УДК 37
РОЛЬ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ В РАЗВИТИИ ПОИСКОВО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
©2008 Т.А.Халитова Самарская государственная академия культуры и искусств
Поисково-творческая деятельность читателей-школьников определяется как деятельность, направленная на поиск и переработку информации для выполнения научно-творческих работ. Процесс развития поисково-творческой деятельности читателей-школьников в детской библиотеке может быть представлен в качестве модели, в которой можно выделить четыре блока: первый блок охватывает характеристики читательской культуры; второй блок очерчивает компоненты познавательной деятельности; третий блок отражает показатели творческой деятельности читателя-школьника; четвертый блок характеризует готовность к информационной деятельности и представляет основные составляющие информационной культуры юных читателей. К библиотечным факторам развития поисково-творческой деятельности читателей-школьников в детской библиотеке относятся: знание потребностей читателей, возникающих в процессе творческой деятельности; соотнесение с потребностями школьника возможностей библиотеки; благоприятная информационная среда, соответствующая интересам развития каждой группы читателей детской библиотеки, содействие творческой самореализации читателей-школьников в клубах, кружках, центрах, работающих по авторским программам; широкая демонстрация результатов творческой деятельности через организацию конкурсов, турниров, выставок; обучение учащихся навыкам информационного поиска; новые библиотеч-но-информационные технологии, предоставление пользователям свободного доступа к отечественным и мировым источникам информации через подключение к глобальной информационной сети Интернет.
Интенсивность развития общества, нестабильность и динамичность приводят к необходимости активно и осмысленно взаимодействовать с миром, уметь изменяться, сохраняя свои целостность и индивидуальность, при этом быть успешным и ответственным за свои действия. Идея креативности, т.е. способностей к творческой деятельности, к созданию нового, в настоящее время стала самым востребованным направлением как в практике педагогов, так и в работе детской библиотеки1. На первый план выступает теперь не формирование определенных знаний, как это декларировалось в течение долгого времени, не только усвоение всех предметов школьной программы в рамках образовательных стандартов, а создание у подрастающего поколения определенных компетенций и внутренних ресурсов: умение анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути развития ситуации, умение работать с ис-
1 Юркевич В.С. Исследовательская работа школьников: противоречия, ограничения, перспективы // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под ред. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 78.
точниками информации, способствующими профессиональной ориентации. Параллельно с этим изменяются и личностные характеристики школьника: идет формирование адекватной самооценки, воспитывается стремление к кооперации при сохранении собственной позиции и умения доказательно отстаивать ее.
В этой связи повышается роль чтения как сложного многоуровнего интерактивного и конструктивного процесса, начинающегося со знания букв и заканчивающегося размышлением. Именно через чтение люди приобщаются к образованию, культуре. Этап приобщения к чтению очень важен при формировании читательской активности. Он приходится на любой возрастной период, если формируется стихийно. Если его формируют сознательно, то он приходится на детский возраст. Этап приобщения к чтению является связующим звеном в работе библиотекарей, учителей, издателей и всех тех, кто имеет отношение к книге. Обучение чтению базируется на развитии когнитивных процессов и побуждает их (думание, размышление, выработка критической оценки и т.д.). Сегодня подчеркивается социально - конструктивная
модель чтения, то есть зависимость понимания прочитанного от языкового и культурного опыта читателя.
К философии чтения относится и понятие «грамотность», прочно вошедшее в обиход профессионального общения. Понятие это включает не столько всеобщее умение читать, писать и считать с целью получения информации, сколько функциональную грамотность, обеспечивающую возможность каждому человеку принимать полноценное участие в жизни общества. Чтение в настоящее время нужно уже не только для получения информации, но и для ее оценки, для развития творческих способностей.
В столь глобальном деле книга и чтение призваны сыграть свою достойную и незаменимую роль, а библиотеки - уметь организовать соответствующее информационно-педагогическое обслуживание. Для любого человека умение творчески подходить к своему чтению, наиболее продуктивным образом использовать и осмысливать прочитанное -важный показатель культуры личности, эффективный источник обогащения своего духовного мира.
