Научная статья на тему 'РОЛЬ Д.И. ИЛОВАЙСКОГО В ФОРМИРОВАНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ'

РОЛЬ Д.И. ИЛОВАЙСКОГО В ФОРМИРОВАНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историография / Д.И. Иловайский / научные труды / гимназические учебники / краеведение / отечественная историческая наука / Российское государство / Н.М. Карамзин / С.М. Соловьев / К. Маркс / К.Н. Бестужев-Рюмин / дискуссионная культура. / historiography / D.I. Ilovaisky / scientific works / gymnasium textbooks / local history / domestic historical science / Russian state / N.M. Karamzin / S.M. Soloviev / K. Marx / K.N. Bestuzhev-Ryumin / discussion culture.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Быкова С. Г.

В статье рассматривается вклад в развитие отечественной исторической науки творчества Д.И. Иловайского, русского историка и публициста. Актуальность темы публикации заключается в том, что как он сам, так и его научные труды, остались до конца не оцененными и современниками той эпохи, и потомками. Подтверждением этому является слабость научных изысканий, связанных с описанием жизненного пути и научными интересами Д.И. Иловайского. Цель: изучить научное наследие русского историка и публициста Д.И. Иловайского, и выявить его роль в российской историографии. Методы: анализ, синтез, обобщение и систематизации научных источников по проблеме исследования. Результаты. Рассмотрены лаконично этапы жизненного пути Д.И. Иловайского – от педагога до ученого, ставшего одним из крупных представителей консервативного направления официальной историографии рубежа XIX – начала ХХ веков. Вклад в развитие исторической науки и педагогики Дмитрием Ивановичем представляется неоднозначным: с одной стороны, он снискал популярность и уважение среди людей, не имевших отношение к науке, с другой – остался недооцененным, попав в оппозицию научному сообществу той эпохи. Выводы. По итогам проведенного исследования приходим к выводу, что как сам Д.И. Иловайский, так и его творческое наследие, небезосновательно занимают особое место в отечественной историографии. Во-первых, решение ученым ряда основополагающих проблем истории Российского государства подготовило почву для их современного осмысления. Во-вторых, он был первым историком, оформившим концептуальное историко-краеведческое направление, чьи работы по местной истории долгое время брались за образец при написании работ по проблематике региональной истории. В-третьих, он был автором гимназических учебников, по которым многие десятилетия подряд училась вся Россия дореволюционной эпохи. В-четвертых, написанный нашим соотечественником Д.И. Иловайским в дореволюционной период истории Российского государства, учебный материал, может быть заимствован, главным образом, при выборе методологической составляющей, являя собой положительный опыт прошлых поколений, при написании современного обобщающего учебника по истории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF D.I. ILOVAISKY IN THE FORMATION OF RUSSIAN HISTORIOGRAPHY

The article examines the contribution of D.I. Ilovaisky, a Russian historian and publicist, to the development of Russian historical science. The relevance of writing the article lies in the fact that both he and his scientific works remained completely unappreciated by both contemporaries of that era and descendants. This is confirmed by the weakness of scientific research related to the description of the life path and scientific interests of D.I. Ilovaisky. Object: study the historical work of the Russian writer and publicist D.I. Ilovaisky, and identify his role in Russian historiography. Methods: analysis, synthesis, generalization and systematization of scientific sources on the research problem. Findings. The stages of D.I.’s life path are succinctly examined. Ilovaisky from a teacher to a scientist, who became one of the major representatives of the conservative direction of official historiography at the turn of the 19th early 20th centuries. Dmitry Ivanovich’s contribution to the development of historical science and pedagogy seems ambiguous: on the one hand, he gained popularity and respect among people who had nothing to do with science, on the other hand, he remained underestimated, falling into opposition to the scientific community of that era. Conclusions. Based on the results of the study, we come to the conclusion that, like D.I. Ilovaisky, and his creative heritage, not without reason, occupy a special place in Russian historiography. Firstly, the solution by scientists to a number of fundamental problems in the history of the Russian state prepared the ground for their modern understanding. Secondly, he was the first historian to formalize the conceptual direction of local history, whose works on local history have long been taken as a model when writing works on the problems of regional history. Thirdly, he was the author of gymnasium textbooks, from which all of Russia in the pre-revolutionary era studied for many decades in a row. Fourthly, written by our compatriot D.I. Ilovaisky in the pre-revolutionary period of the history of the Russian state, educational material can be borrowed mainly when choosing a methodological component, representing the positive experience of past generations, when writing a modern general textbook on the history of Russia.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ Д.И. ИЛОВАЙСКОГО В ФОРМИРОВАНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ»

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/HSCP.2024.81.20.005 УДК 930

© ®

Attribution

сс by

роль д.и. иловаиского в формировании отечественной историографии

Быкова С.Г.

