Научная статья на тему 'Роль дельфинотерапии в реабилитации детей с ограниченными возможностями'

Роль дельфинотерапии в реабилитации детей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1092
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Филиппенко В. В.

Дельфинотерапия является альтернативным, нетрадиционным методом психотерапии, где в центре психотерапевтического процесса лежит общение человека и дельфина. Цель дельфинотерапии состоит в устранении болезненных отклонений, изменении отношения больного к себе, своему состоянию и окружающей среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Филиппенко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль дельфинотерапии в реабилитации детей с ограниченными возможностями»

РОЛЬ ДЕЛЬФИНОТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

© Филиппенко В.В.*

Сургутский государственный педагогический университет, г.Сургут

Дельфинотерапия является альтернативным, нетрадиционным методом психотерапии, где в центре психотерапевтического процесса лежит общение человека и дельфина. Цель дельфинотерапии состоит в устранении болезненных отклонений, изменении отношения больного к себе, своему состоянию и окружающей среде. Прямо или опосредованно происходит комплексное лечебное воздействие на эмоции, суждения и самосознание человека [5].

Такая, казалось бы, простая методика лечения, как дельфинотерапия, считается одним из самых эффективных методов при лечении и реабилитации детей с ДЦП, аутизмом и другими болезнями. Большим достоинством этого метода является то, что дети обожают дельфинотерапию, ведь общения с дельфином - это всегда веселая игра во время плескания в воде [5].

Как становится ясно из названия этого метода лечения детей дельфинами, что главным составляющим звеном являются собственно сами дельфины, которые известны своими уникальными коммуникативными способностями к людям. Дельфинотерапия объединяет в себе физические упреждения в воде с психологическими приемами - в обоих случаях этого проще всего достичь с дельфинами.

Возможно, первый прецедент использования дельфинов для лечения людей создали в 1971 г. антрополог Betsy Smith, исследовавшая в это время отношения дельфина с человеком, и психолог David Nathanson, работавший с умственно отсталыми детьми во Флоридском Международном Университете. Они наблюдали за поведением животных в тот период, когда дети с синдромом Дауна общались с дельфинами в воде. Афалины, специально не подготовленные для контакта с человеком в море, вели себя, таким образом, словно дети нуждались в их помощи. В результате исследований был разработан способ обучения умственно отсталых детей с участием дельфинов, позволяющий в четыре раза повысить эффективность социальной адаптации таких детей.

Данной проблемой в Украине занималась доктор медицинских наук, врач педиатр, которая после окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации с 1980 года работала в Государственном океанариуме Севастополя. Она является автором более 50-ти научных работ по проблемам содержания черноморских дельфинов афалин в условиях океанариума. Так же является начальником научно-исследовательской лаборатории лечебно-

* Студент.

реабилитационной дельфинотерапии НИЦ «Государственный океанариум» г. Севастополя.

Изучения дельфинотерапии учёными показало, что при контакте дельфина с человеком, у последнего усиливается активность мозговой деятельности [4, с. 170].

Применение дельфинотерапии для детей рекомендовано при следующих заболеваниях:

- нарушения центральной нервной системы (ЦНС);

- детский церебральный паралич (ДЦП);

- детский аутизм;

- отсталость в умственном развитии;

- синдром Дауна и подобные генетические патологии;

- проблемы речи и слуха;

- нарушения памяти, которые мешают ребенку в учебе [5].

Дельфинотерапия относится, в первую очередь, к одному из видов психотерапии, в которой главную роль играет фонофорез (так же известен, как сонофорез). Полностью излечить маленьких пациентов от тяжелых недугов дельфины, безусловно, не могут. Но дети с церебральным параличом, нарушением речи и слуха, поражением центральной нервной системы после сеансов дельфинотерапии становятся раскованнее и общительнее. Многие именно в океанариуме впервые начинают говорить. После плавания с дельфинами на детских рисунках появляются очень яркие краски: много солнца, много эмоций, много радости [3, с. 98].

Дельфинотерапия делится на два направления:

1. Свободное взаимодействие с животным с минимальным участием специалистов (врача, тренера, психолога, психотерапевта, педагога и т.д.).

