Научная статья на тему 'РОЛЬ АРХИТЕКТУРНОГО КОНЦЕПТУАЛИЗМА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ'

РОЛЬ АРХИТЕКТУРНОГО КОНЦЕПТУАЛИЗМА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
223
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / КОНКУРСНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕТОДИКА СТУДИЙНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ЕДИНЫЕ СИСТЕМЫ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ / КАЧЕСТВО ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ / НОВЫЕ ТИПЫ АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Колодин Константин Иванович

Введение. Статья рассматривает проблемы, связанные с концептуальным и конкурсным проектированием архитектурных объектов. Исследования проводились в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете на кафедре архитектурного проектирования под руководством кандидата архитектуры, доцента Колодина К.И. Область исследования - структурная организация средового пространства, разработанного в авторских архитектурных концепциях. Сбор данных осуществлялся на основе изучения примеров мировой, отечественной практики и разработанных авторских концепций. Критерии оценки были рассмотрены как совокупность особенностей формирования архитектурных концепций, выполненных в режиме архитектурной студии. Источником анализируемого материала стали примеры авторских разработанных объёмно-пространственных концепций: «Обитаемый мост как новый городской центр Томска»; «Квартал «Болото»; «Петербург 300 - Петербургу 400». Проекты под руководством Колодина К.И. выполнялись в Москве, Томске, Санкт-Петербурге на протяжении тридцати лет. Результаты исследования: были разработаны архитектурные объемно-пространственные концепции и проведен анализ авторских концептуальных идей; выявлены причины и особенности их возникновения; определены механизмы создания данных архитектурных концепций; концепция рассмотрена как инструмент, который способствует повышению качества проектных решений. Презентации томских концепций состоялись в городе Томске в 1990 г. в Томском инженерно-строительном институте. На ней присутствовали представители администрации, жители города, союза архитекторов, прессы и телевидения. Проект был перемещен в городскую администрацию. Затем - в проектный институт Томскгражданпроект, который занимался реальным проектированием городских объектов. Презентация Санкт-Петербургской концепции, выполненной в объемно-пространственный модели в МАРХИ была осуществлена правительством Санкт-Петербурга на юбилейных международных выставках в Москве (Гостиный двор), Берлине («300 лет Санкт-Петербургу: Россия, открытая миру»), Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург. 300 лет во славу России», Михайловский манеж) в 2003 г. Заключение. В заключение представлена модель архитектурного процесса, в которой главная роль отведена архитектурному концептуализму. Данная модель обосновывает тезис о том, что создание концепций способствует повышению качества проектных решений. Это обеспечивается применяемой методикой. Методика была использована в процессе подготовки студентов архитектурных специальностей при разработке курсовых, дипломных и реальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ARCHITECTURAL CONCEPTUALISM IN IMPROVEMENT OF THE QUALITY OF DESIGN SOLUTIONS

Introduction. The article examines the problems associated with the specifics of the conceptual and competitive design of architectural objects. The researches were conducted in St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering at the Department of Architectural Design under the guidance of associate professor Kolodin K.I., Ph.D. Area of research: structural organization of environmental space was developed in author’s architectural concepts. Gathering of the data was made on the basis of global as well as local Russian practice and developed author’s conceptions. The evaluation criteria were considered as a set of features of the formation of architectural concepts performed in the architectural studio mode. Sources of the analyzed material were the examples of the author's developed volumetric-spatial concepts: "Inhabited bridge as a new city center of Tomsk"; "Quarter "Boloto"; "Petersburg 300 - Petersburg 400". These are projects led by K.I. Kolodin and performed in Moscow, Tomsk, St. Petersburg for thirty years. Results of the research: architectural volumetric-spatial concepts were developed and an analysis of the author's conceptual ideas was carried out; the reasons and peculiarities of their occurrence are revealed; mechanisms for creating these architectural concepts are determined; the concept is considered as a tool that contributes to improving the quality of design solutions. Discussion: The authors of the developed concepts not only implemented them in volumetric-spatial models, and used the opportunity to analyze the results of their research, but also made a large-scale presentation of the results of their works. Presentation of Tomsk conceptions was shown in Tomsk in 1990 at Tomsk Civil Engineering University. It was attended by representatives of the administration, residents of the city, the union of architects, the press and television. The project was moved at first to the city council and then to the design Institute «Tomskgrazhdanproject» in Tomsk, that was engaged in the real design of city facilities. The presentation of the St. Petersburg concept made in a three-dimensional model at the Moscow Architectural University was carried out by the government of St. Petersburg at the anniversary international exhibitions in Moscow (Gostiny Dvor), Berlin ("300 years of St. Petersburg: Russia opened to the world"), St. Petersburg (St. Petersburg. 300 years to the glory of Russia, Mikhailovsky Manege) in 2003. Conclusion. In conclusion, a model of the architectural process is presented, in which the main role is assigned to architectural conceptualism. This model substantiates the thesis that the creation of concepts helps to improve the quality of design solutions. This is ensured by the applied technique. The technique was used in the process of preparing students of architectural specialties in the development of term, diploma and real projects.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АРХИТЕКТУРНОГО КОНЦЕПТУАЛИЗМА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2020, №6, Том 12 / 2020, No 6, Vol 12 https://esj.today/issue-6-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/24SAVN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Колодин К.И. Роль архитектурного концептуализма в повышении качества проектных решений // Вестник Евразийской науки, 2020 №6, https://esj.today/PDF/24SAVN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kolodin K.I. (2020). The role of architectural conceptualism in improvement of the quality of design solutions. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(12). Available at: https://esj.today/PDF/24SAVN620.pdf (in Russian)

УДК 725.8 ГРНТИ 67

Колодин Константин Иванович

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»

Санкт-Петербург, Россия Доцент кафедры «Архитектурного проектирования» Кандидат архитектуры, доцент E-mail: kolodinstudio@bk.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7197-9824

Роль архитектурного концептуализма в повышении качества проектных решений

Аннотация. Введение. Статья рассматривает проблемы, связанные с концептуальным и конкурсным проектированием архитектурных объектов. Исследования проводились в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете на кафедре архитектурного проектирования под руководством кандидата архитектуры, доцента Колодина К.И.

