Научная статья на тему 'Роль диаспоры в формировании и развитии “мягкой силы” России в современной Сербии '

Роль диаспоры в формировании и развитии “мягкой силы” России в современной Сербии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
467
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / СЕРБИЯ / МЯГКАЯ СИЛА / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / RUSSIA / SERBIA / SOFT POWER / INTERCULTURAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Энтина Екатерина Геннадьевна, Смирнова Анна Сергеевна

Несмотря на явное усиление тенденций к возвращению концепций неореализма в международных отношениях в современном мире, ведущие мировые силы (США, Китай, Индия, ЕС) всерьёз озабочены трансформацией собственных концепций “мягкой силы” и повышением привлекательности своих стран в различных регионах. Россия не должна являться исключением в этом ряду. Не только внешнеполитические достижения последних лет, но и международная изоляция со стороны стран Запада требуют переосмысления основ культурного позиционирования страны в мире. Балканский регион и, в частности, Сербия являются традиционной сферой российского влияния за пределами ближних российских рубежей. Российская диаспора внесла огромный вклад в становление и развитие сербского государства в ХХ веке. В статье даётся анализ того, что и как было претворено в жизнь российской диаспорой, анализируется её сегодняшнее состояние. Даются рекомендации, каким образом можно систематизировать российскую культурную деятельность в регионе в условиях антироссийской пропаганды в Европе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE DIASPORA IN THE FORMATION AND THE DEVELOPMENT OF RUSSIA'S “SOFT POWER " IN MODERN SERBIA

Despite the apparent strengthening of trends towards the return of concepts of neorealism in international relations in the modern realities, the world's leading forces (USA, China, India, EU) are seriously concerned about the transformation of their own concepts of “soft power” and the increase in the attractiveness of their countries in different regions. Russia should not be an exception. Not only the foreign policy achievements of recent years, but also the isolation imposed on Russia by Western countries requires rethinking of the foundations of the cultural positioning of the country in the world. The Balkans and particularly Serbia are the traditional Russian sphere of influence. The Russian Diaspora has made a huge contribution to the formation and development of the Serbian state in the 20th century. The article analyzes what and how was implemented by the Russian Diaspora and also its current state. Recommendations are given on how to systematize Russian cultural activities in this region in the context of anti-Russian propaganda in Europe.

Текст научной работы на тему «Роль диаспоры в формировании и развитии “мягкой силы” России в современной Сербии »

УДК 32.019.5 Екатерина ЭНТИНА Анна СМИРНОВА

РОЛЬ ДИАСПОРЫ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ "МЯГКОЙ СИЛЫ" РОССИИ В СОВРЕМЕННОЙ СЕРБИИ

Аннотация. Несмотря на явное усиление тенденций к возвращению концепций неореализма в международных отношениях в современном мире, ведущие мировые силы (США, Китай, Индия, ЕС) всерьёз озабочены трансформацией собственных концепций "мягкой силы" и повышением привлекательности своих стран в различных регионах. Россия не должна являться исключением в этом ряду. Не только внешнеполитические достижения последних лет, но и международная изоляция со стороны стран Запада требуют переосмысления основ культурного позиционирования страны в мире. Балканский регион и, в частности, Сербия являются традиционной сферой российского влияния за пределами ближних российских рубежей. Российская диаспора внесла огромный вклад в становление и развитие сербского государства в XX веке. В статье даётся анализ того, что и как было претворено в жизнь российской диаспорой, анализируется её сегодняшнее состояние. Даются рекомендации, каким образом можно систематизировать российскую культурную деятельность в регионе в условиях антироссийской пропаганды в Европе.

Ключевые слова: Россия, Сербия, мягкая сила, межкультурное взаимодействие.

Почти пять веков назад Макиавелли в своём трактате "Государь" написал: "... Что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надёжнее выбрать страх" [Макиавелли, 1990]. Памфлет во многом соответствует возникшей позднее теории реализма - одной из трёх главных теорий в науке о международных отношениях, где принципиальными вопросами являются проблемы безопасности, а основным инструментом решения споров и степень успешности государства определяется воен-

© Энтина Екатерина Геннадьевна - к.полит.н., доцент департамента международных отношений Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20; старший научный сотрудник Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11 стр. 3. E-mail: [email protected] Смирнова Анна Сергеевна - студентка факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". Адрес: 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520184959

