Научная статья на тему 'Роль финансовых инноваций в развитии территории'

Роль финансовых инноваций в развитии территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие территории / местная валюта / инновации / sustainable development of the territory / local currency / innovations
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль финансовых инноваций в развитии территории»

Романова А.А.

к.э.н., доцент, Орловский государственный университет

Romanova.OSU@yandex.ru

Романов П.А.

магистрант, Орловский государственный университет

r-peter@mail.ru

РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ

Ключевые слова: устойчивое развитие территории, местная валюта, инновации.

Keywords: sustainable development of the territory, local currency, innovations.

Важнейшей предпосылкой устойчивого развития территории считается создание механизма, стимулирующего экономический рост и обеспечивающего формирование ресурсов, достаточных для финансирования социальных и экологических потребностей населения региона. Изначально особое внимание исследователи уделяли производству, крупным компаниям автомобильной, металлургической и химической промышленности. Впоследствии бурное развитие финансового сектора заставило искать источники роста и в инновациях данной сферы.

Действительно, во многих случаях финансовые новшества смогли коренным образом повлиять на развитие экономики. История знает множество примеров, когда такие инновации приводили и к процветанию, и к упадку. В частности, развитие акционерного дела - результат реализации инновационных по сути идей, успешно переживших кризисы «мыльных пузырей». Также известно, что государственное стимулирование создания учреждений мелкого кредита в России в конце XIX - начале XX веков в конечном счете позволило существенно улучшить орудия труда ремесленников и крестьян. В итоге это способствовало повышению качества жизни населения и укреплению финансовой базы городов и земств.

На протяжении всего ХХ века роль финансовых инструментов воздействия на экономику неуклонно возрастала. В современном мире трудно переоценить значение эффективной финансовой политики - опыт ее формирования и реализации востребован и международными финансовыми организациями, и государствами. Очевидно, что финансовый инструмент, оказавшийся полезным для достижения данной цели, будет распространен максимально широко.

Активное использование монетарного регулирования для проведения экономической политики в развитых странах в 80-х годах ХХ века способствовало возрождению интереса к дополнительным, в частности, местным валютам как инструменту стимулирования развития местных сообществ. Тем не менее, изначально появление местных валют было безусловным симптомом неблагополучия национальной денежной системы, проблем денежного обращения. Расцвет дополнительных валют пришелся на период Великой Депрессии в США и континентальной Европе. Создание таких валют, по сути, является результатом соглашения сообщества об использовании в расчетах платежных средств, не эмитированных центральным банком, параллельно с законной национальной валютой. Если обращение дополнительной валюты ограничено границами какой-либо территории, то тогда ее называют местной валютой.

Например, местные шиллинги - реализация идеи «свободных (беспроцентных) денег» Сильвио Гезелля - использовались в начале 1930-х годов в австрийском Вёргле в качестве эксперимента с целью повышения скорости оборота денег. Последователи Гезелля считают, что в результате использования «свободных шиллингов» выросла занятость, и наметился подъем в местной экономике даже в условиях Великой депрессии.

В настоящее время интерес к дополнительным валютам проявляется чаще всего вследствие экономических кризисов. Так, в Японии начало бурного роста числа таких валют приходится на середину 1990-х годов, «потерянного десятилетия», период экономического застоя. Уже к началу 2000-х годов в Японии наблюдалось наибольшее разнообразие местных валют: среди 175 таких валютных систем более половины применяли купоны, четверть записывали транзакции в книжках, остальные использовали Интернет, чипы и векселя. Следует отметить, что более половины местных валют насчитывают менее 100 отдельных участников1.

В начале 2000-х годов региональные и местные органы власти в Японии все чаще стали их поддерживать и даже проявлять инициативу в области местных валютных систем. Следует отметить, что важнейшим направлением эволюции этих систем стало начало их интеграции и взаимосвязи. Так, валюты городов Ямато и Сандзё были предназначены для расчетов с другими местными валютными системами с помощью интегрированных платежных систем.

Чем же можно объяснить столь быстрое распространение финансовых инноваций? Очевидно, поиск нестандартных решений стал ответом на чрезвычайное экономическое положение: по данным исследователей, потери япон-

1 Lietaer B. Complementary Currencies in Japan Today: History, Originality and Relevance // International Journal of Community Currency Research. 2004. - Vol. 8. - P. 1-23.

ской экономики в результате краха фондового рынка и рынка недвижимости в период 1990-1995 годов составили 10 триллионов долларов США, что эквивалентно потерям Японии во время Второй Мировой войны1.

Практически все решения, традиционно применяемые для стимулирования экономического роста, оказались малоэффективными: и низкая, почти до нуля, процентная ставка, и налоговые льготы для инвесторов, и общественные работы. Использование местных валют в отдельных рыночных нишах стало одним из направлений поиска модели стимулирования предпринимательской инициативы и поддержки населения, в том числе и моральной, в условиях непрекращающегося спада.

