Научная статья на тему 'Роль фармацевтической информации в системе обеспечения противоаллергическими лекарственными препаратами пациентов специализированного отделения многопрофильного стационара'

Роль фармацевтической информации в системе обеспечения противоаллергическими лекарственными препаратами пациентов специализированного отделения многопрофильного стационара Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
546
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ПРОТИВОАЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ / PHARMACEUTICAL INFORMATION / ALLERGIC DISEASES / ANTIALLERGIC DRUGS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Молокова М. Н.

В целях выбора оптимальных источников фармацевтической информации для улучшения специализированной лекарственной помощи проведен опрос аллергологов-иммунологов, работающих в специализированном отделении Курской областной клинической больницы, с использованием маркетинговых и социологических методов. Экспертами-клиницистами дана оценка источников информации, выявлены информационные потребности данной группы респондентов. Предпочтения врачей сопоставлены с фактической лекарственной терапией пациентов отделения аллергологии. Анализ полученных данных позволил наметить методические подходы к улучшению информационного взаимодействия фармацевтов и клиницистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Молокова М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of pharmaceutical information in the system of antiallergic drugs supply for specialized in-patient department of multifield hospital

In order to select the optimal pharmaceutical information sources for improving the specialized medicinal help the survey among allergologists and immunologists, working in the specialized department of Kursk regional clinical hospital was carried out with the use of marketing and sociological methods. The experts estimated the sources of information, revealed information needs of the respondents. The medical preferences were compared to the actual medicinal therapy rendered to patients of the allergic department. The analysis of the result allowed finding the methodical approaches to the improvement of the information interaction between pharmacists and physicians.

Текст научной работы на тему «Роль фармацевтической информации в системе обеспечения противоаллергическими лекарственными препаратами пациентов специализированного отделения многопрофильного стационара»

УДК 316.776.22:615.218.3:615.859

РОЛЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОТИВОАЛЛЕРГИЧЕСКИМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ ПАЦИЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ МНОГОПРОФИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА

© Молокова М.Н.

Кафедра управления и экономики фармации, кафедра клинической иммунологии и аллергологии Курского государственного медицинского университета, Курск

E-mail: molokovamarina@rambler. ru

В целях выбора оптимальных источников фармацевтической информации для улучшения специализированной лекарственной помощи проведен опрос аллергологов-иммунологов, работающих в специализированном отделении Курской областной клинической больницы, с использованием маркетинговых и социологических методов. Эксперта-ми-клиницистами дана оценка источников информации, выявлены информационные потребности данной группы респондентов. Предпочтения врачей сопоставлены с фактической лекарственной терапией пациентов отделения аллергологии. Анализ полученных данных позволил наметить методические подходы к улучшению информационного взаимодействия фармацевтов и клиницистов.

Ключевые слова: фармацевтическая информация, аллергические заболевания, противоаллергические препараты.

THE ROLE OF PHARMACEUTICAL INFORMATION IN THE SYSTEM OF ANTIALLERGIC DRUGS SUPPLY FOR SPECIALIZED IN-PATIENT DEPARTMENT OF MULTIFIELD HOSPITAL

Molokova M.N.

Department of Pharmaceutical Management & Marketing, Clinical immunology & Allergology Department

of the Kursk State Medical University, Kursk

In order to select the optimal pharmaceutical information sources for improving the specialized medicinal help the survey among allergologists and immunologists, working in the specialized department of Kursk regional clinical hospital was carried out with the use of marketing and sociological methods. The experts estimated the sources of information, revealed information needs of the respondents. The medical preferences were compared to the actual medicinal therapy rendered to patients of the allergic department. The analysis of the result allowed finding the methodical approaches to the improvement of the information interaction between pharmacists and physicians.

Keywords: pharmaceutical information, allergic diseases, antiallergic drugs.

