Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТНЫЕ КОМАНДЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санников Александр Сергеевич

О роли эмоционального интеллекта в эффективности деятельности предприятия. Проанализированы основные факторы, влияющие на эффективность предприятия, продемонстрирована зависимость общей эффективности от эффективности проектных команд. Раскрыты основные задачи, которые ставятся перед специалистами, и значимость личностных качеств в их достижении. Выдвинута гипотеза применимости социального проектирования в формировании и повышении эффективности проектных команд посредством учета и развития эмоционального интеллекта ее участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE SIGNIFICANCE IN THE ENTERPRISE ACTIVITY EFFICIENCY

The article is devoted to the significance of the emotional intelligence in the enterprise activity effectiveness The main factors influencing the enterprise activity are analyzed and the dependence of the general effectiveness on the project teams effectiveness is demonstrated. The main tasks that are put forward in front of specialists are disclosed and the importance the personality qualities for these tasks achievement is underlined. The hypothesis is offered with regard to applicability of social projecting in the formation and increase ofproject teams effectiveness through taking into account and development of the team members emotional intelligence.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Для повышения эффективности деятельности малого предпринимательства может быть применено программно-целевое управление. Оно предусматривает разработку программ с учетом потребностей общества, исходя из поставленных целей предприятия. Методический подход заключается в структурировании проблемы, выделении подпроблем, определении задач и мероприятий. Последовательность выполнения всех работ определяется программой, учитывающей имеющиеся ресурсы (материальные, финансовые, людские, информационные) и сроки выполнения. Программа предполагает технологические схемы, включающие многоуровневость целей, индикаторы успешности выполнения заданий, раскрытие логических соотношений операций. Программно-целевой подход состоит в четком определении целей, разработке механизмов их реализации, увязки планируемых этапов процессов со сроками и необходимыми ресурсами. Данный подход задает прямую ориентацию на конечный практический результат. Программно-целевой метод желательно использовать при неразрешимых нестандартных ситуациях. Привлекая весь управленческий потенциал предприятия, концентрируя внимание на строгом соблюдении программных действий, можно достичь значительного эффекта.

Таким образом, управленческий потенциал характеризует ресурсные возможности и определяет деятельность малых предприятий. Он может рассматриваться, с одной стороны, как функциональный потенциал организации, представляющий механизм воздействия для достижения цели, с другой стороны, как кадровый потенциал, осуществляющий управленческие функции. Управленческий потенциал является ключевым фактором, оказывающим прямое воздействие на результаты работы предприятия. Механизм воздействия потенциала зависит от выбранной стратегии для достижения желаемого результата. Уровень потенциала и стратегия управления определяют степень развития малого предпринимательства, его конкурентоспособность.

Список литературы

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru/bgd/ regl/b10_01/IssWWW.exe/Stg/d08/2-3-2.htm

2. Ромашов О. В. Деятельность менеджера в условиях модернизации экономики // Вестник МГЛУ «Современные проблемы инновационной экономики». - 2012. - Выпуск 8. - С.188-189.

3. Солнышкина М. Г. Управленческие ресурсы коммерческого предприятия // Знание. Понимание. Умение. - 2011.-№ 4. - С.101-106.

4. Экономика труда / Под ред. М. А. Винокурова, Н. А. Горелова. - СПб.: Питер, 2004. - С. 332.

Сведения об авторе

Ромашова Людмила Олеговна, к. с. н., доцент кафедры «Социология», Московский гуманитарный университет, г. Москва, тел. 84993746021, e-mail: LOR7@yandex.ru

Romashova L. O., Candidate of Sciences in Sociology, associate professor of the chair of sociology, Moscow Humanitarian University, Moscow, phorn: 84993746021, e-mail: LOR7@yandex.ru

УДК 658.5

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

EMOTIONAL INTELLIGENCE SIGNIFICANCE IN THE ENTERPRISE ACTIVITY EFFICIENCY

А. С. Санников

A. S. Sannikov

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональные компетенции, эффективность предприятия,

проектные команды, социальное проектирование

Key words: emotional intelligence, emotional competence, enterprise performance, project teams, social engineerin

О роли эмоционального интеллекта в эффективности деятельности предприятия. Проанализированы основные факторы, влияющие на эффективность предприятия, продемонстрирована зависимость общей эффективности от эффективности проектных команд. Раскрыты основные задачи, которые ставятся перед специалистами, и значимость личностных качеств в их достижении. Выдвинута гипотеза применимости социального проектирования в формировании и повышении эффективности проектных команд посредством учета и развития эмоционального интеллекта ее участников.

