Научная статья на тему 'РОЛЬ ДИЗАЙНА В ИНДУСТРИИ МОДЫ'

РОЛЬ ДИЗАЙНА В ИНДУСТРИИ МОДЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1074
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
дизайн / создание продукта / мода / искусствоведение / социология / психология / менеджмент / маркетинг / образ / индустрия моды.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коваленко И.Н., Максименко А.Е.

Дизайн – это процесс создания продукта. Мода сегодня рассматривается как объект исследования искусствоведения, социологии, психологии, менеджмента и маркетинга. Теория и культура моды, дизайн и промышленность, образ и маркетинг система индустрии моды. Дизайн как процесс проектирования является базой для создания всех продуктов индустрии моды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДИЗАЙНА В ИНДУСТРИИ МОДЫ»

ИССКУСТВОВЕДЕНИЕ УДК 7.05:687.1:339.14

РОЛЬ ДИЗАЙНА В ИНДУСТРИИ МОДЫ КОВАЛЕНКО И.Н.

Доцент, кандидат технических наук, ФГАОУ ВО Крымский Федеральный Университет им.

В.И. Вернадского, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялта

МАКСИМЕНКО А.Е.

Доцент, кандидат педагогических наук, ФГАОУ ВО Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялта

Аннотация. Дизайн - это процесс создания продукта. Мода сегодня рассматривается как объект исследования искусствоведения, социологии, психологии, менеджмента и маркетинга. Теория и культура моды, дизайн и промышленность, образ и маркетинг -система индустрии моды. Дизайн как процесс проектирования является базой для создания всех продуктов индустрии моды

Ключевые слова: дизайн, создание продукта, мода, искусствоведение, социология, психология, менеджмент, маркетинг, образ, индустрия моды.

Искусство дизайна зародилось в эпоху всемирной индустриализации. Оно тесно связано с инновационными технологиями, с развитием массового производства и развитием экономики, прикладными науками. Искусство дизайна имеет свои области, жанры: отдельно пишется история моды, история костюма, история графического дизайна, рекламы, мебели и интерьера.

История дизайна как вида проектно - художественной деятельности развивается во взаимодействии с визуальной и художественной культурой, научно-техническими инновациями, поэтому она обязательно отражает влияние новаций и изобретений в технике, инженерном и художественном творчестве.

Выдающийся дизайнер современности Генри Дрейфус говорил: «Если люди живут в комфортабельных, безопасных условиях, если они продуктивно работают и всё больше выражают желание покупать - значит, дизайнер добился успеха» [1].

Г. Дрейфус очень много сделал для того, чтобы преобразовать, упростить, наполнить красотой мир промышленных и домашних предметов, в котором живёт человек.

Америка - родина промышленного дизайна. Именно здесь в начале 20-х годов прошлого столетия дизайн оформился в самостоятельную профессию, взявшую что-то от архитектуры, что-то от изобразительного искусства, что-то от ремёсел. Промышленный дизайн - это художественное конструирование, проектирование изделий длительного и повседневного пользования, обладающих эстетическими свойствами. И совсем не имеет значение, какие это изделия: шариковая ручка, пылесос, автомобиль, ручные часы, утюг или чайник, самолёт или костюм. Промышленный дизайн - это постоянное открытие нового, спор с уже созданным, диалектическое отрицание того, что ещё вчера казалось неоспоримым.

Дизайн - это одновременно и продукт культуры, инструмент культурного строительства, и фактор, активно формирующий эту культуру.

В своей работе художник - дизайнер пользуется полным арсеналом различных средств: от компоновки до художественного формообразования, стилевого образования, функционального и организационного анализа, мониторинга, маркетинга и менеджмента всего процесса. Дизайнер создаёт вторую природу, и успех проекта зависит от того, насколько он сможет учесть все требования сегодняшнего мира и потребителя. Работе с потребителем

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

отводится немалая доля всей системы художественного проектирования, потому как целью работы дизайнера является удовлетворение разнообразных потребностей человека, включая и стремление к культурной идентификации, и создание художественно-образных моделей среды.

Дизайн - это многоступенчатый процесс работы художника над формой. Посредством этой формы художник общается с миром и с потребителем.

В истории дизайна известны и авторские работы, благодаря концептуальности которых и развивается проектная художественная культура, и анонимный дизайн, который создан руками неизвестных умельцев и поражает нас сплавом функциональности и красоты.