Область исследования - структурная организация средового пространства, разработанного в авторских архитектурных концепциях. Сбор данных осуществлялся на основе изучения примеров мировой, отечественной практики и разработанных авторских концепций. Критерии оценки были рассмотрены как совокупность особенностей формирования архитектурных концепций, выполненных в режиме архитектурной студии.

Источником анализируемого материала стали примеры авторских разработанных объёмно-пространственных концепций: «Обитаемый мост как новый городской центр Томска»; «Квартал «Болото»; «Петербург 300 - Петербургу 400». Проекты под руководством Колодина К.И. выполнялись в Москве, Томске, Санкт-Петербурге на протяжении тридцати лет.

Результаты исследования: были разработаны архитектурные объемно-пространственные концепции и проведен анализ авторских концептуальных идей; выявлены причины и особенности их возникновения; определены механизмы создания данных архитектурных концепций; концепция рассмотрена как инструмент, который способствует повышению качества проектных решений.

Презентации томских концепций состоялись в городе Томске в 1990 г. в Томском инженерно-строительном институте. На ней присутствовали представители администрации, жители города, союза архитекторов, прессы и телевидения. Проект был перемещен в городскую администрацию. Затем - в проектный институт Томскгражданпроект, который занимался реальным проектированием городских объектов.

Презентация Санкт-Петербургской концепции, выполненной в объемно-пространственный модели в МАРХИ была осуществлена правительством Санкт-Петербурга на юбилейных международных выставках в Москве (Гостиный двор), Берлине («300 лет Санкт-Петербургу: Россия, открытая миру»), Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург. 300 лет во славу России», Михайловский манеж) в 2003 г.

Заключение. В заключение представлена модель архитектурного процесса, в которой главная роль отведена архитектурному концептуализму. Данная модель обосновывает тезис о том, что создание концепций способствует повышению качества проектных решений. Это обеспечивается применяемой методикой. Методика была использована в процессе подготовки студентов архитектурных специальностей при разработке курсовых, дипломных и реальных проектов.

Ключевые слова: концептуальные проекты; конкурсное проектирование; методика студийного проектирования; единые системы многофункциональных комплексов; качество проектных решений; новые типы архитектурных объектов

Актуальность исследуемой темы

По сути концепция (от лат. conceptio) - определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, руководящая идея для их освещения. Архитектурные концепции связаны с утопическим мышлением, в результате которого возникают архитектурные утопии. Они являются продуктами социально-утопических идеалов, которые направлены на цели преобразования предметно-пространственной среды, в которой существует наше общество. Необходимость исследования вопросов, связанных с появлением и созданием архитектурных концепций, является особенно актуальной, поскольку до сих пор на этот счет не существует четко сформулированных методик и рекомендаций.

С момента разработки, последующей критики, затем отрицания или признания, и дальнейшего утверждения концепции проходит значительный период времени. Этот период на практике связан с «экспертными» работами, в результате которых различными специалистами проводятся мероприятия по исследованию отдельных положений концепции [1]. Таким образом, многие из прогрессивных разделов «рецензируемой» концепции просачиваются в жизнь и находят досрочное применение, в том числе в смежных с архитектурной деятельностью областях.

Ошибочно концепцию подменяют другим более прагматичным смыслом и причисляют к терминам, к которым относится сам проект. Но это далеко не так, поскольку проект начинается с конкретного проектного задания, в состав которого включены реальные исходные данные и оформленные правоустанавливающие документы. После получения задания и определения подрядчика заключается договор и прописываются основные этапы работы над проектом. При наличии финансирования, разработанный проект всегда можно реализовать. Для этого нужно выполнить все проектные разделы, провести необходимые исследования, разработать генплан, планы этажей проектируемого объекта, проекции фасадов, основные разрезы, объемное изображение, узлы и детали, смежные разделы; пройти необходимые согласования и так далее.

Концепция же на крупные, средние и небольшие объекты начинается с гипотезы, в которой выдвигается и формулируется основное «предложение, догадка». У гипотезы нет аналогов, задания, первоисточников, заказчиков. Она сама становится и первоисточником, и аналогом. Гипотеза, в отличие от проекта, имеет широкий оперативный простор для разработки

Вестник Евразийской науки 2020, №6, Том 12 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2020, No 6, Vol 12 https://esi.today

решений, и не заключена в жесткие рамки нормативных ограничений, давая возможность авторам создавать крупномасштабные архитектурные произведения. Поскольку концепция -это то, что материализует гипотезу в виде проектной идеи и переводит ее в разряд понятных для обсуждения явлений, концептуализм в архитектуре не утратит своей актуальности никогда [2].

Цель исследования - на примерах авторских работ изучить особенности возникновения, механизм создания и специфику продвижения архитектурных концепций, проследить их влияние на повышение качества проектных решений.

