Литература:
1. Андреев, А. А. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект / А. А. Андреев. - М.: Альфа, 2002. - 168 с.
2. Андреев, В.И. Дидактика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: КГУ, 1988. - 238 с.
3. Барболин, М.П. Методологические основы развивающего обучения / М.П.Барболин. - М.: Высшая школа, 1991. - 232 с.
4. Беликов, В.А. Дидактика учебно-познавательной деятельности / В. А. Беликов. - М.: Перо, 2017. - 296 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М.: МПСИ, 2001. - 349 с.
6. Есипов, Б.П. Основы дидактики / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 1967. - 462 с.
7. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь / Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 1968. - 175 с.
8. Калугина, Т.В. Личностно-ориентированная дидактика. Теория и практика / Т. В. Калугина. - Челябинск: ЧГПИ, 1998. - 87 с.
9. Куписевич, Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич. - М.: Высшая школа, 1986. - 376 с.
10. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
11. Менеджмент: системность, культуростроение / А. Н. Попов, Е. А. Попова, С. А. Шульмин. - Челябинск: УралГУФК, 2020. - 64 с.
12. Попов, А.Н. Постижение истинной сути культуры управления / А. Н. Попов. - Челябинск: УралГУФК, 2006. - 41 с.
13. Сорокин, Н.А. Дидактика / Н. А. Сорокин. - М.:Просвещение, 1974. - 221 с.
14. Экономика предпринимательского менеджмента / А.Н.Попов, Н.П.Виноградова. - СПб.: Юридический центр, 2019. - 320 с.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Магомедова Замира Шахабутдиновна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); аспирант 1-го года обучения, старший преподаватель кафедры английского языка и методики его преподавания Сулейманова Тамара Рамазановна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)
РОЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО
ПОКОЛЕНИЯ В ЭПОХУ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается роль этнокультурного просвещения в процессе воспитания подрастающего поколения в эпоху нестабильности, каковой, как известно, характеризуется современная геополитическая ситуация. Перед началом разговора о собственно этнокультурном просвещении исследуются наиболее значимые особенности современной политической, экономической и культурной ситуации в России и мире. Доказывается связь её характеристик с одной стороны и необходимости развития у представителей подрастающего поколения этнокультурной компетентности - с другой. Далее изучаются основные составляющие этнокультурной компетентности. Рассматриваются педагогические условия, позволяющие эффективно осуществлять этнокультурное просвещение детей и подростков. Затем говорится о различных формах учебной и внеучебной деятельности, позволяющих реализовать данные условия.
Ключевые слова: этнокультурное просвещение, этнокультурная компетентность, урочная деятельность, внеурочная деятельность, модернизация системы образования.
Annotation. The article examines the role of ethno-cultural education in the process of educating the younger generation in an instability era, which, as is known, is characterized by the current geopolitical situation. Before starting a conversation about ethnic and cultural education proper, the most significant features of the current political, economic and cultural situation in Russia and the world are investigated. The connection between its characteristics on the one hand and the need for the development of ethno-cultural competence among the representatives of the younger generation on the other hand is proved. Next, the main components of ethno-cultural competence are studied. The pedagogical conditions allowing to effectively carry out ethno-cultural education of children and adolescents are considered. Then they talk about various forms of educational and extracurricular activities that allow these conditions to be realized.
Key words: ethno-cultural education, ethno-cultural competence, scheduled activities, extracurricular activities, modernization of the education system.
Введение. Специфика современного геополитического положения как Российской Федерации, так и в целом мировой цивилизации в значительной степени характеризуется неустойчивостью межэтнического мира и согласия. Последняя во многом связана со сложностью отношений как между государствами, так и между отдельными этническими, либо конфессиональными группами внутри государств, а равно и существенной активизацией миграционных процессов [1; 3; 7; 9; 12; 16].
Описанный выше социокультурный фон способствует значительной актуализации вопросов воспитания члена современного общества, который будет характеризоваться наличием развитой компетенции, позволяющей вести плодотворное межкультурное общение в интересах семьи, общества и государства. Необходимыми чертами такой личности также являются толерантность и конструктивность в сфере межнационального взаимодействия.
