Научная статья на тему 'Роль финансово-инвестиционной политики государства в преодолении дисфункции рынка капитала'

Роль финансово-инвестиционной политики государства в преодолении дисфункции рынка капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК КАПИТАЛА / СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / СТРУКТУРНЫЙ ДИСБАЛАНС / ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ДИСФУНКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хуссейн И.Я.

Одним из серьезных последствий дисфункции рынка капитала, существующей в экономике Ирака, является дисбаланс ее отраслевой структуры. Гипертрофированное развитие добывающих отраслей приводит к неэффективной инвестиционной деятельности, слабому капиталообразованию, неустойчивому экономическому росту. Преодоление деструктивных дисфункций в финансово-инвестиционной сфере экономики Ирака актуальная задача финансово-инвестиционной политики государства. Необходимость и возможность решения обозначенной задачи предмет представленной статьи. Теоретический анализ. В статье рассмотрены подходы к оценке влияния финансово-инвестиционной политики государства на развитие инвестиционной деятельности, функционирование рынка капитала, экономики в целом, формирование ее сбалансированной структуры. Эмпирический анализ основан на оценке результатов функционирования иракской экономики за период с 2005 по 2016 год, анализе важнейших направлений государственной экономической политики Ирака. Результаты. Выявлена неоднозначная роль финансово-инвестиционной политики государства в преодолении дисфункций рынка капитала. Эффективная экономическая политика государства позволяет снизить деструктивные последствия функционирования рынка капитала. Однако неэффективная финансово-инвестиционной политики сама способна порождать дисфункции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль финансово-инвестиционной политики государства в преодолении дисфункции рынка капитала»

УДК 330.341

РОЛЬ ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ПРЕОДОЛЕНИИ ДИСФУНКЦИИ РЫНКА КАПИТАЛА

И. Я. Хуссейн

Хуссейн Имад Ясир, аспирант кафедры экономической теории и национальной экономики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, yaseeremad82@gmail.com

Введение. Одним из серьезных последствий дисфункции рынка капитала, существующей в экономике Ирака, является дисбаланс ее отраслевой структуры. Гипертрофированное развитие добывающих отраслей приводит к неэффективной инвестиционной деятельности, слабому капиталообразованию, неустойчивому экономическому росту. Преодоление деструктивных дисфункций в финансово-инвестиционной сфере экономики Ирака - актуальная задача финансово-инвестиционной политики государства. Необходимость и возможность решения обозначенной задачи - предмет представленной статьи. Теоретический анализ. В статье рассмотрены подходы к оценке влияния финансово-инвестиционной политики государства на развитие инвестиционной деятельности, функционирование рынка капитала, экономики в целом, формирование ее сбалансированной структуры. Эмпирический анализ основан на оценке результатов функционирования иракской экономики за период с 2005 по 2016 год, анализе важнейших направлений государственной экономической политики Ирака. Результаты. Выявлена неоднозначная роль финансово-инвестиционной политики государства в преодолении дисфункций рынка капитала. Эффективная экономическая политика государства позволяет снизить деструктивные последствия функционирования рынка капитала. Однако неэффективная финансово-инвестиционной политики сама способна порождать дисфункции. Ключевые слова: рынок капитала, структура экономики, структурный дисбаланс, финансово-инвестиционная политика государства, дисфункция.

й01: 10.18500/1994-2540-2018-18-1 -33-40

Введение

Отличительной особенностью современного состояния рынка капитала в Ираке является его дисфункциональность. Рынок капитала в рыночной системе выполняет специфические, присущие только ему функции: перераспределяет финансовые ресурсы между отраслями, хозяйствующими субъектами в соответствии с рыночной конъюнктурой и финансово-инвестиционной политикой государства; обеспечивает экономику финансовыми ресурсами; способствует продуктивному использованию сбережений, превращению их в инвестиции; создает условия для экономического роста. В экономике Ирака финансовый сектор отстает в своем развитии от «товарных секторов» экономики, производящих товары и услуги. Рынок капитала не покрывает

внутреннего спроса на капитал, необходимый для развития производства. Конкурентными преимуществами экономики Ирака являются и выгодное географическое положение, и наличие значительных запасов водных ресурсов и нефти - более 17% от мировых запасов, и избыток трудовых ресурсов. Вместе с тем среднегодовые темпы экономического роста Ирака в 2014 и 2015 гг. имели отрицательные значения: -0,64 и -2,44% соответственно, а в 2016 г. темп роста составил 2,4%, что не соответствует имеющемуся ресурсному потенциалу.

