Научная статья на тему 'РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / DISTANCE LEARNING / DISTANCE EDUCATION / MOBILE LEARNING / HIGHER EDUCATION SYSTEM / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамовский Антон Львович

Появление и активное распространение дистанционного типа обучения коренным образом изменило национальные системы высшего образования по всему миру, сделав их более открытыми и удобными, что особенно актуально в настоящее время, в период пандемии COVID-19. В то же время национальные системы высшего образования стоят перед лицом определенных вызовов, связанных с распространением технологий дистанционного и мобильного обучения. В настоящей статье рассмотрена роль такого рода технологий в изменениях систем высшего образования, проанализированы возможности и перспективы развития удаленных учебных контактов с учетом нарастающих тенденций цифровизации современного общества. Эмпирическим материалом для написания настоящей статьи послужили данные поисковой системы Google, позволившие проанализировать частотность поисковых запросов по фразам «дистанционное обучение», «distance learning» и сделать выводы об уровне пользовательского интереса к рассматриваемой проблематике и его динамике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамовский Антон Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DISTANCE LEARNING IN THE TRANSFORMATION PROCESSES OF NATIONAL HIGHER EDUCATION SYSTEMS

The emergence and active spread of distance learning has fundamentally changed national higher education systems around the world, making them more open and convenient, which is especially important now during the COVID-19 pandemic. At the same time, national higher education systems face certain challenges associated with the spread of distance and mobile learning technologies. This paper shows the role of distance learning and mobile learning technologies in the transformational changes of higher education systems, analyzes the possibilities and prospects for the development of these technologies, taking into account the growing trends of digitalization of modern society. The empirical material for writing this work was the data of the Google search engine, which made it possible to analyze the frequency of search queries for the phrase “distance learning” and its equivalent in Russian, which made it possible to draw conclusions about the dynamics of user interest in the problem under consideration.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 376.1

Абрамовский Антон Львович

кандидат социологических наук, доцент кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского индустриального университета

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Abramovsky Anton Lvovich

PhD in Social Science, Associate Professor, Marketing and Government Administration Department, The Industrial University of Tyumen

THE ROLE OF DISTANCE LEARNING IN THE TRANSFORMATION PROCESSES OF NATIONAL HIGHER EDUCATION SYSTEMS

Аннотация:

Появление и активное распространение дистанционного типа обучения коренным образом изменило национальные системы высшего образования по всему миру, сделав их более открытыми и удобными, что особенно актуально в настоящее время, в период пандемии COVID-19. В то же время национальные системы высшего образования стоят перед лицом определенных вызовов, связанных с распространением технологий дистанционного и мобильного обучения. В настоящей статье рассмотрена роль такого рода технологий в изменениях систем высшего образования, проанализированы возможности и перспективы развития удаленных учебных контактов с учетом нарастающих тенденций цифровизации современного общества. Эмпирическим материалом для написания настоящей статьи послужили данные поисковой системы Google, позволившие проанализировать частотность поисковых запросов по фразам «дистанционное обучение», «distance learning» и сделать выводы об уровне пользовательского интереса к рассматриваемой проблематике и его динамике.

Ключевые слова:

дистанционное обучение, дистанционное образование, мобильное обучение, система высшего образования, дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, трансформация высшего образования, глобализация.

Summary:

The emergence and active spread of distance learning has fundamentally changed national higher education systems around the world, making them more open and convenient, which is especially important now during the COVID-19 pandemic. At the same time, national higher education systems face certain challenges associated with the spread of distance and mobile learning technologies. This paper shows the role of distance learning and mobile learning technologies in the transformational changes of higher education systems, analyzes the possibilities and prospects for the development of these technologies, taking into account the growing trends of digitalization of modern society. The empirical material for writing this work was the data of the Google search engine, which made it possible to analyze the frequency of search queries for the phrase "distance learning" and its equivalent in Russian, which made it possible to draw conclusions about the dynamics of user interest in the problem under consideration.

Keywords:

distance learning, distance education, mobile learning, higher education system, distance education technologies, information and communication technologies, transformation of higher education, globalization.

Современная эпоха характеризуется стремительным технологическим прогрессом, стремлением к глобализации, повсеместным распространением мобильных компьютерных устройств, ускорением темпов производства на основе концепции Индустрии 4.0. Естественно, что на этом фоне формируются и усложняются новые требования к профессиям, а следовательно, и к мировым системам высшего образования. Широкое распространение и значительная доступность глобальной компьютерной сети Интернет, с одной стороны, способствуют обесцениванию информации (ее сейчас не нужно запоминать, поскольку к ней всегда можно обратиться повторно), а с другой стороны, позволяют зарубежным и отечественным университетам постоянно совершенствоваться и идти в ногу со временем путем создания и активного использования информационно-коммуникационных технологий в существующих образовательных системах, что, во-первых, обеспечивает их большую доступность для обучающихся, а во-вторых, дает возможность увеличить студенческий контингент (за счет представителей других регионов и стран); в-третьих, делает образовательный процесс более удобным для его участников.

