Роль дисциплины «Хореография в театрализованных представлениях» в формировании творческого потенциала будущих режиссеров массовых праздников: на примере хореографического ансамбля ЭСТ «Веселая маска»
Королев Дмитрий Андреевич,
доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений Орловского государственного института культуры E-mail: [email protected],
Дисциплина «Хореография в театрализованных представлениях» и ее влияние на формирование режиссерского мировоззрения студентов направления режиссуры театрализованных представлений, основанное на практической деятельности хореографического ансамбля, созданного в рамках научно-творческой лаборатории эстрадного студенческого театра «Веселая маска». Здесь сами студенты становятся постановщиками, балетмейстерами, сценаристами и исполнителями. Изучаются возможности создания номеров различных жанров, в контексте полноценного представления. Рассматривается теория и методика постановки хореографических номеров, при комплексном восприятии зрителя постановки без отрыва от основной мысли действа. Анализируется работа хореографа, которому необходимо путем синтеза искусств выразить мысль режиссера, по средствам различных техник танца и приёмов композиционного построения. Выявлены педагогические аспекты по изучению пластико-хореографической режиссуры, а также использованию их на практике.
Ключевые слова: Хореография, режиссура, номер, синтез искусств, хореографический ансамбль.
о с
U
со см о см
Хореография, как самостоятельный вид искусства существует и развивается уже много столетий. Имея непосредственное воздействие на тело человека, она плотно взаимосвязана с различными видами искусства и творческой деятельностью. Хореография в сочетании с режиссурой, пластикой, вокалом, цирком и тд. рождает огромное количество образов, идей, возможностей реализации творческого замысла. Именно поэтому она так ценна в аспекте познания, формирования и обучения творческим специальностям.
Формирование личности будущих режиссеров театрализованных представлений являет собой объемный комплекс образовательных дисциплин, который в разной мере оказывает влияние на студента. Одно из основополагающих мест, конечно, занимают специальные предметы, к которым относятся и хореография. В нашем учебном плане (ОГИК, направление подготовки 51.03.05. «Режиссура театрализованных представлений и праздников», профиль подготовки «Театрализованные представления и праздники», квалификация «бакалавр») первые четыре семестра ведутся две движенческие дисциплины: «пластическая режиссура в театрализованных представлениях и праздниках» и «хореография в театрализованных представлениях». Данный комплекс предметов тесно переплетается со специальными дисциплинами «Основы классической режиссуры и мастерства актера», «Режиссура театрализованных представлений», «Режиссура эстрады», что способствует более разностороннему формированию личности будущего режиссера театрализованных представлений.
Практическое применение навыков полученных на парах студенты имеют возможность показать в своих творческих работах, но отдельной историей развития и раскрытия разных граней творческого потенциала являются экспериментальные работы на базе научно-творческой лаборатории эстрадного студенческого театра «Веселая маска». В рамках театра был создан хореографический ансамбль «Весёлая маска» из числа студентов кафедры режиссуры театрализованных представлений. Основателем и художественным руководителем ансамбля является доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений, хореограф Королев Дмитрий Андреевич.
Ансамбль основан для развития пластического и танцевального потенциала студентов. Работа в коллективе помогает чувствовать партнёра на сценической площадке, действовать в едином
ритме, при этом формируются профессиональные умения и навыки. Студенты получают огромный опыт с каждым выходом на сцену, т.к. в основе лежит не только физическое исполнение, но и актёрское мастерство, вера в предлагаемые обстоятельства, самоотдача. Но самое ценное, что создается на базе данного ансамбля, это устойчивый синтез искусств, слияние хореографической, пластической и режиссёрской культуры, что рождает собой новую чувственную концепцию, открывает другой угол зрения, на, казалось бы, стандартные образы и смыслы. Здесь хореографическое произведение в рамках театрализованного представления создается режиссером-балетмейстером и драматургическая линия, обусловленная различными предлагаемыми обстоятельствами для воплощения их языком пластики и танца, обретает основополагающие значение.
Драматургию в хореографии почему-то часто связывают только с развитием сюжетной коллизии произведения, с противоборством действующих лиц, образов. В.В. Ванслов считает, что драматургия представляет собой «конфликтное развитие балетного спектакля. В ее основе - сюжетный и смысловой конфликт, заложенный в определенной жизненной ситуации, развивающийся и разрешающийся на протяжении музыкально-хореографического действия.» [1, С. 28] На самом деле драматургия танцевального произведения независимо от жанра - явление гораздо более сложное и глубинное. По мнению исследователей, драматургия присутствует везде, где есть действие, а танец, это бесконечная череда танцевально-пластических жестов. Значит, через него режиссёр сможет максимально донести до зрителя свою драматургическую мысль, через танец, как одно из основных средств выразительности. «Драматургия - это цепная реакция действия и противодействия» [1, С 34-35] И здесь возникает основная проблема - балетмейстер -должен правильно и полноценно прочитать режиссерский замысел.
