Научная статья на тему 'РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ НАД ОБРАЩЕНИЕМ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ И ОТРАБОТАВШЕГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА'

РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ НАД ОБРАЩЕНИЕМ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ И ОТРАБОТАВШЕГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ / РАДИОАКТИВНЫЕ ОТХОДЫ / ПРАВО ЕС / ДОГОВОР О ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ / ДИРЕКТИВА ЕС ОБ ОТРАБОТАВШЕМ ЯДЕРНОМ ТОПЛИВЕ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДАХ / ОТРАБОТАВШЕЕ ЯДЕРНОЕ ТОПЛИВО / ДОГОВОР О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / ДОГОВОР ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лебедева Юлия Вячеславовна

Введение: Функция контроля Европейской Комиссии в сфере обращения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива очень важна как в настоящее время, так и в будущем, поэтому Еврокомиссия несет ответственность вместе с Евратомом перед будущими поколениями по вопросу ядерных захоронений на территории ЕС. Целью исследования стало осуществление контроля Европейской Комиссией над обращением радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива. Методы: методологическую базу данного исследования составляет совокупность методов научного познания на основе диалектического и исторического материализма, методы логического и структурно-функционального анализа. Результаты: обоснованная в работе авторская позиция опирается на право ЕС и мнения компетентной научной российской и зарубежной среды по вопросу о роли Европейской Комиссии в осуществлении функции контроля и надзора в атомной области, в частности, за обращением радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива. Доклады, которые делает Еврокомиссия Европейскому парламенту и Совету ЕС, раскрывают все положение в сфере обращения РАО и ОЯТ в странах-членах ЕС, что позволяет держать под контролем ситуацию. Вывод: в результате исследования выявлена важная роль Европейской Комиссии в системе контроля над обращением радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, что позволяет совместно с Евратомом корректировать действия стран-членов ЕС в сфере обращения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лебедева Юлия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE EUROPEAN COMMISSION IN THE CONTROL SYSTEM FOR THE MANAGEMENT OF RADIOACTIVE WASTE AND SPENT NUCLEAR FUEL

Introduction: the control function of the European Commission in the field of radioactive waste and spent nuclear fuel management is very important both now and in the future, so the European Commission is responsible, together with Euratom, to future generations for the matters of nuclear burials within the territory of the EU. The purpose of the study was to monitor the European Commission’s handling of radioactive waste and spent nuclear fuel. Methods: the methodological framework for the research is a set of methods of scientific knowledge based on dialectical and historical materialism, the methods of logical and structural-functional analysis. Results: the author’s well-founded position is based on EU law and the opinions of the competent scientific community in Russia and abroad on the role of the European Commission in the implementation of the function of control and supervision in the nuclear field, in particular, for the management of radioactive waste and spent nuclear fuel. The reports that the European Commission makes to the European Parliament and the Council of the EU reveal all the situation in the sphere of RW and SNF management in the EU member states, which makes it possible to keep the situation under control. Conclusions: the study revealed the important role of the European Commission in the system of control of radioactive waste and spent nuclear fuel together with Euratom to adjust the actions of the EU member states in the sphere of radioactive waste and spent nuclear fuel.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ НАД ОБРАЩЕНИЕМ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ И ОТРАБОТАВШЕГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА»

www.volsu.ru

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2020.3.18

UDC 341 LBC 67

Submitted: 01.06.2020 Accepted: 20.06.2020

THE ROLE OF THE EUROPEAN COMMISSION IN THE CONTROL SYSTEM FOR THE MANAGEMENT OF RADIOACTIVE WASTE AND SPENT NUCLEAR FUEL

Yulia V. Lebedeva

The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow G-200, Russian Federation

