Научная статья на тему 'Роль экономических измерений в современных тенденциях развития информационного менеджмента'

Роль экономических измерений в современных тенденциях развития информационного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / INFORMATION MANAGEMENT / ИНЖИНИРНГ/РЕИНЖИНИРИНГ РЕСУРСОВ / ENGINEERING/RE-ENGINEERING RESOURCES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / CORPORATE INFORMATION SYSTEMS / ИТ-СЕРВИС / INFORMATION TECHNOLOGY (IT) SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брусакова Ирина Александровна

Современная корпорация существует в условиях когнитивной знаниевой экономики. Функционирование современных корпоративных информационных систем невозможно без внедрения сервисно-ориентированного подхода к управлению эффективностью бизнеса, сетевых информационных технологий, механизмов организации инфокоммуникационных взаимодействий элементов инфраструктуры с внешней средой. В настоящее время проблемы анализа динамики экономических процессов в модулях поддержки и принятия решений информационных систем связаны с одновременной и непрерывной обработкой большого объема экономической информации при ее постоянном накоплении и обновлении. В статье рассматриваются пути формирования бизнес-решений для BPM-информационных систем при постоянном накоплении, обработке, обновлении большого объема экономической информации, корпоративных знаний для задач бизнес-аналитики по результатам экономических измерений на базе современных инструментов информационного менеджмента бизнес-процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Informationand Business-Performance Management: The Economic Foundations of These Systems

The article analyzes the effect of economics on modern information-management (IM) and business-performance management (BPM) procedures. It adds that corporations at present have to cope with operational conditions marked by cognitive knowledge. Moreover, the critique stipulates that enterprise-based information systems are undertaking a service-oriented approach to BPM containing network information technology, an info-communications infrastructure, and mechanisms displaying interaction with the environment. The paper notes at this stage that the business community's IM-tied functions support decision-making procedures associated with simultaneous (continuous) processing of economic data (plus its accumulation and constant updating). Subsequently, the document refocuses on revealing solutions for BPM information systems. The commentary claims these solutions require constant accumulation, processing and upgrade of on-hand economic data. The report, in conclusion has evaluated intelligence tasks in the business world, highlighting the economic foundations of their IM and BPM systems.

Текст научной работы на тему «Роль экономических измерений в современных тенденциях развития информационного менеджмента»

Роль экономических измерений в современных тенденциях развития информационного менеджмента

Modern Information- and Business-Performance Management: The Economic Foundations of These Systems

УДК 005.4:004

Брусакова Ирина Александровна

директор института экономики, менеджмента и информационных технологий Санкт-Петербургского университета управления и экономики, доктор технических наук, профессор 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Brusakova Irina Aleksandrovna

St. Petersburg University of Management and Economics

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Современная корпорация существует в условиях когнитивной знаниевой экономики. Функционирование современных корпоративных информационных систем невозможно без внедрения сервисно-ориентированного подхода к управлению эффективностью бизнеса, сетевых информационных технологий, механизмов организации инфокоммуникационных взаимодействий элементов инфраструктуры с внешней средой. В настоящее время проблемы анализа динамики экономических процессов в модулях поддержки и принятия решений информационных систем связаны с одновременной и непрерывной обработкой большого объема экономической информации при ее постоянном накоплении и обновлении. В статье рассматриваются пути формирования бизнес-решений для BPM-информационных систем при постоянном накоплении, обработке, обновлении большого объема экономической информации, корпоративных знаний для задач бизнес-аналитики по результатам экономических измерений на базе современных инструментов информационного менеджмента бизнес-процессов.

The article analyzes the effect of economics on modern information-management (IM) and business-performance management (BPM) procedures. It adds that corporations at present have to cope with operational conditions marked by cognitive knowledge. Moreover, the critique stipulates that enterprise-based information systems are undertaking a service-oriented approach to BPM containing network information technology, an info-communications infrastructure, and mechanisms displaying interaction with the environment. The paper notes at this stage that the business community's IM-tied functions support decision-making procedures associated with simultaneous (continuous) processing of economic data (plus its accumulation and constant updating). Subsequently, the document refocuses on revealing solutions for BPM information systems. The commentary claims these solutions require constant accumulation, processing and upgrade of on-hand economic data. The report, in conclusion has evaluated intelligence tasks in the business world, highlighting the economic foundations of their IM and BPM systems.

Ключевые слова: информационный менеджмент, ин-жинирнг/реинжиниринг ресурсов, информационные технологии, корпоративные информационные системы, ИТ-сервис

Keywords: information management, engineering/ re-engineering resources, information technology, cor-

porate information systems, Information Technology (IT)

Основные тенденции развития информационного менеджмента процессов на предприятиях различной архитектуры связаны с особенностями формирования бизнес-решений инжиниринга или реинжиниринга ресурсов. Развитие так называемых BPM-ин-формационных систем [1], или информационных систем управления эффективностью бизнеса, требует постоянного обновления информационной архитектуры предприятия, внедрения ИТ-сервисов для управления бизнес-процессами, выявления метрик эффективности бизнеса (KPI, BSC и т.д.). Современные предприятия, фирмы, организации, корпорации как экономические объекты интегрированы в мировую систему торговли, производства товаров, в мировые и отечественные процессы жизненных циклов изделий (ЖЦИ). Предметные области экономических измерений представляют собой взаимосвязанные элементы предприятий, фирм, организаций, корпораций. Объектами исследования этих предметных областей являются процессы, описывающие динамику изменения показателей корпоративных ресурсов: материальных, финансовых, денежных, социальных, информационных, производственных, логистических и т. д. — тех ресурсов, которые участвуют в процессах жизненных циклов изделий. Составляющими этих предметных областей могут быть, например, подразделения корпораций, корпорация в целом, территориально распределенные подразделения фирмы, взаимосвязи между подразделениями, свойства корпорации или подразделения, сетевые торговые структуры и т. д.

