Научная статья на тему 'Роль диалога в профессионально-ориентированном обучении иностранных студентов'

Роль диалога в профессионально-ориентированном обучении иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
655
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES OF TEACHING / ДИАЛОГИЗАЦИЯ ТЕКСТА / TEXT / ДИАЛОГ / PROFESSIONALLY ORIENTED TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова О. В.

В статье рассматривается научный диалог как одна из интерактивных форм профессионально-ориентированного обучения русскому языку иностранных студентов в рамках первого сертификационного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGUE ROLE IN PROFESSIONALLY ORIENTED RUSSIAN LANGUAGE TEACHING OF FOREIGN STUDENTS

Scientific dialogue as one of interactive forms of professionally oriented russian language teaching of the first certified level foreign students is considered.

Текст научной работы на тему «Роль диалога в профессионально-ориентированном обучении иностранных студентов»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОВ METHODOLOGY OF TEACHING LANGUAGES

УДК 81.2Рус-5:38я7

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Новикова О.В.

Россия, г. Воронеж, тел. + 7(473)271-50-48; e-mail: [email protected]

Voronezh State University of Architecture

and Civil Engineering

The chair of Russian language and cross-

cultural communication, candidate

of philological sciences, the senior lecturer

Novikova O. V.

Russia, Voronezh, tel. +7(473)271-50-48; e-mail: oljanovik @mail.ru

О.В. Новикова

РОЛЬ ДИАЛОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается научный диалог как одна из интерактивных форм профессионально-ориентированного обучения русскому языку иностранных студентов в рамках первого сертификационного уровня.

Ключевые слова: профессионально-ориентированное обучение, интерактивные технологии обучения, диалогизация текста, диалог.

O.V. Novikova

DIALOGUE ROLE IN PROFESSIONALLY ORIENTED RUSSIAN LANGUAGE

TEACHING OF FOREIGN STUDENTS

Scientific dialogue as one of interactive forms of professionally oriented russian language teaching of the first certified level foreign students is considered.

Keywords: professionally oriented teaching, interactive technologies of teaching, text dialogization, dialogue

В новых условиях развития общества изменилась концепция высшего профессионального образования. Главной его задачей стало формирование и развитие компетентной и творческой личности специалиста, способной к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Выпускник вуза должен обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности, включающей не только знание иностранных языков, способов взаимодействия с окружающим миром, но и навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

© Новикова О.В., 2013

Формирование данной компетенции предполагает коренное изменение позиции студента из пассивного потребителя знаний в активного участника учебного процесса, умеющего самостоятельно работать и находить информацию; умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, определить оптимальный результат и доказать его правильность.

Решение данных коммуникативно-речевых задач, возникающих в профессиональной сфере, требует, по мнению современных методистов, нового подхода к языковому образованию будущего специалиста. Интересные аргументы необходимости перехода на новые технологии обучения приводит в своем исследовании Г.М. Левина [5]. Автор указывает на то, что за последние десять лет изменились параметры языковой личности. Студент XXI века, века компьютеров, интернета, телевидения, - это человек с правополушарной ориентацией, предпочитающий получать информацию через видеоряд, и, как следствие этого, со слабо развитой логикой, не умеющий анализировать происходящее, видеть причинно-следственные связи процессов и выражать их с помощью языка. Обучающие технологии, по мнению автора, должны учитывать эту специфику.

В современной методике самой распространенной технологией обучения языку является интерактивная модель, цель которой - развитие критического мышления учащихся как конструктивно интеллектуальной деятельности, формирование осмысленного восприятия информации с последующим ее усвоением [3; с. 268]. Применительно к профессионально-ориентированному обучению данную технологию разрабатывают такие ученые, как М.А. Мосина [7], О. А. Галановой [1], Т.Е. Клец [4] и др.

