РОЛЬ ДЕЛЬФИНОТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
© Филиппенко В.В.*
Сургутский государственный педагогический университет, г.Сургут
Дельфинотерапия является альтернативным, нетрадиционным методом психотерапии, где в центре психотерапевтического процесса лежит общение человека и дельфина. Цель дельфинотерапии состоит в устранении болезненных отклонений, изменении отношения больного к себе, своему состоянию и окружающей среде. Прямо или опосредованно происходит комплексное лечебное воздействие на эмоции, суждения и самосознание человека [5].
Такая, казалось бы, простая методика лечения, как дельфинотерапия, считается одним из самых эффективных методов при лечении и реабилитации детей с ДЦП, аутизмом и другими болезнями. Большим достоинством этого метода является то, что дети обожают дельфинотерапию, ведь общения с дельфином - это всегда веселая игра во время плескания в воде [5].
Как становится ясно из названия этого метода лечения детей дельфинами, что главным составляющим звеном являются собственно сами дельфины, которые известны своими уникальными коммуникативными способностями к людям. Дельфинотерапия объединяет в себе физические упреждения в воде с психологическими приемами - в обоих случаях этого проще всего достичь с дельфинами.
Возможно, первый прецедент использования дельфинов для лечения людей создали в 1971 г. антрополог Betsy Smith, исследовавшая в это время отношения дельфина с человеком, и психолог David Nathanson, работавший с умственно отсталыми детьми во Флоридском Международном Университете. Они наблюдали за поведением животных в тот период, когда дети с синдромом Дауна общались с дельфинами в воде. Афалины, специально не подготовленные для контакта с человеком в море, вели себя, таким образом, словно дети нуждались в их помощи. В результате исследований был разработан способ обучения умственно отсталых детей с участием дельфинов, позволяющий в четыре раза повысить эффективность социальной адаптации таких детей.
Данной проблемой в Украине занималась доктор медицинских наук, врач педиатр, которая после окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации с 1980 года работала в Государственном океанариуме Севастополя. Она является автором более 50-ти научных работ по проблемам содержания черноморских дельфинов афалин в условиях океанариума. Так же является начальником научно-исследовательской лаборатории лечебно-
* Студент.
реабилитационной дельфинотерапии НИЦ «Государственный океанариум» г. Севастополя.
Изучения дельфинотерапии учёными показало, что при контакте дельфина с человеком, у последнего усиливается активность мозговой деятельности [4, с. 170].
Применение дельфинотерапии для детей рекомендовано при следующих заболеваниях:
- нарушения центральной нервной системы (ЦНС);
- детский церебральный паралич (ДЦП);
- детский аутизм;
- отсталость в умственном развитии;
- синдром Дауна и подобные генетические патологии;
- проблемы речи и слуха;
- нарушения памяти, которые мешают ребенку в учебе [5].
Дельфинотерапия относится, в первую очередь, к одному из видов психотерапии, в которой главную роль играет фонофорез (так же известен, как сонофорез). Полностью излечить маленьких пациентов от тяжелых недугов дельфины, безусловно, не могут. Но дети с церебральным параличом, нарушением речи и слуха, поражением центральной нервной системы после сеансов дельфинотерапии становятся раскованнее и общительнее. Многие именно в океанариуме впервые начинают говорить. После плавания с дельфинами на детских рисунках появляются очень яркие краски: много солнца, много эмоций, много радости [3, с. 98].
Дельфинотерапия делится на два направления:
1. Свободное взаимодействие с животным с минимальным участием специалистов (врача, тренера, психолога, психотерапевта, педагога и т.д.).
2. Специально организованное общение. Общение с животным осуществляется через специалиста (врача, психотерапевта, психолога и т.д.), где общение со специалистом для клиента несет психотерапевтическое значение, а общение с дельфином выступает как фон, среда [5].
