Научная статья на тему 'РОЛЬ ДУХОВНОГО ПОЗНАНИЯ УСУЛЕЙ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ИСКУССТВЕ НА ДОЙРЕ'

РОЛЬ ДУХОВНОГО ПОЗНАНИЯ УСУЛЕЙ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ИСКУССТВЕ НА ДОЙРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЙРА / СТИЛЬ / НАСЛЕДИЕ / ИСТОРИЯ / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / ПРОСВЕЩЕНИЕ / МЫСЛИТЕЛЬ / МУДРЕЦ / МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Икрамов И.И.

исполнительское искусство находится в неразрывной связи с изучением истории, теории и практики музыкальной культуры. В данной статье мы постарались на основе научных трактатов средних веков, принадлежащих перу таких учёных-мыслителей, как Дарвиш Али Чанги, Абдулкодыр Мараги, показать важность познания всего накопленного опыта на пути становления молодых исполнителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SPIRITUAL COGNITION OF THE USULS IN THE PERFORMING ARTS ON THE DOIRA

performing arts are inextricably linked with the study of the history, theory and practice of musical culture. In this article, we have tried, on the basis of scientific treatises of the Middle Ages, penned by such scholars and thinkers as Darvish Ali Changi, Abdulkodyr Maragi, to show the importance of knowing all the accumulated experience on the path of becoming young performers.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДУХОВНОГО ПОЗНАНИЯ УСУЛЕЙ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ИСКУССТВЕ НА ДОЙРЕ»

РОЛЬ ДУХОВНОГО ПОЗНАНИЯ УСУЛЕЙ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ

ИСКУССТВЕ НА ДОЙРЕ Икромов И.И.

Икромов Илхом Иногамович - и. о. профессора, кафедра народного музыкального исполнительства, факультет исполнения узбекской музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: исполнительское искусство находится в неразрывной связи с изучением истории, теории и практики музыкальной культуры. В данной статье мы постарались на основе научных трактатов средних веков, принадлежащих перу таких учёных-мыслителей, как Дарвиш Али Чанги, Абдулкодыр Мараги, показать важность познания всего накопленного опыта на пути становления молодых исполнителей. Ключевые слова: дойра, стиль, наследие, история, искусство, культура, просвещение, мыслитель, мудрец, мастерство.

THE ROLE OF SPIRITUAL COGNITION OF THE USULS IN THE PERFORMING

ARTS ON THE DOIRA Ikromov I.I.

Ikromov Ilkhom Inogamovich - Acting Professor, DEPARTMENT OF FOLK MUSICAL PERFORMANCE, FACULTY OF UZBEK MUSIC PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: рerforming arts are inextricably linked with the study of the history, theory and practice of musical culture. In this article, we have tried, on the basis of scientific treatises of the Middle Ages, penned by such scholars and thinkers as Darvish Ali Changi, Abdulkodyr Maragi, to show the importance of knowing all the accumulated experience on the path of becoming young performers.

Keywords: doira, style, heritage, history, art, culture, enlightenment, thinker, sage, skill.

УДК 078

Исторический путь становления народных инструментов неразрывно связан с ходом развития цивилизации. Согласно источниками, первые музыкальные инструменты появились уже в XIII веке до нашей эры. Предположительно, первыми появились ударные музыкальные инструменты. Дойра занимает особое место среди инструментов Узбекистана, так как имеет яркое звучание, по сравнению с другими ударными имеет обширный репертуар и аккомпанирует различным исполнительским ансамблям. Для освоения теории исполнения и повышения мастерства владения инструментом, необходимо начать с изучения усулей - основополагающего элемента.

В научных исследованиях таких музыковедов как В. Беляев, Ф. Кароматов [1, 2], И. Ражабов рассмотрены пути развития, становления усулей и основы исполнительской практики. Без изучения классических источников, научных положений, изложенных в них невозможно познать истинный смысл и содержание произведений для доиры, правильно интерпретировать. Дарвиш Али Чанги (XVII век) в трактате «Рисолаи мусикий» пишет про происхождение усулей: «Музыкальные мыслители пришли к выводу, что 12 ритмов связаны напрямую с сердцебиением человека и по пульсу выстраивался ритмический рисунок и последовательность ударов. Потому что частота пульса меняется количеству движения человека. Следовательно, темп ритмического рисунка меняется по скорости движения тела» [3].

Дарвиш Али Чанги пишет, что по сердцебиению каждая пульсация выражается через "так-так" (бум-бум). Называются двойными ударами (бупа-бупи-бупа-буна). Следовательно, ритмы исполнялись с древнейших времен и имели свои названия. Изучение источников важно для усвоения практических и теоретических строн исполнения [3].