Чаще всего балетмейстеры в театрализованных представлениях используют не полноценно предлагаемые обстоятельства для донесения режиссёрской мысли в танце. Будь то связки или полноценные хореографические номера. В любом танцевальном произведении мы имеем дело с двумя гранями образности: с изобразительной стороной и выразительной стороной.
Для примера формы создания и воплощения режиссерской и хореографической мысли можно разобрать творческий номер, созданный на базе хореографического ансамбля для театрализованного представления ЭСТ «Веселая маска».
Танец исполнялся впервые в 2018 году на сцене Орловского государственного института искусств и культуры. Танцевальная композиция представляет собой секвей из различных танцев спортивно-бальной программы: венский вальс, пасодобль, фокстрот, танго. Балетмейстеры - постановщики номера: Королев Дмитрий Андреевич
и Царик Екатерина Сергеевна, они же являются исполнителями. Исполняется под песню «Русский вальс», автор слов Николай Добронравов, автор музыки Александра Пахмутова, исп. Юлиан Васин.
Тема - о безграничной силе любви. Идея - Любовь - великое чувство, превозмогающее все! Оно способно помочь людям преодолевать любые расстояния и преграды на пути друг к другу.
Либретто: Основная тема номера - взаимоотношения парня и девушки, решены через вальс, как символ чистых и верных отношений. Они встречаются внезапно, но затем на пути их любви становятся жизненные проблемы - балетмейстер решает их через пасодобль. Молодая пара вынуждена расстаться. Идёт время, но они по-прежнему ждут и верят в воссоединение их отношений. И наконец, настаёт момент встречи, но преграды всё равно не покидают любящие сердца, только теперь они преодолевают их вместе - решение через танго. Чем больше судьба воздвигает на их пути трудностей, тем сильнее ставится их души и любовь, которая побеждает всё и оставляет их вместе! И, конечно, особенно важен в этом номере акцент постановщиков на русский менталитет, на русскую душу, которая может так любить, верить и бороться!
1. Пространственно-временная композиция:
Постановщики чётко старались выразить режиссёрскую задачу:
место встречи - левый, ближний угол сцены, самый удобный для восприятия зрителя.
Затем пара смещается по первому плану сцены, в правый угол, зритель как будто читает историю их любви.
Ссора - диагональное движение пары через всё пространство сцены.
Точка на центре сцены, как сброс для сбора внимания зрителя, на новый этап отношений этих людей (мизансцена спиной друг к другу).
Затем танец развивается по круговой спирали, с каждым оборотом возрастает накал. Сначала танцоры двигаются по одному, потом, они встречаются и продолжают двигаться в паре. И наконец, кульминация - постановщик использует кольцевой приём основного действия - пара в центре, пауза и они лицом друг другу, что даёт понять зрителю о решение их проблемы.
2. Лексика танца.
Венский вальс - как основная тема любви. Характер движений плавный, широкий, возможность почувствовать весь объем русской любящей души.
Пасодобль - как ссора, которая приводит к расставанию. Характер движений резкий, борьба.
Фокстрот - как образ не покидающих проблем. Характер движений томный, волнительный.
Танго - как совместная борьба с трудностями. Характер движений четкий, острый.
Балетмейстеры - постановщики старались максимально выдержать все музыкальные акценты и возможные ритмические рисунки произведения.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
о с
U
со см о см
Костюм - в номере два танцевальных костюма - мужской и женский. Они выдержаны в классическом стиле, традиционном для русского человека, без лишних деталей и аксессуаров, чтобы подчеркнуть глубину взаимоотношений людей.
