Научная статья на тему 'Роль эмоций в экологическом конструктивизме'

Роль эмоций в экологическом конструктивизме Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
271
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмотивная эколингвистика / экологическая функция эмоций / экоцентрический поворот / emotive ecolinguistics / ecological function of emotions / ecocentric shift

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Н. Г. Солодовникова

Обосновывается наличие у эмоций экологической функции, анализируется суть экоцентрического поворота в сознании современного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Н. Г. Солодовникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EMOTIONS IN ECOLOGICAL CONSTRUCTIVISM

Substantiated is the ecological function of emotions; analyzed is the essence of the ecocentric shift in the consciousness of modern man.

Текст научной работы на тему «Роль эмоций в экологическом конструктивизме»

Н.Г. Солодовникова N. G. Solodovnikova

РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОНСТРУКТИВИЗМЕ THE ROLE OF EMOTIONS IN ECOLOGICAL CONSTRUCTIVISM

Обосновывается наличие у эмоций экологической функции, анализируется суть экоцентрического поворота в сознании современного человека.

Ключевые слова: эмотивная эколингвистика, экологическая функция эмоций, экоцентрический поворот.

Substantiated is the ecological function of emotions; analyzed is the essence of the ecocentric shift in the consciousness of modern man.

Key words: emotive ecolinguistics, ecological function of emotions, ecocentric

shift.

В. Задорский в статье «Экологизация - альтернатива экологическому алармизму» утверждает, что «экологи нашли себе очень удобную нишу для деятельности. Называют её алармизмом. Понятие это (от англ. alarmism) означает «паника» и производно от фр. а1агте - тревога, тревожное состояние, мироощущение человека, которое буквально означает «К оружию!» - a l'arme! Термин прижился во всём мире как современное идейное течение, объединяющее интеллектуалов и экспертов, предупреждающих о грозящих человечеству глобальных опасностях и угрозах - ядерной, экологической и т.п. И всё-таки даже в словарях мы встречаем неточные определения из серии «экологи спасут мир». К примеру, в словаре по гуманитарной экологии можно прочитать, что алармизм - общественное течение, представители которого акцентируют внимание на катастрофичности последствий воздействия человека на природу и принятии немедленных решительных мер по ее защите. Ни один алармист пока не предложил никаких «немедленных решительных мер». Они боятся любых перемен и могут только бить в набат» [1].

Трудно не согласиться с этим замечанием. Действительно, в настоящее время всё чаще звучат тревожные призывы экологов всего мира обратить внимание человечества на стремительно ухудшающееся состояние окружающей среды. Они ориентируют людей если не на восполнение, то хотя бы на сбережение природных ресурсов. К защитникам природы присоединяется всё больше представителей эко-ориентированных областей знания. В настоящее время активно развиваются такие отрасли, как экопсихология, экопедагогика, экофилософия, экомедицина и др. Их глобальная цель состоит в осуществлении экоцентрического поворота в сознании современного человека. Вероятно, именно названным стремлением эко-специалистов можно объяснить экологизацию гуманитарной науки. Термины методика экологического

образования, эколого-педагогическая деятельность, экологическая культура, эколого-развивающая среда, экологически ориентированная личность, эколого-педагогическая подготовка, экологическая воспитанность и обученность и другие ассоциируются уже не с природоведением, а с человековедением. Присоединяются к экологам природы и экологи коммуникации.

Известно, что осознание необходимости экологизации жизни появляется у человека тогда, когда им ощущается нарушение экологического баланса в важнейших сферах жизни. Актуализировавшийся сегодня экологический аспект лингвистических исследований связан с потребностью общества в восстановлении экологического равновесия в сфере речевой коммуникации, нарушения в которой ощущаются носителями языка и фиксируются учёными.

Поэтому было бы несправедливым отрицать алармизм и современной лингвоэкологии. Однако заметным становится стремление к экологическому конструктивизму такой науки, как эмотивная лингвоэкология [2].

Родившись из сплава экологии, валеологии и эмотивной лингвистики, эмотивная лингвоэкология занялась изучением здоровья эмоций человека и использованием эмотивно здорового языка.

Эмоции сопровождают человека повсюду, окрашивая всю его жизнь, ведь человек, по К. Изарду, - биопсихосоциальное существо [3]. В парадигме эмотивной лингвоэкологии эмоциональность рассматривается в качестве важнейшего регулятора экологичности коммуникации.

Эмотивная лингвистика является основой методологической базы эмотивной лингвоэколологии, поскольку последняя пользуется методом эмотивного анализа коммуникативных ситуаций в качестве основного, в сравнении с её ориентацией на достижения других наук. Соединение эмотивной лингвистики с валеологией обеспечивает признание экологии человека в коммуникации, т.е. сбережение его эмоций и языка, главным объектом эмотивной лингвоэкологии. И если сохранение и совершенствование языка - общая задача всех лингвоэкологов, то экология (сохранение здоровья) эмоций человека в коммуникации через использование эмотивно здорового (экологичного) языка - это предметная область экоэмотиологов.

Поиск выхода из экологического алармизма в экологический конструктивизм стимулирует развитие эмотивной лингвоэкологии. Весь мир осознаёт глобальные экологические изменения с непредсказуемыми последствиями, происходящие не только в природе, но и в социуме. Именно поэтому большое внимание необходимо уделять человеческому фактору в языке, то есть эмоциям человека. Существует острая необходимость повысить уровень знаний людей и изменить их отношение к природе и самому себе. Трудно не согласиться с тем, что до сих пор господствует потребительское отношение к миру природы, которое привело к глобальному экологическому кризису. Поэтому со всей очевидностью встал вопрос о всеобщем экологическом образовании. Важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать глобальное воспитание, которое поставит экологические вопросы в центр всех учебных программ. Если не внушить человеку простую и

убедительную мысль, что люди - это часть природы, наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями [4].