Московский государственный областной университет

Аннотация. В статье рассматривается вклад в развитие отечественной исторической науки творчества Д.И. Иловайского, русского историка и публициста. Актуальность темы публикации заключается в том, что как он сам, так и его научные труды, остались до конца не оцененными и современниками той эпохи, и потомками. Подтверждением этому является слабость научных изысканий, связанных с описанием жизненного пути и научными интересами Д.И. Иловайского.

Цель: изучить научное наследие русского историка и публициста Д.И. Иловайского, и выявить его роль в российской историографии.

Методы: анализ, синтез, обобщение и систематизации научных источников по проблеме исследования.

Результаты. Рассмотрены лаконично этапы жизненного пути Д.И. Иловайского - от педагога до ученого, ставшего одним из крупных представителей консервативного направления официальной историографии рубежа XIX - начала ХХ веков. Вклад в развитие исторической науки и педагогики Дмитрием Ивановичем представляется неоднозначным: с одной стороны, он снискал популярность и уважение среди людей, не имевших отношение к науке, с другой -остался недооцененным, попав в оппозицию научному сообществу той эпохи.

Выводы. По итогам проведенного исследования приходим к выводу, что как сам Д.И. Иловайский, так и его творческое наследие, небезосновательно занимают особое место в отечественной историографии. Во-первых, решение ученым ряда основополагающих проблем истории Российского государства подготовило почву для их современного осмысления. Во-вторых, он был первым историком, оформившим концептуальное историко-краеведческое направление, чьи работы по местной истории долгое время брались за образец при написании работ по проблематике региональной истории. В-третьих, он был автором гимназических учебников, по которым многие десятилетия подряд училась вся Россия дореволюционной эпохи. В-четвертых, написанный нашим соотечественником Д.И. Иловайским в дореволюционной период истории Российского государства, учебный материал, может быть заимствован, главным образом, при выборе методологической составляющей, являя собой положительный опыт прошлых поколений, при написании современного обобщающего учебника по истории России.

Ключевые слова: историография, Д.И. Иловайский, научные труды, гимназические учебники, краеведение, отечественная историческая наука, Российское государство, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, К. Маркс, К.Н. Бестужев-Рюмин, дискуссионная культура.

Abstract. The article examines the contribution of D.I. Ilovaisky, a Russian historian and publicist, to the development of Russian historical science. The relevance of writing the article lies in the fact that both he and his scientific works remained completely unappreciated by both contemporaries of that era and descendants. This is confirmed by the weakness of scientific research related to the description of the life path and scientific interests of D.I. Ilovaisky.

Object: study the historical work of the Russian writer and publicist D.I. Ilovaisky, and identify his role in Russian historiography.

Methods: analysis, synthesis, generalization and systematization of scientific sources on the research problem.

THE ROLE OF D.I. ILOVAISKY IN THE FORMATION OF RUSSIAN HISTORIOGRAPHY

Svetlana G. Bykova

Moscow State Regional University

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Findings. The stages of D.I.'s life path are succinctly examined. Ilovaisky - from a teacher to a scientist, who became one of the major representatives of the conservative direction of official historiography at the turn of the 19th - early 20th centuries. Dmitry Ivanovich's contribution to the development of historical science and pedagogy seems ambiguous: on the one hand, he gained popularity and respect among people who had nothing to do with science, on the other hand, he remained underestimated, falling into opposition to the scientific community of that era.

