Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАЗВИТИИ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ'

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАЗВИТИИ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
387
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калмыкова Е. А., Девятых Е. В.

В статье рассмотрены особенности эмоционального интеллекта подростков с умственной отсталостью и его роль в развитии жизненных компетенций. Предложены направления развития эмоционального интеллекта подростков с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN THE DEVELOPMENT OF LIFE COMPETENCES OF MENTALLY RETARDED ADOLESCENTS

The article discusses the features of the emotional intelligence of adolescents with mental retardation and its role in the development of life competencies. The directions of the development of the emotional intelligence of adolescents with mental retardation are proposed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАЗВИТИИ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ»

УДК 376

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАЗВИТИИ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ

© 2020 Е. А. Калмыкова1, Е. В. Девятых2

1канд. пед. наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики e-mail: ohor46amail. ru 2обучающаяся 2 курса магистратуры, направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Специальная психология e-mail: Alen,devvatyhahk.ru

Курский государственный университет

В статье рассмотрены особенности эмоционального интеллекта подростков с умственной отсталостью и его роль в развитии жизненных компетенций. Предложены направления развития эмоционального интеллекта подростков с умственной отсталостью.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, саморегуляция, жизненные компетенции.

THE ROLE OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN THE DEVELOPMENT OF LIFE COMPETENCES OF MENTALLY RETARDED ADOLESCENTS

© 2020 E.A. Kalmykova1, E.V. Devyatykh2

1Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special Psychology and Correctional Pedagogy e-mail: obor46@mail.ru 2 2nd year master's student, direction of preparation 44.04.03

Special (defectological) education, orientation (profile) Special psychology

e-mail: Alen,devyatyh@bk.ru

Kursk State University

The article discusses the features of the emotional intelligence of adolescents with mental retardation and its role in the development of life competencies. The directions of the development of the emotional intelligence of adolescents with mental retardation are proposed.

Keywords: emotional intelligence, self-regulation, life competencies.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что процесс социализации подростков с умственной отсталостью крайне сложен, они зачастую оказываются в значительной степени изолированными от общества. В структуре содержания их образования большее внимание уделяется компоненту «жизненной компетенции» ввиду особых образовательных потребностей и сложности дефекта.

Для них крайне необходимым является овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, поскольку это обусловливает достижение ими важнейшей

образовательной цели, а именно введение их (подростков с умственной отсталостью) в общество. Крайне важно для таких подростков расширение социального (жизненного) опыта, контактов путем их постепенного введения в социальное окружение, а также предметную среду.

Развитие эмоционального интеллекта имеет важную роль, поскольку знание эмоций позволяет описывать свои эмоции, учит правильно выражать их, а также позволяет понимать обучающемуся с умственной отсталостью эмоциональные состояния других людей, дифференцировать их. Развивая эмоциональный интеллект подростков с умственной отсталостью, мы можем сформировать и развить их основные жизненные компетенции.

Эмоциональный интеллект (EQ) - это способность определить свои и чужие эмоции, умение управлять ими, он проявляется в умении выражать собственные эмоции и различать их, в распознавании эмоций, способности человека к осознанию эмоций и их причин, способности управления эмоциями. Компоненты эмоционального интеллекта - осознание чувств, применение их в целях стимулирования мыслительного процесса, идентификация и регулирование чувств. Эмоциональный интеллект развивается у человека на протяжении всей жизни с момента рождения. Эмоциональный интеллект имеет различные уровни развития. Благодаря этому можно оценить свои эмоциональные способности [1; 2].

Эмоциональные нарушения в подростковом возрасте могут негативно воздействовать на развитие человека и тем самым повлиять на формирование его жизненной компетенции. Некоторые типы нарушения поведения у детей взаимосвязаны с различными формами эмоциональных нарушений [3; 5].

Анализ литературы позволил выделить некоторые особенности эмоционального интеллекта подростков с умственной отсталостью. Подросткам зачастую сложно понимать различные эмоции и эмоциональные состояния, что может быть связано с ограниченным запасом эмоционального словаря. Им сложно понимать эмоции других, они не могут повлиять на чужие эмоциональные состояния, неспособны к управлению не только чужими, но и своими эмоциями. У подростков с умственной отсталостью затрудняется развитие эмоциональной сферы, а также механизмов саморегуляции, проявляющихся в способности контроля эмоций [4; 7].

Для выявления особенностей эмоционального интеллекта было организовано исследование, в котором приняли участие 5 подростков с умственной отсталостью. Проводилось оно на базе ОКОУ «Курская школа».

Диагностический инструментарий представлен следующими методиками: «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла, «Диагностика эмоционального интеллекта» М. А. Манойловой, «Дифференциальные шкалы эмоций» по К. Изард, «Ассоциативный словарь эмоций» А. Г. Закаблука [6].

По результатам методики «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла было выявлено, что испытуемые не совсем осознают и понимают собственные эмоции, у них бедный словарь эмоций. А также у испытуемых низкая степень знаний о собственном внутреннем состоянии. Эмоциональная осведомленность у подростков достаточно низкая. Подростки с умственной отсталостью не умеют управлять собственными эмоциями произвольно. Испытуемые не понимают эмоции других людей, они не умеют и не могут сопереживать эмоциям и эмоциональным состояниям товарищей. Это может быть связано с неумением распознавания чужих эмоций, именно поэтому отсутствует и навык управления чужими эмоциями и чувствами. Анализ результатов методики приводит к выводу о том, что у подростков с умственной отсталостью эмоциональный интеллект развит плохо и имеет низкий уровень развития.

