Научная статья на тему 'Роль антонимического блока глаголов эмоционального состояния человека в системной организации русской лексики'

Роль антонимического блока глаголов эмоционального состояния человека в системной организации русской лексики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
127
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Клоков П. Н.

The urgent problem of modern linguistics about the systemic character of a lexicon is investigated in the article exemplified by the antonymic block of verbs indicating the emotional state of a human being.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of antonymic block of verbs indicating the emotional state of a human being in the systemic organization of a lexicon

The urgent problem of modern linguistics about the systemic character of a lexicon is investigated in the article exemplified by the antonymic block of verbs indicating the emotional state of a human being.

Текст научной работы на тему «Роль антонимического блока глаголов эмоционального состояния человека в системной организации русской лексики»

РОЛЬ АНТОНИМИЧЕСКОГО БЛОКА ГЛАГОЛОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РУССКОЙ ЛЕКСИКИ

П.Н. Клоков

Klokov P.N. Role of antonymic block of verbs indicating the emotional state of a human being in the systemic organization of a lexicon. The urgent problem of modern linguistics about the systemic character of a lexicon is investigated in the article exemplified by the antonymic block of verbs indicating the emotional state of a human being.

Положение о системности языка и его многоуровневой организации не вызывает сомнений и в современной науке является приоритетным. В лингвистических исследованиях последних десятилетий наблюдается тенденция комплексного описания лексических явлений в их взаимодействии на уровне парадигматики и синтагматики.

Объектом нашего анализа являются антонимические и синонимические связи слов в единой семантической парадигме - антонимическом блоке - и функционирование ее членов в тексте.

Антонимический блок лингвистами понимается по-разному. В.А. Иванова такие объединения называет «синонимо-антоними-ческими блоками» [1].

Ю.В. Федосов организующим началом этой структуры (блока) считает антонимию, так как антонимы «упорядочивают это множество». Ученый считает, что более точным названием блока должно быть «антонимосинонимический блок» [2].

Л.А. Новиков выделяет блоки на других основаниях: «Антонимы не существует в языке изолированно. Они образуют своеобразные блоки, основанные на структурнословообразовательных и функционально-семантических связях слов» [3].

Антонимический блок, как мы его понимаем, - это сложное структурное объединение антонимических оппозиций, самоорганизующееся на основе антонимических связей между оппозитами в рядах по «горизонтали» и синонимических связей оппозитов с другими словами в рядах по «вертикали».

Каждая единица лексической системы входит одновременно в два вида отношений: синтагматические (линейные) и парадигматические (нелинейные). Описать парадигматическую «вертикальную» и синтагматиче-

скую «горизонтальную» оси блока - это значит показать роль антонимического блока в системной организации лексики.

Под парадигматическими отношениями мы понимаем, вслед за В.И. Ивановой, нелинейные, дизъюнктивные отношения (отношения типа или... или), выполняющие классифицирующую, «инвентаризирующую»

функцию [4].

Элементарным отрезком на парадигматической оси блока выступает антонимическая пара, представляющая собой эквипо-лентную оппозицию. Весь антонимический блок состоит из 24 оппозиций, связанных между собой отношениями синонимии.

С помощью метода компонентного анализа в антонимическом блоке нами определено несколько микроструктур: антонимические пары глаголов, каузативные и некаузативные глаголы, статальные и инхоативные глаголы.

Для каждой из вычлененных оппозиций в зависимости от уровня абстракции устанавливается своя интегральная сема, которая отражает общий признак двух сопоставляемых слов. В частности, исследуемая нами оппозиция радоваться - огорчаться построена на основе интегральной семы «испытывать чувство», а оппозиты противопоставляются друг другу дифференциальными семами «чувство радости» - «чувство огорчения».

В микроструктурах каузативных и некаузативных глаголов по принципу наибольшей частотности и стилистической нейтральности выделяется доминанта, которая представляет инвариантное значение всех синонимических пар антонимов.