Сторонники данной технологии основной отправной единицей обучения языку специальности так же, как и при традиционном подходе, считают текст, однако воспринимают его по-другому: как заочный диалог читателя с автором. Так, М. А. Мосина пишет о том, что научный текст «насквозь пронизан диалогичностью, поскольку за ним всегда стоит создатель текста, помнящий об адресате и в зависимости от этого строящий свою речь соответствующим образом» [7; с. 130]. Исходя из этого, автор предлагает систему упражнений, основанную на стратегиях оценивания информации, ее присвоения и создания нового продукта. В основе данных упражнений лежит текст как си-стемнобразующая единица. Получение нового продукта на основе этого текста возможно лишь при условии, что студент находится в интерактивном общении с автором текста, т. е. в состоянии диалога. В процессе такого диалога появляется желание обменяться мыслями с другими участниками коммуникации. Данный подход М.А. Мосина определяет как комплексное обучение профессионально-ориентированной иноязычной речи в контексте интерактивного подхода.

Вслед за М.А. Мосиной идею диалогичности текста подробно исследует О.А. Галанова [2], рассматривая иноязычное профессионально-ориентированное чтение как активное письменное общение-диалог, в котором представлены самые разные смысловые и оценочные позиции [2; с. 56]. Подробно исследуя понятие «научный диалог», ученый предлагает для обучения языку специальности метод моделирования. На основе анализа речевых образцов, относящихся к профессионально-деловой сфере общения будущего инженера, О.А. Галанова выделяет объекты моделирования, которые необходимо использовать при разработке типов упражнений. В процессе иноязычной речевой деятельности в форме диалога, согласно этой модели, каждый субъект сообщает свою информацию, слушает, понимает и оценивает информацию другого партнера, воспринимая и осмысливая новое, оригинальное, важное, сопоставляет и выделяет то, что совпадает с его мыслями, отношением и имеющейся в его распоряжении информацией.

Сторонником обучения профессионально-ориентированной деятельности в интерактивном режиме является и Т.Е. Клец [4]. Отличительной особенностью такого обучения ученый считает «организацию образовательного процесса как личностно ориентированного взаимодействия преподавателя и обучаемых, в основе которого лежит принцип диалогичности, максимально обеспечивающий благоприятные условия для реализации личностного потенциала всех участников образовательного процесса с учетом их индивидуальных особенностей и предшествующего опыта» [4; с. 147]. Проанализировав работы современных методистов, Т.Е. Клец приходит к выводу, что современные педагоги-инноваторы осваивают интерактивные формы обучения, основанные на диалоговых технологиях, а дискуссия рассматривается как метод и как особая технология.

Технология проблемно-диалогического обучения рассматривается и в работе Мельниковой [6]. Автор предлагает в качестве наиболее яркой формы данной технологии побуждающий диалог, предполагающий использование широкого спектра проблемных ситуаций, среди которых наиболее частотная - столкновение мнений учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что все современные технологии обучения профессионально-ориентированной деятельности основываются на использовании диалога в качестве основной единицы обучения в интерактивном режиме; что «диалогическая форма обучения выступает как оптимальная для дальнейшего развития теоретического и профессионального развития студентов и тем самым способствует их успешной социализации» [2; с. 56].

Однако новые технологии существуют пока только в теории, на практике учебники нового типа только начинают разрабатываться. Кстати, многие методисты убеждены, что единого учебника по языку специальности быть не может, что необходимо создавать узкопрофильные пособия. Так, стали появляться пособия по языку специальности, включающие работу над диалогом и диалогичностью текста. [12, 9], в которых дана определённая система работы над диалогом. Это разные типы заданий, предполагающие как работу на основе текста, так и в парах и групповую. В методической литературе наиболее подробно разработаны такие формы научного обучающего диалога, как диалог-расспрос и дискуссия для студентов-иностранцев 2-4 курсов [См., например, 2, 11]. Это второй сертификационный уровень, который предполагает практическое владения языком специальности.