При этом приходится констатировать, что на современном этапе развития отечественной школы активность участников образовательного процесса во многом остаётся направленной на формирование у индивида набора «сухих» компетенций, нацеленных через присвоение неких универсальных алгоритмов действий на «добычу», «реализацию» и «потребление» определённых материальных, а равно и духовных благ [2; 6-7; 11; 14; 17]. Действительно, зачастую педагоги, особенно, осуществляющие профессиональную деятельность в старших классах, если и занимаются созданием актуальных жизненных контекстов, способствующих эффективному развитию обучающихся, то в большинстве случаев делают акценты на формировании коммуникативных, учебно-познавательных и информационных компетенций школьников. Последнее вполне объяснимо, ведь перечисленные компетенции необходимы для успешной сдачи ЕГЭ. При этом формирование духовно-ценностной составляющей компетенций рассматривается большинством педагогов-практиков в качестве второстепенного явления [15, С. 113].
При этом, лицам, на настоящий момент осваивающим школьные образовательные программы, в ближайшем будущем предстоит интегрироваться в общество. И то, каким оно будет, во многом зависит от тех качеств, которые современная школа формирует у учащихся. Одной из важных в этом отношении компетенций является этнокультурная компетенция, проблемам формирования которой в современной социально-политической, экономической и культурной реальности будет посвящена настоящая статья.
Изложение основного материала статьи. Термин «этнокультурная компетенция» можно трактовать как интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности знаний и представлений о родной и неродной этнокультурах, умений, навыков необходимых для решения практических задач по сохранению этнической, национальной, гражданской идентичности и соблюдению межэтнического мира и согласия в многонациональном обществе [13, С. 143].
На современном этапе разработки соответствующей проблематики представляется возможным выделить ряд компонентов этнокультурной компетенции школьников (Табл. 1).
Таблица 1
Компоненты этнокультурной компетенции
Наименование Составляющие
Культурно-образовательный Достаточный уровень владения родным языком.
Сформированная система знаний, касающихся традиций и обычаев своего народа.
Знание основных правил корректного поведения в обществе людей, относящихся к иным этноконфессиональным общностям.
Знакомство с наиболее характерными чертами социально-культурного развития малой и большой Родины.
Знакомство с историей собственной семьи [16, С. 161].
Социально-поведенческий Знание наиболее значимых обычаев и традиций своего народа, наличие осознанного стремления к их соблюдению.
Умение проявлять толерантность в совместной деятельности с людьми другой национальности.
Умение применять этнокультурные знания при работе над индивидуальными и групповыми учебными проектами [10, С. 420].
Мотивационно-ценностный компонент Развитое этническое самосознание.
Понимание обучающимся значения сохранения дружеских отношений между народами, наличие у них осознанной потребности в сохранении родного языка и культуры, а также в их развитии.
Результаты деятельности педагогов-исследователей и практиков позволяют нам с определённой долей уверенности говорить о необходимости реализации определённого комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность этнокультурного просвещения (Табл. 2).
Таблица 2
Организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное этнокультурное просвещение
представителей подрастающего поколения
Наименование Содержание
Активизации участия старших членов семей школьников в создании детско-взрослой образовательной общности. Цель -проведение совместных мероприятий этнокультурного содержания в рамках внеурочной деятельности. Организация совместной деятельности всех участников образовательного процесса на основе детско-взрослой образовательной общности в планировании, организации и реализации учебно-воспитательных проектов этнокультурного содержания [10; 13; 15].
Разработка программы развития этнокультурной компетенции школьников, предусматривающей активные совместные действия всех участников образовательного процесса. Развитие у педагогов и родителей осознанного стремления к совместной деятельности по развитию компонентов этнокультурной компетенции учащихся. Возможно посредством их обучения, основанного на принципах этнопедагогики.
Расширение этнокультурной среды школьников путём поощрения их активности во внеаудиторной деятельности. Разработка и внедрение программ факультативных занятий, нацеленных на развитие у школьников этнокультурной компетенции.
