Научная статья на тему 'О развитии системы оказания услуг по повышению педагогического мастерства преподавателей БГУЭП'

О развитии системы оказания услуг по повышению педагогического мастерства преподавателей БГУЭП Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / БГУЭП / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / BSUEL / TEACHING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елькин Владимир Анатольевич

Рассмотрен опыт работы Байкальского государственного университета экономики и права в системе повышения педагогического мастерства (начальное педагогическое образование для аспирантов и магистрантов и последующая переподготовка действующих преподавателей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елькин Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT DEVELOPMENT OF SYSTEM OF PROVIDING SERVICES OF IMPROVING PEDAGOGICAL SKILLS OF BSUEL TEACHERS

The article deals with the experience of the Baikal State University of Economics and Law in the system of improvement of pedagogical skills (primary pedagogical education for post-graduate students and candidates for a Master's degree and the subsequent retraining of working teachers).

Текст научной работы на тему «О развитии системы оказания услуг по повышению педагогического мастерства преподавателей БГУЭП»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 338.46:378(571.53) В.А. ЕЛЬКИН

ББК 65.497.4(2Рос) проректор по дополнительному профессиональному образованию

Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук, профессор, г. Иркутск

e-mail: jelkin@isea.ru

О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ БГУЭП

Рассмотрен опыт работы Байкальского государственного университета экономики и права в системе повышения педагогического мастерства (начальное педагогическое образование для аспирантов и магистрантов и последующая переподготовка действующих преподавателей).

Ключевые слова: повышение квалификации, БГУЭП, педагогическая деятельность.

V.A. ELKIN

Vice-Rector for Professional Development, Doctor of Economics, Professor, Baikal State University of Economic and Law, Irkutsk

e-mail: jelkin@isea.ru

ABOUT DEVELOPMENT OF SYSTEM OF PROVIDING SERVICES OF IMPROVING PEDAGOGICAL SKILLS OF BSUEL TEACHERS

The article deals with the experience of the Baikal State University of Economics and Law in the system of improvement of pedagogical skills (primary pedagogical education for post-graduate students and candidates for a Master's degree and the subsequent retraining of working teachers).

Keywords: professional development, BSUEL, teaching activities.

Экономическая обстановка в стране и образ мышления граждан стремительно меняются. Это обусловлено бурными темпами развития коммуникационных возможностей, открытостью социально-экономических систем и постепенным вхождением России в международный рынок товаров, услуг и мировое информационное пространство.

Активная позиция БГУЭП на рынке образовательных услуг требует постоянного повышения качества подготовки студентов, которые предъявляют все более высокие требования к процессу и результатам обучения. К сожалению, в силу своей инерционности высшая школа России отстает от зарубежных вузов по оснащенности учебного процесса и инвестициям в данный вид деятельности. Однако и сами вузы уделяют недостаточное

внимание тем вопросам качества обучения, которые зависят непосредственно от них. Прежде всего это относится к методам проведения занятий со студентами. Обучение современной молодежи обычными традиционными методами в нынешнее время уже невозможно. Действующая система образования в высшей школе слишком медленно реагирует на изменения во внешней среде, что неизбежно приводит к отставанию в преподавании дисциплин и снижению качества обучения. В результате этого абитуриенты зачастую предпочитают уезжать в ведущие вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, а также за рубеж. Вузовские работники должны, наконец, понять, что спрос на образовательные услуги зависит не только от наличия ученой степени, но и от педаго-

© ВА. Елькин, 2012

В.А. ЕЛЬКИН

гического мастерства преподавателей. По общему признанию наиболее перспективным направлением конкурентоспособности и эффективности развития современного вуза являются именно качественные параметры его функционирования.

В настоящее время в БГУЭП повышение педагогического мастерства преподавателей осуществляется в двух основных формах: с отрывом и без отрыва от текущей педагогической деятельности. Для первой из них наиболее характерны стажировки в ведущих вузах страны и за рубежом, для второй — различного рода курсы повышения квалификации.

В системе повышения педагогического мастерства можно выделить два сегмента: начальное педагогическое образование для аспирантов и магистрантов и последующая переподготовка действующих преподавателей. Всего за последние пять лет обучение педагогическому мастерству в БГУЭП прошли более 400 аспирантов, магистрантов и молодых преподавателей. Отмечая в целом высокий уровень занятий по педагогике высшей школы, нельзя не отметить и возможные резервы совершенствования данного вида деятельности. Во-первых, это относится к необходимости увеличения блока психологических дисциплин в общем бюджете времени на переподготовку слушателей. Во-вторых, в более активном внедрении в учебный процесс современных технических средств, обеспечивающих повышение производительности преподавательского труда.

