Научная статья на тему 'Роль эколого-экономической оценки при переходе к устойчивому развитию природно-хозяйственных систем'

Роль эколого-экономической оценки при переходе к устойчивому развитию природно-хозяйственных систем Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Суразакова С. П.

Переход к устойчивому развитию процесс целенаправленный, осознанный, требующий представления об ожидаемых результатах и понимания, насколько результаты осуществления стратегических решений будут соответствовать критериям устойчивого развития. По мнению автора, именно в этом заключается роль экологоэкономической оценки развития территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Суразакова С. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль эколого-экономической оценки при переходе к устойчивому развитию природно-хозяйственных систем»

Для цитирования: Суразакова С.П. Роль эколого-экономической оценки при переходе к устойчивому развитию природно-хозяйственных систем // [Электронный ресурс] URL: http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2019/2/articles/3_6.pdf DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2019.02.010

УДК 330.15; 504.062

Роль эколого-экономической оценки

при переходе к устойчивому развитию природно-хозяйственных систем

С.П. Суразакова1

1 Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук, ГорноАлтайский филиал, Горно-Алтайск, Россия

Под устойчивым развитием понимается такое непрерывно поддерживаемое развитие, которое удовлетворяет потребности жителей настоящего времени, но не ставит под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [1]

В Концепции перехода РФ к устойчивому развитию под последним понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы.

«Переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей...» [2]. В результате несбалансированного использования природных ресурсов ухудшается состояние окружающей среды [3], последующим поколениям приходится изобретать и использовать ресурсозамещающие технологии, которые нередко усугубляют ситуацию.

Экологическое состояние территории напрямую определяет ее социальное и экономическое развитие. Несоизмеримость временных интервалов эволюции природы и развития экономики, равно как и несовпадение ценностей, на которые опираются эти области знаний, часто приводят к противоречиям. В связи с этим, по нашему мнению, необходим механизм, способный минимизировать, если не исключить, возникновение или обострение указанных противоречий и включающий систему интегрированных оценок макроэкономических показателей, содержащих как экологические, так и социально-экономические аспекты [4; 5].

Под механизмом понимается совокупность приемов, способов и методов управления развитием природно-хозяйственными системами как материальной основой экономики.

«Grand Altai Research & Education»

Совокупность действенных и взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует организационно-экономический механизм управления, обеспечивающий рациональное ресурсосберегающее природопользование, основанное на принципах устойчивого экономического развития.

Ядром организационно-экономического механизма являются планирование и прогнозирование.

Разработке прогнозно-аналитических материалов предшествует анализ стартовых условий и исходных предпосылок развития региона.

Как показывает современная практика стратегического планирования, этому важному аспекту формирования региональной стратегии не уделяется должного внимания, вследствие недостаточной научной разработанности методов стратегического анализа стартовых условий развития региона, прежде всего, в части оценки уровня и качества жизни населения. Так, например, экологическая обстановка является основным фактором, определяющим одну из важнейших составляющих качества жизни населения — состояние его здоровья. Экологические требования выступают в качестве ограничений при обосновании стратегических решений в сфере экономики. В связи с этим существует необходимость научных разработок, позволяющих оценить влияние состояния экосистемы на качество жизни населения, научно обосновать стандарты качества окружающей среды. Кроме того, на ограниченные возможности принятия стратегически решений влияет отсутствие или недостоверная (несопоставимая) информационная база, в частности, статистические материалы.

Большое значение имеет управленческая проблема стратегического выбора, предполагающего ориентацию на эффективное использование собственного потенциала административно-территориального образования. Это вызывает необходимость разработки научных основ комплексной оценки эффективности использования потенциала природно-хозяйственной системы [6].

На наш взгляд, следует дополнить стратегический анализ, предшествующий стратегическому планированию, эколого-экономической оценкой развития природно-хозяйственной системы в настоящем и будущем.

Эколого-экономическая оценка территории — это оценка состояния окружающей природной среды и социально-экономического положения природно-хозяйственной системы.

Существует множество методик эколого-экономической оценки развития территории, различных подходов, предлагаются различные показатели (индикаторы, индексы), математические модели для прогнозирования будущего эколого-экономического состояния территории после реализации стратегических решений [7-10].

На стадии разработки стратегии пространственного развития необходимо прогнозировать будущие экстерналии (как положительные, так и

Наука и образование Большого Алтая»

отрицательные) реализации инвестиционных проектов, например, увеличение антропогенной нагрузки на природную среду данной территории [11].

