Научная статья на тему 'Роль экспертно-аналитического сообщества США в «Перезагрузке» кубино-американских отношений'

Роль экспертно-аналитического сообщества США в «Перезагрузке» кубино-американских отношений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
385
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУБА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / КУБИНО-АМЕРИКАНСКОЕ ЛОББИ / CUBA / U.S. FOREIGN POLICY / THE U.S. EXPERT COMMUNITY / DECISION MAKING PROCESS / CUBAN-AMERICAN LOBBY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данилин Дмитрий Аркадьевич

Статья посвящена анализу современной внешней политики США в отношении Кубы. Особое внимание уделяется анализу влияния американских экспертных центров на процесс принятия решения о восстановлении дипломатических отношений между двумя странами. Кроме того, исследуется роль кубино-американского лобби во взаимоотношениях США и Кубы в последние годы, а также его влияние на их «перезагрузку».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the U.S. expert community in the “reset” of the Cuban - American relations

The article is dedicated to the analysis of the U.S. current foreign policy towards Cuba. Special attention is devoted to the influence of the US think tanks on making a decision for the re-establishment of diplomatic relations between the two countries. Moreover, the author examines the role of Cuban-American lobby in the U.S.-Cuban relations for recent years as well as its influence on the “reset” process.

Текст научной работы на тему «Роль экспертно-аналитического сообщества США в «Перезагрузке» кубино-американских отношений»

Д.А. Данилин

Роль экспертно-аналитического сообщества США в «перезагрузке» кубино-американских отношений

Статья посвящена анализу современной внешней политики США в отношении Кубы. Особое внимание уделяется анализу влияния американских экспертных центров на процесс принятия решения о восстановлении дипломатических отношений между двумя странами. Кроме того, исследуется роль кубино-американского лобби во взаимоотношениях США и Кубы в последние годы, а также его влияние на их «перезагрузку».

Ключевые слова: Куба, внешняя политика США, экспертно-анали-тическое сообщество, процесс принятия внешнеполитических решений, кубино-американское лобби.

Во время президентской кампании 2008 г. одним из ключевых пунктов в программе кандидата от демократической партии Б. Обамы была «перезагрузка» отношений США и Кубы. В июле 2015 г. были восстановлены дипломатические отношения между двумя странами, а в марте 2016 г. состоялся визит президента США в Гавану1. По состоянию на осень 2016 г. экономическое эмбарго с Кубы так еще и не снято, а в американском политическом истеблишменте не прекращаются споры о том, какой должна быть политика США в отношении Гаваны. Однако, несмотря на наличие серьезных разногласий, уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что администрации Б. Обамы удалось «перезагрузить» кубино-американские отношения.

Так закончился 55-летний период конфронтации между США и Кубой. 1 января 1959 г. в Гаване победила социалистическая революция. Новое правительство взяло курс на сближение с социалистическим блоком и дипломатическое противостояние с США.

© Данилин Д.А., 2016

В начале 1960 г. было подписано торговое соглашение с СССР. Затем началась национализация собственности иностранных предприятий. В качестве ответных мер США сначала перестали покупать кубинский сахар и продавать нефть, а затем, в октябре 1960 г., прекратили экспорт американских товаров2. В январе 1961 г. Вашингтон разорвал дипломатические отношения с Гаваной. Комментируя данное решение, президент США Д. Эйзенхауэр заявил: «Есть предел, до которого можно попирать американское самоуважение, и этот предел был достигнут»3.

За разрывом дипломатических отношений последовал ряд радикальных действий американского правительства, направленных на обрушение экономики Кубы. 3 февраля 1962 г. президент США Дж. Кеннеди заявил о наложении эмбарго на торговлю с Кубой4. Чуть позже, в 1963 г., были запрещены денежные переводы и путешествия на Кубу для граждан США. Началась работа по дискредитации нового режима на мировой арене и по подрыву позиций Гаваны в региональных организациях. В результате в январе 1962 г. страна была исключена из Организации американских государств (ОАГ). Поводом к этому послужила поддержка партизанских движений в ряде латиноамериканских стран. В 1982 г. Госдепартамент внес Кубу в список стран - спонсоров мирового терроризма, что фактически сделало ее врагом номер один для США.

