Научная статья на тему 'Роль белорусского государственного университета в развитии отечественной науки'

Роль белорусского государственного университета в развитии отечественной науки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ивашкевич Олег, Дик Татьяна

Как известно, во второй половине XIX начале XX в. на территории Беларуси не существовало ни высшей школы, ни науки как таковой. Их становление было обусловлено политикой молодого Советского государства, которая привела к созданию Белорусского государственного университета. 30 октября 1921 г. состоялось торжественное собрание и открытие учреждения, в составе которого на тот момент было три факультета (рабочий, медицинский и общественных наук), где обучалось 1124 студента и работало 49 преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the Belarusian state University in the development of science

In the second half of XIX beginning of XX century in Belarus there were no high schools, no science as such. Their formation was due to the policy of the young Soviet state, which led to the creation of the Belarusian state University. October 30, 1921 held a solemn meeting and the opening of the institution, which at that time had three faculties (business, medical, and social Sciences), where he studied 1124 student and worked 49 teachers.

Текст научной работы на тему «Роль белорусского государственного университета в развитии отечественной науки»

Роль Белорусского государственного университета в развитии отечественной науки

Как известно, во второй половине XIX - начале XX в. на территории нашей республики не существовало ни высшей школы, ни науки как таковой. Их становление было обусловлено политикой молодого Советского государства, которая привела к созданию Белорусского государственного университета. 30 октября 1921 г. состоялось торжественное собрание и открытие учреждения, в составе которого на тот момент было три факультета (рабочий, медицинский и общественных наук), где обучалось 1124 студента и работало 49 преподавателей.

Олег Ивашкевич,

проректор БГУ, академик НАН Беларуси

татьяна Дик,

заместитель проректора по научной работе, начальник Научно-исследовательской части - Главного управления науки БГУ, доктор физико-математических наук

Уже в первые годы существования учебного заведения из России, Украины, Польши приехало более 50 профессоров разных научных направлений с мировыми именами - физиков, историков, химиков, экономистов, биологов, правоведов, географов, филологов. Именно они заложили основы будущих научных школ и привлек-

ли к сотрудничеству талантливую студенческую молодежь.

Развитие науки на этом историческом этапе характеризовалось переходом от индивидуальных форм научного труда к коллективным. Это требовало кооперации научной деятельности, которой соответствовал классический тип научной школы. Именно в высших учебных заведениях, где молодые исследователи имели возможность группироваться вокруг работавших там крупных ученых, создавались условия для такого объединения. Характерная особенность научных школ начала XX в. - достаточно жесткая связь со своими лидерами, которые формировали коллектив и определяли тематику и рабочую концепцию деятельности исходя из своих научных интересов.

Первую классическую школу в БГУ основал блестящий историк-славист, академик, первый ректор университета Владимир Иванович Пичета. Научное направление его деятельности связано с социально-экономической историей Беларуси. В.И. Пичета с единомышленниками и учениками руководствовались целостным

восприятием истории Беларуси, главное в котором - ее неразрывность с общеевропейской историей и, в первую очередь, с историей всего славянского мира. Поэтому на протяжении всех 90 лет велись и продолжают вестись исследования отечественной истории в направлении выявления ее особенностей и общеевропейских характеристик. Начиная с 1993 г. премия имени В.И. Пичеты в области общественных наук регулярно присуждается лучшим ученым БГУ.

Научные школы появлялись и на других факультетах. Так, в начале 30-х гг. на географическом факультете под руководством академика АН БССР Я.Н. Афанасьева была создана школа по проблемам почвоведения и географии почв. Сильный толчок в развитии науки в Белоруссии был дан в послевоенные годы. Именно тогда начала практически заново формироваться материально-техническая база, интенсивно готовились научные кадры, определялись новые перспективные научные направления. Авторитет науки в те годы был очень высок, а сама научная деятельность характеризовалась свободой творческого поиска, желанием ученых получить признание коллег как на всесоюзном, так и на международном уровнях.

В этот период на биологическом факультете БГУ начали интенсивно развиваться научные исследования в области продукционной гидробиологии. В 1947 г. под руководством члена-корреспондента АН СССР Г.Г. Винберга была основана научная школа, фактом международного

признания которой стало награждение ее создателя медалью Тинемана - Наума-на - высшей наградой Международного Лимнологического общества.