Цель определила круг задач, которые можно объединить в следующие самостоятельные группы:

• провести анализ авторских концептуальных идей на примере разработанных концепций: «Обитаемый мост как новый городской центр Томска», концептуальный проект «Квартал «Болото», концепция «Петербург 300 -Петербургу 400»;

• выявить причины и особенности их возникновения;

• определить механизм создания данных архитектурных концепций;

• рассмотреть концепцию как инструмент, который способствует повышению качества проектных решений.

Метод и методология проведения работы

Для достижения поставленных целей применялся общенаучный системный подход, архитектурное моделирование, осуществленное при помощи объемной графики и аналитический метод исследования.

Область исследования - структурная организация средового пространства, разработанного в авторских архитектурных концепциях. Сбор данных осуществлялся на основе изучения примеров мировой, отечественной практики и разработанных авторских концепций. Критерии оценки были рассмотрены как совокупность особенностей формирования архитектурных концепций, выполненных в режиме архитектурной студии.

Источником анализируемого материала стали примеры разработанных авторских объёмно-пространственных моделей: концепция - «Обитаемый мост как городской центр Томска»; концептуальный проект «Квартал «Болото», концепция - «Петербург 300 -Петербургу 400».

Предметом архитектурной градостроительной концепции становится образ запечатленной в архитектурном объекте - человек (потребитель); квартира; дом; средовое пространство; город; пространственная система расселения. Второй разновидностью предмета становится язык архитектуры, в том числе вербальные описательные модели объекта.

Новизна излагаемых подходов и полученных в проекте результатов обусловлена тем, что эти концепции основаны на авторских гипотезах и на период их создания не имеют подобных аналогов. Кроме того, в этих концепциях городское пространство возведено в ранг самостоятельного архитектурного объекта, способного подняться над городской структурой и парить над ней. При этом создается пространство избирательного типа, в котором общественный потребитель может каждый раз изменять пространственные сюжеты с учетом необходимых требований.

Особенности развития архитектурного концептуализма

Утопическая гипотеза строится на предсказаниях и догадках конкретного автора. Так, например, была построена утопия идеального государства в трудах великого философа Платона в его главном сочинении - диалог «Государство» (375 год до нашей эры). Первые концептуальные утопии двадцатого века были близки к утопиям «машинного века», которые создавались Баухаузом под руководством Гропиуса.

Периоды развития отечественного концептуализма от утопических идей до настоящего времени совпадали со знаковыми историческими событиями. Они были связаны с грандиозными потрясениями, радикальными преобразованиями, войнами и революциями. Иконников А.В., рассматривая цикличность проявления утопических идей начиная с 1917 года по начало девяностых, ориентировочно подразделял схему чередования этапов на семь периодов.

Наиболее значимые и ключевые манифесты принадлежали Салливену - главе «Чикагской школы», который утверждал, что «всюду и всегда форма следует за функцией». Исходное понятие функция для него наполнено содержанием [11]. Эти тезисы приобрели особую актуальность после Первой мировой войны и трансформировались в следующую формулировку: «форму в архитектуре определяет функция». Подобное утверждение использовал Френк Ллойд Райт. Философия суждений Райта связана с тем, что «реальность здания не стены и крыша, а внутреннее пространство, в котором живут».

Особую роль, влияющую на современные концептуальные направления, играет период семидесятых и восьмидесятых годов прошлого тысячелетия. Эти периоды ознаменовали собой новый расцвет конкурсного движения. С одной стороны, это стимулировало развитие концепций. С другой стороны, способствовало появлению новых направлений в архитектуре (хай-тек, бионическая архитектура). Кроме того, привязывало концепции к темам конкретных конкурсов, которые проводились в это время по всему миру, создавая благоприятную почву для появления мощного пласта «бумажной архитектуры», которая еще ждет своих исследователей и неожиданных открытий. Как отмечал Иконников А.В., начало девяностых привело к росту антиутопических тенденций, начался переход к средовому подходу и концептуализму.

Архитектурная концепция материализует гипотезу, которой предшествует архитектурная идея. Идея архитектора всегда направлена на поиск идеала [12]. Работа над ним связана с преобразованием пространства и объемов, при помощи которого через простую модель осуществляется переход к сложным объемам. Особенность этих преобразований в том, что в результате поиска в голове автора идеи возникает простая форма, с которой все начиналось. Установлено, что во всех случаях выбранный оптимальный результат в поиске архитектурного образа напоминает первоначальную идею.

Возникает естественный вопрос как формируется та или иная гипотеза, как она превращается в концепцию. Любые попытки решения творческих задач, связанных с гипотетическим проектированием при помощи логистических приемов, таких как дедукция, анализ, синтез, апробация оказываются непродуктивны. Научная парадигма влияния концепции на архитектурные процессы и на разрабатываемые проекты заключается в том, что с их появлением гипотеза является доказанной и превращается в истину, - если ее невозможно доказать, - она превращается в научное направление.

Чтобы идти в ногу со временем, нужно опережать его хотя бы на шаг. Это утверждение особенно актуально тогда, когда мы говорим о создании архитектурных концепций [3].

Результаты исследования

Основоположниками появления и продвижения утопических концепций были Томас Мор, Платон, Карл Манхейм, Н.А. Бердяев, Т. Гарнье, Э. Энара, А. Сант-Элиа и многие другие исследователи, философы и ученые. Перманентное развитие утопических теорий происходило непрерывно [4]. В настоящее время в период массовой компьютеризации, оно приобрело особую остроту [5].

