Научная статья на тему 'РОЛЬ ФИЛОСОФИИ МЕДИЦИНЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА'

РОЛЬ ФИЛОСОФИИ МЕДИЦИНЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
542
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / МЕДИЦИНА / ФИЛОСОФИЯ МЕДИЦИНЫ / ЧЕЛОВЕК / ЗДОРОВЬЕ / БОЛЕЗНЬ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ефименко М.Н., Максимов А.М.

Здоровье являет собой многомерный феномен, во многом определяемый развитием культуры, экологических, экономических, социальных, духовных составляющих жизнедеятельности людей. В статье показано, что здоровье человека во многом зависит не только от развития медицины, но и достижений философской мысли. Исследуются механизмы взаимодействия философии и медицины, процессы формирования философии медицины. Проводится мысль о том, что обращенность к человеку, его здоровью с позиций философии медицины позволяет решать эту проблему комплексно, с учетом самоопределения больного, его взаимодействий с врачом. Показано, что благодаря такому подходу возможно выявление как механизмов возникновения заболеваний и оздоровления населения, так и прогнозирование путей дальнейшего развития медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF PHILOSOPHY OF MEDICINE FOR HUMAN HEALTH

Health is a multidimensional phenomenon, pre-determined by the development of cultural, environmental, economic, social, and intellectual components of the human activity. The article substantiates the idea that human health depends not only on the development of medicine, but also on the achievements of philosophical thought. The interaction mechanisms between philosophy and medicine as well as the development of philosophy of medicine were studied. The article suggests the idea that human-friendly and health-oriented philosophy of medicine should solve this problem comprehensively, taking into account the identity of a patient, his or her interactions with the doctor. This approach enables to identify a disease, to improve public health and to forecast further development of medicine.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФИЛОСОФИИ МЕДИЦИНЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА»

М. Н. Ефименко, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, религиоведения и культурологи, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

А. М. Максимов, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет» e-mail: philosophyosay@yandex.ru

РОЛЬ ФИЛОСОФИИ МЕДИЦИНЫ В ФОРМИРОВАНИИ

ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Здоровье являет собой многомерный феномен, во многом определяемый развитием культуры, экологических, экономических, социальных, духовных составляющих жизнедеятельности людей. В статье показано, что здоровье человека во многом зависит не только от развития медицины, но и достижений философской мысли. Исследуются механизмы взаимодействия философии и медицины, процессы формирования философии медицины. Проводится мысль о том, что обращенность к человеку, его здоровью с позиций философии медицины позволяет решать эту проблему комплексно, с учетом самоопределения больного, его взаимодействий с врачом. Показано, что благодаря такому подходу возможно выявление как механизмов возникновения заболеваний и оздоровления населения, так и прогнозирование путей дальнейшего развития медицины.

Ключевые слова: философия, медицина, философия медицины, человек, здоровье, болезнь, формирование.

В силу своей ориентации на фундаментальные проблемы бытия человека, философия и медицина изначально развивались в неразрывном единстве, постепенно формируя предметное поле философии медицины. Они помогали человеку сохранить жизненные силы, гармонизовать как свой внутренний мир, так и отношения с природой, различными общественными образованиями. Приобщая к мудрости, философия и медицина и по сей день помогают людям получать знания и использовать их таким образом, чтобы быть способным предвидеть результаты своих действий, а также последствия различных природных, социальных и иных влияний. Полученные знания, так же как и мифологические тексты, религиозные верования, позволяли «отсекать» все ненужное, вредное, сохранять, приумножать и передавать значимое для жизнедеятельности человека, способствующее сохранению и укреплению его здоровья.

Интенции на целостное понимание здорового человека, трактуемого как микрокосм, который неразрывно связан с макрокосмом, имеют место в культурах Древнего мира. Так, в древнейшем памятнике индийской культуры «Ведах», а особенно в «Аюрведах», которые в

переводе с санскрита означают «наука о жизни», прослеживается стремление гармонизовать человека с Богом, Вселенной, помочь ему обрести вечный миропорядок бытия. Человек рассматривается как целостное существо, здоровье которого напрямую зависит от наличия или же отсутствия обозначенной гармонии.

