Объем инвестиционных ресурсов в части машин и оборудования (М)рассчитывается исходя из данных о производстве и использовании продукции машиностроения по формулам, аналогичным (1) и (2). Полученный результат уменьшается на стоимость бытовой техники и легковых автомобилей, купленных населением [4].
Расчетный объем капитальных вложений (включая капитальный ремонт зданий и сооружений) определяется как сумма:
- расчетного объема строительно-монтажных и ремонтных работ без текущего ремонта (О);
- расчетного объема затрат на приобретение предприятиями и организациями машин и оборудования, который принимается равным объему инвестиционных ресурсов в части машин и оборудования (М);
- расчетного объема прочих капитальных работ и затрат, который рассчитывается путем умножения фактического объема этих работ и затрат на соотношение между расчетным и фактическим объемами строительно-монтажных и ремонтных работ.
Разница между расчетным и фактическим объемами капитальных вложений (включая капитальный ремонт зданий и сооружений) показывает величину досчета по этому показателю.
Литература
1. Методологическое положение по статистике. 2-е. издание доп./Агентство РК по статистике/Алматы, 2009 - 676 с.
2. Кенжегузин А. Актуальные проблемы реформирования и развития экономики//На-ука Казахстана. 16-30 июня (№12). 2010 С.5-7.
3. Аджанова К.И. Методология статистической оценки домашних хозяйств// Поиск. 2011. №3. С. 64-65.
4. Калмурзаева Л.Т. Методы статистической оценки ВВП в СНС// Поиск. 2010. №6. С. 71-73.
Е.С. Бирюков
РОЛЬ ФИНАНСОВ СТРАН-ЧЛЕНОВ ССАГПЗ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ключевые слова: Ближний Восток, ССАГПЗ, Саудовская Аравия, ОАЭ, исламские финансы.
Впервые финансы стран-членов ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, создан в 1981 г., члены: Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Оман, Бахрейн) начали играть значительную роль в мировой экономике в 1970-е гг., когда в результате резкого роста цен на «черное золото» нефтеэкспортеры стали получать огромные доходы. В то же время нефтедоллары тратились аравийскими монархиями
© Бирюков Е.С., 2013
крайне неэффективно. Их экономики не могли переварить такой объем средств и, кроме того, правящие круги не имели необходимых опыта и знаний. Поэтому деньги инвестировались за рубежом - покупались государственные облигации США и других стран, осуществлялись портфельные инвестиции в акции западных корпораций, делались вклады в несколько крупных международных банков. (Кстати, во многом из данных средств выдавались чрезмерные кредиты властям латиноамериканских стран, которые в итоге не смогли вернуть эти деньги, что привело к мировому долговому кризису). Также значительные средства тратились на импорт, в том числе предметов роскоши и закупку вооружений. Большая часть внутренних инвестиций осуществлялась в нефтедобычу и обеспечивающую ее инфраструктуру. Следует добавить, что валюты стран Аравийского полуострова были привязаны к доллару, а нефть продавалась за американскую валюту. То есть финансы монархий Персидского залива работали полностью в интересах экономики стран Запада.
Неэффективность подобной инвестиционной политики и ошибочность монотоварной ориентации на добычу нефти остро проявились в 1980-е гг., когда цены на нефть снизились с 34 долларов за баррель в 1981 г. до 14 - в 1986 [2]. В восьмидесятые и девяностые годы XX века многие аравийские монархии регулярно сводили свои бюджеты с дефицитом, а государственный внутренний и внешний долг Саудовской Аравии, Катара и Бахрейна превысил 100% ВВП [5]. Стало очевидным, что огромные запасы нефти не гарантируют экономического процветания. Поэтому в 1980-е г. была выдвинута стратегическая задача использования нефтедолларов для создания других отраслей экономики, которые сделали бы эти государства менее зависимыми от нефтяного экспорта, а также импорта широкого спектра товаров и способствовали созданию рабочих мест для местного населения.
В 2000-е гг., когда конъюнктура мирового нефтяного рынка вновь оказалась крайне благоприятной для стран-членов ССАГПЗ, произошло кардинальное изменение их инвестиционной политики: нефтедоллары стали инвестироваться в национальные экономики. В настоящее время, когда в монархиях Персидского залива (в отличие от 1970-1990-х гг.) сформирован частный сектор, они в состоянии не только «переварить» огромные финансовые поступления, но и эффективно использовать их, демонстрируя высокие темпы экономического роста. Интересно отметить, что хотя стабильное развитие экономики данных стран и продолжает зависеть от высоких цен на нефть на мировом рынке, локомотивами роста в данных странах на протяжении последнего десятилетия являются перерабатывающие отрасли и сфера услуг, которые значительно опережают добывающие отрасли по темпам роста.
