Научная статья на тему 'РОЛЬ "ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА" В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ИНОФРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

РОЛЬ "ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА" В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ИНОФРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ЧЕЛОВЕК / ПАЦИЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / COMMUNICATION / PERSON / PATIENT / PROFESSIONAL SKILL / INFORMATION AND COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шевченко О.Н.

Статья посвящена изучению аспектов коммуникативного поведения медицинских работников. Особое внимание уделяется способности врача правильно ориентироваться в коммуникативной ситуации, способствовать упорядоченному, регулярному и предсказуемому информационно-коммуникационному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE "HUMAN FACTOR" IN IMPROVING THE INFORMATION-COMMUNICATIVE SUPPORT OF THE MEDICAL INSTITUTION

The article is devoted to the study of aspects of communicative behavior of medical workers. Particular attention is paid to the doctor’s ability to navigate correctly in a communicative situation, to contribute to an orderly, regular and predictable information and communication process.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ "ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА" В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ИНОФРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

УДК 808.5

Шевченко О.Н., к.филол.н.

доцент

кафедра «Русский язык и культура русской речи» Ростовский государственный медицинский университет

Россия, г. Ростов-на-Дону РОЛЬ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА» В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ИНОФРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья посвящена изучению аспектов коммуникативного поведения медицинских работников. Особое внимание уделяется способности врача правильно ориентироваться в коммуникативной ситуации, способствовать упорядоченному, регулярному и предсказуемому информационно-коммуникационному процессу.

Ключевые слова: общение, человек, пациент, профессиональное мастерство, информационно-коммуникационный процесс.

Shevchenko O.N., Candidate of Philology, Associate Professor associate professor of the department "Russian language and culture of

Russian speech " Rostov State Medical University Russia, Rostov-on-Don THE ROLE OF THE "HUMAN FACTOR" IN IMPROVING THE INFORMATION-COMMUNICATIVE SUPPORT OF THE MEDICAL

INSTITUTION

The article is devoted to the study of aspects of communicative behavior of medical workers. Particular attention is paid to the doctor's ability to navigate correctly in a communicative situation, to contribute to an orderly, regular and predictable information and communication process.

Key words: communication, person, patient, professional skill, information and communication

Информационно-коммуникационный обмен - неотъемлемая составляющая деятельности врача при его взаимодействии с пациентом. Главное, что должен уметь доктор при подобном взаимодействии -профессионально отсортировывать информацию, отбрасывая ненужные, дублирующие, неактуальные, недостоверные сведения о состоянии здоровья пациента.

Определяющая роль в управлении процессом коммуникации ложится на лечащего врача. Именно он должен определять степень и характер участия в процессе коммуникации самого пациента и его родственников. Лечащий врач должен объяснить целенаправленность участия в диалоге врачей узких специальностей, если того требует лечение. Лечащий врач должен выходить на прямые контакты с пациентом, не допуская формальной коммуникации, также необходимо практиковать повторение важных тезисов,

чтобы гарантировать их получение адресатом. Таким образом, между врачом и пациентом должно быть установлено открытое и доверительное межличностное взаимодействие. Если в силу определенных объективных причин такое взаимодействие наладить не удается, может быть поставлен вопрос о смене лечащего врача68.

Культура информационно-коммуникационного обмена неотделима от понимания специфики работы медицинского учреждения. Как правило, система коммуникации в учреждении здравоохранения нормативно определена и действует стабильно, поэтому информационно -коммуникационный процесс упорядочен, регулярен и предсказуем. Коммуникативная культура врача редко выходит за рамки инструкций. Сложность состоит в том, что на прием к врачу могут приходить самые разные пациенты. Что предпринять, если неформальный коммуникативный поток преобладает в диалоге, отличается стабильностью и регулярностью?

Обратимся к теории управления. Врач, по роду своей деятельности, должен уметь управлять людьми, способствовать регуляции их поведения с целью эффективности проводимого лечения. Итак, Р.М.Фалмер выделил следующие типы коммуникаторов. Первый тип - это инициативные, стремящиеся к диалогу люди. Второй тип - люди авторитарного склада. Они настаивают на собственной точке зрения, исключающие возможные альтернативы. Третий тип - люди, стремящиеся переложить ответственность на других, они могут признать альтернативное решение, но не хотят изучать его и отбирать факты. Четвертый тип - люди, которые заинтересованы в сохранении существующей ситуации и фактически отстранены от любых действий и взаимодействий.

Врач должен уметь быстро адаптироваться к ситуации, адекватно ориентироваться в ситуации, быстро переключаться с одного пациента (покладистого и четко выполняющего инструкции) на другого (для которого болезнь - это повод решения каких-то личных проблем, поэтому он ходит к доктору не для того, чтобы вылечиться, в для того, чтобы просто ходить и ходить как можно дольше). Планка повышается, если речь идет о врачах терапевтах и педиатрах. Показатель коммуникативной компетентности -умение не выпускать их поля зрения пациента, не допускать коммуникативных сбоев, умение тщательно следить за состоянием обратной связи, умение создавать приятную для общения морально-психологическую атмосферу.

Итак, человек - ключевая фигура в общем процессе восприятия, передачи и приема информации. Если не придавать должного значения человеческому фактору, то даже самые инновационные технологии лечения пациента, скорее всего, не достигнут должного результата. Поэтому для достижения максимального эффекта от лечения необходимо обеспечить

68 Шевченко О.Н. Самобытность и исключительность коммуникативного поведения индивида в современном обществе // Форум молодых ученых. - 2018. - № 8(24). - Сайт: http://forum-nauka.ru

полноту и действенность всех сфер, в том числе и информационно-коммуникационной сферы. Необходима непрерывная связь между врачом и пациентом, между врачами, в случае непредвиденной ситуации, между врачами и родственниками, в случае, если пациент отказывается от лечения или не может в силу болезни принять адекватное решение. Необходимо минимизировать коммуникативные пересечения, пресекать

информационную избыточность69.

Совершенствование коммуникативно-информационной культуры медицинских работников должно быть обусловлено многогранностью их деятельности, при которой все информационно-коммуникационные процессы есть не что иное , как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление информации, информации, которая отражает анамнез конкретного больного.

Медицинскому персоналу необходимо знать правовой аспект сбора информации в отношении каждого пациента. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ф3 (ред. от 29.05.2019) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулирует данные отношения в статье 13. Соблюдение врачебной тайны.

Итак, значимость коммуникативно-информационной культуры медицинского персонала бесспорна. Именно она позволяет быстро и своевременно реализовать принятые решения, поэтапно осуществляя оперативный информационный контроль и ревизируя обратную связь.

Использованные источники: 1. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления. - М., 2005. -С. 79.

2. Шевченко О.Н. Самобытность и исключительность коммуникативного поведения индивида в современном обществе // Форум молодых ученых. - 2018. - № 8(24). - Сайт: http://forum-nauka.ru

69 Ионова А.И. Этика и культура государственного управления. - М., 2005. - С. 79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.