Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ ПРИ СОЗДАНИИ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ У.ГОЛДИНГА «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ»'

РОЛЬ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ ПРИ СОЗДАНИИ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ У.ГОЛДИНГА «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

140
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмотивная лексика / образы / «Повелитель мух». / emotive vocabulary / images / "Lord of the Flies".

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курбаналиева Батул Магомедовна, Омарова Патимат Магомедовна

В данной статье приводится основная информация об эмотивной лексике. А также приводятся конкретные примеры использования эмотивной лексики для создания образов в романе У.Голдинга «Повелитель мух».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Курбаналиева Батул Магомедовна, Омарова Патимат Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EMOTIVE VOCABULARY IN CREATING IMAGES IN THE NOVEL BY W.GOLDING'S " LORD OF THE FLIES»

This article provides basic information about emotive vocabulary. There are also specific examples of the use of emotive vocabulary to create images in the novel ";Lord of the Flies"by W. Golding.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ ПРИ СОЗДАНИИ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ У.ГОЛДИНГА «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ»»

XVI Международная научно-практическая конференция

УДК 1751

Курбаналиева Батул Магомедовна Kurbanalieva Batul Magomedovna

Студент Student

Омарова Патимат Магомедовна Omarova Patimat Magomedovna

Доцент Docent

Дагестанский государственный университет Dagestan State University

РОЛЬ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ ПРИ СОЗДАНИИ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ У.ГОЛДИНГА «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ»

THE ROLE OF EMOTIVE VOCABULARY IN CREATING IMAGES IN THE NOVEL BY W.GOLDING'S " LORD OF THE FLIES»

Аннотация. В данной статье приводится основная информация об эмотивной лексике. А также приводятся конкретные примеры использования эмотивной лексики для создания образов в романе У.Голдинга «Повелитель мух».

Abstract. This article provides basic information about emotive vocabulary. There are also specific examples of the use of emotive vocabulary to create images in the novel "Lord of the Flies"by W. Golding.

Ключевые слова. эмотивная лексика, образы, «Повелитель мух». Keywords. emotive vocabulary, images, "Lord of the Flies".

Язык наряду с мимикой и жестами издавна является зеркалом эмоций: «Язык - это орудие эмоции». В.И.Шаховский полагает, что человек и его эмоции являются частью объективной действительности существования и использования языка. Исследователь считает: чтобы активно выражать эмоции, субъект должен использовать язык в качестве средства, дающего возможность такого выражения. Таким образом, язык - это средство выражения эмоций, а сами эмоции человека - это форма отражения отношения человека к миру [1, с. 12].

«Научные междисциплинарные исследования»

В настоящее время литературоведы и лингвисты уделяют огромное

внимание роли эмотивной лексики в структуре художественного произведения. По своей природе художественный текст является полифункциональным, то есть идет наслоение эстетической функции на коммуникативную, экспрессивную, эмотивную и на ряд других функций.

В художественных произведениях используются синтаксические, фонетические, морфологические и т.д. средства для демонстрации эмотивности, но основное значение имеют лексические средства.

Мы будем рассматривать использование автором лексического материала, чтобы создать образы персонажей и показать эмоциональные реакции героев и отношения.

Главным героем произведения выступает Ральф, лидер группы малышей, попавших на остров. Его приятная внешность (with fair hair, green and white body) сразу привлекают внимание детей. С самого начала он выступает в роли лидера, осознавая свое превосходство. Но, когда он встречает мальчика с кличкой Хрюша, автор показывает его небольшую раздраженность (tried to be offhand, uninterested). Ральф находит рог, чтобы собрать всех вместе ("We can use this to call the others. Have a meeting" [2, с. 52]).

Второго персонажа произведения, Хрюшу, автор нам представляет, как пухлого, неуклюжего мальчика, который страдает астмой (very fat, with plump knees, short, with pale contours of his face, bore things with a hamble patience). Голдинг всячески пытается показать нам добрые намерения Хрюши и признание им самим своей беспомощности: was a-bubble with decorous excitement (закипел благородным воодушевлением), looked up miserable (перевел несчастный взгляд), with bitter realism (верный горькой правде), etc. С самого начала он становится верным другом Ральфа, всячески ему помогает. Хрюша олицетворяет цивилизующие силы знания и науки.