Проявлением дисфункции рынка капитала в экономике Ирака является дисбаланс ее отраслевой структуры. Так, в 2015 г. объем промышленного производства в Ираке составлял 55,6 млрд долл., но объем промышленного производства, за исключением добывающей промышленности, составлял только 1,4 млрд долл. [1]. Экономика Ирака характеризуется чрезмерным развитием добывающей промышленности, при этом основной отраслью является нефтедобыча. Таким образом, наблюдается нарушение перераспределительной функции рынка капитала, т.е. финансовые ресурсы сосредоточены в одном сегменте экономики, другие отрасли испытывают нехватку капитала.

Дисфункция рынка капитала в экономике Ирака проявляется и в нарушении процесса капиталообразования. Банковская система Ирака, состоящая из государственных и частных банков, не решает задачи по привлечению свободных средств населения и бизнеса и размещению их в экономике. Население, предприятия и организации в большей степени доверяют иностранным банкам, на фоне политической нестабильности и военных действий растет отток капитала за рубеж. С 2015 по 2016 г. в Ираке отток прямых иностранных инвестиций увеличился в два раза: в 2015 г. - 148 млн долл., в 2016 г. - 304 млн долл. [1]. Статистика свидетельствует о том, что в Ираке есть острый дефицит доверительных отношений, что влияет на развитие финансовых отношений.

Дисфункция рынка капитала сдерживает экономическое развитие Ирака. Преодоление данного ограничения предполагает определенные изменения в финансово-инвестиционной политике государства. Государство должно активизировать усилия по созданию условий роста промышленного производства, формированию сбалансированной отраслевой структуры экономики Ирака. Устойчивое социальное и экономическое развитие невозможно без эффективной реализации и финансово-инвестиционной политики. Инвестиционно-финансовые потоки характеризуют эффективность функционирования важнейшей подсистемы современной экономики - рынка капитала, и определяют его дисфункцию.

Теоретический анализ

Функции рынка капитала осуществляются на практике через субъективную деятельность людей. Они реализуются на микро- и на макроуровне хозяйственной системы, проявляются и в экономической деятельности фирм, отдельных людей, и через финансово-инвестиционную политику государства. Для бизнеса (микроуровень) функционирование рынка капитала выступает как обстоятельство, к которому бизнес вынужден приспосабливаться, повлиять на рынок капитала отдельная фирма не может. Но на макроуровне государство посредством финансово-инвестиционной политики может воздействовать на функционирование рынка капитала. То есть государственные институты и организации воздействуют на рынок капитала посредством различных методов, регулируют и совершенствуют его работу [2, 3].

Финансово-инвестиционная подсистема экономики выполняет инфраструктурную функцию. Данная функция реализуется через изъятие и перераспределение определенной доли финансовых ресурсов между отраслями экономики, оказывая стимулирующее воздействие на их развитие. Финансово-инвестиционная подсистема способствует возвращению части созданной стоимости в производительный сектор экономики. Функционирование экономики, в которой нарушено перемещение инвестиционных потоков, нарушается.

Роль финансово-инвестиционной подсистемы экономики обусловливает значение инвестиционной и финансовой политики государства, так как инвестиционно-финансовые потоки характеризуют результативность функционирования экономики, эффективность работы ее важнейших подсистем. Объем финансовых потоков, их направленность и использование определяют качество функционирования рынка капитала, могут

использоваться как критерии оценки степени его дисфункции.

