей. Ее основной целью было облегчить для молодежи усвоение знаний и требований военно-походной жизни и служебной дисциплины, неразрывно связанной с развитием энергии, бодрости духа и осознанием каждым будущим солдатом его долга перед Престолом и Отечеством [11].

Организация допризывной подготовки началась с письменного уведомления губернаторов. Министерством внутренних дел был отправлен циркуляр с патриотическими словами и одобрением создания военно-спортивных комитетов в уездах губерний Российской империи от 31 января 1916 г., № 135104: «Продолжающаяся более 1,5 лет борьба с могущественным врагом потребовала напряжения всех сил государства, дабы поддержать и укрепить военную мощь его для окончательной победы над врагом. Доблестная русская армия нуждается в непрестанном попол-

нении убыли в рядах сражающихся новыми людьми, причем быстрота и качество их подготовки к военной службе в значительной степени должны оказать влияние на достижение общего успеха на театре военных действий. Между тем вновь призываемые люди по своему физическому развитию, выносливости и дисциплине не всегда стоят на высоте требований, предъявляемых современными условиями войны» [12].

В Вятской губернии военно-спортивные комитеты были созданы во всех уездах. В основном комитеты открывались на базе центральных учебных заведений уезда. «В Вятском уезде в Вятской первой мужской гимназии, в Котельнич-ском уезде в Котельничской гимназии, в Елабуж-ском уезде в местном реальном училище, в Уржумском уезде в местном реальном училище, в Яранском уезде в мужской гимназии, в Малмыж-ском в Малмыжской мужской гимназии, в Сара-пульском Сарапульского Алексеевского реального училища» [13]. В порядке исключения в Ижевском уезде комитет работал на базе ижевского завода [14].

Согласно § 14 положения «О мобилизации спорта», утвержденного 8 декабря 1915 г., глав-нонаблюдающий за физическим развитием народонаселения Российской империи имел право назначить своего представителя в каждый отдельный комитет. Остальные члены избирались или назначались по представительству губернатора.

Следует отметить, что члены военно-спортивных комитетов были люди достойные и, мало того, каждый из них знал о проблемах физического воспитания в своем уезде и стремился к их решению. Каждый член комитета проверялся на благонадежность Министерством внутренних дел [15]. В основном все они были: преподавателями гимнастики: «учитель Новожильского земского училища Коробов; военными: старший стражник Овечкин в Ела-бужском уезде, поручик Павлов и штабс-капитан Матвеев в Ижевском; директорами гимназий, в которых преуспели в деле физического развития: директор Елабужского реального училища Воздвиженский, директор Котельничской гимназии Марков, директор Вятской первой гимназии Богатырев, директор Уржумского реального училища Смирнов, директор Глазовской гимназии Пельц, заведующие Быстряковским и Крымско-Слудским двухклассными училищами Елабужского уезда Свинина и Ковалдова, директор Алексеевского реального училища Люминарский; а иногда и представителями местной администрации, так, в Вятском уезде: Шубин, председатель Котельничского уездного земства, начальник 6-го участка: Новоселов, Ижевский местный начальник: Мантуров, Яран-ский уездный исправник: Стефанов» [16].

Комитеты организовывали съезды, состоявшие из председателя и двух помощников, которые вели

практическую работу в деле допризывной подготовки. Занятия проходили в основном в учебных заведениях, где позволяла спортивная база, на свежем воздухе или в учреждениях военного ведомства. Так, например, военно-спортивный комитет Елабуги организовал обучение верховой езде один раз в неделю по одному часу, пользуясь лошадьми стражи, обучение проводил старший стражник Овечкин [17].

Практически допризывную подготовку в Вятской губернии организовали лишь в 1916 г. после циркуляра министра народного просвещения от 30 сентября 1916 г. за № 10108 «О введении допризывной подготовки» [18]. В уездах в срочном порядке создавались военно-спортивные комитеты, которые определяли обучающих допризывной подготовкой, перечень применяемых упражнений, место ведения занятия — самый большой и подходящий спортивный (гимнастический) зал городского училища и группы учеников определенного возраста. В Сарапуле ученики допризывную подготовку проходили «на базе Сарапульского военно-спортивного комитета с 1 ноября 1916 г.» [19]. В журнале заседаний Сарапульского военно-спортивного комитета отмечено: «Председатель Орлов, товарищи председателя Сергеев, Сухих, представитель военного ведомства подпоручик Алексеев и представитель города Лушников. Предоставлен список 15 учеников, согласована правильная постановка занятий учащихся. Согласовано по возрасту старше 16 лет. Обучение в период всего учебного года не менее чем по 3 часа в неделю. Необходимо обратиться к командиру 166-го полка с просьбой назначить для обучения одного из офицеров полка, желательно сообщить, что допризывная подготовка входит в число общих учебно-воспитательных задач, осуществление коих является конечной целью школьного образования и воспитания вообще. Вознаграждение назначить по 40 рублей в месяц, согласно ст. 7 положения о мобилизации спорта. Выделить помещение в реальном училище» [20]. С 1 ноября 1916 г. были организованы занятия допризывной подготовкой и в городе Малмыже. «Организация занятий Военно-спортивным комитетом поручены унтер-офицеру местной воинской команды Пискунову. Занятия происходят с 14 октября в здании высшего начального училища 2 раза в неделю, по 1,5 урока в день (75 минут). Обучается 27 учеников 4-х и 3-х классов вверенного мне училища и 4 ученика педагогических курсов, всего 31 человек. Военно-спортивный комитет составлен из директора мужской гимназии Воздвиженского (председатель), прапорщика Куимова, председателя съезда земских начальников Довгялло, городского головы Батуева, председателя земской управы Кун-гурцева» [21]. В Нолинске составлен список лиц, проходивших курс допризывной подготовки. «Но-

линское народное училище зачислило 20 учеников, изъявивших желание на прохождение физических курсов при местном военно-спортивном комитете, и приступили к прохождению таковых с 13 ноября 1916 г. Ученики 16 лет и старше» [22].