Одним из важнейших предназначений чтения является развитие способностей личности читателя. Среди нескольких основных предназначений книги, сохранения и передачи информации во времени, важное значение имеет развитие творческих способностей человека посредством чтения.
Способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение -ведущий принцип современной психологии. Одним из видов такой деятельности является поисково-творческая деятельность современных читателей-школьников.
Развитие поисково-творческой деятельности подрастающего поколения - это длительный непрерывный процесс, и он осуществляется совместными усилиями семьи, школы, библиотеки, учреждений дополнительного образования. Задача детской библиотеки - содействие духовно-эмоциональному развитию ребенка, его познавательной активности, творческой самореализации растущей личности.
Библиотека, в том числе детская, как учреждение, занимающееся почти всеми видами обеспечения человека информацией,
обладает огромными возможностями для развития поисково-творческой деятельности читателей и творческой атмосферы в обществе.
Библиотеки по своей сущности очень приспособлены для реализации целей творческого развития отдельной личности и населения в целом. Они более мобильны по сравнению со многими другими системами, например, с системой образования. Одновременно они более устойчивы во времени, то есть могут проявлять значительную независимость от временной конъюнктуры общества и действовать преимущественно бескорыстно, ориентироваться на сохранение и приумножение целостного и надежного знания. Эти признаки здорового консерватизма позволяют внедрить в библиотечную практику общественно-полезные задачи вне зависимости от колебаний внешней среды. В первую очередь имеются в виду задачи всестороннего обеспечения новаторской деятельности читателей и развития их личных способностей.
Традиционный подход позволяет выделить три основные отличительные функции библиотеки, по-разному терминологически обозначенные в профессиональных источниках: информационную; образовательную; до-суговую. Творчество пока еще не включено в наименование основных функций, но оно является чрезвычайно существенной сквозной функцией, пронизывающей их. Что касается первой функции, то накапливаемая в библиотеках информация - это результат инновационной деятельности личности авторов и одновременно плацдарм для ее дальнейшего наращивания у читателей. Когда образовательной и досуговой функциям начинают придавать активный характер, то сразу включаются интересующие нас механизмы - развитие самодеятельности и способностей читателей. Таким образом, получается, что настоящая первопричина существования библиотек и их главная суть заключаются в необходимости эффективного обслуживания потребностей в творчестве на личностном и социальном уровнях2.
Анализ информационно-образовательной деятельности детских библиотек позволил выделить следующие взаимосвязанные направления: привлечение к чтению, инфор-
2 Беспалов В.М. Психология чтения: учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2007. - С.173.
мационная и документальная поддержка общего, дополнительного образования и само-образования3.
Современная деятельность детских библиотек имеет непосредственное отношение к процессу образования, позволяет не только прививать определенные навыки и умения, но и формирует систему ценностных ориента-ций, вырабатывает навыки критического мышления, самооценки, развивает поисково-творческую деятельность учащихся.
Поисково-творческая деятельность читателей-школьников определяется как деятельность, направленная на поиск и переработку информации для выполнения научно-творческих работ.
Представить поисково-творческую деятельность читателей-школьников как сложную по структуре и функциям систему позволяет такой научный метод как моделирование, при котором изучается не сам объект, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект. Модель схематически показывает структуру исследуемого объекта во всей возможной полноте характеристик каждого элемента, в многообразии их связей.
Разработанная и представленная модель поисково-творческой деятельности читателей-школьников в детской библиотеке состоит из четырех блоков.
Первый блок охватывает характеристики читательской культуры: общее знакомство с различными областями знаний; грамотное и свободное владение устной и письменной речью; способность к пониманию текста; свободное ориентирование в библиотечном фонде.
Второй блок очерчивает компоненты познавательной деятельности читателей-школьников, включающей потребность в знаниях; познавательный интерес; поисковую активность; умение сосредоточить внимание на необходимом материале; заинтересованность в положительной оценке результатов своей деятельности; развитое критическое мышление.
Третий блок отражает показатели творческой деятельности читателя-школьни-
ъОсипова И. Библиотека и образование (к постановке проблемы) // Библиотековедение. - 1999. - №1. -
С.25.
ка: творческая активность; любознательность, воображение, фантазия; систематичность и последовательность мышления; диа-лектичность; умение составить текст доклада, реферата, научной работы; умение готовить презентацию творческой работы, творческое мышление.