Introduction: the control function of the European Commission in the field of radioactive waste and spent nuclear fuel management is very important both now and in the future, so the European Commission is responsible, together with Euratom, to future generations for the matters of nuclear burials within the territory of the EU. The purpose of the study was to monitor the European Commission's handling of radioactive waste and spent nuclear fuel. Methods: the methodological framework for the research is a set of methods of scientific knowledge based on dialectical and historical materialism, the methods of logical and structural-functional analysis. Results: the author's well-founded position is based on EU law and the opinions of the competent scientific community in Russia and abroad on the role of the European Commission in the implementation of the function of control and supervision in the nuclear field, in particular, for the management of radioactive waste and spent nuclear fuel. The reports that the European Commission makes to the European Parliament and the Council of the EU reveal all the situation in the sphere of RW and SNF management in the EU member states, which makes it possible to keep the situation under control. Conclusions: the study revealed the important role of the European Commission in the system of control of radioactive waste and spent nuclear fuel together with Euratom to adjust the actions of the EU member states in the sphere of radioactive waste and spent nuclear fuel.

Key words: the European Commission, radioactive waste, EU law, Treaty on the European Union, EU Directive on the Management of Spent Nuclear Fuel and Radioactive Waste, spent nuclear fuel, Treaty on the Functioning of the European Union, Treaty establishing the European Atomic Energy Community.

Citation. Lebedeva Yu.V. The Role of the European Commission in the Control System for the Management of Radioactive Waste and Spent Nuclear Fuel. Legal Concept, 2020, vol. 19, no. 3, pp. 128-132. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/lcjvolsu.2020.3.18

УДК 341 Дата поступления статьи: 01.06.2020

ББК 67 Дата принятия статьи: 20.06.2020

РОЛЬ европейской комиссии в системе контроля

2 НАД ОБРАЩЕНИЕМ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ

« И ОТРАБОТАВШЕГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА

ч

<и ю

Юлия Вячеславовна Лебедева

® Министерство иностранных дел Российской Федерации, г. Москва Г-200, Российская Федерация

■ Ю.В. Лебедева. Роль Европейской Комиссии в системе контроля над обращением радиоактивных отходов

Введение: Функция контроля Европейской Комиссии в сфере обращения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива очень важна как в настоящее время, так и в будущем, поэтому Еврокомис-сия несет ответственность вместе с Евратомом перед будущими поколениями по вопросу ядерных захоронений на территории ЕС. Целью исследования стало осуществление контроля Европейской Комиссией над обращением радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива. Методы: методологическую базу данного исследования составляет совокупность методов научного познания на основе диалектического и исторического материализма, методы логического и структурно-функционального анализа. Результаты: обоснованная в работе авторская позиция опирается на право ЕС и мнения компетентной научной российской и зарубежной среды по вопросу о роли Европейской Комиссии в осуществлении функции контроля и надзора в атомной области, в частности, за обращением радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива. Доклады, которые делает Еврокомиссия Европейскому парламенту и Совету ЕС, раскрывают все положение в сфере обращения РАО и ОЯТ в странах-членах ЕС, что позволяет держать под контролем ситуацию. Вывод: в результате исследования выявлена важная роль Европейской Комиссии в системе контроля над обращением радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, что позволяет совместно с Евратомом корректировать действия стран-членов ЕС в сфере обращения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива.

Ключевые слова: Европейская Комиссия, радиоактивные отходы, право ЕС, Договор о Европейском Союзе, Директива ЕС об отработавшем ядерном топливе и радиоактивных отходах, отработавшее ядерное топливо, Договор о функционировании Европейского Союза, Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии.

Цитирование. Лебедева Ю. В. Роль Европейской Комиссии в системе контроля над обращением радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2020. - Т. 19, № 3. - С. 128-132. - DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2020.3.18

Роль Европейской Комиссии как политико-правового института ЕС, обеспечивающего функционирование интеграционного механизма ЕС, является существенной, в том числе в разработке вопросов интеграционной политики в области обращения радиоактивных отходов (далее - РАО) и отработавшего ядерного топлива (далее - ОЯТ), а также в осуществлении функции контроля над их обращением. Согласно ст. 17 Договора о Европейском Союзе, Европейская Комиссия «продвигает общие интересы Союза и с этой целью выступает с соответствующими инициативами. Она следит за применением Договоров и мер, принятых институтами» [2, с. 182], а также «осуществляет надзор за применением права Союза под контролем Суда Европейского Союза» [2, с. 182]. Таким образом, Европейская Комиссия является центральным звеном в системе интеграционных институтов ЕС, поскольку она не только контролирует выполнение правовых актов государствами-членами ЕС как в рамках Сообщества, так и на их национальных территориях, но также обладает «исключительным правом инициативы в законодательном процессе, правом контроля и