Фундаментальными исследованиями, связанными с утопическими теориями и концепциями нашего времени, занимались Иконников А.В., Хан-Магомедов С.О., Гинзбург М.Я., Чернихов Я., Лежава И.Г., Глазычев В.Л., Саркисов С.К., Шубенков М.В. и другие. Архитектурные утопии, которые возникали в близкое к современному периоду временному отрезку, получили толчок для распространения, а том числе благодаря работам группы «Архигрэм» [6]. Впоследствии они нашли воплощение в концептуальной «бумажной» архитектуре, которая основывала свои принципы на фантазиях, несомненно, связанных с утопическими идеалами [16].

В качестве исследуемых архитектурных объектов в статье использованы конкурсные, экспериментальные и концептуальные архитектурные проекты, выполненные на кафедре архитектурного проектирования СПбГАСУ под руководством кандидата архитектуры, доцента К.И. Колодина. Исследования проводились в рамках учебной и вне учебной работы в режиме студийного обучения студентов в Москве, Томске, Санкт-Петербурге на протяжении тридцатилетнего периода.

Концепция «Обитаемый мост как новый городской центр Томска», (1978-1989 годы)

Авторская идея, с которой все началось зародилась как гипотеза в 1978 году. Её своевременное появление было связано с изучением вопросов, связанных с темой развития идеальных городов. Первая особенность создания этой концепции связана с цикличностью ее формирования, начиная с появлением идеи до последующей разработки. Время этого цикла охватывает значительный период, потому что до воплощения концепции в объемно-пространственной модели прошло одиннадцать лет. Опираясь на опыт можно констатировать, что средний промежуток каждого цикла колеблется от десяти до пятнадцати лет.

Второй особенностью стало то, что в силу своей новизны и новаторства концепции, связанные с архитектурными утопиями, не находят поддержки в обществе в период своего создания. Это значительно усложняет их появление и последующее продвижение. Бывает, что архитектурные круги знакомятся с идеей, и это знакомство встречается мощным критическим нажимом и неприятием, - требуется время, для того, чтобы через другие работы, конкурсные и концептуальные проекты получали возможность реализации ее в макете.

Несмотря на возникающие трудности, в итоге была разработана объемно-пространственная концептуальная модель, - создан огромный макет, состоящий из двух частей. Общая площадь, которую занимал макет, равнялась шестнадцати квадратным метрам. Первая часть была представлена мощной линейной коммуникаций, в состав которой входили объемы обитаемого моста.

Была предложена конструктивная универсальная модульная система, и разработан проект обитаемого моста размещенного вдоль двух берегов Томи. Мост связывал обе части города в единое целое, объединил районы новой и исторической застройки. Кроме пассажирских транспортных коммуникаций он включал в себя объекты обслуживания (офисы, рестораны, бары, концертные залы, административные учреждения, магазины, казино, спортивные залы, выставочные комплексы и др.). Мост символически трактован как новый центр старого города [7].

Идея его эксплуатации связана с избирательным функциональным наполнением, которое мог определять и выбирать сам город и его жители. Для этого в статичную структуру моста внедрялись объемные модули с различными общественными функциями. Вторая идея по эксплуатации моста была связана с его линейным размещением вдоль двух противоположных берегов реки Томь. На севере и на юге мост объединял оба берега реки в двух местах, - таким образом, он представлял собой мощный градостроительный объект, объединяющий своими объемами весь город.

Важным было то, что в структуру моста кроме личного транспорта вписывались коммуникации для бесплатного общественного скоростного экологически чистого транспорта. Предполагалось, что такое решение в последствии позволяло уменьшить количество частных машин и парковочных мест вдоль всего обитаемого моста как в историческом центре, так и в новых городских кварталах (рис. 1, 2).

Рисунок 1. Архитектурная концепция «Обитаемый мост как новый городской центр Томска» (фото автора)

Концепция «Квартал Болото» (1978-1990 годы)

Была представлена как недостающее звено необходимое для диалога в цепочке «город» - «потребитель» - «администрация города» - «городское отделение союза архитекторов» -«авторы концепции». Разработка этой части огромной объемно-пространственной модели предусматривала современное развитие жилой территории центральной части города Томска. Особенность архитектурной составляющей этой концепции была связана с идеей внедрения в проект темы партисипации (соучастия). Оно построено на взаимном сотрудничестве всех заинтересованных сторон в реализации предложенной концепции. В результате была выстроена следующая цепочка необходимых участников: «архитекторы - разработчики», - «городская администрация», - «строительные компании», - «горожане потребители», - «реализованные объекты городской среды».

Для рационального взаимодействия такого количества участников в планировочную структуру квартала была включена универсальная конструктивная система с неизменяемым каркасом, изменяемым периметром внешних стен и трансформацией внутренних пространств.

J

Рисунок 2. Архитектурная концепция «Обитаемый мост как новый городской центр Томска» (фото автора)

Презентация концепций состоялась в городе Томске в 1990 году в Томском инженерно-строительном институте. На презентации были представители администрации, жители города, союза архитекторов, прессы и телевидения. В последствии проект был перемещен в здание городской администрации, затем - в проектный институт Томскгражданпроект.

Концепция «Санкт-Петербург 300 - Санкт-Петербургу 400»

Данная концепция раскрывала тему, в которой главным предметом для рассмотрения служил обитаемый мост через Финский залив (1989-2003 годы). В ней, как и в предыдущих концепциях, сработал временной фактор, поскольку реализовать эту идею в объемной модели удалось только через тринадцать лет после рождения идеи. Накануне юбилея города в 2003 году был выполнен концептуальный проект «Санкт-Петербург 300 - Санкт-Петербургу 400».