Данный вопрос совершенно не рассматривается в объеме первого сертификационного уровня владения русским языком как иностранным, хотя современные требования к нему в профессиональный модуль включают умение участвовать в диалоге-расспросе на основе прочитанного текста, понимание коммуникативного намерения собеседника и адекватную реакцию на его реплики [10; с. 23]. Существующие учебники по научному стилю речи для подготовительных факультетов готовят учащихся к чтению и монологическому воспроизведению текстов, к слушанию и конспектированию лекций по общим естественнонаучным дисциплинам. Однако в них отсутствуют задания диалогического характера, в отличие от учебников по общему владению русским языком как иностранным. Впрочем, существуют пособия по интенсивному обучению отдельным дисциплинам, где весь материал дан в форме полилога, в котором студенты объясняют заболевшему другу материал пропущенного занятия, но это воспроизведение только одной возможной ситуации.

Нам представляется, что диалогическая форма обучения должна присутствовать на начальном этапе несколько шире. Учащиеся подготовительного факультета начинают изучать общеобразовательные дисциплины уже в первом семестре, на практических занятиях они общаются с преподавателем и товарищами по группе на языке научного

стиля речи. Ситуации учебных диалогов должны быть максимально приближены к этим жизненно важным для студентов ситуациям: опрос на занятии, обсуждение проблемы, просьба объяснить новый материал, экзамен и подготовка к нему, согласие или возражение, помощь товарищу по группе - объяснить термин, задать уточняющий вопрос, прояснить смысл прочитанного в учебнике и т.п.

Ситуации, приближенные к естественным, позволяют, во-первых, познакомить учащихся с конструкциями, встречающимися в речи преподавателя: Все согласны с таким ответом? Как вы считаете, это верный ответ? А как бы вы ответили на этот вопрос? А что вы скажите по этому поводу? Конкретизируйте, пожалуйста. Не вполне корректный ответ. Вас устраивает такой ответ? Поясните, пожалуйста и т.п. А во-вторых, позволяют ввести в речевую практику студентов некоторые вводные слова и словосочетания, разговорные фразы, элементы речевого этикета.

Приведём в качестве примера некоторые задания, включенные нами в пособие по языку специальности для будущих архитекторов [8]. Первая группа заданий предполагает работу в парах: составить диалог по образцу, простому или более сложному, или самостоятельно с использованием опорных конструкций и выражений.

Задание 1. Составьте диалоги по образцу.

Образец 1

- Скажите, что такое хай-тек? / - Чем является хай-тек?

- Это новое направление в архитектуре. / - Новым направлением в современной архитектуре

Образец 2:

- Ты знаешь художественные средства создания единства архитектурной композиции?

- Конечно, например, пропорции.

- А что такое пропорции?

- Пропорции — это соотношение частей между собой по высоте, ширине и длине. Например, «золотое сечение».

(симметрия, асимметрия, ритм, контраст, нюанс, пластика, декор)

Задание тренирует разные способы выражения одной мысли в результате варьирования формулировок вопросов. Оно может иметь вариации, например: Сформулируйте вопросы, исходя из двух ситуаций: 1) известен класс и 2) известен предмет (образец 1). Задание позволяет ввести в речь учащихся наиболее частотные вводные слова. Кроме того, запоминание дефиниций происходит быстрее в непринужденной обстановке.

Задание 2. Примите участие в диалоге.

Образец: Что такое архитектура? (искусство проектировать и строить объекты, которые оформляют пространственную среду для жизни и деятельности человека).

Первый студент: Скажи, пожалуйста, что такое архитектура?

Второй студент: Архитектура - это искусство проектировать и строить объекты, которые оформляют пространственную среду для жизни и деятельности человека

Первый студент: Я бы хотел уточнить, что значит пространственная среда?

Второй студент: Это место, где люди живут и работают.

