Научная статья на тему 'Роль дорожных фондов в развитии дорожного хозяйства Российской Федерации'

Роль дорожных фондов в развитии дорожного хозяйства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
951
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ДОРОЖНЫХ РАБОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овикян Ц. М.

Раскрывается значение дорожных фондов как источника финансирования автодорожного хозяйства. Дается оценка опыта использования региональных дорожных фондов для решения задач содержания и развития автомобильных дорог общего пользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль дорожных фондов в развитии дорожного хозяйства Российской Федерации»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 332.1

Ц.М. Овикян

РОЛЬ ДОРОЖНЫХ ФОНДОВ В РАЗВИТИИ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раскрывается значение дорожных фондов как источника финансирования автодорожного хозяйства. Дается оценка опыта использования региональных дорожных фондов для решения задач содержания и развития автомобильных дорог общего пользования.

Ключевые слова: дорожное хозяйство, дорожные фонды, бюджетное финансирование дорожных работ.

Успешное функционирование дорожного хозяйства в рыночных условиях определяется не только развитием его инфраструктуры и рациональным управлением, но и эффективностью финансирования.

В настоящее время решение задач финансирования автодорожного хозяйства, как на федеральном, так и на региональном уровне, связано, прежде всего, с функционированием дорожных фондов. В нашей стране уже был опыт их учреждения и деятельности. Финансирование дорожного хозяйства организовывалось через целевые внебюджетные дорожные фонды: федеральный дорожный фонд и территориальные дорожные фонды. Основным законодательным актом, регулировавшим вопросы финансирования содержания и развития автомобильных дорог общего пользования и устанавливавшим правовые основы создания дорожных фондов, а также источники средств, поступающих для их наполнения, являлся Закон РСФСР от 18 октября 1991 г. 1759-1 «О дорожных фондах в РСФСР». В дорожные фонды была включена часть ранее действовавших дорожных налогов без каких-либо существенных изменений и за ними были также закреплены некоторые налоги, ранее направляемые в бюджет.

Однако в результате принятия Федерального закона Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», федеральный дорожный фонд был ликвидирован.

В 2003 г. были отменены территориальные дорожные фонды и налоги, их образующие. Вводился транспортный налог, доходы от которого стали поступать в «общий котел» бюджета и, к сожалению, часто направлялись на различные нужды, далекие от дорожного хозяйства. В результате, объем ассигнований, который был нужен на поддержание федеральной дорожной сети, составлял около 30% от уровня, нормативно установленного Правительством Российской Федерации. Результатом столь серьезного недофинансирования стало невыполнение в полном

© Овикян Ц.М., 2013.

43

Новый университет. 2013. № 9 (31)

ISSN 2221-7347

объеме и регламентных работ по содержанию дорог.

При таком положении дел и из-за неразвитой дорожной сети, по мнению экспертов аналитического центра «За безопасность российских дорог», к 2021 г. Россия ежегодно может терять до 12% ВВП. На развитие дорожной сети в 2011 г. в нашей стране тратилось 1,5% от ВВП. Для сравнения, в большинстве развитых стран объемы финансирования дорожной отрасли составляют порядка 4% от внутреннего валового продукта. Исключение составляют Япония и США, где эта цифра держится около 2%, однако они имеют более современную дорожную систему и более высокий ВВП [1].

Для решения задачи повышения эффективности финансирования дорожного строительства в 2011 г. начала воссоздаваться система дорожных фондов [2]. Основой для этого послужил принятый в 2007 г. Федеральный закон № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». В нем был заложен принцип финансирования основных видов дорожной деятельности (капитального ремонта, ремонта и содержания, автомобильных дорог), исходя из установленных нормативов финансовых затрат.

В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» было установлено: «Дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования». Правительством Российской Федерации были утверждены нормативы затрат на ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог.

