Научная статья на тему 'РОЛЬ БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ ЕС И ЕАЭС В РАМКАХ ЕДИНОГО РЫНКА'

РОЛЬ БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ ЕС И ЕАЭС В РАМКАХ ЕДИНОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЕАЭС / ЕС / ЕДИНЫЙ РЫНОК / ИНТЕГРАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ / РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА / СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ратушняк Елена Сергеевна

Активное участие бизнеса в развитии стандартизации является одним из факторов развития единого рынка, нацеленного на обеспечение максимально безбарьерной деловой среды. Стандартизация выступает одним из ключевых направлений развития единого рынка с точки зрения минимизации технических барьеров. В статье проанализированы бизнес-модели национальных органов по стандартизации стран-представителей ЕС и ЕАЭС для выявления текущих возможностей, предоставляемых бизнесу. Сравнительный анализ бизнес-моделей проведен на основе восьми элементов оценки степени участия бизнеса в стандартизации и структуре финансирования. Выявлено, что в рамках национальных систем стандартизации стран ЕАЭС бизнес представлен слабо, частные инвестиции в развитии стандартизации являются минимальными во всех трех рассмотренных странах. В ЕАЭС стандартизация в большей степени ориентирована на внутренний рынок с акцентом на обслуживание потребностей государства, движущая сила бизнеса в стандартизации слабо выражена. В то же время работы по стандартизации в Германии на основе текущей бизнес-модели ориентированы на организационный и функциональный аспекты рынка, что позволило к текущему моменту сформировать рыночный механизм ее регулирования и обеспечить эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF BUSINESSES IN STANDARDIZATION WITHIN A SINGLE MARKET: CASES OF THE EU AND EAEU COUNTRIES

An active standardization is one of the key effective single market development features. One of the problems of the single market development process is to ensure barrier-free internal market. Standardization efficiency depends on the degree of business involvement in the development process. The author analyses the national standards body model of EU and EAEU to identify current opportunities offered to business, as well as to determine the role of business representatives in the standardization development at the present stage. A standardization systems comparative analysis is carried out on the basis of eight characteristics. An assessment of the degree of business participation in national standardization is based on indicator of the level of financing by private entities. As the results, it was determined that in the framework of the national standardization systems of the EAEU countries, business is poorly represented, private investment in the development of standardization is minimal. In Russia, Kazakhstan and Belarus standardization mainly is focused on the domestic market with an emphasis on serving the state needs. The driving force or motivation of the business to participate in standardization is poorly visible. However, the results of the analysis are preliminary, since the standardization systems of Russia, Belarus and Kazakhstan are in the process of transformation, in search for a model that meets international requirements, market conditions and at the same time reflects its national aspects. In the EU contemporary German business models have paved the way for the development internal market.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ ЕС И ЕАЭС В РАМКАХ ЕДИНОГО РЫНКА»

Современная Европа, 2022, № 4, с. 79-93

УДК 338.242,339.924

РОЛЬ БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ ЕС И ЕАЭС В РАМКАХ ЕДИНОГО РЫНКА

© 2022 РАТУШНЯК Елена Сергеевна*

Кандидат экономических наук МГИМО МИД России, 119454, Россия, Москва, проспект Вернадского, 76 ORCID 0000-0002-6121-4040 *Е-таП: helenarat88@gmail.com

Поступила в редакцию 11.03.2022

После доработки 08.04.2022 Принята к публикации 16.05.2022

Аннотация. Активное участие бизнеса в развитии стандартизации является одним из факторов развития единого рынка, нацеленного на обеспечение максимально безбарьерной деловой среды. Стандартизация выступает одним из ключевых направлений развития единого рынка с точки зрения минимизации технических барьеров. В статье проанализированы бизнес-модели национальных органов по стандартизации стран-представителей ЕС и ЕАЭС для выявления текущих возможностей, предоставляемых бизнесу. Сравнительный анализ бизнес-моделей проведен на основе восьми элементов оценки степени участия бизнеса в стандартизации и структуре финансирования. Выявлено, что в рамках национальных систем стандартизации стран ЕАЭС бизнес представлен слабо, частные инвестиции в развитии стандартизации являются минимальными во всех трех рассмотренных странах. В ЕАЭС стандартизация в большей степени ориентирована на внутренний рынок с акцентом на обслуживание потребностей государства, движущая сила бизнеса в стандартизации слабо выражена. В то же время работы по стандартизации в Германии на основе текущей бизнес-модели ориентированы на организационный и функциональный аспекты рынка, что позволило к текущему моменту сформировать рыночный механизм ее регулирования и обеспечить эффективность.

Ключевые слова: ЕАЭС, ЕС, единый рынок, интеграция, национальная система стандартизации, развитие бизнеса, регулирование рынка, стандарты.

БОГ: 10.31857/80201708322040064

э^ех

Формирование единого рынка определяет необходимость выработки соответствующих механизмов, принципов и методов регулирования для обеспечения интересов всех его участников. Базовыми установками являются безопасность и качество выпускаемых в свободное обращение на рынок отечественных и зарубежных

товаров. Именно поэтому стандартизация является одним из современных инструментов регулирования. Задачами эффективности единого рынка являются максимальная ориентация на потребности рынка критериев качества и обеспечение безбарьерной деловой среды, когда отсутствуют физические и технические препятствия в свободном перемещении товаров, работ, услуг, капитала. Так, в ЕС акцент делается на интенсификацию разработки европейских стандартов с учетом разнообразия всех национальных интересов, в ЕАЭС - на обеспечение качества и устойчивости экономического роста1, в том числе через сокращение барьеров (на начало 2022 г. общее число - 52)2.

