Научная статья на тему 'РОЛЬ ДЕЯТЕЛЕЙ «КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В ДЕЛЕ ОБОСНОВАНИЯ НАЦИЗМА'

РОЛЬ ДЕЯТЕЛЕЙ «КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В ДЕЛЕ ОБОСНОВАНИЯ НАЦИЗМА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
158
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» / ТРЕТИЙ РЕЙХ / НАЦИСТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ирицян Гурген Эдмондович

Проводится сравнительный анализ идей значимых представителей «консервативной революции» и основных положений нацистской идеологии. «Консервативная революция» являла собой философское и политическое движение в Германии 20-30-х гг. прошлого века. Представители этого течения, пытаясь найти выход из системного кризиса немецкой республики, видели его в необходимости «революции справа». Используется аналитический метод в процессе изучения текстов некоторых «консервативных революционеров» и современных экспертов в данной области. Сопоставляются идеи правых интеллектуалов с основными положениями нацизма. Ряд маститых немецких мыслителей, таких как О. Шпенглер, А. Мёллер ван ден Брук, Э. Юнгер и некоторые другие, теоретически обосновали гегемонистские, антилиберальные и авторитарные тенденции в идеологии и политике Третьего рейха. Многое из того, что было в пропагандистском арсенале национал-социалистов, обнаруживается у представителей «консервативной революции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE “CONSERVATIVE REVOLUTION” ACTIVISTS IN THE SUBSTANTIATION OF NAZISM

The purpose of this work is the comparative analysis of the ideas of the important representatives of the “conservative revolutionˮ and the main provisions of the Nazi ideology. The “conservative revolutionˮ was a philosophical and political movement in Germany in the 20-30s of the last century. Representatives of this trend, trying to find a way out of the systemic crisis of the German Republic, saw it in the need for a “revolution on the rightˮ. Using the analytical method in the process of studying the texts of some conservative revolutionaries, as well as comparing the ideas of the latter with the main provisions of Nazism, allows us to draw the following conclusion. A number of venerable German thinkers such as O. Spengler, A. Moeller van den Bruck, E. Junger, and some others have done serious theoretical work on the justification of hegemonic, anti-liberal and authoritarian tendencies in the ideology and politics of the Third Reich. Much of what was in the propaganda Arsenal of the national socialists is found in the representatives of the “conservative revolutionˮ.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДЕЯТЕЛЕЙ «КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В ДЕЛЕ ОБОСНОВАНИЯ НАЦИЗМА»

ISSN 2687-0770 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2021. № 2

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

УДК 1:3+1:93

doi 10.18522/2687-0770-2021-2-17-22

РОЛЬ ДЕЯТЕЛЕЙ «КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В ДЕЛЕ ОБОСНОВАНИЯ НАЦИЗМА

© 2021 г. Г.Э. Ирицян а

а Новороссийский филиал Финансового университета при Правительстве России,

Новороссийск, Россия

THE ROLE OF THE "CONSERVATIVE REVOLUTION" ACTIVISTS IN THE SUBSTANTIATION OF NAZISM

G.E. Iritsyan a

1 Novorossiysk branch of the Financial University under the Government of Russia,

Novorossiysk, Russia

Ирицян Гурген Эдмондович -доктор философских наук, доцент, профессор, кафедра информатики, математики и гуманитарных наук, Новороссийский филиал Финансового университета при Правительстве России, ул. Видова, 56, г. Новороссийск, 353907, Россия. E-mail: Girits@yandex.ru

Gurgen E. Iritsyan -

Doctor of Philosophy, Associate Professor, Professor, Department of Computer Science, Mathematics and Humanities Science, Novorossiysk branch of the Financial University under the Government of Russia, Vidova Str., 33, Novorossiysk, 353907, Russia. E-mail: Girits@yandex.ru