Также по мнению Дарвиша Али Чанги интонации ударов взяты из пения птиц. К примеру, "Ду-як" (2:1, бум-бум-бак) взят с пения петуха и остальные связаны с пением голубей. Это очень важный аспект изучения, по которому можно определить символизм содержания, особенности размера, ритмического рисунка и разновидности. Так как через пение птиц можно передать широкий спектр чувст и эмоций. В этом плане ритмы ударных инструментов, в частности, дойру необходимо позиционировать как основное средство выражения основной мысли, размера, строения. В свое время изучением данной проблемы занимался Уста Олим Комилов (1875-1953). Как пишет Т. Абидов в своём трактате "Уста Олим Комилов" (Т., 1958), Уста Олим Комилов в 30-40-е гг. прошлого века занимался сбором различных усулей, а впоследствии связав их между собой сформировал единые масштабные пласты. Необходимо отметить, что при сборе материала Уста Олим Комилов с особой тщательностью следил за совместимостью ритмов и длительностью пауз, в результате такой работы удалось создать полноценные композиции. Благодаря огромному труду Дарвиша Али Чанги к сегодняшнему дню мы имеем обширный репертуар для дойры [3].

По Дарвишу Али Чанги, научное осмысление теории усулей развивалось по самым разным направлениям. К примеру, Сафиуддин Урмавий (XIII век) пишет о существовании 6 разновидностей усулей у арабов и 15 - у персидских народностей; Абдукодир Мараги (XVI век) пишет о 17 видах усулей, также существуют мнения о существовании и 24 видов усулей [4].

Такое различие мнений можно объяснить, тем что со временем увеличилось количество пластов, так как Х11-ХУ века ознаменованы наивысшим подъёмом в развитии исполнительского искусства, в частности и усулей. В этот период исполнение макома было широко распространено, что также повлияло на возросшийся рост усулей.

По словам Дарвиша Али Чанги 6 древних персидских усулей были также популярны у арабов. Необходимо отметить, что среди них были характерные усули для Турана: 1. Балужий, 2. Шодиёна (точнее «Шодина»), 3. Найризи, 4. Равона, 5. Улуси. Как видно, заключительные два усуля - «Равона» и «Улуси» являются тюркскими [4].

По вышеизложенному можно сделать вывод, что Дарвиш Али Чанги дал очень важную информацию по происхождению, разновидностям усулей и непосредственно их исполнению. Анализ, изучение и применение этих знаний на практике это необходимый этап для каждого исполнителя. Знание таких исторически важных информаций культурно обогащает сознание музыкантов, в результате чего повышается теоретический и практический уровень исполнительства. Нельзя забывать, познание молодыми исполнителями истории, развития, исполнительских школ, ярких представителей и имение широкого кругозора по своей специальности является отличным пьедесталом на пути становления специалистами в своей области. Так как исполнитель, будучи, владея игрой на дойре должен полно знать основы теории и исполнительства [4].

Молодые музыканты, владея широким кругом знаний, развитым кругозором могут выдвинуть исполнительское искусство Узбекистана на совершенно новый высокий уровень. Не секрет, что некоторые исполнители осваивают и имеют понятие лишь о малой части возможностей своего инструмента. Классики-исполнители были не только выдающимися виртуозами, но и имели энциклопедические знания во многих сферах науки. Ключ к полному владению и знанию своего искусства - это стремление к знаниям, любовь к творчеству, почитание наставников и непрерывная работа над повышением своего мастерства. Следовательно, эти традиции актуальны и имеют место быть в современном мире искусства.

Целью нашей статьи являлось подчеркнуть и выделить необходимость всестороннего духовного и культурного развития исполнителей, на пути к совершенствованию исполнительского искусства на ударных инструментах. Определение путей развития исполнительского искусства, приумножение достижений культуры и искусства на республиканском уровне, популяризация и реформация образования - все эти сферы взаимосвязаны друг с другом. На пути достижения необходимо производить инструменты, огтвечающие всем треюованиям качества, расширить репертуар исполнителей произведениями композиторов Узбекистана, подготовка высококомпетентных специалистов, творческие связи с местными и зарубежными музыкакнтами, проведение научно-творческих мероприятий, направленных на изучение методов и стилей обучения исполнителей. Дойра, наравне с другими музыкальными инструментами занимает значимое место в музыкальном искусстве Узбекистана. С каждым годом увеличивается число одаренной и творческой молодёжи в классах дойры. В данное время стало необходимым дальнейшее изучение музыковедами рукописных источников и трактатов по искусству исполнения на дойре и вопросам усулей. В связи с научным осмыслением многовековых трудов станет возможным, во-первых комплексных подход при подготовке молодых специалистов, а именно обретение научными, теоретическими и практическими знаниями; во-вторых, изучение нюансов и разных стилей исполнения на дойре; в-третьих, возможность получения профессионального образования молодым поколением; в-четвёртых, открытие новых путей изучения и развития исполнительского искусства; в -пятых, повышения духовного уровня и достойный фундамент, для сформирования собственного индивидуального стиля исполнителя. В Узбекистане инструмент дойра широко применяется при исполнении народных песен, ялла, терма, лапар, инстурментальных и вокальных разделов макома. В разные периоды удары на дойре имели различные названия, по мерам аруз были упорядочены и в дальнейшем при их оперделении пользовались буквами "Т" и "Н". Например, та-на, тан-нан, тана-нана и т.д.

