Научная статья на тему 'Роль библиотеки в повышении качества обучения на примере анализа эффективности использования доступных методов для популяризации удаленных ресурсов в научной библиотеке СибГАУ'

Роль библиотеки в повышении качества обучения на примере анализа эффективности использования доступных методов для популяризации удаленных ресурсов в научной библиотеке СибГАУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC RESOURCES / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / PROMOTING QUALITY EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФФИКАЦИЯ БИБЛИОТЕКАРЯ / PROFESSIONAL QUALIFICATION LIBRARIAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуенок В.В.

Выявлены проблемы продвижения электронных ресурсов. Представлены результаты анализа их использования. Намечены дальнейшие пути развития деятельности научной библиотеки СибГАУ в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LIBRARIES IN PROMOTING THE QUALITY OF EDUCATION ON THE EXAMPLE OF EFFICIENCY ANALYSIS OF USE OF AVAILABLE METHODS FOR THE PROMOTION OF REMOTE RESOURCES IN SIBSAU SCIENTIFIC LIBRARY

Promotion problems of electronic resources are identified. The results of the analysis of their use are obtained. The ways of further development of SibSAU Scientific library activity of in this direction are outlined.

Текст научной работы на тему «Роль библиотеки в повышении качества обучения на примере анализа эффективности использования доступных методов для популяризации удаленных ресурсов в научной библиотеке СибГАУ»

Третье заблуждение предполагает наличие сформированной потребности в дистанционных технологиях у преобладающей части обучаемых. Однако различные опросы показывают желание обучаемых при переходе на дистанционную технологию обучения снизить свои усилия и временные затраты на изучение теоретического материала и увеличить аудиторное очное обучение для получения практических навыков.

Только реальная оценка сложившейся ситуации позволит эффективно использовать возможности дистанционных образовательных технологий.

Библиографические ссылки

1. Вильям А. Дрейвс. Преподавание онлайн / РУДН. М., 2013. 282 с.

2. Паллоф Р., Прэтт К. Занятия в киберклассе. Сан-Франциско : Джосси-Басс Паблишер, 2001.

3. Полат Е. С. Дистанционное обучение [Электронный ресурс]. URL: http://scholar.urc.ac.ru/ped_ journal/numero4/pedag/polat.html/ (дата обращения: 10.09.2013).

References

1. Vil'jam A. Drejvs. Prepodavanie onlajn / RUDN. M., 2013. 282 s.

2. Pallof R., i Prjett K. Zanjatija v kiberklasse. Dzhossi-Bass Pablisher, San-Francisko, 2001.

3. Polat E. S. Distancionnoe obuchenie. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://scholar.urc.ac.ru/ped_journal/ numero4/pedag/polat.html/ (data obrashhenija: 10.09.2013).

© Журавлев В. Ю., 2013

УДК 021 : 378.4

РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОСТУПНЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ УДАЛЕННЫХ РЕСУРСОВ В НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ СИБГАУ

В. В. Зуенок

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: zuenok@sibsau.ru

Выявлены проблемы продвижения электронных ресурсов. Представлены результаты анализа их использования. Намечены дальнейшие пути развития деятельности научной библиотеки СибГАУ в данном направлении.

Ключевые слова: электронные ресурсы, популяризация, качество образования, профессиональная квалиф-фикация библиотекаря.

THE ROLE OF LIBRARIES IN PROMOTING THE QUALITY OF EDUCATION ON THE EXAMPLE OF EFFICIENCY ANALYSIS OF USE OF AVAILABLE METHODS FOR THE PROMOTION OF REMOTE RESOURCES IN SIBSAU SCIENTIFIC LIBRARY

V. V. Zuenok

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: zuenok@sibsau.ru

Promotion problems of electronic resources are identified. The results of the analysis of their use are obtained. The ways offurther development of SibSAU Scientific library activity of in this direction are outlined.

Keywords: electronic resources, promoting quality education, professional qualification librarian.

Многие годы конечной целью образования являлся выпуск специалиста, обладающего определенными знаниями в какой-либо отрасли. Сегодня огромную значимость при устройстве на работу имеет качество полученных знаний, а профессиональный и личностный успех человека непосредственно зависит от его информационной культуры: знания о существующих

информационных ресурсах, умения применять их в своей деятельности и способности совершенствовать накопленные знания. Следовательно, эта тенденция накладывает определенные обязательства на качество и уровень преподавания.

