Научная статья на тему 'Роль дополнительного профессионального образования в реализации реформирования государственного управления на региональном уровне'

Роль дополнительного профессионального образования в реализации реформирования государственного управления на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ПОЛНОМОЧИЯ ВЛАСТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / STATE MANAGEMENT EFFICIENCY / PUBLIC SERVICES / POWERS OF GOVERNMENT / FURTHER VOCATIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елькин Владимир Анатольевич, Коваль Татьяна Владимировна

Рассматриваются вопросы эффективного государственного управления, использования различных технологий для выполнения действий по реализации судебных, законодательных и исполнительных полномочий власти, предоставлении государственных услуг при реализации исполнительных полномочий. Раскрыта роль дополнительного профессионального образования как непрерывного обучения в жизни современного человека. Показана зависимость качества государственного управления от повышения квалификации государственных гражданских служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF FURTHER VOCATIONAL EDUCATION IN STATE MANAGEMENT REFORMING AT REGIONAL LEVEL

The article deals with efficient state management, application of different technologies for carrying out the actions on execution of jurisdictional, legislative and executive powers of government and provision of public services while executing executive powers. The role of further vocational education as extended studies in a modern person's life is characterized. The dependence of state management quality on further raining of civil servants is shown.

Текст научной работы на тему «Роль дополнительного профессионального образования в реализации реформирования государственного управления на региональном уровне»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

УДК 378(47) В.А. ЕЛЬКИН

ББК 74.58(2Рос) проректор по дополнительному профессиональному образованию

Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук, профессор, г. Иркутск

e-mail: jelkin@isea.ru

Т.В. КОВАЛЬ

директор Межотраслевого центра повышения квалификации Байкальского государственного университета экономики и права,

кандидат экономических наук, г. Иркутск e-mail: koval-tv@isea.ru

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Рассматриваются вопросы эффективного государственного управления, использования различных технологий для выполнения действий по реализации судебных, законодательных и исполнительных полномочий власти, предоставлении государственных услуг при реализации исполнительных полномочий. Раскрыта роль дополнительного профессионального образования как непрерывного обучения в жизни современного человека. Показана зависимость качества государственного управления от повышения квалификации государственных гражданских служащих.

Ключевые слова: эффективность государственного управления, государственные услуги, полномочия власти, дополнительное профессиональное образование, программы повышения квалификации.

V.A. ELKIN

Vice-Rector for Professional Development, Doctor of Economics, Professor, Baikal State University of Economic and Law, Irkutsk

e-mail: jelkin@isea.ru

T.V. KOVAL

Director, Interdisciplinary Training Centre,PhD in Economics, Baikal State University of Economic and Law, Irkutsk

e-mail: koval-tv@isea.ru

ROLE OF FURTHER VOCATIONAL EDUCATION IN STATE MANAGEMENT REFORMING AT REGIONAL LEVEL

The article deals with efficient state management, application of different technologies for carrying out the actions on execution of jurisdictional, legislative and executive powers of government and provision of public services while executing executive powers. The role of further vocational education as extended studies in a modern person's life is characterized. The dependence of state management quality on further raining of civil servants is shown.

Keywords: state management efficiency, public services, powers of government, further vocational education, professional development programs.

© ВА. Елькин, Т.В. Коваль, 2012

В современном обществе информация играет все возрастающую роль. Фактически создан новый культ — культ информации. Однако и сама она имеет одно специфическое свойство — быстро устаревать. Чтобы оставаться компетентным в своей сфере деятельности, необходимо регулярно обновлять и наращивать запасы информационных ресурсов. Вследствие этого постоянно повышается роль дополнительного образования, затраты на которое в развитых странах быстрыми темпами приближаются к затратам на высшее образование. Непрерывное обучение становится образом жизни современного человека

Административная реформа в России была запущена в 2003 г. как системная программа модернизации функциональной и организационной структуры исполнительной власти, технологий работы, характера ее взаимодействия с обществом. Административное реформирование нацелено на решение целого комплекса задач и проблем, в частности: отсутствие механизмов реализации полномочий органов исполнительной власти, необходимых для работы в новых условиях, разработка и внедрение административных регламентов качества и доступности государственных и муниципальных услуг, а также повышение эффективности государственного контроля и надзора: создание действенных механизмов противодействия коррупции, сотрудничества органов исполнительной власти с гражданским обществом.

Реализация административной реформы подразумевает создание Электронного Правительства, но на сегодняшний день уровень использования современных информационных технологий остается недостаточным для кардинального повышения эффективности деятельности органов государственного управления.

Само понятие «государственное управление» подразумевает эффективное использование правовых, политических и управленческих теорий и технологий для выполнения действий по реализации судебных, законодательных и исполнительных полномочий власти. При предоставлении государственных услуг доминирует реализация исполнительных полномочий власти.

В каждом субъекте РФ существует своя система исполнительных органов власти,

которая представлена большинством федеральных ведомств. Их количество может достигать 200 и более структурных единиц на территории.

В Иркутской области функционирует более 80 федеральных органов исполнительной власти и более 100 региональных. Каждый из них, так или иначе, участвует в предоставлении государственных услуг. Деятельность каждого государственного гражданского служащего строится на исполнении требований административного регламента. Для этого необходимы определенные знания и навыки в применении законодательства и соответствующих его изменений в системе государственного управления регионом.