Одной из областей искусства дизайна - является искусство создания формы костюма. Это искусство и анонимное, и авторское. И на протяжении всей истории человечества через это искусство создавалась среда для человека и комфортная, и безопасная, и красивая. Трудно найти другую форму дизайна, которая была бы так тесно связана с человеком (потребителем) и подвергалась таким частым изменениям. Нередко частые изменения формы костюма отождествляют с понятием моды. Но это не совсем так. Мода - это феномен, который работает во всех сферах нашей жизни. При оценке моды, следует учитывать те принципы, которые ложатся в основу распространения и использования той или иной формы моды. А также принципы в различных социальных системах и носят конкретный исторический характер.

Мода - удивительно ёмкое слово, которое существует на правах синонима английского слова «fashion». Это произошло в конце прошлого века, а чуть позже и словосочетания «fashion-бизнес» и «fashion-рынок», индустрия моды. В настоящее время нам известно, что это целая система, в которой работают специалисты многих производств. Это конгломерат, который постоянно развивается и зависит от инноваций в науке, технике, экономики, технологиях и искусстве.

Цель. Анализ роли дизайна в системе индустрии моды.

Анализ предполагает решение следующих задач:

1. анализ дизайна как процесса проектирования продукта;

2. исследование моды как системы институтов;

3. исследование моды как культурного символа;

Индустрия моды или fashion рынок - сектор сферы услуг, занятых формированием у покупателей образа «модной» продукции, её производством и реализацией. Главное назначение модных вещей - удовлетворять эстетические потребности и сигнализировать о социальном статусе их владельца.

К модной продукции в узком смысле слова относят некоторые группы товаров лёгкой промышленности, удовлетворяющие личные потребности граждан:

- одежду;

- личные аксессуары (перчатки, чулки, сумки, ремни, шарфы, часы, ювелирные изделия);

- парфюмерия и косметика;

- домашние аксессуары.

Круг модных товаров имеет тенденцию расширяться, что связано с публичностью образа жизни человека: легковые автомобили, мебель, авторучки, прохладительные напитки.

Отношение к продуктам этого рынка неоднозначно. Профессор И. Маца пишет: «Непривычные предметы, а именно таковыми являются модные «новинки», вызывают у человека как реакции любопытства, возбуждения, сильное и внезапное воздействие на воображение, так и отрицательные реакции, вплоть до испуга и отвращения; последние имеют целью защитить привычные представления, свой сложившийся мир эстетических ценностей»

[3].

В таких условиях велика роль отношения личности к феномену моды.

Теория моды - это наука о моде, при этом она не изучает ни историю костюма, ни одежду вообще. Теория моды изучает моду, как систему институтов, порождающих моду как явление. Прежде чем попасть под категорию моды, костюм и одежда должны пройти путь трансформации - это процесс творчества дизайнера. Одежда - это исходный инструмент для моды, способ проявить и обозначить себя в социуме.

Родоначальником моды в одежде считают английского модельера Чарльза Ворта. В середине XIX века он приезжает в Париж из Лондона, поступает на работу в модный магазин. Неизвестный поначалу, он много работает: рисует, проектирует, фантазирует. Его супруга Мари-Августина помогает в распространении его эскизов и моделей. С 1850 года она посещает салоны известных дам Парижского общества и знакомит их с костюмами, придуманными её мужем. К тому же цены на костюмы были низкими. Чарльз Ворт создал первый Дом моды, который работает и по сей день.

Теория моды разрушает миф о модельере, конкретной личности, которая создаёт моду. Моду творит не отдельная личность, а люди, включённые в процесс рынка моды.

Американский учёный Торстен Веблен выявил три свойства моды:

1. Мода - это способ демонстрации богатства. Расходы на одежду представляют собой яркий пример демонстрации потребления. Одежда является материальным проявлением экономической состоятельности и тем показателем богатства, который сразу бросается в глаза. То, что дёшево, не заслуживает внимания и не имеет значения.

2. Ношение модной одежды свидетельствует о том, что человеку не нужно зарабатывать себе на жизнь, и он не занят никаким производством. Ношение некоторых фасонов одежды требует постоянной помощи слуг при облачении.

3. Мода современна. Быть модным - значит соответствовать настоящему моменту

[5].

Создание одежды и создание моды - это коллективные виды деятельности, которые требуют большого количества людей для производства конечного продукта. Если цель производства одежды - создание предметов гардероба, то цель создания моды - поддержание веры в моду. Производство моды предполагает конструирование нечто нематериального, самой идеи моды и решает вопросы, связанные с художественной культурой.

Мода и одежда - понятия не идентичные. Среди производителей одежды существует чёткое разделение труда:

- художники зависят от поставщиков красок, кистей и холстов, галеристов, кураторов выставок, которые оказывают им финансовую поддержку;

- производители пряжи работают вместе с производителями текстиля, чтобы изготовить ткани;

- дизайнеры моды сотрудничают с целой группой людей, которые помогают им достичь конечной цели: закройщиками, портными, разработчиками моделей на производстве [4]. Точно также работают и профессионалы в области создания моды.

