Научная статья на тему 'РОЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

РОЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1642
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА / ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ / НОРМАТИВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смоленская С.В., Калядина Р.А.

Денежно-кредитная политика имеет значение в определении экономического поведения государства, что отражается как на населении и его благополучии, так и на месте государства на мировой арене, его экономической и, соответственно, национальной безопасности. Данное обстоятельство подтверждает актуальность изучения роли денежно-кредитной политики в системе экономической безопасности. Предметом исследования является денежно-кредитная политика в системе экономической безопасности. Цель работы состоит в определении роли денежно-кредитной политики в системе экономической безопасности России. Объектом исследования является денежно-кредитная политика России как составляющая системы экономической безопасности страны. Методами, используемыми в исследовании, являются всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы. Исследование раскрывает суть денежно-кредитной политики государства, опираясь на основные инструменты ее применения. Обозначены основные элементы системы экономической безопасности государства и ее взаимосвязь с национальной безопасностью. В результате исследования выявлено, что денежно-кредитная политика является важной составляющей системы экономической безопасности России, которая служит инструментом управления экономическим состоянием страны и благополучием населения. Грамотность использования данного инструмента напрямую влияет не только на всю систему экономической безопасности, но и на национальную безопасность. Результаты исследования могут применяться при анализе нормативно-правовых актов на предмет выявления ответов на вопросы, затрагивающие напрямую финансовые и экономические интересы государства и, как следствие, отражающихся на экономической безопасности страны и ее субъектов. А также понимание роли денежно-кредитной политики в системе экономической безопасности государства, которая исследуется в работе, позволит субъектам всех уровней (домашним хозяйствам, предприятия, регионам и другим) правильно оценивать свое экономическое состояние в настоящий момент и выстраивать более точные прогнозы на будущее, что отразится на эффективности принятых ими решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MONETARY POLICY IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

Monetary policy matters in determining the economic behavior of the state, which is reflected both in the population and its well-being, and in the place of the state in the world arena, its economic and, accordingly, national security. This fact confirms the relevance of studying the role of monetary policy in the system of economic security. The subject of this research is monetary policy in the system of economic security. The aim of the work is to determine the role of monetary policy in the system of economic security in Russia. The object of the research is the monetary policy of Russia as a component of the country's economic security system. The methods used in the research are general, general scientific and specific scientific methods. The study reveals the essence of the state's monetary policy, based on the main tools for its application. The main elements of the state economic security system and its relationship with national security are outlined. As a result of the study, it was revealed that monetary policy is an important component of the system of economic security in Russia, which serves as a tool for managing the economic state of the country and the well-being of the population. The literacy of using this tool directly affects not only the entire system of economic security, but also national security. The research results can be used in the analysis of regulatory legal acts in order to identify answers to questions that directly affect the financial and economic interests of the state and, as a result, affect the economic security of the country and its subjects. And also understanding the role of monetary policy in the system of economic security of the state, which is studied in the work, will allow subjects of all levels (households, enterprises, regions and others) to correctly assess their economic state at the moment and build more accurate forecasts for the future, which will affect the effectiveness of their decisions.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

УДК 336.7

DOI: 10.17586/2310-1172-2022-16-2-25-31 Научная статья

Роль денежно-кредитной политики в системе экономической безопасности государства

Канд. экон. наук Смоленская С.В. lana.smolenskaya@bk.ru Калядина Р.А. r.kalyadina@mail.ru Ульяновский государственный технический университет 432027, Россия, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, д. 32