Окончание холодной войны и конфронтации США и СССР стало причиной пересмотра Соединенными Штатами своей внешней политики в отношении стран - бывших членов советского блока. Однако это не привело к переформатированию кубино-американских отношений. Как подчеркивали исследователи, они оказались «замороженными» в прошлом5. В 1996 г. в силу вступил акт Хелмса-Бёртона (Helms-Burton Act), согласно которому экономическое эмбарго не должно было быть снято «до того момента, как в стране пройдут свободные и честные выборы и появится демократическое правительство»6.

Политика администрации Дж. Буша-мл. также характеризовалась действиями по дестабилизации экономики Кубы. В мае 2002 г. президент объявил о начале «Инициативы для новой Кубы». В числе прочего этот документ анонсировал поддержку политического транзита путем финансирования кубинских негосударственных и религиозных объединений7. Важно отметить, что администрация президента неоднократно заявляла о нежелании вести диалог с действующим кубинским руководством и уверенности в скором «падении» режима8.

В целом на протяжении длительного времени в США господствовало мнение о том, что диалог с Кубой возможен только с позиции силы. Экономическое эмбарго рассматривалось как идеальный механизм, который в определенный момент должен был привести к коллапсу экономической и политической систем Кубы и смене правящего режима.

С приходом Б. Обамы в Белый дом в 2009 г. видение политики США в отношении Кубы изменилось. В чем же причина и каков внутренний механизм столь радикального поворота? Ответ на этот вопрос позволит дать анализ деятельности и публикаций экс-пертно-аналитических центров США (think tanks), участвующих в процессе принятия внешнеполитических решений.

Их основными инструментами влияния являются публикации сотрудников в СМИ, выступления на слушаниях в Конгрессе США, работа специалистов на государственных должностях. Взаимодействие между академической средой, экспертным сообществом и государственными структурами обеспечивается за счет функционирования «системы вращающихся дверей» (revolving doors system)9.

На основе критериев, выделенных исследователем Г. Истер-бруком (Gregg Easterbrook)10, мы выбрали для анализа публикации двух центров, специализирующихся на изучении проблем Западного полушария, - Брукингского института (Brookings Institution) и Межамериканского диалога (Inter-American Dialogue).

Примером качественной коллективной аналитики Брукингского института является доклад "Rethinking U.S. - Latin American Relations", опубликованный в ноябре 2008 г. В написании документа принимали участие ведущие специалисты центра, такие как его президент Строуб Тэлбот (Strobe Talbott), директор Латиноамериканской инициативы Маурисио Карденас (Mauricio Cárdenas), экс-президент Мексики Эрнесто Седийо (Ernesto Zedillo) и бывший президент Боливии Хорхе Кирога (Jorge Quiroga). Доклад базируется на двух ключевых принципах: 1) страны Западного полушария обладают общими интересами и могут их реализовать лишь путем сотрудничества; 2) США необходимо привлечь своих соседей по полушарию к взаимодействию в сферах, где пересекаются их общие интересы11.

Научный доклад «Второй шанс. Политика США в Америке», опубликованный центром «Межамериканский диалог» в марте 2009 г., также ориентирован на аргументацию в пользу принятия решения о переформатировании кубино-американских отношений. В его написании приняли участие ведущие специалисты цен-

тра и члены консультативного комитета. Авторы отмечают, что с конца 1980-х гг. отношения США со странами Латинской Америки находятся в состоянии упадка. Поэтому эксперты возлагают большие надежды на «новый подход» Б. Обамы к сотрудничеству с регионом. Документ содержит ряд конкретных предложений по внешней политике США для администрации Б. Обамы, которые должны изменить отношения со странами Латинской Америки12. Так, в отношении Кубы предложено односторонним путем начать «перезагрузку» отношений, несмотря на отсутствие взаимности со стороны кубинского правительства. Чрезвычайно важным, по мнению специалистов центра, является проведение всеобъемлющей реформы миграционного законодательства США, которая должна предоставить право свободного проживания более чем 10 млн нелегальных иммигрантов из Латинской Америки. Помимо этих мер, реформа должна включить в себя имплементацию совершенно новых, более эффективных мер противодействия нелегальной иммиграции из региона.