Иерархическая структура моды обеспечивает модельерам их официальный статус. Мода как институт порождает иерархию модных марок и брендов. В рамках такой системы любая деятельность творческого характера признаётся художественной исключительно в результате наличия определённых социальных и культурных факторов. Кратковременный успех не гарантирует приобретение устойчивой положительной репутации.

Индустрия моды намеренно придаёт одежде и аксессуарам роль индикатора социального статуса. Движущей силой творчества в моде почти всегда оказываются культурные изменения. Необходимо заметить, что творческий процесс не поддаётся точному планированию.

Сегодня весь процесс создания модной продукции можно разделить на следующие этапы:

1. маркетинговые исследования - информация о конъюнктуре рынка;

2. обработка данных - это вид работы не связанной с творческой интуицией;

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

3. технологические и технические инновации - новые разработки в производстве тканей, фурнитуры и их отделки;

Текстиль рождает новые тенденции в одежде. Инновационный текстиль предлагает повышенную комфортность изделий, практичность, прочность, лёгкость, текучесть [2]. Все этапы работы: эскизы, шаблоны, прототипы, стилизация и аксессуары - требует огромных моральных и материальных вложений. Только опыт и мастерство закройщиков и технологов поможет достичь аутентичности и хрупкого равновесия настоящей дизайнерской одежды. Дизайнер должен высоко ценить все эти тонкости ремесла, которые помогают ему воплотить в жизнь все его творческие идеи.

Анализируя, какое место мода занимает в различных теоретических системах, мы получаем возможность лучше понять, что представляет собой мода с точки зрения социологии. Социологические теории распространения моды возникли из классического социологического дискурса. Первая классическая модель - в основе этой модели лежат такие социальные процессы, как имитация, социальное заражение и дифференциация. Вторая -альтернативная, модель - это модель диффузии, согласно которой новый стиль зарождается в группах, занимающих низкое социальное положение, а затем принимается группами с более высоким статусом [4].

В области моды продвижение продукта осуществляется при помощи СМИ, которые занимаются этим сектором моды.

Важная роль в системе fаshion-рынка отводится дизайну рекламы. Она в этом творческом процессе более традиционная, чем в остальных жанрах и видах искусства дизайна. Она более наглядная. Два раза в год в 7 городах мира проходят показы Мод, которые демонстрируют перспективное развитие формы костюма, цветовой гаммы. Информацию о перспективном направлении развития цвета даёт Международный институт коллористики. Это целая система научных исследований, которая разрабатывается с перспективой на 2, 3 года вперёд, так как включает в себя большое количество различных производств. В системе рекламы работают дизайнеры разного профиля. Специалисты графического дизайна переводят всю вербальную информацию в визуальную, занимаются вёрсткой и макетом печатной продукции. Дизайнеры света разрабатывают световые системы, дизайнеры проектируют локации и монтируют программы.

Сегодня в мире моды работают сотни компаний. Одни разрабатывают новые перспективные формы одежды - тренды, другие - моделируют на базе уже существующих моделей. Наиболее значимыми являются Дома моды: Шанель, Кристиана Диора, Терри Мюглера, Тома Форда, Иссея Миякэ. Йоджи Яммомото, Версаче, Доменико Дольче и Стефано Габбана.

Этот список можно продолжить. География Моды меняется: появляются новые имена и традиции. Не меняется лишь сложный путь работы дизайнера, художника в системе Модных институтов, создающих новое лицо сегодняшней истории человечества.

Связь между дизайном, искусством и индустрией моды существовала всегда. Для индустрии моды всегда было важным демонстрировать свои экономические возможности, так как рассматривать дизайн в контексте экономики необходимо.

Выводы. Ценность моды заключается в её символическом значении. Модные товары призваны удовлетворять потребности человека, его воображение и привлекать новых потребителей. Сегодня мода является процессом культурной глобализации. Изменилась культура моды, изменился её образ, меняется её индустрия. Но связь дизайна и моды остаётся неизменной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дж. Джонс Инженерное и художественное проектирование. М., Мир, 1976. - 374 с.

2. Колин Гейл, Ясбир Каур Мода и текстиль. Минск: Гревцов Паблишер, 2009. -240 с.

3. Мода: за и против /Сборник статей/ Общ. ред. И сост. В.И. Толстых. М. Искусство, 1973.-288 с.

4. Никола Уайт Fashion - бизнес. Минск: Гревцов Паблише, 2008.-272 с.

5. Юнийя Кавакума Теория и практика моды. Минск: Гревцов Паблишер, 2009.-192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.