Финансово-инвестиционная политика государства также выполняет определенные функции, наиболее важной из которых является поддержание циклов воспроизводства в основных секторах хозяйственной системы. Финансово-инвестиционная политика обеспечивает перелив денежных ресурсов между разными циклами воспроизводства, поддерживает динамику экономической системы. Данная проблема в экономической литературе обозначается как проблема наличия и ликвидности финансовых ресурсов.

Таким образом, можно сделать вывод, что степень дисфункциональности рынка капитала является показателем эффективности действий государства, его финансово-инвестиционной политики. Степень дисфункциональности может быть определена путем анализа системы аллокации финансовых потоков в рамках хозяйственной системы.

Эмпирический анализ

Для оценки состояния рынка капитала предлагается использовать обозначенные критерии: объем и направленность финансово-инвестиционных потоков в экономике; эффективность инвестиционной деятельности. Статистические данные экономики Ирака, представленные в табл. 1, характеризуют вклад различных отраслей экономики Ирака в формирование валовой добавленной стоимости с 2005 по 2015 г.

Показатели структуры валовой добавленной стоимости свидетельствует о существенном дисбалансе в отраслевой структуре экономики. Наибольший вклад в создание валовой добавленной стоимости в анализируемом периоде внес промышленный сектор экономики. В соответствии со статистическими данными ЮНКТАД [1], объем валовой добавленной стоимости, созданный в экономике Ирака с 2005 по 2015 г., в ценах 2005 г. составил 767 млрд 137 млн долл. Вклад промышленности в данный объем составил 515 млрд 209 млн долл., но доля промышленного сектора, за исключением добывающей промышленности, в валовой добавленной стоимости явилась в объеме 11 млрд 791 млн долл., что составляет всего 1,5% в объеме ВДС. Рост доли промышленности в структуре ВДС, наблюдаемый в течение анализируемого периода, возник в результате интенсивного развития строительства, его вклад увеличился в два раза.

Отмеченный дисбаланс структуры ВДС отражает нарушение перераспределительной функции рынка капитала: финансовые ресурсы сосредоточены в добывающей промышленно-

Таблица 1 / Table 1

Динамика структуры валовой добавленной стоимости (ВДС) по видам экономической деятельности

в 2005-2015 гг., %

Dynamics of the structure of Total Value Added (TVA) by kind of economic activity in 2005-2015, %

Годы ВДС, общий объем Виды экономической деятельности

Доля сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства, охоты в ВДС Промышленно сть Доля услуг в ВДС

Доля промышленности в ВДС в том числе

Доля промышленности, исключая добывающую, в ВДС Доля строительства в ВДС

2005 100 6,9 63,3 1,3 3,6 29,8

2006 100 6,7 63,1 1,4 3,6 30,2

2007 100 4,2 65,7 1,4 3,6 30,1

2008 100 3,4 66,7 1,4 3,4 29,9

2009 100 3,3 66,4 1,8 3,5 30,3

2010 100 3,2 66,3 1,8 5,2 30,5

2011 100 3,4 66,9 2,0 4,7 29,7

2012 100 3,2 67,3 1,7 5,9 29,5

2013 100 3,2 67,5 1,5 8,1 29,3

2014 100 3,1 69,7 1,2 7,5 27,2

2015 100 3,2 68,1 1,5 7,1 28,7

Рассчитано по: [1].

сти, другие отрасли экономики не развиваются. Выявленный дисбаланс сформировался задолго до анализируемого периода. Экономическая динамика Ирака формировалась под воздействием многих исторических событий: нефтяной революции 1970-х гг., войн и санкционных ограничений 1980-х и 1990-х гг., экономических санкций и оккупации США в 2003-м и последующих годах. Но за всю историю своего существования экономика Ирака не смогла преодолеть структурного дисбаланса. Структурные искажения - доминирующее условие экономического развития, формирующее негативные тенденции.