При сборе априорной информации о деятельности предприятия аккумулируются сведения о бизнес-процессах: свойствах объектов предметных областей (логистика, склад, кадры, финансы, производство и т. д.), значениях свойств, взаимосвязях между объектами или свойствами, между значениями свойств. Показателями, которые характеризуют корпоративные ресурсы, могут быть, например, такие, как «рентабельность предприятия», «доход», «количество произведенного товара», «количество привлеченных клиентов», «перечень заказчиков товаров», «перечень поставщиков оборудования», «состав изделия», «технология производства», «квалификация персонала», «технология сборки» и т. д. Для задач управления эффективностью деятельности предприятий, корпораций, фирм, организаций и т. д. используются так называемые ключевые показатели (индикаторы) эффективности KPI (Key Performance Management). Для выявления ключевых показателей эффективности необходимо провести экспериментальные исследования динамики изменения показателей бизнес-процессов. Специальные информационные технологии — ЖЦИ

СО

s с; с i с s !û I

ш I-

о s о

LU

s

с m О о. S

с; ш CÍ

О ^

ш

О ^

О ш т

ш

I-<

™ или CALS — обеспечивают встраивание априорной ^ информации составляющих предметных областей ^ в мировое информационное пространство. Специ->х альный инструментарий управления эффективностью ^ бизнеса (так называемые BPM-системы — Business s Performance Management) позволяет осуществлять ¡5 мониторинг ключевых показателей эффективности и g помогать выработке управленческих решений [1; 2]. ш Информационные технологии ЖЦИ обеспечиваются ^Е и поддерживаются корпоративными информационны-< ми системами (КИС или ERP). За определенные эта-о пы ЖЦИ отвечают определенные модули КИС. Основ-s ными модулями КИС являются модули управления ш материальными, финансовыми, производственными, о трудовыми, денежными, логистическими ресурсами ^ предприятия (Кадры, Финансы, Производство, Торез говля и т. д.). Основную задачу по принятию управ" ленческих решений об эффективности деятельности ^ предприятия осуществляют модули управленческого ^ учета, аналитические платформы КИС, так называ-2 емые BI-платформы (Business Intelligent) или BI-тех-^ нологии. Использование интеллектуальных технологий 2 по разработке систем поддержки и принятия решений на различных уровнях управления неразрывно связано с успешным решением задач обработки экономической информации [1-5].

Понятие новой экономики, сетевой экономики, грин-экономики сопряжено с новым устройством инфраструктуры объектов мировой и отечественной экономики. Времена автономно работающих предприятий прошли. Современный бизнес «работает в облаках», распределен по всему миру, передает и обрабатывает огромные массивы информации в режиме онлайн, использует инфокоммуникации 3G-, 4G-топологий, работает в сетецентрических и виртуальных пространствах. Можно заказать товар в любой точке земного шара, а можно проектировать сложные устройства на «виртуальном предприятии». Электронные кошельки, электронные деньги, биржевые и банковские операции реализуются с помощью средств вычислительной техники и ИТ-сервисов. Можно организовать управление территориально удаленными подразделениями и реализовать весь цикл разработки новой продукции. На каждом этапе жизненного цикла изделий можно контролировать эффективность деятельности предприятия, фирмы, корпорации, прогнозировать динамику развития, оценивать риски, быстро реагировать на пожелания клиентов, потребителей товаров. Товаром может быть и программное средство, и предмет обихода с разной сложностью технологии изготовления. Развиваются средства электронного бизнеса, которые способны интегрироваться с большими базами данных, с банковскими операциями. Все большее значение приобретают процессы управления корпоративными знаниями, поэтому современный этап экономического развития связывают с когнитивностью — процессом постоянного накопления, обработки, обновления корпоративных знаний [б].

Обработка информации с использованием современных средств информатизации позволяет руководителям предприятий принимать управленческие решения об эффективности их деятельности. От того, какие методы обработки экономической информации используются при проектировании и эксплуатации средств информатизации, зависят своевременность и качество управленческих решений.

Управление информацией (Information Management) включает процессы выбора, идентификации, обработ-

ки, интерпретации, анализа, индексации, хранения информации. Управление информацией неразрывно связано с менеджметом процессов, информационным менеджментом [7].

В современном мире управление информацией невозможно без применения корпоративных информационных систем, информационных технологий. По мнению генерального директора SAP СНГ В. Постола-тия, представленному в материалах «Российской газеты» [8], «современный этап обработки информации можно рассматривать как «информационный стресс»: к 2020 г. объем данных (информации) на Земле составит более чем 9 зеттабайт (9 трлн Гб), причем из них только 35% представляют ценность». Проблема работы с «большими данными» (Big Data) в настоящее время связывается не с задачами совершенствования технологий хранения и передачи данных, а с задачами эффективной обработки, «отбраковки» ненужной, избыточной, неполной, противоречивой и иной подобной информации. Задача уже состоит не в том, чтобы успешно сохранить данные, а в том, чтобы эффективно проанализировать их. Поэтому особую роль приобретают разработка и применение эффективных методов обработки экономической информации средствами информатизации — инструментальными средствами. Управление данными как ресурсом — одна из актуальных задач бизнес-аналитиков и ИТ-специалистов.