Кроме коллективных докладов экспертов стоит обратить внимание на их участие в слушаниях в Конгрессе США. Американский политолог Дж. Галлуэй (John Galloway) определяет их как метод, посредством которого комитеты собирают и анализируют информацию на ранних этапах разработки законопроектов и принятия решений. Такие слушания обычно включают в себя выступления экспертов и следующие за ними вопросы со стороны конгрессменов, которые таким образом расширяют и уточняют свои знания по конкретным проблемам13. Важно подчеркнуть, что при голосовании по законопроектам, касающимся международных отношений, большая часть членов Конгресса ориентируется на позицию Комитета по международным делам Сената14 и Палаты представителей15, которые и проводят данные слушания.

В рамках одного из таких слушаний «Саммит Америк. Новое начало для политики США в регионе?», состоявшегося в марте 2009 г., выступили сразу несколько авторитетных экспертов по Латинской Америке: С. Макклинток (Cynthia McClintock), П. Хаким (Peter Hakim) и Б. Маккафри (Barry McCafry). Специалисты были единодушны в своих выводах о своевременности новой повестки дня в двусторонних отношениях, поскольку прежний курс не увенчался успехом и лишь привел к ужесточению конфронтации; многие лидеры Латинской Америки, а также 60% населения самих США надеются на восстановление дипломатических отношений; США не получают никакой выгоды от поддержания экономической блокады Кубы, а эмбарго лишь способствует росту антиаме-

риканских настроений в мире16. Еще один характерный пример -слушание, состоявшееся в марте 2010 г. и посвященное внешней политике США в латиноамериканском регионе. В ходе выступлений экспертов обращалось особое внимание на тот факт, что экономическое эмбарго способствует консолидации политического режима на Кубе и дискредитирует политику самих США17.

Вскоре после переизбрания в 2012 г. Б. Обама дал поручение администрации проанализировать политику США в отношении Кубы и инициировать двусторонние переговоры18. В результате с июня 2013 г. по декабрь 2014 г. было проведено семь раундов секретных переговоров между Вашингтоном и Гаваной, которые проходили в Канаде и Ватикане19. Со стороны США в переговорах принимали участие Бен Родс (Ben Rhodes) - советник президента по национальной безопасности и Рикардо Суньига (Ricardo Zuniga) -заведующий делами западного полушария в Совете национальной безопасности США20. Р. Суньига - кадровый сотрудник Государственного департамента США. До назначения на эту должность он длительный период времени был руководителем отдела, занимавшегося анализом кубино-американских отношений.

Интересен тот факт, что Р. Суньига имеет тесные связи с организацией "Cuba Now", занимающейся продвижением и популяризацией идей программы нормализации отношений с Кубой21. Несколько ведущих экспертов организации, такие как Давид Го-мес (David Gomez), Андрес Диас (Andres Díaz), Патрик Идальго (Patrick Hidalgo), ранее работали в администрации президента Б. Обамы22. В большинстве своем членами "Cuba Now" являются молодые представители кубино-американской диаспоры. Организация получила широкую известность благодаря акции, проведенной в вашингтонском метро в апреле 2014 г. Тогда на стенах метрополитена были размещены плакаты с надписью: «Господин президент, пришло время действовать!»23, которые призывали Б. Обаму отменить экономические санкции против Кубы24.