Денежно-кредитная политика имеет значение в определении экономического поведения государства, что отражается как на населении и его благополучии, так и на месте государства на мировой арене, его экономической и, соответственно, национальной безопасности. Данное обстоятельство подтверждает актуальность изучения роли денежно-кредитной политики в системе экономической безопасности. Предметом исследования является денежно-кредитная политика в системе экономической безопасности. Цель работы состоит в определении роли денежно-кредитной политики в системе экономической безопасности России. Объектом исследования является денежно-кредитная политика России как составляющая системы экономической безопасности страны. Методами, используемыми в исследовании, являются всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы. Исследование раскрывает суть денежно-кредитной политики государства, опираясь на основные инструменты ее применения. Обозначены основные элементы системы экономической безопасности государства и ее взаимосвязь с национальной безопасностью. В результате исследования выявлено, что денежно-кредитная политика является важной составляющей системы экономической безопасности России, которая служит инструментом управления экономическим состоянием страны и благополучием населения. Грамотность использования данного инструмента напрямую влияет не только на всю систему экономической безопасности, но и на национальную безопасность. Результаты исследования могут применяться при анализе нормативно-правовых актов на предмет выявления ответов на вопросы, затрагивающие напрямую финансовые и экономические интересы государства и, как следствие, отражающихся на экономической безопасности страны и ее субъектов. А также понимание роли денежно-кредитной политики в системе экономической безопасности государства, которая исследуется в работе, позволит субъектам всех уровней (домашним хозяйствам, предприятия, регионам и другим) правильно оценивать свое экономическое состояние в настоящий момент и выстраивать более точные прогнозы на будущее, что отразится на эффективности принятых ими решений.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, экономическая безопасность, национальная безопасность, ключевая ставка, операции на открытом рынке, нормативы обязательных резервов, Центральный Банк, финансовый рынок.

Scientific article

The role of monetary policy in the system of economic security of the state

Ph.D. Smolenskaya S.V. lana.smolenskaya@bk.ru Kalyadina R.A. r.kalyadina@mail.ru Ulyanovsk State Technical University 432027, Russia, Ulyanovsk, Severny Venets St., 32

Monetary policy matters in determining the economic behavior of the state, which is reflected both in the population and its well-being, and in the place of the state in the world arena, its economic and, accordingly, national security. This fact confirms the relevance of studying the role of monetary policy in the system of economic security. The subject of this research is monetary policy in the system of economic security. The aim of the work is to determine the role of monetary policy in the system of economic security in Russia. The object of the research is the monetary policy of Russia as a component of the country's economic security system. The methods used in the research are general,

general scientific and specific scientific methods. The study reveals the essence of the state's monetary policy, based on the main tools for its application. The main elements of the state economic security system and its relationship with national security are outlined. As a result of the study, it was revealed that monetary policy is an important component of the system of economic security in Russia, which serves as a tool for managing the economic state of the country and the well-being of the population. The literacy of using this tool directly affects not only the entire system of economic security, but also national security. The research results can be used in the analysis of regulatory legal acts in order to identify answers to questions that directly affect the financial and economic interests of the state and, as a result, affect the economic security of the country and its subjects. And also understanding the role of monetary policy in the system of economic security of the state, which is studied in the work, will allow subjects of all levels (households, enterprises, regions and others) to correctly assess their economic state at the moment and build more accurate forecasts for the future, which will affect the effectiveness of their decisions.

Keywords: monetary policy, economic security, national security, key rate, open market operations, required reserve ratios, Central Bank, financial market.

Денежно-кредитная политика влияет на экономическое поведение государства, благополучие населения, место страны на мировой арене. Экономическая безопасность государства определяет уровень защищенности экономики страны от различных угроз. Реализация этих угроз может нарушить нормальное функционирование национальной экономики, нанести ущерб экономическим интересам государства, затруднить развитие экономики страны, а также осложнить экономическое взаимодействие государства с другими странами, объединениями и международными экономическими организациями. Соответственно, денежно-кредитная политика как инструмент государственного регулирования экономики, является составляющей системы экономической безопасности государства. В настоящее время вопросы экономической безопасности все чаще поднимаются на повестку дня. Это связано с тем, что в эпоху постиндустриального общества, развития глобализации и мирового рынка национальная экономика находится под воздействием огромного количества факторов, которые образуют сложную динамичную систему. Современные нормативно-правовые акты содержат различные положения, регулирующие экономическую сферу, в том числе меры по определению денежно-кредитного состояния государства и его субъектов. Проблемы, порождаемые неграмотной денежно-кредитной политикой, исследуются зарубежным и отечественным научным сообществом. Целью данной работы является определение роли денежно-кредитной политики в системе экономической безопасности России.

В процессе достижения цели и решения поставленных задач использовались всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы исследования, в том числе методы диалектики, анализа, синтеза, дедукции, индукции и абстрагирования.

