Научная статья на тему 'Роль автобиографического элемента в произведениях Дженет Уинтерсон'

Роль автобиографического элемента в произведениях Дженет Уинтерсон Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
221
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Ключевые слова
АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИСТОРИЯ / ИСКУССТВО / ВЫМЫСЕЛ / ОБРАЗ РЕАЛЬНОСТИ / ДЖЕНЕТ УИНТЕРСОН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хацкевич Татьяна Маратовна

Статья посвящена анализу произведений современного английского автора Дженет Уинтерсон с точки зрения синтеза вымысла и элементов автобиографии. В статье рассматривается проблема субъективного характера истории, поднимаемая в работах Дженет Уинтерсон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль автобиографического элемента в произведениях Дженет Уинтерсон»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

10. Караченцева Т.С. Бахтин, хронотоп и две эстетики Канта (комментарий к одному примечанию) [Текст] /Т.С. Караченцова// Вестник Тюменского университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2015. Т. 1. - № 2 (2). - С. 100-107.

© Дырдин А.А., 2015

Хацкевич Татьяна Маратовна

соискатель КФУ, г.Казань, РФ E-mail: ta-ta89@mail.ru

РОЛЬ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖЕНЕТ УИНТЕРСОН

Аннотация

Статья посвящена анализу произведений современного английского автора Дженет Уинтерсон с точки зрения синтеза вымысла и элементов автобиографии. В статье рассматривается проблема субъективного характера истории, поднимаемая в работах Дженет Уинтерсон.

Ключевые слова

английская литература, история, искусство, вымысел, образ реальности, Дженет Уинтерсон.

Исходными предпосылками для экспликации фикционального дискурса являются утверждения «в вымысле нет ничего такого, чего не было бы ранее в действительном мире» и «нет ничего в действительности того, чего ранее не было бы вымышлено» [2]. Восприятие фикций является индивидуальной вариацией. Отношение фикционального дискурса к реальному миру не сводится только к ограничениям типов правдоподобия. Разница между реальными и фикциональными событиями не должна состоять в том, что одни из них можно было бы подтвердить или опровергнуть, а другие принять в качестве вымышленных феноменов.

Особый интерес для нас представляет изучение проблемы фикциональности в повествованиях, содержащих автобиографические элементы. Уинтерсон играет не только фактами, элементами биографии, автобиографии, но даже мифологией, она видоизменяет миф, переписывает его. Например, из введения «Бремя. Миф об Атласе и Геракле» (Weight: The Myth of Atlas and Heracles 2005) мы вновь узнаем о ее любимом приеме - смешивание вымысла и элементов автобиографии. Уинтерсон не скрывает использование личного опыта в произведениях, но опять с оговоркой: писатель, как правило, поднимает именно те темы, которые его интересуют, а в данном случае, книги выходят в свет после определенных событий в жизни Дженет Уинтерсон или после того, как у нее рождается определенная идея, мысль. В произведении. бремя представляется, как необходимость сделать выбор, например, в случае Атласа -перестать держать мир (хотя нет гарантии, что при этом ничего не разрушится). Для автора бремя - тоже выбор: принять себя такой, какой она является или притворяться такой, которая подходит окружающему обществу [5].

Следует сделать акцент на том, что для «fiction» не характерна такая техника написания, как использование повествование от первого лица. А в данном случае автор прибегает к этой технике, чтобы привести нас к аутентичности, подлинности, достоверности, создать иллюзию, что рассказчик был свидетелем, участником событий. Созданное впечатление сближает читателя и рассказчика, есть возможность прочувствовать, примерить на себя роль повествующего, более того, поверить в то, что все рассказанное - правда[3].

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

В «Пьесе для трех голосов и сводни. Искусство и ложь» ( Art & Lies: A Piece for Three Voices and a Bawd 1994) Дженет Уинтерсон снова описывает ситуацию, с которой встретилась в реальности: нападки на женщину-поэта[7].