Основным направлением совершенствования педагогического мастерства действующих преподавателей следует признать международный обмен и стажировки в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, ведущих университетах Азии, Европы и Америки. Зарубежный педагогический опыт позволил БГУЭП выполнить ряд международных программ на самом достойном уровне. В период с 2002 по 2012 г. более 200 преподавателей БГУЭП стажировались за рубежом в университетах Франции, Германии, Японии, США, Великобритании, Швеции, Португалии, Ирландии, Финляндии и КНР.

В рамках Инновационного проекта НФПК, а также при выполнении Президентской программы подготовлено 32 новых учебных курса на самом современном уровне, разработаны предложения по совершенствованию

учебного процесса, методики преподавания и модернизации учебно-методической базы.

Кроме того, в ведущих вузах Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска повысили свою квалификацию 206 преподавателей БГУЭП. Несколько цикловых тренингов педагогического мастерства были проведены шведскими специалистами непосредственно в БГУЭП. Они получили очень высокую оценку со стороны преподавателей и аспирантов.

В последние годы усилено внимание к повышению квалификации, в том числе молодых преподавателей, в области психологопедагогического образования, использования новых педагогических и информационных технологий.

С 2009 г. БГУЭП регулярно подает заявки на контрольные цифры приема для профессорско-преподавательского состава и научнопедагогических работников по программам повышения квалификации (72 часа) за счет средств федерального бюджета. В результате конкурса заявки были удовлетворены: БГУЭП ежегодно выделяется от 115 до 125 контрольных цифр (мест) на повышение квалификации. Обучение осуществляется в БГУЭП силами ППС университета по следующим программам (табл.).

В содержании всех программ присутствует модуль «Г осударственная политика в образовании», который ведет начальник учебно-методического управления БГУЭП, профессор Н.В. Деренко. Указанный модуль способствует формированию новых компетенций профессорско-преподавательского состава, соответствующих современному уровню организации учебного процесса в вузе.

В результате этой работы аккредитационный норматив 20% по повышению квалификации штатных научно-педагогических работников в течение пяти лет был выполнен и составил 39,9 %.

Дальнейшее развитие системы совершенствования педагогического мастерства действующих преподавателей, как нам представляется, должно включать:

- внедрение интернет-технологий в процесс обучения, в том числе дистанционное обучение студентов и взрослых;

- развитие контактов БГУЭП с ведущими учебно-педагогическими центрами РФ и зарубежными университетами по вопросам совершенствования учебного процесса в вузах;

Известия ИГЭА. 2012. № 2 (82)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Повышение квалификации ППС в БГУЭП (контрольные цифры приема) в 2010—2011 гг.

Наименование программы Научный руководитель Количество мест

Правовая подготовка профессорско-преподавательского состава Т.В. Ламм, Д.В. Синьков 24

Информационные технологии в образовании Т.В. Ведерникова 47

Математические методы в экономике Н.П. Шерстянкина, Л.Н. Ежова 15

Создание и проведение дистанционных курсов в системе «Moodle» (1-е полугодие) В.В. Братищенко 46

Совершенствование профессиональных и инструментальных компетенций преподавателей дисциплин гражданско-правового профиля Т.В. Ламм, Д.В. Синьков 20

Информационные технологии в преподавательской деятельности Т.В. Ведерникова 30

Иностранный язык (английский, французский, немецкий) 1-е полугодие, 2-е полугодие A.A. Контримович, Н.Г. Виноградова, О.Н. Баклашкина 60

Психолого-педагогические компетенции преподавателя и современные образовательные технологии обучения в вузе А.Д. Карнышев, Е.Л. Трофимова 20

Итого 262

- создание условий для комплектования кадрового состава структур по переподготовке профессорско-преподавательского состава ведущими инструкторами по педагогике и психологии высшей школы в регионе;

- совершенствование материально-технического и научно-методического обеспечения учебного процесса преподавателей современными методиками и средствами обучения;

- стимулирование качества педагогического мастерства преподавателей БГУЭП путем усиления влияния показателей, отражающих рост их квалификации в рейтинге.

Внедрение такой системы и ее совершенствование при постоянном внимании со стороны ректората БГУЭП, безусловно, позволит уже в ближайшее время поднять качество преподавания основных дисциплин на новый, соответствующий современным международным требованиям, уровень.

Известия ИГЭА. 2012. № 2 (82)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.