Гипотеза исследования состоит в том, что организационно-функциональная динамичность стандартизации и максимальная ориентация на рынок определяется развитием бизнес-модели органа по стандартизации, в рамках которой обеспечивается надлежащая обратная связь с рынком. Цель статьи - анализ текущей бизнес-модели национального органа по стандартизации в Германии и трех наиболее крупных странах ЕАЭС для выявления элементов, способствующих ориентации стандартов на рынок в условиях подвижной рыночной среды, и оценки степени такой ориентации. Исследовательские вопросы:

1) Какие характерные элементы составляют бизнес-модель органа по стандартизации в условиях рынка?

2) Какие элементы бизнес-модели органа по стандартизации обеспечивают механизм обратной связи с рынком в ЕС и ЕАЭС на примере Германии и трех наиболее крупных стран ЕАЭС?

3) Какими показателями характеризуется степень ориентации стандартов на рынок анализируемых стран?

Опорное понятие для анализа — «бизнес-модель органа по стандартизации», под которой подразумеваются принципы, миссия и форма организации взаимодействия с заинтересованными сторонами. Она определяет возможность ориентации стандартов на рынок, с одной стороны, а с другой - способствует ее организационно-функциональной динамичности. Организационно-функциональная динамичность стандартизации означает возможность отойти от статичной модели и обеспечить гибкость, изменчивость, реактивность работ по стандартизации в условиях различных факторов рынка на основе определенной взаимосвязи заинтересованных сторон и реализации соответствующих видов деятельности, что проявляется в создании релевантных международному рынку стандартов.

Теоретическая основа исследования

В научной литературе стандартизация раскрывается либо с позиции ее технической значимости, либо в контексте определенной отрасли с точки зрения ее органи-

1 Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года. Евразийская экономическая комиссия, 2015. URL: https://eurasianeconomic.org/pdf/analiz02.pdf (дата обращения: 04.03.2022)

2 Портал общих информационных ресурсов и открытых данных: функционирование внутренних рынков. Реестр препятствий. URL: (eaeunion.org) (дата обращения: 04.03.2022)

зационно-функциональной структуры, либо через влияние на торговлю. Стандарты рассматриваются как инструменты обеспечения требований безопасности, а роль стандартизации в этом контексте определяется вопросами защиты потребителя и экологии [Аронов, Рыбакова, Саламатов, 2017: 97; Аронов, Рыбакова, Саламатов, Максимова, 2019: 12-18; Корешков, 2016; Румянцев, 2016].

Специалисты предлагают проактивную модель стандартизации и определяют ее значение для развития инноваций в области устойчивого развития в контексте Индустрии 4.0, а также для взаимосвязи стандартизации технологий и технологического развития [Белобрагин, 2019; Леонидов, Аронов, Рыбакова, 2022; Туровец, Вишневский, 2019; Шалаев, 2022; Blind, 2013; Jianga, Zhaoa, Zhangb, Xu, 2018].

Методологические основы, научная база, социальная роль, а также генезис российской национальной системы широко раскрыты в трудах российских ученых и практиков [Зажигалкин, 2017: 89]. Отдельно проанализирована отраслевая роль стандартов в условиях, когда увеличилась востребованность в производстве, в частности медицинских изделий и лекарственных средств [Шалаев, 2021].

Отраслевые аспекты стандартизации также находятся в центре внимания ученых [Петровский, 2016: 18-23; Geerten van de Kaaa, Greeven, 2017: 863-870; Daniel, 2019: 1282-1296; Freimuth, Oelmann, Amann, 2018: 375-389]. Концепция бизнес-модели выступает предметом современных исследований [Горевая, 2016; IETM, 2016; Gould S. at Al., 2013; Matricano, 2020; Osterwalder, Pigneur, Tucci, 2005; Parsons, 2022; Roy, 2021].

Экономические преимущества стандартизации широко раскрыты в работах, выполненных на базе немецких стандартов DIN [The Economic Benefits, 2011; Wakke, Blind, Ramel, 2016; Shape the Future, 2017]. В настоящий момент актуальны исследования, посвященные «содержательной части» стандартизации, включая место отдельных субъектов в ее развитии.

Методология

На первом этапе были отобраны страны ЕС и ЕАЭС по следующим критериям:

1) история развития национальной организации, что определяет накопленный опыт в стандартизации;

2) наличие статуса полноправного члена ISO, что открывает возможность влиять на содержание международных стандартов через участие в международных заседаниях и голосование на основе консенсуса. Все это способствует «обмену»: страна представляет национальные интересы в международных процессах, а принятие международного стандарта в качестве национального расширяет информационную и экспертную составляющую;

3) количество технических комитетов, в которых представлена страна, что позволяет определить масштаб участия в международной стандартизации как организационные экспертные группы, непосредственно осуществляющие разработку документов.