ной силой. Однако с усилением роли СМИ, изобретением радио и телевидения, а позднее и интернета военная сила стала постепенно утрачивать своё лидерское положение. Кроме того, создание ядерного оружия и возникновение ядерных держав служило сдерживающим фактором - угроза глобальной войны заставляла государства искать новые источники для укрепления своего влияния на международной арене. Появилась концепция "мягкой силы" - степени привлекательности того или иного государства, его способности добиваться желаемого без применения "жёстких инструментов". СССР обладал колоссальным ресурсом - идеологией и многочисленными инструментами её распространения и утверждения. Однако после его распада Россия этот уникальный ресурс утратила. Сирийские, абхазско-грузинские и крымско-украинские события показали, что в целом Россия так и не смогла наработать эффективные инструменты имиджевого представления её усилий на международной арене. Западные оппоненты продолжают успешно пользоваться созданным ими на воспоминаниях периода холодной войны имиджем современной России как страны-агрессора. Учитывая обострившиеся отношения между Россией и Европейским Союзом и Россией и США, санкции, наложенные этими странами, а самое главное - усилия партнёров, в частности, Китая, по переформатированию собственного имиджа в мире, России необходимо выработать стратегию и найти подходящие инструменты для продвижения нового облика. Балканский регион и, в частности, Сербия могли бы стать прекрасным полигоном для этого. В данной статье делается попытка доказать, что не только и не столько межгосударственное взаимодействие, славянская общность и религиозное единство заложили основы современных российско-сербских отношений. В не меньшей степени этому поспособствовала деятельность российской диаспоры первой половины XX века. Тем не менее ни современная России, ни современная Сербия не стремятся акцентировать внимание на безусловном вкладе русской эмиграции в развитие этого южнославянского государства. В результате складывается ситуация, когда более активные международные игроки - в первую очередь ЕС и Турция стали восприниматься сербской молодежью как основные проводники культурно-исторической общности и совместного будущего. Авторы исследуют деятельность официальных представительств России в Сербии и ставят перед собой амбициозную задачу выработки рекомендаций для продвижения российской "мягкой силы" на Балканах.

Диаспора как инструмент "мягкой силы "

Джозеф Най как автор понятия "мягкая сила" выделял три её основных ресурса: культура, политические ценности и внешняя политика, когда она воспринимается как законная и имеющая моральный авторитет. Однако с течением времени и с учётом национальных особенностей каждой страны к ресурсам "мягкой силы" добавляются дополнительные критерии. К примеру, рейтинг The New Persuaders, составленный британским Независимым институтом управления совместно с аналитическим журналом "Монокль", учитывает следующие составляющие "мягкой силы": культура, государственное управление, дипломатия, образование, бизнес/инновации. Ещё один рейтинг британского PR-агентства Portland во многом по критериям схож с предыдущим [The SoftPower30]. Однако есть ещё и такие критерии, как благоустроенность, приветливость жителей, популярность технической продукции, производимой в данной стране.

Учёные из областей социологических, политических и исторических наук предлагают новые инструменты "мягкой силы". Один из них - диаспора. Во-первых, развитие средств коммуникации и увеличение взаимозависимости между странами, а также глобализация в целом способствовали получению диаспорами возможности, с одной стороны, поддерживать контакты со своей исторической родиной, а с другой - легче интегрироваться во все сферы жизни принимающей страны. Это дает возможность странам происхождения использовать диаспоры в качестве инструмента мягкой силы. К таким "народным послам" выказывается большее доверие, нежели к официальным лицам или СМИ. Кроме того, члены диаспоры обладают определенными социальными связями и контактами с местным населением, что позволяет им даже неосознанно оказывать культурное воздействие и улучшать представление о стране происхождения. Разумеется, не все страны могут использовать диаспору в качестве инструмента "мягкой силы", но преимущество России состоит в том, что ввиду многочисленных социальных потрясений и сложной внутренней обстановки на протяжении XX века у РФ сложилась многочисленная, а в некоторых странах при этом хорошо организованная русскоговорящая диаспора.

Если обратиться непосредственно к Балканскому региону, в частности к Сербии, то принято считать, что Россия априори обладает в этой стране существенной "мягкой силой". На политическом уровне подобная позиция объясняется неприсоединением Сербии к антироссийским санкциям Запада, традиционными и многочисленными заявлениями об историческом, культурном и религиозном братстве наших народов. В целом данное утверждение доказывается и результатами социологических опросов среди граждан Сербии. Согласно одному из них, проведённому социологическим институтом 1р808 в январе 2015 г., более половины сербов, а именно 52% жителей, высказали свои симпатии России и только 32% положительно относятся к Европейскому Союзу. И это при том что желание вступить в ЕС по-прежнему сохраняется: о нём заявили 54% опрошенных [РИА ФАН, 2015]. Такое отношение по многим параметрам иррационально. Частично оно действительно объясняется историей взаимоотношений двух стран. Россия сыграла значительную роль в получении независимости сербским княжеством. Оказалась втянутой в Первую мировую войну, выполняя союзнический долг и защищая сербский суверенитет. Красная армия освобождала Белград в годы Второй мировой. На современном этапе Москва неоднократно использовала право вето в СБ ООН в отношении Косова и Сребреницы.