Проводится сравнительный анализ идей значимых представителей «консервативной революции» и основных положений нацистской идеологии. «Консервативная революция» являла собой философское и политическое движение в Германии 20-30-х гг. прошлого века. Представители этого течения, пытаясь найти выход из системного кризиса немецкой республики, видели его в необходимости «революции справа». Используется аналитический метод в процессе изучения текстов некоторых «консервативных революционеров» и современных экспертов в данной области. Сопоставляются идеи правых интеллектуалов с основными положениями нацизма. Ряд маститых немецких мыслителей, таких как О. Шпенглер, А. Мёллер ван ден Брук, Э. Юнгер и некоторые другие, теоретически обосновали гегемонистские, антилиберальные и авторитарные тенденции в идеологии и политике Третьего рейха. Многое из того, что было в пропагандистском арсенале национал-социалистов, обнаруживается у представителей «консервативной революции».

Ключевые слова: «консервативная революция», Третий рейх, нацистская идеология.

The purpose of this work is the comparative analysis of the ideas of the important representatives of the "conservative revolution " and the main provisions of the Nazi ideology. The "conservative revolution " was a philosophical and political movement in Germany in the 20-30s of the last century. Representatives of this trend, trying to find a way out of the systemic crisis of the German Republic, saw it in the need for a "revolution on the right". Using the analytical method in the process of studying the texts of some conservative revolutionaries, as well as comparing the ideas of the latter with the main provisions of Nazism, allows us to draw the following conclusion. A number of venerable German thinkers such as O. Spengler, A. Moeller van den Bruck, E. Junger, and some others have done serious theoretical work on the justification of hegemonic, anti-liberal and authoritarian tendencies in the ideology and politics of the Third Reich. Much of what was in the propaganda Arsenal of the national socialists is found in the representatives of the "conservative revolution".

Keywords: "conservative revolution", the Third Reich, Nazi ideology.

Немецкое государство в начале 30-х гг. прошлого века подпало под власть нацистов во главе с фюрером Адольфом Гитлером. Мотивируемые реваншистскими настроениями после поражения в Первой мировой войне и от-

вергавшие основные положения Версальского мирного договора, национал-социалисты Германии спешно восстанавливали былую экономическую, политическую и военную мощь своего государства. В первые годы своего правле-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

ния нацисты были достаточно скромны в отношении масштабов своих будущих «свершений». Как заявлял Йозеф Геббельс в 1933 г. сразу после прихода Гитлера к власти, «национал-социализм - это совершенно немецкий феномен. Это можно понять только в рамках немецких условий и сил» [1]. Но позже аппетиты разгорелись, и без ложной скромности немецкие национал-социалисты объявили своей целью мировую гегемонию Третьего рейха, подкрепив все это учением о превосходстве арийских народов над прочими. Руководители НСДАП провозгласили необходимость расширения жизненного пространства для своего народа, разделив сферы влияния с союзниками. Население завоеванных стран, согласно замыслам фашистов, должно было быть частично уничтожено, а частично использовано в качестве бесплатной рабочей силы. Подобные, чудовищные по своему содержанию, планы в целом вписывались в общую идеологию национал-социалистов, разработанную ими еще в 2030-е гг., и определенный вклад, по нашему мнению, в это дело внесло общественно-политическое движение «консервативная революция».

Попытаемся определить и уточнить роль «консервативных революционеров» в деле разработки нацистской идеологии. Представляется, что окончательная точка в этом вопросе еще не поставлена. Актуальным является выяснение вопроса о том, насколько идеологи «консервативной революции» могли нести моральную ответственность за своё вольное или невольное пособничество в обосновании преступной идеологии и практики нацизма.