В ISO все страны ЕС имеют статус полноправного члена, но Германия - одна из наиболее влиятельных, участвует в 742 технических комитетах, уступая лишь Французской ассоциации по стандартизации AFNOR, созданной в 1926 г. Нацио-

нальные стандарты ФРГ легли в основу первых международных стандартов. Немецкая национальная организация создана в 1917 г. Из стран ЕАЭС только Киргизия не имеет статус полноправного члена в ISO, а представлена как член-корреспондент и наблюдает за разработкой стандартов через результаты голосования. Россия, Казахстан и Беларусь участвуют в наибольшем числе технических комитетов ISO: 694, 139 и 171, соответственно. Поскольку единый рынок ЕАЭС является более молодым в сравнении с европейским, то в работе для анализа выбраны три страны. ЕС представлен страной, пример которой позволяет показать общий подход к национальной стандартизации. На втором этапе выделены элементы бизнес-модели органа по стандартизации, на основе которых проводилось сравнение:

1) организационно-правовая форма (природа) органа по стандартизации, определяющая методы и формы работ;

2) миссия органа по стандартизации;

3) общепризнанные в международной практике принципы стандартизации: консенсус, вовлечение всех заинтересованных сторон, баланс интересов, прозрачность и открытость работ, определяющие ход практических работ;

4) процесс разработки стандартов;

5) связь системы стандартизации с глобальной экономикой и с национальным законодательством;

6) возможности для участия бизнеса в формировании Программы развития стандартизации;

7) финансирование разработки стандартов, текущей деятельности органа по стандартизации и текущей деятельности технических комитетов как организационно-экспертных подразделений;

8) движущая сила стандартизации как материальная заинтересованность сторон в рамках установленных договоренностей в работах.

В качестве эталона для сравнения выступил DIN ввиду эффективности национальной стандартизации как составляющего типичного элемента всей региональной системы. На третьем этапе выделены сходства и отличия между европейским и евразийским подходами, а также элементы, которые в наибольшей степени ориентируют стандарты на рынок, что раскрывает дополнительные возможности для участия субъектов рынка, в частности, бизнеса. На четвертом этапе оценена степень участия бизнеса в работах по стандартизации, которая определяется его ролью и связана с уровнем интереса, отражает ориентацию работ на текущие потребности рынка, свидетельствует об их гибкости и релевантности, на основе двух показателей (количественного и качественного) - объем финансирования процесса разработки стандарта из частных источников и возможности для участия бизнеса в работах по стандартизации.

Формализация бизнес-модели национальных органов по стандартизации

Практика работ по стандартизации на базе бизнес-модели DIN как представителя европейской системы стандартизации осуществляется в форме частной некоммерческой ассоциации на принципах государственно-частного партнерства. Само-

регулирование определяет ориентацию немецкой стандартизации на потребности рынка, ведущую роль заинтересованных сторон в развитии работ, а также высокий уровень востребованности на международном рынке принимаемых документов на основе консенсусного и инклюзивного подходов.

Организационно-правовая форма DIN позволяет четко разграничить функции между непосредственно разработчиками стандартов и самой национальной организацией. Разработчики - это эксперты из различных областей, опыт которых DIN «объединяет» организационно на базе технических комитетов и координирует работы. При этом стандарт принимается лишь на основе отсутствия принципиальных возражений у экспертов (консенсуса), информация о процессе разработке публикуется, все комментарии и замечания учитываются до принятия стандарта, государство никак не определяет программу разработки стандартов и возможность принятия либо отклонения документа - является лишь представителем одной из заинтересованных сторон. Помимо финансирования работ по стандартизации, участия в разработке стандартов, представления страны в международных и региональных процессах, государство может осуществлять активную пропаганду стандартизации в обществе и реализовывать ее рекламу при необходимости. Таким образом, создание инструментов реализации требований законодательства, возложенных на стандартизацию через ссылки в правовых актах, переданы частному сектору и не требуют вмешательства государства в детальную проработку, что ориентирует результаты на потребности рынка и одновременно реализует механизм постоянного учета разнообразия интереса.

Бизнес-модели органов по стандартизации России, Казахстана и Беларуси свидетельствуют о том, что национальные процессы трансформируются и переориентируются на рынок. Государственные учреждения регулируют национальные процессы стандартизации, что определяет их влияние и доминирование. Описание соответствующих элементов бизнес-модели национального органа по стандартизации стран-представителей ЕС и ЕАЭС приведены в таблице 1.

Формирование механизма обратной связи с рынком в рамках текущей бизнес-модели национальных органов

Связь с рынком в европейской стандартизации является ядром ее развития и осуществляется на основе саморегулирования, это позволяет определить бизнес-модель DIN как рыночную как с точки зрения организационно-правовых основ, миссии, принципов функционирования и взаимодействия с внешними контрагентами, так и в контексте учета и обеспечения интересов стейкхолдеров в рамках системы менеджмента ISO серии 9000. Элементы бизнес-модели DIN (табл. 1) организованы с непосредственным участием бизнеса как равноправного и независимого участника работ по стандартизации, степень гармонизации национальных документов с международными находится на уровне 85%.