В области вычислительной математики начало систематических научных исследований (не только в БГУ, но и в республике в целом) связано с открытием в университете в 1957 г. кафедры вычислительной математики. Ее основателем и руководителем всех научных работ того времени являлся академик АН БССР В.И. Крылов.

На физическом факультете в это же время закладываются основы научной школы по теоретической физике под руководством доктора физико-математических наук, профессора, академика АН БССР Ф.И. Федорова, исследования которого заложили фундамент для последующих широких изысканий по теории элементарных частиц, теории оптических и акустических свойств кристаллов.

На юридическом факультете в 1959 г. под руководством доктора юридических наук, заслуженного юриста Республики Беларусь, профессора А.А. Головко была создана научная школа по теоретическим основам демократии. Ученый пользовался огромным авторитетом среди преподавателей и студентов. Им опубликованы сотни научных работ на многих языках мира

по проблемам конституционного права, государственного строительства, суверенитета, демократии. Он участвовал в рабочих группах по подготовке проектов трех конституций, занимался дипломатической работой, был членом Постоянной палаты Международного третейского суда в Гааге от Белорусской ССР, читал лекции в Болгарии, Югославии, ГДР, ФРГ, Польше, США, Дании и других странах.

В послевоенный период коллективные формы организации труда, связанные с появлением академических и прикладных научно-исследовательских институтов и лабораторий, продолжали развиваться. Возникали так называемые дисциплинарные научные школы -коллективы, занимающиеся разработкой новых научных направлений. Таковой стала школа, ориентированная на исследования в области спектроскопии, люминесценции и лазерной физики под руководством академика А.Н. Севченко (ректор университета с 1957 по 1972 г.). Впоследствии, в 1972 г., он стал директором Научно-исследовательского института прикладных физических проблем (НИИ ПФП), созданного при университете. В настоящее время институт носит имя своего основоположника, а премия имени А.Н. Севченко в области естественных наук регулярно присуждается лучшим ученым БГУ.

Наиболее бурный этап с точки зрения создания новых научных школ дисциплинарного типа БГУ пережил в 60-90-е гг. прошлого века. Именно тогда появился целый ряд научных школ, многие из которых до настоящего времени возглавляют их основоположники. Среди них: научная школа по ядерной оптике под руководством доктора физико-математических наук, профессора, лауреата Государственной премии Республики Беларуси, автора двух научных открытий В.Г. Барышевского; научная школа в области физической электроники и радиационной физики твердого тела, основанная в 1982 г. членом-корреспондентом НАН Беларуси Ф.Ф. Комаровым; научная школа по математическому моделированию сложных систем, защите информации и компьютерному анализу данных под руководством члена-корреспондента НАН Беларуси, лауреата Госпремии Республики Беларусь Ю.С. Харина; научная школа по биофизике, возглавляет которую академик НАН Беларуси С.Н. Черенкевич; научная школа по радиофизике и информатике под началом академика НАН Беларуси А.Ф. Чернявского и члена-корреспондента НАН Беларуси П.Д. Кухарчика; школа по функциональному анализу и его приложениям во главе с членом-корреспондентом НАН Беларуси Я.В. Радыно; научная школа по лимнологии под руководством профессора О.Ф. Якушко и др.

Классическая школа академика В.И. Пичеты, первого ректора БГУ

ПВД1ВД Ч шслвдрикияи. "OHjptJM руч»ькт»нлси влмимкр ,цв-.;шч Пцч»ч: иНапьлп поанать вехи Оелоруеской истории в«] чх лнвпк]а а контексте í нропчискои истории, И1Т0рИН Руси к России.

истории LriJIIUIICILIJ Н

■ Научное напраалат»дейталамжтч шли« j-is с социалано-экокомичяской историей Беларуси,, нвчиивяс 1! вд«я

■ Паране исследов атепч

ЯД Дрр-ужтад. К Я Щ*ЯМ»-ДИ ДЩ(ОР, Ппчмлп к

■ 3 HtCTOUlt* »pí'.m пуч-аили WWIMHTtmiMM ЭТОЧ HÍY4HÍ4

Ч>1Д. "СТ. «Ají К^аийКвий А.Г и >анд ист ..ijn Ьичоа JO П

■ За последние пять пат научный «иллвктивам

ТО ннушш tfíian 3 монография. 9 ]и*6ч»я ясклвий. пвдттпалано 7 [ЛнД^йФТО* Hfyt.