Введение

правом наложения санкций» [3, с. 95]. Европейская Комиссия, «как связующее звено в наднациональной институционной структуре ЕС» [8, с. 81], отвечает не только за текущее состояние дел в ЕС, но и за его будущее, дальнейшие перспективы интеграционного развития, а также несет ответственность наравне с Евратомом перед будущими поколениями в вопросе строительства репозиториев на территориях стран-членов ЕС.

Осуществление контроля Европейской Комиссией над обращением РАО и ОЯТ

В соответствии со ст. 106а Договора об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Договор о ЕСАЭ) и ст. 17 Договора о Европейском Союзе Европейская Комиссия обязана следить за тем, чтобы положения Договора о ЕСАЭ и меры, предпринимаемые институтами, соответствовали их применению. Еврокомиссия имеет право выносить рекомендации или заключения, осуществлять полномочия, которые Совет передает Европейской Комиссии для выполнения принятых им постановлений. Еврокомиссия располагает собственными полномочиями

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

принимать решения и участвовать в разработке мер, предпринимаемых Советом и Европейским парламентом, теми способами, которые предусмотрены в Договоре о ЕСАЭ. Так, например, согласно ст. 106а Договора о ЕСАЭ и ст. 241 Договора о функционировании Европейского Союза, Совет может просить Комиссию провести любые исследования, которые он сочтет целесообразными, в том числе и касающиеся вопросов атомной промышленности в ЕС. Европейская Комиссия имеет полномочия запрашивать информацию у стран-членов ЕС, может привлекать к анализу полученной информации своих европейских экспертов, специалистов научного мирового сообщества и МАГАТЭ.

Учитывая опасность РАО и ОЯТ для окружающей среды и человека, специфику вопросов их обращения, а также необходимость контроля над этим процессом со стороны наднационального органа в ЕС, была принята Директива ЕС № 2011/70/Евратом, учреждающая рамочное законодательство Сообщества в отношении отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов от 19.07.2011 [4, с. 48-56], в которой детально прописывался механизм контроля Европейской Комиссии за обращением РАО и ОЯТ.

Согласно ст. 13 Директивы ЕС № 2011/ 70/Евратом страны-члены ЕС обязаны информировать Еврокомиссию о своих национальных программах и любых последующих существенных изменениях в них. В течение 6 месяцев со дня уведомления Европейская Комиссия имеет право запросить разъяснения, высказать свое мнение по содержанию национальной программы члена ЕС, в свою очередь, страны-члены ЕС представляют запрашиваемые разъяснения и информируют Еврокомиссию о любых изменениях в национальных программах. Европейская Комиссия при принятии решения о предоставлении ЕС финансовой или технической помощи странам-членам ЕС по реализации их национальных программ по безопасному обращению РАО и ОЯТ, а также деятельности, связанной с ними, принимает во внимание разъяснения и эффективность исполнения таких программ. Например, в настоящее время Еврокомиссия признала техническую возможность безопасного геологического захо-

ронения высокоактивных радиоактивных отходов (далее - ВАО) [1].

Концепция геологической изоляции ВАО в ЕС

Объединенный центр ядерных исследований Евратома сделал научный доклад «Геологическая изоляция радиоактивных отходов: Путь к реализации» об исследовании «в отношении предполагаемых вмещаемых пород и систем изоляции ВАО: в глине, твердых скальных породах и соляных пластах» [5]. В Докладе была изложена Концепция геологической изоляции ВАО, реализация которой возможна только при наличии положительного общественного мнения и долгосрочной перспективы. Окончательная ответственность за применение Концепции ляжет на национальные компетентные органы стран-членов ЕС, которые отвечают за процесс утилизации РАО и обращения ОЯТ. В настоящее время вопрос постройки на территории ряда стран-членов ЕС захоронений ВАО находится под постоянным контролем Евратома и Европейской Комиссии.