Однако при более детальном историческом анализе становится очевидным, что политические отношения между двумя странами всегда были скорее прагматичными, чем последовательно союзническими.

Сила русского оружия действительно обеспечила большинству балканских княжеств независимость, однако с момента образования и вплоть до 1940 г. СССР не признавал Королевство СХС, а затем Королевство Югославию как нежизнеспособное порождение Версальской системы. В предшествующий период (в течение всего XIX века) сербские политические элиты постоянно лавировали между Москвой, Лондоном, Парижем и Веной, пытаясь играть на великодержавных противоречиях. Вторая мировая война на несколько лет частично объединила советские и югославские усилия, но вслед за сближением последовал конфликт И. Тито и И. Сталина 1948 года. Несмотря на то что спустя несколько лет Н. Хрущёв восстановил отношения, Югославия вплоть до распада балансировала на межблоковом противостоянии.

Вместе с тем дипломатические провалы, вызванные конъюнктурой международных отношений, на протяжении XX века, безусловно, компенсировались обширными связями второго и третьего порядка (академическими, культурными, межчеловеческими). Порой они даже заменяли собой дипломатию (например, протесты рядовых российских граждан в ходе войн на территории бывшей Югославии и бомбардировки Югославии силами НАТО), что в итоге и создало ощущение близости и народов, и стран.

Таким образом, несмотря на то что расхожим объяснением популярности современной России в Сербии является политическая и историческая составляющие, сформировать на их основе эффективную стратегию долгосрочного присутствия России в Балканском регионе без активного использования иных, преимущественно культурных ресурсов "мягкой силы" вряд ли представляется возможным. Проводником культурного присутствия России на Балканах и в XIX, но в особенности в XX веке было не только и не столько государство, сколько русскоговорящая диаспора.

Деятельность российской диаспоры в Сербии через призму XX столетия

Революционные события в России 1917 г. обусловили массовое переселение в страны Европы и США. Королевство Сербов, хорватов и словенцев стало одной из тех стран, которая приняла наибольшее количество эмигрантов. По разным данным, через территорию КСХС прошло от 50 до 70 тыс. человек, а осталось жить на время или на постоянной основе более 40 тыс. бывших подданных Российской империи [Арсеньев, 1996: 7]. По данным статистического отдела Государственной комиссии по делам русских беженцев в Белграде, 75% русских беженцев — это лица, получившие высшее и среднее образование. И только 3% от общего числа беженцев не имели никакого образования и были неграмотными, остальные же получили начальное или домашнее образование [Арсеньев, 1996: 8]. Отсюда можно заключить, что в КСХС приехали наиболее образованные, квалифицированные слои населения Российской империи. При этом число неграмотных жителей Королевства СХС достигало 80% в некоторых регионах [Арсеньев, 1996: 12]. В КСХС приехали представители самых разных профессий: ученые, художники, архитекторы, врачи, инженеры. В целом в КСХС насчитывалось более 300 русских колоний [Танин, 2010: 77].

Сфера образования, медицины и науки

Одно из центральных мест занимала профессорская эмиграция. В одном Белградском университете в период с 1923 по 1924 год работали 34 преподавателя-эмигранта, а это 31% от общего числа. На некоторых факультетах (историческом, сельскохозяйственном) процент русских преподавателей достигал 60% [Арсеньев, 1996: 9]. Они привезли с собой новые методики и направления, некоторые стали родоначальниками ряда дисциплин, которые до этого времени не изучали и даже не существовали в Сербии. К примеру, В.К. Мошин стал основателем югославской палеографической науки, Г. Острогорский - основатель сербской византологии, Ф. Тарановский был одним из первых, кто кодифицировал сербское право [Арсеньев, 1996: 19]. А И.Н. Голенищев-Кутузов, помимо того что преподавал французский язык и литературу, стал собирателем эпического творчества народов Югославии - посещал глухие деревни и записывал старые сказки, стихи и песни, так что, как это ни парадоксально, но сербы частично обязаны сохранением собственного