Второй особенностью, связанной с этой концепцией, стало то, что ее объемную модель пришлось осуществлять в Москве в Московском архитектурном институте. Там к идее отнеслись благосклонно, приветствуя материальное воплощение концепции в режиме студийного обучения. В итоге появился проект «Санкт-Петербург 300 - Санкт-Петербургу 400», который был представлен для презентации.

Площадь, занимаемая экспозицией на выставках, составила семьдесят два квадратных метра. Основную часть экспозиции занимал макет, который состоял из двух частей площадью девять и три с половиной квадратных метра. К нему была добавлена графическая часть в виде схем, текста, панорамных рисунков и чертежей.

Концепция раскрывала тему развития городских территорий в северо-западном направлении. Авторская идея появилась, когда мы вышли на катере в Финский залив и увидели город со стороны воды. Ощущение было удручающее от монотонной береговой застройки из однотипных серых зданий. Пришла идея - создать со стороны воды экран из огромного обитаемого моста, который протянется через весь залив, от одного берега до другого.

Рисунок 3. Архитектурная концепция «Квартал «Болото» (фото автора)

Рисунок 4. Архитектурная концепция «Квартал «Болото» (фото автора)

Главной темой была попытка соединить пространство воды, объемы обитаемой части моста и береговой территории в единую объемно-пространственную градостроительную систему. Был создан новый объемно-пространственный и градостроительный символ Санкт-Петербурга. Концепция предусматривала наряду с существующими петербургскими мостами строительство четыре новых не разводных обитаемых мостов через Финский залив. Длина самого большого меридионального моста составляла 27, малого - 10,5 километров.

Презентация концепции выполненной в объемно-пространственный модели была осуществлена правительством Санкт-Петербурга на юбилейных международных выставках в Москве (Гостиный двор), Берлине («300 лет Санкт-Петербургу: Россия, открытая миру»), Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург. 300 лет во славу России», Михайловский манеж) в 2003

году. Концепция была представлена на шести крупных выставках. Материалы были опубликованы в открытой печати в различных издательствах. Концепция получила множество отзывов от зрителей, побывавших на наших выставках. Состоялось несколько телевизионных передач о самой концепции, и о тех, кто ее выполнял, в том числе и на центральном телевидении (рис. 5-7).

Механизм создания архитектурных концепций

Механизм создания архитектурных концепций в каждом конкретном случае связан с пониманием смысла самой идеи [8]. Это понимание позволяет сформулировать авторскую гипотезу. Для того, чтобы она появилась нужен автор идеи, - инициатор формулировки гипотезы и лидер, который из «толпы» сможет создать команду единомышленников и повести их за собой. Для концепции еще лучше, когда это один и тот же человек. Нужно отметить, что для одного определенного автора и или авторского коллектива, которые формируют масштабные концепции в самом процессе создания существует определенная закономерность связанная с этапностью. Этапы укладываются в промежутки в десять - пятнадцать лет [9].

Концептуализм невозможен без относительной свободы. Именно с появлением авторской свободы начинается творческий процесс. С момента появления идеи начинаются муки творчества, в результате которых в голове автора прокручиваются сотни различных вариантов. [10] Среди них выбирался один, пригодный для последующей разработки. Количество вариантов зависело от объективных и субъективных обстоятельств, и значительно увеличивалось, если разрабатываемая тема вызывала определенный интерес как у авторов концепции, так и у оппонентов.

Рисунок 5. Архитектурная концепция «Петербург 300 - Петербургу 400» (фото автора) Страница 9 из 17

Рисунок 6. Архитектурная концепция «Петербург 300 - Петербургу 400» (фото автора)

В этом случае интерес мог быть не только творческий, но и коммерческий, если находились заинтересованные стороны. При подключении третьих лиц к процессу создания концепции обязательно возникали затруднения в выборе нужного варианта [13]. И не факт, что выбор оказывался правильным. Необходимо отметить, что при показе «абстрактных» объемных элементов, которые входили в состав концепций мы включали вполне узнаваемые для потребителей детали. От этого модели выглядели более убедительно, а сама тема становилась более понятной. Такие решения позволили доказать необходимость реализации тех или иных положений разрабатываемых концепций.

Выполнение концепции в студийном режиме

Студия - это созданный лидером творческий коллектив, который представляет собой единую команду, работающую на общую идею по индивидуальной программе. В случаях с Томским инженерно-строительным институтом и с Московским архитектурным институтом складывались благоприятные обстоятельства. Это помогло официально утвердить на ученых советах институтов и в ректоратах возможность создания студии. В результате в состав студийных коллективов вошли студенты разных курсов. Методика выполнения основной работы, которая была связана с концепциями и общей для всех учебной программой, проверялась во время занятий. Особенность заключалась в том, что курсовые проекты выполнялись в составе общей концепции.

Это объединение позволяло значительно сэкономить время на основную ударную работу над концепцией, которая выполнялась во внеурочное время. Следует отметить, что время свободное от основных занятий, которое было потрачено на работу над концепцией, ценилось значительно выше. Результаты выполненной работы были лучше.