Иракская экономика - модель развивающейся экономики, базирующейся на развитии нефтяного сектора, уязвимая для рисков изменения рыночной конъюнктуры. Величина нефтяных запасов оценивается в 143 млрд баррелей [4]. Нефть - основной источник национального дохода, средства от ее продажи формируют бюджет государства, экспорт нефти влияет на структуру торгового баланса и платежного баланса. Исходя из рисков колебания рыночной конъюнктуры, стратегия финансово-инвестиционной политики государства должна быть нацелена на создание условий для перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики. Финансовые излишки, полученные в добывающем секторе, должны распределяться между другими

секторами экономики с целью диверсификации источников образования валовой добавленной стоимости. Однако экономическая политика, реализуемая правительством, не привела к созданию сбалансированной экономики. По мнению одного из ведущих ученых-экономистов Ирака Ахмед Омар аль-Рави, причиной является доминирование в экономике государственного сектора, государство является основным агентом экономики. Частный сектор в экономике Ирака развит слабо и не имеет возможности осуществлять крупные инвестиции. В результате низкой эффективности государственного управления производственный сектор не получил должного развития, экономика остается недиверсифицированной [5].

Промышленный сектор экономики Ирака, согласно международной классификации видов деятельности, включает несколько групп отраслей: добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, отрасли инфраструктуры, которые можно сгруппировать по видам производственной деятельности. Статистические данные, приведенные в табл. 2, позволяют представить структуру промышленности Ирака.

Анализируя статистические данные табл. 2, можно заключить, что 81% производственных предприятий в стране относятся к обрабатывающей промышленности, производят продукцию потребительского назначения. Ведущее место по

Таблица 2 / Table 2

Структура промышленности Ирака по видам производственной деятельности в 2009 г. Structure of industry of Iraq by kinds of economic activity in 2009

Виды производственной деятельности Количество крупных предприятий Численность сотрудников

Добывающая промышленность и горнодобывающая промышленность (за исключением добычи нефти) 3 3089

Пищевая промышленность 138 20 505

Производство безалкогольных напитков и алкогольных напитков 13 2312

Производство табака и табачных изделий - -

Текстильная промышленность 7 22 160

Производство готовой одежды 3 5447

Производство кожи и изделий из кожи (кроме обуви) - -

Производство обуви 1 4456

Производство древесины, изделий из дерева и мебели 2 196

Производство бумаги, бумажных изделий и печатной продукции 14 1684

Производство химических, нефтехимических, пластмассовых изделий 14 515

Производство изделий из неметаллических минеральных руд (цементная промышленность) 264 42 541

Металлообработка 1 1799

Производство металлоизделий промышленного назначения (кроме машин и оборудования) - -

Производство машин (кроме электрических) 1 12

Производство оборудования, электрооборудования - -

Производство и ремонт транспортных средств 2 3809

Сост. по: [6, с. 105-107].

количеству предприятий и числу сотрудников приходится на производство продукции из неметаллических минеральных руд - цементную промышленность: количество учреждений составляет 264 единицы, а число сотрудников -42 541 человек. По числу крупных предприятий второе место занимает пищевая промышленность (138 организаций) и по количеству занятых работников (20 505 чел.) - третье место. Третье место по количеству предприятий (14 единиц) приходится на производство бумаги, бумажной и печатной продукции, а также химическую промышленность и производство нефтепродуктов. По числу работников (1684 чел.) бумажная промышленность занимает девятое место, а химическая и нефтехимическая промышленность - десятое место (515 чел.). Производство безалкогольных напитков и алкоголя занимает четвертое место по количеству учреждений (13 ед.), а по числу рабочих в этой отрасли (2312 чел.) - седьмое место.

Таким образом, промышленность характеризуется разнообразием видов экономической деятельности, включает в себя различные отрасли, но уровень развития промышленности

- низкий. Основное развитие в экономике Ирака получили трудоемкие виды производств - пищевая, цементная, текстильная промышленность, а производство капитальных благ (особенно это касается производства оборудования) отсутствует.

Структура валового внутреннего продукта, приведенная в табл. 3, свидетельствует об определенной степени нестабильности экономического развития. Колебания валового накопления, расходов на конечное потребление, чистого экспорта объясняются действием внешних факторов: изменением рыночной конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей, военными действиями. Неустойчивость динамики структуры ВВП на фоне значительных государственных расходов говорит о низкой эффективности экономической политики, о неспособности государства создать условия для долгосрочных инвестиций в экономику Ирака, устойчивого ее развития.