Рост численности пациентов, страдающих аллергическими заболеваниями, является одной из актуальных проблем современной медицины. Утяжеление течения аллергии, развитие полисенсибилизации, присоединение осложнений приводят, в свою очередь, к увеличению госпитальной заболеваемости и расширению объема финансовых затрат в сфере государственного здравоохранения. Рациональное использование лекарственных средств в условиях бюджетного медицинского учреждения остается серьезной медикосоциальной проблемой, решение которой предусматривает согласованное участие администрации лечебно-профилактического учреждения, врачей-клиницистов, провизоров больничной аптеки, фармацевтов, среднего медицинского персонала [2]. Возможной формой сотрудничества клиницистов и провизоров может быть обсуждение вариантов корректировки фармакотерапии, совместное проведение фармакоэкономического анализа, участие в работе совещаний, конференций, комиссий, формулярного комитета. Разработанная нами концепция совершенствования фармацевтической помощи пациентам с аллергопатологией в условиях специализированного отде-

ления стационара предусматривает взаимодействие врача и провизора, направленное на выбор оптимальной схемы лекарственной терапии, соответствующей существующим стандартам медицинской помощи и клиническим рекомендациям, достижение максимальной эффективности применения лекарственных препаратов в наиболее короткие сроки. Одним из важных компонентов предлагаемой концепции является информационно-консультативное обеспечение при проведении фармакотерапии аллергических заболеваний.

Цель настоящего исследования - обобщить и систематизировать источники фармацевтической и медицинской информации, используемые в повседневной деятельности лечебного учреждения для обеспечения высокого качества стационарной лекарственной помощи пациентам с аллергическими заболеваниями. В соответствии с целью исследования предполагалось решить следующие задачи: 1) провести экспертную оценку используемых источников фармацевтической и медицинской информации; 2) определить предпочтения врачей аллергологов-иммунологов при оказании специализированной лекарственной помощи; 3) с учетом информации об эффективности и био-

эквивалентности противоаллергических препаратов разработать предложения по совершенствованию перечня лекарственных средств, включаемых в заявку отделения аллергологии.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Материалами исследования послужили данные Госреестра лекарственных средств, истории болезни 83 пациентов отделения аллергологии Курской областной клинической больницы за период с 1.01.2010 г. по 1.11.2011 г. с диагнозами хроническая крапивница, острая крапивница, ангиоотек, аллергический ринит, содержание больничного формуляра в разделе "Противоаллергические средства".

В исследовании использовались социологические и маркетинговые методы (анализ документальных источников, метод опроса, метод экспертных оценок) [1, 6]. Согласованность мнений экспертов определялась вычислением коэффициента конкордации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На первом этапе разработана анкета для врачей аллергологов-иммунологов, отражающая оценку различных источников профессиональной информации, необходимой в повседневной практической деятельности врача-клинициста. Для каждого эксперта-аллерголога рассчитан балл

компетентности. Результаты анкетирования показали высокий уровень профессиональной подготовки: из 10 экспертов 1 - доктор медицинских наук, 8 - кандидаты медицинских наук, стаж по специальности более 10 лет имеют 8 человек, докторантуру и аспирантуру окончили 7 экспертов, все занимаются научно-педагогической деятельностью.

Проведена экспертная оценка наиболее часто используемых во врачебной практике источников фармацевтической информации (табл. 1). Установлено, что в разделе, характеризующем достоверность информации, самый высокий балл (4,91) получили публикации с результатами рандомизированных клинических и постклинических испытаний, однако низкие показатели оперативности и доступности подобных материалов не позволяют широко и своевременно применять их в практической деятельности. Пополнение данного информационного ресурса может происходить на совместных медико-фармацевтических конференциях в отделении аллергологии. Специалисты аллергологи-иммунологи продемонстрировали грамотный профессиональный подход к оценке информации от фармацевтических компаний, присвоив ей наиболее низкий балл по достоверности и глубине (3,87 и 3,83 соответственно). Несмотря на высокие показатели оперативности и доступности рекламная информация не всегда содержит опубликованные в научной литературе данные о клинической эффективности и сведения о побочных эффектах.

