Научная статья на тему 'Роль банковской системы России в укреплении экономических основ обороноспособности государства'

Роль банковской системы России в укреплении экономических основ обороноспособности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
651
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / ПОЛЕВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА РОССИИ / ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ / ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / BANKING SYSTEM / CENTRAL BANK / COMMERCIAL BANK / THE BANK OF RUSSIA FIELD INSTITUTIONS / MILITARY AND ECONOMIC SECURITY / DEFENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонюк О.А., Лаптиев А.И.

В данной статье анализируется современная банковская система Российской Федерации, определяется её роль в укреплении экономических основ обороноспособности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Антонюк О.А., Лаптиев А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE BANKING SYSTEM OF RUSSIA STRENGTHEN THE ECONOMIC BASIS DEFENSIBILITY OF THE STATE

This paper analyzes the modern banking system of the Russian Federation, is determined by its role in strengthening the economic foundations of Russia ’s defense.

Текст научной работы на тему «Роль банковской системы России в укреплении экономических основ обороноспособности государства»

УДК 336.71

РОЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В УКРЕПЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Антонюк О.А., заведующий кафедрой финансов и управления банковской деятельностью Военного университета, д.э.н., профессор,

Заслуженный экономист Российской Федерации Лаптиев А.И., соискатель кафедры экономических теорий и военной экономики Военного университета

В данной статье анализируется современная банковская система Российской Федерации, определяется её роль в укреплении экономических основ обороноспособности России.

Ключевые слова: банковская система, Центральный банк, коммерческий банк, Полевые учреждения Банка России, обороноспособность, военно-экономическая безопасность.

THE ROLE OF THE BANKING SYSTEM OF RUSSIA STRENGTHEN THE ECONOMIC BASIS DEFENSIBILITY OF THE STATE

Antoniuk O., Head of the Department of Finance and Administration banking Military University, Doctor of Economics, Professor, Honored

Economist of the Russian Federation Laptiev A., the applicant of the Department of Economic Theory and the war economy of the Military University

This paper analyzes the modern banking system of the Russian Federation, is determined by its role in strengthening the economic foundations of Russia's defense.

Keywords: the banking system, the central bank, commercial bank, the Bank of Russia field institutions, defenses, military and economic security.

Анализ банковской системы России показывает, что в Российской Федерации в соответствии с Конституцией России, Федеральными законами «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», как и в большинстве развитых государств, сложилась двухуровневая банковская система (рис. 1).

Первый уровень отечественной банковской системы представлен Центральным банком Российской Федерации (Банком России), защищающим интересы государства в банковском секторе и являющимся основным проводником государственной денежно-кредитной политики, а также координирующим центром национальной банковской системы («банком банков»).

Центральный банк это главное звено в денежно-кредитной системе и в экономике любой страны. Правовой статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются действующим законодательством^, 3].

Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти. Он является банком, уполномоченным государством на осуществление эмиссии наличных денег. Ему делегировано право издавать нормативные акты по вопросам, которые входят в его компетенцию, предусмотренную банковским законодательством. Хотя уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, ЦБ имеет финансовую независимость, которая выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Сущность любого центрального банка двойственна. С одной стороны, как структура, выросшая в среде банков, на почве денежного рынка, центральный банк является как бы представителем банковской системы, и, следовательно, должен выражать ее интересы, а с другой он помогает государству перераспределять финансовые накопления общества в интересах пополнения бюджета, т.е. центральный банк как бы сочетает рыночные и нерыночные моменты в осуществлении своих функций [4].

Если центральный банк станет полностью рыночной структурой, то не сможет выполнять функцию, в которой так нуждается государство, функцию перераспределения финансов. Если центральный банк будет государственным органом, то его рыночная деятельность окажется менее эффективной, а стало быть, уменьшатся финансовые возможности государства. В этом ключ к пониманию сущности центрального банка, а также метод познания его содержания во всех проявлениях.

Вся история банковской системы в России, начиная с ее возникновения в середине XVII века - это постоянные эмиссии наличных денег. Как правило, дополнительные деньги российскому государству необходимы были для обеспечения военных расходов, то есть на подготовку к войне или на ее ведение.

Наиболее существенные изменения роли центрального банка

в России и других странах Европы произошли после первой мировой войны. Огромные расходы на военные цели и, как следствие этого, - дефицит бюджета привели к активному вмешательству государства в экономику и соответственно повсеместному усилению роли центральных банков. Они стали заниматься эмиссией необеспеченных банкнот и использовать рынок ценных бумаг в целях управления государственным долгом. С этого момента центральные банки приобрели новую функцию - «управление стоимостью денег» - формирование и проведение денежно-кредитной политики государства. Впоследствии большинство из них получило и функцию регулирования банковской деятельности в своих странах.