Анализируя процесс «перезагрузки» отношений США и Кубы, следует учитывать влияние (негативное или позитивное) такого важного фактора, как деятельность кубино-американской диаспоры и роль лоббистских организаций25. Наиболее авторитетной из них в 1980-1990-е гг. был Кубино-американский национальный фонд (Cuban American National Foundation, CANF), основанный кубинским эмигрантом Хорхе Каноса (Jorge Canosa)26. CANF базировался в штате Флорида и позиционировал себя как общественная, непартийная организация, выступающая за демократические преобразования на Кубе. Ее активная деятельность была нацелена

на продвижение идей и законопроектов по дестабилизации кубинской экономики, а также теле- и радиовещание на Кубу (этакое «Радио Свобода» для кубинцев). Именно CANF делал все возможное, дабы блокировать нормализацию отношений между двумя государствами, рассматривая дипломатическую и экономическую блокаду США как важнейшее условие для крушения политического режима на Кубе27. Однако в 1997 г. после смерти Х. Кано-са идеология организации стала кардинально меняться. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что в апреле 2009 г. на сайте CANF была опубликована статья, призывающая к снятию блокады с Кубы и нормализации отношений между двумя странами28.

Основная причина поворота в деятельности этой организации состоит в том, что изменились настроения кубино-американской диаспоры в целом, о чем свидетельствуют опросы общественного мнения, проведенные Международным университетом Флориды29. За 25 лет число сторонников экономической блокады Кубы упало более чем на 30% (до 52% в 2014 г.). Этому способствовало, во-первых, усиление влияния эмигрантов, покинувших Кубу уже в послереволюционный период по экономическим, а не по политическим соображениям; во-вторых, снятие запрета на посещение родственников на Кубе и денежные переводы для кубино-амери-канцев, реализованное в несколько этапов в 2009, 2011 и 2015 гг.30 Стоит подчеркнуть, что данное предвыборное обещание помогло Б. Обаме в 2008 г. получить почти рекордную для кандидатов в президенты от Демократической партии поддержку в штате Флорида (35%).

Помимо CANF наиболее влиятельной считается лоббистская организация "Trimpa Group", которая, в свою очередь, инициировала создание упомянутой выше информационно-пропагандистской группы "Cuba Now"31. По некоторым данным, одним из основных ее заказчиков был состоятельный бизнесмен кубинского происхождения Пэтти Эбрахим (Pety Ebrahim). Только он один заплатил "Trimpa Group" около 1 млн долл.32

В первую очередь "Trimpa Group" удалось заручиться поддержкой крупных чиновников из администрации Б. Обамы и авторитетных экспертов ряда аналитических центров, таких как Рабочая группа по Латинской Америке (Latin America Working Group), Центр демократии Америк (Center for Democracy in the Americas), «Атлантическая благотворительность» (Atlantic Philanthropies), Вашингтонское бюро по Латинской Америке (Washington Office on Latin America), Совет Америк (Council of the Americas) и Брукингский институт (Brookings Institution). В мае 2014 г. было

опубликовано открытое письмо Б. Обаме с предложением о «перезагрузке» отношений США и Кубы33. Письмо подписали 46 представителей истеблишмента, среди которых директор ЦРУ Джон Негропонте (John Negroponte), генерал Джон Адамс (John Adams), бывшие заместители госсекретарей США, влиятельные эксперты "think tanks".

По линии СМИ был сделан заказ на публикацию серии статей, направленных на продвижение идей о нормализации отношений с Кубой, таким изданиям, как, например, "New York Times". Параллельно с этим в средствах массовой информации тиражировались результаты опроса общественного мнения, проведенного центром "The Atlantic Council", которые свидетельствовали о высокой популярности идей о нормализации отношений США и Кубы34.

