КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
Самарская Лука: Бюл. 2007. - Т. 16. - № 1-2(19-20). - С. 241-244.
© 2007 А. А. Устинова*
РОЛЬ БОТАНИЧЕСКОГО САДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
A.A. Ustinova. THE ROLE OF BOTANICAL GARDEN IN PROFESSIONAL TUITION OF PEDAGOGICAL INSTITUTE STUDENTS. The
page of history of the botanical garden concerning the time of its existence as the Kuybyshev pedagogical institute divisions is considered. Directions of use of the botanical garden collections in tuition of students are discussed. Keywords: professional tuition, a botanical garden.
Устинова А.А. РОЛЬ БОТАНИЧЕСКОГО САДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА. Рассматривается страница истории ботанического сада, относящаяся ко времени его существования как подразделения Куйбышевского педагогического института. Обсуждаются направления использования коллекций ботанического сада в подготовке студентов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, ботанический сад.
Ботанический сад в Самаре был открыт в 1932 г. на городской окраине. В его создании активно участвовали местные ботаники В.И. Смирнов, А.Ф. Терехов, Я.И. Проханов, И.С. Сидорук и другие. Сад имел статус городского, затем на несколько лет был передан Куйбышевскому педагогическому институту (ныне Самарский педагогический университет), а затем перешел в ведение госуниверситета. Теперь Ботанический сад находится в центре крупного промышленного города и представляет собой чрезвычайно привлекательный зеленый массив с разнообразными элементами рельефа, водоемами, красивыми растительными композициями, радующими людей во все времена года. Помимо всего сказанного, Ботанический сад -это весьма крупный научно-исследовательский и просветительский центр.
Самарский государственный педагогический университет со времени создания Ботанического сада взаимодействует с его сотрудниками и широко использует коллекции сада в учебном процессе и научно-исследовательской работе студентов. Во времена принадлежности сада
* Самарский государственный педагогический университета, г. Самара.
пединституту студенты обучались на факультете биологии и основ сельского хозяйства, позднее преобразованному в биолого-химический факультет. Существовала в институте и кафедра основ сельского хозяйства, сотрудники которой работали со студентами в Ботаническом саду, выполняя учебные обязанности. Возглавлял кафедру профессор К.П. Ланге, а автор данной статьи в то время работал ассистентом кафедры основ сельского хозяйства и непосредственно руководил практической деятельностью студентов в саду.
Во второй половине 60-х годов на территории «новой» агробиостан-ции пединститута (ныне улица Антонова-Овсеенко) началось строительство корпусов института. На территорию Ботанического сада был перенесен коллекционный участок сельскохозяйственных культур. На нем студенты выращивали все виды зерновых культур и многие районированные для Среднего Поволжья сорта, прядильные, жирномасличные, эфиромаслич-ные, лекарственные растения, многолетние травы и другие кормовые растения, проводили за ними тщательный уход, собирали семена. Значительную часть семенного материала передавали в школы области и города. Ведь в те времена почти все городские школы и все без исключения сельские школы имели пришкольные учебно-опытные участки, поэтому обеспечение их семенным материалом входило в задачу кафедры. Позднее изменение профиля факультета и уменьшение числа часов на изучение сельскохозяйственных дисциплин позволило сосредоточить занятия на одной базовой территории - агробиостанции института и освободить площади для нужд самого Ботанического сада.
Проводились в Ботаническом саду и научные исследования. На территории сада было выращено довольно много деревьев шелковицы, листья которой использовались для выкармливания шелковичных червей. Этим занимался И.В. Пыльнов, доцент кафедры основ сельского хозяйства (Пыльнов, 1961). Некоторые из деревьев сохранились до настоящего времени. Будучи сотрудником Ботанического сада, В. А. Молчанов, позднее доцент кафедры ботаники СГПУ, занимался изучением устойчивости к неблагоприятным условиям таких культур, как абрикос и виноград (Потапов, Молчанов, 1977; Молчанов, 1992).
Кафедра ботаники СГПУ всегда рассматривала Ботанический сад, независимо от его ведомственной принадлежности, как важнейший центр экологического образования и воспитания при подготовке учителей биологии, географии, химии, начальных классов и др. (Матвеев, Устинова, 1994).