Рисунок 7. Архитектурная концепция «Петербург 300 - Петербургу 400» (фото автора)

Механизм работы в студии

Механизм работы в студии дает свободу выбора концептуальных тем и способствует их интенсивному внедрению в архитектурное проектирование. Это чрезвычайно важное обстоятельство явилось основной причиной внедрения методики студийного обучения для реализации архитектурных концепций. Массированный мозговой штурм - главная отличительная особенность студийной работы. Работа проводилась каждый день. Такое каждодневное общение обеспечило возможность высокоэффективной передачи знаний. Подобный подход влиял на полученные знания, что несомненно повышало профессиональный уровень студентов и повышало их компетенции.

Такая комплексная работа позволяла объединить на одной площадке и на одном проекте различных по степени подготовки специалистов. Смена участников при помощи перемещения с одного участка на другой создавало ощущение того, что в объемной модели все выполнено одной рукой. Такой подход повышал компетенцию тех и других. В результате была выработана

особая методика необходимая для реализации архитектурных концепций. В её основе лежит применение объемной графики, которая позволяет значительно сократить время реализации концепции.

Это понятие включает в себя выполнение всех проектных стадий концепции при помощи объемного моделирования. Особенность авторской методики связана с тем, что на первых и последующих стадиях «рисование» объемов - эскизы и чертежи осуществляются при помощи бумаги и картона. Отличие такого подхода от других методик в «моделировании», которое в нашем случае осуществляется на одном и том же рабочем макете.

Постоянно уточняя макетную модель, мы получаем наиболее приемлемый вариант. После этого вступает в дело верхний чистовой слой бумаги и макет превращается из рабочего в демонстрационный. Для выполнения концепций такой метод служит мощным инструментом, который сокращает время на изготовление модели и чертежей, на поиск решения и способствует повышению качества проектных решений выполняемой концепции [14].

Графика на бумаге и завершающая компьютерная графика осуществляется при помощи фотофиксации этапов выполнения макета с последующим переносом фотографий в архитектурные компьютерные программы. Этому способствует камеральная обработка и редактирование полученных проекций.

Таким образом, при использовании объемной графики задачи каждого из разрабатываемых этапов ставятся по-другому. Изображение в макете из объемных бумажных проекций - это то, с чего начинается работа над проектом, затем продолжается, и, наконец, завершается в виде чистового макета [15]. Положительный результат связан с тем, что при условии одновременной работы над формой и внутренним содержанием моделируемого объема информация об объекте представлена на каждом этапе наиболее полно. Вопросы согласования архитектурных решений происходят быстрее и намного легче.

Авторы разработанных концепций не только выполнили их в объемно-пространственных моделях, но и использовали возможность провести анализ результатов своего исследования.

Так, например, презентации томских концепций состоялись в городе Томске в 1990 г. в Томском инженерно-строительном институте. Важность этой презентации была в том, что на ней присутствовали представители администрации, жители города, союза архитекторов, прессы и телевидения. Так или иначе с концепцией познакомились все заинтересованные стороны. Впоследствии проект был перемещен в вдание городской администрации. Затем - в проектный институт Томскгражданпроект, который занимался реальным проектированием городских объектов.

Презентация Санкт-Петербургской концепции выполненной в объемно-пространственный модели в МАРХИ была осуществлена правительством Санкт-Петербурга на юбилейных международных выставках в Москве (Гостиный двор), Берлине («300 лет Санкт-Петербургу: Россия, открытая миру»), Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург. 300 лет во славу России», Михайловский манеж) в 2003 г.

Концепция была представлена на шести крупных выставках, с ней познакомилось огромное количество инвесторов, архитекторов, представителей администрации, студентов и

Объемная графика

Свидетельства и итоги результатов такой деятельности

горожан, информация о ней неоднократно публиковалась в открытой печати, в итоге было получено множество отзывов от благодарных зрителей, на телевидении состоялось несколько телевизионных передач.

Выводы

Анализ, обобщение и выводы, приведенные в статье, демонстрируют то, что концептуальность способствует не только появлению и созданию новых отдельных архитектурных объектов, но и создает предпосылки для объединения этих объектов в единые системы многофункциональных комплексов нового типа. Разработки на городских презентациях доводятся до широких общественных кругов. Многие из разделов концепций способствуют появлению и проектированию реальных городских проектов, стимулируют появление новых гипотез и интересных идей.

Перманентные изменения исторических процессов оказывают сильнейшее воздействие на изменение подходов к формообразованию в архитектуре. В результате этого появляются новые идеи и новые концепции в области архитектуры. Они в свою очередь стимулируют поиск новых направлений, решение новых задач, создание новых концептуальных проектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В нашем случае итогами вышеперечисленных концепций стали новые направления, представленные в разработанных моделях. Отдельные положения концепций воплощаются в жизнь в виде разрабатываемых различными авторами и коллективами реальных проектов. Основные выводы по статье можно объединить в следующие группы:

• Концептуализм невозможен без относительной свободы, в результате которого начинается творческий процесс.

• Трудно создавать концепцию для того места, в котором находится автор и его команда, для создания гипотезы нужна независимость.

• Этапность разработки концепции предполагает разделение ее на временные отрезки в пределах десяти - пятнадцати лет.

• В учебном процессе разработка и материализация концепции лучше всего осуществлялась в режиме студийного обучения.

• Разрабатываемые архитектурные концепции имеют огромное значение в процессе подготовки студентов архитектурных специальностей и повышают их компетенции.

• Объемная графика в наших случаях служила мощным инструментом для создания объемной версии разрабатываемых концепций.

• Методика, использованная при создании концепций, показала какую роль она может играть при разработке реальных проектов.

• Комплексность работы над концепцией предполагала объединение на одном проекте специалистов разных направленности.

