Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4(12)
УДК 159.9
РОЛЬ АСИММЕТРИЧНЫХ ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗВИТИИ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
А. В. Капцов
Капцов Александр Васильевич - кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии управления, Самарская гуманитарная академия, Россия E-mail: avkaptsov@mail.ru
Изложена проблема моделирования парного механизма идентификации-обособления применительно к развитию ценностей студентов в процессе обучения в вузе. Показано влияние асимметричных типов взаимодействия на развитие ценностей студентов. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке студентов (n = 185 чел, 17-19 лет, 1-2 курс) с применением диагностического инструментария: «Теста аксиологической направленности личности» А. В. Капцо-ва, «Экспресс-методики типов экопсихологического взаимодействия» А. В. Капцова, В. И. Панова, «Социометрической методики» Дж. Морено; лонгитюдного метода. Установлены множественные линейные регрессионные уравнения динамики семи основных ценностей личности. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в прогнозировании развития ценностной сферы студентов с учетом коммуникативных тренингов и других социально-психологических методов интенсификации групповой динамики
Ключевые слова: ценности, динамика, типы общения. Введение
Профессиональное и личностное самоопределение молодежи тесно взаимосвязано с понятием «развитие личности», под которым понимается развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, способностей и т. д. Одной из важнейших составляющих самосознания является ценностная сфера, представляющая собой сложную многоуровневую иерархическую систему. Освоение культуры и ценностей общества происходит через систему образования, информационные средства и межличностное общение. Причем «усвоение ценностей чаще протекает на досознательном уровне, непроизвольно, через погруженность в межличностные ситуации» [1, с. 56].
Одним из основных механизмов развития личности является идентификация - обособление субъектов коммуникативного взаимодействия [2], в результате которого, с одной стороны, происходит уподобление психологических характеристик, выражающееся в увеличении сходства общающихся. Однако по мере уменьшения различий между партнерами по общению возрастает неудовлетворенность взаимодействием. С другой стороны, обособление - естественная потребность человека в положении «Я», задавленного
насильственным присутствием других [2]. Именно обособление индивидуализирует присвоенное поведение, ценностные ориентации и мотивы человека. И хотя каждый индивид присваивает структуру самосознания через идентификационные механизмы, обособление определяет индивидуальное развитие каждого звена этой структуры.
На сегодняшний день наиболее изучена феноменология идентификации - обособления субъектов как парного механизма развития личности, тогда как эмпирические исследования, включая моделирование явления, затрагивают отдельные частные случаи.
Теоретический анализ проблемы
Эффективное функционирование парного механизма развития личности идентификации -обособления возможно при создании социального условия, в качестве которого выступает взаимодействие субъектов [2, с. 107]. В экологической психологии В. И. Пановым выделены шесть основных типов экопсихологического взаимодействия [3], среди них: объект-объектный, объект-субъектный, субъект-обособленный, субъект-совместный, субъект-порождающий, позволяющие описать большинство встречающихся в практике случаев. Однако по мнению Г. М. Андреевой, А. Л. Журавлева основой взаимодействий являются межличностные отношения, т. е. между межличностными отношениями и типом коммуникативного взаимодействия (общения) существует взаимосвязь. Исследования данной взаимосвязи [4] показали, что каждый экопсихологический тип взаимодействия сопровождается несколькими видами как сбалансированных, например взаимные предпочтения или взаимные отвержения, так и несбалансированных, т. е. односторонних отношений. В результате в повседневной практике можно наблюдать не только основные экопсихологические типы коммуникативного взаимодействия, но и их подтипы [4].
