педагогические науки
Б.А. Тахохов
РОЛЬ ДИАЛОГА В ФОРМИРОВАНИИ ...
УДК 372
РОЛЬ ДИАЛОГА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
© 2015
Б.А. Тахохов, доктор педагогических наук, профессор, декан психолого-педагогического факультета,
завкафедрой педагогики и психологии
Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова Владикавказ (Россия)
Аннотация. В статье раскрыта роль диалога в повышении самооценки, социального статуса, развитии творческих способностей студентов; показано, что именно в процессе диалогического общения личность приучается следовать образцам поведения в своем повседневном взаимодействии с другими людьми. Речь идет не просто о налаживании межличностного общения обучающихся, а об оказании педагогической поддержки процессу становления коммуникативной активности как базисной интерактивной характеристики личности. Изучение массового педагогического опыта свидетельствует, что педагоги учитывают необходимость решения этой проблемы на интуитивном уровне, исходя из индивидуального опыта, однако эмпирический подход к столь важной социально-культурной и личностно значимой проблеме является недостаточно эффективным.
Ключевые слова: диалог, межличностное взаимодействие, диалоговая культура, герменевтика, эмпатия, речевое поведение.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Необходимость развития способности к коммуникации, диалогическому общению связана с социальной тенденцией возрастания роли человеческого фактора в жизни общества. Перед современным образованием стоит принципиально новая задача - целенаправленно готовить личность не только к труду и познанию, но и к общению. Принципиальная, сущностная характеристика диалога заключается в его человекосозидающем, смыс-лоформирующем аспекте, который известен с античности (сократические беседы), проявлялся в средневековье (схоластические дискуссии и катехизические беседы) и укоренен в практике современного образовательного процесса высшей и средней школы в форме вопросно-ответной и эвристической беседы. В процессе педагогического общения широко используются диалогические формы, в которых востребованы мыслительные, в том числе творческие способности обучающихся, удовлетворяя их результативностью прилагаемых усилий, повышая самооценку, социальный статус, развивая познавательные интересы. Диалог в его смыслоформирующей направленности - это не только вопросно-ответная, проблемная беседа, но встреча по сущностным проблемам, в обсуждении которых проявляются, уточняются, дополняются, обогащаются и преобразуются такие взгляды, интересы и мотивы, которые в той или иной степени формируют личность.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Поскольку диалог - это всегда взаимодействие и взаимопознание людей, он должен изучаться как элемент социальной культуры. По утверждению А.А. Бодалева, «межличностный диалог является совершенно необходимым условием бытия людей и без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции, процесса, психических свойств и всей личности в целом» [1, с. 10].
В созданной Л.Фейербахом концепции любви к человеку, понимаемой им как высшая форма диалога, утверждается мысль о том, что отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает в себе человеческой сущности; человек как сущность налицо только в общении. Диалогическое общение для человека - его среда воспитания, развития его интеллекта, прежде всего перцептивных, межличностных и мыслительных характеристик. Социальное и личное связаны как в структуре, так и в динамике процесса общения самым тесным образом.
В подавляющем числе случаев межличностное взаимодействие, обозначаемое как диалог, оказывается вплетенным в деятельность человека и выступает как условие ее выполнения. Выделяя общение из ряда механиз-
мов, посредством которого у человека устанавливаются и развиваются отношения с «миром предметов» и «миром людей», таких как труд, учение, игра, Б.Г. Ананьев подчеркивает, что основой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми [2].
А.А. Бодалев развивает эту мысль следующим образом: «Связь отражения людьми друг друга в диалоге, в их взаимоотношениях очевидна... В общении выражаются отношения с их различной активностью, избирательностью или отрицательным характером. Способом или формой общения и отношения является обращение человека с человеком» [1, с. 3].