Финансово-инвестиционная политика государства и до настоящего времени не решила проблемы индустриализации экономики, развития промышленного сектора. В результате достичь сбалансированности отраслевой структуры экономики Ирака не удалось. Негативную роль

Таблица 3 / Table 3

Динамика структуры ВВП Ирака по расходам за период с 2005 по 2015 г., % Dynamics of the structure of gross domestic product (GDP) of Iraq by expenditure in 2005-2015, %

Годы ВВП Расходы на конечное потребление Валовое накопление Чистый экспорт

всего в том числе

домашних хозяйств государственного управления всего в том числе накопление основного капитала

2005 100 79,5 51,9 27,6 30,5 19,1 -10

2006 100 62, 7 44,1 18,6 22,3 20,9 15

2007 100 67,9 45,7 22,2 11,1 8,0 21

2008 100 57,7 37,6 20,1 18,3 17,9 24

2009 100 86,5 61,7 24,9 13,3 12,2 0,2

2010 100 74,9 52,6 22,4 18,8 19,2 6,3

2011 100 62,1 42,0 20,1 18,2 15,3 19,7

2012 100 66,2 46,7 19,4 15,8 17,6 18,0

2013 100 63,7 44,0 19,8 22,8 22,8 13,5

2014 100 67,8 49,5 18,3 17,6 26,4 14,6

2015 100 80,2 56,3 23,9 27,0 27,0 -7,2

Рассчитано по: [1].

сыграла политическая нестабильность, войны, сопутствующие акты саботажа, отсутствие инфраструктуры для индустриализации, прежде всего, разрушение системы энергоснабжения, сокращение доли частного сектора в ответ на все вышеперечисленные события. Конкурентоспособность местных товаров на международном рынке низкая. Рост курса национальной валюты повышает себестоимость производства товаров, существует проблема их продвижения.

Из вышесказанного ясно, что преодоление диспропорций в отраслевой структуре экономики Ирака, развитие ее промышленного сектора зависят от эффективности финансово-инвестиционной политики государства, ее возможностей преодоления дисфункции рынка капитала.

В Национальном плане экономического развития Республики Ирак на 2013-2017 гг. в качестве базовых установок преобладают цели на индустриализацию: увеличение вклада ненефтяных производств в ВВП Ирака; повышение роли частного сектора в развитии промышленного производства, создании новых рабочих мест и налаживании партнерских отношений с государственным сектором; создание среды, привлекательной для иностранных инвестиций в не-нефтяные отрасли промышленности [7].

Данный документ содержит описание мер, которые необходимо принять для достижения поставленных целей:

— реструктуризировать компании и заводы в соответствии с рыночной экономикой (при-

ватизация), расширить роль частного сектора в промышленном развитии и промышленно-экономической деятельности, обеспечить ему приоритет в развитии промышленности, ко -операции взаимосвязанных отраслей с высокой добавленной стоимостью;

— стимулировать иностранные инвестиции в промышленный сектор с целью передачи технологий и повышения его эффективности;

— выявить конкурентоспособные предприятия, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью, стимулировать внутренние и зарубежные инвестиции в их развитие;

— поддержать исследования и разработки в области промышленных технологий, обеспечить поддержку патентов и прикладных экспериментальных разработок, развитие научного потенциала.

Реализация обозначенных целей предполагает восстановление функций рынка капитала: перераспределительной и функции превращения сбережений в инвестиции. Важным направлением реализации данной задачи является приватизация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Политика приватизации - одна из экономических стратегий, способствующих устранению дисбаланса в производственных структурах, достижению диверсификации секторов экономики, снижению зависимости от нефти как единственного источника национального дохода. Цели, которые Ирак стремится достичь посредством политики приватизации, заключаются в следующем [8]:

- устранение бюрократии за счет упрощения процедур, связанных со всеми разрешениями и лицензиями;

- переход к рыночному механизму, когда приватизация рассматривается как основное требование развития конкуренции, повышения эффективности хозяйствующих объектов;