Термин «безопасность» начал появляться в литературе в XII веке [14, С. 93]. Тогда под ним понималось спокойное состояние личности, при котором она считает себя защищенным от различных опасностей. Соответственно, потребность в безопасности присутствовала у человека всегда, эволюционируя в зависимости от обстоятельств.

Современное представление о содержании термина «безопасность» немного изменилось, на данный момент под ним понимается состояние защищенности от разнообразных опасностей интересов личности, общества, государства, предприятия, а также различных их элементов.

Обеспечение безопасности является одной из важнейших задач и функций государства [13, С. 29]. Особое место в настоящее время в системе национальной безопасности занимает экономическая безопасность. Многие авторы считают, что экономическая безопасность является основным элементом национальной безопасности, что объясняется способностью экономической безопасности создавать стабильную и устойчивую экономическую основу государства, благодаря которой обеспечивается достаточный уровень финансовых ресурсов в государстве, предназначенных для финансирования выполнения функций и задач государства в различных сферах.

Экономическая безопасность определяется как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет государства, единство его экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов государства [11, С. 54].

Введение

Методы исследования

Результаты исследования

В состоянии экономической безопасности финансовая, денежно-кредитная, валютная, банковская, бюджетная, налоговая, инвестиционная, таможенная и фондовая системы функционируют сбалансированно, они устойчивы к внутренним и внешним факторам, способны противостоять внешним экономическим угрозам, что способствует эффективному функционированию национальной экономической системы и обеспечению экономического роста [9, С. 37]. Соответственно, соблюдение данных факторов обеспечивает экономическую безопасность государства, которая находится в прямой зависимости от экономической безопасности всех хозяйствующих субъектов.

В механизме обеспечения экономической безопасности государства важную роль играет денежно-кредитная политика страны. Денежно-кредитная система современных государств состоит из банковской системы (в которую входит Центральный Банк и коммерческие банки) и совокупности специализированных небанковских финансово-кредитных институтов [1]. В России наибольшее значение имеет Центральный Банк, который регулирует национальную экономику, используя инструменты денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика является одним из инструментов обеспечения экономической и национальной безопасности Российской Федерации, который используется Центральным Банком.

Денежно-кредитная политика проявляется в сфере денежного обращения и кредита, главными ее целями являются неинфляционный экономический рост, обеспечение полной занятости, сглаживание негативных последствий от цикличности экономики.

Рост инфляции - это самая серьезная угроза безопасности в финансовой сфере, так как отклонение ее от нормы влияет на все сферы жизнедеятельности человека и государства [10, С. 110].

Для реализации денежно-кредитной политики Центральный Банк РФ использует следующие такие инструменты, как ключевая ставка, нормативы обязательных резервов, операции на открытом рынке (рис. 1) [2].

Рис. 1. Инструменты денежно-кредитной политики

Ключевая ставка и нормативы обязательных резервов - это инструменты денежно-кредитной политики, которые косвенно воздействуют на систему путем активизации механизмов, изменяющих текущую ситуацию. Операции на открытом рынке - это инструмент прямого воздействия, который позволяет быстро регулировать объем денежной массы.

Основным индикатором является ключевая ставка, размер которой устанавливается Центральным Банком России. Так, государство регулирует объем денежной массы, что отражается на таких процессах как инфляция, безработица, динамика реального сектора, иными словами, процессы национальной экономики.

Изменение ключевой ставки влияет на экономическую активность, что в долгосрочной перспективе способствует достижению конечной цели денежно-кредитной политики - установлению ценовой стабильности (низкой устойчивой инфляции).

В период кризиса и депрессии ключевая ставка обычно снижается, что способствует снижению стоимости кредитных ресурсов для коммерческих банков, которые начинают больше привлекать эти ресурсы и снижать процентные ставки по кредитам и депозитам, которые используют предприятия и население. Данное действие ЦБ и коммерческих банков позволяет расширить денежную массу в обращении путем увеличения финансовых возможностей и совокупных расходов населения и предприятий.

В период подъема, когда инфляция ускоряется, ключевая ставка увеличивается, что стимулирует сокращение денежной массы в обращении путем установления высоких процентных ставок по кредитам и

депозитам для клиентов коммерческих банков. Происходит обратный процесс - финансовые возможности и совокупный спрос снижается, что сокращает инфляцию и цены.