Банк России не только является «банком банков», как и большинство Центральных банков других стран, но и «банком государственного бюджета». Даже не выполняя функцию кассового исполнения бюджета, Банк России, как и Государственный банк СССР, обслуживает счета бюджетов всех уровней.

В соответствии с законодательством, Банк России может «осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами» [1]. Это означает, что учреждения ЦБ РФ имеют право осуществлять и осуществляют расчетно-кассовое обслуживание не только счетов бюджета, но и счета различных государственных и муниципальных структур. Этим Банк России похож на своего предшественника -Государственный банк СССР. В этом же его существенное отличие от центральных банков большинства других государств. Эмиссионными центрами государства центральные банки являются почти во всех странах. Регуляторами банковской системы - довольно часто. А «банком бюджетов всех уровней», причем, не только казначейства, довольно редко, в силу того, что центральные банки зарубежных государств, как правило, сами не работают с корпоративными клиентами.

Однако для интересов банковского обеспечения обороноспособности государства наличие в руках Банка России такого количества различных функций - несомненное преимущество. Непосредственно расчетно-кассовое обслуживание клиентской базы Банка России, осуществляют расчетно-кассовые центры, которые входят в состав территориальных учреждений на правах структурных подразделений.

Помимо РКЦ, расчетно-кассовое обслуживание клиентов центрального банка страны, осуществляют полевые учреждения, основное предназначение которых состоит в банковском обслуживании воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных

Рис. 1. Институциональная структура банковской системы России.

органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, и физических лиц, проживающих на территории объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России нецелесообразно.

Полевые учреждения Банка России имеют особое положение. Они являются составной частью Банка России, а также являются воинскими учреждениями, комплектуются военнослужащими и руководствуются военным законодательством. Они не имеют статуса юридического лица и действуют от имени Банка России по доверенности. Кроме того, в отличие от территориальных учреждений Банка России полевые учреждения, как воинские формирования, могут быть дислоцированы на территории иностранных государств в целях обеспечения потребностей в банковских услугах воинских формирований Российской Федерации. И, конечно же, резко повысится роль полевых учреждений в обеспечении потребностей Вооруженных Сил в банковских услугах в военное время, так как именно на них будет возложено банковское обслуживание действующей армии.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что Банк России в интересах государства, в том числе и его обороноспособности, осуществляет три главные функции: денежно-кредитное регулирование, регулирование банковской деятельности и банковский надзор, банковское обслуживание бюджетов всех уровней.

Разработчики Федерального закона «О банках и банковской деятельности» предпочли использовать экономический подход в определении понятия «кредитная организация» и так называемый «юридический подход» в определении понятия «банк» [3,9]:

кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

банк - кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Банки имеют право оказывать весь спектр банковских услуг своим клиентам, при условии, что это предусмотрено лицензиями, выданными им Банком России. В современных условиях коммерческий банк самостоятельно осуществляет предпринимательскую деятельность, использует собственные и привлеченные средства, обладает особой системой ценностей (рис. 2). По своему правовому статусу кредитная организация не может быть некоммерческой. Она может быть образована на основе любой формы собственности только как хозяйственное общество. В качестве собственников рос-

сийских банков могут выступать как юридические, так и физические лица, в том числе и нерезиденты.

Выступая одними из ключевых агентов рыночной экономики, коммерческие банки постоянно взаимодействуют с государством, другими кредитными организациями, прочими хозяйствующими субъектами и гражданами.

Согласно теории финансового посредничества, активно разрабатываемой с 1970-х гг. западными экономистами, банки призваны осуществлять функцию эмиссии платежных средств, функцию качественной трансформации капитала, функцию посредника в платежах, брокерскую функцию, и, наконец, функцию по передаче импульсов денежно-кредитной политики центрального банка [7,9]. В отличие от западных, большинство российских экономистов в качестве базовых функций банка в рыночной экономике выделяют такие как [6]: мобилизация (аккумулирование) методом привлечения временно свободных денежных средств и превращение их в капитал; обеспечение субъектов экономики денежными средствами (кредитование предприятий, государства, населения); регулирование денежного оборота (выпуск и изъятие кредитных денег); осуществление расчетов и платежей в хозяйстве; консультирование, представление экономической информации и др.