Conclusions. Based on the results of the study, we come to the conclusion that, like D.I. Ilovaisky, and his creative heritage, not without reason, occupy a special place in Russian historiography. Firstly, the solution by scientists to a number of fundamental problems in the history of the Russian state prepared the ground for their modern understanding. Secondly, he was the first historian to formalize the conceptual direction of local history, whose works on local history have long been taken as a model when writing works on the problems of regional history. Thirdly, he was the author of gymnasium textbooks, from which all of Russia in the pre-revolutionary era studied for many decades in a row. Fourthly, written by our compatriot D.I. Ilovaisky in the pre-revolutionary period of the history of the Russian state, educational material can be borrowed mainly when choosing a methodological component, representing the positive experience of past generations, when writing a modern general textbook on the history of Russia.

Keywords: historiography, D.I. Ilovaisky, scientific works, gymnasium textbooks, local history, domestic historical science, Russian state, N.M. Karamzin, S.M. Soloviev, K. Marx, K.N. Bestuzhev-Ryumin, discussion culture.

Введение.

Российская империя рубежа конца XIX - начала XX вв. отличалась неоднозначными, насыщенными большим количеством историческими событиями, процессами развития общественной и историко-политической мысли. Немалую роль в надлежащей оценке и анализе указанных процессов сыграло творчество Дмитрия Ивановича Иловайского. Научная деятельность именно этого российского историка и публициста до настоящего времени незаслуженно игнорируется представителями отечественной исторической мысли. В то же время, благодаря многогранности его суждений в дореволюционный период истории нашего государства, многие исторические события были переосмыслены.

В связи с тем, что Д.И. Иловайского отличали самобытность и «легкость» в решении неоднозначных вопросов историко-политических процессов, а также тот аспект, что Дмитрий Иванович являлся частью, набиравшей в тот период времени популярность дискуссионной культуры; некоторые из его позиций подвергалась критике, и, в конечном итоге, привели к непопулярности историка и публициста в научных кругах и к забвению его вклада в развитие русской истории. Однако в контексте общей мысли, его творчество не осталось без должного внимания и на современном этапе развития отечественной историографии интерес к написанным Д.И. Иловайским историческим сочинениям выступает предметом повышенного интереса в научном историческом сообществе.

Результаты.

Русская историческая наука рубежа конца XIX -начала XX веков в историографии Российского государства характеризуется «кризисом» и теоретико-методологическими изысканиями [2].

Одним из крупных представителей консервативного направления официальной историографии указанного периода, был Дмитрий Иванович Иловайский. Именно на этот этап отечественной исторической науки, в большей степени, приходится написание научных работ русским историком и публицистом Д.И. Иловайским.

В ряду отечественных историков Д.И. Иловайскому отводится значительная роль, но не завидное место. По своим убеждениям Дмитрий Иванович был монархистом, а официальная историография пользовалась в те времена всесторонней поддержкой со стороны царского правительства, что позволяло историкам-консерваторам в большей степени задействовать как принято сейчас говорить - «административный ресурс», что выражалось в зависимости направления развития научных обществ от мнения ученых-монархистов, в цензуре исторических периодических изданий, во влиянии на преподавание истории во всех образовательных звеньях и, соответственно, на формирование исторических представлений в обществе.

На рубеже конца ХХ - начала XXI веков историографическое наследие Д. И. Иловайского вызвало повышенный интерес, особенно в связи с образовавшимся вакуумом в издании учебной литературы. Поэтому в 1993 г. издательство «Просвещение» издает в серии «Учебники дореволюционное России по истории» учебник Д.И. Иловайского «Краткие очерки русской истории» [7], вышедшие многотысячным тиражом.

До выхода в свет монографического труда «История России», Дмитрием Ивановичем были написаны следующие исторические работы: «История Рязанского княжества», «Гродненский сейм 1793 г.», «Разыскание о начале Руси» [4], и другие, не менее важные и информативные научные труды.

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Так, работа доктора русской истории Д.И. Иловайского «История Рязанского княжества» содержит в себе значительную дореволюционную источниковедческую базу, что, в свою очередь, в дальнейшем, позволило ускорить научные поиски по местной истории (краеведению) [8].