Микроструктуру каузативных глаголов организует своя интегральная сема - «вызывать чувство». Она объединяет глагольные антонимичные оппозиции в микроблок: радовать - огорчать, радовать - печалить,

радовать - расстраивать, веселить - печалить. В данном случае действует интегральная сема более высокой абстракции, чем в антонимической паре, так как она присутствует в значении всех каузативных глаголов. Для всего антонимического блока интегральной является архисема «эмоциональное состояние человека», которая характеризует парадигму в целом.

Под синтагматическими отношениями нами понимаются конъюнктивные отношения (отношения типа и ... и), линейно упорядоченные между языковыми единицами определенного типа в составе морфем, словоформ, словосочетаний, предложений, абзацев и т. д. [4, с. 23].

На синтагматической оси при глаголах антонимического блока возможны позиции субъекта, объекта и обстоятельства.

Исследуемый материал показал, что семантика субъекта при некаузативных и каузативных глаголах различается.

В позиции субъекта с некаузативными глаголами антонимического блока сочетаются слова, которые имеют в своей структуре сему «человек»:

а) одушевленные существительные, а также словосочетания: Оба вышли на улицу и зашагали к себе домой. Старичок был нахмурен и сосредоточен, молодой человек сиял и был весел (А. Чехов);

б) субстантивные слова: Лерка была на посту, и Первый от души порадовался близкому удовольствию другого человека. ... - Как это к обеду? У меня в три совещание. Первый развел руками и опечалился (Ю. Нагибин);

в) местоимения различных разрядов: Днем они вели себя как все люди: улыбались, шутили, вспоминали, радовались, тосковали, ругались, спорили. (Ю. Нагибин).

Следует заметить, что в позиции субъекта при исследуемых глаголах возможно метонимическое употребление слов глаза, душа, сердце, которые с логической точки зрения не являются одушевленными: - Мой великий король будет счастлив от этого хаоса. О Боже, как радуется мое сердце.

- И как скорбит мое, - тихо ответил Репнин... (В. Пикуль).

В позиции субъекта с каузативными глаголами сочетаются как одушевленные, так и неодушевленные существительные и заменяющие их местоимения: - А нельзя ли, что-

бы вы репортеров расстреляли? - спросил Персиков, глядя поверх очков. Этот вопрос развеселил чрезвычайно гостей (М. Булгаков);

- . Вконец расстроил ты меня, Петр Александрович, своим сообщением (Ю. Бондарев).

Объектная позиция при некаузативных глаголах является факультативной: - Надеюсь, ты не будешь скучать у меня, мой дружок - сказала бабушка, приподняв ее личико за подбородок, - прошу же веселиться и танцевать как можно больше (Л. Толстой).

Объектная позиция при каузативных глаголах - это позиция прямого дополнения, она является обязательной. Как правило, объект указывает на лицо: Письмо матери Андрея и порадовало, и опечалило, и вызвало некоторую досаду (В. Богомолов).

В позиции обстоятельства при глаголах анализируемого блока преимущественно функционируют наречия образа действия, меры, времени, а также другие части речи, характеризующие эмоции со стороны «качества», «количества», «времени»: Если сон был страшный - все задумывались, боялись не шутя; если пророческий - все непритворно радовались или печалились... (И. Гончаров); Разумеется, теперь, когда новые, в тысячу раз более сильные чувства заслонили все, чем мы жили, что радовало и огорчало нас до войны, кажется странным то необычайное впечатление, которое произвела на Саню эта неудача (В. Каверин).

Анализ антонимического блока глаголов эмоционального состояния показал, что парадигматические особенности входящих в него членов определяют их синтагматические связи и тем самым семантизируют определенное языковое пространство, представляющее один из фрагментов системной организации языка.

1. Иванова В.А. Антонимия в системе языка. Кишинев, 1982. С. 73.

2. Федосов Ю.В. Принципы построения идеографического антонимо-синонимического

словаря русского языка: дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2002. С. 49.

3. Новиков Л.А. Антонимия в русском языке. М., 1973. С. 77-78.

4. Иванова В.И. Лексико-семантическая подсистема языка. Тверь, 1999. С. 22.

Поступила в редакцию 25.02.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.