Течение «консервативная революция» возникло в Германии на волне кризиса 19181919 гг., во многом обусловленного поражением Германии в Первой мировой войне [2, с. 101]. Это было прежде всего интеллектуальное течение и существовало оно в пространстве германского послевоенного национализма [3, с. 29]. Как пишет О.Э. Терехов, «"консервативная революция" была попыткой создания нового немецкого консерватизма и национализма радикального характера. К числу характерных черт "консервативной революции" обычно относят: национализм, антилиберализм, противопоставление немецкого народного духа и немецкой культуры ценностям западной цивилизации, поиск особого пути исторического развития Германии в русле "немецкого (прусского) соци-

ализма", идею корпоративного государства, бескомпромиссную борьбу против Веймарской республики» [4, с. 5-6].

А.Ф. Филиппов указывает на то, что «консервативные революционеры - это те, кто настроен против капитализма и либерализма, но также и против интернационалистского социализма, кто придает большое значение таким категориям, как "народ" и "народный дух", кто ставит государство выше общества» [5, с. 103].

Лидеры «консервативной революции» отказывались от рационализма и тяготели к тотальной мифологизации политической и духовной жизни германского народа. «Консервативные революционеры» создавали свое, оторванное от действительности мироустройство, в котором гармонично переплетаются немецкая душа, сильное немецкое государство и дух времени в качестве главного ориентира развития социума [6, с. 82]. Главным врагом «консервативных революционеров» становится либерализм, который, по их мнению, навязан англичанами и совершенно чужд духу германского народа. Один из лидеров новых консерваторов Артур Мёллер ван ден Брук написал эссе с недвусмысленным названием «В либерализме гибнут народы».

К числу ярких представителей «консервативной революции» относят Освальда Шпенглера, Артура Мёллера ван ден Брука, Карла Шмитта, Эдгара Юлиуса Юнга, Ханса Фрайера, Эрнста Юнгера и ряд других деятелей консерватизма в Веймарской республике.

Маститый немецкий философ начала XX в. О. Шпенглер стал значимым идеологом «консервативной революции». Он изложил идеи, ставшие основой политической программы «консервативной революции». Шпенглер полагал, что формы политического и социального устройства определенного народа невозможно эффективно транслировать другим, так как они вписаны в плоть и кровь нации, отражают её суть, являясь природными и врожденными. Он утверждал, что в реальности нация никогда не выбирает определенные формы правления и идеологии. Это все только внешние покровы, а не сущность. То, что запечатлено в конституции, само по себе не имеет никакого значения. В действительности важно только то, что использует из всего этого народный инстинкт [7, с. 30].

Народный инстинкт у немцев представляет собой тяготение к социалистическому устройству общества, социализм должен быть в крови народа, его невозможно навязать или привить.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

Шпенглер заявляет претензию на монополию на социализм: «Мы, немцы, социалисты и были бы ими даже в том случае, если бы о социализме никогда ничего не говорилось. Другие народы не могут быть социалистами [7, с. 9].

Важной для обоснования «прусского социализма» у Шпенглера является идея о том, что немецкий народ - это народ труженик, типичными признаками которого представляются дисциплина и иерархическое соподчинение. «Каждый истинный немец - рабочий. Таков стиль его жизни» [7, с. 19]. Из данной характеристики германцев следует, что последние тяготеют к социализму, так как социализм делается рабочими и для рабочих. Коль скоро любой немец по своей природе труженик-рабочий, то нация рабочих и есть социалистическая нация. Идею Шпенглера о немце как рабочем и социалисте подхватили более молодые представители «консервативной революции», в частности А. Мёллер ван ден Брук и Э. Юнгер.

А. Мёллер ван ден Брук - автор концепции Третьего рейха, изложенной им в одноименном произведении, вышедшем в 1923 г. Как известно, нацисты переняли у последнего название империи «Третий рейх», хотя официально использовали его не всегда, а также заимствовали соединение национализма и социализма. Вслед за Шпенглером А. Мёллер ван ден Брук развивал идею национального социализма. С ним он и связывал создание будущего государства, полагая, что социализм может выступить её основой. По его мысли, «каждый народ имеет свой собственный социализм», способный обеспечить политическое возрождение государства [8, с. 85]. В его понимании пролетариат не являлся особой социальной группой, так как любой немец по своей природе есть работник и представитель героического типажа, а не торгашеской души как у англичан или американцев. Социализм немцев естествен и представляет собой добровольное сотрудничество предпринимателя и рабочего, которых объединяют общие национальные ценности [9, с. 130].