Таким образом, начиная с 2009 г. на слушаниях в Конгрессе США на тему нормализации отношений с Гаваной неоднократно выступали ведущие эксперты Университета Джорджа Вашингтона, «Межамериканского диалога», Института Хадсона, Университета Джонса Хопкинса. Параллельно несколькими экспертно-аналити-ческими центрами были разработаны и опубликованы коллективные доклады - рекомендации, содержавшие целый ряд конкретных предложений по кубинской политике США. Можно сделать вывод о том, что в американском экспертном сообществе сложился определенный консенсус по вопросу о необходимости пересмотра политики США в отношении Кубы, оказывающей негативное влияние на образ страны как в Латинской Америке, так и во всем мире. Администрации Обамы удалось добиться «перезагрузки» отношений США и Кубы во многом благодаря изменению настроений кубинской диаспоры, долгое время оказывавшей активное противодействие.

Состоявшийся перезапуск отношений получил широкую общественную поддержку в США. Об этом свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, проведенного "Pew Research Center" в январе 2015 г. Тогда 63% американцев поддержали политику Б. Обамы в отношении Кубы, а 66% высказались за снятие с этой страны торгового эмбарго. К июлю 2015 г. количество сторонников выросло до 73%35. Новый курс администрации Б. Обамы получил широкую поддержку и в Латинской Америке (77% опрошенных). Важно отметить и реакцию населения Кубы. Согласно опросам центра "Bendixen & Amandi", 97% кубинцев высказались за возобновление связей между двумя странами36.

На текущий момент, несмотря на уже сделанные шаги по нормализации отношений с Кубой и значительную поддержку данных

мер обществом, главной задачей остается снятие торгового эмбарго. Это ограничение не позволяет компаниям из США совершать вложения в экономику Кубы и налаживать деловые связи с ее предприятиями. Со своей стороны, кубинские предприятия также лишены возможности продажи своей продукции в США. Для решения данной проблемы в первую очередь необходимо законодательным путем изменить Кубинский демократический акт (Cuban Democracy Act), запрещающий продажу товаров американскими компаниями37. Очевидно, что основная задача Б. Обамы состоит в том, чтобы убедить Конгресс в необходимости снятия данного эмбарго. Однако скорое окончание его президентского мандата и ярое противодействие республиканского большинства говорит о том, что, скорее всего, ему не удастся полностью выполнить обещанного до того, как он покинет Белый дом38.

Примечания

1 Obama Visits Cuba [Электронный ресурс] // The New York Times. 2016. March 22. URL: http: //www. ny times .com/interactive/proj ects /cp/international/obama-in-cuba (дата обращения: 29.08.2016).

2 Morales Domínguez E, Prevost G. United States-Cuban relations: A Critical History. Lexington Books, 2008. P. 91.

3 U.S., Cuba re-establish diplomatic relations, reopen embassies [Электронный ресурс] // CNN. 2015. July 20. URL: http://edition.cnn.com/2015/07/20/politics/ cuba-u-s-embassies-opening/ (дата обращения: 29.08.2016).

4 Proclamation 3447 - Embargo on All Trade with Cuba [Электронный ресурс] // The American Presidency Project. 1962. Feb. 3. URL: http://www.presidency.ucsb. edu/ws/?pid=58824 (дата обращения: 29.08.2016).

5 См., например: Foreign Policy Toward Cuba: Isolation or Engagement / Eds. by M. Zebich-Knos, N.H. Nicol. Lanham, MD; Oxford: Lexington Books, 2005. P. 32.

6 U.S.-Cuba Relations [Электронный ресурс] // Council on Foreign Relations. 2015. August. URL: http://www.cfr.org/cuba/us-cuba-relations/p11113 (дата обращения: 29.08.2016).

7 President Bush Announces Initiative for a New Cuba [Электронный ресурс] // U.S. Department of State Archive. 2002. May 20. URL: http://2001-2009.state. gov/p/wha/rls/fs/18125.htm (дата обращения: 29.08.2016).

8 См., например: Bush's Dysfunctional Cuba Policy: The Bush administration's Cuba policy has reached a dead end [Электронный ресурс] // Foreign Policy in Focus. 2006. Nov. 6. URL: http://fpif.org/bushs_dysfunctional_cuba_policy/ (дата обращения: 29.08.2016).