В настоящее время аравийские монархии находятся на первом месте в мире по государственному проектному финансированию. Например, власти Саудовской Аравии объявили о проектах, общая стоимость которых превышает 365 млрд. дол. [14]. Амбициозным проектом является строительство шести «экономических городов» в различных районах Королевства, менее развитых по сравнению с другими частями страны. В данных городах получат развитие отрасли сферы услуг и четыре важные промышленные отрасли - алюминиевая, стальная, производство удобрений и нефтехимия. В ОАЭ в 2008 г. был принят масштабный проект «Абу-Даби 2030», по которому предполагается превратить город в одну из крупнейших по размерам столиц мира. Только в ближайшие пять лет планируется вложить 200 млрд. дол., причем 60% - за счет частного сектора [20]. Дубай, помимо осуществления других проектов, планирует в ближайшее десятилетие потратить 82 млрд. дол. на развитие авиационного транспорта [17] (принадлежащая
этому эмирату компания The Emirates является одним из крупнейших авиаперевозчиков в мире). Катар, обладающий 14% мировых запасов газа при численности населения 840 тыс. чел., объявил о том, что в ближайшие 10 лет реализует ряд масштабных проектов общей стоимостью 150 млрд. дол. [10]. В частности, в 2000-е гг. страна стала крупнейшим экспортером сжиженного природного газа (СПГ) на мировой рынок.
Особое значение страны Аравийского полуострова в настоящее время придают тому, чтобы занять в международном разделении труда место крупного финансового центра, а не только экспортера энергоресурсов. Отметим, что изучение аравийского опыта приобретает особую важность с учетом намерений российских властей создать международный финансовый центр в нашей стране. Важной предпосылкой создания финансового центра в монархиях Персидского залива являются их нефтедолларовые доходы. Государственным структурам, компаниям и частным лицам данных стран принадлежат финансовые активы в размере 4 трлн. дол., что составляет 2,4% от мировых финансовых активов (оцениваемых в 165-167 трлн. дол.) [11]. В то же время данные страны для реализации своих масштабных проектов рассчитывают использовать не только внутренние ресурсы, но и привлекать зарубежные инвестиции.
В настоящее время на огромном расстоянии между Юго-Восточной Азией (Сингапур, Гонконг, Шанхай, Куала-Лумпур) и Европой (Лондон, Франкфурт) не существует крупного финансового центра. О стремлении развивать подобные центры регионального масштаба объявили четыре из шести стран ССАГПЗ. Многие аналитики ставят под сомнение возможность существования такого количества центров в одном регионе. Но хотя в некоторых случаях функции финансовых центров дублируются, в каждой стране власти стараются и специализироваться на каком-то особом секторе. Это делает возможным развитие столь большого количества финансовых центров.
На протяжении тридцати лет единственным финансовым центром региона считался Бахрейн, развивавший сектор финансовых услуг с целью диверсификации экономики. Однако в 2002 г. было объявлено о решении создать Дубайский международный финансовый центр [21]. В начале 2005 г. в этот конкурентный спор вмешался Катар. А в 2006 г. о планах создания подобного центра объявили Саудовская Аравия и Кувейт, хотя последний на практике деятельность в этом направлении не начал. Деятельность компаний, зарегистрированных в данных центрах, регулируется специально принимаемыми законами, которые отличаются от законодательства остальной части страны и создают более льготный режим работы. Важным фактором для обеспечения высокой степени доверия финансовых институтов к центрам является условие независимости организации, осуществляющей регулирование и контроль за деятельностью центра, от решений различных органов государственной власти, кроме, в большинстве случаев, кабинета министров либо только главы государства.
Бахрейн специализируется на развитии офшорного банковского центра и исламских банков, Катар привлекает финансовые институты для обслуживания различных проектов, особенно в сфере добычи газа, Саудовская Аравия, ВВП которой равняется суммарному ВВП всех остальных аравийских монархий, стремится действовать по различным направлениям. Дубай, обладающий диверсифицированной экономикой, также не специализируется на каком-то определенном направлении сферы финансовых услуг. В 2008 г. в авторитетном рейтинге лучших финансовых центров мира, подсчитываемом Корпорацией лондонского Сити, Дубай занял первое место среди центров, которые потенциально могут стать важными международными центрами [6].