Проблема здоровья человека находит отражение и в древнекитайских источниках, посвященных исследованию внутреннего мира человека. К примеру, в трактате «И-цзин» (Книга перемен) повествуется о том, что здоровье человека зависит от согласия двух начал «Ян» и «Инь» (воздуха и крови, господствующего и угнетенного). Если же гармония между этими началами отсутствовала, то китайские целители считали, что, активизируя «Инь» с помощью прижиганий, массажа, акупунктуры, её можно восстанавливать.

Находит отражение проблема здоровья в даосизме, конфуцианстве и других философских школах. Например, согласно философии даосов, истоки здоровья человека, его нравственной силы можно обнаружить в следовании закону Дао, регулирующему мировой порядок. Конфуцианцы полагали, что сохранить человеку здоровье должно помочь соблюдение

установленного порядка в управленческой деятельности, нравственной и социальной жизни.

Существенное внимание проблеме здоровья человека уделяли и представители античной философии. В древней Греции на основе регламентированного образа жизни с целью сохранения как физического (телесного), так и духовного (психического) здоровья формировалась культура оздоровления человека. На государственном уровне доказывалась необходимость сохранения здоровья и соблюдения определенных процедур, основанных на демонстрации умеренности везде и во всем. Ответственность за ведение подобного образа жизни возлагалась на самого гражданина. И это высоко оценивалось общественностью, приравнивалось к выполнению гражданского долга. Философия и медицина способствовали возникновению и расширению оздоровительных практик, активному внедрению их в жизнь. К примеру, античные философы во многом помогали разрешать конфликтные ситуации, снимать психические расстройства, подводили политиков к принятию мудрых решений и др. При этом они зачастую обращались к имеющимся медицинским знаниям. Так, Гиппократ учил, что свидетельством здоровья является соразмерно смешанные в теле человека кровь, слизь и желчь (желтая и черная). Он наставлял учеников внимательно относиться как к физическим симптомам проявления заболевания, сбору данных об образе жизни больного, так и к его помыслам и словам. Гиппократ был глубоко убежден в том, что лечить тело можно только вкупе с душой и при этом сам больной должен сознательно помогать врачу.

Платон полагал, что истоки здоровья человеку следует искать в гармонии с самим собой, природой. Для того чтобы человек был здоров, он должен обладать определенными знаниями в области наук и искусств, а также систематически заниматься физическими упражнениями: «Гимнастика есть целительная часть медицины» (5, с. 144). Ему вторит и известный древнеримский врач Гален: «Тысячи и тысячи раз я возвращал здоровье своим больным посредством физических упражнений» (5, с. 543). Согласно Аристотелю, философия всей своей деятельностью должна способствовать гармонизации жизни человека, формированию его здоровья. Древнегреческая философия и медицина видели источники здоровья в имеющей-

ся гармонии между различными началами, в нравственности и красоте человека.

Несмотря на то что в средние века человек рассматривался в неразрывном единстве с Богом, в философии и медицине этого периода при осмыслении феномена здоровья прослеживаются нити, связывающие данную культуру с Античностью и Возрождением. В частности, в рассуждениях Парацельса о взаимодействии различных начал (ртуть - дух, соль - тело, сера - душа) и их гармоничном сочетании видны как отблески античной культуры, так и нарождающейся культуры эпохи Возрождения.

В воззрениях представителей философии Нового времени на здоровье человека обнаруживаются отголоски прошлого. Так, мысли Ф. Бэкона о необходимости человеком познавать самого себя, дабы быть здоровым, во многом созвучны высказываниям Сократа о том, что человек, следящий за своим здоровьем, знает не хуже самого врача, что полезно и вредно для его организма.

Жюльен Офре Ламетри - врач и философ-материалист - в своих работах «Трактат о душе», «Человек-машина», опираясь на данные опытов и наблюдений, стремился показать, что здоровье, являясь существенным свойством жизни человека, может даровать ему счастье. Вся проблема заключается в том, чтобы тело, являющееся сложным механизмом, получая энергетическую подпитку от души человека, способно было бы в полном объеме выполнять свои функции.