Таблица 1

Результаты экспертной оценки источников фармацевтической информации*

№ Источник информации Характеристика информации

Достоверность Глубина Оперативность Доступность

1 Инструкции по применению лекарственных препаратов для врачей 4,87 4,82 4,59 4,83

2 Результаты рандомизированных клинических и постклинических испытаний 4,91 4,71 3,82 3,75

3 Специализированные медицинские журналы 4,62 4,61 4,57 4,43

4 Справочная литература 4,58 4,51 4,08 4,36

5 Рекламная информация 3,87 3,83 4,69 4,92

Примечание. * - оценка по 5-балльной шкале: 5,0 - максимальная оценка, 1,0 - минимальная.

Таблица 2

Результаты анализа предпочтений аллергологов-иммунологов по использованию антигистаминных

лекарственных препаратов в условиях стационара

Фармакологическая группа МНН Торговое название Форма выпуска Оценка востребованности*

Блокаторы гистаминовых Н1-рецепторов I поколения Клемастин Тавегил Раствор для в/в и в/м введения 0,1% 2 мл 4,58

Тавегил Таблетки 1 мг № 20 3,02

Хлоропирамин Супрастин Раствор для в/в и в/м введения 2% 1мл 4,76

Супрастин Таблетки 25 мг № 20 3,36

Блокаторы гистаминовых Н1-рецепторов II поколения Цетиризин Цетрин Таблетки п/о 10 мг № 10 4,25

Деметилден Фенистил Капсулы 4 мг № 10 3,86

Эбастин Кестин Таблетки п/о 20 мг № 10 4,40

Левоцетиризин Ксизал Таблетки п/о 5 мг № 10 4,92

Лоратадин Кларидол Таблетки 10 мг № 7 4,04

Кларитин Таблетки 10 мг № 10 4,86

Активные метаболиты блокаторов гистаминовых Н1-рецепторов II поколения Фексафенадин Телфас Таблетки п/о 30 мг № 10 4,58

Дезлоратадин Эриус Таблетки п/о 0,5 мг № 7 4,72

Примечание: * - оценка по 5-балльной шкале (5,0 - максимальная востребованность, 1,0 - минимальная востребованность).

Клиницисты отметили недостаточность имеющейся у них фармацевтической информации, касающейся ценовых характеристик и возможности получения лечебным учреждением конкретного лекарственного препарата в соответствующий запросу период. Отсутствие подобного рода сведений затрудняет продвижение рекомендаций врачей-аллергологов больничному формулярному комитету. Поэтому дополнение клинической информации о лекарственном средстве сведениями о его наличии в Госреестре, ожидаемой стоимости суточной и курсовой дозы на момент заявки, наличии генерической замены оригинального препарата расширит возможности по эффективному и оперативному включению в больничный формуляр запрашиваемых клиницистами лекарственных средств. Мнения экспертов относительно эффективности используемых в настоящее время противоаллергических препаратов позволили составить сводную таблицу востребованности антигистаминных лекарственных средств (табл. 2). При этом учитывался как личный опыт применения препарата, так и информация, полученная каждым экспертом из специальной профессиональной литературы.

При рассмотрении данных о назначении анти-гистаминных препаратов по историям болезни пациентов аллергологического отделения выявлено наиболее частое применение лоратадина, парентеральных препаратов клемастина и хлоро-

пирамина (табл. 3). Высокая стоимость курса лечения в условиях ограниченного бюджета не позволяет широко использовать левоцетиризин, эба-стин, дезлоратадин. Это ставит задачу определения минимального объема применения данной группы лекарственных средств, так как у ряда пациентов отмечается низкая эффективность традиционно используемых противоаллергических препаратов с относительной невысокой стоимостью. По заключению экспертов-аллергологов количество таких больных колеблется от 5% до 15% в зависимости от нозологической формы.

Одним из наиболее востребованных препаратов, применяемых в отделении аллергологии, является лоратадин. Стоимость одного дня терапии лоратадином, исходя из средней суточной дозы 10 мг, может составлять от 1,50 руб. до 22,66 руб. (табл. 4). В связи с особенностями контингента не рассматривались варианты использования лора-тадина в виде сиропов. Из 32 наименований таб-летированных препаратов лоратадина, находящихся в настоящий момент в реестре, 19 производятся в Российской Федерации, остальные - за рубежом. Преобладание российских производителей и государственная поддержка отечественного фармацевтического производства создают благоприятные перспективы по обеспечению лекарственными средствами данной фармакологической группы стационарного контингента пациентов.

