УДК: 336.201 ГРНТИ: 06.35.31
РОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В. С. Кудряшов1, С. Р. Житник2
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Россия, 199178 г. Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., 57/43
2 Международный банковский институт
Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Садовая, 6
S3 Кудряшов Вадим Сергеевич - [email protected]
В статье рассмотрена теоретическая и практическая значимость финансовой (бухгалтерской) отчетности для предприятий молочной промышленности. Исследованы взаимосвязи между формами отчетности на примере молочного завода. Выявлены характерные признаки предприятий молочной промышленности по производству и реализации сливочного масла, спредов, а также маргарина.
Ключевые слова: финансовая отчетность, молочная промышленность, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.
THE ROLE OF FINANCIAL REPORTING IN THE RUSSIAN DAIRY INDUSTRY
V. S. Kudryashov1, S. R. Zhitnik2
1 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 57/43 Sredniy Ave., Vasilyevsky Island, 199178 Saint Petersburg, Russia
2 International Banking Institute
6 Malaya Sadovaya St., 191023 Saint Petersburg, Russia
El Kudryashov Vadim - [email protected]
The article considers the theoretical and practical significance of the financial (accounting) statements for enterprises of the dairy industry. Investigated is the relationship between the reporting forms on the example of dairy. Identified are the characteristics of the dairy industry in the production and sales of butter, spreads and margarine.
Keywords: financial statements, dairy industry, balance sheet, statement of profit and loss, statement of cash flows.
Современные тенденции мировой экономики переориентировали основные производственные мощности предприятий Российской Федерации на обеспечение внутреннего продовольственного рынка. Совершенно очевидно, что введённые западными странами санкции отразились не только на финансовом секторе России, но и на производственных компаниях. Так, особенное внимание необходимо уделить анализу современного состояния предприятия молочной продукции (рис.1). Ни для кого не секрет, что российский рынок молочной продукции в основном был представлен иностранными производителями. Однако сложившая, непростая экономическая ситуация заставила Правительство РФ обратить особое внимание на отечественные молочные компании в рамках развития собственной молочной продукции.
Для того чтобы запустить процесс развития выбранного сектора необходимо точно понимать, какие именно инструменты поддержки необходимы для возрождения данного сектора, как компании реагируют на современные потребности рынки, насколько востребована производимая продукция и насколько она отвечает нынешним технологическим и санитарным требованиям. Как правило, основная мера государственной поддержки сводится именно к финансированию только определенных представителей отрасли. Однако также в некоторых случаях эксперты рабочих групп по обозначенному вопросу могут выносить рекомендации по слиянию с более крупными компаниями с целью сохранения технологий, доли рынка или ранее зарекомен-
2010 2011 2012 2013 2014 2015 Январь - август
2014 2015 2016
1 Масло сливочное Продукция маргариновая 1 Спреды
* - сливочное масло, маргарины и спреды на диаграмме объединены в общую группу в связи с тем, что часто являются дпя потребителей товарами-субститутами (взаимозаменяемыми товарами). При этом следует учитывать, что состав и технологии проиводства этих товаров значительно различаются
Рис. 1 - Производство сливочного масла, маргаринов и спредов, тыс.т., 2010-2016 гг.
довавшего себя бренда [1]. Но все финансовые инструменты могут быть предложены исключительно после анализа финансового состояния конкретных предприятий.
Отметим, что ранее не было детально рассмотрено современное финансовое состояние предприятий молочной промышленности, в то время как потребитель остро нуждается в высококачественных конкурентоспособных продуктах отечественного производства. В связи с этим, для анализа финансового состояния и вынесения предложений по нивелированию экономических проблем был выбран пул российских молочных заводов, которые достаточно известны на отечественном рынке в секторе производства сливочного масла. На основе финансовой отчётности вы-
Есопот^ | Juvenis scientia 2017 № 2
17
бранного завода был проведен анализ финансового состояния, который включал в себя анализ рентабельности, анализ ликвидности и платежеспособности, анализ и оценка деловой активности.
Финансовая отчётность - совокупность показателей учёта, отражённых в форме определённых таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение компании за отчётный период. Также финансовая отчётность представляет собой систему данных о финансовом положении компании, финансовых результатах её деятельности и изменениях в её финансовом положении и составляется на основе данных бухгалтерского учёта [2].
В условиях рыночной экономики финансовая отчетность становится главным источником информации для принятия обоснованных управленческих решений. Важным требованием к принятию таких решений является наличие фактов, касающихся финансового положения организации и результатов ее деятельности. Такие факты представляются в виде данных бухгалтерского учета, которые собираются, группируются, подытоживаются и находят свое отражение в отчетности. В самом общем виде финансовая отчетность - это конечный продукт бухгалтерского учета в организации.
Финансовая отчетность в системе управления представляет интерес для различных групп пользователей, как внутренних, так и внешних. Внутренние непосредственно занимаются бизнесом в данной организации: это руководство предприятия и различные должностные лица (менеджеры, экономисты и др.), которые несут ответственность за ведение дел и за результаты деятельности организации. Результаты работы организации зависят от правильности и своевременности принятия управленческих решений, а многие из этих решений в значительной степени основываются на учетной информации и ее анализе [3].
Анализ финансовых результатов деятельности организации дает:
• оценку динамики показателей прибыли, обоснованность образования и
• распределения их фактической величины;
• выявление и измерение влияния различных факторов на прибыль;
• оценку возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объема производства и издержек.
