Научная статья на тему 'Роль БРИКС в создании многополярного мира'

Роль БРИКС в создании многополярного мира Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
238
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное объединение / субъект международного права / правовой статус / правоспособность / устав / международный договор / Международный валютный фонд / Всемирный банк / национальная валюта / БРИКС / международная организация / international association / subject of international law / legal status / legal capacity / charter / international treaty / International Monetary Fund / World Bank / national currency / BRICS / international organization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е.М. Щербина

Рассматривается правовой статус международных межправительственных объединений, отличающихся от традиционных международных организаций и чьи создание и деятельность влияют на международные экономические и политические отношения. Анализируются подробности появления БРИКС, возникающих и будущих изменений в международных экономических отношениях, существующих международных механизмах сотрудничества и в соответствующих теоретических положениях международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of BRICS in Creating a Multipolar World

The legal status of international intergovernmental associations, which differ from traditional international organizations and whose creation and activities influence international economic and political relations, is considered. The details of the emergence of BRICS, emerging and future changes in international economic relations, existing international mechanisms of cooperation, and relevant theoretical positions of international law are analyzed.

Текст научной работы на тему «Роль БРИКС в создании многополярного мира»

УДК 341.021

DOI 10.24412/1815-0683-2023-4-15-24

Е.М. ЩЕРБИНА*

Роль БРИКС в создании многополярного мира

Рассматривается правовой статус международных межправительственных объединений, отличающихся от традиционных международных организаций и чьи создание и деятельность влияют на международные экономические и политические отношения. Анализируются подробности появления БРИКС, возникающих и будущих изменений в международных экономических отношениях, существующих международных механизмах сотрудничества и в соответствующих теоретических положениях международного права.

Ключевые слова: международное объединение, субъект международного права, правовой статус, правоспособность, устав, международный договор, Международный валютный фонд, Всемирный банк, национальная валюта, БРИКС, международная организация.

ЩЕРБИНА Евгения Михайловна -кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин. shcherbina.evgenija@vfrta.ru.

SHCHERBINA E.M. - candidate of legal sciences, docent, head of the Department of criminal law disciplines.

E.M. SHCHERBINA The Role of BRICS in Creating a Multipolar World

The legal status of international intergovernmental associations, which differ from traditional international organizations and whose creation and activities influence international economic and political relations, is considered. The details of the emergence of BRICS, emerging and future changes in international economic relations, existing international mechanisms of cooperation, and relevant theoretical positions of international law are analyzed.

Keywords: international association, subject of international law, legal status, legal capacity, charter, international treaty, International Monetary Fund, World Bank, national currency, BRICS, international organization.

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

В доктрине международного права вопросам статуса его субъектов и источникам были посвящены работы советских, российских и зарубежных авторов - Г. И. Тункина, Н. А. Ушакова, Г. В. Игнатенко, И. И. Лукашука, Г. И. Морозова, В. Моравецкого, А. П. Мовчана и ряда других. Отметим, что многие исследования были посвящены ООН и другим традиционным межправительственным международным организациям, анализу их устоявшихся признаков, органам и особенностям воздействия на соответствующую область международных отношений, где главными субъектами и акторами были суверенные государства. К тому же создание и деятельность международных организаций как вторичных и производных субъектов, например, интеграционная активность на территории Европы в рамках Европейского союза и Совета экономической взаимопомощи или противостояние блоков НАТО и Организации Варшавского договора, непременно оценивались с точки зрения противоборства двух социальных систем и с приложением уместных выводов классиков марксизма-ленинизма и решений партийных съездов. Реалии холодной войны продолжали действовать после распада СССР и упрочения гегемонии США в мировой политике и экономике за счет военно-политического давления на партнеров и господствующего положения доллара США в мировой экономике, мировых финансах и расчетах.