Дорожным фондом, согласно Бюджетному кодексу, является часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а так же капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Федеральный дорожный фонд не является юридическим лицом, это не организационноправовая форма финансово-кредитного учреждения. Это фонд денежных средств, который аккумулирует поступления от пользователей дорог, в частности, транспортный налог, акцизы на нефтепродукты, платежи, которые поступают от проезда иностранных грузовиков по дорогам Российской Федерации, арендные платежи за использование объектов дорожного сервиса и т. д. Основным источником наполнения дорожных фондов определены акцизы на автомобильное топливо. Законодательством Российской Федерации также установлена возможность привлечения значительного количества неналоговых источников. Для Федерального дорожного фонда в Бюджетном кодексе установлено 10 неналоговых источников [3].

В рамках Федерального дорожного фонда планируется реализовать мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения в 2013 г. в сумме 220,0 млрд. руб., в 2014 г. - 217,6 млрд. руб. Кроме того, расходы федерального бюджета на содержание, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования федерального значения в 2013 г. должны составить 180,2 млрд. руб., в 2014 г. -212,3 млрд. руб. в рамках поэтапного перехода к обеспечению нормативной потребности в расходах на указанные цели в полном объеме [4]. При определении размера ассигнований Федерального дорожного фонда в 2013-2014 гг. предусмотрена необходимость учета уровня инфляции, а также увеличения прогнозируемого объема законодательно установленных доходов федерального бюджета, в том числе акцизов на нефтепродукты.

Наряду с созданием Федерального дорожного фонда, с 2011 г. стали образовываться региональные дорожные фонды в субъектах Российской Федерации. Они призваны стать инструментом для реализации на практике задачи по обеспечению финансирования дорожных работ в размере 100% установленных нормативов финансовых затрат. Так, например, в Центральном федеральном округе региональные дорожные фонды были образованы в течение второй половины 2011 г.

Назначение региональных дорожных фондов определяется региональным законодательством в соответствии с упоминавшимся федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ.

44

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Так, в законе Ярославской области от 30.06.2011 № 22-з «О дорожном фонде Ярославской области» указывается: «Дорожный фонд Ярославской области - часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения» [5]. Схожее определение содержится в законе «О дорожном фонде Ивановской области» № 119-ОЗ, который был принят 18 ноября 2011 г. [6] и в аналогичных законах других субъектов РФ.

При создании региональных дорожных фондов субъекты Российской Федерации в соответствующих законодательных актах предусмотрели свыше 30 различных источников их финансирования, в том числе:

- доходы от акцизов на автомобильное топливо;

- уплата транспортного налога;

- государственная пошлина за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

- плата за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения;

- поступления финансовой помощи из бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;

- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований и др.

В направления расходов дорожных фондов субъектов Российской Федерации, как правило, включаются:

- проектирование и строительство подъездов с твердым покрытием до сельских населенных пунктов - не менее 5% ассигнований дорожного фонда;

- погашение задолженности по бюджетным кредитам на строительство, ремонт и содержание дорог - не более 20% объема ассигнований дорожного фонда;

- предоставление местным бюджетам бюджетных кредитов, а также субсидий;

- субсидии на капитальный ремонт и ремонт дорог населенных пунктов - не менее 5% ассигнований дорожного фонда;

- субсидии на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий, проездов к дворовым территориям населенных пунктов - не менее 5% ассигнований дорожного фонда и т.д.

Следует отметить, что Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесен ряд новых положений, расширяющих источники формирования дорожных фондов и уточняющих возможность использования ассигнований региональных дорожных фондов для капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

По итогам одного года функционирования региональных дорожных фондов еще преждевременно делать выводы о степени эффективности финансирования ими дорожного хозяйства. Однако можно констатировать увеличение объемов расходов на его содержание и развитие в сравнении с предыдущими годами. В соответствии с прогнозами Минфина России к 2014 г. средства дорожных фондов субъектов Российской Федерации должны составить более 531 млрд. руб. [3].