Калмыкова Е. А., Девятых Е. В. Роль эмоционального интеллекта в развитии жизненных компетенций умственно отсталых подростков

Это характеризуется неспособностью понимать свои эмоции, эмоции других людей, неумением управлять своими и чужими эмоциональными состояниями.

По результатам методики «Диагностика эмоционального интеллекта» М. А. Манойловой было выявлено, что у подростков с умственной отсталостью также эмоциональный интеллект имеет низкий уровень развития. Низкие показатели внутриличностного аспекта характеризуются ограниченными знаниями об эмоциональных состояниях, об их роли для человека. Они не чувствуют важности понимания своей значимости для окружающих, они не стремятся к самопознанию, не понимают и важности чувств других людей и их роли в процессе общения и социального контактирования. Они не понимают иной точки зрения. Ввиду этого происходит затруднение в социализации, в разрешении спорных и конфликтных ситуаций.

Самоконтроль у них недостаточно развит, они импульсивны в проявлении эмоций, негативные эмоции не позволяют им осознать важность и ценность собственного положения в жизни других людей и социума в целом. Низкие показатели межличностного аспекта выражены неумением определять и понимать чужие эмоции. Они не могут понимать и принимать чужие эмоции и чувства ввиду ограниченности знаний об эмоциональных состояниях. Подростки с умственной отсталостью испытывают затруднения в распознавании эмоций других людей, что влияет на результативность процесса общения. У подростков, принимавших участие в исследовании, недостаточно развито умение управлять состоянием других людей, направленное на предотвращение у них неблагоприятных состояний. Принимая решение, они не учитывают тот фактор, что могут задеть свои или чужие чувства, эмоции.

По результатам методики «Дифференциальные шкалы эмоций» по К. Изард выявлено, что подростки с умственной отсталостью имеют преимущественно (80%) положительный эмоциональный фон. У испытуемых проявлялись в большей степени следующие эмоции: интерес, радость, гнев и отвращение. Утверждения, выражающие данные эмоции, были оценены испытуемыми выше других. Также во время проведения данной методики было отмечено, что испытуемые имеют слабый запас словаря эмоций. Была необходимость в объяснении эмоций, их значении, а также в повторном предъявлении инструкции.

По результатам методики «Ассоциативный словарь эмоций» А. Г. Закаблука можно сделать вывод о том, что подростки с умственной отсталостью не имеют представления об эмоциях, о смысле того или иного эмоционального понятия. Они имеют ограниченный словарь эмоций и эмоциональных состояний. Такой вывод обусловлен тем, что испытуемые не знают синонимов к словам, обозначающим эмоции.

Проведенное исследование показало, что подростки с умственной отсталостью имеют низкий уровень эмоционального интеллекта. Это отражается в низком уровне развития его составляющих и характеризуется некоторыми особенностями: ограниченный запас словаря эмоций, слабое осознание и понимание своих эмоций, низкая степень знаний о своем внутреннем состоянии, неспособность управлять своими эмоциями, неспособность понимать чужие эмоции и влиять на них. Таким образом, они не могут управлять ни своими эмоциями, ни эмоциями других людей.

Полученные результаты показывают, что для развития эмоционального интеллекта подростков с умственной отсталостью необходимо организовать коррекционно-психологическую помощь, позволяющую повысить уровень всех компонентов и способностей, входящих в его структуру. Низкий уровень эмоционального интеллекта негативно влияет на развитие жизненных компетенций

подростков с умственной отсталостью, на процесс их социализации и жизненный опыт. Необходимо провести работу в следующих направлениях:

• Расширение словаря эмоций подростков с умственной отсталостью.

• Идентификация эмоций подростками с умственной отсталостью.

• Управление эмоциями подростками с умственной отсталостью.

• Дифференциация эмоций подростками с умственной отсталостью.

Таким образом, при работе над развитием эмоционального интеллекта,

повышении уровня сформированности его компонентов формируются жизненные компетенции, что впоследствии дает возможность лицам с умственной отсталостью более успешно социализироваться и адаптироваться в изменяющихся условиях современного социума, активно взаимодействовать с действительностью, миром и обществом.

Библиографический список

1. Андреева И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83.

2. Бреслав Г. М. Психология эмоций. М.: Академия, 2004. 544 с.

3. Давыдова Ю. В. Особенности эмоционального интеллекта подростков различных социальных групп: эмпирический аспект // Психология и педагогика. № 13. М.: РУДН, 2010. С. 36-38.

4. Кистенева Е. П. Понимание эмоциональных состояний умственно отсталыми детьми: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 190 с.

5. Коробейников И. А. Феноменология, генезис и критерии диагностики легкой умственной отсталости // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2012. №1. С. 16-22.

6. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.

7. Плешакова М. В. Психологические особенности восприятия и понимания эмоциональной экспрессии голоса подростками с легкой умственной отсталостью: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2012. 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.