Определение антропогенной нагрузки в прогнозируемом периоде будет способствовать снижению угроз возникновения экологических рисков.

Антропогенная нагрузка определяется, как суммарное среднеарифметическое воздействие видовых загрязнений (почву, воду, землю):

^1+^2+ Е 3

■1x1 =

3

где,

Jхl — уровень загрязнения природной среды; Е1 — загрязнение воды (т/руб.); Е2 — загрязнение воздуха (т/руб.); Ез — загрязнение почвы (т/руб.).

где,

ДМ — среднегодовая масса загрязняющих веществ, поступающих в природную среду тыс.т, как разность между ожидаемой суммарной массой загрязняющих веществ последнего года прогнозного периода и того же показателя в базовом году;

ДВРП — абсолютное изменение валового регионального продукта за прогнозируемый период, млн. руб.;

Мо — среднегодовая масса загрязняющих веществ, поступающих в природную среду в базовом году тыс.т;

ВРП0 — среднегодовое значение валового регионального продукта в базовом году млн. руб.

Данный показатель характеризует изменение состояния природной среды при увеличении валового регионального продукта на 1%, как результат осуществления стратегического плана пространственного развития.

Рассчитанный индикатор ожидаемой антропогенной нагрузки по Республике Алтай за период 2018-2035г. [12] составил 0,55, что вполне укладывается в «правило 10%»1. Возврат в экосистему отходов и различных загрязнений допустим в тех же пропорциях. Поэтому наибольшее значение воздействие хозяйственной деятельности не должно превышать 0,9, а наименьшее — 0,01.

Чтобы имелась возможность рассчитать индикатор ожидаемой антропогенной нагрузки, целесообразно предусмотреть включение в инвестиционные проекты стратегий информации о возможных объемах поступления загрязняющих веществ в окружающую среду. Это позволит повысить экологическую безопасность пространственного развития.

1 Правило 10% утверждает, что изъятие более 10% ресурсов ведет к дисбалансу и деградации экосистемы

[13].

«Grand Altai Research & Education»

Любая стратегия социально-экономического развития предполагает расширение хозяйственной емкости территории, что уже создает условия для возникновения экологических рисков. Чтобы избежать возникновения подобной ситуации, уже на стадии разработки стратегических решений территориального развития следует предусмотреть положительные значения разности прогнозируемой антропогенной нагрузки и нормативной антропогенной нагрузки.

Под нормативной антропогенной нагрузкой следует понимать предельно допустимое воздействие на окружающую среду, не вызывающее изменения качества окружающей среды:

Необходимость разработки нормативной антропогенной нагрузки предусмотрена Законом РФ ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» (ст. 27) [14].

В зависимости от конкретных природно-климатических условий нормативная антропогенная нагрузка на окружающую природную среду будет различаться в разных территориальных образованиях. Разработка нормативной антропогенной нагрузки возлагается на органы управления территориальных образований [14].

При положительных значениях AJx. стратегия развития территории может быть осуществлена без угрозы возникновения экологических рисков и конфликтов, тогда как при отрицательных значениях необходимо пересмотреть и соответствующим образом скорректировать стратегические решения по реализации инвестиционных проектов.

Список литературы

1. Брутланд Г.Х. Наше общее будущее. Доклад Комиссии ООН по окружающей среде и развитию. 1987. М.: Прогресс, 1988. С.50.

2. Указ «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=

3. Enkhtur Kh., Pfeiffer M., Lkhagva A., Boldgiv B. 2017. Response of moths (Lepidoptera: Heterocera) to livestock grazing in Mongolian rangelands // Ecological Indicators. 10.1016/j.ecolind.2016.08.053

4. Pettinotti L., de Ayala A., Ojea E. 2018. Benefits From Water Related Ecosystem Services in Africa and Climate Change // Ecological Economics. 10.1016/j.ecolecon.2018.03.021

5. Song W., Deng X. 2017. Land-use/land-cover change and ecosystem service provision in China // Science of the Total Environment. 10.1016/j.scitotenv.2016.07.078

6. Surazakova S.P. the problems of strategic planning of nature-management systems' social and economic development // Наука и технологии. 2016. №3. С. 214-218.

7. Эколого-экономический индекс регионов РФ. WWF России, РИА Новости. [Авторы (в алфавитном порядке): С.Н.Бобылев, В.С.Минаков, С.В.Соловьева, В.В.Третьяков. Под редакцией: А.Я.Резниченко, Е.А.Шварц, А.И.Постнова]. Москва, 2012.