фольклора именно российскому эмигранту [Арсеньев, 1996: 23]. Помимо гуманитарных специальностей, члены диаспоры преподавали технические и естественнонаучные дисциплины: профессора механики Демченко и Воронец, С. Лебедев - известный во всём мире химик, работавший в Белградском университете, А. Игнать-евский организовал новую, современную терапевтическую клинику, Рамзин - один из ведущих эпидемиологов, также основатель этой дисциплины в Югославии [Ра-доевич, 2014: 103]. Вообще деятельность российских врачей необходимо отметить отдельно, их в КСХС было более 450 (и это при том что собственных специалистов в Королевстве было очень мало) [Танин, 2010: 104]. Именно они заложили основы новой культуры здравоохранения, основывающейся на профилактике распространения заразных болезней, возглавляли хирургические отделения, отправлялись врачами в отдаленные сельские пункты. То же самое можно сказать и о русских учителях и священниках. На территории КСХС действовали 24 русские школы, но учителя из российских эмигрантов работали и в сербских учебных заведениях: Королевство испытывало нехватку кадров, таких учителей по всей территории было более 600 [Танин, 2010: 106]. За счёт расселения русских общин, которые находились не только в крупных городах и центрах, многие сербы, бывшие неграмотными и не умевшие возможности получить образования в силу удаленности от культурных центров, получили возможность научиться читать и писать.

Помимо этого, большое значение имел также Русский научный институт, открытый в 1928 г. Помимо того что в разные годы он объединял от 40 до 60 профессоров, институт вел активную просветительскую деятельность [Арсеньев, 1996: 62]. Благодаря приглашениям профессорского состава КСХС посещали знаменитые ученые из разных стран: Чехии (И.И. Лаппо), США (И.И. Сикорский), Германии (И.И. Ильин) и многие другие [Арсеньев, Указ.соч]. Помимо проведения открытых лекций и конференций с участием видных учёных, Русский научный институт организовывал литературные вечера, гостями которых становились такие известные поэты и писатели, как 3. Гиппиус, Д. Мережковский, И. Северянин [Арсеньев, 1996: 63]. Если бы не деятельность российской эмиграции, КСХС вряд ли могло рассчитывать на приезд таких видных деятелей науки и культуры, поскольку на фоне других европейских стран, Югославия оставалась аграрной, патриархальной страной, способной мало чем привлечь иностранных специалистов.

Вклад российской диаспоры в становление сербского театра и искусства

Однако деятельность российской диаспоры первой половины XX века не ограничивается только научными достижениями. Немалый вклад эмигранты внесли и в другие области. Большое значение имел вклад бывших подданных Российской империи в театр, оперу и балет. Более того, именно русским эмигрантам сербы обязаны становлением и оперы, и балета. Если говорить о сценическом искусстве, эмигранты внедрили в сербский театр систему Станиславского. Первые спектакли ставились ещё в 20-е годы Ю. Л. Ракитиным - режиссёром Александринского театра и актёром МХАТа. Став режиссёром Народного театра в Белграде, он создал 85 спектаклей и восемь опер [Радоевич, 2014: 108]. Затем возникло Белградское русское драматическое общество, в котором состояло до 80 опытных актёров и режиссёров [Радоевич, 2014: 108]. Причём спектакли проводились не только на русском, но и на сербском языке, а среди репертуара присутствовали произведения югославских

и даже советских авторов. В дальнейшем количество трупп и объединений только росло, увеличился обхват жанров - появились комедии, трагикомедии, сатирические сценки, театральные миниатюры. Но самое важное - с открытием дома культуры "Русский дом" (1933 г.), российский театр стал общедоступным, спектакли шли каждую неделю [Радоевич, 2014: 108]. Практически сразу российские эмигранты организовали обширную издательскую деятельность: выходило более 220 различных газет и журналов. На сербский, словенский и хорватский язык переводились произведения русских классиков, открывались общественные библиотеки - только в одном "Русском доме" содержалось около 200 тысяч изданий [Арсеньев, 1996: 66]. Помимо уже упомянутых литературных вечеров, союзами писателей и журналистов организовывались приезды и открытые лекции российских писателей-эмигрантов, таких как И.А. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт [Арсеньев, 1996: 13]. Не оставались в стороне и художественные объединения. Они организовывали выставки не только российских и зарубежных художников, но также и югославских авторов - таким образом знакомя не только подданных КСХС с творчеством иностранных художников, но жителей Европы и США с творчеством художников югославских. В разное время были проведены выставки И. Репина, А. Бенуа, К. Коровина, Н. Рериха [Арсеньев, 1996: 67]. Возвращаясь к теме театрального искусства и, в частности, оперы и балета, нельзя не отметить, что благодаря стараниям русской диаспоры в Югославии давали концерты и выступления Ф. Шаляпин, С. Прокофьев, А. Павлова [Арсеньев, 1996: 67]. Однако нельзя забывать, что помимо работы таких заслуженных классиков, русская диаспора дала пианистов, духовников, виолончелистов, которые не только играли во всех главных театрах и концертных залах, но также вели уроки в музыкальных школах и практиковали частные уроки.