Четвертый блок «Готовность к информационной деятельности» представляет основные составляющие информационной культуры юных читателей: умение грамотно сформулировать читательский запрос; знание способов рациональной работы с источниками информации; способность к самообразованию; умение пользоваться справочно-библиографическим аппаратом; способность к анализу информационных источников.
Детские библиотеки обладают огромными возможностями в содействии духовно-эмоциональному развитию, творческой самореализации растущей личности. Этому способствует множество факторов:
о создание благоприятной информационной среды;
о организация клубов, кружков, центров, работающих по авторским программам;
о проведение конкурсов, турниров, выставок, демонстрирующих результаты творческой деятельности;
о использование новых информационных технологий;
о обучение учащихся навыкам информационного поиска.
Одним из важнейших условий для развития поисково-творческой деятельности пользователей детской библиотеки является хорошо организованная информационная среда. Информационная среда детской библиотеки понимается как совокупность педагогически организованных и упорядоченных в библиотечном пространстве информационных ресурсов, каналов доступа к ним, систем ориентирования, имеющая целью обеспечение оптимальных условий для читательского развития детей и подростков. Детские библиотеки утвердили в качестве базисного принцип природосообразности - соответствия информационной среды возможностям, потребностям и интересам развития каждой возрастной группы читателей. Данный принцип в моделях информационной среды реализуется на нескольких уровнях: эмоционально-
психологическом; ориентационном; ресурсном; дизайнерском .
С целью выявления соответствия информационной среды библиотеки потребностям и уровням запросов пользователей и обозначения возможных подходов к ее дальнейшему совершенствованию в развитии навыков информационного поиска, проведен опрос 150 читателей-школьников и 30 педагогов-пользователей детской библиотеки N5 г. Самара.
Итоги исследования показали, что возможности библиотеки в образовательном процессе значимы и разнообразны. Эти возможности востребованы как учащимися, так и организаторами образовательного процесса.
Все участники образовательного процесса высказываются за использование в образовательной деятельности технических средств, возможностей новых информационных технологий. Информационно-образовательная среда, созданная в библиотеке в соответствии с личностно-ориентированным подходом, в зависимости от возраста и способности ребенка реализует три цели: стимулирует познавательную, творческую деятельность, самостоятельность и самоорганизацию; способствует овладению базовыми знаниями и навыками в области информационной культуры; формирует ключевые компетенции, необходимые ребенку в дальнейшей жизни. Однако ответы старших школьников показали, что они испытывают трудности при самостоятельной подготовке докладов, рефератов, слабо используют справочно-библиографический аппарат библиотеки при поиске информации, то есть недостаточно хорошо знакомы с алгоритмом информационного поиска.
Результаты проведенного исследования определили основные направления программы «Развитие поисково-творческой деятельности читателей-школьников» для учащихся 5 - 11 классов. Программа разработана так, что ее можно внедрять на любом этапе школьной деятельности, хотя оптимальный вариант с пятого класса. Возможно подключение к программе любой параллели. Цель программы - сформировать систему научных
4 Сафонова Н.К. Информационная среда библиотеки: векторы трансформации в новом веке // Читай-город. - Екатеринбург: СОБДиЮ, 2002. - Вып.6. - С. 20.
понятий, исследовательских умений, навыков информационного поиска, освоение которых позволит читателю-школьнику ориентироваться в различных образовательных областях. В задачи программы входит развитие креативных качеств личности ученика, обеспечивающих условия создания продукта творческой деятельности. В соответствии с целями и задачами предусмотрены следующие формы обучения: теоретические занятия; выполнение заданий проблемного и эвристического характера; написание и защита исследовательских проектов различных форм, с использованием компьютерной презентации; самоанализ и самооценка своего труда. На уроках учащимся, при выполнении сложных информационных запросов, показывают возможности как традиционного справочного аппарата библиотеки, так и библиографических, фактографических, полнотекстовых баз данных Интернет, ориентирующих ребенка на ценность книги, чтения, самообразования5.
