Роль электронных образовательных ресурсов в изучении основ ландшафтного дизайна
The role of electronic educational resources in learning the basics of landscape design
Султанова А. И.
Студент 4 курса, ф-т инженерно-технологический, "Казанский (Приволжский) федеральный университет " Елабужский институт (филиал), РФ, г. Елабуга e-mail: alina 7sultanova@gmail. com
Sultanova A. I.
4th year student, faculty of engineering and technology, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University,
Russia,Elabuga e-mail: alina 7sultanova@gmail. com
Научный руководитель Шайхлисламов А. Х.
кандидат педагогических наук, доцент "Казанский (Приволжский) федеральный университет " Елабужский институт (филиал), РФ, г. Елабуга e-mail: Shah.A. 1 @mail. ru
Scientific adviser Shaykhlislamov A. H.
candidate of pedagogical sciences, assistant professor, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University,
Russia,Elabuga e-mail: Shah.A. 1 @mail.ru
Аннотация.
В данной статье рассматривается роль электронных образовательных ресурсов в изучении дисциплины «Основы ландшафтного дизайна» студентами по данному направлению. Какие на сегодняшний день существуют электронные программы для изучения дисциплины. Рассматривается вопрос о том, что возможно ли изучать основы ландшафтного дизайна с полноценным внедрением электронных образовательных ресурсов в учебный процесс. Также вывод делается на том, что электронные образовательные ресурсы являются важной и неотъемлемой частью образовательного процесса, объединённый подход к обучению с использованием информационных технологий формирует навыки познавательной деятельности обучающихся вместе с формированием у них профессиональных компетенций.
Annotation.
This article discusses the role of electronic educational resources in the study of the discipline "Basics of landscape design" by students in this area. What today there are electronic programs for studying the discipline. The question of whether it is possible to learn the basics of landscape design with the full implementation of electronic educational resources in the educational process is considered. It also concludes that e-learning is an important and integral part of the educational process; a unified approach to learning using information technologies forms the skills of students' cognitive activities along with the development of their professional competencies.
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, основы ландшафтного дизайна, компьютерные программы, информатизация, интернет-ресурс.
Key words: electronic educational resource, landscape design basics, computer programs, informatization, Internet resource.
Современное Российское образование ставит цель как информатизация образовательного процесса. Мы живём в мире электронной культуры, в веке высоких компьютерных технологий. Невозможно представить
образовательный процесс без использования современных средств информационных технологий. Меняется и роль преподавателя в информационной культуре. Он должен стать координатором информационного потока. Ведь преподаватель сегодня не является единственным источником знаний для учащихся. Он помогает, сопровождает и направляет в мир информаций [5]. Следовательно, преподавателю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться обучающимися на одном языке. Студенты развиваются и учатся в другом образовательном пространстве - интерактивно-игровом.
В качестве электронных образовательных ресурсов уже много лет используются компьютерные обучающие программы, которые заняли достойное место в системе формирования как общегуманитарных, так и профессиональных компетенций. С развитием средств информатизации и расширением возможностей использования различных игровых методов в разработке компьютерных обучающих программ, они постепенно приближаются к полноценным компьютерным играм. Электронный образовательный ресурс представляется в электронно-цифровой форме и имеет определенную структуру, предметное содержание и метаданные о них.
Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, а также программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения [3].
В составе большинства ЭОР представлены, как правило, разнообразные виртуальные объекты:
• символьные (знаки, символы, тексты, графики и т. п.);
• образные (фото, рисунки, объекты компьютерной графики и т. п.);
• аудиоинформация (устные тексты, диалоги, аудиохроника, музыка, звуки природных процессов и животного мира и т. п.);
• видеообъекты (анимации, видеосюжеты, модели и т. п.);
• объекты виртуальной реальности (тренажеры, интерактивные модели, конструкторы).
В настоящее время невозможно назвать дисциплину, в обучении которой, так или иначе, не применялись бы электронные издания или ресурсы. Одним из таких дисциплин является - «Основы ландшафтного дизайна», которая может являться курсом по выбору студентов.
Уже сейчас создано большое число компьютерных программ по обучению ландшафтному проектированию. Также в сети интернет легко найти дистанционные курсы по обучению основам ландшафтного дизайна, и даже существуют широкие возможности получения профессии по этому направлению. Научить основам ландшафтного дизайна, дать теоретические знания, очень удобно используя базу знаний состоящую из различных медиа-файлов. Многие курсы собираются из открытых интернет-ресурсов и предоставляют обучающимся доступ читать и смотреть по темам конспектам и видеоматериалам к ним же добавляется большой объем литературы в электронном формате. Существует среда специальных программ так называемых, как AUTODESK REVIT и 3ds MAX, где обучение изначально строится на работе над учебным ландшафтным проектом. Например, студенты могут углублённо изучить отдельные темы, проектируя определённый участок, изучается детально его форма, конструкция, наполнение (флора, фауна). Работа в компьютерных программах позволяет общаться с преподавателем и другими слушателями. Ещё одним плюсом является возможность работы над учебным проектом в рабочей группе, находясь в различных странах, чего нельзя сделать при очном обучении и выполняя учебные проекты «от руки» [1].