Россия в архитектурном облике современного Белграда

Немаловажную роль сыграли российские архитекторы и инженеры. Самой заметной фигурой является Н.П. Краснов - главный архитектор, спроектировавший всемирно известный Ливадийский дворец. Не меньше он сделал и для Белграда: оформлял резиденцию династии Карагеоргиевичей, проектировал мемориальную церковь Карагеоргиевичей, участвовал в проектировании нынешнего здания парламента Сербии, полностью спроектировал здание правительства Сербии, здание МИД, здание Государственного архива. Помимо проектов, осуществлённых Н.П. Красновым, другие российские архитекторы и инженеры-строители спроектировали и принимали участие в постройке Министерства торговли и промышленности, здания медицинского факультета Белградского университета, здания Управления Генерального штаба, а также более 250 частных домов в Белграде [Танин, 2010: 95]. Все эти сооружения до сих пор являются одними из главных достопримечательностей города.

Российские военные части, прибывшие вместе с Деникиным и Врангелем, прокладывали горные дороги, преподавали в военных академиях, знакомили югославских военных с принципами работы военных самолётов. Последнее, на что необходимо обратить внимание: российские специалисты различных областей были настолько востребованы, что многие из них работали в министерствах, занимали государственные посты. Только в управе Белграда насчитывалось 130 русских эмигрантов, а в министерстве строительства их было 90 [Танин, 2010: 96].

Для Королевства, пережившего Первую мировую войну, разоренного оккупацией, с аграрно-патриархальным строем, приезд специалистов такого уровня стал решающим событием в культурном, политическом и экономическом развитии. Но самое важное - сербская и российская культуры оказались тесно связаны между собой. Диаспора обеспечила Россию "мягкой силой" ещё в те времена, когда такого понятия даже не существовало.

"Отношения СССР и Югославии в 60-80 гг. XX века хорошо отражает название книги советского историка Ю.С. Гиренко "Советский Союз - Югославия: традиционная дружба, всестороннее сотрудничество" (работа издана "Политиздатом" в 1975 г.). Темные страницы в истории взаимоотношений двух стран, прежде всего период 1948-1953 гг., были преданы забвению. В Югославии функционируют советские дипломатические и торговые представительства, работают российские специалисты. Бывший Русский дом им. Императора Николая II, вместилище эмигрантских организаций и научных институтов, становится Домом советской науки и культуры. В помещениях, где до Второй мировой войны находилась русская гимназия, размещается Средняя школа при посольстве СССР. Вольно или невольно, но культурные институции Советского Союза в Югославии по форме в значительной степени копируют довоенные эмигрантские структуры" [Русская беседа, 2009].

Акторы продвижения российской культуры в Сербии в постюгославский период

С окончанием войн на территории бывшей Югославии приток российских эмигрантов в Сербию возобновился. По данным последней переписи населения, проводившейся в Сербии в 2011 г., в республике проживает более 3 тыс. русских и 250300 тыс. людей русского происхождения [ИТАР-ТАСС, 2009]. Также считается, что с 2014 г. в Сербию эмигрировали порядка 2000 российских граждан, а общая численность российских граждан превышает 12000 человек [Уесгще поуо8й, 2015]. Несмотря на то что основой притока, как и столетие назад, преимущественно стали граждане с высшим образованием и высокой профессиональной квалификацией, а также сотрудники представительств крупных российских компаний (Лукойл, Газпром, РЖД, ряд других) говорить о консолидированности российской диаспоры не приходится. Скорее, мы имеем дело с разными, никак не объединёнными концептуально, точечными акциями и мероприятиями. В этой связи основная нагрузка по продвижению российского имиджа в Сербии легла на плечи официальных представительств: посольства и в первую очередь Русского дома - Российского центра науки и культуры в Белграде (РКНЦ).

РКНЦ в Белграде, как и сто лет назад, остаётся одной из известных и потенциально притягательных культурных площадок. Он известный объект и среди старшего поколения, и среди молодёжи.

За 2017 г. по данным, предоставленным на официальном сайте культурного центра "Русский дом", на базе или при поддержке Русского дома было проведено более 180 мероприятий. Таким образом, фактическая активность очень высока: в среднем одно мероприятие в два дня.