Возрастающую роль в мировой экономике начинают играть государственные фонды монархий Персидского залива. Общий объем активов подобных фондов в мире составляет более 3,3 трлн. дол., из них на фонды стран-членов ССАГПЗ приходится около 1,5 трлн. дол., в том числе активами в размере 875 млрд. дол. располагает крупнейший в мире инвестиционный фонд Абу-Даби [3] (для сравнения, размер российского Резервного фонда составляет 143 млрд. дол. США [18], 9-е место в мире). С начала кризиса ликвидности, начавшегося в мировой финансовой системе в августе 2007 г., подобные фонды из развивающихся стран вложили более 84 млрд. дол. в крупнейшие западные инвестиционные банки, такие как Citigroup, Merrill Lynch, UBS, Morgan Stanley, Barclays и др. [3]. Более половины данных средств было вложено фондами стран-членов ССАГПЗ. Фактически, это помогло данным банкам избежать банкротства (хотя финансовый кризис еще не завершился). Значительные финансовые возможности государственных фондов развивающихся стран вызывают обеспокоенность в странах Запада, не желающих передавать контроль над крупными компаниями иностранцам (в частности, широкую известность получил запрет американских властей в 2006 г. на покупку оператором морских портов DP World, принадлежащим инвестиционному фонду правительства Дубая, нескольких американских морских терминалов). В среднесрочной перспективе роль государственных фондов в мировой экономике будет только расти. По различным оценкам, их активы к 2015 г. могут превысить 5 млрд. долл.
Большое значение для мировой экономики имеет развитие исламских банков аравийских монархий и создание исламских финансовых продуктов (их разрабатывают коммерческие организации, работающие в данной сфере и регулирующие органы). Быстрое развитие исламских банков началось с середины 70-х гг. ХХ века, когда после роста цен на нефть в арабские страны стали поступать большие доходы от ее экспорта и началось национальное возрождение. Размер активов в мире, управляемых в соответствии с исламскими принципами, превышает 500 млрд. дол. Это означает, что исламские банки уже не являются незначительным сегментом в мировой финансовой системе и не могут игнорироваться как один из факторов ее развития. Во многих мусульманских странах они составляют ощутимую конкуренцию традиционным банкам. Темпы роста исламского банковского сектора в мире составляют 15-20 % в год, при этом потенциал его роста, учитывая 1,2-миллиардное мусульманское население Земли огромен.
Возможно, самым интересным и важным для мирового финансового рынка изобретением мусульманских финансистов являются сукук - ценные бумаги, основанные на различных исламских методах финансирования (мурабаха, иджара, истисна', салям и др.) и предоставляющие кредитору в случае невозврата денег право собственности на актив, лежащий в основе сукук. Если в 2000 г. в мире было осуществлено всего три выпуска сукуков на общую сумму 336 млн. дол., то в 2011 г. их выпуск составил 65,8 млрд. долл. [13], 2012 г. их выпуск, по прогнозам, составит 44 млрд. дол.[4] За 2006 г. в аравийских монархиях через них было привлечено 10,8 млрд. долл. [12], а в 2011 г. их выпуск в данном регионе составил 25 млрд. дол. [13]. В 2007 г. более половины стоимости всех выпускаемых в странах ССАГПЗ облигаций пришлось на сукук (в 2006 г. - 40%).
Что касается банковского сектора «аравийской шестерки» в целом (то есть и традиционных, и исламских банков), то суммарный размер его активов (составляющих около 1100 млрд. дол.) и собственного капитала (80 млрд. дол. [15]) является небольшим по мировым масштабам, хотя в арабском мире банки данных стран, напротив, занимают доминирующие позиции. Однако необходимо отметить, что за последнее десятилетие
банки аравийских монархий развивались быстрее банков любого другого региона мира. Причины этого - благоприятная ситуация на нефтяном рынке, бум розничных банковских операций, избыточная ликвидность, развитие новых рыночных секторов. Банковский сектор региона является нетто-экспортером капитала на мировой рынок - зарубежные активы банков стран-членов ССАГПЗ на 109 млрд. дол. превышают зарубежные пассивы (соответственно 258 и 149 млрд. дол.). В целом, если еще 20-30 лет назад в банковских секторах доминировали филиалы иностранных банков, а местные банки были чрезвычайно слабыми, то в настоящее время банковская система накопила достаточный объем активов, чтобы не быть слабым звеном в национальной экономике и содействовать ее развитию.