Наука давно обратила внимание на тот факт, что эмоции полифункциональны, а учёные успели выделить и описать их сигнальную, регулятивную, гедонистическую, суггестивную, когнитивную, адаптивную, оценивающую и другие функции. В контексте развития эмотивной лингвоэкологии понятным становится желание её представителей исследовать экологическую функцию эмоций в коммуникации.

Известно, что введение экологического аспекта в эмотиологию и выделение эмотивной эколингвистики произошло совсем недавно, и это вызывает множество вопросов и сомнений у представителей смежных областей знания. Доминантой лингвоэкологов является благоговейное отношение к языку и речи [5, с. 6]. При этом доминантой экоэмотиологов, по нашему мнению, является возвышение человека в коммуникации. С этой точки зрения успешная коммуникация всегда экологична.

Это означает, что: 1) адресант и адресат реализовали все поставленные в конкретной эмоциональной ситуации цели; 2) эта реализация произошла через использование этичных эмотивов; 3) после окончания общения все его участники почувствовали себя лучше, чем до него. Выполнение этих трёх условий зависит от позитивности, эмоциональности, эмотивности и эмоциогенности: 1) изначальный эмоциональный импульс должен быть положительным (искренняя доброжелательность); 2) языковая реализация должна быть этичной и эстетичной (отбор и использование положительнооценочных эмотивов); 3) у коммуникативного партнёра должны возникнуть ответные положительные эмоции.

Данные положения, как правило, вызывают вопрос о том, всегда ли экологичны только положительные эмоции. Мы полагаем, что нет (вспомним случаи праведного гнева и благородной ярости). В основе экологичного общения лежит искренняя доброжелательность и интенция возвышения адресата. Однако искренние, справедливо возникшие отрицательные эмоции имеют право называться экологичными. Но искренние, справедливые эмоции, например, группы гнева, должны получать этичную (вежливую) упаковку. Если эмотивы отвечают условию этичности, а результатом общения в той или ситуации становится то, что все его участники расходятся, почувствовав себя лучше (позитивная эмоциогенность), такое общение можно назвать экологичным [6].

В коммуникации основную роль играет человеческий фактор - это экологическое мышление, экологическое сознание, экологическая культура людей и экологический интеллект. Введение экологического аспекта в лингвистику эмоций отвечает современным тенденциям науки. И лингвистическая теория эмоций В.И. Шаховского [7], как мы уже обосновывали в предыдущих работах [8], представляет собой конструктивную попытку формирования экоцентрического сознания через развитие экологической компетенции коммуникативной личности.

Экологическая компетенция коммуникативной личности (а человек, с точки зрения лингвистики эмоций, в первую очередь, homo sentiens) состоит в умении обращаться с эмоциями, в том числе, с эмоциями в языке. Следовательно, необходимо специально рассказывать об экологии эмоций и обучать осторожному обращению с ними. Необходимо давать современным коммуникантам знание о потенциальных эмоциогенных рисках, напоминать о параметрах экологичного общения (вежливость, толерантность, уважение, сдерживание негативных эмоций, поощрение, положительное оценивание, равные коммуникативные права и др.). Формулой экологичности предлагаем считать искреннюю доброжелательность в этичной (а)вербальной упаковке. Если условия искренности, доброжелательности, справедливости и этичности в выражении как позитивных, так и негативных эмоций выдерживаются, общение можно считать экологичным.

При экоцентрическом подходе высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Экоцентрический поворот позволяет говорить о том, что через эмоции нужно рассматривать язык как ключ к изучению человека уже как части природы. Необходимо помнить, что эмоция порождает ситуацию (и наоборот). Добавим сюда знание об экологии эмоций: экологичная эмоция порождает экологичную ситуацию (и наоборот). Эту зависимость можно проследить на уже упомянутом выше соотношении: искренняя доброжелательная справедливая эмоция в этичной упаковке должна вызвать положительную эмоцию у партнера по коммуникации, что делает саму ситуацию общения экологичной. Это означает, что эмоции реализуют свою экологическую функцию.

Литература

1. Задорский В. Экологизация - альтернатива экологическому алармизму -Режим доступа: http://blog.liga.net/user/vzadorskiy/article/6372.aspx.

2. Шаховский В.И. Диссонанс экологичности в коммуникативном круге: человек, язык, эмоции (монография). - Волгоград: Изд-во ИП Поликарпов И.Л., 2016.

3. Изард К. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ, 1980.

4. Черезова Л.Б. Теория и методика экологического образования детей. -Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010.

5. Сущенко Е.А. Словарь-справочник лингвоэкологических терминов и понятий // под ред. докт. пед. и философ. наук, профессора Л.Г. Татарниковой. - СПб. : ИД «Петрополис», 2011.

6. Шаховский В.И., Солодовникова Н.Г. Лингвоэкология: объект, предмет и задачи // Русский язык, литература, культура в школе и вузе. 2010. № 1 (31).

7. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

8. Солодовникова Н.Г. Авторский курс проф. В.И. Шаховского «Язык и эмоции»: формирование эмотивной компетенции коммуникативной личности // Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике: Сб. научн. трудов, посвященный 75-летию профессора В.И. Шаховского. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.