Для обеспечения качественного учебного процесса, развития личности и приобретения навыков само-

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

обучаемости будущих специалистов помимо печатных изданий научная библиотека СибГАУ предоставляет доступы к электронным полнотекстовым ресурсам различных издательств - русских и зарубежных, путем сотрудничества с различными коммерческими и некоммерческими консорциумами. С момента начала деятельности по организации подписной кампании на удаленные доступы прошло 10 лет. Практика показала закономерный стремительный рост количества подписываемых ресурсов. Например, в 2003 г. подписка ограничивалась сотрудничеством только с Научной электронной библиотекой РФФИ и Национальным электронно-информационным консорциумом» (НЭИКОН). Сегодня же, в течение года количество партнеров в лице издательств и консорциумов достигает в среднем 36 наименований, предлагающих не единичные издания, а электронные коллекции с мировой известностью, объединяющие сотни, тысячи изданий по различным областям знаний. Надо отметить, что в начале этапа появления в мировой Сети полнотекстовых коллекций спрос находился на низком уровне из-за непопулярности таких ресурсов. Объясняется это тем, что первично информация о новом ресурсе из библиотечных консорциумов попадала в библиотеки, где еще не сформировалась система обучения пользователей, основанная на принципах дифференцированности в зависимости от направления и профиля подготовки, специализации подразделения, возрастного критерия [1].

В результате мониторинга и оценки эффективности проводимых мероприятий для популяризации электронных полнотекстовых ресурсов выявлено несколько объективных и субъективных причин, препятствующих актуализации информационного потока на тот или иной момент времени: языковый и психологический барьеры; недостаточный уровень технической оснащенности библиотеки и университета; неэффективное использование средств рекламы библиотекарями.

Одну из причин непопулярности ресурсов - языковый барьер библиотекари не в силах были решить самостоятельно. Только благодаря программе, принятой руководством вуза, об обязательном повышении квалификации преподавателей и сотрудников, такая проблема перестала быть актуальной.

Вторая причина - психологический барьер. Эта причина складывалась из нескольких факторов, таких как компьютерная неграмотность, дезориентация в поисковых системах ресурсов, отсутствие навыков перевода текста. Именно в эти годы библиотекарям ничего не оставалось делать, как переквалифицироваться в библиотекаря-тьютора. Обязательными аспектами этой работы стали индивидуальные рекомендации и дифференцированный подход к различным группам пользователей, что явилось результатом маркетинговой методики сегментирования клиентов с целью выявления различных целевых групп.

Еще одним немаловажным фактором в устранении данной причины непопулярности таких ресурсов стало стремительное развитие интернет-технологий и современной техники, повлекшие за собой доступ-

ность информации и её повсеместность, что изменило информационные потребности общества и кардинально изменило их требования к ресурсам.

В связи с тем, что многие преподаватели нашего вуза сегодня публикуются не только в российских, но и зарубежных журналах, и отслеживают свой индекс цитирования, возрос интерес к удаленным ресурсам у всех групп пользователей. По данным сервиса индекса цитирования Web of Knowledge, предоставляемого компанией Thomson Reuters, прослеживается динамика роста как количества публикаций ученых СибГАУ, так и индекса цитирования их статей.

Согласно аналитической системе Essential Science Indicators (ESI), позволяющей выявить потенциальных лидеров по тематическим направлениям, наш университет вошёл в число организаций с высоким уровнем цитируемости, а среди технических вузов России СибГАУ попал в девятку лидеров [2].

Если рассмотреть статистические показатели библиографической базы данных научных публикаций российских ученых «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ) СибГАУ среди вузов нашего города на момент исследования занимает по количеству опубликованных статей третье место, а по цити-руемости - четвертое.

Таким образом, объективные причины низкого спроса на подобные ресурсы в нашем университете в начале и середине двухтысячных годов были устранены, а вот субъективные напрямую зависели от внедрения новых методов в работу сотрудников библиотеки, ответственных за рекламу. Для привлечения внимания пользователей пришлось поменять приоритеты и сделать акцент именно на ресурсы удаленного доступа, а для этого пересмотреть свою деятельность, направленную на рекламу, и внести корректировки с использованием современных средств и инструментов, а также переломить стереотип библиотекаря, ожидающего своего посетителя.