- устранение неэффективности государственных расходов, связанных с более высокими инвестиционными затратами государственного сектора и, следовательно, большей внешней задолженностью; поиск негосударственных источников финансирования роста производительности труда и эффективности производства;

- увеличение государственных доходов путем стимулирования развития государственных предприятий, отмена их субсидирования и централизованного ценообразования, подчинение функционирования данных предприятий законам конкуренции;

- увеличение доли частного сектора в ВВП и обеспечение полной занятости рабочей силы, не игнорируя при этом роли государства;

- поощрение частных инвестиций на конкурсной основе, что способствует сокращению монополии;

- оживление финансовых рынков и активизация фондовой биржи, привлечение сбережений частного сектора и стимулирование роста иностранных инвестиций;

- сокращение уровня скрытой безработицы путем применения системы обучения и перераспределения рабочей силы между секторами экономики.

Способы реализации поставленных целей, в первую очередь, предполагают сокращение государственного сектора: продажу государственных активов; передачу права использования актива в случае, если продажа невозможна, а государство управляет неэффективно; ликвидацию объекта приватизации, когда невозможно найти покупателей для актива; конвертацию. В тех случаях, когда государство отдает частному сектору возможность предоставлять услуги или производить определенные товары, государство заключает контракты на управление государственной собственностью, лизинговые контракты, концессионные соглашения. Одним из самых важных средств приватизации является либерализация экономической деятельности и снятие ограничений на частную собственность.

Таким образом, реализация стратегии приватизации позволит создать условия оживления финансового рынка, восстановления инвестиционных потоков в экономике Ирака. Данная стратегия - это лишь часть финансово-инвести-

ционной политики государства, направленная на диверсификацию источников дохода и производственной базы. Финансово-инвестиционная политика, принятая государством, направлена на поощрение инвестиций частного сектора и расширение его возможностей как одного из основных столпов построения сильной и диверсифицированной экономики и источников ее доходов. Предоставление стимулов и льгот способно положительно повлиять на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов. Создание государственных промышленных зон и свободных зон в соответствующих областях даст определенные преимущества инвесторам.

Процесс поддержки и стимулирования инвестиций в экономику Ирака нуждается в создании определенной инвестиционной среды. Назовем наиболее важные компоненты, которые формируют данную среду [9].

1. Финансовая стабильность. Нестабильность безопасности - один из основных факторов оттока инвестиций из страны, где нет стабильности в плане безопасности. Это видно из опыта Ирака, когда отсутствие безопасности стимулирует инвестирование в соседние страны.

2. Сбалансированное налоговое законодательство. Каждый инвестор стремится получить прибыль от инвестиций, и размер уплачиваемого налога имеет значение. Законодательство должно предусматривать налоговые льготы, поощряющие инвестора.

3. Наличие сбережений. Инвестиции предполагают наличие национальных сбережений, которые образуются в результате вычитания из дохода расходов на текущее потребление. Сбережения - это отложенное потребление, которое способно при инвестировании увеличить доход в будущем.

4. Наличие развитой инфраструктуры, особенно информационной. Информационные системы позволяют подключиться к различным региональным и глобальным рынкам для обмена информацией и помогают в проведении аналитических исследований.

5. Снижение роли лоббистских групп, давление которых приводит к оттоку инвестиций из страны и различного рода диспропорциям.

6. Поощрение финансового законодательства об инвестициях.

7. Наличие эффективных финансовых рынков, способствующих распространению ценных бумаг (акций и облигаций).

Можно утверждать, что последовательная финансово-инвестиционная политика, формирующая комфортную инвестиционную среду, ведет к увеличению объемов инвестиций,

сбалансированному распределению финансово-инвестиционных потоков между секторами экономики и, следовательно, улучшению состояния национальной экономики. Необходима координация и согласование интересов государственного и частного секторов при разработке национальной финансово-инвестиционной политики, с тем чтобы имеющиеся ресурсы использовались максимально эффективно, повышая конкурентоспособность национальных товаров, расширялась производственная база и увеличивался экспорт, местные товары становились более конкурентоспособными на международном рынке [10].