Основываюсь на взглядах В.Н. Мясищева об общении, А.А. Бодалев вводит понятие психологической культуры личности, которая, с его точки зрения, включает три элемента: умение разбираться в людях, эмоционально откликаться на их поведение, а также выбирать по отношению к каждому из них адекватный способ обращения.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования послужило обоснование процесса формирования культуры диалогического общения личности как значимого педагогического концепта не только с точки зрения речевой коммуникации, а как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга и взаимодействующих друг с другом под влиянием факторов макро - и микро- среды.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Диалог-общение определяется системой конкретных общественных отношений. Оно всегда соответствует определенным исторически сложившимся и социально необходимым формам коммуникации и регулируется нормами общественного поведения. Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, задают ему образцы поведения, которым личность приучается следовать в своем повседневном взаимодействии с другими людьми. Пройденный человеком путь воспитания развивает у него привычку давать способам действия другого человека определенное истолкование. Он превращает эти сведения в командную информацию, участвующую в его поведении по отношению к этому человеку и позволяющую ему более или менее предугадывать наиболее вероятные действия последнего.
А.А. Леонтьев выделяет три вида диалога-общения: 1) социально-ориентированное, 2) предметно-ориентированное, 3) личностно-ориентированное [3]; М.С. Каган классифицирует виды общения (не существующие обычно в чистом виде) как: 1) обслуживающие предметную деятельность, 2) ради общения, 3) приобщение другого к своим ценностям, 4) приобщение к ценностям другого [4].
В диалоге выделяется внутренняя сторона - позна-
Б.А. Тахохов педагогические
РОЛЬ ДИАЛОГА В ФОРМИРОВАНИИ ... науки
ние участниками общения друг друга, саморегуляция поступков человека с учетом полученного знания и преобразование внутреннего мира участвующих в общении людей. «На любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимосвязь между а) информацией о людях и межличностных отношениях; б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобразованием внутреннего мира самой личности» [2, с. 322].
В процессе овладения диалоговой культурой важно акцентировать внимание на социально-ориентированном общении как предпосылке становления социально-активной личности, так как по мере развития у человека качеств субъекта и объекта общения формируется отношение к другим людям, а также к самому себе. Поведение обучающегося как субъекта общения определяют социальные установки, под которыми понимают целостное динамическое состояние субъекта, готовность к проявлению активности в общении, что предполагает психологическое переживание социальных ценностей объектов общения. Не вызывает сомнения тот факт, что только через общение возможно установление взаимопонимания между людьми, что и является целью формирования коммуникативной культуры личности.
Воспитательная функция - наиболее значимая сторона межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Развитием именно этой потребности определяется во многом формирование наиболее значимых и глубинных личностных структур человеческого индивида.
В различных психолого-педагогических источниках выделяются следующие воспитательные функции диалога-общения:
- нормативная, в которой общение выступает как реализация приобретенного положительного личностного, социального и эмоционального опыта, правил речевого этикета, освоенных личностью норм социального поведения;
- когнитивная, отражающая роль, которую играет общение в познавательном процессе, в приобретении личностью социального опыта;
- эмоциональная, которая является способом и средством социального утверждения личности;
- актуализирующая, раскрывающая реализуемые в общении типические и индивидуальные стороны личности студента [5].
Потребность в общении - одна из основных социальных потребностей человека, которая рано возникает и постепенно развивается. Однако, как свидетельствует практика и специальные исследования [6-8], данная потребность не всегда получает своего удовлетворения, следовательно, и дальнейшего развития в силу отсутствия в реальном образовательном процессе необходимых условий. У многих молодых людей существует глубокая неудовлетворенность в общении, что ведет к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии и социально - психологической адаптированности. Изучение многочисленных факторов свидетельствует, что именно в сфере общения происходит наибольшее число конфликтов, закладываются асоциальные привычки, формируется и проявляется противоправное поведение.
Основоположник теории атрибуции американский психолог Ф. Хайдер предложил модель наивного анализа поведения личности, согласно которому следует учитывать внутренние и внешние причины (личностные и средовые атрибуции) действий человека.