Деятельность Русского дома можно разделить на несколько больших блоков: выставки (31), кинопоказы (34), фестивали и концерты (28), лекции и семинары (в основном посвящённые преподаванию русского языка в Сербии - 17), встречи, свя-

занные с помощью при поступлении и привлечению студентов в российские вузы (3), литературно-художественные, тематические и торжественные вечера (8), популярные общественные акции, такие как "Тотальный диктант" и "Бессмертный полк" (6), презентации книг (7), проведение спектаклей (8), прочие мероприятия, такие как совместные встречи праздников, мастер-классы и т.д. (39) [Русский дом, 2017].

Как видим, одними из самых часто проводимых и популярных мероприятий являются кинопоказы. Если вспомнить о том, что Джозеф Най называл киноиндустрию и Голливуд главными инструментами "мягкой силы" США, то можно предположить, что Русский дом культуры также ориентируется на данный посыл. Однако из 34 кинопоказов, проведённых в 2017 г., только пять представляли фильмы или мультфильмы, способные заинтересовать широкую аудиторию, а именно: "Добрыня Никитич и Змей Горыныч", "Мы из будущего", "Статский советник", "Ёлки" и flyxless [Русский дом, 2017]. Эти фильмы и мультфильмы были созданы в РФ в промежуток с 2005 по 2012 г. и отражают так или иначе современную Россию. Остальные 29 фильмов являлись продукцией советского производства. В разные месяцы были показаны фильмы "Чапаев", "Девчата", "Волга-Волга", "Большая перемена" и другие советские киноленты. С точки зрения имиджевого продвижения России непонятно, на кого ориентированы такие кинопоказы. Кроме того, не все фильмы снабжены сербскими субтитрами, лишь у 50% от всех показанных в 2017 г. они были, что автоматически лишает возможности людей, не знающих русский язык, приобщиться к российской культуре [Русский дом, 2017]. Таким образом, получается, что один из самых эффективных инструментов по продвижению имиджа страны используется частично.

В сфере продвижения образования РКНЦ сталкивается с определенными сложностями объективного порядка. Не многие российские университеты стремятся к сотрудничеству с сербскими коллегами и привлечению в большинстве своем не знающих русский язык, с одной стороны, с другой - мало платёжеспособных сербских абитуриентов. В результате в течение 2017 года на базе РКНЦ были проведены всего три встречи по привлечению абитуриентов в российские вузы [Русский дом, 2017]. Возможность студенческого обмена является наравне с распространением культурных ценностей базисом, за счёт которого формируется позитивное представление о государстве.

Ещё одна важная проблема - многие мероприятия РКНЦ ориентированы исключительно на членов диаспоры. Этим работа современного Русского дома серьёзно отличается от его же деятельности столетней давности. С одной стороны, логично, поскольку диаспоры потому и образуются, что её члены хотят хотя бы отчасти сохранить свою идентичность, культуру, язык. Но в современных условиях диаспора уже не нуждается в такой закрытости. Сохранить связь с прародиной стало намного легче благодаря открытости границ и современным ИКТ.

Другим важным сюжетом в оценке деятельности Русского дома в Белграде для понимания, каким образом можно повысить привлекательность России, является анализ того, каким историческим или культурным событиям уделяется особое внимание, что преподносится в качестве культурных основ РФ. За 2017 г. 17 выставок, акций, концертов, показов фильмов были посвящены Великой отечественной войне, ещё четыре - в целом воинской славе России и шесть так или иначе связаны с покорением космоса [Русский дом, 2017]. Безусловно, все эти темы являются важными для понимания российской культуры, и они занимают особое место в несовременная Европа, 2018, №5

торическом сознании русских людей. В случае с Сербией, признавая героизм и заслуги советского народа в победе над фашизмом, стоит учитывать, что внутри Сербии не было и нет консенсуса по поводу отношения к событиям Второй мировой войны. В этой связи гораздо важнее делать акцент и на других объединяющих наши народы моментах. Например, несмотря на исторический контекст и широкую деятельность русской диаспоры, не многие знают о её роли в КСХС как в России, так и в Сербии.

Деятельность Русского дома в социальных сетях

Помимо организации мероприятий и конкурсов, Русский дом также стремится популяризировать деятельность России через социальные сети, в частности Face-book. В сравнении с другими представительствами России за рубежом, РКНЦ в Белграде объективно демонстрирует высокую активность. Страница на Facebook обновляется в среднем несколько раз в неделю. Число подписчиков в Facebook на конец июня 2018 года - 4840 человек, общее количество отметок "мне нравится" -4695. Необходимо признать, что последний показатель слишком мал, а в среднем под каждым постом стоит от 20 до 60 "Мне нравится", что крайне малое количество. Из основных плюсов, которые выгодно отличают страницу в Facebook от сайта Русского дома, - большее количество фотоотчетов, по которым можно определить посещаемость мероприятий и основную возрастную категорию посетителей. В основном это школьные группы и люди пожилого возраста [Facebook, 2018].