Управление знаниями как новый этап в управлении информацией представляет самостоятельную задачу, которую необходимо решать с привлечением как нового теоретико-методологического аппарата работы с информацией, так и современных инструментариев работы с «большими данными» [3; 6]. О необходимости разработки таких инструментов шла речь на прошедшей в апреле 2013 г. в Копенгагене конференции "Teradata Universe '2013" [9]. В материалах конференции опубликовано сообщение о выпуске новых мощных устройств на базе платформы Teradata Active Enterprise Data Warehouse 6700. Новая платформа включает SUSE Linux Enterprise Server, системы хранения NetApp, процессоры Intel Xeon. Стратегическое партнерство с Siemens Smart Grid в области обработки «больших данных» позволит обрабатывать еще большие объемы информации.

Наиболее востребован в настоящее время менеджмент процессов при процессном способе управления всей экономической информацией на предприятии, в организации, в фирме, в корпорации. При управлении информацией с применением корпоративных информационных систем используют термин «ресурсы», принцип параллельного инжиниринга ресурсов в современных корпоративных информационных системах и технологиях.

Ресурс (resource) — активы (организации), которые используются или потребляются в ходе выполнения процесса.

Процесс (process) — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы и выходы. Процесс (бизнес-процесс) — совокупность последовательно и/или параллельно выполняемых операций, преобразующих материальный и/или информационные потоки в соответствующие потоки с другими свойствами [10].

Система (system) — совокупность систем, подсистем, системных элементов, которые создаются и используются с целью предоставления функциональных возможностей в заданных условиях для удовлетворения потребностей пользователей и иных заинтересованных лиц [11].

Информационно-технологическая архитектура

Бизнес-функции

\7

Платформы преобразования информации, данных, знаний

Корпоративная архитектура

С

о х о

О

о о

Корпорация как социальный тип организации представляет собой группу людей, объединенных единой целью, с максимальной централизацией и авторитарностью руководства, защищающих корпоративные интересы собственников и руководства.

Корпоративная архитектура — общее структурное представление компании (например, организационно-управленческая структура включает множество подразделений с указанными взаимосвязями и подчинениями). Существуют классификации корпоративных архитектур: матричная, линейная, дивизивная, сетевая, виртуальная и т. д. [Там же]. Отличительной особенностью классификации является способ описания взаимосвязи подразделений, выполняющих различные функции. Например, матричная структура управления представляет собой матричную структуру организации взаимосвязи сотрудников (подразделений) и работ, построенную по принципу двойного подчинения: административному руководителю и руководителю по направлению. Внедрение матричного принципа управления возможно только в случае жесткой взаимоувязки всех видов деятельности организации [10].

Компоненты корпоративных архитектур — бизнес-архитектура, архитектура системы управления, архитектура информационных технологий.

Информационная инфраструктура корпорации (инфраструктура информационных технологий корпорации) — совокупность информационных технологий корпорации, обеспечивающих совместный доступ к информационным ресурсам и устройствам внутри корпорации. Основными составляющими информационной инфраструктуры корпорации являются программное обеспечение, средства хранения данных, инфокомму-никационные технологии, компьютерные сети.

Архитектура предприятия (Enterprise Architecture) объединяет корпоративную ИТ-архитектуру масштаба предприятия c бизнес-архитектурой и позволяет обеспечить достижение стратегических целей предприятия.

Показатели (measures) — это метрики достижения стратегических целей корпорации, компании, организации и т. д.

Управление метриками (показателями) бизнес-процессов осуществляют в корпоративных информационных системах ИТ-сервисами. ИТ-сервис в общем

случае рассматривается как программный продукт, реализуемый для удовлетворения нужд клиента или работников подразделений различных уровней корпорации, выполненный по стандартам [1], интегрированный в библиотеки инфраструктуры корпоративных систем ITIL (IT Infrastructure Library). Изменение метрик в течение ЖЦИ в настоящее время успешно отслеживают сервисно ориентированные архитектуры информационных систем (SOA).

Сервисно ориентированная архитектура (SOA) корпоративной информационной системы представляет собой совокупность элементов, реализующих бизнес-логику для бизнес-приложения в виде взаимосвязанных задач-модулей, каждая из которых формирует определенный ИТ-сервис.

Сервисно ориентированная архитектура КИС базируется на технологии web-сервисов, использование которой позволяет организовать взаимодействие между различными составляющими корпоративной архитектуры КИС в виде ИТ-сервисов (услуг), доступных другим информационным системам.

Понятие ИТ-сервиса включает в себя услуги по сбору, обработке, хранению, представлению и передаче информации, сопровождению технических средств, обеспечиваемые автоматизированными системами и ИТ-инфраструктурой в интересах и в соответствии с потребностями функциональных подразделений и клиентов компании.

На рис. 1 представлены процессы информатизации корпоративного управления.

Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. Различают два основных метода управления ресурсами (процессами): функциональный и процессный. Функциональное управление позволяет организовать управление для различных задач организации по отдельности, например для:

• производства;

• маркетинга;

• финансов;

• работы с кадрами;

• управленческого учета и анализа хозяйственной

деятельности.