И только сейчас, после укрепления суверенитета, экономики и внешней политики Российской Федерации, подошло время говорить о необходимости поэтапного перехода к многополярности мироустройства на основе юридического равноправия стран и уважения их государственного суверенитета в ходе противостояния гегемонии США и в целях реализации истинного содержания норм и принципов международного права, повышения эффективности международных объединений и движений. Фундаментом может служить своеобразный субъект международного права - БРИКС, объединяющий сегодня пять крупных держав (Россия, КНР, Индия, Бразилия, ЮАР), а планируемое значительное расширение числа участников позволит ему отражать интересы большинства государств мира, большей части населения мира и иметь возможность позитивно влиять на все происходящие в мире политические и экономические процессы. При этом, как считают современные авторы, БРИКС нельзя назвать международной организацией, поскольку у него нет устава, хартии или какого-либо другого документа, определяющего

его деятельность, поэтому применительно к БРИКС правильнее использовать слово «объединение». Причем отсутствие у БРИКС статуса организации никак не мешает процветанию и развитию этой структуры, и время, прошедшее с момента создания данного объединения в 2006 г., это наглядно показало [10]. Можно дополнить, что если с 1 января 2024 г. участниками БРИКС будут одиннадцать государств вместе с шестью, принятыми на саммите в ЮАР в 2023 г. (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Египет, Эфиопия, Аргентина), то ничто не мешает на предстоящем в 2024 г. историческом саммите в Казани принять в число участников столько стран, чтобы заметно обойти Большую двадцатку ^20) не только по числу участников, но и по доле в мировом ВВП, в количестве населения земного шара, а также по имеющимся ресурсам и влиянию на мировые экономические отношения. Рабочие группы и комитеты БРИКС и российские эксперты уже работают над этим. России перешло председательство в БРИКС на 2024 г., и одновременно страна готовится к участию в качестве инвестора в совещании в Пекине по проекту «Один пояс, один путь», что также может иметь отношение к определению оптимальной формы развития БРИКС на данном этапе.

Президент РФ В. Путин, выступая на международной межпарламентской конференции «Россия - Латинская Америка», заявил, что БРИКС был создан как площадка для согласования позиций и выработки взаимоприемлемых решений, основанных на суверенитете и уважении друг друга, подтвердив сказанное ранее заместителем председателя Правительства РФ А. Оверчуком, что БРИКС становится площадкой глобальной многополярности, нацеленной на решение проблем [8]. Одной из таких проблем, представляющих общий интерес для большинства государств мира, является глобальная гегемония США в мировой экономике, устранение которой видится в дедолларизации мировой торговли, инвестиций и мировых финансовых расчетов путем создания единой расчетной валюты БРИКС. Как отметил на Петербургском международном экономическом форуме в 2023 г. академик С. Глазьев, это является перспективной и уникальной по своей сути идеей [1]. На данном этапе наличие объединения в виде площадки, или фундамента будущей глобальной многополярности позволяет на политическом уровне согласовывать решения и действия участников по достижению поставленных целей и определять приоритеты. Напрашивается сравнение с Европейской

ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), так и не ставшей межправительственным экономическим союзом, но с 1960 г. успешно объединявшей европейские государства, которые не могли или не желали присоединяться к Европейскому экономическому сообществу, ставшему позже Евросоюзом, и считали планы создания общего рынка Европы с сильным центром излишними и слишком амбициозными. В результате страны-участницы смогли сохранить национальные таможенные пошлины и возможность проводить самостоятельную торговую политику.

Россия имеет прочные торговые взаимодействия со 150 странами по экспорту углеводородов, удобрений, вооружения и сельхозпродукции, по строительству атомных и гидроэлектростанций, давние связи в сфере культуры и образования, Китай и Индия связаны примерно с таким же числом государств торгово-экономическими, кредитными, инвестиционными, культурными, образовательными и иными отношениями, да и остальные основные участники БРИКС в своих регионах являются признанными центрами экономической и политической жизни, пользуясь заслуженным влиянием и авторитетом. Это создает основу для справедливого решения мировых проблем на региональном уровне, условия для обсуждения позиций участников объединения и согласования действий в направлении, к примеру, дедолларизации и оттеснения доллара в Северную Америку при объективном снижении его удельного веса в мировой торговле и расчетах. После принятия ряда новых членов (возможно, это Белоруссия, Алжир, Мексика и Венесуэла, а также Бангладеш, Кувейт, Индонезия и еще ряд стран, включая членов НАТО - Грецию и Турцию) объединение сможет контролировать основную часть углеводородов, урана, золота, платины, лития, меди и других ресурсов, критически необходимых для нормального развития современной техники и технологий, что логически дополняет принадлежность ему большей части населения планеты, т. е. потребителей, территории, а также запасов воды, леса и получаемой из разных источников энергии. На первом этапе объединение способно выполнять роль площадки для согласования решений и действий, но по мере роста задач участники могут наделить его всеми признаками международной организации (уставом, регламентами, структурой органов, их компетенциями и т. д.) в полном соответствии с двумя основными тенденциями развития в данной сфере отношений, одна из которых заключается в постоянно растущей взаимозависимости государств