Следующий персонаж - Джек - описан Голдингом как непривлекательный и агрессивный (tall, thin, bony; face was crumbled and freckled, ugly without silliness; frustrated angry face - тощий, высокий, костлявый; лицо все в веснушках

XVI Международная научно-практическая конференция и складках, противное, но не глупое; раздосадованное и злое лицо). Джек считает, что он должен быть лидером, и возмущается легким авторитетом и популярностью Ральфа (but Jack noticed nothing. He was eager, impatient, - но Джек ничего не заметил. Он был нетерпелив, раздражителен). Из всех мальчиков Джека меньше всего беспокоит то, что он оказался на необитаемом острове. Он, кажется, вполне счастлив быть свободным, чтобы делать все, что ему нравится, и он ненавидит то, как Ральф пытается ограничить эту новообретенную свободу правилами. Он отвергает любые ограничения своих личных желаний, включая желание причинить вред и в конечном итоге убить других (against this weapon, so indefinable and so effective, Jack was powerless and raged without knowing why -перед оружием, столь непонятным и неодолимым, Джек пасовал и безотчетно кипел; the bolting look came into his blue eyes - в синих глазах метнула ярость [2, с. 127]).

Саймон. Саймон застенчив и робок (skinny, vivid little boy - маленький, щуплый, живой мальчик; srtoked arm shyly - робко погладил по руке, lowered his face in shame - потупился от стыда), но обладает чувством собственного достоинства. Рядом с другими мальчиками, которые становятся жестокими и хаотичными, он остается единственным, который не занимается насилием. У него есть пророческая галлюцинация, в которой он говорит с Повелителем Мух (he felt a perilous necessity to speak - чувствовал опасную необходимость говорить); впоследствии он обнаруживает, что страшного Зверя не существует. Он спешит поделиться этой информацией с другими мальчиками, которые паникуют при звуке безумия Саймона и убивают его.

Роджер - заместитель Джека, и он, возможно, более жесток и свиреп, чем Джек. Роджер имеет желание причинять боль и разрушать (led the way straight through the castles, kicking them over, burying the flowers, scattering the chosen stones - шагал прямо по замкам, пинал их, засыпал цветы, разбрасывал отборные камешки; gathered a handful of stones and began to throw them - набрал горстку камешков и стал швырять [2, с. 112]). Он олицетворяет истинную дикость (a dark boy; a slight, furtive boy whom no one knew, who kept to himself with an inner

«Научные междисциплинарные исследования» intensity of avoidance and secrecy - черненький; тощий дичок, которого никто не

знал, погруженный в себя, скрытно держался в сторонке [2, с. 127]). Роджер-это

мальчик, который в конечном счете убивает Хрюшу (Roger advanced upon them

as one wielding a nameless authority - Роджер надвигался на них, облеченный

неведомой властью; Roger, who carried death in his hands - Роджер - сама смерть).

Сэм и Эрик - близнецы (flung themselves down and lay grinning and panting at Ralph like dogs - повалились ничком и, улыбаясь и тяжко дыша, смотрели на Ральфа, как два пса, shared their identical laughter - закатились в своем неразличимом хохоте, always watched anxiously - смотрели тревожно), являются стойкими последователями Ральфа до самого конца романа, когда их захватывают и насильно вводят в племя Джека. Близнецы, которые цепляются за старые пути цивилизации, не имеют большого влияния в этой истории, и они находятся во власти окружающих их сил.

Специфика литературного искусства заключается в том, чтобы силой своего таланта подвести читателя к необходимым выводам, а не просто изложить последовательно какие-либо события. Так, У.Голдинг в маленьких отрывках текста дает кучу мелочей, которые позволяют нам собрать полноценные образы героев.

Например,

"The fair boy was peering at the reef through screwed eyes"

"All them other kids, the fat boy went on." "Some of them must have got out. They must have, mustn't they?"

"The fair boy began to pick his way as casually as possible towards the water. He tried to be offhand and not too obviously uninterested, out the fat boy hurried after him" [2, с. 41].

В этом небольшом отрывке мы различаем двух героев - Хрюшу и Ральфа - и можем нарисовать себе их образы. Слова "fat" и "fair" являются для нас пока их единственным различительным признаком.

Ralph raised a hand for a silent .

XVI Международная научно-практическая конференция

Jack started to protest but the clamor changed from the general wish for a chief to an election by acclaim of Ralph himself .

Из этого отрывка мы можем понять о лидерской натуре Ральфа, которая проявляется с самого начала произведения.

"The conch doesn't count on top of the mountain," said Jack, "so you shut up."

"I got the conch in my hand."

"Put on green branches," said Maurice. "That's the best way to make smoke."

"I got the conch—"

Jack turned fiercely. "You shut up!"

Лингвисты и литературоведы уделяют большое внимание эмотивной лексике и ее роли при создании художественного произведения, и эмотивная лексика позволяют автору создавать психологический портрет персонажа, представление о мире, который изображен в тексте, оценка героев, а также воздействие на читателя.

Библиографический список:

1. Шаховский, В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / В.И. Шаховский. - Москва : ЛКИ, 2008. - 208 с.

2. Golding, W. Lord of the flies / W.Golding - Moscow : Progress Publishers. 1982. - 493 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.