Отчетность стран-членов ЕС

перед Европейской Комиссией

В соответствии со ст. 14 Директивы ЕС № 2011/70/Евратома страны-члены ЕС обязаны предоставлять каждые три года отчет о выполнении Директивы ЕС № 2011/70/Еврато-ма в Европейскую Комиссию. Страны-члены ЕС каждые 10 лет проводят анализ и экспертизу своего национального законодательства на предмет его эффективности, работы компетентных национальных органов, положений национальных программ и их имплементации, приглашают международных экспертов и соответствующие компетентные регулятивные органы с целью обеспечения международных стандартов безопасности в области обращения РАО и ОЯТ. Выводы международных экспертов представляются Европейской Комиссией и другим странам-членам ЕС, а также могут быть доступны для ознакомления общественности при условии соблюдения правовых норм безопасности и конфиденциальности информации. Согласно ст. 15 Директивы ЕС № 2011/70/

Ю.В. Лебедева. Роль Европейской Комиссии в системе контроля над обращением радиоактивных отходов

Евратома страны-члены ЕС обязаны сообщать Еврокомиссии об основных положениях национального законодательства и последующих его изменениях, которые страны-члены ЕС принимают в области регулирования РАО и ОЯТ. Страны-члены ЕС заинтересованы как можно скорее уведомлять Европейскую Комиссию о содержании своих национальных программ, включающих пункты, касающиеся РАО и ОЯТ, с целью получения дополнительного финансирования. Таким образом, Европейская Комиссия осуществляет контроль за деятельностью стран-членов ЕС в области обращения РАО и ОЯТ. Эта мысль озвучена в работах зарубежных авторов по международному ядерному праву Стефана Троманса и по европейскому праву Анны Сёдерстен.

На основе отчетов стран-членов ЕС Европейская Комиссия раз в три года представляет доклад Европейскому парламенту и Совету ЕС о ходе выполнения Директивы ЕС № 2011/70/Евратома и инвентаризации РАО и ОЯТ на территории ЕС. Такие доклады были сделаны Еврокомиссией 15 мая 2017 г. [6] и 17 декабря 2019 г. [7]. Последний Доклад Европейской Комиссии 2019 г. дает четкое представление о текущей ситуации и о произошедших в течении трех лет (2017-2019 гг.) изменениях в сфере обращения ОЯТ и РАО по странам-членам ЕС и выделяет вопросы, требующие дальнейшего контроля со стороны Европейской Комиссии.

Вывод

В связи с тем, что обращение РАО и ОЯТ является дорогостоящим и связано с безопасностью человека и среды его обитания для любого государства, в том числе и для стран-членов ЕС, поэтому осуществление контроля на международном региональном уровне за этим вопросом, со стороны такого значимого института ЕС, как Европейская Комиссия, особенно важен. Воплощающая в себе наднациональное начало европейского строительства Европейская Комиссия осуществляет надзор и контроль за имплементацией и реализацией Директивы ЕС 2011/70/Евратома, тем самым Еврокомис-сия может аккумулировать, анализировать, прогнозировать всю информацию в полном объеме по обращению РАО и ОЯТ в ЕС и в случае не-

обходимости может проводить консультации со специалистами физиками-ядерщиками, Евратомом и МАГАТЭ, с целью своевременного реагирования на различные проблемы, в том числе и финансовые, если такие появляются на любой стадии обращения РАО и ОЯТ, то есть на этапе их обработки, переработки, кондиционирования, хранения и захоронения.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Еврокомиссия признает техническую осуществимость безопасного геологического захоронения. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.atomic-energy.ru/news/2009/10/28/ 6872. - Загл. с экрана.

2. Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 698 с.

3. Шемятенков, В. Г. Европейская интеграция / В. Г. Шемятенков. - М. : Международные отношения, 2003. - 400 с.