Краткий исторический экскурс свидетельствует о том, что интенции на сближение философии и медицины по мере их развития только укреплялись.

На «стыках» их взаимодействий формировалась философия медицины, требующая философского осмысления различных проблем медицинского знания: выявление его методологических оснований, исследование закономерностей и принципов развития, влияние научно-технических революций, образования, культурно-исторических типов общества и многого другого.

Востребованность в философских знаниях обнаруживается и при анализе эмпирического и теоретического уровней медицинского знания, идеалов научности, в осмыслении категорий, хорошо разработанных в философии и способствующих развитию медицинского

знания. К ним можно отнести диалектику, сознание, дух, количество, качество, меру, систему, элемент, причину, следствие и др. Широко используются в философии медицины наряду с частнонаучными и общенаучные категории, а именно: анализ, ситез, индукция, дедукция. Но для того чтобы эти абстракции наполнились жизненным содержанием, им необходимо аккумулироваться в сознании молодого человека, готовящегося стать врачом. Они должны превратиться в мощный инструмент, который позволит ему организовать свою профессиональную деятельность таким образом, чтобы посвятить её врачеванию человека, сохранности и укреплению его здоровья. И в этом мы можем убедиться, если обратимся к работам представителей медицины. К примеру, Н. А. Агаджанян и И. И. Макарова, исследуя этнический аспект адаптационной физиологии и заболеваемости населения, широко используют не только результаты, полученные лабораторным способом, но и достижения философской мысли, ее категориальный аппарат. Стремясь выявить механизмы возникновения заболева-емостей и оздоровления населения, они предлагают решить эту проблему комплексно и придерживаются устойчивого мнения коллег по цеху, «что здоровье человека, биосферы и общества надо рассматривать в комплексе как здоровье единого организма, которое зависит от здоровья всех его частей» (1, с. 3). Но в то же время они видят данный процесс противоречивым и для преодоления противоречий широко используют диалектический метод. Для них значимы философский анализ причинно-следственных связей «здоровье-болезнь», определения понятий «здоровье», «болезнь», «этнос». Высокий профессионализм, широкий кругозор позволяют авторам прогнозировать пути развития медицины. Они полагают, что ей следует «менять свои устаревшие постулаты, вводить в практику новые научно обоснованные парадигмы, новые морально-нравственные и этические принципы с учетом индивидуальных, в том числе половозрастных, этнических особенностей человека» (1, с. 8).

Е. В. Приз, анализируя концепцию информационного согласия в западной социологии медицины, солидарен с мнением западных специалистов в том, что данная концепция будет способствовать оздоровлению пациентов, если выстроится с учетом их самоопределения,

отношения к больному как к цели, а не средству, и позволит пациенту принять решение с пониманием, опорой на разумно устойчивые и последовательные ценности. Существенное внимание автор уделяет анализу условий, позволяющих осуществлять действия с пониманием. Его обращенность к данной концепции во многом обусловлена тем, что, согласно авторскому мнению, само появление данной концепции связано не только с достижениями медицинской практики или медицинской этики, но и с тем, что «её развитие стимулировалось историческими событиями и социальными изменениями, направлялось юридическими и практическими соображениями, социальными движениями (такими как движение гражданских прав и движение прав пациентов) и этической и философской теорией» (4, с. 95-96).

Категория «здоровье» довольно богата по содержанию. Наряду с такими категориями, как «болезнь», «жизнь», «смерть», она выступает одним из оснований философии медицины. Эта категория находит отражение в многочисленных проблемах и позволяет проводить исследования сущностных характеристик наиболее значимых процессов жизнедеятельности человека на самых различных уровнях (онтологическом, гносеологическом, аксиологическом, праксиологическом).

Онтологические основания здоровья имеют место во всех сферах бытия человека. Обращенность к ним на современном этапе развития российского общества, переживающего переходное состояние, свидетельствует о том, что происходит деформация основ жизни, рушатся сложившиеся стереотипы. Западные модели взаимодействия человека с окружающим миром зачастую заимствуются без учета российской специфики. Они втягивают его в бессмысленную гонку за материальными ценностями, изматывают и опустошают, способствуют развитию различных заболеваний.