Лица, прошедшие курс допризывной подготовки, имели право на преимущественный, перед прочими нижними чинами равного им образования, за исключением низших чинов, награжденных боевыми наградами или бывших в боях, и бывших народных учителей, прием в школы прапорщиков пехоты при условии удовлетворения всем установленным требованиям для поступления в эти школы, а также преимущественное право на зачисление в учебные команды [23].

Физическое воспитание в виде комплекса мер допризывной подготовки оказало влияние на учащихся Вятской губернии. Патриотическое воспитание в учебных учреждениях региона конца XIX — начала XX в. в рамках физкультурных занятий в основном было с военным уклоном, так как занятия вели отставные или действующие военные, обладающие своеобразной манерой преподавания и армейским опытом.

Спортивная мобилизация охватила все уезды губернии, и лица, готовые к служению Отечеству, организованно проходили физическую подготовку в крупных учебных заведениях уездов. Военно-спортивные комитеты пришли на смену потешным ротам и начали воздействовать и на скаутские дружины, привлекая занимающихся старших возрастов к прохождению курса тренировочных занятий. В ходе мобилизации была выстроена четкая структура государственной системы мобилизационной подготовки.

Допризывная подготовка населения Российской империи имела огромное значение для предвоенного и военного периодов. Государство с помощью мобилизации внутренних процессов в период Первой мировой войны организовало и ускорило развитие различных элементов физического воспитания. Главной целью применения различных элементов физического воспитания служила подготовка к службе в действующей армии и защите Отечества. Практическое применение в масштабах государства физической культуры было действенным методом для подготовки защитников Отечества к выполнению своего долга и воспитания патриотизма, а Первая мировая война стала ускоряющим элементом для физкультурного развития.

Физкультурно-спортивная работа в Вятской губернии велась с 1871 г. с организации физического воспитания, а с 1909 г. дополнилась деятельностью потешных рот и служила основой для системы допризывной подготовки в Вятской

губернии. Особенно активно организация допризывной подготовки в Вятской губернии стала осуществляться с 1916 г., когда были организованы военно-спортивные комитеты. В итоге эти меры привели к основательной спортивной подготовке новобранцев, обучению тактической грамотности и готовности нести военную службу.

После революции 1917 г. советское государство стало создавать свою систему подготовки мужского населения к службе в армии, взяв за основу богатейший опыт, накопленный в Российской империи.

Примечания

1. Шигалин Г. И. Военная экономика в первую мировую войну. М.: Воениздат, 1956. С. 49.

2. Отбоева Д. А. Патриотическое движение в Ярославском крае в связи с началом Первой мировой войны // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2. С. 313-317.

3. Шмидт К. А. Гимнастика в вопросах и ответах: ее история, цель и польза: для сред. и низш. учеб. завед. и для учит. семинарий. СПб.: Лито-тип. Ф. Юргенса, 1877. С. 1.

4. Вятка // Вятские губернские ведомости. 1871. № 86. С. 3.

5. Погодин П. Д. Гимнастика и спорт в средних учебных заведениях казанского учебного округа. Казань: Типо-литография императорского университета, 1912. С. 11; Васильев М. Г. История вятской гимназии за сто лет ее существования. Вятка: Губернская типография, 1911. С. 6.

6. Погодин П. Д. Гимнастика и спорт в средних учебных заведениях казанского учебного округа. Казань: Типо-литография императорского университета, 1912. С. 14; Местный отдел. Первая загородная гимнастическая прогулка учеников Вятской гимназии // Вятские губернские ведомости. 1890. № 32. С. 3; Местный отдел. Гимнастическая прогулка учеников Александровского Вятского реального училища // Вятские губернские ведомости. 1890. № 34. С. 3-4; ГАКО. Ф. 205. Оп. 3. Д. 2810. Л. 265, 269; ГАКО. Ф. 205. Оп. 3. Д. 2809. Л. 34.

7. ГАКО. Ф. 205. Оп. 3. Д. 2890. Л. 5, 6.

8. Отбоева Д. А. Указ. соч. С. 313.

9. ГАКО. Ф. 205. Оп. 4. Д. 3261. Л. 8.

10. ГАКО. Ф. 205. Оп. 4. Д. 3261. Л. 17, 18.

11. ГАКО. Ф. 582. Оп. 156. Д. 20. Л. 32.

12. ГАКО Ф. 582 Оп. 156 Д. 20. Л.32.

13. ГАКО Ф. 582 Оп. 156 Д. 20. Л. 1а, 14, 15, 19, 28, 36, 47, 57, 66, 70.

14. ГАКО Ф. 582. Оп. 156 Д. 20. Л.37.

15. ГАКО Ф. 582 Оп. 156 Д. 20. Л. 50.

16. ГАКО Ф. 582 Оп. 156 Д. 20. Л. 1а, 15, 19, 28, 34, 38, 47, 57, 62, 69, 67, 70-74.

17. ГАКО Ф. 582 Оп. 156 Д. 20. Л. 62.

18. ГАКО. Ф. 205. Оп. 4. Д. 3365. Л. 5.

19. ГАКО. Ф. 205. Оп. 4. Д. 3365. Л. 4.

20. ГАКО. Ф. 205. Оп. 4. Д. 3365. Л. 4, 5.

21. ГАКО. Ф. 205. Оп. 4. Д. 3365. Л. 1.

22. ГАКО. Ф. 205. Оп. 4. Д. 3365. Л. 2.

23. ГАКО. Ф. 582. Оп. 156. Д. 20. Л. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.