Таблица 1

Элементы бизнес-модели национального органа по стандартизации Германии, России, Казахстана и Беларуси

Страна DIN Россия Казахстан Беларусь

Природа нацио- German Institute for Федеральное Республиканское Научно-

нального органа Standardization, агентство по техниче- государственное производствен-

стандартизации DIN - частная са- скому регулированию предприятие ное республи-

морегулируемая и метрологии (Рос- «Казахстанский канское уни-

организация. стандарт) - государ- институт стан- тарное пред-

Имеет статус наци- ственный орган, нахо- дартизации и приятие «Бело-

онального органа дится в ведении Ми- сертификации русский госу-

по стандартизации нистерства промыш- (РГП «Ка- дарственный

Германии на осно- ленности и торговли зИнСт»)» являет- институт

вании Соглашения Российской Федера- ся государствен- стандартизации

о стандартах между ции. ным юридиче- и сертифика-

Правительством ским лицом, ции» (Бел-

Германии и DIN находится в ве- ГИСС) - госу-

1975 г. дении Комитета дарственное

технического научно-

регулирования и практическое

метрологии Ми- предприятие,

нистерства по находится в

инвестициям и ведении Госу-

развитию Рес- дарственного

публики Казах- комитета по

стан. стандартизации

Республики

Беларусь (Гос-

стандарта).

Миссия нацио- «Стандартизация в Официально миссия Официально Миссия Бел-

нального органа по Германии способ- не сформулирована. миссия не сфор- ГИСС заключа-

стандартизации ствует бизнесу и Согласно федераль- мулирована. ется в генера-

обществу укреп- ному Закону «О стан- Согласно Закону ции и распро-

лять, развивать и дартизации в Россий- Республики Ка- странении но-

открывать регио- ской Федерации» от захстан «О стан- вых знаний в

нальные и глобаль- 29.06.2015 № 162-ФЗ дартизации» от целях оказания

ные рынки». цели стандартизации: 05.10.2018 № помощи бизне-

Стратегическое 1) содействие соци- 183-VI ЗРК цели су, обществу и

видение: «Опреде- ально- стандартизации: государству в

лять будущее с экономическому раз- 1)аналогично области без-

помощью стандар- витию России; целям РФ (пп. 2, опасности, эф-

тизации». 2) содействие инте- 4, 6); фективности

грации России в меж- 2) экономия ре- через:

дународные системы сурсов; - устранение

стандартизации как 3) предупрежде- технических

равноправного парт- ние действий, барьеров;

нера; вводящих в за- - укрепление

3) улучшение качества блуждение по- конкурентоспо-

жизни населения; требителей; собности про-

4) обеспечение оборо- 4) эффективное дукции;

ны и безопасности внедрение инно- - защита инте-

страны; ваций и развития ресов потреби-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) техническое пере- высокотехноло- телей;

вооружение промыш- гичных произ- - развитие ин-

ленности; водств, содей- новаций.

Страна Критерий DIN Россия Казахстан Беларусь

6) повышение качества продукции, работ, услуг и повышение конкурентоспособности отечественной продукции. ствие трансферту технологий и наилучших лабораторных практик; 5) развитие безопасности и качества.

Принципы стандартизации 1) широкое вовлечение всех стейк-холдеров; 2) выполнение требований директив (безопасности); 3)добровольность применения стандартов; 4) развитие международного сотрудничества через гармонизацию документов. 1) добровольность применения стандартов; 2) обязательность применения стандартов в отношении законодательно установленных объектов; 3) обеспечение комплексности и системности стандартизации; 4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов стандартов современному уровню научно-технического развития, передовому зарубежному опыту; 5) открытость разработки стандартов, обеспечение участия всех заинтересованных лиц на основе консенсуса; 6) установление в стандартах требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением; 7) унификация разработки и применения документов по стандартизации; 8) соответствие документов по стандартизации действующим техническим регламентам; 9) непротиворечивость национальных стандартов; 10) доступность информации о документах по стандартизации. 1)совпадает с пунктами 1, 3-5 и 10 принципов, установленных в России; 2) единая терминологическая основа объектов стандартизации. 1)совпадает с пунктами 1 -2, 45, 8 и 10 принципов, установленных в России; 2) приоритет международных, региональных документов по стандартизации.

Страна Критерий DIN Россия Казахстан Беларусь

Процесс стандарти- Инициатор разра-

зации ботки нового документа по стандартизации - любой заинтересованный субъект (государство, бизнес или общественность). Прозрачность, ин-

клюзивный подход, Ни одно действие не может быть инициировано лишь по за-

консенсус - базо- просу частного лица, минуя согласование с государством.

вые составляющие

работ по стандартизации. Пересмотр

стандартов осу-

ществляется хотя

бы один раз в пять

лет для поддержа-

ния их актуально-

сти для рынка.

Связь системы Результаты стан-

стандартизации с глобальной экономикой и связь с законодательством дартизации поддерживают региональное и международное сотрудничество в большей Уклон в сторону национальной ориентации. Результаты стандартизации поддерживают национальное законодательство, региональное (межгосударственное, евроазиатское) в меньшей степени.

степени.

Возможности для Стандарты разраба-

участия бизнеса в формировании Программы разви- тываются тогда, когда возникает в них потребность. Есть, но необходимо согласование с государством. Независимость отсутствует.

тия стандартизации

Финансирование Более 60% - дохо-

стандартизации ды от деятельности

организации, лишь около 9% - поступ- Финансируется из бюджета и частными лицами.