Первый студент: Извини, ты не мог бы ещё раз повторить ответ. Я, к сожалению, не всё понял.

Второй студент: Пожалуйста. Пространственная среда - это место, где люди живут и работают.

Первый студент. Спасибо, я понял.

Приведенное задание более сложное как по объему, так и по содержанию. Здесь даны этикетные форм выражения просьбы, уточнения и сожаления.

Задание 3. Посмотрите фотографии архитектурных памятников. Найдите в них основные черты Классицизма. Составьте диалоги по образцу.

Образец:

- Какое великолепное здание (собор, площадь)! Что это?

- Это Казанский собор.

- Когда он построен?

- В 1811 году.

- Какой это стиль?

- По-моему, классицизм.

- Почему ты так думаешь?

- Посмотри, он похож на античный храм. С двух сторон собора симметричная колоннада, строгие и чёткие формы. Колонны из камня мягкого бежевого цвета. Почти нет украшений. Всё это создаёт строгость и торжественность храма.

- Да, ты прав.

Цель приведенного задания - доказать свою точку зрения, с которой собеседник соглашается. Это задание может иметь другой вариант: не согласиться с данным утверждением и привести свои аргументы.

Задание 4. Один из вас пропустил тему «Здания и сооружения». Составьте диалог по тексту и разыграйте его.

Используйте конструкции: Что делится на что; Что относится к чему; Что есть что; Что бывает каким; Что применяют/используют где; Что размещают где.

Используйте выражения: Скажи, пожалуйста ... Извини ... Например ... Я хотел бы уточнить ... К сожалению ... Спасибо ... Поэтому ... Таким образом ...

Перевод монологической речи в диалогическую - полезный вид работы, который формирует умение правильно задать вопрос с соблюдением всех этикетных форм общения.

Конечно, работа над диалогом должна идти параллельно с работой над научным текстом, точнее над его диалогичностью, или другими словами, метатекстом. Надо иметь в виду, что научный текст имеет сложную организацию. В нём можно выделить условно два пласта с точки зрения того, какую информацию получает читатель: 1) фактическую, непосредственно об объекте исследования или 2) о том, как автор организует эту фактическую информацию, ссылается ли на научную традицию, как оценивает факты. В адаптированных текстах для учащихся подготовительного факультета содержится чаще всего только первый тип информации. Составляя тексты для изучения языка специальности, необходимо обращать внимание на данную проблему, например, ввести в адаптированный текст некоторые вводные слова и выражения. Задания на этот вид работы могут быть следующие: обратите внимание на средства организации научного текста; заполните схему текста; определите функцию выделенных слов и словосочетаний (кроме того, прежде всего, тем не менее, однако ...); составьте текст, используя слова . и т. п.

Обсуждение проблемы, как правило, требует большего количества участников общения, поэтому работа может проходить в тройках или в большем составе. В этом случае мы говорим о полилоге. Работа над полилогом может иметь разную форму: составление по образцу; подстановка слов и предложений; воссоздание семинарского занятия по определенной теме, в этом случае даются реплики преподавателя и частично студентов. Примеры таких заданий.

Задание 5. Посмотрите на фигуры, составьте диалоги по образцу (отрабатываются синонимичные способы выражения сомнения, неуверенностями). Образец 1:

Студент 1: - Скажите, пожалуйста, какая это фигура? Студент 2: - Точно не знаю. По-моему, это шар Студент 1: - Вы согласны, что это шар. Студент 3: - Нет, это куб.

Образец 2:

Студент 1: - Вы знаете, как называется эта фигура? Студент 2: - Кажется, это шар. Студент 1: - Вы тоже так думаете? Студент 3: - Нет, это куб.

Студент 1: - Куб - статическая или динамическая форма? Студент 3: - Куб - статическая форма

Задание 6. Представьте, что вы на семинаре. Тема семинара - «Архитектура Древнего Рима». Воспроизведите ответы студентов.