2. Специально организованное общение. Общение с животным осуществляется через специалиста (врача, психотерапевта, психолога и т.д.), где общение со специалистом для клиента несет психотерапевтическое значение, а общение с дельфином выступает как фон, среда [5].

Общение с дельфином позволяет достичь следующего:

- прийти к принципиальному переконструированию отношения к себе, к окружающим людям, к природе, к миру вообще;

- вытащить человека из плена самоизоляции, стимулировать развитие интереса к внешнему миру, что становится условием к установлению, восстановлению, корректировке, оптимизации социальных отношений;

- выступает в качестве сенсорного стимулятора, активизируя работу мозговых структур и всего организма в целом;

Медицинские науки

23

- стимулировать и вербальную экспрессию, способствуя речевому и сенсомоторному развитию аутичных детей и детей со сниженным интеллектом;

- стимулировать процесс развития личности;

- восполнять дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям и взрослым, переживающим одиночество или состояние дезадаптации, удовлетворять аффелятивную потребность;

- через тактильную стимуляцию создать условия для эмоционального отреагирования;

- создать условия для укрепления контакта ребенка с психотерапевтом.

В стае дельфинов существует строгая иерархия. В терапии участвуют

специально обученные животные, обладающие «хорошим характером» и способные к лечению. Таких животных называют - «дельфин-доктор». Ученые некоторых океанариумов имеют уникальную возможность самостоятельно воспитывать целое поколение морских млекопитающих, которые могут лечить больных детей. Ведь только дельфин-доктор из всей стаи может лечить [1, с. 68-70].

В 1987 году британские ученые уже наблюдали положительное влияние дельфинов на здоровье и эмоциональное состояние человека. После того, как ученые Великобритании провели ряд исследований, благотворное влияние этих милых млекопитающих было окончательно признано и в начале девяностых годов уже стало довольно широко применяться и в других странах. Лечение детей-инвалидов с помощью дельфинотерапии, по официальным данным, впервые практиковалось в Германии. В городе Нюрнберге больным деткам впервые начали помогать вылечиться дельфины. На данный момент лидерами по масштабности применения лечения дельфинами в медицинской практике считаются Соединенные Штаты Америки. В Российской Федерации эта отрасль медицины еще очень молода, ей у нас насчитывается около 6-7 лет.

В настоящее время дельфинотерапия еще до конца не изучена, и чем больше ученые углубляются в изучение этого удивительного способа лечения, тем больше новых вопросов о дельфинотерапии возникает. В частности такие интересующие многих вопросы, как могут ли дельфины корректировать физическое и психическое состояние человека, или же он сам делает это под их влиянием, насколько осознано дельфин влияет на человека, заложено ли в них природой лечение людей, или же они это делают по собственному выбору. На эти, как и на многие другие вопросы, ученые пока не могут дать научно-обоснованного ответа. Правда, есть то, в чем доктора, равно как и ученые, сходятся во мнении: дельфины действительно благоприятно влияют на людей, а особенно на детей, а дельфинотерапия действительно показывает исключительно положительный эффект в лечении многих детских заболеваний.

Как уже говорилось выше, на сегодня дельфинотерапия активней всего применяется в США. К примеру, только во Флориде за десять лет лечение

дельфинотерапией прошло более чем восемьсот детей из тридцати девяти стран. (Это считается просто колоссальной цифрой для такого дорогостоящего и совершенно нового метода). Второй в списке активно использующих лечение дельфинами стран считается Мексика [2, c. 177-178].

Таким образом, можно сделать вывод, что общение с дельфинами очень хорошо влияет на организм, проявляя свои лечебные и психологические свойства.

Список литературы:

1. Федоров А., Жбанов А., Козунова Р. Дельфинотерапия. Уникальные возможности медицины нового века. - Вектор, 2010.

2. Лысенко В.И., Загоруйченко И.В., Батозский Ю.К. Использование дельфинотерапии в реабилитации детей // Матер. VI Конгресса педиатров России «Неотложные состояния у детей». - М., 2000. - С. 177-178.

3. Смолянинов А. Дельфинотерапия для детей / А. Смолянинов. - К., 2009.

4. Лукина Л.Н. Дельфины в системе психофизической реабилитации людей / Л.Н. Лукина. - Севастополь, 2007. - 170 с.

5. http ://www. psi.lib. ru/statyi/sbornik/delter. htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.