Принцип универсальности российских банков, закрепленный законодательством, означает, что все действующие на территории Российской Федерации банки имеют право осуществлять все краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные операции, предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями. По данным Банка России в списке кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации по состоянию на ноябрь 2014 года состоит 845 организаций, у 205 организаций лицензии отозваны и у одной организации - аннулирована.

При этом универсальный статус банков позволяет им снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание клиентов, максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов.

Согласно действующему банковскому законодательству в состав банковской системы России также включаются филиалы и представительства иностранных банков. При этом иностранным банком считается банк, «признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован» [2].

В настоящее время в России не действует ни один филиал иностранного банка. И в ближайшее время действовать вряд ли будет, так как не существует даже механизма их открытия. По состоянию на 1 июля 2014 года в России лицензию на осуществление банковских операций имели 238 кредитных организаций с участием нерезидентов, при этом 100% уставного капитала нерезиденты контролируют в 75 организациях, от 50 до 100% в 42 кредитных организациях.

Рис. 2. Алгоритм функционир

Рост доли иностранного участия в банковском секторе России имеет положительное влияние на уровень его развития, но главное не упустить тот рубеж, за которым начинается необратимая зависимость экономики государства от вливаний иностранного капитала. Пока этот процесс контролируется.

В целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации предпочтительнее, чтобы все участники российского банковского рынка работали по российским законам, то есть все кредитные организации были резидентами, так как контролировать деятельность иностранных банков на своей территории весьма затруднительно. Поэтому их допуск в Россию не планируется, несмотря на вступление России в ВТО. Данная мера, безусловно, послужит защите российских государственных интересов в банковской сфере, в том числе и интересов национальной обороны и безопасности.

Частные банки, которые составляют большинство от общего количества кредитных организаций, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством и полученными лицензиями [14]. Они также могут быть привлечены к различным проектам, связанным с банковским обслуживанием государственных структур, в том числе имеющим отношение к военной организации государства. Однако для того чтобы это сотрудничество было плодотворным оно должно быть взаимовыгодным. Банки с преобладающим участием иностранного капитала, по мнению автора, привлекать к такому сотрудничеству целесообразно только для обеспечения совместных международных проектов.

Таким образом, банковская система России, будучи активным субъектом рыночной экономики, играет важную роль в процессе укрепления экономической мощи государства. Причем имеет место не только косвенное влияние банковской системы на процесс

иия коммерческого банка [8].

обеспечения военно-экономической безопасности государства (повышение эффективности производства путем денежно-кредитного регулирования, улучшение инвестиционного климата, организация эффективной системы безналичных расчетов и т.п.), но и прямое посредством активного участия в процессе финансового обеспечения деятельности основных субъектов военной организации государства Вооруженных Сил РФ и предприятий оборонно-промышленного комплекса России.

Литература:

1. Федеральный закон РФ от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (с изменениями и дополнениями).

2. Федеральный закон РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона РФ от 3 февраля 1996 г. №17-ФЗ, с изменениями и дополнениями).

3. Положение Банка России от 29.07.1998 г. № 46-П «О территориальных учреждениях Банка России».

4. Братко А.Г. Банк России - правовой статус и компетенция // Система ГАРАНТ, 2006.

5. Банковское обеспечение Вооруженных Сил // под ред. Кири-сюка Г.М. М.: ВФЭУ, 2004.

6. Тавасиев А.М. Банковское дело: Учебник. - М.: Юрайт, 2013.

7. Семибратова О.И. Банковское дело: Учебник. - М.: Academia, 2012.

8. Егорова Н.Е., Смулов А.М. Предприятия и банки: Взаимодействие, экономический анализ, моделирование. - М.: Дело, 2002.

9. Губин И.Н. Государственное регулирование деятельности кредитных институтов в интересах обеспечения военно-экономической

безопасности Российской Федерации: Автореф. диссер. кандид. экон. наук. - М.: ВУ, 2003.

10. Хачатурян А.А. Совершенствование системы коллективной безопасности государств-участников СНГ как фактор укрепления военно-экономической безопасности России // Вестник университета (Государственный университет управления), 2008, Т. 1, № 22.

11. Хачатурян А.А., Николаев А.Е. Структура организационно-экономического механизма управления научно-технологическим развитием оборонной промышленности России // Экономика и предпринимательство, 2013, № 12-3.