Таблица 3

Результаты анализа использования антигистаминных лекарственных препаратов в условиях

отделения аллергологии

№ МНН Торговое наименование Форма выпуска % пациентов, получивших курсовую дозу

1 Лоратадин ^аридол Таблетки 79,5

2 Дезлоратадин Эриус Таблетки 3,6

3 Цетиризин Цетрин Таблетки 6,0

4 Эбастин Kестин Таблетки 4,8

5 Левоцетиризин ^изал Таблетки 1,2

б Kлемастин Тавегил Раствор для в/в и в/м введения 0,1% - 2 мл 43,4

Т Xлоропирамин Супрастин Раствор для в/в и в/м введения 2% - 1 мл 26,5

Таблица 4

Ассортимент таблетированных препаратов лоратадина, включенных в Госреестр, и предполагаемая стоимость средней суточной дозы

№ Торговое наименование Количество в упаковке Владелец регистрационного удостоверения, производитель, упаковщик Предполагаемая стоимость средней суточной дозы, руб.

1 Лоратадин 10 ОАО «Татхимфармпрепараты" - Россия 1,50

2 Кларифер 10 ЗАО «Брынцалов-А» 1,86

3 Лоратадин 30 ООО "Розфарм" - Россия 2,05

4 Лоратадин 10 ООО "Розфарм" - Россия 2,05

5 Лоратадин 10 ОАО "Биосинтез" - Россия 2,10

б Лоратадин-Верте 10 ЗАО "Вертекс" - Россия 2,60

Т Лоратадин 10 ЗАО "ЗиО-Здоровье" - Россия 3,00

В Кларисенс 30 ОАО "Фармстандарт-Лексредства" - Россия 3,15

9 ЛораГ ексал 10 Вл.-Гексал АГ Германия; Пр.,Перв.Уп., Втор.Уп.,Вып.к.-Салютас Фарма ГмбХ Германия 4,20

1Q Клаллергин 10 ЗАО "Фармацевтическое предприятие "Обо-ленское" - Россия 4,34

11 Лоратадин Штада 10 Вл. - ОАО "Нижфарм" - Россия; Пр. - ЗАО "Макиз-Фарма" - Россия 4,57