Смена исторических эпох выявляет изменения, происходящие в системах ценностей, обусловленных формированием новых реалий, по отношению к которым люди не могут оставаться индифферентными. В современном мире - это Чернобыльская катастрофа, наркомания, алкоголизм, травматизм, контрофактные лекарственные препараты, эвтаназия, клонирование и др. Шкала ценностей весьма подвижна и оказывает самое непостредственное влияние

на здоровье людей. Таким образом, аксиологическая составляющая здоровья заключается в её значимости как для каждого отдельного человека, так и для человечества в целом.

В исследовании феномена здоровья человека не менее существенные изменения обнаруживаются на праксиологическом и гносеологическом уровнях, которые являются свидетельством того, что философия медицины выступает инструментом познания и преобразования действительности. Праксиологическая и гносеологическая направленность осмысления действительности позволяет выработать стратегию и тактику, ведущую к здоровому образу жизни как на индивидуальном, так и общественном уровнях.

Философия медицины помогает выявлять и многогранность феномена здоровья, различные концептуальные подходы, порождающие неоднозначные его трактовки. Именно она дает возможность понять, что множественность определений данного термина - это не тупиковый путь научных изысканий, а путь поиска направлений его исследования. Так, в рамках функционально-биологического подхода понимание здоровья определяется как состояние организма, при котором он способен полностью выполнять свои функции (А. Д. Степанов). Здоровье, исследуемое с позиций динамического равновесия организма и его функций, понимается как естественное гармоничное развитие организма и правильное совершение всех его отправлений (Н. Добролюбов). С точки зрения социально-биологического подхода, здоровье мыслится, в первую очередь, не как полное отсутствие болезней или физических дефектов, а как гармоничное единство физического, духовного и социального начал (ВОЗ).

Имеются в литературе и иные подходы к определению здоровья, свидетельствующие о многомерности данного феномена. Здоровье человека зависит от развития культуры, экологических, экономических, социальных, духовных составляющих, влияющих на жизнедеятельность человека. К примеру, современное общество всерьез озабочено развитием суицидальных наклонностей. По статистическим данным Всемирной организации здравоохранения во всем мире в 2000 году было зафиксировано 815 тыс. случаев суицида со смертельным исходом. К великому сожалению, количество самоубийств, приходящихся на долю России

велико. В последние годы по этому показателю Россия занимает второе место в мире после Литвы. Исследования российских ученых доказывают, что не только субъективные факторы (психические расстройства и др.), или объективные (социальные потрясения, нестабильность и др.) могут оказывать губительное влияние на здоровье людей. Сильное действие оказывают и природные факторы, такие как солнечная активность, магнитные бури, а также высокий уровень техногенных загрязнений. На это указывают данные проведенных исследований, авторы которых констатируют: «На динамику суицидов... воздействует целый комплекс гелиогеофизических и антропогенных факторов. Причем эффекты от воздействия тех или иных факторов могут различаться как территориально, так и во временном масштабе» (2, с. 49). Предвестниками развития серьезных заболеваний, приводящих к временной потере трудоспособности, а в ряде случаев и полной утрате последней, могут стать и возникающие психические расстройства.

Для оздоровления населения требуется хорошая диагностическая база, широко развернутая профилактическая работа с ориентацией людей на оздоровительные процедуры и заботу о собственном здоровье. Но, к сожалению, практика свидетельствует об обратном. Бывает так, что нашими соотечественниками если и осознаются риски, которые подрывают их здоровье (вредное воздействие загрязненных воздуха, почвы, воды; отсутствие физической разгрузки в течение рабочего дня и т.д.), то профилактика по сохранению, либо восстановлению здоровья не занимает приоритетные позиции в их жизни. Кроме того, важность и необходимость приобретения такой культуры оздоровления понимается не всеми. Например, одним из факторов сохранения здоровья является потребление питьевой воды населением. Опубликованные результаты опроса, проведенного группой ученых, показали, что жители соотносят ухудшение своего здоровья с качеством воды, ими употребляемой. Но, тем не менее, 2/3 отвечавших из общего числа употребляют неочищенную, непроверенную воду (центральное водоснабжение, колодцы). И только 14,7% опрошенных регулярно используют фасованную или фильтрованную воду. Таковы данные респондентов районного центра. Городские жители по этим показателям имеют процент не