В целях реализации охарактеризованных выше условий могут быть использованы возможности всех форм обучения:
- индивидуальных;
- общеклассных;
- групповых [11; 14].
В современных школах основной формой организации учебной деятельности остаётся урок. Последнему присущи широкие возможности в плане организации эффективного этнокультурного просвещения учащихся. Последнее представляется особенно эффективным в случае реализации комплексной модели обучения [6; 13]. Она, в свою очередь, предполагает:
- интеграцию таких учебных предметов, как история, литература, музыка и изобразительное искусство;
- модернизация содержательной стороны различных видов уроков;
- широкое привлечение аудиовизуальных источников, касающихся культурной жизни региона и/или творчества региональных художников [1; 17].
В рамках учебных занятий, организованных подобным образом, весьма действенным может оказаться прослушивание аудиозаписей, содержащих фрагменты или отдельные произведения музыкального фольклора, тематически связанные с
темой занятия, либо использование соответствующих теме урока произведений поэтов, относящихся к данной культурной общности. В рамках учебных занятий по литературе, музыке, изобразительному искусству анализ тех или иных произведений с необходимостью должен отражать их связь с историей этноса, его менталитетом и жизненной средой.
В ходе этнокультурного просвещения школьников неограниченные возможности открываются на практических занятиях по изобразительному искусству, в рамках время которых ученики получают возможности для активной реализации своих творческих способностей. В частности, весьма результативным может стать изучение народных декоративных орнаментов, в ходе которого у учеников будут формироваться умения и навыки, связанные с самостоятельным создаванием образцов народного декоративного орнамента и их адаптацией к современным условиям [5, С. 384-385].
Далее, помимо уроков эффективной в плане этнокультурного просвещения может организация научно-практических конференций для учащихся на соответствующую тематику. В рамках таких занятий школьники выступают с заранее подготовленными докладами [5; 8; 13].
Весьма действенной в плане развития этнокультурной компетентности школьников также может стать реализация дополняющей модели образования, при которой интегрируются учебная и внеучебная деятельность с широким использованием этнокультурного компонента [1; 3-4; 11].
Если говорить о формах внеурочной деятельности, то достаточно эффективной в плане этнокультурного просвещения подрастающего поколения может быть деятельность кружков, осуществляющаяся по следующим направлениям:
- «Декоративное искусство»;
- «Изобразительное искусство» [5, С. 386].
Деятельность таких кружков должна направляться не только на развитие художественных способностей обучающихся, но также на изучение истории и культуры народов России.
Кроме того, к числу достаточно результативных в этом смысле внеклассным мероприятиям относятся конкурсы, посвящённые различной тематике, связанной с этнокультурными традициями. В рамках такого рода мероприятий школьники получают возможности для презентации истории и культуры своей национальности и, соответственно, получают знания, касающиеся истории и культуры культуре других этносов, населяющих регион или страну [10; 15; 17].
Кроме того, эффективная работа по этнокультурному просвещению школьников может быть осуществлена посредством взаимодействия между школой и семьями. Как уже говорилось, родители могут принимать участие во внеклассных мероприятиях, осуществляемых в следующих формах:
- подготовка различных экспонатов, например, для выставок народного декоративно-прикладного искусства;
- подготовка и проведение фестивалей и праздников национальных культур [8-10; 13].
При осуществлении деятельности по этнокультурному просвещению школьников следует, помимо традиционных форм обучения расширять использование инновационных. Так, в рамках урочной деятельности могут использоваться общедидактические и специальные педагогические методы обучения, представляющие собой различные способы продуктивной совместной деятельности участников образовательного процесса [2-3; 8].
Соответствующие методики могут применяться в различных сочетаниях. Выбор в данном случае зависит от конкретно изучаемых тем. В свою очередь, последние подбираются, исходя из возрастных особенностей и возможностей ученического контингента.
Если учебной деятельности будет присущ определённый методологический плюрализм, то это также с высокой вероятностью будет способствовать развитию интереса школьников к культуре народов региона и страны. Кроме того, это позволит развить их мыслительные способности и образное мышление [6; 9].