Концептуальной позицией данной программы является следующее положение: овладение навыками информационного поиска - основа самостоятельной поисково-творческой деятельности читателей-школьников. Не исключено, что детская библиотека призвана стать центром, вокруг которого будет развиваться школа XXI века. Учащиеся приобретают информационные навыки постепенно, для каждого класса разрабатываются свои задания, которые учитывают возрастные особенности читателей-школьников. Эти навыки приобретаются и закрепляются в ходе занятий по всем предметам школьной программы. В обучении школьников основам информационного поиска главное не достижение конкретного положительного результата, а собственно процесс - верное определение стратегии поиска и поступательное движение к намеченной цели, необходимым условием для развития поисково-творческой деятельности пользователей в условиях детской библиотеки является развитие творческого воображения юного читателя.
Библиотека становится своеобразной творческой лабораторией, где по авторским программам работают кружки, клубы, курсы,
5 http: // www.kinder.ru/ ; http: // www.gosdetstvo.com/ http: // www.uznay-prezidenta.ru/ ; http: // www. school - sector.relarn.ru/prava/
помогающие детям раскрыть свою индивидуальность, творчески развить свои способности. Цель этих программ - расширение общего кругозора, пополнение словарного запаса, развитие памяти, логического и образного мышления, формирование самостоятельности в познавательной деятельности, умения пользоваться справочной литературой и др. Опыт многолетней работы показал, что программы жизнеспособны и востребованы, они существенно помогают развитию детей. По мнению Р. Бернса, владение читательской культурой помогает ребенку «самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения, так как дает ему навыки, создающие уверенность в том, что он действительно способен к усвоению знаний и разнообразным достижениям»6.
Библиотека - удивительный, совсем не похожий на школу мир - мир открытий, призывающий к творчеству. Если в школе чаще встречается оценочный подход к творчеству, то в детской библиотеке никто не упрекнет ребенка в бездарности, не станет выставлять оценку за его работу. Библиотекарь лишь может «спровоцировать» читателя на деятельность, попытаться стимулировать его воображение, помочь раскрыть свою индивидуальность. Главное, чтобы детям было интересно. Творческая деятельность добро-
вольна, и на основе ее добровольности закладывается система человеческих ценностей ребенка. Детская библиотека создает особую атмосферу творчества и фантазии, содействует духовно-эмоциональному развитию, творческой самореализации растущей личности.
Гармоничное сочетание в детской библиотеке традиционных и электронных носителей информации, использование новых информационных технологий для оперативного и удобного поиска информации, предоставление пользователям свободного доступа к отечественным и мировым источникам информации через подключение к глобальной информационной сети Интернет позволяет создать в библиотеке информационно-образовательную среду, необходимую для жизнетворчества и образования ребенка. Тем самым, создаются более благоприятные условия для интеллектуального роста личности, содействия творческой самореализации учащихся, приобретения ими знаний и умений по информационному самообеспечению и развития поисково-творческой деятельности читателей-школьников.
6 Бернс Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание. -М.: Прогресс, 1986. - С. 372.
THE ROLE OF CHILDREN'S LIBRARY IN THE DEVELOPMENT OF THE «RESEARCH IN CREATIVE ACTIVITY» OF ELEMENTARY SCHOOL PUPILS
© 2008 T.A.Halitova
Samara state academy of culture and arts
The research in the creative activity of pupil-readers is defined as an activity, which is directed to the search and processing of information for the execution of scientific and creative work. The process of its development can be represented as a model, in which it is possible to single out four sheaves: the first sheaf consists of the characteristics of the reading culture; the second presents the work's cognitive components; the third sheaf reflects the pupil-reader's exponents of the creative activity; the fourth characterizes readiness for the informative work and it presents the essential components of the informative culture of the young reader. There are some library factors of development of «the research in creative activity»: knowledge of the reader's necessities, which appear in the process of the creative activities; a comparison of the library possibilities with the pupil's necessities; favourable informative surroundings which correspond to the interests of each group of the young readers; assistance to the pupil-readers in the clubs, circles, centers, which work with author's programmes; a wide demonstration of the results through the organization of competitions, tournaments, exhibitions; an instruction in skills of the informative search; new library-informative technologies, free access for the users to the native and world sources of information through the access to the Global Network.