European Conference on Computer Vision 2014. С. 446-461.
2. Методы распознавания образов и анализа изображений [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. комплекс по дисциплине в LMS Moodle / М-во образования и науки Рос. Федерации, Самар. гос. аэрокосм. ун-т им. С. П. Королева (нац. исслед. ун-т) (СГАУ); [авт.-сост. Э. И. Коломиец]. - Самара, 2013. - on-line
3. P. Pouladzadeh, A. Yassine, S. Shirmohammadi. FooDD: Food detection dataset for calorie measurement using food images // ICIAP 2015 Workshops, V. Murino, E. Puppo, D. Sona, M. Cristani, and C. Sansone (eds.). Lecture Notes in Computer Science, Springer, Vol. 9281. C.441-448.
© Горячев В.А., 2019
УДК 625.746.533.85
Добросердова Н.Н.
ст.гр.МДС-17-01 УГНТУ г. Уфа, РФ e-mail: [email protected] Урманшина Н.Э. канд. техн. наук, доцент, УГНТУ г. Уфа, РФ e-mail: [email protected] Галимнурова О.В. канд. техн. наук, доцент, УГНТУ г. Уфа, РФ
РОЛЬ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГАХ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Аннотация
Безопасность дорожного движения - одна из самых злободневных проблем нашего времени. Чтобы предотвратить значительную часть ДТП на дорогах, необходимо устройство качественной, своевременной и повсеместной дорожной разметки. Применение современных высокотехнологичных разметочных материалов и соблюдение технологии их нанесения во многом помогают решить проблему безопасности на дорогах. Для приемки работ по нанесению разметки должны привлекаться компетентные организации, обладающие квалифицированными кадрами и необходимым оборудованием, что обеспечит качественно выполненные работы и долговечность разметки.
Ключевые слова Безопасность, дорога, дорожная разметка, разметочные материалы.
Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из важнейших проблем современности. По данным рейтинга 2017 года, составленного по результатам всесторонней оценки дорожный условий, Республика Башкортостан занимает 28 место из 50 российских регионов с населением свыше 1 миллиона человек.
Как правило, в больших городах со сложившейся исторической планировкой не всегда возможно найти решение различных транспортных задач путём строительства новых объездных магистралей и расширения проезжей части. Подобные решения требуют значительных капиталовложений и времени реализации. В то же время, значительный рост парка транспортных средств и динамика аварийности
~ 28 ~
требует реализации постоянных действенных эффективных мер по обеспечению безопасности движения.
В последние десятилетия стали широко внедряться так называемые инженерно-технические мероприятия низкой стоимости. Суть, которых заключается в подготовке и реализации локальных изменений в организации дорожного движения, не требующих больших капиталовложений.
Администрация города Уфы уделяет особое внимание этому вопросу. Для решения проблемы организации движения транспорта только за последние несколько лет в городе выполнены следующие мероприятия: организация двустороннего движения (участки улиц Гоголя от перекрестка с улицей Чернышевского до перекрестка с улицей Достоевского, Ленина от Гостиного двора до перекрестка с улицей Пушкина и др); изменение режимов движения с помощью технических средств организации дорожного движения (ввод реверсивного движения по улице Сун-Ят-Сена; устройство так называемой «вафельной разметки» на перекрестке улиц Айская и Революционная.
Причинами дорожно-транспортных происшествий может стать множество факторов. Наиболее весомым является неудовлетворительное состояние технических средств организации дорожного движения (недостаточный уровень искусственного освещения, отсутствие разметки, неисправное состояние ограждений и светофоров и др.). Безусловно, трафик большого города очень загружен и обслуживание городских дорог связано с рядом затрудняющих обстоятельств, которые не встречаются в малых населенных пунктах или загородных трассах.
Содержание дорожной разметки в надлежащем состоянии, отвечающее всем требованиям предъявляемых стандартов, усложняется не только самими водителями транспортных средств, которые вынуждены совершать постоянные наезды на линии и элементы разметки, перестраиваясь или поворачивая, но и дорожно-транспортными машинами в холодные времена года при очистке покрытия от снега и льда. Последнее является злободневной проблемой при эксплуатации дорог по всей территории России с континентальным климатом.
В то же время, нарушение целостности, четкости контура, потертостей и отсутствие возможности различить тип разметки и ее элементов просто недопустимо при соблюдении правил безопасного движения. Это объясняется тем, что одним из главных ориентиров человека за рулем автотранспорта является именно разметка. Благодаря ей водитель четко определяет границы возможного маневра и ведения своего автомобиля без создания помех для других участников движения. Она позволяет разделить транспортные потоки и установить оптимальные режимы движения, что способствует разгрузке трафика в городах. Стиль разметки помогает водителю в определении места остановки, места пешеходных переходов, а также указывает на наличие камер на предстоящем пути.