Нормативы обязательных резервов - это другой важный инструмент денежно-кредитной политики, который олицетворяет собой минимальную норму вкладов, которые коммерческие банки и иные финансово-кредитные организации обязаны держать в ЦБ на своем корреспондентском счете.

Увеличение Центральным Банком нормативов обязательных резервов ограничивает коммерческие банки в количестве средств, которые они могут выдавать в качестве кредитов, что целесообразно делать в условиях инфляции. Когда наблюдается дефляция, ЦБ снижает нормативы обязательных резервов для стимулирования увеличения денежной массы в обращении.

Суть третьего инструмента, операций на открытом рынке, заключается в сделках купли-продажи активов (ценных бумаг, национальной и иностранной валют), которые совершает ЦБ.

Операции с ценными бумагами используются Центральным Банком в небольших масштабах в качестве дополнительной меры регулирования. При этом используются преимущественно государственные ценные бумаги. При кризисе ЦБ скупает государственные ценные бумаги, что увеличивает денежную массу, следовательно, растет покупательская и производственная активность, что способствует преодолению кризиса. При подъеме ЦБ продает государственные ценные бумаги населению, коммерческим банкам и организациям, что сокращает объем денежной массы в обращении, следовательно, снижаются платежеспособные возможности покупателей и их чрезмерный спрос, в результате чего снижается инфляция.

Операции на валютном рынке совершаются ЦБ для того, чтобы отрегулировать курс национальной валюты, при котором ее можно обменять на иностранную валюту. Для снижения инфляции необходимо укрепить национальную валюту, что требует снятия определенного объема иностранной валюты с валютного счета для приобретения национальной валюты (валютная интервенция) [15, С. 130]. В результате стоимость импортной продукции снижается, что заставляет национальных производителей снижать цены на свои товары, следовательно, инфляция замедляется.

В иной ситуации ЦБ покупает иностранную валюту, а дополнительная национальная валюта выпускается в обращение, т.е. она ослабляется. В результате стимулируется экономический рост, поощряется экспорт и ограничивается импорт, что активизирует национальное производство, ускоряя экономический рост.

Таким образом, денежно-кредитная политика, используя все инструменты, изменяет объем денежной массы в обращении, что стимулирует экономический рост и обеспечивает стабильную низкую инфляцию.

В современных развитых государствах используют дискреционную денежно-кредитную политику, которую также называют гибкой, так как она позволяет менять направления в зависимости от текущей фазы экономического цикла. При кризисе проводят стимулирующую денежно-кредитную политику, при подъеме -сдерживающую. Стимулирующая денежно-кредитная политика предполагает увеличение денежной массы, снижение процентных ставок и стоимости денег, рост платежеспособного спроса, инвестиционных возможностей, стимулирование производственной и покупательской активности. Сдерживающая денежно-кредитная политика сокращает и ограничивает данные параметры для избегания перегрева национальной экономики.

Реализация денежно-кредитной политики подразумевает изменение объема денежной массы в обращении и воздействие на предложение и спрос денег. Подобным воздействием государство направляет усилия на достижение стратегических и, более конкретных, тактических целей, таких как обеспечение оптимального сочетания денежной массы и процентных ставок, эффективной динамики кредита, курса валюты, государственного долга и так далее. Реализация тактических целей содействует достижению стратегических целей.

В рамках государственного управления экономикой выделен ряд нормативных актов, призванных регламентировать те или иные отрасли (в том числе систему экономической безопасности), успешное функционирование которых обеспечит национальную безопасность Российской Федерации, что в данном случае является стратегической целью [1, 2, 3, 4, 5, 6].

В Указе Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» выделены угрозы, направления и задачи по обеспечению экономической безопасности, которые включают и сферу денежно-кредитной политики [4].

Таблица 1

Угроза, направления и задачи по обеспечению экономической безопасности в сфере денежно-кредитных отношениях

Угрозы - подверженность финансовой системы государства глобальным рискам; - информационная уязвимость финансово-банковской системы; - недостатки в государственном управлении, которые снижают его эффективность; - существование значительной доли теневой экономики.