Другой положительный момент - в большинстве своём посты публикуются на двух языках, что облегчает коммуникацию и увеличивает число потенциальных подписчиков. Что касается содержания постов, то в целом по тематике оно повторяет содержание сайта. Работа группы строится на модели "публикация поста о мероприятии - отчёт о его проведении", иногда в ленту попадают новостные сообщения. Основной недостаток такого подхода в том, что группа малосодержательна, она знакомит только с деятельностью самого РКНЦ "Русский дом", но никак не знакомит с Россией, её историей, интересными фактами и т.д. Поэтому эта группа может быть полезна и интересна только для тех, кто уже посещал РКНЦ. Вместе с тем в современном мире самый простой и легкий способ заинтересовать людей в возрасте от 15 и до 45 - использовать интернет-пространство. Если бы работа группы была не так сильно привязана к публикациям отчетов о своей деятельности, а сосредотачивалась на ознакомлении граждан Сербии с Россией, то возрос бы интерес как к стране, так и к самому Русскому дому.

В освещаемых сюжетах полностью отсутствует информация о проводимых научных конференциях, многочисленных экспертных встречах с участием представителей России. Наконец, о мероприятиях представителей общины и аффилированных с Россией компаний. В сумме, несмотря на высокую фактическую активность, эффективность мероприятий оценить крайне сложно. Очевидно, что их количество не складывается в общую систему продвижения России и в самой Сербии, и в регионе.

Выводы и рекомендации

Первая треть предыдущего столетия ознаменовалась "русским взлетом", заложившим основы общего непоколебимо позитивного отношения сербской нации к России. Югославский период оставил в сознании советских людей миф о зажиточ-

ной южнославянской стране и почти "настоящей загранице". Соответственно трагический распад Югославии, совпавший по времени и отчасти явившийся следствием крушения советской социалистической системы, был воспринят россиянами крайне эмоционально. Зачастую как пример того, что "мог сделать" Запад с их собственной родиной, и поэтому создал особую интимную атмосферу в диалоге российского и сербского народов и политических элит.

С начала же XXI века при общей интенсификации российского присутствия в регионе, роль и диаспоры, и культурно-научных связей сводится к минимуму. Российскую диаспору в качестве самостоятельного и консолидированного актора выделить невозможно. Официальные российские представительства, судя по их деятельности, сводят задачи своего присутствия в регионе в сфере межкультурного взаимодействия практически строго к поддержанию минимальных связей с русскоговорящими гражданами в Сербии и постольку-поскольку - к наращиванию "мягкой силы" России в Республике. Таким образом, к настоящему моменту при блестящей исторической базе и религиозно-культурологической близости российского и сербского народов сложилась опасная ситуация, грозящая России вытеснением из региона в среднесрочной перспективе. Это связано с тем, что другие международные игроки, в частности ЕС, Китай и Турция а) имеют больше возможностей (экономических, военно-политических, информационного продвижения), б) выстраивают балканское направление своей внешней политики на порядок более последовательно и системно, в) целенаправленно действуют против России либо лишь относительно заинтересованы в её несомненном присутствии.

Поэтому в рамках существующей внешней политики, роль России на Балканах может снизиться до минимума. Основной инициативой со стороны Москвы должна стать разработка общей концепции культурного продвижения России в мире, где Балканы в общем и Сербия в частности могли бы занять отдельное место. Одним из элементов данной стратегии должен стать канал российской диаспоры, которая, как и прежде, покидая Россию по самым разным основаниям, продолжает связывать себя и собственную идентичность с Родиной. В силу исторических особенностей взаимоотношений двух стран выходцами из России на Балканах факт принадлежности к российской нации обычно не просто не скрывается, но и является предметом особой гордости. Их профессионализм, знания, особенно в современных областях крайне востребованы среди сербского населения. У сербской молодёжи, в целом ориентированной на Запад и находящейся в определённом "информационном вакууме" относительно того, что происходит к Востоку от их границ, существует запрос на "новую Россию", с новым набором кумиров и сувениров. Культура современной России, классические театр, искусство, разработки в сфере традиционной медицины, высокий уровень научных и экспертных кадров при должной систематизации уже имеющихся усилий в данных направлениях и выстраивании концепции по интеграции новых способны обеспечить платформу для системного политического и экономического присутствия России в регионе.