Нами было показано [5], что в частном случае, рассматривая только объект-объектный и субъект-совместный типы экопсихологического взаимодействия, механизм идентификации -обособления развития личностных качеств, ценностей, мотивов можно описать линейным регрессионным уравнением с коэффициентом множественной регрессии около 0,5 и коэффициентом детерминации не более 0,3. При этом в
© Капцов А. В., 2014
А. В. Капцов. Роль асимметричных экопсихологических типов
диаде взаимодействующих субъектов рассматривались только симметричные типы, т. е. каждый партнер по общению считал, что между ними существуют взаимные объект-объектный или субъект-совместный типы взаимодействия. Это допущение существенно уменьшало количество рассматриваемых случаев, например в студенческой группе или учебном классе, и не превышало половины всех существующих вариантов. Поэтому актуальной задачей повышения точности модели развития личностных качеств и ценностей является в условиях межличностного взаимодействия дополнение ее как остальными симметричными типами экопсихологического взаимодействия, так и асимметричными, например, один партнер использует с другим субъект-совместный тип взаимодействия, а другой - субъект-порождающий и наоборот. Причем асимметричные типы экопсихологического взаимодействия в диадах сопровождаются также сбалансированными или несбалансированными межличностными отношениями, что должно найти свое отражение в разрабатываемой модели механизма идентификации - обособления развития личности.
Выборка, методики и методы исследования
Для выявления роли асимметричных типов экопсихологического взаимодействия на развитие ценностей было проведено лонгитюдное исследование на выборке студентов технических вузов в количестве 185 человек (17-19 лет, юношей 100 человек). Психологическая диагностика осуществлялась дважды (в сентябре на первом и втором курсах). Стабильность состава участников исследования за один год наблюдения составила 0,73 (юношей 73 чел.). В качестве диагностического инструментария использовались «Тест аксиологической направленности личности» (АНЛ4.2) А. В. Капцова, «Экспресс-методика типов экопсихологического коммуникативного взаимодействия» А. В. Капцова, В. И. Панова и «Социометрическая методика» Дж. Морено (непараметрическая форма с направленностью на совместную учебную деятельность). Для получения множественной регрессионной модели применялся пошаговый алгоритм регрессионного анализа в пакете БТАШТЮА 10.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование показало, что как в мужской, так и в женской выборках преимущественно обнаружен механизм идентификации личностных ценностей на протяжении первого года обучения в вузе, что вполне соответствует традиции обучения в техническом вузе с преобладанием коллективных методов обучения. Идентифика-
ция как механизм развития говорит о том, что индивид с низким уровнем личностной ценности, по сравнению с одногруппниками, за год обучения увеличивает значимость терминальной ценности, а индивид с более высокой личностной ценностью - понижает. Преобладание механизма обособления выявлено только в двух случаях в выборке девушек:
1) ценность коллективности поляризуется за один год пропорционально выраженности асимметричных типов взаимодействия, когда один партнер проявляет субъект-порождающий тип взаимодействия, а взамен получает субъект-совместный, хотя и при взаимно положительных отношениях друг к другу, т. е. когда девушки, не получающие адекватной теплоты в общении со стороны партнеров, но имеющие высокую потребность в коллективе, еще больше ценят учебную группу к началу второго курса. В то же время, если ценность коллектива изначально у студентки была невысока и одногруппники не отвечают ей взаимностью, то за один год обучения в группе у нее происходит обесценивание группы;
2) ценность креативности девушек поляризуется при симметричных типах взаимодействия: субъект-совместный с несбалансированными отношениями и субъект-порождающий с индифферентными отношениями, что в большей степени отражает наличие индивидуалистических тенденций. Данный результат отражает специфику обучения девушек на специальностях с естественно-научными дисциплинами, в которых проявление творчества благоприятно при совместном коллективном труде с хорошими дружескими отношениями, взаимопомощью и поддержкой. В этом случае начинает преобладать механизм идентификации в развитии ценности креативности.
Из всех полученных линейных моделей динамики восьми личностных ценностей, диагностируемых в исследовании (ценность коллективности, духовной удовлетворенности, креативности, жизнедеятельности, достижений, традиций, материального благополучия и индивидуальности), введение в качестве предикторов асимметричных типов экопсихологического взаимодействия позволило повысить объяснительную дисперсию в среднем до 35-40%, причем в большей степени для ценностей гуманистической направленности.
Не удалось получить линейной зависимости развития ценности достижения как в случае симметричных, так и асимметричных типов экопси-хологического взаимодействия. Более подробное изучение этого факта показало, что исследуемые студенты первого курса могут быть разделены на несколько аксиологических типов, в рамках которых можно получить математические модели, однако для этого необходимо увеличение объема исследуемой выборки.