Выводы. На основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что современная международная обстановка характеризуется неустойчивостью межэтнического мира и согласия. Это, в свою очередь, связано с непростыми отношениями как между странами, так и между отдельными этническими, либо конфессиональными группами внутри них.
Такой социокультурный фон способствует актуализирует проблемы, связанные с воспитанием личности, характеризующейся наличием развитой этнокультурной компетенции.
Достаточный уровень её развития у членов общества будущего позволит им осуществлять плодотворное межкультурное общение в интересах семьи, общества и государства.
Соответственно, возрастает и важность этнокультурного просвещения в образовательном пространстве современной школы.
Возможности для развития соответствующих компетенций у учащихся могут быть реализованы в рамках всех форм деятельности, как урочной, так и внеурочной.
Если говорить об урочной деятельности, то повышению эффективности развития этнокультурной компетенции школьников могут поспособствовать: интеграция таких учебных предметов, как история, литература, музыка и изобразительное искусство; обновление содержания различных видов уроков; широкое привлечение аудиовизуальных источников, касающихся культурной жизни региона и/или творчества региональных художников.
Из внеурочных мероприятий особенно эффективными в этом плане могут быть работа кружков и организация различных мероприятий на соответствующую тематику. Последняя предполагает активное участие не только педагогов и учащихся, но и семей последних.
При этом в целях активизации познавательного интереса учащихся крайне желательным представляется расширение использования инновационных педагогических технологий в образовательном процессе.
Литература:
1. Алиева, Б.Ш. Этнокультурная компетентность как условие профилактики экстремизма и терроризма / Б.Ш. Алиева, Л.Х. Авшалумова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 6(79). - С. 34-37.
2. Андриенко, Н.К. Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС / Н.К. Андриенко, А.А. Терсакова // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. - 2018. - № 2(9). - С. 5-9.
3. Арзамасцева, Н.Г. Этническое самосознание личности студента как показатель сформированности его этнокультурной компетентности / Н.Г. Арзамасцева, В. В. Константинова // Вестник марийского государственного университета. - 2018. - Т.12. - № 4. - С. 14-19.
4. Арутюнова, Е.М. Государственно-гражданская и этническая идентичности молодежи: общероссийский контекст и региональная специфика / Е.М. Арутюнова // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 15. - М.: Новый Хронограф, 2017. - С. 259-272.
5. Батчеева, З.С. Формирование этнокультурной компетентности учащихся средствами изобразительного искусства народов Карачаево-Черкесии / З.С. Батчаева // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т.6. - Вып.3. - С. 382-388.
6. Ватунский, А.А. Современные инновационные технологии в профессиональном образовании / А.А. Ватутинский // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 4(71). - С. 225-226.
7. Волканова, Е.В. Этнокультурный модуль как единица организации содержания обучения при формировании иноязычной этнокультурной компетенции старшеклассников / Е.В. Волканова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. - Т.12. - Вып. 9. - C. 401-405.
8. Иванова, С.В. О понятии «гражданская идентичность» и путях ее формирования у молодежи / С.В. Иванова, Л.С. Пастухова Л. С. // Философия образования. - 2018. - № 76. - Вып. 3. - С. 3-18.
9. Казаринова, Д.Б. Траектории развития постсоветских идентичностей: подходы, модели, тенденции / Д.Б. Казаринова, Н.А. Дунамалян // Политическая наука. - 2022. - № 1. - С. 52-79.
10. Конкрикова, И.В. Педагогические возможности этнокультурного образования в процессе формирования коммуникативных умений у обучающихся / И.В. Конкрикова, Я.Б. Аппаева // Кант. - 2020. - № 4(37). - С. 418-422.
11. Кутергин, Н.Б. Современные педагогические технологии, расширяющие организационно-методический инструментарий образовательного процесса / Н.Б. Кутергин, А.А, Тарасенко, Л.Л. Тимофеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-3. - С. 134-138.
12. Пичугина, Т.А. Роль библиотек в формировании культуры межличностных коммуникаций молодёжи в Удмуртской Республике: социологический аспект / Т.А. Пичугина // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность: сборник научных статей. - Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2019. - С. 302-305.