Номер был создан для театрализованного вечера, посвященного юбилею Орловского поэта и писателя Г.П. Веркиенко, что усложняет и добавляет многомерности в его исполнении. При комплексном подходе хореограф, во время создания композиции, специально для конкретного действа изучает не только узкий круг задач для создания номера, а погружается в общую канву представления. А сама композиция во время исполнения, опираясь на дополнительные смыслы действа, обретает большую многогранность, получает несколько видов образности. Номер «русский вальс» исполняемый на данном театрализованном вечере, при сложившихся режиссерских обстоятельствах, застроенных в рамках событийного эпизода, обрел дополнительные образы. Пара героев ассоциируется, то с самим юбиляром и его возлюбленной, то с героями произведений автора, танцевальные коллизии в рамках изложенных ранее обстоятельств действия также приобретают новые краски. То это расстояния, ожидания встречи во время учебы юбиляра, то людская молва и зависть, которая не давала встретиться героям поэтических строк, то политические реалии страны. Все эти аспекты делают хореографию в театрализованных представлениях уникальной с точки зрения дополнительных средств выразительности в данном виде искусства, потому что обогащает сразу два объекта творчества.
На базе хореографического ансамбля ЭСТ «Веселая маска» происходят эксперименты по разработке не только отдельных номеров, но и воплощение в жизнь целых спектаклей. Таким опытом стал пластический перформанс « Я боюсь», где вся режиссерская мысль была выражена через пластико-психологиский жест каждой отдельной личности.
Тема - о человеческих страхах.
Идея - Не бойся посмотреть страху в глаза!
Либретто: За основу пластического движения был взят психологический жест, выражающий страх человека (клаустрофобия, боязнь высоты, боязнь насекомых и тд.). После нахождения данного жеста, развили танцевальную лексику, затем все исполнители были погружены в пластический этюд с общими предлагаемыми обстоятельствами. Все истории были переплетены общим развитием мысли и хореографической лексики, драматургически работа была выстроена по принципу новелл, и объединялась воедино лишь в финальном танце, где и утверждалась режиссерская мысль «посмотрев страху в глаза, можно стать сильнее его и освободиться». Пластический перформанс «Я боюсь» также был частью большого социального проекта, исполнялся на открытой площадке и в контексте общей идеи праздника
«Здоровая молодежь - здоровая нация!», приобрел другие смыслы.
Таким образом, мы видим синтез двух самодостаточных видов искусств, при правильном сочетании, они обогащают итоговый результат. Экспериментальные пластико-хореографические работы хореографического ансамбля на базе эстрадного студенческого театра «Веселая маска» привносят в образовательный процесс студента много новых возможностей, раздвигает границы понимания основополагающих принципов соединения хореографии в театрализованных представлениях.
Литература
1. Богданов, Г.Ф. Основы хореографической драматургии / Г.Ф. Богданов. - М.: МГУКИ, 2012. -168 с.
2. Силин, А.Д. Дорога на площадь. Специфика работы режиссёра при постановках театрализованных представлений и праздников под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площадках / А.Д. Силин. - М.: Наука, 2013. - 206 с.
3. Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: учебн. для высш. театр, учеб. заведений / И.Г. Шароев. - М.: Просвещение, 1986. - 460с.
THE ROLE OF THE DISCIPLINE "CHOREOGRAPHY IN THEATRICAL PERFORMANCES" IN THE FORMATION OF THE CREATIVE POTENTIAL OF FUTURE DIRECTORS OF MASS EVENTS USING THE EXAMPLE OF THE EST CHOREOGRAPHIC ENSEMBLE "MERRY MASK"
Korolev D.A.
Oryol State Institute of Culture
The discipline "Choreography in Theatrical Performances" and its influence on the formation of the director's worldview of students in the direction of theatrical performances, based on the practical activities of the choreographic ensemble created within the framework of the scientific and creative laboratory of the student variety theater "Merry Mask". Here the students themselves become directors, choreographers, screenwriters and performers. The possibilities of creating numbers of various genres, in the context of a full-fledged performance, are being studied. The theory and methodology of staging choreographic numbers is considered, with a complex perception of the viewer of the production without interruption from the main idea of the action. The work of a choreographer is analyzed, who needs to express the director's thought through a synthesis of arts, using various dance techniques and compositional techniques. Pedagogical aspects for the study of plastic-choreographic directing, as well as their use in practice, have been identified.
Keywords: Choreography, direction, performance, synthesis of arts, choreographic ensemble.
References
1. Bogdanov, G.F. Fundamentals of choreographic dramaturgy / G.F. Bogdanov. - M.: MGUKI, 2012. - 168 p.
2. Silin, A.D. Road to the square. Specifics of the director's work when staging theatrical performances and celebrations in the open air and on large non-traditional stages / A.D. Silin. - M.: Nauka, 2013. - 206 p.
3. Sharoev, I.G. Directing variety and mass performances: textbook. for higher education theater, educational institutions / I.G. Sharoev. - M.: Education, 1986. - 460 p.