Результаты

Проведенное исследование состояния экономики Ирака позволяет заключить, что дисфункция рынка капитала обусловлена проводимой государством финансово-инвестиционной политикой. В экономике Ирака просматривается широкий спектр проблем ее деформации: от институциональных до макроэкономических.

В экономике Ирака наблюдается дисфункция, связанная с отрывом финансового механизма от реальной экономики. Финансовый рынок значительно отстает в своем развитии от реального сектора экономики, не покрывая внутреннего спроса хозяйствующих субъектов на необходимые для развития ресурсы.

Основными дисфункциями финансово-инвестиционной политики государства, сдерживающими развитие экономики Ирака, выступают: инвестиционный кризис; монополизация экономики; коррупция и административные барьеры; низкая эффективность социально-экономической политики государства: неразвитость малого бизнеса; бедность населения и чрезмерная дифференциация доходов.

Эффективная финансово-инвестиционная политика государства является важнейшим фактором динамичного развития экономики, потому что инвестиции обеспечивают: прирост ВВП; совершенствование отраслевой структуры экономики; модернизацию техно-технологической и информационной базы экономики; совершенствование производственной и рыночной инфраструктуры, улучшение количественных и качественных показателей экономической системы. Однако, как показывает анализ фи-

нансово-инвестиционной политики государства, инвестиционные институты находятся в кризисном состоянии, что позволяет говорить об их дисфункциональности.

Список литературы

1. UNCTADstat : [сайт]. База данных. Национальные счета. URL: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/ tableView.aspx (дата обращения: 01.10.2017).

2. Огурцова Е. В. Функциональная структура экономики России : теория и методология. Саратов : Научная книга, 2011. 168 с.

3. НовиковаН. А., ОгурцоваЕ. В. Влияние межотраслевой корпоратизации на соотношение I и II подразделений в воспроизводственном процессе российской экономики // Российское общество : цивилизационные горизонты трансформации : сб. науч. тр. / отв. ред. И. Ю. Новичкова. Саратов: ИЦ «Наука», 2008. С. 82-91.

4. Стратегический отчет. 2008 год / Центр исследований и стратегических исследований Хамурапи. Ирак, 2009. 226 с.

5. Ахмед Омар аль-Рави. Иракский частный сектор и его роль в процессе экономического развития / Центр арабских и международных исследований Мустанси-рия. Университет Мустансирия. Багдад, 2009.

6. Статистический отчет Центрального бюро статистики и информационных технологий 2010-2011 гг. // Министерство планирования Республики Ирак. URL: https://mop.gov.iq/en/page/view/details?id=83 (дата обращения: 21.09.2017).

7. Национальный план экономического развития Республики Ирак на 2013-2917 годы // Министерство планирования Республики Ирак. URL: https://mop. gov.iq/en/office_ministry/view/details?id=35&sub_ content=87&id_sub_content=0&sub2content=nothing (дата обращения: 21.09.2017).

8. Асаад Джвад Казим, Акил Абдул Хуссейн Ода. Экономическая трансформация и ее влияние на малые отрасли промышленности. URL: http://akeel-altai. blogspot.com/2013/08/blog-post_2.html (дата обращения: 01.10.2017).

9. Хакем Мохсен Мохаммед. Анализ инвестиционной среды для иностранных финансовых инвестиций в Ираке. URL: http://www.ahlulbaitonline.com/karbala/ New/html/research/research.php?ID=76 (дата обращения: 01.10.2017).

10. Хуссейн И. Я., Огурцова Е. В. Влияние глобализации на функционирование рынка капитала // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 134-140. DOI: 10.18500/19942540-2017-17-2-134-140.

Образец для цитирования:

Хуссейн И. Я. Роль финансово-инвестиционной политики государства в преодолении дисфункции рынка капитала // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 33-40. Б01: 10.18500/19942540-2018-18-1-33-40.