Общение с дельфином позволяет достичь следующего:
- прийти к принципиальному переконструированию отношения к себе, к окружающим людям, к природе, к миру вообще;
- вытащить человека из плена самоизоляции, стимулировать развитие интереса к внешнему миру, что становится условием к установлению, восстановлению, корректировке, оптимизации социальных отношений;
- выступает в качестве сенсорного стимулятора, активизируя работу мозговых структур и всего организма в целом;
Медицинские науки
23
- стимулировать и вербальную экспрессию, способствуя речевому и сенсомоторному развитию аутичных детей и детей со сниженным интеллектом;
- стимулировать процесс развития личности;
- восполнять дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям и взрослым, переживающим одиночество или состояние дезадаптации, удовлетворять аффелятивную потребность;
- через тактильную стимуляцию создать условия для эмоционального отреагирования;
- создать условия для укрепления контакта ребенка с психотерапевтом.
В стае дельфинов существует строгая иерархия. В терапии участвуют
специально обученные животные, обладающие «хорошим характером» и способные к лечению. Таких животных называют - «дельфин-доктор». Ученые некоторых океанариумов имеют уникальную возможность самостоятельно воспитывать целое поколение морских млекопитающих, которые могут лечить больных детей. Ведь только дельфин-доктор из всей стаи может лечить [1, с. 68-70].
В 1987 году британские ученые уже наблюдали положительное влияние дельфинов на здоровье и эмоциональное состояние человека. После того, как ученые Великобритании провели ряд исследований, благотворное влияние этих милых млекопитающих было окончательно признано и в начале девяностых годов уже стало довольно широко применяться и в других странах. Лечение детей-инвалидов с помощью дельфинотерапии, по официальным данным, впервые практиковалось в Германии. В городе Нюрнберге больным деткам впервые начали помогать вылечиться дельфины. На данный момент лидерами по масштабности применения лечения дельфинами в медицинской практике считаются Соединенные Штаты Америки. В Российской Федерации эта отрасль медицины еще очень молода, ей у нас насчитывается около 6-7 лет.
В настоящее время дельфинотерапия еще до конца не изучена, и чем больше ученые углубляются в изучение этого удивительного способа лечения, тем больше новых вопросов о дельфинотерапии возникает. В частности такие интересующие многих вопросы, как могут ли дельфины корректировать физическое и психическое состояние человека, или же он сам делает это под их влиянием, насколько осознано дельфин влияет на человека, заложено ли в них природой лечение людей, или же они это делают по собственному выбору. На эти, как и на многие другие вопросы, ученые пока не могут дать научно-обоснованного ответа. Правда, есть то, в чем доктора, равно как и ученые, сходятся во мнении: дельфины действительно благоприятно влияют на людей, а особенно на детей, а дельфинотерапия действительно показывает исключительно положительный эффект в лечении многих детских заболеваний.
Как уже говорилось выше, на сегодня дельфинотерапия активней всего применяется в США. К примеру, только во Флориде за десять лет лечение
дельфинотерапией прошло более чем восемьсот детей из тридцати девяти стран. (Это считается просто колоссальной цифрой для такого дорогостоящего и совершенно нового метода). Второй в списке активно использующих лечение дельфинами стран считается Мексика [2, c. 177-178].
Таким образом, можно сделать вывод, что общение с дельфинами очень хорошо влияет на организм, проявляя свои лечебные и психологические свойства.
Список литературы:
1. Федоров А., Жбанов А., Козунова Р. Дельфинотерапия. Уникальные возможности медицины нового века. - Вектор, 2010.
2. Лысенко В.И., Загоруйченко И.В., Батозский Ю.К. Использование дельфинотерапии в реабилитации детей // Матер. VI Конгресса педиатров России «Неотложные состояния у детей». - М., 2000. - С. 177-178.
3. Смолянинов А. Дельфинотерапия для детей / А. Смолянинов. - К., 2009.
4. Лукина Л.Н. Дельфины в системе психофизической реабилитации людей / Л.Н. Лукина. - Севастополь, 2007. - 170 с.
5. http ://www. psi.lib. ru/statyi/sbornik/delter. htm.