и возникающей отсюда потребности в повышении значения международных норм и институтов как регуляторов и организаторов их сотрудничества, а вторая - в нисколько не ослабевающем стремлении государств к сохранению характера основных субъектов международного права и, следовательно, к сохранению государственного суверенитета [6, с. 40].

Вопросы создания и роста БРИКС, как и тема перехода к многополярному миру, привлекли внимание общественности и специалистов многих стран, при этом в целом позитивные отклики экспертов России и многих развивающихся стран иногда соседствуют с явно проамериканскими публикациями с оправданием существующего однополярного управления миром. Так, недавно в «Независимой газете» была опубликована статья директора Института США и Канады В. Гарбузова, где прямо утверждалось, что «доминирование США -объективный постоянно действующий фактор, начавший процесс своего формирования с начала XX века и существующий (к глубокой печали современных отечественных псевдопатриотов) до сих пор». Мало того, по его словам, «почти 70 % населения мира признает лидерство США и относится к этой державе в целом положительно» [2]. Не вступая в долгую полемику с автором из многоуважаемого института, просто отметим, что доктрина Монро еще в 1823 г. провозгласила гегемонию США на американском континенте и исключила возможность вмешательства европейских и иных стран в дела латиноамериканских государств и вообще в дела обеих Америк. Право вмешиваться во внутренние дела Латинской Америки оставалось только за США, а в XX в. по мере роста могущества страны оно распространилось на весь мир. Что касается поддержки гегемонии США, вряд ли это справедливо для основных участников БРИКС, уже представляющего примерно половину населения мира, и тем более для многих развивающихся стран, увидевших в новом объединении шанс получить помощь в борьбе с неоколониализмом. Последние события в Центральной и в Западной Африке это подтверждают, ведь первым делом после переворота новые власти стремятся убрать из страны иностранные войска и дипломатические представительства, в том числе Франции и США.

Логично было бы сравнить создание БРИКС с формированием в прошлом таких же коалиций, например «Группы 77», объединявшей более 100 развивающихся государств, стремящихся к приоритетному признанию интересов развивающихся государств из-за

их отсталости вследствие колониального гнета, что, по их мнению, должно привести к пересмотру всех основных международных договоров в сфере экономического сотрудничества, принятых до достижения ими независимости, что, конечно, не могло получить всеобщего признания по разным причинам.

После окончания Второй мировой войны в Европе сложились условия для объединения государств в целях преодоления разрухи, и уже в 1947 г. США выступили с Планом Маршалла для восстановления военнопромышленного потенциала Германии и недопущения формирования просоветских правительств в Восточной Европе, а для борьбы с коммунистической угрозой в Греции и Турции по инициативе президента Трумэна этим странам была предоставлена военная помощь в размере 250 и 150 млн долл. США соответственно (немалые суммы для того времени). МИД СССР и лично А. Громыко потратили много сил и времени, чтобы показать странам-партнерам кабальный характер кредитных и инвестиционных договоров в рамках данного плана, после чего 8 восточноевропейских стран, находящихся под влиянием СССР, отказались от участия в Парижском экономическом совещании, но 16 западноевропейских стран приняли участие в конференции, приняли План Маршалла и образовали Организацию европейского экономического сотрудничества. Так были заложены основы для крайней политизации экономического сотрудничества в Европе и образования в будущем конкурирующих экономических объединений в регионе - Совета экономической взаимопомощи и Европейского союза, прошедшего несколько стадий формирования и поделившего Европу надвое с очевидным участием НАТО [9, с. 211].