8. Atkinson G., Dietz S., Neumayer E. Handbook of Sustainable Development. Printed and bound in Great Britain by MPG Books Ltd, Bodmin, Cornwall, 2007

AJ = J

J X J .

Наука и образование Большого Алтая»

9. Bossel H. Indicators for Sustainable Development: Theory, Method, Applications (A Report to the Balaton Group) / International Institute for Sustainable Development. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ulb.ac.be/ceese/STAFF/Tom/bossel.pdf

10. Indicators and a monitoring framework for Sustainable Development Goals. Launching a data revolution for the SDGs. A report by the Leadership Council of the Sustainable Development Solutions Network. Revised working draft. 25 July 2014. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://unsdsn.org/wp-content/uploads/2014/07/140724-Indicator-working-draft.pdf

11. Pigou A.C. The Economics of Welfare (1920). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://oll.libertyfund.org/EBooks/Pigou_0316.pdf

12. Стратегия Социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/4fd6c9b7-1dc8-4371-a699-453afde72cb7Zaltay.pdf

13. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М. Мысль 1990.

14. «Об охране окружающей среды» Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 26.07.2019) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=330140&fld=134&dst=1 00272,0&rnd=0.6442591189381723#004980174149905903 // Комментарии — https://www.zonazakona.ru/law/comments/art/233

References

1. Brutland G.H. Nashe obshchee budushchee. Doklad Komissii OON po okruzhayushchej srede i razvitiyu. 1987. M.: Progress, 1988. S.50.

2. Ukaz «O Koncepcii perekhoda Rossijskoj Federacii k ustojchivomu razvitiyu». [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=

3. Enkhtur Kh., Pfeiffer M., Lkhagva A., Boldgiv B. 2017. Response of moths (Lepidoptera: Heterocera) to livestock grazing in Mongolian rangelands // Ecological Indicators. 10.1016/j.ecolind.2016.08.053

4. Pettinotti L., de Ayala A., Ojea E. 2018. Benefits From Water Related Ecosystem Services in Africa and Climate Change // Ecological Economics. 10.1016/j.ecolecon.2018.03.021

5. Song W., Deng X. 2017. Land-use/land-cover change and ecosystem service provision in China // Science of the Total Environment. 10.1016/j.scitotenv.2016.07.078

6. Surazakova S.P. the problems of strategic planning of nature-management systems' social and economic development // Nauka i tekhnologii. 2016. №3. S. 214-218.

7. Ekologo-ekonomicheskij indeks regionov RF. WWF Rossii, RIA Novosti. [Avtory (v alfavitnom poryadke): S.N.Bobylev, V.S.Minakov, S.V.Solov'eva, V.V.Tret'yakov. Pod redakciej: A.YA.Reznichenko, E.A.SHvarc, A.I.Postnova]. Moskva, 2012.

8. Atkinson G., Dietz S., Neumayer E. Handbook of Sustainable Development. Printed and bound in Great Britain by MPG Books Ltd, Bodmin, Cornwall, 2007

9. Bossel H. Indicators for Sustainable Development: Theory, Method, Applications (A Report to the Balaton Group) / International Institute for Sustainable Development. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.ulb.ac.be/ceese/STAFF/Tom/bossel.pdf

10. Indicators and a monitoring framework for Sustainable Development Goals. Launching a data revolution for the SDGs. A report by the Leadership Council of the Sustainable Development Solutions Network. Revised working draft. 25 July 2014. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://unsdsn.org/wp-content/uploads/2014/07/140724-Indicator-working-draft.pdf

11. Pigou A.C. The Economics of Welfare (1920). [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://oll.libertyfund.org/EBooks/Pigou_0316.pdf

12. Strategiya Social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Altaj na period do 2035g. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/4fd6c9b7-1dc8-4371-a699-453afde72cb7/altay.pdf

«Grand Altai Research & Education»

84

13 . Rejmers ^Р. Prirodopol'zovanie. Slovar'-spravochnik. М. Mysl' 1990.

14. «ОЬ ohrane okruzhayushchej sredy» Рederal'nyj zakon ot 10.01.2002 №7-РZ (red. ot 26.07.2019) [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=330140&fld=134&dst=1 00272,0&md=0.6442591189381723#004980174149905903 // Котте^агп — https://www.zonazakona.ru/law/comments/art/233

Наука и образование Большого Алтая»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.