Дополнительным фактором, выступившим катализатором глобальных трансформационных процессов в высшем образовании, стала пандемия СОУЮ-19, в условиях которой традиционный образовательный процесс стал невозможным в очном формате, что заставило национальные системы обучения стран мира искать альтернативные образовательные механизмы. В мае

2020 г. эксперты Всемирного банка опубликовали исследование, в котором был сделан следующий вывод: «...пандемия оказала глубокое воздействие на образование, закрыв школы и университеты почти повсюду на планете, что стало крупнейшим потрясением для всех систем образования в нашей жизни. Ущерб станет еще более серьезным, поскольку чрезвычайная ситуация в области здравоохранения перерастет в глубокую глобальную рецессию» [1].

В то же время авторы данного доклада полагают, что пандемия COVID-19 несет в себе не только вызовы, риски и угрозы, но и определенные возможности, связанные с совершенствованием функционирования систем высшего образования за счет их дальнейшей интеграции с дистанционными образовательными системами, реализующими процесс обучения через глобальную сеть Интернет. Похожей точки зрения придерживается и Сэмюэл Мартин Барберо, почетный научный сотрудник Университета Майами, эксперт Всемирного экономического форума, считающий, что «.пандемия COVID-19 ускорила цифровизацию и трансформацию систем высшего образования» [2].

Существенный интерес к технологиям дистанционного и мобильного обучения проявляют российские пользователи сети Интернет, о чем свидетельствует динамичный рост количества запросов по фразе «дистанционное обучение» в Google (см. рис. 1). Максимальный уровень пользовательских обращений к анализируемой проблематике наблюдался в период с 5 марта по 11 апреля 2020 г.: показатель интереса был равен 100 единицам. В мае 2020 г. его значения снизились до 41 единицы, а в конце июня - начале июля вновь достигли 83 единиц. Анализируя рисунок 1, стоит отметить, что до марта 2020 г. кривая пользовательского интереса представляла собой практически ровную линию, что свидетельствует о стабильно невысоком интересе к проблеме дистанционного обучения среди российских пользователей глобальной сети в период до распространения коронавирусной инфекции.

Рисунок 1 - Динамика пользовательского интереса по запросу «дистанционное обучение» в поисковой системе Google (Россия)

На рисунке 2 представлены аналогичные данные применительно к запросу «distance learning» со стороны Интернет-пользователей Соединенных Штатов Америки.

Рисунок 2 - Динамика пользовательского интереса по запросу «distance learning» в поисковой системе Google (США)

Кривые на рисунках 1 и 2 во многом похожи: пользовательский интерес среди граждан России и США к тематике дистанционного обучения характеризуется периодами выраженного спада и подъема, обусловленными не только стабилизацией ситуации с пандемией COVID-19, но и периодом летних каникул. В то же время стоит отметить, что рисунок 2 демонстрирует рост количества обращений по запросу «distance learning» среди пользователей США. В последние 10 лет количество американских студентов, обучающихся дистанционно, неуклонно растет. Так, согласно данным отчета «Состояние образования», подготовленного Национальным центром образовательной статистики США, в 2018 г. около 5,7 млн бакалавров (34 % от общего количества) обучались на дистанционных образовательных курсах [3].

Современные информационные технологии, доступность мобильных устройств и их высокая производительность также способствуют цифровизации национальных систем образования и активному внедрению в них элементов дистанционного и мобильного обучения. Смартфоны позволяют не только учиться в любое время и в любом месте (что является базовым принципом дистанционного обучения), но и создавать сообщества обучающихся, делая образовательный процесс и эффективным, и более интересным.

Большинство студентов младших курсов университетов мира относятся к поколению Y (или поколению миллениалов), для которых виртуальное общение стало настолько привычным, что они уже не могут представить себя и свою жизнь без различных гаджетов или устройств. Поэтому и учебный процесс для них органично включен в сферу электронной коммуникации.

Стоит отметить и тот факт, что технологии дистанционного обучения, стремительно трансформирующие образовательный процесс в высшей школе, предъявляют достаточно высокие требования к технологической инфраструктуре университетов, в частности к виртуальным образовательным средам. Однако не каждый вуз сегодня имеет необходимые средства для покупки и интеграции в педагогический процесс коммерческой платформы для дистанционного обучения (Learning Management System (LMS)), что объясняет растущую популярность бесплатных разработок типа Moodle. Moodle - программа с открытым кодом, позволяющая создавать и редактировать онлайн-курсы для неограниченного количества территориально удаленных студентов. Согласно статистике, размещенной на официальном сайте данного продукта, платформа используется в 243 странах мира, на ее базе работает более 160 тыс. образовательных сайтов, а количество обучающихся по представленным в ней программам превысило 1 млрд человек [4]. В таблице 1 приведена статистическая информация по количеству установок платформы Moodle в мире.