Есть темы, где необходимые практические навыки и умения нужно получить очно, «в живую», и то эта тема не совсем относится к проектированию, а больше к другой специальности - садовник. Так, накладывается определённая специфика на обучение: в связи с тем, что в настоящее время на рынке ландшафтной индустрии все смешано, ландшафтный дизайнер (проектировщик), он же и садовник и прораб, озеленитель и просто, предприниматель. Пока же, ландшафтные дизайнеры выполняют все работы самостоятельно,
Тем не менее, процесс обучения проектированию ландшафтного объекта можно полностью перенести в электронный режим интернет-общения. Если студент учится по программе, где предусмотрено общение с преподавателем, то общение между слушателем и преподавателем очень плодотворное. Обучающийся курса может обсудить результаты своей работы над проектом на любом этапе работы, разместить их на специально созданном закрытом форуме, ознакомиться с комментариями преподавателя, посмотреть на результаты работы других своих сокурсников, почитать ранее задаваемые вопросы, после чего уменьшается количество вопросов преподавателю. Удобное общение через видеоконференции - вебинары, через Skype [4].
Также, электронный образовательный ресурс требует необходимость - самодисциплину. Свободный и гибкий график это одно из удобств, которое дает дистанционное обучение, но это может расслабить, и перечеркнуть все обучение. Без самодисциплины не получится приобрести нужные знания.
Существует множество компьютерных программ для изучения основ ландшафтного дизайна. Такие программы успешно используются при обучении студентов по данному направлению. Последние версии профессиональных обучающих комплексов дают возможность не только рассматривать объекты (ландшафты, здания, интерьеры, детали и механизмы) с разных сторон в разных масштабах (общий план, средний, крупный). Возможны и виртуальные экскурсии с рассмотрением любых объектов с разных сторон. С помощью программ можно «включать» зиму или осень, день (утром, в полдень или на закате, с учётом реального положения солнца относительно участка) или ночь. Среди этого множества программ, являющаяся как наиболее простая, удобная, обладающая огромными возможностями и доступная для обучающихся программа - Sketchup. Такая программа позволяет выполнять свои собственные проекты, закрепить теоретические знания. Предоставляются такие возможности как, например: назначить географическую привязку к местности с помощью Google Earth, снять анимационный ролик (сцены) в условиях разной освещенности. А открытая коллекция готовых 3d моделей (в том числе растений) - ежедневно пополняется пользователями всего мира, которая позволяет даже на начальном уровне владения программой Sketchup создавать яркие и полноценные ландшафтные объекты. Из-за простоты инструмента в области изучения основ ландшафтного дизайна стал известным уже во всем мире. В последнее время его популярность возросла и в России [2]. Подобные программы успешно применяются в образовательном процессе.
В заключение хотелось бы отметить, что полноценное внедрение электронных образовательных ресурсов с их встраиванием в учебный процесс при выполнении описанных методов использования позволит дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество подготовленности по предмету. Следовательно, без применения таких широких возможностей, которые предлагают информационно-образовательные технологии сегодня, не получилось бы полностью повысить познавательную активность обучающихся, также сформировать их способности к познавательной деятельности. Применение электронных образовательных ресурсов побуждает преподавателей искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует профессиональный рост и дальнейшее освоение компьютера. Таким образом, электронные образовательные ресурсы выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальное образовательное направление обучающихся. Однако, при подготовке к занятиям с использованием электронных ресурсов нужно помнить, что они не заменяют его, а только дополняют и делают более эффективным.
Список используемой литературы:
1. Бородина Т. Ф. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности // Молодой ученый. 2014. № 13. С. 241—243.
2. Думиньш А. А. Компьютерные игры в обучении и технологии их разработки [Текст] / А. А. Думиньш, Л. В. Зайцева // Образовательные технологии и общество. -2012. - №3(15). - С. 534 - 544 .
3. Куклев В. А. Электронное обучение на основе СДО Moodle: проблемы, поиски и решения / В.А. Куклев, Т. А. Егорова // Электронное обучение в непрерывном образовании 2015. Т. 1, № 1 (2). С. 552—558.
4. Суворова Т. Н. Дидактические функции, возможности и свойства электронных образовательных ресурсов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. № 2. С. 27-35.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru. Дата обращения к ресурсу 25.04.2019