ления от государ-

ства.

Движущая сила стандартизации Бизнес Государство

Источник: составлено автором по официальным данным национальных органов по стандартизации Германии, России, Казахстана и Беларуси.

Бизнес-модель национального органа по стандартизации в странах-представителей ЕАЭС схожа для всех трех стран и может быть определена как модель смешанного типа, где присутствуют элементы рыночного и государственного типов, что закладывает функциональные возможности для расширения участия бизнеса. Принципы функционирования органа в меньшей степени способствуют вовлечению представителей деловых кругов в развитие стандартизации в части инициации разра-

ботки нового документа. При этом можно выделить Казахстан, где предъявляются такие требования к органу по стандартизации, которые приближают к рынку (рис. 1).

Рис. 1

Требования, которым должен удовлетворять Национальный орган по стандартизации

в Республике Казахстан

Соглашения с международными, региональными и иностранными организациями на распространение и применение

документов по стандартизации -«-

__

КазИнСт

........* ~ ......

Опыт в разработке национальных и межгосударственных стандартов, экспертизе проектов документов по стандартизации

Опыт в проведении анализа и систематизации документов по стандартизации по отраслям

Источник: составлено автором на основе Закона Республики Казахстан «О стандартизации» от 05.10.2018 № 183-VI ЗРК.

Существует тесная связь между принципами консенсуса и баланса интересов, проявляющаяся в необходимости компромисса между запросами потребителя и текущими возможностями производителя, что позволяет повысить уровень качества продукции с одновременным сохранением ее рыночной конкурентоспособности.

Принцип консенсуса предусмотрен только в России и Казахстане, в Беларуси стандарт принимается большинством голосов (50%). Прозрачность и открытость заложены в концепцию развития стандартизации анализируемых стран ЕАЭС. Уровень гармонизации национальных стандартов с международными, свидетельствующий о функции национального органа как представителя страны в процессах по стандартизации в мире, для стран евразийского региона составил на 2019 г.: Россия - 50%, Казахстан - 73%, Беларусь - около 80%.

Количественные показатели степени участия бизнеса в стандартизации на базе бизнес-модели национального органа в Германии, России, Казахстане и Беларуси

Структура финансирования деятельности DIN, по официальным данным портала на 2022 г., следующая: собственные доходы ассоциации - 62%; финансирование из частных источников - 18,5%; доходы от членских взносов - 9,9%, государствен-

ное финансирование - 9,6%, работы ориентированы на региональный и международный рынок. Инвестиции бизнеса в стандартизацию в ЕАЭС минимальные, что ограничивает стимулирующий характер стандартизации в контексте инноваций и низкую ориентацию на рынок. Доля стандартов, разрабатываемых по инициативе и за счет средств бизнеса, в России составила в 2018 г. 36,5%. При этом бизнес-сообщество участвует в стандартизации в двух направлениях: субсидирование части затрат на разработку стандартов из федерального бюджета и полное финансирование процесса разработки документов. В 2018 г. в России более 70% национальных документов по стандартизации были профинансированы за счет бюджетных средств, в то время как на долю международных приходится всего 4% (рис. 2).

Рис. 2

Доля финансирования за счет бюджетных средств документов по стандартизации в России в 2018 г., %

90

Национальные Межгосударственные Международные

Источник: составлено автором по официальным данным Госстандарта.

Одновременно в России наблюдается положительная тенденция в области расширения числа стандартов, профинансированных организациями (рис. 3).

Разработка национальных стандартов Казахстана осуществляется исключительно за счет средств республиканского бюджета. Инвестиции бизнеса не предусмотрены, он участвует на этапе инициирования разработки документа и публичного обсуждения проекта. В Беларуси 60% объема финансирования - средства республиканского бюджета, 20% - организаций-разработчиков, инновационных фондов, концернов. Таким образом, в евразийских странах ввиду специфики бизнес-модели национального органа на текущий момент стандартизация в большей степени ориентирована на внутренний рынок с акцентом на интересы государства, а не всех заинтересованных сторон, в том числе представителей бизнес-кругов.

Рис. 3

Число стандартов в России, профинансированных из частных источников

за период 2016-2018 гг.

600 400 200 0

294 249 382

I Стандарты, разработанные за счет бизнеса

2016

2017 2018

Источник: составлено автором по официальным данным Росстандарта.

Заключение

Формирование единого рынка направлено на обеспечение равных условий для всех его субъектов, в том числе за счет сокращения технических барьеров. Вместе с тем они будут так или иначе существовать всегда и выступать основным инструментом экономической политики для обеспечения национального суверенитета внутри интеграционного объединения в виде различных критериев качества по отношению к одному и тому же объекту.

Одним из методов гибкого регулирования является максимальное вовлечение субъектов рынка в процесс разработки критериев качества. Так обеспечивается постоянный учет динамичных факторов деловой среды в развитии стандартизации. Организационно-функциональная динамика стандартизации и ее рыночное соответствие реализуются на основе бизнес-модели национального органа, в рамках которой выстраивается взаимосвязь со стейкхолдерами.