"Создание различных по содержанию жанров и художественных образов, своеобразие интонационной сферы, ритмики и строения мелодической линии неразрывно связаны с развитием инстурментария" [5].

В средние века в музыкальном образовании основной целью выдвигалось обучение по музыкальным инструментам и повышение мастерства исполнения. К примеру, в XVII веке учёный и мыслитель Дарвеш Али-Чанги-Бухорий в своём трактате «Рисолаи мусикий» приводит примеры музыкальных инструментов, исполнительсккое мастерство на которых достигла своей кульминации [6].

В связи с этим, хотелось бы изложить следующие данные. Дарвиш Али-Чанги выделяет, что дойра и нагора исполнялись одновременно, и на них можно было озвучить 17 усулей. Среди них, тан-тан основанный на одном ударе и тан-танан-тан (бум-бак-бум) из трёх ударов. Эти усули широко применялись на дойре и нагоре. Также, в первой главе своего трактата автор приводит примеры из хадисов о роли музыки и в частности дойры в религии ислам. Необхожмо отметить, в произведении (в пешраве) сначала вступает дойра, а уже в кульминации (аудже) - нагора. Одновременное вступление дойры и нагора было характерным для XV-XVII вв. [7].

Этапы интеграции в образовательный процесс современных педагогических технологий в мировом масштабе заняли определенный исторический промежуток времени. В развитых странах были проведены исследования и апробации технологий образования, и изучены вопросы их введения, непосредственно в сам процесс обучения. На праздниках, проводимых в течение всего года - свадьбы, народные гуляния, праздники урожая, Навруз и т.д. - демонстрируются разные стили исполнения и обширный репертуар. Во многих домах до сих пор сохранены традиции преемственности: из поколения в поколение передаются такие музыкальные инструменты, как танбур, дутар, най, сурнай, дойра, рубаб, афганский рубаб, и старшее

поколение обучает молодежь игре на инструментах. С развитием исполнительства на музыкальных инструментах стал формироваться коллективный способ исполнения, и вместе с тем стали вводиться такие понятия, как «ансамбль», «оркестр». Появление музыкальных коллективов послужило толчком для развития многоголосных произведений. По нашим наблюдениям, исполнительское мастерство нынешней молодёжи на национальных инструментах имеет высокий уровень развития. Для большего повышения их способностей необходимо углубленное изучение научных и теоретических дисциплин.

В Узбекистане существует национальный метод обучения, что было подтверждено во многих исследованиях [7, 8]. В данное время существуют различные методы и подходы изучения национально-исторических процессов в музыкальной сфере. Ф. Куперен (1716) утверждал: «Ритм - это и дух музыки, и одновременно душа, которую следует в неё вложить ». Эстетика барокко созвучно с веяниями модернизма и авангардизма. «Я нарушил все правила композиции» - писал Д. Скарлатти [10]. От современного исполнителя требуется прочувствовать музыку, понимание содержания, освоение формы, характера исполняемого сочинения, правильная интерпретация и сохранение композиторского замысла. Вышеперечисленное связано с постоянным развитием техники и новых методов исполнения. Каждый исполнитель должен освоить современную инструментальную культуру, для поднятия её на новый уровень необходимо знание народной музыки, искусства и репертуара музыкантов стран СНГ и дальнего зарубежья, постоянное расширение исполнительской программы.

Список литературы /References

1. Беляев В. О музыкальном фольклоре и древней письменности М.: Советский композитор, 1972.

2. Кароматов Ф.М. Музыкалное наследие узбекского народа. В.кн.: Музыкальная культура Узбекской ССР. М.: Музыка, 1981. Кароматов Ф. Узбек хал^и музика мероси (ХХ асрда) Тошкент, 1985.

3. Семенов А.А. Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али (XVII в.). Сокращенный персидский текст. Ташкент, 1946.

4. Рашидова Д. Сведения о макомах и музыкальной жизни в трактатах Дарвеш Али Чанги // Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность. Ташкент, 1981. С. 209-212.

5. Ражабий И. Мадомлар масаласига доир. Ташкент, 1963.

6. Левиев Анвар. История узбекского инструментария. Ташкент, 2005.

7. Сведения о макомах и музыкальной жизни в трактатах Дарвеша Али Чани // Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность. Ташкент, 1981.

8. МироновМ. Музыка Узбеков. С.: 1929.

9. Фитрат А. Узбекская классическая музыка и её история. Ташкент, 1993.

10. Окраинец И.А. Доменико Скарлатти: Через инструментализм к стилю. М.: Музыка, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.