Д.И. Иловайский был также и хорошим публицистом, написав и опубликовав в популярных того периода периодических печатных изданиях (журналах) достаточное количество очерков, посвященных истории самодержавной монархии в Российской империи, к примеру, в «Русском обозрении», «Русском вестнике», «Московских ведомостях». В последствии он даже стал редактором-издателем газеты «Кремль», которую доктор русской истории учредил на свои сбережения. В заслуги Д.И. Иловайского можно отнести и то обстоятельство, что он являлся частью дискуссионной культуры в отечественной исторической науке второй половины XIX в. [9].

Обсуждение.

Полагаем, что роль Д.И. Иловайского в формировании отечественной историографии, прежде всего, дореволюционного периода, достаточно серьезная. Окончив историко-филологический факультет МГУ, Дмитрий Иванович вернулся в Рязанскую губернию для последующего преподавания в Рязанской гимназии. На первоначальном этапе своего научного пути, молодой ученый столкнулся с отдаленностью от архивных и научных центров, однако, эти трудности не отбили желание у Д.И. Иловайского, в будущем, защитить магистерскую диссертацию на тему «История Рязанского княжества» (имевшая общероссийское значение, остававшаяся длительное время образцом для работ по региональной истории и одним из полных изложений ранней истории Рязанского края, а также, во многом обогатившая общую картину государственной централизации Руси и, как результат, способствовавшая преодолению односторонней про-московской ее интерпретации), за что Дмитрий Иванович был удостоен малой Уваровской премии Академии наук, а, в дальнейшем, и докторскую диссертацию «Гродненский сейм 1793 г.: последний сейм Речи Посполитой».

Будучи талантливым педагогом, и помня о том, с какими трудностями ему пришлось столкнуться, преподавая в гимназии, а также некоторое время в Московском университете, Дмитрий Иванович решился на создание учебника, который, по его замыслу, не был бы сборником наставлений для зубрежки, а помогал бы всем участникам образовательного процесса, быть «причастными» к процессу творения истории нашей страны.

В тот период времени учебные издания Д.И. Иловайского настолько приобрели популярность, что побили все рекорды по раскупаемости и переизданиям - случай в педагогической практике уникальный. Так, до 1917 года 36 раз переиздавалось его учебное пособие по русской истории для старшего поколения - «Краткие очер-

ки по русской истории»; 44 раза - для среднего звена; 30 раз переиздавался курс всеобщей истории для представителей старшего поколения и 35 раз - для среднего звена.

В том, что исторический учебный материал составлялся с учетом возрастного ценза читателей, а также содержал тщательно отобранные факты для создания прочного фундамента исторических знаний, в этом и заключался его секрет успеха и популярности, особенно среди людей, не имевших отношение к науке.

Одним из достоинств учебников, написанных Дмитрием Ивановичем, явилось предельная сжатость изложения, при этом, содержащийся в учебных изданиях материал, сопровождался ссылками на первоисточники. Такой формат создания учебников ему навеяла, в прошлом, преподавательская деятельность. Ведь было понятно, что за ограниченное время урока усвоить обширный исторический материал основной массой обучающихся было крайне сложно. Учебные пособия Д.И. Иловайского по русской истории пришли на смену учебнику Н.Г. Устря-лова - основному руководству по отечественной истории с 30-х по 60-е гг. XIX в.

Таким образом, Дмитрий Иванович, при составлении учебников, как правило, останавливал свое внимание на важных этапах исторического развития общества [1], что, в конечном счете, определило на долгие годы монопольное положение его учебных работ в средней школе.

В конце XIX - начале XX веков императорское правительство столкнулось с проникновением в образовательную среду инакомыслия, демократических и либеральных настроений. А русская школа стремилась способствовать укреплению и развитию национального и этнического чувства учеников [3]. В этой связи, работы Д.И. Иловайского становились как никогда популярны и востребованы, особенно для преподавания истории нашей страны в среднем образовательном звене. Ведь, Дмитрий Иванович зарекомендовал себя, прежде всего, как сторонник официально-охранительного (монархического) направления и ни в коем случае не допустил бы проникновение в школу либерально-буржуазных и революционно-демократических настроений.