В своей учебной деятельности кафедра постоянно использует такие подразделения сада как дендрарий, участки местной флоры, редких растений, оранжерею и т.д. Для студентов разных курсов и различных педагогических специальностей в Ботаническом саду найдется интересный аспект работы. Так в дендрарии студенты-биологи 1- 2 курсов знакомятся с разнообразием жизненных форм растений, познают отличия древесных пород по форме листьев, а в зимнее время - по цвету коры, расположению
почек и другим признакам, изучают различные виды кустарников и лиан. Особый интерес вызывают такие представители хвойных, как пихта, ель, туя, можжевельник, а также интродуцированные виды лиственных деревьев, необычные для нашей местности. Это каштан конский, различные виды орехов и березы, магнолия японская и другие, которые можно посмотреть только в Ботаническом саду.
Студенты - географы и химики изучают ботанику с основами фитоценологии в меньшем объеме, поэтому Ботанический сад используется в качестве своеобразного наглядного пособия для демонстрации богатства флоры, первых геоботанических описаний лесных, луговых, прибрежно-водных фитоценозов. Занятия в природе, в том числе в саду, повышают наглядность процесса обучения, способствуют лучшему пониманию взаимоотношений человека и природы. Ботанический сад, как прекрасный оазис в промышленном городе, служит примером созидательной деятельности человека, направленной на улучшение природной среды, развитие эстетического вкуса, что особенно важно в работе с будущими учителями.
Студенты, которые готовятся стать учителями начальных классов, имеют сезонную полевую практику, часть которой проводится в осеннем семестре. Обычно занятия проходят на территории Ботанического сада, где они знакомятся с наиболее распространенными породами деревьев, кустарников и травянистых растений. Здесь студенты могут видеть великолепные краски осени, собрать коллекции опавших осенних разноцветных листьев, изучить осенние явления природы. В летнем семестре продолжается изучение местных растений, некоторых экзотов, декоративных кустарников и трав.
Чрезвычайно ценно наличие в Ботаническом саду оранжереи. Богатый видовой состав тропических и субтропических видов, их цветение и плодоношение дает весьма существенное подспорье для изучения географии растений и разных спецкурсов. Ежегодно при изучении курса «География культурных растений» на 5 курсе отделения «география - биология» и спецкурса «Центры происхождения культурных растений» на 5 курсе отделения «биология-химия» студенты приходят в оранжерею на специальную экскурсию.
Поздней осенью и в зимнее время впечатление от посещения оранжереи особенно сильное. Наглядно ощущается различие между залами тропиков и субтропиков, восторг и восхищение вызывают громадные листья бананов, могучие фикусы и другие представители далеких континентов. Студенты имеют возможность познакомиться с представителями цитрусовых растений, нередко видят цветки и плоды лимона, ощущают их тонкий аромат. В оранжерее они могут описать и сфотографировать такие растения, как гранат, кофе, папайя, пассифлора, фейхоа, банан, бугенвиллия, бамбук и многие другие. Как правило, посещение оранжереи служит стимулом для тех студентов, кто уже работает в школе или проходит педагогическую практику, организовать и провести экскурсию школьников в Ботанический сад, в том числе, и в оранжерею.
Одно из первых занятий полевого практикума по систематике растений проводится также в оранжерее, где студенты имеют возможность изучить разнообразные папоротники, увидеть такие представители голосеменных, как куннингамия, криптомерия, разные виды тисов и кипарисов, подокарп и другие. Здесь практиканты знакомятся с многообразием семейств покрытосеменных растений, особенно, экзотических.
Для определенной части студентов очного и заочного отделений растительные богатства Ботанического сада служат исходным материалом для экспериментальной деятельности в плане подготовки курсовых и квалификационных работ, выполнения индивидуальных заданий. Таким образом, возможность организации части занятий по ботанике с основами фитоценологии и другим дисциплинам в Ботаническом саду повышает наглядность процесса обучения, обогащает знания студентов о растительном мире, способствует их нравственному и эстетическому развитию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Матвеев В.И., Устинова А.А. Ботанический сад как центр подготовки студентов-биологов // Совет Ботанических садов России. Инф. бюлл. В. 2. - М.: РАН. Отд. общ. биол., 1994. - С. 84 - 87.
Молчанов В. А. Абрикосы Самары. - Самара: Самарское кн. изд-во, 1992. - 77 с.
Потапов С.И., Молчанов В.А. Водный режим и морозоустойчивость винограда // Интродукция, акклиматизация растений, их охрана и использование. Мевуз. сб. Куйбышев. - Куйб. гос. ун-т, 1977. - С. 28 - 32.
Пыльнов И.В. К вопросу разведения тутового шелкопряда в Куйбышевской области // Ботаника и сельское хозяйство. Ученые записки КГПИ. Вып. 35. - Куйбышев, 1961. - С. 107 - 151.
Поступила в редакцию 17 декабря 2006 г.