Направления - обеспечение устойчивого роста реального сектора национальной экономики; - обеспечение устойчивого развития финансовой системы государства; - обеспечение роста эффективности внешнеэкономического сотрудничества; - развитие человеческого капитала, что является основой для развития любой сферы деятельности.

Задачи - снижение зависимости денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных рынках (товарных и финансовых); - сокращение масштабов использования иностранной валюты при осуществлении хозяйственных операций в российской юрисдикции; - совершенствование инструментов, предназначенных для кредитования стратегических отраслей и производств; - устойчивость и сбалансированность бюджетной системы государства.

Источник: сост. авторами по [4]

Как видно из таблицы, в соответствии с угрозами выделяют направления, которые охватывает система обеспечения экономической безопасности государства. А для реализации направления, связанного с устойчивым развитием финансовой системы государства, уже вырабатываются задачи, требующие решения.

Отдельно в Стратегии указаны показатели, которые необходимо отслеживать для определения состояния, в котором находится экономическая безопасность государства. В связи с этим выделяют уровень инфляции в стране, что иллюстрирует значимость проведения эффективной денежно-кредитной политики и ее роль в системе экономической безопасности Российской Федерации.

Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» утверждает, что для противодействия угрозам экономической безопасности необходимо осуществлять реализацию государственной социально-экономической политики, которая предусматривает обеспечение устойчивости макроэкономической ситуации; стимулирование темпов роста экономики выше среднего уровня, характерного для развитых стран; поддержку реального сектора; укрепление финансовой системы (обеспечение суверенитета, снижение инфляции, обеспечение стабильности курса национальной валюты, снижение банковских ставок, развитие финансовых рынков, обеспечение доступности кредитования и так далее) [3].

Выводы

Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. Значимость эффективной денежно-кредитной политики государства оценена и в настоящее время отражается в стратегических нормативных актах, которые дополняются более узконаправленными и специализированными документами.

Значимость денежно-кредитного регулирования порождает большие риски, что порождает необходимость, принимая решения, исходить из прогнозов экономического развития (как на национальном уровне, так и на мировом), оценок среднесрочных рисков для достижения инфляционных целей, возможных рисков устойчивости и стабильности экономического и финансового роста.

Соответственно, сложность управления подобными рисками может вызвать ряд проблем денежно-кредитной политики. Настоящая денежно-кредитная политика в большей степени имеет черты жесткой монетарной политики, но современные реалии показывают необходимость перехода к разумной кредитной экспансии и развитию социальной и экономической сфер [8, С. 67].

Также необходимо учитывать, что механизмы регулирования финансовых рынков, человеческий фактор и другие внешние обстоятельства несовершенны, иногда ошибочны, а это может привести к непредсказуемым

29

последствиям [12, С. 15]. Наблюдаются противоречия между фактическими и реальными показателями финансовой системы. Вследствие этого, денежно-кредитная политика РФ не может решить задачу поддержания экономической активности и устойчивого роста. Данные обстоятельства приводят к отсутствию в экономике необходимых условий перехода к новому режиму денежно-кредитной политики.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что роль денежно-кредитной политики в системе экономической безопасности государства огромна. Ее грамотное проведение напрямую влияет на экономику государства и, как следствие, на всех хозяйственных субъектов. Значимость и сложность денежно-кредитной системы вызывает соответствующие серьезные проблемы. В настоящее время необходима трансформация механизма денежно-кредитного регулирования, которая позволит подстроиться под текущие условия в государстве и в мире в целом.

Литература

1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О банках и банковской деятельности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/

2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/

3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/

4. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/

5. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71937200/

6. "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов" (утв. Банком России) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400129/

7. Алтунян А.Г. Роль монетарной политики в обеспечении экономической безопасности России // Вестник СПбГУ. 2012. Сер. 5. Вып. 1. С. 30-34.

8. Бердышев А.В., Щербаков А.Н. Роль денежно-кредитной политики Банка России в обеспечении экономической безопасности страны // Российский экономический интернет-журнал. 2017. № 2.

9. Бледных О.И. Инструменты регулирования денежно-кредитной политики в контексте финансовой безопасности // Успехи современной науки. 2016. Т. 3. № 7. С. 36-38.