Однако свое предназначение как русского ученого-историка, Д.И. Иловайский видел в написании многотомного сочинения, отличавшегося структурой изложения исторического материала с использованием традиционной периодизации, т.е. освещавшего весь ход истории русского народа. К реализации задуманного ученому удалось приступить только после успешной защиты д и ссе рта ц и и на соискание степени доктора наук. В результате, Д.И. Иловайский начал публиковать обобщающий труд «История России» (5 томов, выходивших с 1876 по 1905 гг.). В сочинении всей своей жизни Дмитрий Иванович дает общий обзор по истории нашего государ-

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

ства, начиная с древнейших времен и доводит ее до царствования Алексея Михайловича. Русский историк сделал расчет на массового читателя, применив особую методологическую составляющую при описании исторических событий - литературный стиль изложения, пересказ источников, отсутствие дискуссий, и другие немаловажные особенности изложения материала.

Первые тома этого издания особо не вызывали заметной критики в научной среде, но по мере выхода новых изданий, нападки на консервативного историка становились все более жестокими, обвиняя его в плагиате у Н.М. Карамзина (объективности ради, И.Д. Иловайский и не отрицал заимствование концепции изложения материала у придворного русского историка), С.М. Соловьева и других видных историков XIX века, в недостаточном подчеркивании социально-экономического критерия, лежащего в основе генезиса государственных институтов, перенесение в учебники собственных, далеких от объективности) умозаключений, некорректном использовании исторической терминологии, и т.д.

В целом, труды Д.И. Иловайского оказались неактуальны для историографии своего времени. В конечном итоге, на рубеже конца XIX - начала ХХ веков Д.И. Иловайский оказался в серьезной оппозиции у всего образованного сообщества.

В советское время творчество Д.И. Иловайского и вовсе было подвергнуто гонениям. Новая власть не смогла «простить» Дмитрию Ивановичу его приверженность к монархическим убеждениям, а также «иловайщины», в которой не было ни капли науки, публиковавшейся в газете «Кремль», содержавшей, в основном, яростные нападки на учение К. Маркса [6]. В конечном итоге, его имя было придано забвению.

Несмотря на то, что советская историография не жаловала Дмитрия Ивановича, на современном этапе развития отечественной исторической науки имя Д.И. Иловайского вновь возвращено в русскую историографию. Доказательством чему является появление хотя и скудных, но все же научных изысканий среди историков, поставивших перед собой цель проанализировать жизненный путь и творчество Дмитрия Ивановича. Также, в последнее время его книги нередко переиздаются. По его учебникам опять учатся, с ним снова дискутируют, на открытия этого исто-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

рика по-прежнему опираются, в научной среде отмечаются памятные даты, связанные с именем Д.И. Иловайского. В частности, на его малой родине, в городе Чаплыгине Липецкой области, периодически организуются научные дискуссионные площадки, на которых состоявшиеся историки и «начинающие» ученые, имеют возможность открыть нам неизвестные страницы творческого пути Д.И. Иловайского, что свидетельствует о том, что Дмитрий Иванович как никогда актуален и современен. Полагаем, будет верным учебные труды Д.И. Иловайского причислить к категории внутриакадемической альтернативной историографии [5].

Заключение.

Таким образом, в целом, научные труды Дмитрия Ивановича Иловайского оказались неактуальными для историографии своего времени. Однако творчество русского историка, педагога, публициста и общественного деятеля представляет собой неотъемлемую составляющую отечественной историографии. Ведь исторические сочинения Д.И. Иловайского явились последней попыткой в дворянский историографии создать общий труд по истории нашего Отечества так как на рубеже XIX - начала ХХ веков, дворянские историки отказались от создания общих работ и перешли к описанию отдельных сторон внутренней и внешней политики. Несмотря на то, что последние годы жизни и научного пути Д.И. Иловайский подвергался серьезной критике за свои учебники и некоторые взгляды. Все же, в конечном итоге, его труды нашли положительный отклик среди недоброжелателей, подтверждением чему служит высказывание русского историка К.Н. Бестужева-Рюмина «после Карамзина никто ближе Иловайского не подходил к тому художественному началу, к которому должен стремиться исторический писатель».

Акцентируем внимание на том, что на современном этапе развития нашего государства как никогда на повестке дня актуален вопрос о необходимости издания единого учебника по истории России. В этой связи, нам как никогда необходимо заимствовать положительный опыт прошлых поколений, к успешным и популярным среди учеников и учителей дореволюционной эпохи учебникам, к примеру, написанным нашим соотечественником Д.И. Иловайским.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Литература:

1. Довнарович М.Н. Историко-педагогическая концепция учебников Д.И. Иловайского / М.Н. Довнарович, А.Н. Худолеев // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2016. № 12. С. 24-34.