Существует мнение, что прямой ответственности А. Мёллер ван ден Брук за свои протофа-шистские идеи не несет, так как его программа имела несколько другое наполнение по сравнению с нацистской [8, с. 5]. Кроме того от сотрудничества с Гитлером А. Мёллер ван ден Брук, как известно, отказался. Лейтмотивом идеологии последнего является критика либеральной демократии. Современный немецкий

исследователь С. Маас полагает, что довольно расплывчатое теоретизирование Мёллера ван ден Брука нельзя отождествлять с национал-социализмом НСДАП [8, с. 75]. В то же время немецкого консерватора вполне можно обвинить в последовательном «германоцентризме» и приписывании немцам некой сверх национальной миссии, предопределенной их якобы уникальными ценностями, которых нет «ни в одной другой стране» [9, с. 125-126]. Эти ценности, объединяющие немцев, могут реализоваться только в могущественном государстве, которое и будет Третьим рейхом, полагал А. Мёллер ван ден Брук.

Достаточно обстоятельно и глубоко выше-обозначенную тематику разработал Э. Юнгер. Он унаследовал антилиберальный и антидемократический настрой Шпенглера, также свойственный нацистам, разрабатывая свой проект тотальной мобилизации общества и диктатуры рабочего. «Господство, то есть преодоление анархических пространств посредством нового порядка, возможно сегодня только как репрезентация гештальта рабочего, выдвигающего притязание на планетарную значимость [10, с. 291], заявлял Юнгер в 1932 г. Как отмечает М.А. Гузикова, «основные мотивы, конституирующие юнгеровскую философию "тотальной мобилизации", - это война, техника и отрицание ценностей Просвещения: рационализма и персонализма, кульминирующаяся в отрицании бюргерского миропорядка» [11, с. 40].

Юнгеру представляется картина тотального государства с харизматическим вождем во главе, причем германцам подчиняются прочие нации, так как государство выходит далеко за рамки своего народа, охватывая огромные просторы, превращаясь в империю. В конечном итоге «репрезентативность юнгеровского проекта "тотальной мобилизации" очевидна. Тоталитарные режимы провели мобилизацию масс; рабочий, герой труда стал основным носителем идеалов большевизма и национал-социализма» [11, с. 141-142].

Характерной чертой идеологии «консервативной революции» было стремление к тотальной милитаризации общества и связанная с ним идея о войне как естественном и необходимом явлении в жизни человечества. О. Шпенглер по этому поводу писал: «Все, что по своей внутренней сущности стало человеком или человеческим творением, жертвует человеком. Идеи, вошедшие в кровь, в свою очередь требуют кро-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

ви. Война есть вечная форма проявления высшего человеческого бытия, и государства существуют ради войны» [7, с. 85]. Э. Юнгер рассматривал войну как важную часть гигантского процесса работы и мобилизации всех общественных ресурсов. «"Тотальная мобилизация" была возможна в «тотальном» государстве. Модель такого государства была создана К. Шмит-том» [11, с. 79].

Идею войны как природной необходимости и сущности человеческого общества культивировал еще один представитель «консервативной революции» Х. Фрайер [5]. На первых порах он открыто поддерживал фашистский режим в Германии, но чем дальше, тем больше в нем разочаровывался. В конечном итоге самим лидерам НСДАП больше уже были не нужны столь интеллектуально одаренные попутчики вроде «консервативных революционеров». В то же время вождистский и милитаристский посыл последних в полной мере был использован нацистами.