Более удачными можно считать интеграцию и создание коалиции в виде Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Кыргызстан при явном доминировании экономики и политики Российской Федерации). Если в БРИКС участники только ставят задачу перевода товарооборота на национальные валюты и введения единой расчетной валюты и расчетных счетов для постепенной дедолларизации международного экономического сотрудничества, то в рамках ЕАЭС этот показатель уже составляет 70 % и в ближайшем будущем достигнет 90 %, а само объединение представляет собой особую экономическую зону для свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Представляется, что за время председательства в БРИКС в 2024 г. Россия

может обеспечить не только прием в него Белоруссии и Казахстана, уже подавших заявки, но и поделиться опытом успешной дедолларизации торговых и иных экономических отношений. Отметим, что 12 сентября 2023 г. на полях Восточного экономического форума во Владивостоке прошла специальная сессия «ЕАЭС и БРИКС: роль в формировании многополярного мира» [3]. Комментарии по этому поводу в западных СМИ и в парламентах говорят о реальности такого пути развития БРИКС, что создаст надежную основу для управления мировой экономикой и мировыми финансами, в том числе за счет постепенного выдвижения на достойные позиции в Международном валютном фонде, Всемирном банке, Всемирной торговой организации и в структурах системы Организации Объединенных Наций, включая ее Совет Безопасности. Даже в G20 представительство БРИКС увеличится после принятия новых участников в 2024 г. и позже.

Здесь следует отметить, что такое мощное в будущем объединение, как БРИКС, должно не конкурировать с ООН, ее структурными подразделениями и входящими в ее систему организациями, а напротив, максимально использовать их возможности. Академик Е. М. Примаков, будучи министром иностранных дел РФ, пришел к важному выводу на стыке веков: «Президент Путин, как и многие другие в нашей стране, считает, что многополярный мир - наилучший вариант для России, впрочем, как и для целого ряда других стран. Многополярное устройство предусматривает повышение роли Организации Объединенных Наций и ее Совета Безопасности - единственного органа, наделенного полномочиями санкционировать применение силы на международной арене» [7, с. 579]. С другой стороны, налаживая сотрудничество с ООН и увеличивая свое представительство в Генеральной Ассамблее и в Совете Безопасности, БРИКС со временем может добиться переноса штаб-квартиры ООН из США другую страну, например в Швейцарию, Австрию или Индию, чтобы избавиться от постоянных нарушений соглашения между ООН и государством пребывания по визовым и другим вопросам, что имеет место сейчас.

Представляя большинство государств мира и ориентируясь на интересы участников, сформированное объединение сможет брать на себя решение самых крупных глобальных проблем, кооперируясь с органами и учреждениями системы ООН и опираясь на региональные механизмы сотрудничества и региональную деятельность

своих участников. Так, если оно возьмет на себя борьбу с общеуголовной преступностью или с отдельными видами транснациональных преступлений, объединению не обойтись без кооперации с Международной организацией уголовной полиции (Интерпол), с комиссией по предупреждению преступности и уголовному правосудию в составе Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС), состоящей из 40 представителей государств-членов и отвечающей за разработку проектов руководящих принципов путем проведения конгрессов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, а также без учета региональных и двусторонних механизмов оказания правовой помощи по уголовным делам и договоров прямого полицейского сотрудничества, разработанных в рамках Интерпола [11, с. 46].

Одной из важнейших тем для обсуждения на саммите БРИКС 2023 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) было утверждение критериев для новых участников, и в результате было принято важное правило о том, что государство, желающее вступить в БРИКС, не должно вводить санкции против стран - участниц объединения, как заявил об этом на пресс-конференции по итогам саммита замглавы российского МИД Сергей Рябков, представитель РФ в данной организации. Очевидно, что это положение не препятствует вступлению в БРИКС Турции, так что ее заявка породила объяснимую интригу и обсуждение в западных СМИ и наверняка была предметом тщательного обсуждения на переговорах президентов РФ и Турции в дополнение к важным вопросам повестки по АЭС, газопроводу в Европу и зерновой сделке [5].