Бизнес-модель DIN является рыночной, реализует функциональные возможности участия бизнеса. Принцип саморегулирования определяет тесную связь деятельности по стандартизации с рынком, где направляющей силой является бизнес. Бизнес-модели национальных органов по стандартизации России, Казахстана и Беларуси характеризуются чертами государственной направленности с частичной ориентацией на рынок, что способствует расширению возможностей для деловых кругов. Происходит процесс трансформации подхода к стандартизации - переход от спецификационной к функциональной модели стандартов.

На текущем этапе частный сектор слабо вовлечен в развитие стандартизации ЕАЭС из-за низкой привлекательности текущей бизнес-модели, сфокусированной в большей степени на регулятивных функциях. Вместе с тем исследование ограничено недостаточной информационной базой статистических данных по стандартизации в странах ЕАЭС - последний доступный отчет по российской системе на текущий момент датирован 2018 г. Перспективным направлением дальнейших исследований может выступить анализ влияния текущих внешних факторов рынков -санкционной политики в отношении России, последствий пандемии COVID-19, изменения и переориентации торговых приоритетов стран.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аронов И.З., Рыбакова А.М., Саламатов В.Ю. (2017) Техническое регулирование ЕАЭС. Доступ на рынок. Изд-во Исследовательского центра «Международная торговля и интеграция» (ITI), Москва. 97 с.

Аронов И.З., Рыбакова А.М., Саламатов В.Ю., Максимова О.В. (2019) Мифы технического регулирования в сфере международной торговли. Стандарты и качество. № 1. С. 12-18.

Белобрагин В.Я., Зажигалкин А.В., Зворыкина Т.И. (2019) Техническое регулирование на рубеже индустрии 4.0.: монография. Изд-во «Научный консультант», Москва. 100 с.

Горевая Е.С. (2016) Управление бизнес-моделью: становление концепции и современные бизнес-тренды. Российское предпринимательство. Т. 6. № 16. С. 1925-1944. DOI: 10.18334/rp. 17.16.36482

Зажигалкин А.В. (2017) Стандартизация: методология и практика: монография. РИА «Стандарты и качество», Москва. 89 с.

Корешков В. (2016) Единая система технического регулирования в ЕАЭС - путь к интеграции. Стандарты и качество. URL: https://ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=101979 (дата обращения: 14.09.2021)

Леонидов К., Аронов И., Рыбакова А. (2022) Обзор патентной политики национальных органов по стандартизации. Стандарты и качество. URL: https://ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=209836 (дата обращения: 14.09.2021)

Петровский М.А. (2016) Техническое регулирование и региональная стандартизация в газовой отрасли в Евразийском экономическом союзе. Научно-технический вестник ОАО «НК «Роснефть». № 4. С. 18-23.

Румянцев В. (2021) Техническое регулирование в рамках ЕАЭС как инструмент развития внешней торговли Беларуси. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tehnicheskoe-regulirovanie-v-ramkah-eaes-kak-instrument-razvitiya-vneshney-torgovli-belarusi (дата

обращения: 10.09.2021)

Туровец Ю.В., Вишневский К.О. (2019) Стандартизация цифрового производства: возможности для России и ЕАЭС. Бизнес-информатика. Информационные системы и технологии в бизнесе. Т. 13. № 3. С. 78-96. DOI: 10.17323/1998-0663.2019.3.78.96

Шалаев А.П. (2021) О стандартизации как инструменте противостояния внешним угрозам. Российский институт стандартизации. URL:

https://www.gostinfo.ru/InformationOfStandardization/Details/2323 (дата обращения: 14.09.2021)

Шалаев А.П. (2022) Стандарты для устойчивого развития. Стандарты и качество. URL: https://ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=209823 (дата обращения: 14.09.2021)

Blind К. (2013) The Impact of Standardization and Standards on Innovation. Nesta Working Paper. No. 13/15. P. 33.

Daniel F. (2019) Normative market regulation by means of early standardization: A descriptive policy analysis for the biobased industry. Journal of Cleaner Production. V. 232. рр. 1282-1296. https://doi.org/10.1016/jjdepro.2019.05.362

Freimuth C., Oelmann M., Amann E. (2018) Development and prospects of standardization in the German municipal wastewater sector. Science of The Total Environment. V. 635, рр. 375-389. https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2018.03.347

Geerten van de Kaaa, Greeven M. (2017) LED standardization in China and South East Asia: Stakeholders, infrastructure and institutional regimes. Renewable and Sustainable Energy Reviews. Vol. 72, рр. 863-870. https://doi.org/10.1016/j.rser.2017.01.101

Gould S., O'Sullivan M., Tilley C., Topazio N. (2013) Business Model Background Paper for <IR>. URL: https://www.ifac.org/system/files/publications/files/Business-Model-nRC.pdf (дата обращения: 14.09.2021)

Matricano D. (2020) The business model. Entrepreneurship Trajectories. рр. 61-82. DOI:10.1016/b978-0-12-818650-3.00003-9

Osterwalder A., Pigneur Y., Tucci Christopher L. (2005) Clarifying Business Models: Origins, Present, and Future of the Concept. Commun. Assoc. Inf. Syst. V. 16. р. 1. DOI:10.17705/1CAIS.01601

Parsons N. (2022) What Is a Business Model? URL: https://articles.bplans.com/what-is-a-business-model-business-models-explained/ (дата обращения: 14.09.2021)