Исполняя ежедневно свои должностные обязанности, очень сложно следить за всеми изменениями и придерживаться их. А это необходимое и обязательное условие для повышения качества государственного управления, что подразумевает степень соответствия действий государственных служащих их компетенциям, определяемым Конституцией РФ для легитимного выражения интересов народа — источника государственной власти.

Федеральный закон «О государственной службе в РФ» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ закрепил понятие «аттестации государственных гражданских служащих» для подтверждения компетенций и соответствия их занимаемой должности. Для обновления и улучшения знаний и навыков государственных гражданских служащих создана система повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В структуру органов исполнительной власти Иркутской области входит отдел формирования кадрового состава государственной гражданской службы Управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по государственной гражданской службе, кадрам и государственным наградам [2], в чьи обязанности входит повышение квалификации государственных гражданских служащих Иркутской области. Общая численность государственных гражданских служащих региона на 1 января 2012 г. составляла 12 222 чел. [3], численность муниципальных служащих — 6 632 чел. [1]. Подразумевается, что раз в три года каждый из них должен проходить повышение квалификации по профилю исполняемых полномочий.

В.А. ЕЛЬКИН, Т.В. КОВАЛЬ

В настоящее время согласно законодательным и подзаконным нормативным правовым актам, касающимся предоставления государственных услуг, а их база достаточно велика, существует определенный порядок и график реализации мероприятий административного реформирования. Например, распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р закрепляет в срок до 1 июля 2012 г. органам исполнительной власти обеспечить возможность для заявителей в целях получения услуги предоставлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг. Далее уже распоряжение Правительства от 28 декабря 2011 г. № 2415-р закрепило обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ в срок до 1 марта 2012 г. завершить размещение информации об услугах в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг» и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг». По результатам мониторинга Министерства экономического развития РФ на 1 февраля 2012 г. по приоритетным услугам 18 субъектов РФ не предоставили информации на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Иркутская область не является лидером в данном виде деятельности. Поэтому необходимо постоянное обучение и консультирование государственных гражданских служащих на территориях для эффективного исполнения ими государственных полномочий.

В Иркутской области функционирует несколько высших учебных заведений, имеющих лицензию на ведение образовательных программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировок государственных служащих РФ в соответствии с постановлением Правительства от 6 мая 2008 г. № 362. В их число входит Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Байкальский государственный университет экономики и права» (ФГБОУ ВПО «БГУЭП»). В БГУЭП создан Институт повышения квалификации, в состав которого входят 29 центров дополнительного профессионального обра-

зования. Один из них занимается переобучением государственных служащих — это Межотраслевой Центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных, муниципальных служащих и работников народного хозяйства (МЦПК). Центр существует с 26 января 1998 г. Ежегодно на его базе проходят повышение квалификации государственные гражданские служащие федеральных ведомств и органов исполнительной власти регионального уровня. Профессорско-преподавательский состав центра представлен преподавателями БГУЭП и практикующими специалистами, более 70% из них имеют ученые степени.

С 2009 г. на базе МЦПК ФГБОУ ВПО «БГУЭП» было обучено около 1 тыс. государственных гражданских служащих и более 1,7 тыс. муниципальных служащих. В связи с актуальностью административного реформирования приоритетными направлениями являются следующие программы повышения квалификации для государственных гражданских служащих: «Развитие системы государственной гражданской службы», «Основные направления деятельности правительства РФ», «Повышение эффективности государственного управления в рамках развития государственной гражданской службы и проведения административной реформы», «Разработка и внедрение административных регламентов». Для служащих муниципального уровня управления реализуются программы: «Значение системы муниципальных услуг при оценке эффективности муниципальной деятельности», «Эффективное муниципальное управление в исполнительных органах местного самоуправления», «Бюджетные услуги: оформление муниципального задания и расчет стоимости предоставления услуг», «Разработка административных регламентов: законодательные требования и типовые ошибки», «Предоставление муниципальных услуг в электронном виде», «Разработка технологических карт межведомственного взаимодействия». Из приведенных примеров реализуемых программ и количества обучающихся служащих различных уровней управления можно сделать вывод о том, что муниципальные служащие более заинтересованы в повышении своей квалификации. При этом стоит учитывать, что в расходную часть на повышение квалификации муниципалитеты

самостоятельно закладывают обеспечение из собственных средств. На федеральном и региональном уровнях закладываются большие суммы на повышение квалификации. При этом в объем финансирования программы реализации административной реформы на 2010-2020 гг. заложено ориентировочно до 50 млрд р. в бюджеты субъектов РФ, включая гранты на поощрение за достижение наилучших показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов.

При сложившейся ситуации, как было отмечено, Иркутская область не является лидером в реализации мероприятий административного реформирования. Хотелось бы, чтобы больше внимания уделялось повышению квалификации государственных

гражданских служащих, подкрепленному бюджетным финансированием.

Согласно последним изменениям Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (с изм. от 7 декабря 2011 г.) большинство заказов на повышение квалификации государственных гражданских служащих Иркутской области выведены на аукционы в электронном виде. При таком размещении заказа приоритетным критерием отбора участников является цена. По нашему мнению, это в корне противоречит смыслу вузовской деятельности, где главным критерием должно быть качество предоставляемых образовательных услуг, а не затраты на их оказание.

Список использованной литературы

1. URL: http://www.gks.ru.

2. URL: http://www.irkobl.ru.

3. URL: http:// www.statistika.ru.

Referenses

1. URL: http://www.gks.ru.

2. URL: http://www.irkobl.ru.

3. URL: http:// www.statistika.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.