Параллельный инжиниринг бизнес-процессов (одновременный регулярный менеджмент процессов), про-

™ исходящих в корпорации, позволяет реализовать про-^ цессный подход к управлению ресурсами корпорации. ^ К ресурсам корпорации относятся материальные, >х производственные, информационные, логистические, ^ финансовые, денежные, социальные и другие ресурсы. 2 Бизнес-процессы, моделирующие динамику движения £ производственных ресурсов, называются основными, ^ остальные бизнес-процессы — вспомогательными и ш служат для обеспечения основного бизнес-процесса. ^ Выделяют также сквозные бизнес-процессы, которые < выделяются при управлении организацией, связаны о с анализом деятельности как отдельных подразделе-^ ний, так и всей корпорации [10]. ш Бизнес (предпринимательство) рассматривается о как инициативная экономическая деятельность, кото-^ рая осуществляется с использованием собственных о средств либо с помощью средств, взятых взаймы о с целью получения прибыли [12]. В [13] бизнес опре-^ деляется как «экономическая деятельность, дающая ^ прибыль; любой вид деятельности, приносящий доход 2 или иные личные выгоды».

^ Напомним основные определения бизнес-моде-2 ли, бизнес-системы, бизнес-процесса, бизнес-единицы.

Бизнес-система (корпорация, предприятие, компания, организация, фирма и т. п.) описывается с помощью совокупности взаимосвязанных сведений о своей архитектуре, способах ведения бизнеса, сведений о правилах ведения бизнеса, о критериях оценки эффективности деятельности, об инжиниринге ресурсов [5; 7].

Бизнес-система описывается с использованием различных бизнес-моделей, которые, в свою очередь, представляются взаимосвязанной совокупностью моделей различных составляющих предметной области бизнес-системы: моделей архитектуры, моделей динамики ресурсов, моделей условий проведения бизнеса, моделей оценки эффективности и т. п.

Бизнес-системы сложных корпораций, концернов, предприятий крупного, малого и среднего бизнеса в условиях интеграции рынков финансовых и инфо-коммуникационных услуг при организации сервисно-ориентированных корпоративных информационных систем обслуживания клиентов и производителей остро нуждаются в развитии методов и средств бизнес-аналитики. Бизнес-аналитика позволяет на основе накопленной экономической измерительной информации предложить наиболее эффективное решение дальнейшей деятельности. Например, на основе накопленных данных о производственных бизнес-процессах различных территориально распределенных подразделений выработать решение о необходимости реинжиниринга — перестройке технологических линий или на основе накопленных данных о движении комплектующих на складе принять решение об изменении перечня поставщиков, переходе на другую технологическую базу. Принимают решение на основе проведения имитационного эксперимента либо с использованием известных и опробованных на практике экономико-математических методов. Данные для этих методов обработки предоставляет экономическая измерительная информация.

Бизнес-процессы рассматриваются в виде последовательности работ, соотнесенных с отдельным видом производственно-хозяйственной деятельности бизнес-системы [6; 10]. Бизнес-процессы могут описываться последовательностью событий, которые претерпевает конкретный ресурс бизнес-системы за определенный промежуток времени [6]. Бизнес-

процессы «привязываются» к определенным видам корпоративных архитектур.

Бизнес-функцией будем называть конкретные функциональные действия, которые переводят бизнес-процесс из одного состояния в другое. Необходимо сформулировать совокупность этих действий (активностей), которые переводят бизнес-процесс и бизнес-систему из одного состояния в другое. Моменты совершения событий или их завершения часто называют транзактами.

Выделяют понятие бизнес-единицы как отдельного подразделения бизнес-системы, которое выполняет определенные функции или вид деятельности.

Таким образом, уточним понятие «бизнес-система» как множество взаимосвязанных бизнес-процессов, реализуемых в рамках одной организационно оформленной бизнес-единицы при достижении определенных целей компании. Бизнес-единица рассматривается как юридически самостоятельное или несамостоятельное, полностью или частично экономически обособленное подразделение, ответственное за выполнение функций, возложенных на него в бизнес-системе.

Принадлежность предприятия к определенной организационной структуре позволяет классифицировать процессы предприятия (основные, вспомогательные, процессы управления организацией) с целью выявления «цепочки создания добавленной стоимости» (value-added chain) [11], на основании анализа свойств которой строится вся система оценки эффективности бизнеса и принимаются управленческие решения.

Цепочка создания добавленной стоимости — последовательность функций структурных подразделений предприятия (центров ответственности) в том порядке, как они выполняются при создании конкретного вида потребительной стоимости. Например, к таким функциям относятся функции закупки, производства, доставки, продажи продукции и оказания услуг. Управление цепочкой создания добавленной стоимости осуществляет предприятие, которое имеет статус центра прибыли. Структурные подразделения, выполняющие другие функции, являются центрами затрат. Формирование новых потребительских качеств у производимого изделия (продукта) в этом случае связано с процессом приобретения новой ценности для потребителя. Любое звено цепочки может быть выделено в самостоятельный вид деятельности (центр прибыли).

Экономические измерения представляются совокупностью значений показателей бизнес-процессов. Для каждого показателя бизнес-процесса накапливается свой ряд выборочных данных. Однако «экономическую ситуацию» необходимо оценивать с помощью множества показателей — множества рядов выборочных данных. Для анализа выборочных данных применяются методы статистического анализа, нечеткой логики, нейронных сетей, экспертные методы оценки. Источником экономических измерений служит экономическая измерительная информация.

Информация, необходимая для обеспечения ЖЦИ [14], представляется данными трех классов и является источником для экономических измерений:

• данными о продукции (изделии);

• данными о выполняемых процессах;

• данными о ресурсах, требуемых для выполнения

процессов.