Так, например, предполагается, что объем регионального дорожного фонда Ярославской области в 2013 г. составит около 4,5 млрд. руб., а в 2014 г. - 4,9 млрд. руб. [7]. В Ивановской области за этот же период средства регионального дорожного фонда должны возрасти с 2,5 до 2,8 млрд. руб. [8]. При этом основные расходы предусматриваются по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них. Гораздо меньше средств предполагается направить на строительство и реконструкцию автомобильных до-

45

Новый университет. 2013. № 9 (31)

ISSN 2221-7347

рог общего пользования регионального и межмуниципального значения.

Таким образом, на сегодняшний день в России региональные дорожные фонды становятся важным инструментом финансирования строительства и содержания дорожной сети. В них основными источниками их формирования стали акцизы, заложенные в цену автомобильного топлива, и транспортный налог, которые в полной мере связаны с пользованием дорогами. Подобная система финансирования автодорог используется во всем мире. Например, через дорожные фонды в США финансировалось строительство современной сети автобанов, которые позволили связать штаты и преодолеть территориальную разобщенность страны.

В настоящее время на основе функционирования Дорожных фондов в РФ накапливается в том числе и опыт применения эффективных государственных программ, государственночастного партнерства, внедрения высоких стандартов качества, гармонизации российских норм с зарубежными, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности дорожной отрасли и сферы дорожного сервиса.

Вместе с тем, серьезными проблемами в сфере дорожного хозяйства остаются коррупционные проявления, недостаточное внимание к новым технологиям, завышение смет при низком качестве работ и т.д.

В заключение следует подчеркнуть, что одним из важнейших условий успешного развития дорожного хозяйства в системе рыночных отношений является эффективное управление его инвестиционно-финансовой деятельностью. Дорожные фонды призваны обеспечить создание прочного фундамента для стабильного непрерывного бюджетного финансирования всех форм дорожных работ в Российской Федерации. Это должно способствовать превращению отечественного дорожного хозяйства в современную инфраструктуру, соответствующую масштабам задач, стоящих перед страной в области экономики и социального развития.

Библиографический список

1. Gazeta.ru: Для своевременного развития дорожной сети расходы должны быть увеличены до 5% ВВП // Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://rosavtodor.ru/doc/docs/01_07_07_nFdYZJ5.doc (дата обращения 27.08.2013).

2. Костикова Е.Г. Дорожные фонды. Продолжение истории // Финансовое право. 2011. № 11.

С. 23-28.

3. Дорожные фонды // Министерство транспорта Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://www.mintrans.ru/activity/detail.php?FOLDER_ID=1085 (дата обращения 27.08.2013).

4. Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. Справка Минфина РФ // Гарант. Информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/12088755 (дата обращения 27.08.2013).

5. «О дорожном фонде Ярославской области». Закон Ярославской области от 30 июня 2011 г. № 22-з // Дорожный фонд Ярославской области [сайт] URL: http://www.yarregion.ru/depts/ddh/Pages/ dorfond.aspx (дата обращения 27.08.2013).

6. «О дорожном фонде Ивановской области». Закон Ивановской области от 18 ноября 2011 г. №119-ОЗ // Департамент дорожного хозяйства Ивановской области. Официальный сайт. URL: http://ddh.ivanovoobl.ru/dorozhnyy_fond (дата обращения 27.08.2013)

7. Дорожный фонд Ярославской области [сайт] URL: http://www.yarregion.ru/depts/

ddh/docsDocuments/Доходы%20и%20расходы%20ДФ%202013_2015.xls (дата обращения 27.08.2013).

8. Направления и объемы расходования ассигнований дорожного фонда Ивановской области на 2012-2014 гг. // Департамент дорожного хозяйства Ивановской области [сайт] URL: http://ddh. ivanovoobl.ru/napravleniya_i_obemy_raskhodovaniya_assignovaniy_dorozhnogo_fonda.php (дата обращения 27.08.2013).

Статья поступила в редакцию 24.09.2013.

ОВИКЯН Цолак Меружанович - аспирант факультета экономики и управления Ивановского государственного энергетического университета.

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.