Способствовать росту значения аравийских монархий как финансовых центров должно развитие их фондовых рынков. В настоящее время биржи стран Персидского залива не играют значительной роли в мировой экономике. Быстрое развитие данных фондовых рынков началось только в текущем десятилетии. По капитализации саудовский фондовый рынок находится на 23 месте в мире, а рынки ОАЭ, Кувейта и Катара занимают места в пятом десятке [1]. Суммарная капитализация аравийских фондовых бирж в 2011 г. примерно соответствует капитализации российского фондового рынка (ММВБ-РТС) - около 770 млрд. дол. [1], но если в России основной объем капитализации приходится на нефтегазовые компании, то в аравийских монархиях они принадлежат государству, и их акции не торгуются на бирже - поэтому данный объем капитализации приходится на обрабатывающие отрасли и услуги.
Торговля на биржах стран-членов ССАГПЗ ведется акциями национальных компаний (кроме небольшого количества иностранных компаний в Кувейте). При этом интересно отметить функционирование в 2005-2007 гг. Дубайской международной финансовой биржи (ДМФБ). Она задумывалась в качестве заполняющей пробел между биржами Восточной и Юго-Восточной Азии и Западной Европы региональной и международной торговой площадки, на которой бы велась торговля ценными бумагами компаний из разных стран мира. Поскольку эта биржа создавалась с чистого листа, то она изначально, в отличие от других бирж региона, внедрила международные стандарты регулирования и отчетности. В то же время ДМФБ испытывала острый дефицит финансовых инструментов. На бирже котировались только 25 выпусков ценных бумаг, в том числе акции только 4 компаний (остальные - долговые расписки, депозитарные расписки, сукуки и др.) [19], что крайне мало для любой биржи, а тем более для такого амбициозного проекта. Неспособность привлечь достаточное количество инструментов стало причиной, по которой по истечении двух лет после создания биржи она была объединена властями Дубая с Дубайским рынком ценных бумаг.
Властями Дубая ставится цель создать биржу мирового класса, которая стала бы центром финансирования для многих развивающихся рынков. В ближайшие годы достижение этой цели маловероятно, но в средне- или долгосрочной перспективе в аравийских монархиях биржа подобного значения могла бы быть создана в случая слияния нескольких фондовых бирж или по мере дальнейшего роста экономик данных стран. При этом следует отметить, что в 2007 г. Биржа Дубая приобрела 20% акций американской биржи Nasdaq, став ее крупнейшим акционером, и 28% акций Лондонской фондовой биржи, еще 20% последней приобрело Инвестиционное агентство Катара. Таким образом, арабам принадлежат контрольные пакеты в 4-й и 5-й по капитализации
биржах мира. В перспективе это может способствовать развитию в странах-членах ССАГПЗ биржи, тесно связанной с крупнейшими международными биржами.
Страховая отрасль, играющая в странах Запада важную роль в финансовой системе, в арабских странах является наименее развитой в мире и не играет какой-либо роли в мировой экономике. В аравийских монархиях ежегодные страховые премии равняются только 6,1 млрд. дол., что составляет менее 1% ВВП по сравнению со среднемировым показателем 7,5% (для развивающихся стран он составляет 2,7%) [16]. Интересной особенностью страховой отрасли данных стран является быстрое развитие «такафула» - исламской системы страхования. Термин «такафул» можно перевести с арабского как взаимное предоставление гарантий. Данный вид страхования основан на соглашении между группой людей или различных организаций, которые считаются участниками/ держателями страховых полисов. Они предоставляют платежи в страховой фонд. В случае ущерба одному из участников, другие обеспечивают ему взаимную денежную поддержку из данного фонда, основываясь на принципах солидарности и взаимопомощи. Фонд может осуществлять управление активами и их инвестирование с распределением прибыли (убытков) между участниками. Данная особенность может являться конкурентным преимуществом такафула перед традиционным страхованием. Например, в Малайзии страховые компании, работающие в сфере такафула, распределяют до 25% доходов между застрахованными лицами (в то время как в монархиях Персидского залива фирмы этого не делают) [7]. В настоящее время в сфере такафула работают уже 60 компаний в 23 странах [8]. По некоторым оценкам, данный сектор в странах Ближнего Востока и Северной Африки будет расти на 15-20% в год [7]. Согласно оценкам авторитетной инвестиционной кувейтской компании Глобэл инвестмент хауз в аравийских монархиях доля такафула от общего размера страхового рынка составляет около 30%, в то время как еще в конце девяностых годов прошлого века она была незначительной [9]. Также компания дает прогноз, что в 2015 г. размер сектора «такафул» в странах-членах ССАГПЗ будет составлять 4 млрд. дол.