Среди важнейших социальных установок личности как субъекта общения можно выделить: «образ Я» и установку на общительность - замкнутость. Сущностью установки «образ Я» является самоуважение личности, которое синтезирует в себе рассудочный (осознание 114
себя) и эмоциональный (удовлетворение собой) элементы. Общительность выражается в устойчивом стремлении личности к контактам с окружающими, которые сопровождаются быстротой их установки.
Эффективность коммуникации, которая понимается в данной работе как единство взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учетом отношений между ними, установок, намерений и целей, зависит от того, насколько человек, включающийся в его процесс, представляет себе реально существующие условия общения, определяет и корректирует свое речевое поведение.
Таким образом, целью формирования диалогической культуры личности в процессе обучения в вузе являются необходимость развития у студентов основных коммуникативных умений [9-13] и транспозиция имеющихся навыков общения на новые ситуации:
- перенос знаний, умений, приемов общения и вариантов решения в условиях новой коммуникативной задачи, трансформации их в соответствии с конкретными условиями, а также социокультурными нормами;
- умение находить новые решения для коммуникативной задачи из комбинаций уже известных знаний, навыков, приемов и приобретенных в результате овладения диалогическим общением.
Для формирования коммуникативной культуры личности существенной является проблема факторов и условий успешного общения:
- социокультурные детерминанты общения: совокупность социально-идеологических, политических, нравственных, экономических особенностей жизни данного этноса;
- способность коммуникантов к достижению психологического, когнитивного и эмоционального контакта, что обусловливается их психологической совместимостью, общностью фоновых знаний и менталитета;
- позитивная установка на диалог-общение.
Условиями успешного общения выступают следующие факторы:
1) Потребность в общении, «коммуникативная заинтересованность» (по определению М.М.Бахтина): на уровне отношений между участниками диалога коммуникативная заинтересованность устанавливает паритетность.
Психологически равноценным межличностное общение становится только при условии общения на равных, а это всегда - диалог.
2) Настроенность на мир собеседника: взаимодействие и коммуникация в ходе общения становятся возможными, когда участники могут оценить уровень взаимопонимания, по Л.П. Якубинскому, возникает «близость апперцепционной базы говорящих», становится реальным явление, которое М.М. Бахтин назвал «апперцептивным фоном восприятия речи».
3) Умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение, интенцию) говорящего.
4) Способность говорящего варьировать способ языкового представления.
5) Знание норм этикетного речевого общения.
Следует отметить, что с развитием компьютеризации всех уровней образования созданы благоприятные условия для успешного общения на фоне бурного взрыва интереса студентов к Интернет и Web-технологиям. WWW-сеть стала для молодежи сферой отдыха и общения, поэтому возрастает роль обучения диалогическому общению как способу дистанционной интерактивной коммуникации
Среди факторов неудачи, влияющих на диалог-общение, отметим следующие: 1)чужая коммуникативная среда, 2)нарушение паритетности, 3)непонимание (фонетическое, семантическое, стилистическое или логическое).
Культура общения понимается как одно из базисных оснований цивилизованной личности, определяющее Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4(13)
педагогические науки
Б.А. Тахохов
РОЛЬ ДИАЛОГА В ФОРМИРОВАНИИ ...
уровень межличностных отношений человека как субъекта собственной жизнедеятельности. Воспитание культуры общения личности предполагает развитие навыков коммуникативной культуры, самопредъявления, а также достаточно высокий уровень владения технологией диалогического общения.
Концепция «диалоговая культура» личности основывается на философском понимании роли языка и речевой деятельности человека в формировании и развитии личности в результате активного отражения действительности, а также психологических принципах диалектического единства мышления и языка, ведущих к концептуальному видению образа мира. В данном контексте понятие «диалоговая культура» выходит за рамки лингвистического определения языковой личности и включает совокупность изменившихся условий доступности информационно-языковой коммуникации в современном мире, способствующих развитию коммуникативной и межкультурной компетенции обучающихся.