А. Гитлер в одной из своих речей, произнесенных в 1937 г., говорил: «Основной план Национал-социалистической программы состоит в том, чтобы упразднить либеральную концепцию личности и марксистскую концепцию человечества и заменить это на народную общность, укорененную в почве и связанную узами общей крови» [12]. Очевидно, что под данной «программой» подписались бы многие представители «консервативной революции», и понятно, что эти идеи были заимствованы у последних.

Исследователи, занимающиеся данной проблемой, разделились на два лагеря. Одни, как например А.В. Михайловский, соглашаются с Х. Арендт, писавшей в отношении «консервативных революционеров»: «то, что эти безрассудные дети XX века делали или не делали, не имело никакого влияния на тоталитаризм, хотя оно и играло некоторую роль в ранних успешных попытках таких движений заставить внешний мир воспринимать их учения серьезно» [13]. О.Э. Терехов также считает, что движение «консервативной революции» не следует смешивать с нацизмом [14]. К числу защитников «консервативной революции» можно отнести А.М. Руткевича [15] и западного исследователя Р. Вудса [16].

Ко второй группе исследователей, более строго оценивающих деятельность «консервативных революционеров», мы относим С.В. Ар-

тамошина, который полагает, что «творческое наследие теоретиков "консервативной революции" способствовало адаптации нацистского учения в германском обществе и приходу фашистов к власти» [6, с. 96]. С. Маас отмечает что «косвенное участие Консервативной революции в захвате власти НСДАП нельзя отрицать», но когда нацисты показали истинную свою сущность, развернув антигуманную деятельность, то в рядах представителей «консервативной революции» «быстро воцарилось неудовольствие» [8, с. 81]. Согласно А.Ф. Филиппову, «в веймарской Германии консервативные революционеры не сливались с нацистами, но считается, что они "расчистили дорогу нацизму" в духовно-политической сфере» [5, с. 103], а в целом, по мнению последнего, «Консервативная революция начинала с огромных надежд и кончила ужасными катастрофами, после которых уже не смогла оправиться» [5, с. 142]. М.А. Гузикова считает, что движение «консервативных революционеров» имеет прямое отношение к деятельности нацистов и, следовательно, несет определенную ответственность за свои антигуманные идеи [11]. Наиболее жесткую позицию занимают А.Б. Галкин и П.Ю. Рахшмир. По их мнению, «... идеологический арсенал, который был использован германскими фашистами для завоевания влияния на массы, утверждения своего политического господства в стране, установления в ней режима кровавого террора и развязывания захватнической войны, не был их собственным в прямом смысле этого слова. Он был результатом идеологических усилий консервативных теоретиков и публицистов, особенно принадлежавших к "обновленческому", т. е. фактически экстремистскому, направлению в консерватизме» [17].

Заключение

«Консервативные революционеры» рассматривали нацистскую партию как организацию, способную помочь создать единую и сильную Германию, которая станет мировым гегемоном. Правые интеллектуалы, очевидно, хотели быть лидерами процесса возрождения сильного германского государства и всего того, что противоречило их убеждениям, они по началу не замечали. Младоконсерваторы отводили себе почетную роль духовных лидеров и теоретиков, а нацистам предоставляли быть «барабанщиками и солдатами революции». Но как показала прак-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

тика, произошла недооценка амбиций вождей НСДАП. Кроме того, «консервативная революция» на деле была достаточно разнородным движением, объединявшим людей с различными убеждениями и целями. Идеи и личности Шпенглера, Мёллера ван ден Брука, Юнгера и прочих были нужны Гитлеру и компании в основном на раннем этапе - для привлечения германских интеллектуалов и формулирования идеологической базы. Позже нацисты перешли к методам устрашения и террора, жертвами которого становились все неугодные, в том числе и некоторые представители «консервативной революции». Так, в 1934 г. был убит руками гестапо крупный теоретик «консервативной революции» Эдгар Юлиус Юнг.