9 Хаас Р. «Мозговые центры» и американская внешняя политика: точка зрения политика [Электронный ресурс] // Внешняя политика США. 2002. Т. 7. № 3. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/4569 (дата обращения: 29.08.2016).

10 Easterbrook Gr. Ideas Move Nations // The Atlantic Monthly. 1986. January. P. 66-80.

11 Rethinking U.S.-Latin American Relations: A Hemispheric Partnership for a Turbulent World [Электронный ресурс] // The Brookings Institution. 2008. November. URL: https://www.brookings.edu/research/re-thinking-u-s-latin-american-relations-a-hemispheric-partnership-for-a-turbulent-world/ (дата обращения: 29.08.2016).

12 A Second Chance. U.S. policy in the Americas [Электронный ресурс] // Inter-American Dialogue. 2009. March. URL: https://www.american.edu/clals/ upload/IADialogue-2009.pdf (дата обращения: 29.08.2016).

13 Galloway G. Development of the Committee System in the House of Representatives // American Historical Review. 1959. Vol. 65. № 1. Oct. P. 26.

14 Официальный сайт Комитета Сената США по международным отношениям. URL: http://www.foreign.senate.gov/ (дата обращения: 29.08.2016).

15 Официальный сайт Комитета Палаты представителей по иностранным делам. URL: http://foreignaffairs.house.gov/ (дата обращения: 29.08.2016).

16 U.S. Policy toward the Americas in 2009 and Beyond: Hearing before the Subcommittee on the Western Hemisphere of the Committee on Foreign Affairs House of Representatives [Электронный ресурс]. 2009. Feb. 4. URL: http://www.gpo.gov/ fdsys/pkg/CHRG-111 hhrg47233/pdf/CHRG-111 hhrg47233.pdf (дата обращения: 29.08.2016).

17 U.S. Policy toward the Americas in 2010 and Beyond: Hearing before the Subcommittee on the Western Hemisphere of the Committee on Foreign Affairs House of Representatives [Электронный ресурс]. 2010. March 10. URL: http://www.gpo. gov/fdsys/pkg/CHRG-111hhrg55397/pdf/CHRG-111hhrg55397.pdf (дата обращения: 29.08.2016).

18 U.S. to Restore Full Relations with Cuba, Erasing a Last Trace of Cold War Hostility [Электронный ресурс] // The New York Times. 2014. Dec. 17. URL: http://www. nytimes.com/2014/12/18/world/americas/us-cuba-relations.html (дата обращения: 29.08.2016).

19 Barack Obama thanks Canada for hosting Cuba-U.S. meeting [Электронный ресурс] // CBC News. 2014. Dec. 14. URL: http://www.cbc.ca/news/politics/barack-obama-thanks-canada-for-hosting-cuba-u-s-meetings-1.2876173 (дата обращения: 29.08.2016).

20 Secret talks in Canada, Vatican City led to Cuba breakthrough [Электронный ресурс] // Reuters. 2014. Dec. 17. URL: http://www.reuters.com/article/us-cu-ba-usa-reconstruction-idUSKBN0JV2DM20141217 (дата обращения: 29.08.2016).

21 Who is Ricardo Zuniga, the man who helped broker the White House deal with Cuba? [Электронный ресурс] // The Washington Post. 2014. Dec. 22. URL: https://www. washingtonpost.com/news/post-politics/wp/2014/12/22/who-is-ricardo-zuniga-

the-man-who-helped-broker-the-white-house-deal-with-cuba/ (дата обращения: 29.08.2016).

22 Официальный сайт организации "Cuba Now". URL: http://cubanow.us/about/ members/ (дата обращения: 29.08.2016).

23 New group pushes Obama to ease Cuba restrictions [Электронный ресурс] // USA Today. 2014. Apr. 27. URL: http://www.usatoday.com/story/news/nation/2014/04/27/ cuba-group-pushes-obama-administration/8295797/ (дата обращения: 29.08.2016).