12 Лоратадин 10 ЗАО "Макиз-Фарма" - Россия 4,57

13 Лоратадин 10 ООО "Фармакор-продакшн" - Россия 4,74

14 Кларисенс 7 ОАО "Фармстандарт-Лексредства" - Россия 4,99

15 Лоратадин 10 ООО "Озон" - Россия 5,61

1б Кларисенс 10 ОАО "Фармстандарт-Лексредства" - Россия 6,15

П Эролин 30 ОАО "Фармацевтический завод Эгис" - Венгрия 6,80

1В Эролин 10 ОАО "Фармацевтический завод Эгис" - Венгрия 8,12

19 Кларотадин 30 ОАО "ХФК "Акрихин" - Россия 8,21

2Q Алерприв 30 Кимика Монтпеллиер С.А., Баго Групп Компани - Аргентина 8,36

21 Лоратадин-Хемофарм 10 Хемофарм концерн А.Д. - Сербия и Черногория 9,66

22 Кларотадин 10 ОАО "ХФК "Акрихин" - Россия 10,78

23 Кларидол 7 Шрея Лайф Саенсиз Пвт.Лтд - Индия 11,60

24 Ломилан 10 Лек д.д. - Словения 12,57

25 Эролин 5 ОАО "Фармацевтический завод Эгис" - Венгрия 12,62

2б Кларотадин 7 ОАО "ХФК "Акрихин" - Россия 12,66

2Т Алерприв 10 Кимика Монтпеллиер С.А., Баго Групп Компани - Аргентина 13,86

2В Лоратадин 10 Вл. - ЗАО "Аптеки 36,6"; ОАО "Верофарм" -Россия 16,73

29 Кларитин 30 Шеринг-Плау Лабо Н.Б. - Бельгия 18,31

3Q Кларитин 30 Шеринг-Плау Лабо Н.Б. - Бельгия 18,32

31 Кларитин 10 Шеринг-Плау Лабо Н.Б. - Бельгия 20,57

32 Кларитин 7 Шеринг-Плау Лабо Н.Б. - Бельгия 22,66

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15б

В настоящее время закупки для нужд бюджетных государственных учреждений, к которым относится Курская областная клиническая больница, проводятся на основе электронных аукционов, что приводит к экономии денежных средств на медикаменты, закупаемые на конкурсной основе в среднем на 10-15%. Поэтому реальная стоимость предполагаемой суточной и курсовой дозы может смещаться в меньшую сторону.

Работа провизоров и врачей-аллергологов по анализу ассортимента и предполагаемой стоимости курса лечения препаратами лоратадина показала необходимость иметь информацию о терапевтической эквивалентности препаратов, выпускаемых разными производителями. В связи с этим возникла потребность в получении данных о сравнительной клинической и экономической эффективности их использования. В литературе представлены результаты фармакоэкономических исследований оригинального препарата лората-дина "Кларитин" по сравнению с его генерическими производными [4]. Также имеется информация о неоднозначной биоэквивалентности воспроизведенных препаратов лоратадина [3, 5], что в свою очередь ставит вопрос о взаимозаменяемости и критериях выбора генерических препаратов. В настоящее время качество генериков признается удовлетворительным, если они соответствуют следующим критериям: 1) генерический препарат зарегистрирован в странах с развитой контрольно-разрешительной системой, 2) доказанность терапевтической эквивалентности генерика оригинальному препарату в пострегистраци-онных рандомизированных исследованиях; 3) соблюдение правил надлежащей производственной практики (GMP - Good Manufacturing Practice) при производстве генерика.

Таким образом, проведенное исследование информационных потребностей врачей отделения аллергологии многопрофильного стационара свидетельствует о необходимости получения клиницистами фармацевтической информации. В контексте организационно-методических мероприятий в отделении организовано ежеквартальное проведение врачебных конференций с привлече-

нием провизоров больничной аптеки. С учетом предпочтения врачей аллергологов-иммунологов и на основании использования фармацевтической информации разработана тактика формирования заявки на закупку противоаллергических лекарственных препаратов и составлены рекомендации для больничного формулярного комитета по обновлению раздела "Противоаллергические средства". Фармацевтическая служба ЛПУ, отслеживая конъюнктуру фармацевтического рынка, может своевременно информировать клиницистов об ассортименте лекарственных средств, зарегистрированных в настоящий момент, данных Гос-реестра, ценовой динамике, новых лекарственных формах и способах введения ранее известных лекарственных препаратов. Совместные клиникофармацевтические информационные мероприятия позволят наиболее эффективно определять потребность в лекарственных средствах, что в итоге улучшит качественные показатели работы отделения по оказанию специализированной помощи и увеличит количество пролеченных больных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 2001. - 320 с.

2. Годовальников Г.В. Современное лекарствоведение. - Брест: ОАО «Брестская типография»,

2008. - 520 с.

3. Горячкина Л.А., Дробин О.С. Исследование эффективности и безопасности препаратов лоратадина при круглогодичном аллергическом рините // Русский медицинский журнал. - 2004. - № 21. -С. 1208-1212.

4. Демидова М.А., Богданова Е.В. Фармакоэкономи-ческие аспекты применения антигистаминных препаратов в лечении экземы // Фармация. -

2009. - № 2. - С. 16-20.

5. Караулов А.В. Кларотадин в лечении аллергических заболеваний // Международный медицинский журнал. - 2001. - № 2. - С. 142-144.

6. Судас Л.Г., Юрасова М.В. Маркетинговые исследования в социальной сфере: Учебник. - М.: ИНФА-М, 2004. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.