12. Хачатурян К.С., Рыжова Ю.И. Тенденции, функции, цели и задачи развития системы управления человеческими ресурсами высокотехнологичных корпораций России // Экономика и предпринимательство, 2013, № 11-2.

13. Хачатурян К.С., Николаев А.Е. Кластерный механизм государственно-частного партнерства в стратегии инновационного развития оборонной промышленности России // Транспортное дело России, 2013, № 6.

14. Лебедев Н.А. Драгоценные активы в деятельности российских банков // Вестник Академии. 2014. № 1. С. 64-68.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Липатова Н.Г.

Бормотова Е.Г., начальник отдела информационных таможенных технологий Главного управления информационных технологий Федеральной таможенной службы, полковник таможенной службы

В статье рассматриваются международные требования и рекомендации к информационному обеспечению таможенного контроля. Рассмотрены основные ориентиры в реализации задачи по совершенствованию таможенного администрирования.

Ключевые слова: таможенный контроль, «единое окно», Концепция ВТО.

INTERNATIONAL REQUIREMENTS AND RECOMMENDATIONS OF THE INFORMATION SUPPORT OF THE CUSTOMS CONTROL

Lipatova N.

Bormotova E., Chief of Information Technology of Customs General Administration of Information Technology of the Federal Customs

Service, Customs Colonel

The article deals with international requirements and recommendations for the information of customs control. The main guidelines in the implementation of tasks to improve customs administration.

Keyword: customs, «one-stop solution», WTO Concept.

В международной практике получило достаточно широкое распространение применение таможенными администрациями различных технологий, направленных на реализацию информационного взаимодействия, как непосредственно с участниками внешнеэкономической деятельности, так и с партнёрами по контролю внешнеторговой сферы - с другими министерствами и ведомствами.

Основные ориентиры в реализации задачи по совершенствованию таможенного администрирования посредством налаживания информационного взаимодействия содержаться в следующих международных актах:

• Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, совершена 26 июня 1999 года в Брюсселе)1;

Конвенция ООН «Об использовании электронных сообщений в международных договорах» 2007 г.2;

• Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации 2005 г.3;

• Рекомендация №18 ЕЭК ООН Меры по упрощению процедур международной торговле Европейской экономической комиссии ООН4;

• Рекомендация №33 ЕЭК ООН Рекомендации и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна»5;

• Рекомендация №34 ЕЭК ООН По стандартизации и упроще-

нию данных в международной торговле6;

• Рекомендация №35 ЕЭК ООН Выработка правовой основы системы «единого окна» в международной торговле7;

Мировой опыт (более 50 стран) построения таможенной администрации в концентрированном виде нашел отображение в Международной Конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур». Генеральное приложение к Киотской конвенции, содержащее основные ее положения, состоит из десяти самостоятельных глав, одна их которых — седьмая полностью посвящена вопросам применения информационных систем и технологий таможенной администрацией.

Всемирная таможенная организация (ВТамО) разработала Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации 2005 г. (рамочные стандарты SAFE) в качестве инструмента содействия международной торговле. Они были единогласно приняты странами-членами ВТамО в июне 2005 г. Рамочные стандарты SAFE являются основой для совершенствования информационно-технологических систем. С учетом реализации Рамочных стандартов в США структура системы таможенного оформления и таможенного контроля состоит из трех уровней:

1) предварительное информирование до ввоза - разрешение на ввоз;

1 Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, совершена 26 июня 1999 года в Брюсселе) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124.

2 Конвенция ООН «Об использовании электронных сообщений в международных договорах» 2007г. http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/elect_com.shtml.

3 Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации 2005 г. http://vch.ru/cgi-bin/ guide.cgi?table_code=9&action=show&id=323.

4 Рекомендация № 18 ЕЭК ООН Меры по упрощению процедур международной торговле Европейской экономической комиссии ООН http://russia.bestpravo.ru/fed1991/data03/tex14704.htm.

5 Рекомендация № 33 ЕЭК ООН Рекомендации и руководящие принципы по созданию механизма "единого окна" http://www.unece.org/ fileadmin/DAM/cefact/recommendations/rec33/rec33_trd352r.pdf.

6 Рекомендация №34 ЕЭК ООН По стандартизации и упрощению данных в международной торговле http://tfig.unece.org/RUS/contents/ recommendation-34.htm.

7 Рекомендация № 35 ЕЭК ООН Выработка правовой основы системы "единого окна" в международной торговле http://expert.gost.ru/ TS/DOC/Rec35_october2010_REV2_Final_Russian.pdf;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.