The article is devoted to the significance of the emotional intelligence in the enterprise activity effectiveness The main factors influencing the enterprise activity are analyzed and the dependence of the general effectiveness on the project teams effectiveness is demonstrated. The main tasks that are put forward in front of specialists are disclosed and the importance the personality qualities

for these tasks achievement is underlined. The hypothesis is offered with regard to applicability of social projecting in the formation and increase of project teams effectiveness through taking into account and development of the team members emotional intelligence.

На сегодняшний день феномен и значимость эмоционального интеллекта (далее ЭИ) окончательно признаны мировой и отечественной управленческой наукой и практикой, социологией, педагогикой, менеджментом. Мировая педагогика и менеджмент подтверждают, что уровень эмоционального интеллекта личности не менее важен для успешной общественной и профессиональной жизни, как и коэффициент интеллекта человека (IQ) [1].

В модели В. Д. Шадрикова интеллект представляет собой целостный, неделимый конструкт, который развивается в результате взаимовлияния внутреннего и внешнего мира человека на протяжении всей его жизни во взаимосвязи с развитием функциональных систем способностей (восприятия, памяти, представления) и с формированием речи. На основе природного интеллекта и речи формируются интеллектуальные операции. Общий интеллект, опирающийся на способности и использующий интеллектуальные операции, обеспечивает индивиду приобретение знаний, которые, в свою очередь, определяют успешность решения конкретных задач. Данная модель выбрана в качестве базовой в большинстве научных исследований, «положение» эмоционального интеллекта в модели интеллекта В. Д. Шадрикова представлено ниже (рисунок):

Внешний мир

Рисунок. Положение ЭИ в модели интеллекта В. Д. Шадрикова

Эффективность деятельности предприятий по объективным причинам напрямую зависит от инновационного развития делового сообщества, прямо или косвенно оказывающего влияние на их функционирование, а умение специалистов и их руководителей устанавливать психологический контакт; владение механизмами согласования целей, действий, идей, умение убеждать людей, вести их за собой, строить бесконфликтные отношения с ними во многом определяют возможность достижения поставленных стратегических и тактических целей совместной деятельности. Именно ради достижения общей цели, которое возможно только благодаря объединенным усилиям, и осуществляется совместная деятельность

(Т. Ю. Базаров, А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, А. Л. Журавлев, Л. А. Петровская, О. В. Соловьева, В. А. Чикер и др.).

H. Г. Хайруллина обращает внимание на то, что в ситуации кризиса большинство компаний начинают оптимизировать издержки. Существенную долю издержек составляют затраты на персонал, что допустимо в условиях развития и стабильности. Но в условиях кризиса становится понятным, что система управления персоналом должна кардинально измениться, стать более гибкой, экономичной, ориентированной на принципиально новые цели и задачи [2].

Наиболее ярким примером совместной деятельности в рамках предприятия выступают проектные команды, созданные для достижения определенных задач. Задачи, стоящие перед специалистами проектной команды, предполагают умение осуществлять активный поиск необходимой для принятия решений информации; распознавать эмоциональное состояние собеседника, адекватно интерпретировать содержание полученных сведений с учетом их характера, степени полноты и достоверности, наличия «скрытого смысла», попыток манипуляции и т. д. Участники команды должны быть в состоянии так взаимодействовать со своими партнерами, подчиненными, вышестоящим начальством, чтобы достигать намеченных целей и получать необходимый эффект [3]. Таким образом, мы можем сделать вывод о значимости личностных качеств участников проектной команды, которые в конечном итоге обеспечивают эффективность ее деятельности, а как результат — эффективность деятельности предприятия. Все вышеописанные качества являются производными от эмоционального интеллекта самих индивидуумов, участвующих в проекте.

Следует отметить, что наличие корреляционной связи между уровнем эмоционального интеллекта руководителей и эффективностью деятельности, измеряемой степенью достижения ключевых показателей эффективности (KPI), доказано уже неоднократно. Шкалы эмоционального интеллекта положительно коррелируют с целой серией показателей, например, таких как: производительность персонала, коэффициент взаимозаменяемости, количество реализованных улучшений бизнес-процессов, среднее время согласования документов, удельный вес заключенных сделок в общем количестве запросов потребителей, индекс приверженности потребителей, прибыль до выплаты процентов, налогов и амортизации и др.

Термин «проектирование» происходит от лат. «projectш» — брошенный вперед; это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Это специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса [4].