В Южной Корее первые валюты сообществ/местные валюты появились в 1998 году, во время Азиатского кризиса. Наряду с собственно местными валютами, привязанными к определенным территориям, эмитируемым для поддержки местного предпринимательства, негосударственные средства обращения создавались и безотносительно к региону различными сообществами: от борцов с господствующей неолиберальной идеологией до групп экологов. К 2012 году насчитывалось 43 сообщества, использующие свои валюты.

Первая южнокорейская местная валюта, Деньги Будущего «Future Money (FM)», была предложена в марте 1998 года некоммерческой организацией, представляющей новое социальное движение, направленное на борьбу с кризисом и спасение потерявших работу. Движение нашло сторонников среди ностальгирующих по корейским традициям коллективного труда, в частности, пумаси, - добровольной совместной работе на благо сообщества (как правило, аграрного). В течение следующих двух лет более 30 групп, в частности, Корейский центр городских и экологических исследований, Зеленая Корея, Буддийский центр экологических исследований, начали предлагать собственные 2

валюты .

К сожалению, большинство местных валют «первой волны» в Южной Корее уже стали историей. Среди уцелевших - Ari, учрежденная сообществом Квачхон Пумаси (Gwachun Poomasi) в 2000 году, которое к 2011 году имело около 150 активных участников с годовым оборотом, эквивалентным 70 тысячам долларов США3.

Причина неустойчивости местных валютных систем Южной Кореи на тот момент кроется в поведении учредителей. В большинстве случаев валюты сообществ создавали некоммерческие организации, например, природоохранные, которые рассматривали их как одно из направлений своей деятельности, не уделяя им должного внимания.

Однако после кризиса 2008-2009 годов интерес к валютам сообществ в Корее снова вырос. На этот раз инициатива некоммерческих организаций нашла поддержку местных властей. Так, в 2011 году сеульский Фонд благосостояния - некоммерческая организация, созданная правительством Сеула для проведения исследований в сфере социального обеспечения и осуществления программ социальных гарантий - запустил e-Poomasi, местную валюту, для обмена товарами или услугами с ее помощью. В 2014 году эту валюту использовали 5685 человек в 15 районах4.

Появление в Великобритании местных фунтов в Брикстоне (район Лондона), а также в городах: Льюисе, Страуде (Глостершир), Тотнес (Девон),- было вызвано сходными причинами. Так, в сентябре 2008 года торговцы Льюиса стали участниками эксперимента по введению местной валюты, призванного обеспечить городу большую финансовую устойчивость. Изначально 30 тысяч фунтов стерлингов было обменено на фунт Льюиса, используемый в только пределах города. Предполагалось, что дополнительная валюта будет стимулировать местный товарооборот.

Спустя два года после начала эксперимента его результаты оказались довольно неожиданными. Так, П. Кро-уфорд, участник группы поддержки фунта Льюиса, отмечал, что введение дополнительной валюты имеет «небольшой экономический эффект, но изменение поведения, которое оно может вызвать, оказывает гораздо большее влияние»5. Очевидно, как и в других случаях, фунт Льюиса обеспечивает устойчивость местного сообщества, укрепляя доверие и сотрудничество между участниками расчетов.

Примером местной валюты, целью создания которой было поддержание устойчивого развития территории, можно считать появление в январе 2013 года во Французской Стране Басков Eusko, дополнительной валюты, используемой в расчетах наряду с евро. Ассоциация Euskal Moneta, эмитирующая Eusko, называет ее «экологической и солидарной».

Оборот Eusko призван развивать обмен между жителями и компаниями Страны Басков, причем участники расчетов могут присоединиться к Ассоциации и участвовать в собраниях, где принимаются решения. Ежегодные взносы участников (от 5 Eusko для безработных до 12,24 или 36 Eusko в зависимости от выбранных условий участия) представляют собой основной источник доходов Ассоциации и позволяют обеспечить ее независимость. Участники Ассоциации могут рассчитываться билетами, платежной картой, связанной с онлайн-счетом в Eusko.

Комитет по аккредитации Ассоциации Euskal Moneta, состоящий из волонтеров, бизнесменов и пользователей Eusko, рассматривает заявки на вступление в сеть расчетов. Местные компании имеют право использовать эту дополнительную валюту, если они соответствуют критериям Хартии Eusko: не загрязнять окружающую среду, не принадлежать международным торговым сетям и не заниматься промышленным сельским хозяйством. Кроме того, более

1 Lietaer B. Complementary Currencies in Japan Today: History, Originality and Relevance // International Journal of Community Currency Research. 2004. - Vol. 8. - P. 1-23.