многим выше, а именно: 43,5% используют неочищенную питьевую воду; 47,8% в домашнем хозяйстве имеют фильтры для очистки водопроводной воды. И только 12,3% опрошенных регулярно употребляют фасованную питьевую воду. Информированность населения о свойствах используемых столовых и лечебно-столовых вод остается низкой: 20,7% городских жителей не знают свойств употребляемых вод, а в сельской районах этот процент равен 45,0 (3).

Отдельные исследователи обращают внимание и на то, что в нашем Отечестве конституционные права по охране здоровья не реализуются в полной мере, особенно для малоимущих слоев населения. Процент легальных и нелегальных платных услуг очень высок. Многие люди в силу своего стесненного материального положения не обращаются за медицинской помощью. Многолетние перестроечные реформирования привели к тому, что возникли не-

эффективные институциональные формы, и в то же время произошло сокращение медицинских учреждений и работников, больничных коек и увеличение заболеваний и смертности населения. Все это свидетельствует о том, что проблема здоровья никогда не утрачивает своей актуальности и нуждается в постоянном философском осмыслении, способствующем выявлению факторов, тенденций, закономерностей, детерминирующих здоровье человека. Философская обращенность к данной проблеме показывает, что медицина не всесильна, и очень многое зависит от самого человека, условий его проживания, воспитания и образа жизни. Богатый исторический опыт подтверждает, что в решении вопросов, связанных со здоровьем человека, требуются максимальная осторожность, высокий профессионализм, взвешенность и продуманность принимаемых решений и даваемых рекомендаций.

Литература

1. Агаджанян, Н. А. Этнический аспект адаптационной экологии и заболеваемости населения / Н. А. Агаджанян // Экология человека. - 2014. - № 3. - С. 3-13.

2. Касаткина, Е. А. Особенности динамики и цикличности смертности от самоубийств и ге-лиогеофизические и антропогенные факторы на Кольском севере / Е. А. Касаткина // Экология человека. - 2014. - № 2. - С. 45-50.

3. Кику, П. Ф. Социально-гигиенические аспекты популяционного здоровья населения Приморского края / П. Ф. Кику // Экология человека. - 2014. - № 8. - С. 38-43.

4. Приз, Е. В. Концепция информационного согласия в западной социологии медицины / Е. В. Приз // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2011. - № 4. - С. 95-98.

5. Энциклопедия афоризмов. Античность. Древняя Индия. Древний Китай. Библия. - Мн. : Современ. литератор, 1999. - 832 с.

References

1. Aghajanian, N. A. (2014), Etnichesky aspekt adaptatsionnoi ekologii i zabolyevayemosti naselyeniya [Ethnic aspect of adaptive ecology and morbidity of population, Ecology of a person], No 3, pp.3-13.

2. Kasatkina, E. A. (2014), Osobennocti dinamiki i tsiklichnosti smertnosti ot samoubijistv i geleogeofizicheskiye i antropogennye factory na Kolskom severe [Features of dynamics and cyclical mortality from suicide and heliogeophysical and anthropogenic factors on the Kola North] in Human Ecology, No 2, pp. 45-50.

3. Kiku, P. F. (2014), Sotsiafno-gigiyenichesiye aspektypopulyatsionnogo zdorovya naselyeniya Primorskogo kraya [Socio-hygienic aspects of Primorsk region population health] in Human Ecology, No 8, pp. 38-43.

4. Priz, E. V. (2011), Kontseptsiya informatsionnogo soglasiya v zapadnoi wotsiologii mediciny [The concept of informed consent in Western sociology medicine] in Humanitarian and socio-economic sciences, No 4, pp. 95-98.

5. Entsiklopediya aforizmov (1999), [Encyclopedia of aphorisms. Antiquity. Ancient India. Ancient China. The Bible], Moscow, Sovremennyji Pisatel, р. 832.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.