• Анализ опыта разработки концепций показал каким образом и насколько они способствуют повышению качества проектных решений.

• Свидетельства необходимости создания концепций подтверждены их масштабной презентацией, том числе на международных выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Берлине и Томске.

Заключение

В заключение представлена модель архитектурного процесса, в которой главная роль отведена архитектурному концептуализму. Утопическая концепция выражает стремление к идеальному рационализму и не имеет в своем арсенале необходимых первоисточников кроме себя самой. Данная модель обосновывает тезис о том, что создание концепций способствует повышению качества проектных решений. Это обеспечивается применяемой при разработке концепций методикой:

1 Создание архитектурных идеалов и разработка гипотезы.

2 Проекция идеалов при помощи архитектурной концепции на средовое пространство.

3 Материализация при помощи фантазии в конкретном объекте.

4 Построение объемной модели при помощи объемной графики.

5 Перманентная общественная презентация разработанной концептуальной модели.

Концепции, опираясь на утопическое мышление, позволяют форме оставаться свободной. Это дает возможность создавать новые типы пространств и поднимать идеал на небывалую высоту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эльфлайн Р.: Дематериализация архитектуры: к таксономии концептуальной практики, Журнал Общества историков архитектуры. LNCS, Vol. 75, Ис. 2. С. 201223, (2016). DOI: 10.1525/jsah.2016.75.2.201.

2. Аммон, С.: Почему проектирование не является экспериментом: методы проектирования, эпистемологическая практика и стратегии приобретения знаний в архитектуре. Философия и технология. LNCS, Vol. 30, Ис. 4. С. 495-520, (2017). DOI: 10.1007/s13347-017-0256-4.

3. Янковская Ю.С., Меренков А.В.: Образ и морфология в современной теории архитектуры. Серия конференций IOP: Материаловедение и инженерия, Vol. 262, Ис. 1, (2017). DOI: 10.1088/1757-899X/262/1/012134.

4. Янковская Ю., Заварихин С., Курбатов Ю., Пухаренко Ю. Теория архитектурного морфогенеза (к развитию идей феноменологической школы). E3S Web of Conferences, стр. 164, (2020). DOI: 10.1051/e3sconf/202016405024.

5. Заварихин С., Лисовский В.: «Концептуализм как феномен европейской архитектуры ХХ века», World Applied Sciences Journal. LNCS, Vol. 23, стр. 149152, 2013. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2013.23.pac.90030.

6. Абызов, В.: Современные условия и влияние создания архитектурной среды, Серия конференций IOP: Материаловедение и инженерия, стр. 1-11, (2017). DOI: 10,1088/1757-899x/245/8/082050.

7. Алиходжич Р., Головина С.: Вклад в осмысление символики и значения архитектурной формы. Сеть конференций MATEC. LNCS, стр. 106, (2017). DOI: 10.1051/matecconf/201710601046.

8.

9.

10.

11. 12.

13.

14.

15.

16.

Якоби, С.: Типичные и типологические рассуждения: схематическая практика архитектуры, Журнал архитектуры. LNCS, Vol. 20, Ис. 6. С. 938-961, (2015). DOI: 10.1080/13602365.2015.1116104.

Эйлути, Б.Х.: Эволюция концепций в архитектурном дизайне: восьмеричная структура, Frontiers of Architectural Research, Vol. 7, Ис. 2. С. 180-196, (2018). DOI: 10.1016/j.foar.2018.01.003.

Мельникова О., Шувалова: Начертательная геометрия как инструмент развития творческих способностей будущих архитекторов. E3S Web of Conferences, стр. 110, (2019). DOI: 10.1051/e3sconf /201911002104.

Салливан Л. Высотные административные здания с художественной точки зрения, Мастера архитектуры по окружающей среде. М., с. 44-45, (1972).

Бейтуллаху, Ф.: Роль архитекторов в создании зданий и устойчивости городов, Журнал международных деловых исследований и маркетинга. Vol. 2, Ис. 5. С. 1417, (2017). DOI: 10.18775/jibrm.1849-8558.2015.25.3002.

Гольдблатт, Д.: Эстетика, повествование и материалы архитектуры. Архитектурный дизайн. LNCS, Vol. 90, Ис. 5. С. 82-91, (2020). DOI: 10.1002/ad.2614.

Колодин К.И. Формирование объектов загородной среды. Учебное пособие для вузов. Архитектура - С., М., 256 с., (2004).

Лак, Р.: Исследование дизайна, архитектурное исследование, исследование архитектурного дизайна: аргумент о дисциплинарности и идентичности, Исследования дизайна. LNCS, Vol. 65, стр. 152-166, (2019). DOI: 10.1016/j .destud.2019.11.001.

Иконников А.В.: Утопическое мышление и архитектура. Архитектура - С, М., 400

с., (2004).

Kolodin Konstantin Ivanovich

Saint-Petersburg state university of architecture and civil engineering, Saint-Petersburg, Russia

E-mail: kolodinstudio@bk.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7197-9824

The role of architectural conceptualism in improvement of the quality of design solutions

Abstract. Introduction. The article examines the problems associated with the specifics of the conceptual and competitive design of architectural objects. The researches were conducted in St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering at the Department of Architectural Design under the guidance of associate professor Kolodin K.I., Ph.D.

Area of research: structural organization of environmental space was developed in author's architectural concepts. Gathering of the data was made on the basis of global as well as local Russian practice and developed author's conceptions. The evaluation criteria were considered as a set of features of the formation of architectural concepts performed in the architectural studio mode.