Психология социального развития
353
Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4(12)
Заключение
Теоретические исследования проблемы влияния типов экопсихологического взаимодействия на развитие ценностей студентов показало, что типы коммуникативного взаимодействия необходимо рассматривать одновременно с межличностными отношениями партнеров по общению. При этом к основным типам экопсихологического взаимодействия, предложенных В. И. Пановым, добавляются подтипы в зависимости от сочетания межличностных отношений. В результате все многообразие типов взаимодействия можно условно разделить на симметричные, т. е. взаимные, и асимметричные.
Лонгитюдное исследование позволило получить линейные регрессионные модели динамики личностных ценностей студентов технических вузов, кроме ценности достижения. Объяснительная дисперсия с учетом асимметричных субъект-субъектных типов взаимодействия возросла в среднем на 55%.
Полученная модель динамики ценностей студентов создает предпосылки к прогнозированию развития ценностной сферы с учетом коммуникативных тренингов и других социально-психологических методов интенсификации групповой динамики.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Противоречия в ценностях современной молодежи как факторы развития личности» (грант № 12-06-00411).
Библиографический список
1. Журавлева Н. А. Психология социальных изменений : ценностный подход. М., 2013. 524 с.
2. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М., 2011. 656 с.
3. Экопсихология развития психики человека на разных этапах онтогенеза / под общ. ред. В. И. Панова, Ш. Р. Хисамбеева. М. ; СПб., 2013. 384 с.
4. Панов В. И., Капцов А. В. Взаимосвязь межличностных отношений и экопсихологических типов взаимодействия // Изв. Самар. Науч. центра РАН. 2012. Т. 14, № 2 (5). С. 1219-1227.
5. Капцов А. В. Противоречия в ценностной сфере и развитие личности студентов // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. В. Капцов. Самара, 2013. С. 127-136.
Role of Asymmetric Ecopsychological Types of Communication Interaction in the Development of Values of Students
Alexander V. Kaptsov
Samara Academy of Humanities
31, 8 Radial str., Samara, 443011, Russia
E-mail: avkaptsov@mail.ru
Stated the problem of modeling the pair-separation mechanism of identification in relation to the development of values of students in the learning process at the university. Shows the effect of the asymmetric type of interaction on the development of values of students. The results of an empirical study carried out on a sample of students (n = 185 men, 17-19 years, 1-2 year) with the use of diagnostic tools: test axiological orientation of the person, rapid method types ecopsychological interaction, sociometric technique; Longitudinal method. Installed multiple linear regression equations for the dynamics of seven core values of the individual. Applied aspect of the problem under investigation can be implemented in the prediction of the value of students' communication with the training and other social and psychological stimulation techniques of group dynamics. Key words: values, dynamics, types of communication.
References
1. Zhuravleva N. A. Psikhologiya sotsial'nykh izmeneniy: tsennostnyy podkhod. (Psychology of social changes: values approach). Moscow, 2013. 524 p. (in Russian).
2. Mukhina V. S. Vozrastnayapsikhologiya. Fenomenologiya razvitiya (Age psychology. Developmental phenomenology). Moscow, 2011. 656 p. (in Russian).
3. Ekopsikhologiya razvitiya psikhiki cheloveka na raznykh etapakh ontogeneza (Eco-psychology of development of human psychics at different stages of ontogeny). Ed. by V. I. Panov, Sh. R. Khisambeev. Moscow ; St.-Petersburg, 2013. 384 p. (in Russian).
4. Panov V. I., Kaptsov A. V. Vzaimosvyaz'mezhlichnostnykh otnosheniy i ekopsikhologicheskikh tipov vzaimodeystviya (Correlation between interpersonal relationship and ecopsychological types of interaction). Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN (Proceeding of the RAS Samara Scientific Center). 2012, vol. 14, no. 2 (5), pp. 1219-1227 (in Russian).
5. Kaptsov A. V Protivorechiya v tsennostnoy sfere i razvitie lichnosti studentov (Inconsistencies in values sphere and development of students' personality). Professional 'noe i lich-nostnoe samoopredelenie molodezhi v sovremennoy Rossii: materialylVVseros. nauch.-prakt. konf. (Youth's professional and personal self-determination in modern Russia: materials of IV All-Russian scientific and practical conference). Ed. by A. V. Kaptsov. Samara, 2013, pp. 127-136 (in Russian).
354 Научный отдел