Научная статья на тему 'РАСКРЫТИЕ КОНФЛИКТА ПОСРЕДСТВОМ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В РОМАНЕ У.ГОЛДИНГА «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ»'

РАСКРЫТИЕ КОНФЛИКТА ПОСРЕДСТВОМ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В РОМАНЕ У.ГОЛДИНГА «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
623
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликт / эмотивная лексика / «Повелитель мух». / conflict / emotive vocabulary / "Lord of the Flies".

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Багомедова Хадижат Руслановна, Курбаналиева Батул Магомедовна

Данная статья посвящена исследованию эмотивной лексики как средства раскрытия конфликтов в романе У.Голдинга «Повелитель мух». Также были приведены примеры различных конфликтов в романе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Багомедова Хадижат Руслановна, Курбаналиева Батул Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISCLOSURE OF THE CONFLICT THROUGH EMOTIVE VOCABULARY IN THE NOVEL BY W.GOLDING'S "LORD OF THE FLIES"

This article is devoted to the study of emotive vocabulary as a means of revealing conflicts in the novel ";Lord of the Flies"by W. Golding. Examples of various conflicts in the novel were also given.

Текст научной работы на тему «РАСКРЫТИЕ КОНФЛИКТА ПОСРЕДСТВОМ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В РОМАНЕ У.ГОЛДИНГА «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ»»

IXМеждународная научно-практическая конференция

УДК 1751

Багомедова Хадижат Руслановна Bagomedova Khadizhat Ruslanovna Курбаналиева Батул Магомедовна Kurbanalieva Batul Magomedovna

Студент Student

Дагестанский государственный университет Dagestan State University

РАСКРЫТИЕ КОНФЛИКТА ПОСРЕДСТВОМ ЭМОТИВНОЙ

ЛЕКСИКИ В РОМАНЕ У.ГОЛДИНГА «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ»

THE DISCLOSURE OF THE CONFLICT THROUGH EMOTIVE VOCABULARY IN THE NOVEL BY W.GOLDING'S "LORD OF THE FLIES"

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию эмотивной лексики как средства раскрытия конфликтов в романе У.Голдинга «Повелитель мух». Также были приведены примеры различных конфликтов в романе.

Abstract. This article is devoted to the study of emotive vocabulary as a means of revealing conflicts in the novel "Lord of the Flies"by W. Golding. Examples of various conflicts in the novel were also given.

Ключевые слова. конфликт, эмотивная лексика, «Повелитель мух».

Keywords. conflict, emotive vocabulary, "Lord of the Flies".

Некоторые конкретные эмоции человека могут быть причиной появления неизменной устойчивой готовности к фразеологическому реагированию на ряд внешних стереотипных ситуаций. Положительный или отрицательный анализ любой стереотипной ситуации, как мы можем предположить, способствует появлению и использованию в речи фразеологических единиц, которые выражают эмоции одобрения или неодобрения у говорящего.

Категория эмотивности может быть выражена двумя типами эмоций: одобрением и неодобрением, которые представлены двумя видами эмотивных ситуаций: эмпатия(одобрение) и конфликт.

76

«Научные исследования и инновации»

В эмотивной категории конфликта происходит столкновение тех

эмоциональных состояний, которые переживают коммуниканты, то есть отрицательные эмоции по отношению друг к другу, что позволяет выделять категорию отрицательной эмотивной оценки, центральными концептами которой в основном являются «угроза», «обман», «припятствие».

Средства выражения негативной каннотации (единство лексического, грамматического и прагматического аспектов) делятся на две большие группы: эксплицитные и имплицитные.

Эксплицитные, в свою очередь, могут выражаться как грамматически (частицы not, no) и лексически (частицы mis, anti, il, un), которые могут включаться практически в любую синтаксическую структуру высказывания, меняя лишь его значение на отрицательное, то есть выражаемое эмоциональное отношение соотносится с такими чувствами, как «презрение», «пренебрежение», «порицание».

Под конфликтом, в свою очередь, мы понимаем как противостояние добра и зла, возвышенного и низкого, духовного и плотского и т.д.

«Повелитель мух» (англ. Lord of the Flies) - дебютный аллегорический роман английского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1983), Уильяма Голдинга, вышедший в 1954 году.

Название книги - это дословный перевод имени языческого бога с дневнееврейского (Бааль зевув), которое ассоциируется с дьяволом в храстианстве. Сюжет произведения заключается в том, чтобы проверить, насколько свободна от зла душа этого "цивилизованного индивида". "Пираты и дикари" в его романе рождаются из культурных английских мальчиков, которые в результате авиационной катастрофы оказываются на коралловом острове в тропических широтах. Сначала герои ведут себя как и подобает представителям цивилизованной нации, они устраивают выборы, устанавливают демократическое правление, но со временем разгорается борьба за власть, пролита первая кровь, вспыхивает паника (мальчики измышляют некоего мифологического зверя - воплощение своих неосознанных страхов). И вот уже

IXМеждународная научно-практическая конференция разумный порядок рушится, мальчики и впрямь напоминают стадо

воинствующих дикарей, совершающих ритуальные пляски вокруг костра.