Качество дорожной разметки должно обеспечивать ее прочность при механической нагрузке, например, от щеток снего- и пылеочистительных машин; быстрое высыхание; устойчивость к воздействию химических реагентов и абразивному изнашиванию при обработке покрытия противогололедными компонентами (песко-соляная смесь), Помимо этого, транспортное средство не должно скользить по разметке, то есть необходимо выполнять все требования по обеспечению сцепления колеса автомобиля с покрытием дороги.
Также к факторам, оказывающим негативное влияние на качество и состояние разметки, можно отнести несоблюдение требований по технологии нанесения разметки, именно проведение работ по мокрому и неочищенному покрытию, ограничение движение транспорта на время формирования окрасочного материала.
Факторы, влияющие на нанесение дорожной разметки (применяемые технологии и материалы) и содержание ее в надлежащем состоянии должны обеспечивать ее постоянное наличие и хорошую видимость, предотвращение заноса транспортных средств, особенно двуосных. Чтобы удовлетворять этим требованиям разрабатываются современные виды разметки из качественно новых материалов. Повышение требований к охране окружающей среды также обусловливает применение новых, экологически
безопасных материалов.
В связи с тем, что стоимость выполнения разметочных работ высока, а внедрение новых материалов также требует немалых капиталовложений, экономический эффект планируется достигнуть за счет увеличения сроков службы дорожной разметки, и как следствие увеличение межремонтных сроков по данным видам дефектов.
Применение современных высокотехнологичных разметочных материалов и соблюдение технологии их нанесения во многом помогают решить проблему безопасности на дорогах. Последней новацией в области дорожной разметки считают технологию горизонтальной структурированной дорожной разметки. Особенностью данной технологии, помимо повышенной истираемости и отличного сцепления с колесом, является наличие стеклошариков. Этот компонент придает разметке способность к световозвращению, то есть позволяет водителю отлично видеть разметку как ясным днем, так и в пасмурную, дождливую погоду ночь.
Стеклошарики не используют как самостоятельный материал, а добавляют в краски или термопластики в количестве 10-30% от их объема. Также существует способ, при которым светоотражающие шарики посыпают поверх свеженанесенной дорожной разметки по 200-300 грамм на квадратный метр. И третий способ использования этих частиц - комбинирование первых двух.
Размеры стеклошариков для дорожной разметки варьируются от 40 до 1200 мкм. Подходящий размер стеклошариков необходимо определять исходя из толщины высохшего слоя покрытия и принимать в половину этой величины. Например, толщина высохшего слоя дорожной разметки из термопластика обычно 2-4 мм, следовательно, светоотражающие шарики следуют брать размером 1 мм.
Для достижения наибольшей адгезии между шариками и красящим материалом, их покрывают специальными гидрофобными составами.
Машины для нанесения дорожной разметки, содержащей в своем составе стеклошарики, должны иметь приборы для измерения температуры термопластиков в емкости, установки для автоматического регулирования размера маркировочных линий, распыления светоотражающих шариков. Примером такой машины является «Родстар» - разработка немецкой фирмы «ВМТ-Маркировочный техника».
В нашей республике в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» а августе 2018 года была использована разметка данного вида. Ее применили при устройстве маркировочных линий в столице на проспекте Октября машиной Hofmann H-18.
Однако, стоит отметить, что работы по нанесению дорожной разметки в г.Уфа проведены далеко не на всех нуждающихся в этом мероприятии улицах. Так, например, в самой оживленной части города на улице Цюрупа (на участке от перекрестка с улицей Краснодонская до Центрального рынка) дорожная разметка отсутствует при несимметричном расположении полос движения, которые обозначены только знаками. Данный фактор увеличивает количество ДТП и, соответственно, негативно сказывается на статистике аварийных происшествий на рассматриваемом участке.
Нормальное функционирование разметки может проходить лишь в том случае, если она своевременно устроена компетентными организациями, замечена и однозначно воспринята водителем в любое время суток и режиме погоды.
Приёмка горизонтальной дорожной разметки должна осуществляться на основе инструментального контроля качества. Для этой цели должны привлекаться компетентные организации, обладающие квалифицированными кадрами и необходимым оборудованием.
Список использованной литературы:
1. Межрегиональный Центр «За безопасность российских дорог» http://zadorogi.ru/projects/493
2. Н.З. Костова, В.М Юрмашев «Материалы для дорожной разметки»
© Добросердова Н.Н., Урманшина Н.Э., Галимнурова О.В., 2019