Элементы «автобиографичности» можно увидеть в рассказе «Первое рождество О'Брайен», в котором автор высказывает именно свое (а не рассказчика) отношение к рождественской суматохе. Нам показано, как люди теряют истинную ценность Рождества, заменяя ее материальными благами, такими как покупка подарков, безумного количества продуктов (хотя существует огромное количество людей, у которых нет даже необходимых продуктов питания). Во всех произведениях мы встречаемся с упоминанием Священного писания. Данная особенность связана с биографией автора, Уинтерсон воспитывалась в религиозной семье, она компетентна в вопросах, связанных с религиозным мировоззрением, именно поэтому поднимается тема несоответствия слов и действий «псевдоверующих»[6].

Интересным является использование в произведении «Книга силы» («The Powerbook» 2000) достоверных фактов ввоза тюльпанов в Голландию, на основе которых рождается история о том, каким образом они были привезены. В своем роде и это смешивание вымысла с реальными событиями, что характерно для «fiction». Уинтерсон создает персонажей, используя характеристики из разных социальных классов, раскрывает те сферы жизни, которые игнорировались до этого искусством, «приправляя» реальность вымыслом. Эта характеристика присуща такому течению как магический реализм, в котором работает Дженет Уинтерсон. Смесь земного и фантастики создает богатую сказочную атмосферу. Именно поэтому читателю кажется, что все труды писателя автобиографичные, хотя на самом деле Уинтерсон, «вплавляя» себя в текст, создает произведение искусства. [4]

Примером такого подхода к написанию произведения может служить роман «Oranges Are Not the Only Fruit» («Кроме апельсинов есть и другие фрукты» или «В мире есть не только апельсины» 1985), в котором повествование ведется от первого лица, а описанные события схожи с фактами из биографии самого писателя. Возможно, именно поэтому роман считается автобиографическим. Однако определение «fiction» отвергает автобиографичность, можно лишь говорить об элементах автобиографии в произведении [7]

Тема субъективности истории поднимается во всех произведениях автора, фраза «я хочу рассказать эту историю снова» как нельзя лучше характеризует идею Дженет Уинтерсон о том, что одни и те же события, истории для каждого человека видятся в различном свете. Она говорит о том, что верить «fiction» (художественному произведению) нельзя, так как это всегда вымысел в большей или меньшей степени, но все-таки вымысел, это произведение искусства, искусственное, а не хронология достоверных фактов.

Рассмотрим проблему фикциональности более подробно на примере произведения «Хозяйство света» («Lighthousekeeping» 2004). Роман о том, что мама юной Сильвер умирает и девочка попадает к слепому и мудрому хранителю маяка Пью, который учит ее, что не дать свету угаснуть - это научиться рассказывать истории, которые увлекают девочку в глубины готического кошмара жизни священника Вавилона Мрака (который не так чист, как подобало бы: у него есть любовница), где встречаются Роберт Луис Стивенсон и Чарлз Дарвин.

Изначально необходимо сделать акцент на особенностях присущих произведениям Дженет Уинтерсон: мы вновь встречаемся с субъективностью истории, что ярко подчеркивается многократно повторяющимися фразами «расскажи мне историю», «каждый рассказывает историю по-своему»; «невозможно рассказать одну-единственную историю». Тема множественности и выбора поддерживается переплетением рассказов в рассказе, упоминанием психологической повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1888) Р. Л. Стивенсона, метаниями Вавилона Мрака между двумя семьями.

В произведениях Уинтерсон всегда появляются Библейские мотивы, в данном случае это, например, история о Вавилонской башне, упоминание Самсона, Святого Грааля, потопа, выбор имени Иосия (царь Иудеи). Снова мы сталкиваемся с проблемой самоидентификацией.

Миф является фикцией, но Дженет Уинтерсон удается из уже существующего вымысла сотворить собственную историю, свершено новую, основанную на главной мысли, которую автор всегда выдвигает на первый план - любовь - высшая ценность. Ясно обозначен авторский замысел продемонстрировать, что

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

«никакой окончательной правды, единственной истины не существует; в нашей жизни, в мире, в истории все предельно субъективно и истин может быть столько, сколько версий нам представлено [1].