Таблица 1 - Количество установок платформы Moodle в разных странах мира

Страна Население, млн чел. Количество установок Moodle

Соединенные Штаты Америки 328,20 11 938

Испания 46,94 11 214

Индия 1 353,00 11 121

Мексика 126,20 8 925

Германия 83,02 8 178

Перу 31,99 7 127

Бразилия 209,50 6 898

Франция 66,99 5 427

Индонезия 267,70 5 283

Российская Федерация 146,70 4 959

Анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что программный пакет Moodle наиболее популярен в США, Испании и Индии, тогда как в Российской Федерации он распространен гораздо меньше (4 959 установок - по состоянию на август 2020 г.).

Несмотря на очевидные плюсы технологий дистанционного образования, к которым традиционно относят возможность обучаться в любое время и в любом месте, экономическую эффективность для студентов, доступность учебных материалов, размещенных на образовательных платформах, для повторного к ним обращения, такой тип обучения не лишен и ряда недостатков (табл. 2).

Таблица 2 - Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Преимущества дистанционного и мобильного обучения Недостатки дистанционного и мобильного обучения

1 2

Подходит для занятых, работающих людей Необходимы технические знания для работы с образовательными платформами

Возможность обучаться в любое время и в любом месте Зависимость обучения от технических средств и уровня их работоспособности

Быстрое взаимодействие между преподавателем и обучающимися Требует самоорганизации и активизации волевых качеств

1 2

Возможность повторно обратиться к обучающим материалам Зависит от качества обучающих материалов, размещенных в 1_МБ

Обучение максимально ориентировано на студента и его потребности Возможность обмана электронных систем, нечестное прохождение итоговых аттестаций

Возможность синхронной и асинхронной коммуникации среди студенческих групп Высокие требования к умению ППС работать в электронных средах дистанционного обучения

В то же время, по данным совместного исследования российских специалистов Высшей школы экономики и их американских коллег, опубликованным в журнале «Science Advances», эффективность дистанционного обучения практически не уступает традиционным образовательным формам. По мнению Игоря Чирикова, старшего научного сотрудника Калифорнийского университета Беркли и ассоциированного сотрудника Института образования НИУ ВШЭ, «качественные онлайн-курсы больше не могут считаться второсортным способом обучения. Они формируют у студентов компетенции ничуть не хуже, чем очные занятия» [5].

Таким образом, дистанционные технологии обучения, стремительная цифровизация высшего образования существенно влияют на национальные системы вузовского образования в условиях нарастающих глобализационных тенденций и пандемии COVID-19. По мнению ряда экспертов, в ближайшие годы успех на рынке будут иметь только те университеты, которые сумели вовремя адаптироваться к сложившимся условиям, создав комфортные среды для дистанционного обучения значительного количества удаленных студентов. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков разделяет эту точку зрения, считая, что в краткосрочной перспективе принципиально изменятся требования к преподавателям, сам подход к работе с кадрами вузов и разработке программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Умение пользоваться современными средствами коммуникации, организовывать коллективную работу в удаленном режиме становится частью «минимального стандарта» квалификационных требований. «Если ты этого не умеешь, то довольно сложно будет называться преподавателем университета» [6].

Таким образом, трансформация национальных систем высшего образования - необратимый процесс, заставляющий вузы работать в условиях организационного стресса, но в то же время дающий новые возможности для профессионального роста преподавателей и повышения качества.

Ссылки:

1. The Covid-19 Pandemic: Shocks to Education and Policy Responses [Электронный ресурс] // The World Bank Group. URL: https://www.worldbank.org/en/topic/education/publication/the-covid19-pandemic-shocks-to-education-and-policy-responses (дата обращения: 03.08.2020).

2. COVID-19 has Accelerated the Digital Transformation of Higher Education [Электронный ресурс] // World Economic Forum. URL: https://www.weforum.org/agenda/2020/07/covid-19-digital-transformation-higher-education/ (дата обращения: 05.08.2020).

3. The Condition of Education 2020 [Электронный ресурс] // Institute of Education Sciences. URL: https://nces.ed.gov/pubs2020/2020144.pdf (дата обращения: 05.08.2020).

4. Moodle Statistics [Электронный ресурс] // Moodle. URL: https://stats.moodle.org/ (дата обращения: 01.08.2020).

5. Online Education Platforms Scale College STEM Instruction with Equivalent Learning Outcomes at Lower Cost [Электронный ресурс] // Science Advances. URL: https://advances.sciencemag.org/content/6/15/eaay5324/tab-pdf (дата обращения: 02.08.2020).

6. Фальков анонсировал появление из-за вируса «другого высшего образования» [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/society/09/04/2020/5e8edde79a79470aa3b361f7 (дата обращения: 25.07.2020).

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.