2. Леонтьева О.Б. Кризис в российской исторической науке рубежа XIX-XX вв. В понимании современной историографии / О.Б. Леонтьева // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2015. № 3. С. 68-75.

3. Матвеев А.В. Русская идентичность в дореволюционном учебнике по истории Д.И. Иловайского / А.В. Матвеев // Этнографическое обозрение. 2011. № 2. С. 67-74.

4. Плетнева А.В. Начальная история Руси по учебникам Дмитрия Ивановича Иловайского / А.В. Плетнева // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-2(113). С. 423-427.

5. Самородов Д.П. Предтеча альтернативных историографов. Доктор русской истории Дмитрий Иванович Иловайский / Д.П. Самородов // Клио. 2022. № 10(190). С. 144-153.

6. Фомин В.В. Дореволюционные антинорманисты глазами «советских антинорманистов» / В.В. Фомин // Гуманитарные исследования Центральной России. 2019. № 1(10). С. 85-94.

7. Фукс А.Н. Русская история в школьных учебниках Д.И. Иловайского / А.Н. Фукс // Отечественная история. 2008. № 5. С. 185-192.

8. Худолеев А.Н. «История Рязанского княжества» Д.И. Иловайского: источниковедческий аспект / А.Н. Худолеев // Творческая лаборатория историка: горизонты возможного (к 90-летию со дня рождения Б.Г. Могильницкого): Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием : в 2-х частях, Томск, 03-04 октября 2019 года. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2019. Ч. 2. С. 247-250.

9. Худолеев А.Н. В.Г. Васильевский и Д.И. Иловайский: история одной научной дискуссии / А.Н. Худолеев // Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 83. С. 147-151.

1. Dovnarovich M.N. Historical and pedagogical concept of textbooks by D.I. Ilovaisky / M.N. Dovnarovich, A.N. Khudoleev // Scientific research and development of young scientists. 2016. № 12. P. 24-34.

2. Leontyeva O.B. The crisis in Russian historical science at the turn of the 19th - 20th centuries. In the understanding of modern historiography / O.B. Leontyeva // Scientific. zap. Kazan. un-ta. Ser. Humanitarian. Sciences. 2015. № 3. P. 68-75.

3. Matveev A.V. Russian identity in the pre-revolutionary history textbook D.I. Ilovaisky / A.V. Matveev // Ethnographic review. 2011. № 2. P. 67-74.

4. Pletneva A.V. The initial history of Rus' according to the textbooks of Dmitry Ivanovich Ilovaisky / A.V. Plet-neva // Kazan Pedagogical Journal. 2015. № 6-2(113). P. 423-427.

5. Samorodov D.P. The forerunner of alternative historiographers. Doctor of Russian History Dmitry Ivanovich Ilovaisky / D.P. Samorodov // Clio. 2022. № 10(190). P. 144-153.

6. Fuks A.N. Russian history in school textbooks D.I. Ilovaisky / A.N. Fuchs // Domestic history. 2008. № 5. P. 185-192.

7. Khudoleev A.N. «History of the Ryazan Principality» D.I. Ilovaisky: source study aspect / A.N. Khudoleev // Creative laboratory of the historian: horizons of the possible (to the 90th anniversary of the birth of B.G. Mo-gilnitsky): Materials of the All-Russian scientific conference with international participation. In 2 parts, Tomsk, October 03-04, 2019. Tomsk : National Research Tomsk State University, 2019. Part 2. P. 247-250.

8. Khudoleev A.N. V.G. Vasilievsky and D.I. Ilovaisky: the history of a scientific discussion / A.N. Khudoleev // Bulletin of Tomsk State University. Story. 2023. № 83. P. 147-151.

References:

Информация об авторе

Быкова Светлана Геннадьевна

аспирантка кафедры методики преподавания истории, политологии и права, Московский государственный областной университет [email protected]

Svetlana G. Bykova

Postgraduate Student at the Department of Teaching Methods History, Political Science and Law, Moscow State Regional University [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.