Roy M. (2021) Sustainable Development Strategies, Butterworth-Heinemann, Page iv, ISBN 9780128189207, https://doi.org/10.1016/B978-0-12-818920-7.00010-4

Jianga H., Zhaoa S., Zhangb S., Xu X. (2018) The adaptive mechanism between technology standardization and technology development: An empirical study. Technological Forecasting & Social Change. V. 135. рр. 241-248. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2017.11.015

Wakke P., Blind K., Ramel F. (2016) The Impact of Participation within Formal Standardization On Firm Performance. DOI 10.1007/s11123-016-0465-3. URL:

https://www.dke.de/resource/blob/2005642/4f6062705fba4fba471afa9a6dc55a3f/the-impact-of-participation-within-formal-standardization-on-firm-data.pdf (дата обращения: 14.09.2021)

IETM to Sell or Not to Sell? An Introduction to Business Models (Innovation) for Arts and Cultural organisations. (2016) URL:

https://www.ietm.org/system/files/publications/ietm_business-models_2016.pdf (дата обращения: 14.09.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shape the Future With Standardization. German Standardization Strategy. DIN. (2017) URL: https://www.din.de/resource/blob/333260/ac5667b8524c331684222d7a2ac47ab4/german-standardization-strategy-data.pdf (дата обращения: 14.09.2021)

The Economic Benefits of Standardization. DIN German Institute for Standardization. (2011) P. 24. URL: https://www.din.de/resource/blob/89552/68849fab0eeeaafb56c5a3ffee9959c5/economic-benefits-of-standardization-en-data.pdf (дата обращения: 14.09.2021)

The Role of Businesses in Standardization Within a Single Market: Cases of the EU and EAEU countries

© 2022 E.S. Ratushnyak*

Candidate of Sciences (Economics) MGIMO University, Prospect Vernadskogo, 76, Moscow, Russia, 119454. ORCID 0000-0002-6121-4040 * E-mail: helenarat88@gmail.com

Abstract. An active standardization is one of the key effective single market development features. One of the problems of the single market development process is to ensure barrier-free internal market. Standardization efficiency depends on the degree of business involvement in the development process. The author analyses the national standards body model of EU and EAEU to identify current opportunities offered to business, as well as to determine the role of business representatives in the standardization development at the present stage. A standardization systems comparative analysis is carried out on the basis of eight characteristics. An assessment of the degree of business participation in national standardization is

based on indicator of the level of financing by private entities. As the results, it was determined that in the framework of the national standardization systems of the EAEU countries, business is poorly represented, private investment in the development of standardization is minimal. In Russia, Kazakhstan and Belarus standardization mainly is focused on the domestic market with an emphasis on serving the state needs. The driving force or motivation of the business to participate in standardization is poorly visible. However, the results of the analysis are preliminary, since the standardization systems of Russia, Belarus and Kazakhstan are in the process of transformation, in search for a model that meets international requirements, market conditions and at the same time reflects its national aspects. In the EU contemporary German business models have paved the way for the development internal market. Key words: business development, EAEU, EU, market regulations, national standardization system, single market, standards, standards body, standardization in economic paradigm, integration.

DOI: 10.31857/S0201708322040064 EDN: gjlgcx

REFERENCES

Aronov I.Z., Rybakova A.M., Salamatov V.Yu. (2017) Tekhnicheskoe regulirovanie EAES. Dostup na rynok [EAEU Technical Regulation. Access to the market]. Izd-vo Issledovatel'skogo centra «Mezhdunarodnaya torgovlya i integraciya» (ITI), Moscow. 97 p.

Aronov I.Z., Rybakova A.M., Salamatov V.Yu., Maksimova O.V. (2019) Mify tekhnich-eskogo regulirovaniya v sfere mezhdunarodnoj torgovli. Standarty i kachestvo [Myths of Technical Regulation in International Trade. Standards and Quality]. No 1, pp. 12-18.

Belobragin V.Ya., Zazhigalkin A.V., Zvorykina T.I. (2019) Tekhnicheskoe regulirovanie na rubezhe industrii 4.0.: monografiya [Technical Regulation At the turn of Industry 4.0: monograph]. Izd-vo «Nauchnyj konsul'tant», Moscow. 100 p.

Gorevaya E.S. (2016) Upravlenie biznes-model'yu: stanovlenie koncepcii i sovremennye biznes-trendy. Rossijskoe predprinimatel'stvo /Business Model Management: Concept Generation and Current Business Trends. Russian Journal of Entrepreneurship]. T. 6. No 16, pp. 1925-1944. DOI: 10.18334/rp.17.16.36482

Zazhigalkin A.V. (2017) Standartizaciya: metodologiya i praktika: monografiya [Standardization: Methodology and Practice: a monograph]. RIA «Standarty i kachestvo», Moscow. 89 p.