_)

В 60-80-е гг. прошлого столетия на химическом факультете сформировались, а затем получили дальнейшее развитие научные школы академиков В.В. Свиридова - по фотохимии, химии твердого тела и синтетической нанохимии, Ф.Н. Капуцкого - по физико-химии полисахаридов, членов-корреспондентов И.Г. Ти-щенко - по органическому синтезу и Г.Л. Старобинца - по физико-химии экстракционных и сорбционных процессов. Признанием успешности исследований, проводившихся на химическом факультете, явилось создание в 1978 г. НИИ физико-химических проблем БГУ. В настоящее время на химическом факультете и в НИИ ФХП БГУ плодотворно работают и развивают свои научные направления академики А.И. Лесникович и О.А Ивашкевич, профессора Г.Я. Кабо, О.И. Шадыро, Е.М. Рахманько.

В начале 90-х гг. и в период последующего становления независимой Беларуси наука в нашей республике переживала сложное время - интерес к ней падал, наблюдался сильный отток кадров. Конечно, эти процессы коснулись и БГУ. Тем не менее и в это непростое время научная деятельность в университете продолжала развиваться. Характерная черта этого периода - создание научных школ в области гуманитарных наук. На юридическом факультете плодотворно работают по своим научным направлениям лауреат премии

им. В.И. Пичеты профессор Т.И. Довнар (по истории государства и права Беларуси), профессора В.М. Хомич и А.В. Барков (в рамках направления «Уголовный закон и альтернативные формы реализации уголовной ответственности»), профессор В.Ф. Чигир (по проблемам теории и практики юридических лиц и граждан как субъектов гражданско-правовых отношений) и др. Развиваются научные школы по проблемам русского и белорусского языков в Беларуси (профессор И.С. Ров-до), политической истории Беларуси XX в. и становлению государственности Республики Беларусь (профессора В.К. Коршук и В.Ф. Ладысев), истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в контексте глобализации мировых процессов (профессор В.С. Кошелев) и др.

В последние годы взгляды на роль науки меняются. Сейчас от нее ожидают не только результатов, способствующих расширению знаний, но, в первую очередь, усиления ее влияния на научно-технический прогресс страны. На этом этапе появляется новая форма организации науки, которая строится по проблемному принципу. Начинают создаваться большие и малые творческие коллективы для решения тех или иных научных проблем на междисциплинарной, а зачастую и на межотраслевой основе. По характеру своих функций и возможностям такие коллективы представляют собой новый

зарождающийся тип научных школ. Среди них - научный коллектив лаборатории радиофизических исследований НИИ ядерных проблем, где ведутся исследования по резонансному воздействию микроволновой энергии на биологические объекты. Республиканский центр проблем человека - междисциплинарное, научно-методическое учреждение, в котором работают психологи, врачи, программисты, электроники, конструкторы, химики и технологи. Их знания и умения направлены на создание комплекса средств, повышающих результативность физического и умственного труда. Совместная работа специалистов столь разносторонней направленности привела к созданию уникальной системы психофизиологической диагностики профессиональной перспективности работника. Сотрудниками НИИ ПФП и Витебской государственной академии ветеринарной медицины разработан ряд уникальных препаратов для лечения микроэлементозов животных. В НИИ ФХП в 1998 г. открыта лаборатория лекарственных средств на основе модифицированных полисахаридов и создано новое научное направление по разработке лекарственных препаратов. Получены эффективные лекарственные препараты, отмеченные медалями и дипломами международных выставок, для хирургии, кардиологии, онкологии, стоматологии, офтальмологии и других областей медицины. Их апробация проводится сотруд-

г

Школа почвоведении и географии почв

мри« «чем шчаг» ji.it-1-й пшщеиплии

У I- Айн-»;,»!! ;н( фцгт). А г мишш. НО Оужетм ■ килгады XXг

в ■п1тгпх,®п «рш> щклгу цнпиплякт лектпрл

гкзгрлфшк ич| ту* В С Лиии.-:;]■ н Н 1С

* Клртигрлфирсввннр ИГ.-и шдвяьнш ринин« Ввллруси к луич ПШЬЛНКИЯ

щ пгчизрадн»

■ д$ЭСн31»нЩ н»№Дйии&Ги К щпкоосрич«™ иали;р11^|'

кФопфцмкус ИЧИЬ И&ГЧТ

к ■фйхиищвсщл енкп поч»

■ Мпп;'аслгкп1.аглсгртЬ,11псч;|в

чвч^ии»! «слфдоынщ НН*ИлЦйШ*фТ4*

■ №П»№И№|« ГИС-ТЧилЫЮТ НЙ ДГ« ГЧЧЦНШ-

мм*пь№1 с*: I

Г

Научная школа по теоретической физика

Анадеинк АН БССР

■■ЛСцерн

Эй ПКЛМ-и» 141* гит падгютвшч чв

1 Дмпирсрин ¿иЕСарТПЦП

- б М14ТЩДЩ» ар*мн научна« направленна лопу^нлв раавнткаа работай "кфасгг?! пфалр* »аор*тцч»ско ^ физ.*, к ИТ Бя РНФЯСКО« Л.М..