Исходя из проведенного анализа, логично сделать вывод, что «консервативные революционеры» вполне осознано поддерживали и вдохновляли нацистов в 20-е и начале 30-х гг. прошлого века, и поэтому должны нести за это историческую ответственность.

Литература

1. Goebbels J. The Racial Question and World Propaganda // Rassenfrage und Weltpropaganda. Reichstagung in Nürnberg. Berlin: Vaterländischer Verlag C. A. Weller, 1933. S. 131-142. URL: https:// research. cal-vin.edu/german-propaganda-archive/goeb41 .htm (дата обращения: 22.02.2021).

2. Терехов О.Э. Э.Ю. Юнг как идеолог «консервативной революции» в освещении германской историографии // Вестн. КемГУ. 2012. № 3 (51). С. 101105.

3. Артамошин С.В. Национал-большивизм и консервативная революция в Германии в поисках политических союзников // Вестн. Брянского гос. унта. 2019. № 4 (42). С. 29-34.

4. Терехов О.Э. Феномен «консервативной революции» в историографии ФРГ: основные концепции и проблемы интерпретации. Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2011. 192 с.

5. Филиппов А.Ф. Ханс Фрайер: социология радикального консерватизма. Послесловие к книге Фрайер Х. Революция справа / пер. с нем. Ю. Ю. Ко-ринца. М. : Праксис, 2008. 144 с.

6. Артамошин С.В. Идейные истоки национал-социализма. Брянск : Изд-во БГУ, 2002. 184 с.

7. Шпенглер О. Пруссачество и социализм / пер. с нем. Г.Д. Гурвича. М. : Праксис, 2002. 240 с.

8. Маас С. Борец за Третий рейх Артур Мёллер ван ден Брук / сокращ. пер. с нем. с предисл. А. де Бенуа. Киль : Регин-Ферлаг, 2010. Т. 2. 132 с.

9. Мёллер ван ден Брук А. Третий рейх // Полис. Политические исследования. 2003. № 5. С. 118-134.

10. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт // Тотальная мобилизация. О боли / пер. с нем. А.В. Михайловского; под ред. Д.В. Скляднева. СПб. : Наука, 2000. 539 с.

11. Гузикова М.А. «Тотальная мобилизация» Эрнста Юнгера как проект модерности: историческая реконструкция и интерпретация: дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2004. 166 с.

12. Hitler A. On National Socialism and World Relations. Speech Delivered in the German Reichstag on January 30th 1937 // German propoganda Archive. Calvin University. URL: https://research.calvin.edu/german-propaganda-archive/hitler1.htm (дата обращения: 22.02.2021).

13. Цит. по: Михайловский А.В. Консервативная революция: апология господства. Статья вторая. URL: https://www.apn.ru/index.php?newsid=17429 (дата обращения: 22.02.2021).

14. Терехов О.Э. «Консервативная революция» и национал-социализм в отечественной историографии // История. Общество. Политика. 2019. № 1 (9). С. 74-79.

15. Руткевич А.М. Прусский социализм и консервативная революция. Послесловие к книге Шпенглер О. Пруссачество и социализм / пер. с нем. Г.Д. Гурвича. М.: Праксис, 2002. 240 с.

16. Woods R. The Conservative Revolution in the Weimar Republic. L.; N.Y.: Mcmillan; St. Martin's Press, 1996. 173 p.

17. Галкин А.Б., Рахшмир П.Ю. Консервативизм в прошлом и настоящем // История, политология, философия, империализм. М. : Книга по требованию, 2012. 194 с. URL: https:// propagandahistory.ru/ books/Galkin-A--A—Rakhshmir-P--YU_Konservatizm-v-proshlom-i-nastoyashchem/9 (дата обращения: 22.02.2021).