13. Попова, М.Н. Формирование этнокультурной компетенции старшеклассников в региональной образовательной среде / М.Н. Попова // Мир науки, культуры, образования. - 2019.- № 1(74). - 2019. - С. 142-144.
14. Трубина, Г.Ф. Социально-ориентированный подход в образовании как условие успешной социализации учащегося / Г.Ф. Трубина, Э.Ф. Зеер, М.В. Мащенко // Образование и наука. - 2017. - Т.19. - № 6. - С. 9-32.
15. Чжу, Ф. Развитие социальных компетенций студентов в коллективных мероприятиях вуза / Ф. Чжу // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 6(73). - С. 112-115.
16. Шустова, И.Ю. «Живое воспитание» в школе: принцип событийности / И.Ю. Шустова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Т.1. - № 5(43). - С. 156-168.
17. Tseeva, L.K. Ethno-cultural aspect of the preparation of Bachelor students in the system of higher Education / L.K. Tseeva, B.H. Panesh, R.K. Simbuletova // Colloquium-journal. - 2018. - № 10(21). - Pp. 22-26.
Педагогика
УДК 378
аспирант Маслюков Роман Сергеевич
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Автор статьи обосновывает потребность современных специалистов во владении межкультурной компетентностью, аргументирует необходимость формирования межкультурной компетентности иностранных студентов в процессе их подготовки в российских вузах. На основе анализа близких по смыслу терминов (профессиональная компетентность, социальная компетентность, социокультурная компетентность, коммуникативная компетентность) выделяются обобщенные характеристики позволяющие полнее раскрыть сущность межкультурной компетентности. Рассматриваются подходы к пониманию содержания и структуры межкультурной компетентности, дается ее авторская интерпретация. Выделяются трудности формирования межкультурной компетентности иностранных студентов в российских вузах, предлагаются пути их преодоления. В качестве основных педагогических условий формирования межкультурной компетентности иностранных студентов автор выделяет: целенаправленную ориентацию учебного процесса на развитие всей совокупности элементов межкультурной компетентности; организация межкультурного пространства взаимодействия участников учебного процесса; активное включение иностранных студентов в практическую межкультурную коммуникативную деятельность.
Ключевые слова: межкультурное взаимодействие, межкультурный диалог, межкультурная компетентность, иностранные студенты, формирование межкультурной компетентности, педагогические условия.
An^Mion. The author of the article substantiates the need of modern specialists in the possession of intercultural competence, argues the need for the formation of intercultural competence of foreign students in the process of their preparation in Russian universities. Based on the analysis of terms that are close in meaning (professional competence, social competence, sociocultural competence, communicative competence), generalized characteristics are distinguished that allow to reveal the essence of intercultural competence more fully. Approaches to understanding the content and structure of intercultural competence are considered, its author's interpretation is given. Difficulties in the formation of intercultural competence of foreign students in Russian universities are highlighted, and ways to overcome them are suggested. As the main pedagogical conditions for the formation of intercultural competence of foreign students, the author identifies: a targeted orientation of the educational process towards the development of the entire set of elements of intercultural competence; organization of intercultural space for interaction between participants in the educational process; active involvement of foreign students in practical intercultural communication activities.
Key words: intercultural interaction, intercultural dialogue, intercultural competence, foreign students, formation of intercultural competence, pedagogical conditions.
Введение. Современные специалисты работают в условиях глобализации и цифровизации. Указанные общемировые тенденции приводят к тому, что многие отрасли экономической и общественной деятельности сегодня характеризуются расширением межкультурных контактов и взаимосвязей, возрастанием значимости построения конструктивного межкультурного диалога. Продуктивность межкультурного диалога в свою очередь зависит не только от наличия у его участников знания соответствующих языков, но и от понимания культурных норм и обычаев вовлеченных сторон, психологических особенностей, поведенческих стандартов, культурных и исторических традиций партнеров по взаимодействию, знания механизмов организации самого коммуникативного акта, наличия способностей к прогнозированию трудностей в понимании представителей иных культур.
Таким образом актуальные особенности социально-экономической сферы детерминируют потребность в специалистах, способных к быстрой интеграции в межкультурную профессиональную среду, эффективному ведению межкультурного