Данные о продукции (изделии) предоставляют основной объем информации. На разных стадиях ЖЦ требуются различные подмножества из всей со-

вокупности информации об изделии, отличающиеся составом и объемом информации.

Данные о продукции, например, машиностроительного производства в основном включают в себя:

• нормативно-справочные данные (о составе и структуре изделия, используемых материалах и комплектующих с указанием возможных альтернатив и их взаимозаменяемости; о материалах, используемых для изготовления изделий; о комплектующих других фирм; нормативно-справочного характера, стандартных расчетных методов);

• долговременную информацию (данные о готовых проектах; о типовых узлах, элементной базе; о типовых деталях; о типовых технологических процессах; о типовых математических моделях; о типовых решениях);

• актуальную информацию (технические требования для реализации ЖЦИ; концептуальные решения; структуру и состав изделий (конфигурация); 3D-геометрическую модель, математическую модель, технологические характеристики, техпроцессы, результаты контроля параметров; D-образы стандартных и типовых деталей собственного изготовления, результаты контроля);

• информацию о внешних связях предприятия (сведения о возможных и реальных поставщиках; о возможных и реальных потребителях (клиентах); о результатах маркетинговых исследований);

• информацию о производственно-технологической среде предприятия (сведения о производственной структуре предприятия; о технологическом, вспомогательном и контрольно-измерительном оборудовании; о транспортно-складской системе предприятия; об энерговооруженности предприятия; о кадрах);

• информацию о системе качества (сведения о структуре действующей на предприятии СМК; о действующих на предприятии стандартах качества; о международных и отечественных стандартах качества; о должностных инструкциях в области качества).

Рассмотрим, например, классификацию метрик для оценки эффективности телекоммуникационных услуг.

Инновационное развитие телекоммуникационной отрасли напрямую зависит от полноты и функциональности предоставляемых телекоммуникационных услуг. Насколько они эффективны? Насколько пользователи ими удовлетворены? На эти вопросы невозможно ответить, не рассчитав предварительно ключевые показатели эффективности достижения стратегических целей компании.

Телекоммуникационная услуга — деятельность, осуществляемая в целях удовлетворения потребностей в телекоммуникации физических и юридических лиц, других субъектов, ведущих деятельность на законном основании посредством соответствующих средств телекоммуникационной сети.

Для формирования сбалансированной карты оценки эффективности бизнеса BSC (Balance Score Card) необходимо формировать системы метрик по следующим перспективам:

• финансы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• взаимодействие с клиентом;

• исполнение;

• обеспечение функционирования процессов услуг;

• биллинг.

В документе "Business Metric Framework" [Там же] ассоциации Telemanagement Forum (TMF) приводят-

ся метрики оценки эффективности деятельности телекоммуникационной компании. Ассоциацией рекомендованы 60 ключевых показателей эффективности бизнеса телекоммуникационной компании. Классификация метрик для телекоммуникационных услуг реализуется с помощью системы идентификаторов:

• G — общие метрики;

• CM — метрики взаимодействия с клиентами;

• F — метрики исполнения процессов услуг;

• A — метрики обеспечения функционирования процессов и услуг;

• B — метрики биллинга.

Доменная идентификация метрик следующая:

• RM — метрики дохода и рентабельности;

• OE — метрики операционной деятельности;

• CE — метрики уровня обслуживания пользователей.

TMF рекомендует оценивать эффективность предоставления телекоммуникационных услуг с точки зрения доменной структуры.

Доход и рентабельность (Revenue&Margin) по перспективе финансы:

• метрики общей прибыльности сервиса (рентабельность/доход);

• метрики эффективности затрат на построение инфраструктуры (операционные издержки/капитальные затраты);

• метрики эффективности затрат на построение системы извлечения доходов (операционные издержки/доход).

Уровень обслуживания пользователей (Customer Experience):

• метрики количества каналов сбыта своих услуг;

• метрики общего времени невозможности воспользоваться услугами — суммарное время, затрачиваемое сервис-провайдером на внутренние процессы, например на восстановление системы после аварии;

• метрики удобства и простоты работы (инсталляции программного обеспечения и т. д.);

• метрики точности и тщательности — уровень выполнения сервис-провайдером своих обещаний пользователю;

• метрики доступности контактных лиц;

• метрики для уровня безопасности;

• метрики для оценки гибкости ценовой политики. Операционная эффективность — метрики оценки

величины издержек бизнес-деятельности сервис-провайдеров (Operational Efficienсe):

• метрики стоимости процессов — по расчету себестоимости бизнес-процесса;

• метрики времени длительности процессов (время ожидания, время завершения, фактически затраченное время);

• метрики ошибок в работе и исправлений (по количеству допущенных ошибок);

• метрики оценки простоты в организации процессов;

• метрики оценки гибкости и автоматизации;

• метрики оценки эффективности рабочего персонала сервис-провайдера и использования ресурсов. Например, метрика G-RM-2 [15] — показатель стоимости владения инфраструктурой по отношению к капитальным затратам на ее создание — характеризует оптимальность капитальных затрат с точки зрения последующей минимизации операционных расходов; рассчитывается как отношение операционных затрат к капитальным затратам.