References

1. Goebbels J. (1933). The Racial Question and World Propaganda. Rassenfrage und Weltpropaganda. Reichstagung in Nürnberg. Berlin, Vaterländischer Verlag C. A. Weller, S. 131-142. Available at: https:// re-search.calvin.edu/german-propaganda-archive/goeb41. htm (accessed February 22, 2021).

2. Terekhov O.E. (2012). Jung as the ideologist of the "conservative revolution" in the coverage of German

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

historiography. VestnikKemGU, No. 3 (51), pp. 101-105. (in Russian).

3. Artamoshin S.V. (2019). National Bolshevism and the Conservative Revolution in Germany in Search of Political Allies. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta, No. 4 (42), pp. 29-34. (in Russian).

4. Terekhov O.E. (2011). The Phenomenon of the "Conservative Revolution " in the Historiography of the Federal Republic of Germany: Basic Concepts and Problems of Interpretation. Kemerovo, Kemerovo State University Press, 192 p. (in Russian).

5. Filippov A.F. (2008). Hans Fryer: The Sociology of Radical Conservatism. Afterword to the book by Fryer H. Revolution on the Right. Tr. from Germ. by Yu.Yu. Korints. Moscow, Praksis Publ., 144 p. (in Russian).

6. Artamoshin S.V. (2002). Ideological origins of National Socialism. Bryansk, BSU Press, 184 p. (in Russian).

7. Spengler O. (2002). Prussianism and socialism. Tr. from Germ. by G. D. Gurvich. Moscow, Praksis Publ., 240 p. (in Russian).

8. Maas S. (2010). Fighter for the Third Reich Arthur Möller van den Broek. Abbreviated, tr. from Germ. with foreword A. de Benois. Keel, Regin-Verlag, vol. 2, 132 p. (in Russian).

9. Möller van den Brook A. (2003). Third Reich. Polis. Politicheskie issledovaniya, No. 5, pp. 118-134. (in Russian).

10. Jünger E. (2000). Worker. Domination and gestalt. Total mobilization. About pain. Tr. from Germ. by A.V. Mikhailovsky; ed. D.V. Sklyadnev. Saint Petersburg, Nauka Publ., 539 p. (in Russian).

11. Guzikova M.A. (2004). Ernst Jünger's "Total Mobilization" as a Project of Modernity: Historical Reconstruction and Interpretation. (Dissertation Thesis). Ekaterinburg, 166 p. (in Russian).

12. Hitler A. On National Socialism and World Relations. Speech Delivered in the German Reichstag on January 30th, 1937. German Propoganda Archive. Calvin University. Available at: https:// research.calvin.edu/ german-propaganda-archive/hitler1.htm (accessed February 22, 2021).

13. Quoted from: Mikhailovsky A.V. Conservative revolution: an apology for domination. Article two. Available at: https:// www.apn.ru/index.php?newsid= 17429 (accessed February 22, 2021). (in Russian).

14. Terekhov O.E. (2019). "Conservative revolution" and national socialism in Russian historiography. Istori-ya. Obshchestvo. Politika, No. 1 (9), pp. 74-79. (in Russian).

15. Rutkevich A.M. (2002). Prussian socialism and the conservative revolution. Afterword to the book O. Spengler Prussachestvo and socialism. Tr. from Germ. by G. D. Gurvich. Moscow, Praksis Publ., 240 p. (in Russian).

16. Woods R. (1996). The Conservative Revolution in the Weimar Republic. London; New York: Mcmillan; St. Martin's Press, 173 p.

17. Galkin A.B., Rakhshmir P.Yu. (2012). Conservatism in the past and present. History, political science, philosophy, imperialism. Moscow, Kniga po trebovaniyu Publ., 194 p. Available at: https:// propagandahisto-ry.ru/books/Galkin-A--A—Rakhshmir-P--YU_Konser vatizm-v-proshlom-i-nastoyashchem/9 (accessed February 22, 2021). (in Russian).

Поступила в редакцию / Received 26 марта 2021 г. / March 26, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.