Список литературы

Арсеньев А.Б., Кириллова О.Л. (1996) Русская эмиграция в Югославии. - М.: Индрик.

Макиавелли Н. (1990) Государь. - М.: Планета.

Официальная страница Российского центра науки и культуры в Белграде на ЕасеЪоок. Режим доступа: https://www.facebook.com/ruskidombeograd/

Российско-сербские отношения. Досье // ИТАР-ТАСС. Режим доступа: http://tass.ru/info/1588513 Россия и русские в Сербии // Сайт Русская беседа. Режим доступа: http://forum.rusbeseda.org/index.php?topic=5160.0;wap2

Русский дом. Российский центр науки и культуры в Сербии. Режим доступа: https://ruskidom.rs/ru/co6biTm/nporpaMMa-MeponpMTHfi/

Русский некрополь в Белграде: Символ исторической дружбы (2014) / Под ред. М. Радоевич и М. Кович. - Белград.

Сербы по-прежнему относятся к России лучше, чем к Евросоюзу // РИА Федеральное агентство новостей. Режим доступа: https://riafan.ru/188413-serbyi-po-prezhnemu-otnosyatsya-k-rossii-luchshe-chem-k-evrosoyuzu

Танин С.Ю. (2010) Русский Белград. - М.: Вече.

Srbija je Rusima obecana zemlja // Сайт Vecrnje novosti. Режим доступа: http://www.novosti.rs/vesti/naslovna/drustvo/aktuelno.290.html:536236-Srbija-je-Rusima-obecana-zemlja The SoftPower30 // USC Center on Public Diplomacy. Режим доступа: https://softpower30.com/

References

Arsen'ev A.B., Kirillova O.L. (1996) Russkaya ehmigraciya v Yugoslavii. - M.: Indrik. Makiavelli N. (1990) Gosudar'. - M.: Planeta.

Oficial'naya stranica Rossijskogo centra nauki i kul'tury v Belgrade na Facebook. Available at: https://www.facebook.com/ruskidombeograd/

Rossijsko-serbskie otnosheniya. Dos'e // ITAR-TASS. Available at: http://tass.ru/info/1588513 Rossiya i russkie v Serbii // Sajt Russkaya beseda. Available at: http://forum.rusbeseda.org/index.php?topic=5160.0;wap2

Russkij dom. Rossijskij centr nauki i kul'tury v Serbii. Available at: https://ruskidom.rs/ru/co6biTm/nporpaMMa-MeponpmTHfi/

Russkij nekropol' v Belgrade: Simvol istoricheskoj druzhby (2014) / Pod red. M. Radoevich i M. Kovich. - Belgrad.

Serby po-prezhnemu otnosyatsya k Rossii luchshe, chem k Evrosoyuzu // RIA Federal'noe agentstvo novostej. Available at: https://riafan.ru/188413-serbyi-po-prezhnemu-otnosyatsya-k-rossii-luchshe-chem-k-evrosoyuzu

Tanin S.Y. (2010) Russkij Belgrad. - M.: Veche. Srbija je Rusima obecana zemlja // Sajt Vecrnje novosti. Available at: http://www.novosti.rs/vesti/naslovna/drustvo/aktuelno.290.html:536236-Srbija-je-Rusima-obecana-zemlja The SoftPower30 // USC Center on Public Diplomacy. Available at: https://softpower30.com/

The role of the Diaspora in the formation and the development of Russia's "soft power " in modern Serbia Authors: Entina E., PhD in Political Science, Associate Professor at National Research University Higher School of Economics, Senior Research Fellow at Institute of Europe RAS. E-mail: [email protected]

Smirnova A., student, National Research University "Higher School of Economics". E-mail: [email protected]

Abstract. Despite the apparent strengthening of trends towards the return of concepts of neorealism in international relations in the modern realities, the world's leading forces (USA, China, India, EU) are seriously concerned about the transformation of their own concepts of "soft power" and the increase in the attractiveness of their countries in different regions. Russia should not be an exception. Not only the foreign policy achievements of recent years, but also the isolation imposed on Russia by Western countries requires rethinking of the foundations of the cultural positioning of the country in the world. The Balkans and particularly Serbia are the traditional Russian sphere of influence. The Russian Diaspora has made a huge contribution to the formation and development of the Serbian state in the 20th century. The article analyzes what and how was implemented by the Russian Diaspora and also its current state. Recommendations are given on how to systematize Russian cultural activities in this region in the context of anti-Russian propaganda in Europe. Key words: Russia, Serbia, soft power, intercultural interaction. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520184959

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.