В результате мы добились того, что:

- нас услышало большинство профессорско-преподавательского состава;

- преподаватели сами выбирают из предложенного библиотекой перечня необходимые ресурсы и предлагают их своим студентам. Получается, что преподаватель в данной ситуации явился посредником между библиотекарем и студентом, а мы (библиотекари) использовали в продвижении ресурсов дифференцированный подход для конкретных групп пользователей.

Особое место в PR-деятельности по продвижению информационных ресурсов занимает массовое оповещение. Одним из главных инструментов этого способа являются сайты библиотеки - внешний и корпоративный. Учитывая потребности своих пользователей, как прямых, так и потенциальных, проведены модернизация и оптимизация этих современных средств для презентаций, способствующих формированию имиджа библиотеки, и для распространения информации в электронной среде. Стараясь расширить сегмент пользователей, научная библиотека налаживает связи с такими структурными подразделениями вуза, у которых есть выход на более массовую аудиторию.

Проанализировав свои действия за много лет в попытке популяризовать удаленные ресурсы в СибГАУ, мы пришли к выводу, что эффективность использования доступных методов возрастает в зависимости от ряда сложившихся факторов: напрямую зависит от духовной зрелости и потребностей общества, материально-технической базы и высокой квалификации библиотекарей-тьюторов. Другими словами: эффективность прямо пропорциональна ряду факторов -социальному, финансовому и профессионализму.

Учитывая сложившиеся обстоятельства, сегодня между библиотекарем и читателем установились партнерские взаимоотношения, что и привело к повышенному интересу пользователей к удаленным ресурсам, который можно проследить по статистике их использования. По данным, предоставленным НЭИ-КОН, наша библиотека сегодня входит в первую десятку российских вузов по использованию ресурсов и просмотру полнотекстовых статей. Среди красноярских библиотек, подписанных на те же доступы, мы занимаем лидирующие места.

Результат проведения анализа эффективности использования доступных методов для популяризации удаленных ресурсов показал:

1) необходимость соответствия профессиональных качеств преподавателя, библиотекаря и всех сотрудников, участвующих в образовательном процессе, стремительному и неизбежному развитию интернет-технологий и ресурсов;

2) только библиотеки гарантируют информацию качественную, так как метаданные, т. е. информация об информации, составляется профессиональными библиографами, каталогизаторами, которые руководствуются библиотечными стандартами. И только совокупность определенных ГОСТов, стандартов,

закона об авторском праве и других регламентирующих документов обеспечивает качественное и правовое использование интернет-ресурсов.

Подытожив наблюдения за десятилетие, можно сказать, что в современном информационном обществе на библиотеки возложена роль информационных центров, уровень развития которых определяет и развитие общества в целом.

Библиографические ссылки

1. Слукина Е. В., Комаровская Т. В. Формирование информационной компетентности пользователей вузовской библиотеки в условиях многоуровневой системы обучения // Электронная библиотека и современное образование. Ресурсы, технологии, управление : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (24-28 сент. 2012, г. Красноярск). Красноярск : СФУ, 2013. С. 140-147.

2. Арефьев П. Г. Российская университетская наука : проблемы международного признания // Унив. кн. 2012. № 4. С. 20-27.

References

1. Slukina E. V., Komarovskaja T. V. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti pol'zovatelej vuzovskoj biblioteki v uslovijah mnogourovnevoj sistemy obuchenija / Sib. feder. un-t // Jelektronnaja biblioteka i sovremennoe obrazovanie. Resursy, tehnologii, upravlenie : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., 24-28 sent. 2012 goda, g. Krasnojarsk. Krasnojarsk : SFU, 2013. S. 140-147.

2. Arefev, P. G. Rossijskaja universitetskaja nauka : problemy mezhdunarodnogo priznanija [Tekst] / P. G. Arefev // Univ. kn. 2012. № 4. S. 20-27.

© Зуенок В. В., 2013

УДК 331.1(571.13)

НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ (НА ПРИМЕРЕ ПО «ПОЛЕТ» -ФИЛИАЛ ФГУП «ГКНПЦ ИМ. М. В. ХРУНИЧЕВА»)

К. В. Катык, Г. Г. Крушенко, С. Н. Решетникова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: rsn@sibsau.ru

Приводится практический пример объединения науки и производства, направленный на отбор и подготовку перспективных молодых кадров посредством научных конференций.

Ключевые слова: наука, производство, конференция, кадры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.