Автор использует в своем повествовании ссылки на реальные события, например, выставку 1851 года в Лондоне, на которой Вавилон Мрак (Dark) встречает свою возлюбленную, брошенную им несколько лет назад, именно с этой встречи начинается его двойная жизнь. Вымышленное семейство Мраков связано с реальной семьей Р.Л.Стивенсона, отец которого был потомственным инженером и специалистом по маякам. Согласно версии Уинтерсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» появилась благодаря встрече Мрака и Стивенсона в 1886 году. Таким образом, реальное смешивается с вымыслом, не зная биографии Стивенсона, можно поверить, что именно Мрак и стал прототипом повести.

Автор выбрала именно те знаменитые личности, которые могли бы реально встретиться с Мраком, так как и Стивенсон, и Дарвин путешествовали, эти трое действительно могли бы быть знакомы, но мы не встречаем имени Мрака ни в одной биографии, в этом и состоит фикция, которая очень похожа на реальные события, читатель стремится верить в эту историю.

Выбор главного героя - маленькой девочки сироты не случаен, в этом выражен элемент автобиографии, Дженет Уинтерсон удается передать одиночество ребенка, потому что сама она была сиротой, не смотря на то, что затем автор была удочерена, ей всегда приходилось заботиться о себе самой, быть самостоятельной. В стремлении героини к чтению, с легкостью можно увидеть Уинтерсон, которая в тяжелой жизненной ситуации, но с удовольствием занималась самообразованием. Благодаря автобиографичности главная героиня предстает настоящей, живой, читатель верит, что такую девочку можно увидеть в современном мире, история не кажется выдуманной, хотя девочка с удивительным именем Сильвер тоже фикция, но такая правдоподобная.

Работы Дженет Уинтерсон не являются автобиографичными, они могут и, как правило, содержат элементы автобиографии и жизненного опыта. Автор прибегает к приему синтеза вымысла и автобиографичности, а точнее ее элементов, с целью создания иллюзии достоверности, реальности, описанных ею событий. Знаменитые личности тоже не случайно были превращены в героев ее книг, они привлекают к себе больше внимания, вызывают интерес. Читателю кажется, что он знает о данном герое все, а писатель внезапно завораживает изобретенными ею «событиями из жизни» персонажей, необычным развитием, казалось бы, всем известной истории. Раз за разом происходит осмысление субъективности, литература, живопись - искусство, то есть, созданы кем-либо, не могут быть достоверными, соответственно должны рассматриваться как вымысел.

Список использованной литературы:

1. Васильева, Анна Владимировна, «Фикциональная дискурсивность сюжетосложения в романе Джулиана Барнса «Как все было». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/fiktsionalnaya-diskursivnost-syuzhetoslozheniya-v-romane-dzhuliana-barnsa-kak-vse-bylo Шилков Ю.М. «О природе фикционального дискурса». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/shilkov/slinin.html

2. Denis Delaney, Claran Ward, Carla Rho Florina «Fields of vision. Literature in the English language», Longman, 2005, Volume 1, pages D 47-51; E 102.

3. Denis Delaney, Claran Ward, Carla Rho Florina «Fields of vision. Literature in the English language», Longman, 2005, Volume 2, pages F130; H 32.

4. Winterson, Jeanette. Books/Weight (статья-аннотация от автора с официального сайта Дженет Уинтерсон). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.j eanettewinterson.com/pages/content/index.asp ?PageID=354

5. Winterson, Jeanette. Column (December 2001-2011 Christmas) (он-лайн дневник с официального сайта Дженет Уинтерсон). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.jeanettewinterson.com/pages/column/column_item.asp?columnID=42 январь 2007

6. Winterson, Jeanette. Oranges Are Not the Only Fruit (интервью с официального сайта Дженет Уинтерсон). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jeanettewinterson.com/pages/content/index.asp?PageID=50

© Хацкевич Т.М., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.