На основе полученных результатов от аналитического расчета показателей финансовой активности, были выявлены следующие характерные признаки предприятий молочной промышленности по производству и реализации сливочного масла оптом, спредов и маргарина с массовой долей жира от 40% до 82%:
1. Одной из основных проблем предприятий является полное отсутствие собственных оборотных средств. Весь объем оборотных средств и часть внеоборотных активов финансируется за счет кредитов и займов. Данный факт повлиял на показатель коэффициента обеспечения текущей деятельности предприятий, который оказался отрицательным и отнес предприятия как временно неплатёжеспособный. Неплатёжеспособность подтверждает и показатель маневренности собственных оборотных средств, который информирует нас о том, что оборотные средства не финансировались за счет собственного капитала.
2. Поскольку рассматриваемые предприятия занимаются производственной деятельностью, то следует отметить, что компании проводят политику формирования за-
пасов. Однако следует учесть, что в структуре нормальных источников формирования запасов в основном присутствуют внешние займы и кредиты.
3. В результате сложившейся ситуации абсолютная краткосрочная финансовая устойчивость в принципе невозможна. Однако приемлема нормальная краткосрочная финансовая устойчивость предприятий.
4. В связи с тяжелым финансовым положением предприятия предпринимают различные меры элементарного и малозатратного усовершенствования технологий, а также максимальной загрузки мощностей, которые привели к следующим результатам. Увеличился объем генерированных доходов, повысилась рентабельность активов, выросли нормы валовой и операционной прибыли, однако норма чистой прибыли снизилась, поскольку компании стали активно погашать кредиторскую задолженность. В целом рентабельность собственного капитала увеличилась, что обеспечило нормальную срочную (быструю) ликвидность.
5. Благодаря эффективной кадровой и производственно-технической политики произошел рост коэффициента оборачиваемости оборотных активов на фоне роста оборачиваемости материальных средств. Увеличился коэффициент дебиторской задолженности и снизился период ее оборота до 30 дней, что говорит о том, что предстоящие доходы стали получать намного быстрее за счет эффективных мер стимулирования или наказания да просрочку оплаты за поставленные товары. Увеличился коэффициент оборота кредиторской задолженности и снизился период ее погашения, что информирует о повышение интенсивности ее оплаты.
6. В свою очередь все полученные результаты повлияли на сокращение производственного и финансового цикла, что отражает эффективное использование внеоборотных активов и успешную работу с контрагентами.
7. В целом, компании практически придерживаются золотого правила экономики: происходит расширения масштабов деятельности предприятия за счет роста активов, увеличения продаж, однако, на этом фоне и увеличились издержки производства. Следует более рационально придерживаться экономии на масштабе производства. И как итог данной деятельности отмечается малый рост коэффициента устойчивости экономического роста.
Для решения выявленных проблем предлагаются следующие меры:
1. Для управления и снижения зависимости от кредиторской задолженности необходимо менеджерами предприятия выстроить линию взаимодействия с кредиторами. Следует установить какое соотношение собственных и заемных средств необходимо для ведения бизнеса. Также, возможно, создать инвестиционный проект для привлечения инвесторов, заинтересованных в развитии этой отрасли. Можно создать систему по сомнительным долгам, которая позволяет компании при заключении договора оценить будущие поступления в ряде случаев. Также, можно продолжить работу с дебиторской задолженностью и разработать систему активного сбора платежей, которая бы уменьшила срок отсрочки и тем самым повысила бы доходы предприятия, а в некоторых случаях и добавила экстрадоход в виде пеней за просрочку.
2. Увеличение уставного капитала за счет выпуска дополнительных акций, путем издания протокола предприятия. Объем увеличения должен быть оправдан необходимостью погашения внешних заимствований, повышения
рентабельности активов и формирование платёжеспособности.
3. Можно перевести задолженность при согласии кредитора на другое юридическое лицо, в нашем случае будет лучше, если «новым должником» будет выступать компания этой же отрасли. Следует отметить, что в этом случае, возможно, будет необходимо поставлять часть своей продукции данной компании либо под своим брендом, либо под маркой «нового должника». Также, может потребоваться заключения договора франшизы или слияния с этой компанией.
4. Для менее критичных способов погашения кредиторской задолженности рекомендуется более четко работать с дебиторской задолженностью, по средствам тщательного отбора покупателей и поставщиков.
5. Следует проводить контроль долгов, чтобы сформировать резерв, который будет покрывать часть этой группы и не будет направлен на приобретение сырья или иных статей расходов.
6. Следует более точно провести анализ внеоборотных средств, которые мало задействованы в производстве и могут быть проданы для дальнейшего погашения.
Таким образом, как показывает анализ финансовой отчётности представителей молочной продукции, российские компании выбранного сектора существенно нуждаются в
реформировании в различной степени и характере поддержки. Нестабильное платежное состояние компаний ведет затруднению применения инструментов финансовой поддержки, в связи с чем можно предположить, что основные рекомендации экспертов рабочих групп будут вынесены в направлении объединения ряда компаний с целью снижения экономических и отраслевых рисков и увеличения доли отечественного производителя на рынке сливочного масла.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лебедев А.В., Федулова И.Ю. Особенности оценки конкурентоспособности молочной продукции на рынке конечного потребителя // Сельскохозяйственные науки и агропромышленный комплекс на рубеже веков. 2016. № 13. С. 173-177.
2. Истомин М.А., Дедов Д.Л., Беспалов М.В., Манасян С.М. Финансовое обеспечение инновационных процессов // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2014. № 41. С. 203212.
3. Шевцова Н.М. Тенденции развития рынка молока и молочной продукции в России // Сельскохозяйственные науки и агропромышленный комплекс на рубеже веков. 2016. № 13. С. 177-181.
Поступила в редакцию 14.02.2017