о

Таблица 1

< <

о х о

<

со О

О

О О

Классификационные характеристики ресурсов

По типу физической природы По характеру расхода и возобновления По профилю доступности По способу измерения величины

Материальные. Финансовые. Информационные. Трудовые. Временные. Энергетические. Логистические. Другие Нерасходуемый (используемый). Расходуемый, но возобновляемый. Расходуемый безвозвратно Доступный постоянно. Доступный в соответствии с расписанием Измеряемый в количественных единицах. Измеряемый в порядковых единицах (балльных шкалах). Измеряемый в номинальных единицах (номинальных шкалах)

Метрика CM-CE-2b [Там же] — среднее время успешного выполнения пользовательского запроса сервис-провайдера — измеряется от момента регистрации запроса пользователя до момента подтверждения этим пользователем успешной отработки запроса до конца.

Метрика A-CE-2a [Там же] — среднее время разрешения инцидентов за отчетный период — измеряется от момента наступления инцидента до момента подтверждения пользователями устранения инцидента и возобновления нормального функционирования сервиса.

В [Там же] приводятся функциональные зависимости, связывающие метрики и ключевые показатели эффективности. Чем тщательнее проведен анализ априорной экономической информации, сформированы временные ряды экономических измерений для различных метрик, тем более полно ключевые показатели эффективности представят состояние бизнес-системы. Совокупность ключевых показателей эффективности формируют корпоративные знания, контент, которые позволяют судить об эффективности деятельности предприятия. Соответственно, управление корпоративными знаниями, или контентом, есть не что иное, как управление ключевыми показателями эффективности, управление изменениями. Использование такого подхода к управлению эффективностью бизнеса позволяет осуществлять непрерывный информационный менеджмент процессов.

Представим перечень основных процессов, управление которыми предусматривается реализовать для ЖЦИ по ГОСТ [14]:

процесс управления средой предприятия; процесс управления инвестициями; процесс управления процессами жизненного цикла системы;

процесс управления рисками; процесс управления информацией; процесс управления финансами; процесс управления материальными ресурсами; процесс управления поставками; процесс управления качеством; процесс планирования ресурсов; процесс проектирования бизнес-архитектуры; процесс принятия решений;

процесс управления технологическими ресурсами;

процесс оценки проекта; процесс контроля проекта; изготовление;

процессы верификации и адаптации.

Приведенный перечень не является конечным и может быть расширен. Так, например, данные, необходимые для создания программных продуктов, могут

содержать другой перечень исходной информации и информации, используемой при оперативном и стратегическом управлении производством.

Данные о ресурсах как источники экономических измерений

Между ресурсами могут существовать отношения заменяемости, когда один ресурс может заменять другой, и взаимозаменяемости, когда ресурсы могут заменять друг друга. Ресурсы могут быть простыми и составными, образовывать иерархические структуры.

В табл.1 представлены классификационные характеристики ресурсов.

В ходе выполнения бизнес-процесса потребляются финансовые, энергетические, трудовые, материальные и другие ресурсы и выполняются ограничения со стороны внутренних процессов и внешней среды.

Описание процесса может быть представлено как совокупность составляющих процессов, подпроцессов, необходимых условий и ресурсов, входных и выходных потоков. Совокупность стандартов, информационных моделей изделия, процессов и ресурсов образует единую интегрированную модель, обеспечивающую информационную поддержку задач, выполняемых в ходе ЖЦИ.

Данные о ресурсах должны содержать информацию:

• об идентификации ресурсов;

• о структуре ресурсов;

• о номинальных и фактических характеристиках ресурсов.

Например, для материальных ресурсов необходимо определиться, к какому типу они относятся — к перемещаемым или неперемещаемым.

Так, на стадии проектирования и разработки используются данные об изделии, особенностях проектирования, требуемых организационных и иных ресурсах. Информационная и технологическая подготовка производства представляется как описание процесса, использующего данные об изделии и технологических ресурсах. Модель производства также представляется в виде процесса, связанного с данными об изделии и потребностями в материальных, информационных и иных ресурсов.

Под экономической измерительной информацией будем понимать сведения о бизнес-системе, о бизнес-процессах, о бизнес-функциях, о внешней и внутренней среде бизнес-системы, об ИТ-инфраструктуре и об их взаимосвязях. Фактически речь идет об управлении документооборотом (сведениями) и «сшитыми» сведениями о различных бизнес-процессах (сквозных). Когда необходимую информацию «сшивают» в единое высказывание, например при поиске ее в сети Интернет, говорят об управлении контентом. На предприятиях, в различных ведомствах, пра-

вительственных структурах, администрациях, банках употребляют термин «межведомственный контент», тем самым подчеркивая, что интерес проявляется к информации по одной и той же проблеме, но с точки зрения различных ведомств. Все чаще говорят об управлении документооборотом эффективного предоставления электронных государственных услуг населению. И в этом случае управляют контентом, под которым понимают перечень и содержание сведений о конкретном гражданине, проекте, госуслугах.

Таким образом, контентом называется перечень необходимых сведений и их содержание. Формирование запросов в поисковых системах, поиск информации в базе данных также обеспечиваются контентом. Происходит «нанизывание» необходимых сведений по запросу пользователя. Фактически понятия «корпоративные знания» обеспечивают возможную полноту содержимого контента.

Под термином «экономические знания» в задачах управления эффективностью деятельности корпорации, например, понимается вся совокупность экономической информации, включающая в себя информацию:

• о составляющих предметной области (ПО) экономических исследований, включая статистический экономический анализ;

• о системе понятий формальных моделей, на основе которых решаются прикладные задачи;

• о соответствии описаний ПО и описаний формальных моделей;

• о текущем состоянии ПО;

• о методах решения задач [5].