10. Домрачева Л.П., Ковтун О.О., Хозяинова К.О. Механизм обеспечения финансовой безопасности России: бюджетная политика, денежно-кредитная политика, налоговая политика государства. Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. -2019. № 11(83). С. 105-114.

11. Каранина Е.В. Экономическая безопасность: на уровне государства, региона, предприятия: Учебное пособие. Вятский государственный университет. - Киров, 2016. - 398 с.

12. Карпунин В.И., Новашина Т.С. Денежно-кредитная политика России как фактор обеспечения ее безопасности // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2019. № 6 (108). С. 11-20.

13. Малаховская М.В. Экономическая безопасность: государство, регион, предприятие: монография. -Димитровград: ДИТИ НИЯУ МИФИ. 2017. 143 с.

14. Орлова А.В. Эволюция понятия «Экономическая безопасность» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2012. №19 (138), вып.24/1. С. 93-97.

15. Саргсян К.С. Мероприятия денежно-кредитной политики в контексте государственной антикризисной политики // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. №29. С. 126-132.

References

1. Federal'nyi zakon ot 02.12.1990 N 395-1-FZ (red. ot 30.12.2021) «O bankakh i bankovskoi deyatel'nosti» [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/

2. Federal'nyi zakon ot 10.07.2002 N 86-FZ (red. ot 30.12.2021) "O Tsentral'nom banke Rossiiskoi Federatsii (Banke Rossii)" (s izm. i dop., vstup. v silu s 11.01.2022) [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/

3. Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 N 683 "O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii" [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/

4. Ukaz Prezidenta RF ot 13.05.2017 N 208 "O Strategii ekonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda" [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/

5. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 g. N 204 «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda» [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/71937200/

6. "Osnovnye napravleniya edinoi gosudarstvennoi denezhno-kreditnoi politiki na 2022 god i period 2023 i 2024 godov" (utv. Bankom Rossii) [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400129/

7. Altunyan A.G. Rol' monetarnoi politiki v obespechenii ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii // Vestnik SPbGU. 2012. Ser. 5. Vyp. 1. S. 30-34.

8. Berdyshev A.V., Shcherbakov A.N. Rol' denezhno-kreditnoi politiki Banka Rossii v obespechenii ekonomicheskoi bezopasnosti strany // Rossiiskii ekonomicheskii internet-zhurnal. 2017. № 2.

9. Blednykh O.I. Instrumenty regulirovaniya denezhno-kreditnoi politiki v kontekste finansovoi bezopasnosti // Uspekhi sovremennoi nauki. 2016. T. 3. № 7. S. 36-38.

10. Domracheva L.P., Kovtun O.O., Khozyainova K.O. Mekhanizm obespecheniya finansovoi bezopasnosti Rossii: byudzhetnaya politika, denezhno-kreditnaya politika, nalogovaya politika gosudarstva. Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiya. Ekonomicheskie nauki: sb. st. po mat. LXXXIII mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. -2019. № 11(83). S. 105-114.

11. Karanina E.V. Ekonomicheskaya bezopasnost': na urovne gosudarstva, regiona, predpriyatiya: Uchebnoe posobie. Vyatskii gosudarstvennyi universitet. - Kirov, 2016. - 398 s.

12. Karpunin V.I., Novashina T.S. Denezhno-kreditnaya politika Rossii kak faktor obespecheniya ee bezopasnosti // Vestnik REU im. G.V. Plekhanova. 2019. № 6 (108). S. 11-20.

13. Malakhovskaya M.V. Ekonomicheskaya bezopasnost': gosudarstvo, region, predpriyatie: monografiya. -Dimitrovgrad: DITI NIYaU MIFI. 2017. 143 s.

14. Orlova A.V. Evolyutsiya ponyatiya «Ekonomicheskaya bezopasnost'» // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Informatika. 2012. №19 (138), vyp.24/1. S. 93-97.

15. Sargsyan K.S. Meropriyatiya denezhno-kreditnoi politiki v kontekste gosudarstvennoi antikrizisnoi politiki // Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyi vzglyad. 2014. №29. S. 126-132.

Статья поступила в редакцию 25.01.2022 Received 25.01.2022

Принята к публикации 15.05.2022 Accepted for publication 15.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.