Первый конфликт, с которым мы сталкиваемся при прочтении

«Повелителя мух» - это конфликт между Ральфом и Джеком. Джек с самого

начала пытается занять место лидера группы мальчишек:

- "I ought to be chief", said Jack with simple arrogance" (Lord of the Flies, p.

60).

(- Я должен быть вождем, - сказал Джек с простодушным высокомерием)

- Jack started to ptotest ... (Джек начал протестовать.) ... said Jack contemptuously.

(. сказал Джек с презрением)

Автор показывает нам высокомерие Джека и его желания, которые идут вразрез со светлым образом Ральфа, олицетворяющего порядок и трудолюбие.

Кроме того, очень часто встречаются конфликты и между другими мальчиками, например:

"What are we? Humans? Or animals? Or savages? What's grownups going to think? Going off—hunting pigs—letting fires out—and now!" A shadow fronted him tempestuously. "You shut up, you fat slug!'

There was a moment's struggle and the glimmering conch jigged up and down. Ralph leapt to his feet.

"Jack! Jack! You haven't got the conch! Let him speak." Jack's face swam near him.

"And you shut up! Who are you, anyway? Sitting there telling people what to do. You cant hunt, you can't sing—"

"I'm chief. I was chosen." [1, с. 173] Или:

Jack, knowing this was the crisis, charged too. They met with a jolt and bounced apart. Jack swung with his fist at Ralph and aught him on the ear. Ralph hit Jack in the

«Научные исследования и инновации» stomach and made him grunt. Then they were facing each other again, panting and furious, but unnerved by each other's ferocity. They became aware of the noise that was the background to this fight, the steady shrill cheering of the tribe behind them [1, с. 167]

Автор с помощью эмотивной лексики дает нам четко понять эмоции и чувства мальчиков.

Следующий и, скорее всего, главный конфликт - это конфликт мальчиков с природой. Когда мальчики оказываются на острове, их первая мысль-выжить. Они сталкиваются с негостеприимным островом, отсутствием крова, огня и т.д. Все вокруг представляется для них опасным и неизвестным:

Shelter was impossibly dangerous - убежище было невероятно опасным; dangerous mountains - опасные горы; slithering noise high above them, the sound of someone taking giant and dangerous strides on rock or ash - скользящий звук, как кто-то делает гигантские и опасные шаги по камням или пеплу; air was dark and terrible - воздух был темным и ужасным; the beast was horrible - зверь был ужасным, awful things - ужасные вещи .

Конфликт с природой выступает раскрывает в произведении ряд негативной эмотивной лексики, все описания природы и природных явлений от лица мальчиков показаны как нечто ужасное, пугающее, что дает понять нам тот страх, который они испытывают:

The boys looked at each other fearfully, unbelieving [1, с. 188]. (Мальчики переглядывались в страхе, отказываясь верить. Еще один конфликт, который следует рассмотреть, между Хрюшей и мальчиками. Хрюша представлен нам как жирный и занудных мальчик, который ходит по пятам за Ральфом. Ценность данного персонажа осознается только после его смерти Ральфом.

На протяжении всего рассказа над ним смеются, издеваются, что позволяет нам понять отношение остальных к нему:

- "They used to call me 'Piggy'." Ralph shrieked with laughter.

(Хрюша - вот как меня обозвали. Ральф зашелся от хохота)

IX Международная научно-практическая конференция

- "Shut up, Fatty." Laughter arose.

(- Закнись, Жирняй - Раздались смешки)

- Piggy was an outsider, not only by accent, which did not matter, but by fat, and ass-mar, and specs, and a certain disinclination for manual labor.

(Хрюша был чужак, не только из-за акцента, который еще куда бы не шел, но из-за пуза, астмы, стекляшек и известного отвращения к физическому труду).

Хрюшу ждал печальный конец в виде смерти от мальчиков, с которыми он находился на одном острове.

Лингвисты и литературоведы уделяют большое внимание эмотивной лексике и ее роли при создании художественного произведения. Эмотивная лексика выполняет эмотивную, экспрессивную и прагматическую функции, реализации которых позволяют автору создавать психологический портрет персонажа, представление о мире, который изображен в тексте, оценка героев воздействие на читателя, а также может рассматриваться как способ раскрытия конфликтов в художественных текстах, так как отрицательная экспрессивная лексика несет в себе негативный смысл, который хотел передать нам автор.

Библиографический список:

1. Golding W. Lord of the flies / W.Golding - Moscow: Progress Publishers. 1982. - 493 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.