Базой экономических знаний (БЗ) будем считать совокупность вычислительных и технических средств для централизованного описания, хранения, обработки и использования МПЗ.

Под знаниями обычно понимается результат отражения информации интеллектом человека. Корпоративными знаниями называются знания об архитектуре, функционировании и внешней среде предприятия в определенный период времени. Структуризация знаний — это процесс преобразования формализованных знаний в данные для обработки с целью ускорения поиска и восприятия человеком этих знаний при использовании компьютерных технологий хранения и обработки информации. Оказывается, задачи измерений в бизнесе, предпринимательстве, при управлении корпорацией, предприятиями малого, среднего, крупного бизнеса, фирмой, организацией не менее важны, чем измерения электрических или неэлектрических величин. Управлять изменениями показателей бизнес-процессов не менее важно для человечества, чем управлять энергетической установкой, информационно-измерительным комплексом. Специфика экономической измерительной информации заключается в том, что не существует средств измерений, измерительных цепей, по которым передаются «экономические измерения». Приобретение сведений об экономических измерениях — функция бизнес-аналитика, человека, изучающего экономическую деятельность того или иного хозяйствующего субъекта. С экономическими измерениями не связываются понятия «погрешность измерения», «точность измерения», «измерительный контур». Как правило, экономическая измерительная информация представляется «в смешанных измерительных шкалах»: часть информации представима в количественной шкале, часть — в порядковой балльной, часть — в номинальной. Как обрабатывать такую информацию? Как обес-

печить эффективность ее обработки? Что понимать ™

в этих случаях под ее достоверностью? Задача об- ^

работки экономической информации усложняется ^

многократно, когда мы говорим об обработке знаний >х

в корпорации и управлении ими. А ведь современная ^

экономика основана на управлении знаниями. Вве- 2

дено даже понятие «корпоративные знания» — вза- £

имосвязанная совокупность сведений о предметной ^

области, в которой существует хозяйствующий субъ- ш

ект. Чтобы понять, о каких сведениях идет речь, до- ^

статочно представить себе внутреннюю и внешнюю <

среду современной корпорации: это сведения о ка- о

дровом обеспечении, о финансах, о денежных потоках, ^

о производственных циклах, о процессах развития, ш

о внешних поставщиках и потребителях, о логистике о

и т.д. Таким образом, прежде чем обрабатывать эко- ^

номическую информацию, надо изучить показатели, о

которыми описываются бизнес-процессы корпорации. о

Говорят, что требуется аудит бизнес-процессов. Ау- ^

дитом занимаются бизнес-аналитики и специалисты ^

ИТ-служб, ибо управление бизнес-процессами уже 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

невозможно без средств информатизации — корпо- ^

ративных информационных систем, современных ин- 2 формационных технологий обработки больших массивов информации.

Под ценностью бизнес-процесса понимается та прибыль, тот доход корпорации, который приносит тот или иной способ управления корпоративным ресурсом. Таким образом, тот или иной способ управления корпоративным ресурсом, т.е. ту или иную последовательность событий, которые представляют бизнес-процесс, необходимо вносить в бюджет корпорации на следующий период ее существования.

Свойства экономической информации и экономических измерений

1. Показатели бизнес-процессов представимы в различных измерительных шкалах. Сложность обработки такой информации (данных, измерений) заключается в необходимости вести обработку в смешанных измерительных шкалах по многим показателям одновременно. Интерпретация экономической информации производится экспертным путем.

2. Зачастую экономическая информация носит нечеткий характер, тогда ее целесообразно представлять и обрабатывать как нечеткие величины, нечеткие отношения.

3. Экономические измерения производятся на определенном промежутке времени, причем в зависимости от периода исследования, поэтому для обработки такой информации применяются методы анализа и прогнозирования рядов.

4. Для обработки экономических измерений, представленных с помощью интервалов, используются статистические методы обработки интервальных данных (интервальный анализ).

5. Управление экономическим объектом связано с процессами преобразования экономической информации: приобретения, накопления, формализации, структурирования, мониторинга, интерпретации, выработки управленческих решений.

6. Достоверность экономической управленческой информации оценивается экспертно.

7. Достоверность в статистическом смысле оценивается с помощью статистических критериев. Экономическая информация, экономические измерения позволяют сформировать ключевые показатели эффективности, которые при разработке и использовании ИТ-сервисов называются метриками.

™ Таким образом, роль экономических измерений

^ и корпоративных знаний при управлении эффектив-

^ ностью бизнеса заключается в непрерывном при-

>х обретении, обработке, интерпретации необходимой

^ информации, необходимого состава корпоративных

2 знаний о показателях (метриках) бизнес-процессов

¡5 различных корпоративных архитектур при формиро-

g вании управленческих решений.

^ Литература

о 1. Духонин У. Д., Исаев Д. В., Мостовой Е. Л. [и др.]. Управление эффективностью бизнеса: Концепция Business Per-ш formance Management / Под ред. Г. В. Генса. М.: Альпина g Бизнес Букс, 2005. 269 с.

5 2. Брукс П. Метрики для управления ИТ-услугами / Пер. с ш англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 283 с. 2 3. Брусакова И. А. Модели представления измерительных зна-^ ний в информационно-измерительных технологиях: Учеб. ^ пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2002. 91 с. н 4. Брусакова И. А., Чертовской В. Д. Информационные си-5 стемы и технологии в экономике. М.: Финансы и стати-^ стика, 2007. 352 с.