2 Joonmo Kang, Baeg Eui Hong. Community currency in Korea: how do we envision community currency? // International Journal of Community Currency Research. 2015. - Vol. 19, Section D 72-80.

3 Ibid.

4 https:// seoulsolution.kr/sites/default/files/gettoknowus/full_report_2014.pdf

5 Busby Ph. BBC News. Do local schemes such as the Lewes pound have a future? - http://www.bbc.co.uk/news/mobile/business-11329269

300 предприятий-участников Ассоциации указывают на ценниках информацию не только по-французски, но и на баскском языке.

Средства, полученные при обмене евро на Eusko, направляются на кредитование компаний-участников Ассоциации в рамках концепции «этических финансов». Предполагается, что подобный кооперативный кредит поддерживает «полезные проекты»: защищающие окружающую среду и способствующие местной занятости. Обратный обмен Eusko на евро производится с пятипроцентным вычетом, направляемым на финансирование социальных и экологических проектов. Такой «налог» призван обеспечить постоянное использование Eusko в обороте.

Таким образом, с момента появления Eusko значительная часть потребителей Страны Басков получила возможность поддержки местных магазинов и рынков, а также фермерских хозяйств. Сторонники Eusko считают, что местные деньги, используемые на ограниченной территории, обращаются быстрее, чем деньги Центрального банка, увеличивая продажи местных производителей. На сайте Ассоциации в качестве аргументов в пользу дополнительной валюты приводятся следующие доводы: «Пока Eusko циркулирует, он остается «в хороших руках», в то время как евро может очень быстро попасть в карманы международного банка, занимающегося спекуляциями или же других субъектов, которые не хочется поддерживать!»1

В октябре 2018 года количество Eusko в обращении достигло одного миллиона, что сделало ее крупнейшей местной валютой в Европе. В конце 2018 года муниципалитет Байонны сделал первый платеж в Eusko, что позволяет осуществлять расчеты по местным налогам, субсидиям и компенсациям в местной валюте. Мэр Байонны Жан-Рене Этчегарай, защищая идею использования формирования доходов муниципального бюджета в местной валюте, отмечал: «Это деньги нашей территории, так как они исходят от экономики и энергии Страны Басков, нет никаких оснований не гарантировать, что эти деньги останутся на нашей территории»2. Местная же валюта, в силу привязки к определенной территории, служит гарантией того, что ресурсы будут использованы там же, где были собраны.

Очевидно, содействие устойчивому развитию территории - важнейшая цель введения местной валюты. Тем не менее, достижение этой цели возможно лишь тогда, когда объем операций, обслуживаемых дополнительной валютой, достигает значительного уровня. Несмотря на то, что количество таких валют по всему миру, по некоторым оценкам, измеряется сотнями, немногие из них приблизились к масштабам Eusko. Кроме того, опыт показывает, что редкие дополнительные валюты остаются жизнеспособными после всплеска первоначальной популярности.

Таким образом, вопрос о средне- и долгосрочной эффективности дополнительных / местных валют по-прежнему не имеет однозначного ответа. Журнал «The Economist» выделяет три основных препятствия для распространения валют сообществ.

Во-первых, ограниченная ликвидность подобных средств платежа. По сути, их использование в обороте существенно ограничено желанием местных предприятий их принимать, что делает местную валюту «формой самостоятельно введенных экономических санкций», сокращающих «диапазон выбора для потребителей и предприятий»3.

Во-вторых, дефицит доверия участников расчетов, вызванный отсутствием регулирования со стороны центрального банка, ограничивает объемы операций и авуаров в местных валютах: их держатели вполне ожидаемо стараются минимизировать риски.

В-третьих, наличие транзакционных издержек, связанных с параллельным использованием национальной и дополнительной валют. Взимание комиссий, как правило, оправдывается необходимостью финансирования развития местных валютных систем, при этом никто не ограничивает использование местными предприятиями денег, эмитированных центральным банком.

Тем не менее, при определенных обстоятельствах, в частности, в условиях кризиса, введение в обращение дополнительных валют можно рассматривать как реализацию инноваций в сфере финансов, позволяющую достичь коллективно определенных целей, недоступных при использовании только официальных денег. Анализ различных подходов к организации местных валютных систем позволяет выявить наиболее эффективные инструменты для решения конкретных задач. Очевидно, что оценка уже имеющегося опыта подобных инноваций, а также их воздействия на местное развитие, позволяет выработать действенные механизмы создания и распределения богатства, которые наилучшим образом отвечают потребностям территорий.

1 http://www.euskalmoneta.org/

2 http://www.euskalmoneta.org/2018/12/20/premiers-paiements-en-eusko-par-la-ville-de-bayonne/

3 The Economist. Sub-national currencies struggle to survive. - https://www.economist.com/finance-and-economics/2017/01/07/sub-national-currencies-struggle-to-survive

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.