Sources of the analyzed material were the examples of the author's developed volumetric-spatial concepts: "Inhabited bridge as a new city center of Tomsk"; "Quarter "Boloto"; "Petersburg 300 - Petersburg 400". These are projects led by K.I. Kolodin and performed in Moscow, Tomsk, St. Petersburg for thirty years.

Results of the research: architectural volumetric-spatial concepts were developed and an analysis of the author's conceptual ideas was carried out; the reasons and peculiarities of their occurrence are revealed; mechanisms for creating these architectural concepts are determined; the concept is considered as a tool that contributes to improving the quality of design solutions.

Discussion: The authors of the developed concepts not only implemented them in volumetric-spatial models, and used the opportunity to analyze the results of their research, but also made a large-scale presentation of the results of their works.

Presentation of Tomsk conceptions was shown in Tomsk in 1990 at Tomsk Civil Engineering University. It was attended by representatives of the administration, residents of the city, the union of architects, the press and television. The project was moved at first to the city council and then to the design Institute «Tomskgrazhdanproject» in Tomsk, that was engaged in the real design of city facilities.

The presentation of the St. Petersburg concept made in a three-dimensional model at the Moscow Architectural University was carried out by the government of St. Petersburg at the anniversary international exhibitions in Moscow (Gostiny Dvor), Berlin ("300 years of St. Petersburg: Russia opened to the world"), St. Petersburg (St. Petersburg. 300 years to the glory of Russia, Mikhailovsky Manege) in 2003.

Conclusion. In conclusion, a model of the architectural process is presented, in which the main role is assigned to architectural conceptualism. This model substantiates the thesis that the creation of concepts helps to improve the quality of design solutions. This is ensured by the applied technique. The technique was used in the process of preparing students of architectural specialties in the development of term, diploma and real projects.

Keywords: conceptual projects; competitive design; studio design technique; unified systems of multifunctional complex; the quality of design solutions; new type of architectural objects

REFERENCES

1 Elfline R.: The Dematerialization of Architectire: Toward a Taxonomy of Conceptual Practice, Journal of the Society of Architectural Historians. LNCS, Vol. 75, Is. 2, pp. 201-223, (2016). DOI: 10.1525/jsah.2016.75.2.201.

2 Ammon, S.: Why designing is not experimenting: Design methods, epistemic praxis and strategies of knowledge acquisition in architecture. Philosophy and Technology. LNCS, Vol. 30, Is. 4, pp. 495-520, (2017). DOI: 10.1007/s13347-017-0256-4.

3 Yankovskaya, Y.S., Merenkov, A.V.: Image and morphology in modern theory of architecture. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Vol. 262, Is. 1, (2017). DOI: 10.1088/1757-899X/262/1/012134.

4 Yankovskaya, Y., Zavarikhin, S., Kurbatov, Y., Pukharenko, Y. Theory of architectural morphogenesis (to the development of ideas of the phenomenological school). E3S Web of Conferences, p. 164, (2020). DOI: 10.1051/e3sconf/202016405024.

5 Zavarikhin S., Lisovskij V.: «Conceptualism as a Phenomenon of European Architecture in XX Century», World Applied Sciences Journal. LNCS, Vol. 23, pp. 149152, 2013. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2013.23.pac.90030.

6 Abyzov, V.: Modern Conditions and the Impacts of the Creation of Architectural Environment, IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, pp. 1-11, (2017). DOI: 10.1088/1757-899x/245/8/082050.

7 Alihodzic, R., Golovina, S.: Contribution to comprehending symbolism and meaning of architectural form. MATEC Web of Conferences. LNCS, p. 106, (2017). DOI: 10.1051/matecconf/201710601046.

8 Jacoby, S.: Typal and typological reasoning: A diagrammatic practice of architecture, Journal of Architecture. LNCS, Vol. 20, Is. 6, pp. 938-961, (2015). DOI: 10.1080/13602365.2015.1116104.

9 Eilouti, B.H.: Concept evolution in architectural design: an octonary framework, Frontiers of Architectural Research, Vol. 7, Is. 2, pp. 180-196, (2018). DOI: 10.1016/j.foar.2018.01.003.

10 Melnikova, O., Shuvalova: Descriptive geometry as a tool for the development of future architects' imaginative abilities. E3S Web of Conferences, p. 110, (2019). DOI: 10.1051/e3sconf/201911002104.

11 Sullivan L. High-rise administrative buildings from an artistic point of view, Masters of architecture on the environment. M., p. 44-45, (1972).

12 Bejtullahu, F.: Role of the Architects in Creating Building and Urban Resilience, Journal of International Business Research and Marketing. Vol. 2, Is. 5, pp. 14-17, (2017). DOI: 10.18775/jibrm.1849-8558.2015.25.3002.

13 Goldblatt, D.: Aesthetics, narrative and the materials of architecture. Architectural Design. LNCS, Vol. 90, Is. 5, pp. 82-91, (2020). DOI: 10.1002/ad.2614.

14 Kolodin, K.I.: Formation of objects of the suburban environment. Textbook for universities. Architecture - S., M., 256 p., (2004).

15 Lad, J.: Architecture from the ground up: Designing and delivering social value in southern India. Architectural Design. LNCS, Vol. 90, Is.4, pp. 82-87, (2020). DOI: 10.1002/ad.2594.

16 Ikonnikov, A.V. : Utopian thinking and architecture. Architecture - S, M., 400 p., (2004).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.