Методологической базой диалоговой концепции является герменевтика, которая в современном гуманитарном знании и культуре предстает как одна из форм осмысления человеческого духовного опыта, как наука о порождении и понимании гуманитарных смыслов и ценностей. Главная задача образования, с точки зрения герменевтики, - подготовить обучающихся к пониманию и восприятию инаковости, настроить на переживание и сопереживание.
Ведущие функции диалогического общения - куль-турообразующая и гуманизирующая как системообразующие в сфере социальных отношений, межличностных, межкультурных и межэтнических взаимодействий, обеспечение конструктивных взаимоотношений, ориентация на универсальные ценности, инициирование субъектно-сти другого, формирование установки, по Ухтомскому, на другодоминантность, развитие способности к толерантности, эмпатии, принятие другого как данности.
Концепция диалога культур опирается на взаимодействии культур как способе сохранения многообразия культур, ибо культурная замкнутость ведет к ее постепенному угасанию и исчезновению. Методология диалога культур была разработана М.М. Бахтиным, считавшим, что диалог - это всегда развитие, взаимодействие, объединение и сохранение культурного многообразия. В процессе взаимовлияния культуры взаимообогащаются. По Бахтину, нет единой мировой культуры, но есть единство всех человеческих культур, которое создает сложное единство всего человечества [14].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бодалев А.А. Психология общения. Москва-Воронеж, 1996. 342 с.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного челове-кознания. М., 1998.462 с.
3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1994.314 с.
4. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.432 с.
5. Тахохов Б.А.Диалог как форма интерактивного обучения в вузе //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2015.№1.С.118-123.
6. Добрыдень А.В. Культура общения как составляющая профессионального мастерства педагога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 2. С. 11-14.
7. Гасанов А.П.О. Характерные особенности общения «учитель-ученик» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 43-46.
8. Лемещук М.А. Проблема общения у детей с общим недоразвитием речи в научных трудах исследователей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 55-57.
9. Саглам Ф.А. Организация диалогического взаимодействия преподавателя психологии со студентами на занятиях в вузе // Карельский научный журнал.
2013. № 4. С. 94-97.
10. Mamchur L.I. Main means to ensure the development of communicative skills on the lesson of the native language // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 45-48.
11. Коновалова Е.Ю. Современные аспекты языковой ситуации в условиях общественных изменений // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 4. С. 23-25.
12. Смирнова Е.В. Дидактические цели использования средств информационных технологий для развития умений иноязычной деятельности в процессе обучения английскому языку // Карельский научный журнал.
2014. № 4. С. 82-88.
13. Осадченко И.И., Коновалова Е.Ю. Дидактическая система подготовки будущих учителей начальной школы в контексте изменения образовательной парадигмы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 266-269.
14. Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1989.423 с.
DIALOGUE ROLE IN FORMATION OF THE PERSONALITY
© 2015
B.A.Tahohov, doctor of pedagogical sciences, professor, dean of the faculty of psychology and education,
head. department of pedagogy and psychology
North Ossetian State University K.L. Khetagurova, Vladikavkaz (Russia)
Abstract. The article deals with the role of dialogue in enhancing self-esteem, social status, development of creative abilities of students; shows that it is in the process of dialogic communication person learns to follow the patterns of behavior in their daily interactions with other people. It is not just about establishing interpersonal communication students, and for the provision of educational support to the process of formation of communicative activity as the basic characteristics of the person online. Evaluations of teaching experience shows that teachers take into account the need to address this issue at an intuitive level, on the basis of individual experience, but an empirical approach to such an important socio-cultural and personal significance of the problem is not sufficiently effective.
Key words: dialogue, interpersonal interaction, dialogue culture, hermeneutics, empathy, speech behavior.