Возможно, новому объединению предстоит пройти несколько этапов расширения круга участников и своего организационного оформления с включением тех или иных элементов межправительственной организации - структура, органы, распределение компетенций между ними, функции и методы деятельности. Однако при признании имеющегося противостояния стран Запада и мирового большинства, на представление интересов которого претендует БРИКС, не стоит включать в него элементы военного или военно-политического союза в сфере обеспечения международной безопасности, поскольку результат может быть противоположным, создающим новые угрозы, как считает один из авторитетных международных экспертов и бывший госсекретарь США Г. Киссинджер: «Структурная опасность миру во всем мире в XXI веке лежит в создании закрытых

блоков в западном и восточном полушариях (или, по крайней мере, в его азиатской части), чье соперничество повторит в глобальном масштабе игры с нулевыми результатами, вызвавшие пожары в Европе в XX веке» [4, с. 581].

Аббревиатура БРИКС, образованная из первых букв государств-учредителей при создании объединения в 2006-2009 гг., созвучна значению слова «кирпичи» в английском и китайском языках, что наводит на мысль о близости его к выражению «кирпичи мироздания», поскольку речь идет о строительстве нового, многополярного миропорядка, где суверенные и равноправные государства сочетают сотрудничество во всех сферах с помощью сформировавшихся региональных центров с сотрудничеством в мировом масштабе с помощью структур и возможностей БРИКС и существующих международных механизмов.

В качестве предварительного вывода можно сказать, что создаваемое в наши дни и при активном участии России объединение БРИКС не обязано двигаться традиционным путем накопления опыта, средств и голосов в ООН, надеясь на превращение количественных изменений в качественные. Более быстрым и надежным путем развития видится активное вступление в управление экономикой и финансами на региональном и мировом уровнях за счет дедолларизации торговых и иных связей и формирования своей общей инфраструктуры для расчетов в национальных валютах или в принятой единой расчетной валюте объединения с помощью банка БРИКС в Шанхае. Только после успеха таких действий можно будет укреплять присутствие в Международном валютном фонде, Всемирном банке и во Всемирной торговой организации с решающим влиянием на всю мировую систему управления экономикой и финансами на благо всем народам.

Список литературы

1. Глазьев оценил идею создания наднациональной валюты на платформе БРИКС. URL: https://ria.ru/20230618/briks-1878964477.html (дата обращения: 30.10.2023).

2. Директор Института США и Канады Валерий Гарбузов об утраченных иллюзиях уходящей эпохи. URL: https://www.ng.ru/ideas/2023-08-29/7_8812_illusions.html (дата обращения: 28.08.2023).

3. ЕАЭС и БРИКС: роль в формировании многополярного мира. URL: https://forumvostok.ru/news/eaes-i-briks-rol-v-formirovanii-novogo-mn ogopoljarnogo-mira/ (дата обращения: 30.10.2023).

4. Киссинджер Г. О Китае. М.: АСТ, 2021. 640 с.

5. МИД назвал условие для вступления западных стран в БРИКС. URL: https://ria.ru/20230825/briks-1892174764.html (дата обращения: 02.09.2023).

6. Моравецкий В. Функции международной организации. М.: Прогресс, 1976. 383 с.

7. Примаков Е. М. Встречи на перекрестках. М.: ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2015. С. 579.

8. Путин объяснил смысл БРИКС. URL: https://lenta.ru/news/2023/ 09/30/brics (дата обращения: 30.09.2023).

9. Рыбас С. Ю. Громыко. Война, мир и дипломатия. М.: Молодая гвардия, 2011. 530 с.

10. Шабловский В. БРИКС. Главное, что нужно знать об объединении. URL: https://rg.ru/2023/08/22/v-iuar-startoval-sammit-briks-glavnoe-chto-nuz hno-znat-ob-obedinenii.html (дата обращения: 28.08.2023).

11. Щербина Н. Г., Щербина Е. М. Уголовное право и сотрудничество государств в борьбе с преступностью. Владивосток: РИО Владивостокского филиала РТА, 2013. 128 с.

© Щербина Е. М., 2023 © Shcherbina E. M., 2023

Для цитирования:

Щербина Е. М. Роль БРИКС в создании многополярного мира // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 4(105). С. 15-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.