24 New Group Wants Obama to Change Cuba Policy, Now [Электронный ресурс] // Huffington Post. 2014. June 18. URL: http://www.huffingtonpost.com/2014/04/28/ new-group-cubanow_n_5227658.html (дата обращения: 29.08.2016).

25 Leogrande W. Normalizing US-Cuba relations: escaping the shackles of the past [Электронный ресурс] // International Affairs Journal. 2015. March. URL: https://www.chathamhouse.org/sites/flles/chathamhouse/fleld/fleld_document/ INTA91_3_02_LeoGrande.pdf (дата обращения: 29.08.2016).

26 Официальный сайт организации "Cuban American National Foundation". URL: http://canf.org/ (дата обращения: 29.08.2016

27 Leogrande W. The Cuba Lobby [Электронный ресурс] // Foreign Policy 2013. Apr. 12. URL: http://foreignpolicy.com/2013/04/12/the-cuba-lobby/ (дата обращения: 29.08.2016).

28 Geopolitical Diary: A New Phase in U.S.-Cuban Relations [Электронный ресурс] // Stratfor. 2009. Apr. 10. URL: https://www.stratfor.com/geopolitical-diary/ geopolitical-diary-new-phase-us-cuban-relations (дата обращения: 29.08.2016).

29 2014 FIU Cuba Poll: How Cuban Americans in Miami View U.S. Policies toward Cuba [Электронный ресурс] // Florida International University. 2014. URL: http://digitalcommons.fiu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1000&context=cu-ba_poll/ (дата обращения: 29.08.2016).

30 Cuba: U.S. Restrictions on Travel and Remittances [Электронный ресурс] // Congressional Research Service. 2016. Aug. 24. URL: https://www.fas.org/sgp/crs/row/ RL31139.pdf (дата обращения: 29.08.2016).

31 Behind the scenes of U.S.-Cuba turnaround [Электронный ресурс] // Miami Herald. 2015. Aug. 13. URL: http://www.miamiherald.com/news/nation-world/world/ americas/cuba/article31051014.html (дата обращения: 29.08.2016).

32 LeoGrande W, Kornbluh P. Back Channel to Cuba: The Hidden History of Negotiations between Washington and Havana. UNC Press, 2015. P. 437-438.

33 Open Letter to President Obama: Support Civil Society in Cuba [Электронный ресурс] // Americas Society, Council of the Americas. 2014. May. URL: http://www. as-coa.org/articles/open-letter-president-obama-support-civil-society-cuba (дата обращения: 29.08.2016).

34 Poll: Americans favor normal relations with Cuba [Электронный ресурс] // USA Today. 2014. Feb. 11. URL: http://www.usatoday.com/story/news/nation/ 2014/02/11/poll-shows-support-for-normalizing-relations-with-cuba/5398561/ (дата обращения: 29.08.2016).

35 Growing Public Support for U.S. Ties with Cuba - And an End to the Trade Embargo [Электронный ресурс] // Pew Research Center. 2015. July 21. URL: http://www. people-press.org/2015/07/21/growing-public-support-for-u-s-ties-with-cuba-and-an-end-to-the-trade-embargo/ (дата обращения: 29.08.2016).

36 Historic Poll: Top 25 findings from major Cuba survey [Электронный ресурс] // Fusion. 2015. Apr. 8. URL: http://fusion.net/story/116226/historic-poll-top-25-findings-from-major-cuba-survey/ (дата обращения: 29.08.2016).

37 LeoGrande W.M. Normalizing Relations with Cuba: The Unfinished Agenda [Электронный ресурс] // Newsweek. 2015. Jan. 30. URL: europe.newsweek.com/ normalizing-relations-cuba-unfinished-agenda-303232?rm=eu (дата обращения: 29.08.2016).

38 Restoring US and Cuba ties not a done deal as Congress may still be a threat [Электронный ресурс] // The Guardian. 2015. June 13. URL: http://www.theguardian. com/us-news/2015/jun/13/us-cuba-diplomacy-republican-congress-obstacle (дата обращения: 29.08.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.