В результате кардинального изменения инвестиционной политики аравийских монархий они начинают превращаться в крупный финансовый центр. Их финансовые активы оцениваются в 4 трлн. дол. Если в течение бума 1970-х годов финансы аравийских монархий вкладывались в западные банки, гособлигации, акции ряда крупных компаний, то в настоящее время они инвестируются гораздо эффективнее. Это нашло выражение в быстром экономическом росте, причем рост обрабатывающих отраслей и сферы услуг значительно опережает рост добывающих отраслей. Еще больше укрепит роль данных стран в мировой финансовой системе возможное введение региональной валюты «халидж» (перейти на нее планируют четыре страны - Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и Бахрейн). Интересной особенностью аравийских монархий является развитие исламской экономики. Заметную роль в мировой экономике начинают играть инвестиции государственных фондов аравийских монархий - активы данных фондов оцениваются в 1,5 трлн. дол.
В настоящее время экономический рост в странах-членах ССАГПЗ продолжает зависеть от конъюнктуры мирового нефтяного рынка. В то же время предложение нефти на мировом рынке в условиях истощения крупных месторождений не увеличивается уже на протяжении несколько лет, в то время как спрос продолжает расти, что, на наш взгляд, служит залогом высокой цены нефти в среднесрочной перспективе. Кроме того, обеспеченность аравийских монархий запасами «черного золота» при нынешнем уровне
добычи составляет более 70 лет, что намного превышает аналогичный показатель для других регионов мира [2]. Поэтому есть высокая вероятность дальнейшего быстрого роста экономики в странах-членах ССАГПЗ, дальнейшей ее диверсификации и реализации их планов по превращению не только нефтегазовой отрасли, но и финансов в отрасль специализации в мировом разделении труда.
Литература
1. Annual Report 2011 / World Federation of Exchanges. - Paris: WFE, 2011.
2. BP Statistical Review of World Energy. June 2008 / BP - L.: BP, 2008. - P. 16. - P. 6,8, 16.
3. Maslakovich M. Sovereign Wealth Funds 2008. / M. Maslakovich // International Financial Services London Research. - 2008. - April. - P.2,3.
4. ME Sukuk Volumes To Reach $14bn / Gulf Business. - 20 May, 2012.
5. Regional Economic Outlook: Middle East and Central Asia. May 2007. - Washington: IMF, 2007. - Tables 12, 19.
6. The Global Financial Centers Index 3 / A. Knapp, M. Mainelli, M. Yeandle etc. - L.: the City of London, 2008. - March. - P.57.
7. The Insurance Review (published by the Bahrain Monetary Agency). - 2006. - April. Issue 9. - P.6.
8. The Insurance & Takaful Review (published by the Bahrain Monetary Agency). - 2006.
- October. Issue 11. - P.1.
9. UAE. Economic & Strategic Outlook I. December 2005. / Global Investment House. -Kuwait: Global Investment House, 2005. - P. 53.
10. Кокшаров А. Арабские финансисты наступают. / А. Кокшаров // Эксперт. - 2007. -№37. - С. 43.
11. Кокшаров А. Восход финансового госкапитализма / А. Кокшаров // Эксперт. - 2007.
- №39. - С. 44
12. Channelling wealth // Middle East Economic Digest. 2006. - 15-21 December 2006. -Page 69.
13. GCC sukuk triple despite Europe // Emirates 24/7. - January 25, 2012.
14. Marks J. Economic cities point to a sea change in thinking / J. Marks, N. Marroushi // The Banker. - 2007. - November. - P. 36.
15. Timewell S. Gulf s New Energy / S. Timewell // The Banker. - 2007. - November. - P. 30; Oil price rises boost profits // The Banker. - 2008. - July.
16. Sigma. - 2007. - №4. - Pp. 31, 33.
17. Dubai Aerospace скупает самолеты, 24 августа 2007 г. // http://www.expert.ru
18. Совокупный объем средств Резервного фонда, 1 сентября 2008 г. // http://www1. minfin.ru/ru/reservefund/
19. Официальный сайт Дубайской международной финансовой биржи: http://www.difx. ae/market_information/securities_list.html
20. Abu Dhabi to spend USD 200b in the next five years on urban development, January 5th, 2008 // http://www.wam.org.ae
21. Dubai International Financial Centre // http://www.difc.ae