Преп.: Считается, что римляне сделали три гениальных открытия в архитектуре. Вы можете назвать эти открытия? Студ. А: .

Преп.: Какое из этих открытий бесспорно является римским изобретением? Пожалуйста, вы.

Студ. Б: .

Преп.: Вы можете сказать, каков состав римского бетона? Студ. В: .

Преп.: Можно ли назвать бетон эстетически выразительным, красивым материалом?

Студ. Г: .

Преп.: Назовите, пожалуйста, две функции арки. Студ. А: .

Преп.: Вы согласны? Студ. Б: .

Преп.: А какой тип арки выполняет только эстетическую функцию? Студ. В: .

Преп.: Какую же идею выражала триумфальная арка? Студ. Г: .

Преп.: Совершенно верно. Вы знаете, каковы размеры Колизея? Студ. А: .

Преп.: Вы можете добавить? Студ. Б: .

Преп.: Кто хочет дополнить ответ? Студ. В: .

Преп.: Хорошо. Подведём итог. Почему Рим называют вечным городом? Студ. Г: .

Преп.: Вы так же думаете? Студ. А: .

Преп.: Пожалуйста, сделайте вывод. Какой вклад внесли римские и итальянские архитекторы в мировую культуру? Студ. Б: .

Преп.: Спасибо! Вы сегодня хорошо разобрались в теме, отлично отвечали на вопросы. Надеюсь, наш следующий семинар будет таким же плодотворным. До свидания!

Последнее задание, по сути, традиционные ответы на вопросы после прочтения текста, но в диалоговой форме, которая позволяет не только приблизится к естественной ситуации общения на практическом занятии, но и ввести выражения, характерные для устной научной речи. Студенты знакомятся с особенностями формулировок вопросов, с их синонимической вариативностью, часто за счет использования частиц или инверсии. Все приведенные задания представляют собой беседу-расспрос по пройденной теме. Дискуссия - это более сложный вид речевой деятельности, рекомендуемый для второго сертификационного уровня. Опыт работы показывает, что в сильной группе на конечной стадии обучения можно предложить студентам разыграть пресс-конференцию или заседание круглого стола. При этом обязательно дается информация, инструкция к выполнению задания и этикетные конструкции типа: Говорят, что .., По-моему .., По мнению учёных ., Как вы считаете, ... и др. Приведем пример такого задания.

Задание 7. Вы участники круглого стола «Архитектура будущего». Выберите одно из направлений, которое вы будете пропагандировать. Изучите материал.

(Даются небольшие тексты с иллюстрациями, рассказывающие о новых направлениях в архитектуре, например: био хай-тек, кинетическая архитектура, дом на воде и т. п.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примите участие в дискуссии. Используйте следующие выражения: Правильно ли я понял, что ...? Уточните, почему вы так думаете ... Как вы считаете, ...? Приведите, пожалуйста, пример ... Извините, я не согласен с вами ... Разрешите с вами не согласиться ... Конечно, вы правы, но ... Вы меня убедили / не убедили ... Думаю, что ... По-моему, ... Как известно, ... Хочу подчеркнуть, что ... Большое значение имеет то, что .

Таким образом, научный диалог может рассматриваться как одна из интерактивных форм профессионально-ориентированного обучения, формирующая необходимые для будущего специалиста коммуникативные компетенции.

Библиографический список

1. Галанова О. А. Дидактическая модель взаимодействия при обучении иноязычному профессионально ориентированному говорению в форме диалога на основе аудирования // Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 6 (108). С. 77-79.

2. Галанова О.А. Научный диалог в курсе иностранного языка для бакалавров технических вузов // Вестник ТГПУ. 2012. Выпуск 5 (120). С. 54-57.

3. Капитонова Т.И. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному / Под ред. А.Н. Щукина. М.: Рус. яз. Курсы, 2008.