Проектировать — это значит перебирать варианты и схемы будущего действия. При всем их многообразии есть ряд общих требований, необходимых для подготовки, разработки и реализации проекта. Они, прежде всего, ориентируют на достижение конечного результата, чтобы в повседневных текущих делах и оперативных планах не упускались из виду главные вопросы. В этом отношении важен принцип минимальных обязательств, который концентрирует внимание на основной цели, отвергая в известной мере все, что может замедлить или отвлечь силы от ее реализации [5].

Социальное проектирование представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем, в том числе внутри производства или предприятия. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

Идея социального проектирования и применение его в части разработки подхода к формированию проектных команд на предприятии открывают совершенно новые перспективы инновационного развития бизнес-процессов внутри организации, а возможности повышения эффективности этих команд посредством развития эмоционального интеллекта сотрудников способствуют повышению эффективности предприятия в целом.

Результаты исследования российских и бельгийских ученых подтверждают возможности развития ЭИ индивидуумов путем целенаправленного обучающего воздействия, при этом все положительные изменения остаются достаточно стабильными через шесть месяцев обучения, а в некоторых случаях оно задает положительный вектор дальнейшего развития ЭИ.

Список литературы

I. Юрасов И. А. О нетрадиционных средствах развития эмоционального интеллекта // Управление персоналом. -2008. - № 16. - С. 37.

2. Хайруллина Н. Г. Управление персоналом на предприятиях торговли: учебное пособие. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. - 324 с.

3. Khlevnaya E. A., Kiseleva T. S. «The influence of the leaders level of emotional intelligence at the extent of the key performance of the organization» // Book of abstract: III International Congress on Emotional Intelligence / Opatija, 8, 9, 10 September 2011, Croatia. С. 83.

4. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Под ред. Т. Парсонса. - М.: Феникс, 2005. - 267 с.

5. Тощенко Ж. Т. Социальное проектирование. - М., 1982.

6. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. - М., 1979.

Сведения об авторе

Санников Александр Сергеевич, аспирант, Тюменский государственный нефтегазовый университет, тел. 89091861086

Sannikov A. S., post-graduate student, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89091861086

УДК 304.442

ЖИЗНЕННЫЕ СТАНДАРТЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА

LIFE STANDARDS IN THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF THE NORTHERN REGION SOCIAL DEVELOPMENT

С. Г. Симонов, О. С. Макарова

S. G. Simonov, O. S. Makarova

Ключевые слова: жизненные стандарты, социальное управление, нормативное регулирование, бюджетное финансирование социальных услуг, северный регион

Key words: life standards, social management, normative regulation, budget financing, of social services, northern region

О роли социальных нормативов и жизненных стандартов в системе управления социальным развитием регионов севера Западной Сибири.

In the article a role and a place of social norms and life standards in the system of social development management in the northern regions of Western Siberia are studied.

Существующий в настоящее время механизм управления социальным развитием региона тесно связан с нормативным регулированием. Последнее возникает на базе использования социальных нормативов, количественно и качественно ориентируя субъекты управления при оценке состояния общественных процессов и тенденций их развития.

Как известно, региональное управление, основанное на социальных нормативах, включает три уровня [1]:

• оперативное управление, которое руководствуется вопросами «как» и «с помощью чего» можно управлять;

• стратегическое управление, которое опирается на социальные нормы «что» и «когда»;

• собственно нормативное управление, руководствующееся вопросами «зачем» и «для чего».

Применяемые в практике управления социальным развитием северного региона социальные

нормативы содержат в себе два типа норм, первый из которых регулирует собственно управленческий процесс, а второй — организационный процесс, направленный на воспроизводство самого региона как целостной социальной системы. При разработке и освоении социальных явлений в регионе, где отсутствуют апробированные ранее социальные нормативы, в последнее десятилетие широко используются методы экспертных оценок, моделирования, эксперимента [2].

Практикуемые в современных условиях на региональном уровне социальные нормативы могут быть классифицированы по различным признакам.

1) Социальные нормативы по основным сферам жизнедеятельности человека (труд, быт, культура, межличностное общение, социально-политическая жизнь). Такие социальные нормативы отображают в первую очередь обеспеченность материальными ресурсами в расчете на 1 000 человек населения региона. Это позволяет оценить соответствие, опережение или отставание уровня социального развития территории в сравнении с нормативными требованиями.

2) Социальные нормативы, выражающиеся в требованиях, которые предъявляются к северным и южным поселениям, городским и аграрным, регионам-донорам и депрессивным регионам. К примеру, подобные социальные нормативы сегодня используются в Тюменской области дифференцированно по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.