The Role of Financial and Investment Policy of State in Overcoming the Disfunction of Capital Market

I. Ya. Hussein

Imad Yasir Hussein, ORCID 0000-0002-7825-1622, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, yaseeremad82@gmail.com

Introduction. One of the serious consequences of capital market dysfunction which exists in Iraq>s economy is the imbalance of its sectoral structure. Hypertrophied development of extractive industries leads to inefficient investment activity, weak capital formation, and unsustainable economic growth. Overcoming these destructive dysfunctions in financial and investment sphere of Iraq>s economy is an urgent task of the state financial and investment policy. The necessity and possibility of solving this problem is the subject of the article presented. Theoretical analysis. The article presents approaches to assessment of impact of state financial and investment policies on development of investment activities, functioning of capital market and economics in general, and formation of its balanced structure.Empirical analysis based on the assessment of results of functioning of Iraq's economy for the period from 2005 to 2016, and the analysis of the most important directions of the state economic policy of Iraq. Results. The ambiguous role of the state financial and investment policy in overcoming the dysfunctions of capital market has been revealed. Effective state economic policy allows to reduce the destructive consequences of the functioning of capital market. However, the ineffective financial and investment policy itself is capable of generating dysfunctions. Key words: capital market, structure of economy, structural imbalance, state financial and investment policy, dysfunction.

References

1. UNCTADstat. Site. Database. National accounts. Available at: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/ tableView.aspx (accessed 1 October 2017) (in Arabian).

2. Ogurtsova E. V. Funktsional'naia struktura ekonomiki Rossii: teoriia i metodologiia [Functional structure of the Russian economy: theory and methodology]. Saratov, Nauchnaya kniga Publ., 2011. 168 p. (in Russian).

3. Novikova N. A., Ogurtsova E. V. Vliyanie mezhotrasle-voi korporatizatsii na sootnoshenie I i II podrazdeleniy v vosproizvodstvennom protsesse rossiiskoi ekonomiki [The influence of interbranch corporatization on the ratio of I and II units in the reproduction process of the Russian economy]. In: Rossiyskoe obschestvo: tsivilizatsionnye gorizonty transformatsii [Russian Society: Civiliza-tional Horizons of Transformation. Collected papers. Ed. by I. Yu. Novichkova]. Saratov, IC Nauka, 2008, pp. 82-91 (in Russian).

4. Strategic Report. 2008 year / Center for Research and Strategic Studies Hamorabi. Iraq, 2009. 226 p. (in Arabian).

5. Ahmed Omar al-Rawi. The Iraqi private sector and its role in the process of economic development / Center for Arab and International Studies Al-Mustansiriya. University of Mustansirii. Baghdad, 2009 (in Arabian).

6. Statistical Report of the Central Bureau of Statistics and Information Technologies 2010-2011. Ministry of Planning. Iraq. Available at: https://mop.gov.iq/en/ page/view/details?id=83 (accessed 21 September 2017) (in Arabian).

7. National plan of economic development of the Republic of Iraq for 2013-2917. Ministry of Planning of the Republic of Iraq. Available at: https://mop. gov.iq/en/office_ministry/view/details?id=35&sub_ content=87&id_sub_content=0&sub2content=nothing (accessed 21 September 2017) (in Arabian).

8. Asaad Jwad Kazim, Akil Abdul Hussain Ode. Economic transformation and its impact on small industries. Available at: http://akeel-altai.blogspot.com/2013/08/blog-post_2.html (accessed 1 October 2017) (in Arabian).

9. Hakem Mohsen Mohammed. Analysis of the investment environment for foreign financial investment in Iraq. Available at: http://www.ahlulbaitonline.com/karbala/ New/html/research/research.php?ID=76 (accessed 1 October 2017) (in Arabian).

10. Hussein I. Ya., Ogurtsova E. V. The Influence of Globalization on Performance of Capital Market. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2017, vol. 17, iss. 2, pp. 134-140. DOI: 10.18500/1994-25402017-17-2-134-140 (in Russian).

Cite this article as:

Hussein I. Ya. The Role of Financial and Investment Policy of State in Overcoming the Disfunction of Capital Market. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2018, vol. 18, iss. 1, pp. 33-40 (in Russian). DOI: 10.18500/19942540-2018-18-1-33-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.