Koreshkov V. (2016) Edinaya sistema tekhnicheskogo regulirovaniya v EAES - put' k integracii. «Standarty i kachestvo» [Unified System of Technical Regulation in the EAEU - the Path to Integration. "Standards and Quality"]. URL: https://ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=101979 (accessed: 14.09.2021)

Leonidov K., Aronov I., Rybakova A. (2022) Obzor patentnoj politiki nacional'nyh organov po standartizacii. Standarty i kachestvo [The Review of the National Standards Body Patent Policy. Standards and Quality]. URL: https://ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=209836 (accessed: 14.09.2021)

Petrovskij M.A. (2016) Tekhnicheskoe regulirovanie i regional'naya standartizaciya v gazovoj otrasli v Evrazijskom ekonomicheskom soyuze. Nauchno-tekhnicheskij vestnik OAO «NK «Ros-neft'» [Technical Regulation and Regional Standardization in the Gas Industry in the Eurasian Economic Union. Scientific and Technical Bulletin of Rosneft]. No 4, pp. 18-23.

Rumyancev V. (2021) Tekhnicheskoe regulirovanie v ramkah EAES kak instrument razvitiya vneshnej torgovli Belarusi. [Technical Regulation within the EAEU as a Tool for the Development of Foreign Trade of Belarus]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tehnicheskoe-regulirovanie-v-ramkah-eaes-kak-instrument-razvitiya-vneshney-torgovli-belarusi (accessed: 10.09.2021)

Shalaev A.P. (2021) O standartizacii kak instrumente protivostoyaniya vneshnim ugrozam. Rossijskij institut standartizacii [Standardization as a Tool of External Threats Overcoming. Rus-

sian Standards Institute]. URL:

https://www.gostinfo.ru/InformationOfStandardization/Details/2323 (accessed: 14.09.2021)

Shalaev A.P. (2022) Standarty dlya ustojchivogo razvitiya. Standarty i kachestvo [Sustainable Development Standards. Standards and Quality]. URL: https://ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=209823 (accessed: 14.09.2021)

Turovec YU.V., Vishnevskij K.O. (2019) Standartizaciya cifrovogo proizvodstva: vozmozhnosti dlya Rossii i EAES. Biznes-informatika. Informacionnye sistemy i tekhnologii v biznese [Standardization in Digital Manufacturing: Implications for Russia and the EAEU. Business Informatics]. T. 13. No 3. pp. 78-96. DOI: 10.17323/1998-0663.2019.3.78.96

Blind K. (2013) The Impact of Standardization and Standards on Innovation. Nesta Working Paper. No. 13/15. P. 33.

Daniel F. (2019) Normative market regulation by means of early standardization: A descriptive policy analysis for the biobased industry. Journal of Cleaner Production. V. 232. pp. 1282-1296. https://doi.org/10.1016/jjclepro.2019.05.362

Freimuth C., Oelmann M., Amann E. (2018) Development and prospects of standardization in the German municipal wastewater sector. Science of The Total Environment. V. 635, pp. 375-389. https://doi.org/10.1016Zj.scitotenv.2018.03.347

Geerten van de Kaaa, Greeven M. (2017) LED standardization in China and South East Asia: Stakeholders, infrastructure and institutional regimes. Renewable and Sustainable Energy Reviews. Vol. 72, pp. 863-870. https://doi.org/10.1016/j.rser.2017.01.101

Gould S., O'Sullivan M., Tilley C., Topazio N. (2013) Business Model Background Paper for <IR>. URL: https://www.ifac.org/system/files/publications/files/Business-Model-nRC.pdf (accessed: 14.09.2021)

Matricano D. (2020) The business model. Entrepreneurship Trajectories. pp. 61-82. D0I:10.1016/b978-0-12-818650-3.00003-9

Osterwalder A., Pigneur Y., Tucci Christopher L. (2005) Clarifying Business Models: Origins, Present, and Future of the Concept. Commun. Assoc. Inf. Syst. V. 16. p. 1. DOI:10.17705/1CAIS.01601

Parsons N. (2022) What Is a Business Model? URL: https://articles.bplans.com/what-is-a-business-model-business-models-explained/ (accessed: 14.09.2021)

Roy M. (2021) Sustainable Development Strategies, Butterworth-Heinemann, Page iv, ISBN 9780128189207, https://doi.org/10.1016/B978-0-12-818920-7.00010-4

Jianga H., Zhaoa S., Zhangb S., Xu X. (2018) The adaptive mechanism between technology standardization and technology development: An empirical study. Technological Forecasting & Social Change. V. 135. pp. 241-248. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2017.11.015

Wakke P., Blind K., Ramel F. (2016) The Impact of Participation within Formal Standardization On Firm Performance. DOI 10.1007/s11123-016-0465-3. URL: https://www.dke.de/resource/blob/2005642/4f6062705fba4fba471afa9a6dc55a3f/the-impact-of-participation-within-formal-standardization-on-firm-data.pdf (accessed: 14.09.2021)

IETM to Sell or Not to Sell? An Introduction to Business Models (Innovation) for Arts and Cultural organisations. (2016) URL: https://www.ietm.org/system/files/publications/ietm_business-models_2016.pdf (accessed: 14.09.2021)

Shape the Future with Standardization. German Standardization Strategy. DIN. (2017) URL: https://www.din.de/resource/blob/333260/ac5667b8524c331684222d7a2ac47ab4/german-standardization-strategy-data.pdf (accessed: 14.09.2021)

The Economic Benefits of Standardization. DIN German Institute for Standardization. (2011) P. 24. URL: https://www.din.de/resource/blob/89552/68849fab0eeeaafb56c5a3ffee9959c5/economic-benefits-of-standardization-en-data.pdf (accessed: 14.09.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.