Фервнчум пл., ГорСвимича А-Ц. Мннкевша А.В., * ЧО*

•ыпуспхнаык кафедры • иаучщч« циир»" «■■ ■ Баларци тпг и ал рубишпм

■ йснппныо нн^чнъш дпстттчия птрджлны л в монографии I

''а тоичшл» 3 и^ан! ы ррбжком}. 3 патента« и 1И публикация* а фн^лчКшх луркалаи

_)

никами лаборатории совместно со специалистами минских клинических больниц. Широкий ряд лекарственных средств уже производится на Борисовском заводе медпрепаратов, их можно приобрести в аптеках.

Примером научной школы нового типа может служить сформировавшийся за последнее десятилетие коллектив, объединяющий специалистов в области синтетической органической химии и химической технологии (химический факультет и НИИ ФХП БГУ), практической медицины (РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Александрова) и фармакологии (РУП «Белмедпрепараты»). Этот коллектив создает высокоэффективные противоопухолевые лекарственные средства и выполняет весь комплекс работ по получению лекарственных препаратов - от разработки метода синтеза и технологии получения субстанции и готовой лекарственной формы, проведения доклинических и клинических испытаний и регистрации до промышленного производства. За последние годы созданы уникальные противоопухолевые препараты: «Циспла-цел» для локальной химиотерапии опухолей головы и шеи, «Темозоломид» для лечения злокачественной глиомы и мела-номы, «Проспидин хлорид» для лечения рака гортани, миндалин, легкого и других органов. В 2010 г. производство препарата «Цисплацел» освоено на предприятии

«Унитехпром БГУ», а препарата «Темозоломид» - на «Белмедпрепаратах».

На сегодняшний день в университете существуют научные школы всех типов - классические, дисциплинарные и созданные по проблемному принципу. Все они ведут эффективную научную деятельность. Конечно, развитие, да, собственно, и их существование, возможно только в случае притока молодых кадров высшей квалификации. Их подготовка, которая начинается со студенческой скамьи, - одна из важнейших задач школ. Учащиеся работают с научными руководителями как индивидуально, так и в рамках научных объединений: в кружках, научно-исследовательских лабораториях. Как правило, студенческая наука эффективно развивается в подразделениях, в которых сформированы научные школы. Приобщиться к их деятельности для того, чтобы стать не просто молодыми специалистами, но и творческими личностями, - уникальная возможность. И она у студентов есть. Именно наука учит творческому подходу к решению задач. Знания, приобретенные в университете, и богатый опыт научных школ позволяют студентам стать по-настоящему востребованными на мировом рынке труда.

Научная школа - это не просто мастерская по подготовке кадров высшей квалификации. Способных учеников, творчески мыслящих людей привлекает прежде всего личность учителя, его интеллект и

человеческие качества. Нельзя не согласиться с мыслью известного белорусского физика-теоретика В.И. Кувшинова, высказанной в воспоминаниях о своем учителе академике Ф.И. Федорове, о том, что в рамках крупных научных школ формируется специфическое генно-информационное поле, в котором от учителя к ученикам и их последователям на протяжении нескольких поколений передаются стереотипы поведения, порядочности, нравственности, уважительного отношения к личности. Именно эти качества становятся основой исключительно ответственного отношения к научно-исследовательской работе, высокой требовательности к результатам и качеству своего труда и создают особую творческую атмосферу, характерную только для коллективов, сотрудники которых объединены осознанием важности и необходимости выполняемых изысканий. Существование таких виртуальных генно-информационных цепочек обеспечивает высокий уровень научных работ и преемственность в их развитии. Именно в научных школах распознается потенциал начинающих исследователей, ведется подготовка высококвалифицированных кадров для различных отраслей экономики и социальной сферы страны, способных творчески мыслить и принимать нестандартные решения при возникновении проблемных вопросов, формируется высокая гражданская ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.