2 5. Брусакова И. А., Цветков Э. И. Метрологический анализ виртуальных измерительных цепей: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2000. 119 с.

6. Брусакова И. А. Метризация бизнес-решений когнитивной экономики. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. 180 с.

7. Беккер Й., Вилков Л., Таратухин В. [и др.]. Менеджмент процессов / Пер. с нем. М.: Эксмо, 2007. 384 с.

8. Постолатий В. Big Data шагает по планете // Российская бизнес-газета — инновации. 2013. № 896 (18): [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rg.ru/2013/05/14/ infa-site.htm.

9. www.teradata.com/universe.

10. Елиферов В. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: регламентация и управление: Учебник. М.: Инфра-М, 2008. 319 с.

11. Кондратьев В. В., Лоренц В. Я. Проектируем корпоративную архитектуру. М.: Эксмо, 2006. 208 с.

12. Лодон Дж., Лодон К. Управление информационными системами / Пер. с англ. под ред. Д. Л. Трутнева. 7-е изд. СПб.: Питер, 2005. 912 с.

13. Википедия. Свободная энциклопедия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.

14. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005. Процессы жизненного цикла систем. Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем. М.: Стандартинформ, 2005: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standartgost.ru/%D0%93%D0%9E%D0%A1% D0%A2%20%D0%A0%20%D0%98%D0%A1%D0%9E/%D0% 9C%D0%AD%D0%9A%2015288-2005.

15. Business Process Framework: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tmforum.org/BusinessProcess-Framework/1647/home.html.

References

1. Dukhonin U. D., Isaev D. V., Mostovoy E. L. et al. Upravlenie effektivnost'yu biznesa. Kontseptsiya Business Performance Management [Performance management. The concept of Business Performance Management]. Moscow, Alpina Business Books Publ., 2005. 269 p.

2. Brooks P. Metrics for IT service management. Zaltbommel, Van Haren Publ., 2006. 202 p. (Russ. ed.: Bruks P. Metriki dlya upravleniya IT-uslugami. Moscow, Alpina Business Books Publ., 2008. 283 p.).

3. Brusakova I. A. Modeli predstavleniya izmeritel'nykh znaniy v informatsionno-izmeritel'nykh tekhnologiyakh [Models for the presentation of measuring knowledge in information-measuring technology]. St. Petersburg, SPb Electrotechnical University "LETI" Publ., 2002. 91 p.

4. Brusakova I. A., Chertovskoy V. D. Informatsionnye sistemy i tekhnologii vekonomike [Information systems and technology in the economy]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2007. 352 p.

5. Brusakova I. A., Tsvetkov E. I. Dostovernost' rezul'tatovmet-rologicheskogo analiza [Reliability of the results of the met-rological analysis]. St. Petersburg, SPb Electrotechnical University "LETI" Publ., 2001. 119 p.

6. Brusakova I. A. Metrizatsiya biznes-resheniy kognitivnoy eko-nomiki [Metrization of business solutions in cognitive economy]. St. Petersburg, Polytechnical Univ. Publ., 2010. 180 p.

7. Becker J., Vilkov L., Taratukhin V. I., Kugeler M., Roze-mann M. Menedzhment protsessov (transl. from German) [Process management]. Moscow, Eksmo Publ., 2007. 384 p.

8. Postolatiy V. Big Data is sweeping the planet. Rossiyskaya Biznes-gazeta - innovatsii, 2013, no. 896 (18). Available at: www.rg.2013/05/14/infa-site.htm. (in Russ.).

9. Teredata. Available at: https://www.tmforum.org/Business-ProcessFramework/1647/home.html.

10. Eliferov V. G., Repin V. V. Biznes-protsessy: reglamentatsiya i upravlenie [Business processes: Regulation and management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2008. 319 p.

11. Kondrat'ev V. V., Lorents V.Ya. Proektiruem korporativnuyu arkhitekturu [Designing corporate architecture]. Moscow, Eksmo Publ., 2006. 208 p.

12. Laudon J. P., Laudon K. C. Essentials of management information systems: Managing the digital firm. Englewood Cliffs, Prentice-Hall Publ., 2003. 672 p. (Russ. ed.: Lodon Dzh., Lodon K. Upravlenie informatsionnymi sistemami. St. Petersburg, Piter Publ., 2005. 912 p.).

13. Wikipedia. The free encyclopedia. Available at: http://ru. wikipedia.org/wiki. (in Russ.).

14. Standard R ISO/IEC 15288-2005. System life cycle processes. Information technology. Systems engineering. System life cycle processes. Moscow, Standartinform Publ., 2005. Available at: http://standartgost.ru/%D0%93%D0%9E%D0% A1%D0%A2%20%D0%A0%20%D0%98%D0%A1%D0%9E/% D0%9C%D0%AD%D0%9A%2015288-2005. (in Russ.).

15. Business Process Framework. Available at: https://www. tmforum.org/BusinessProcessFramework/1647/home.html.

В следующем номере

Рекомендуем в следующем номере российского научного журнала «Экономика и управление» в рубрике «Модернизация экономики регионов»

ознакомиться с публикацией:

Замятиной М. Ф., Дьякова М. Ю. Развитие природно-хозяйственного комплекса муниципального образования на принципах эколого-экономической сбалансированности

Замятина Маргарита Федоровна Дьяков Максим Юрьевич

главный научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН, доктор экономических наук, профессор научный сотрудник Камчатского филиала Тихоокеанского института географии ДВО РАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.