4. Council Directive 2011/70/EURAT0M of 19 July 2011 Establishing a Community Framework for the Responsible and Safe Management of Spent Fuel and Radioactive Waste // Official Journal of the EU. -2011. - №> 199. - P. 48-56.

5. Geological Disposal of Radioactive Waste: Moving Towards Implementation. - Electronic text data. -Mode of access: https://publications.jrc.ec.europa.eu/ repo sitory/bitstream/JRC4 5385/jrc-ie -geological_ disposal.pdf. - Title from screen.

6. Report from the Commission to the Council and the European Parliament on Progress of Implementation of Council Directive 2011/70/EURAT0M and an Inventory of Radioactive Waste and Spent Fuel Present in the Community's Territory and the Future Prospects, Brussels, 15.05.2017,C0M(2017) 236 final. - Electronic text data. - Mode of access: https://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/?qid= 1528108752221&uri= CELEX:52017DC0236. - Title from screen.

7. Report from the Commission to the Council and the European Parliament on Progress of Implementation of Council Directive 2011/70/ EURATOM and an Inventory of Radioactive Waste and Spent Fuel Present in the Community's Territory and the Future Prospects SWD/2019/436 final. -Electronic text data. - Mode of access: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=15790784 87734&uri=CELEX:52019SC0436. - Title from screen.

8. Urwin, D.W. The Community of Europe: А History of Europe an Integration Since 1945 / D. W. Urwin. - L. ; N. Y. : Longman, 2014. - 304 p.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

REFERENCES

1. Evrokomissiya priznaet tekhnicheskuyu osushchestvimost bezopasnogo geologicheskogo zakhoroneniya [European Commission Recognizes the Technical Feasibility of Safe Geological Disposal]. URL: http://www. atomic-energy. ru/news/2009/10/28/6872.

2. Evropeyskiy Soyuz: Osnovopolagayushchie akty v redaktsii Lissabonskogo dogovora s kommentariyami [European Union: Founding Acts as Revised by the Lisbon Treaty with Comments]. Moscow, INFRA-M Publ., 2013. 698 p.

3. Shemiatenkov V G. Evropeyskaya integratsiya [European Integration]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya, 2003. 400 p.

4. Council Directive 2011/70/EURAT0M of 19 July 2011 Establishing a Community Framework for the Responsible and Safe Management of Spent Fuel and Radioactive Waste. Official Journal of the EU, 2011, no. 199, pp. 48-56.

5. Geological Disposal of Radioactive Waste: Moving Towards Implementation. URL: https://

publications .j rc.ec. europa.eu/repository/bitstream/ JRC45385/jrc-ie-geological_disposal.pdf.

6. Report from the Commission to the Council and the European Parliament on Progress of Implementation of Council Directive 2011/70/ EURATOM and an Inventory ofRadioactive Waste and Spent Fuel Present in the Community's Territory and the Future Prospects, Brussels, 15.05.2017, COM(2017) 236final. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?qid=1528108752221&uri=CELEX:52017 DC0236.

7. Report from the Commission to the Council and the European Parliament on Progress of Implementation of Council Directive 2011/70/ EURATOM and an Inventory of Radioactive Waste and Spent Fuel Present in the Community's Territory and the Future Prospects SWD/2019/436final. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ ?qid=1579078487734&uri=CELEX:52019SC0436.

8. Urwin D.W. The Community of Europe: a History of Europe an Integration Since 1945. London, New York, Longman, 2014. 304 p.

Information About the Author

Yulia V. Lebedeva, PhD Student, Department of European Law, MGIMO University of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Adviser, Historical and Documentary Department of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Smolenskaya-Sennaya Sq., 32/34, 119200 Moscow G-200, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4902-1657

Информация об авторе

Юлия Вячеславовна Лебедева, соискатель кафедры европейского права МГИМО МИД России, советник Историко-документального департамента МИД России, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Смоленская-Сенная площадь, 32/34, 119200 г. Москва Г-200, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4902-1657

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.