4. Клец Т. Е. Потенциал учебной дискуссии на иностранном языке для профессионально-личностного становления будущего специалиста // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. Выпуск 2. С. 146-154.

5. Левина Г.М. Обучение иностранцев русскому инженерному дискурсу. М.: Янус-К, 2003.

6. Мельникова Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение: предметная специфика // Инновационные проекты и программы образования. 2009. №1. С. 6-15.

7. Мосина М.А. Реализация интерактивного подхода в комплексном обучении профессионально-ориентированной иноязычной речевой деятельности // Известия

Уральского гос. ун-та. 2009. №1/2(62). Проблемы образования, науки и культуры. С. 128-134.

8. Новикова О.В. Изучаем язык специальности (на материале текстов по архитектуре). I сертификационный уровень: учеб. пособие для иностранных учащихся. Воронежский ГАСУ. Воронеж, 2012.

9. Токарева Г.В. Об энергетике по-русски: учебное пособие. Часть 1. Иваново,

2012

10.Андрюшина Н.П. [и др.] Требования к первому сертификационному уровню владения русским языком как иностранным. Общее владение. Профессиональный модуль. / 2-е изд. СПб.: Златоуст, 2012.

11. Седалищева Н.В. Основная характеристика дискурса тематической беседы в речи специалиста-нефилолога // Вестник ЯГУ. 2010. Т.7, №1. С. 95-99.

12. Филатова Е.А. Русский язык не только для студентов 1: учеб. пособие для иностранных учащихся / Е.А. Филатова. М.: Русский язык. Курсы, 2009.

References

1. Galanova O. A. Didactic model of interaction during professionally oriented teaching the foreign-language talking in the form of dialogue on the basis of audition. / O. A. Galanova, O. E. Hlyamova // TSPU Bulletin. 2011 . V.108,N 6. P. 77-79.

2. Galanova O. A. Scientific dialogue in a course of a foreign language for bachelors of technical colleges / O. A. Galanova // TSPU Bulletin. 2012 . V.120, N. 5. P.54-57.

3. Kapitonova T.I. Methods and technologies of teaching Russian as foreign / T.I. Kapitonova, L.V. Moskovkin, A.N. Schukin / Under the editorship of A.N.Schukin. M: Russian language. Courses, 2008.

4. Klets T.E. Potential of educational discussion in a foreign language for professional and personal formation of future expert / T.E. Klets. // Scientific problems of humanitarian researches. 2011. N 2. P. 146-154.

5. Levina G. M. Teaching of foreigners in the Russian engineering discourse / G. M. Levina. M: Janus-K, 2003.

6. Melnikova E. L. Problem and dialogical teaching: subject specifics / E. L. Melniko-va. // Innovative projects and education programs. 2009. N. 1. P. 6-15.

7. Mosina M. A. Realization of interactive approach in complex teaching professionally oriented foreign language speech activity / M. A. Mosina. // News the Ural state. un-that. 2009. No. 1/2(62). Problems of education, science and culture. Page 128-134.

8. Novikova O. V. We study specialty language (on a material of texts on architecture). I certified level: tutorial for foreign pupils / O.V.Novikova; Voronezh GASU. Voronezh, 2012.

9. Tokareva G. V. About energetics in Russian: tutorial. Part 1. / G. V. Tokareva; The Ivanovo state power university of a name of V.I.Lenin Ivanovo, 2012.

10. Requirements to the first certified level of proficiency in Russian as foreign. General possession. Professional module. / N.P. Andryushina, etc. the 2nd prod. SPb. : Zlatoust, 2012.

11. Sedalishcheva N. V. The main characteristic of a discourse of thematic conversation in speech of the specialist not philologist / N.V. Sedalishcheva. // Vestnik YaGU. 2010. V.7, N. 1. P. 95-99.

12. Filatova E.A. Russian not only for students 1: tutorial for foreign pupils / E.A. Fil-atova. M: Russian. Courses, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.