УДК 343.85
АННА ВЕНИАМИНОВНА ЗВОНОВА,
преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права (Владимирский юридический институт ФСИН России),
e-mail: salikova.a@yandex.ru
РОЛЬ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
Реферат: необходимость осуществления антинаркотической политики в Российской Федерации обусловлена изменениями, происходящими в государстве, а также в мире в целом, возникновением новых угроз, связанных с усилением экстремизма, терроризма, транснациональной преступности. Кроме указанных негативных тенденций, необходимо учитывать появление новых наркотических средств и психотропных веществ, которые масштабно распространяются на территории государства.
В Российской Федерации существует два основных направления антинаркотической политики: первое предусматривает целенаправленное пресечение нелегального производства и оборота наркотиков внутри страны, а также противодействие наркоагрессии; второе - совершенствование системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы.
Антинаркотическая политика не может осуществляться самостоятельно, вне зависимости от иных направлений политики государства. Она взаимосвязана с уголовной политикой, в том числе с уголовно-исполнительной, политикой в сфере судопроизводства, что выражается во введении новых и изменении имеющихся специальных уголовно-правовых норм, отражающих элементы противодействия распространению наркомании в России. Равным образом антинаркотическая политика взаимодействует с социальной государственной политикой, медико-реабилитационной, культурно-ценностной. Данное взаимодействие позволяет эффективно достичь целей и выполнить задачи антинаркотической политики.
Ключевые слова: антинаркотическая политика, наркомания, государственная стратегия, наркопреступность, наркотическое вещество, психотропное средство, медицинская и социальная реабилитация, профилактика.
Проводимая в последние 20 лет интеграция России в мировое сообщество предусматривает рационализацию ее уголовной политики путем приведения уголовно-правовых норм в соответствие с современными угрозами с учетом отечественного опыта и международного законодательства [4, с. 82]. Одним из направлений реализации государственной политики является деятельность по профилактике, противодействию и борьбе с наркоманией, и именуется она антинаркотической политикой.
Необходимость переосмысления антинаркотической политики обусловлена тем, что проблема распространения наркотиков в современной России приобрела характер угрозы национальным интересам [11, с. 4]. В настоящее время количество лиц - потребителей наркотиков стабилизировалось после продолжительного периода роста: в 1999 г. их число составило 364 679 человек, в 2004 г. выросло до 493 647, а в 2009 г. - до 555 272, в дальнейшем оставалось примерно на том же уровне и в 2014 г. составило 547 215 человек. Из них доля лиц, страдающих зависимостью от наркотиков,
© Звонова А. В., 2016
также находится приблизительно на одном уровне, если в 1999 г. их число составляло 224 647 человек и в 2001 г. резко выросло до 335 317 с последующим постепенным ростом до 358 120 больных в 2008 г., то к 2014 г. произошло небольшое снижение - 321 796 человек [7; 8].
Однако многие исследователи отмечают, что применительно к лицам с болезненной зависимостью от наркотиков невыявленная или незарегистрированная часть, по некоторым подсчетам, значительно больше зарегистрированной: главный нарколог Минздрава России, эксперт Лиги здоровья нации Е. Брюн в 2012 г. в интервью сообщил, что в России больных наркоманией около 1,5 млн человек, а опыт употребления наркотиков, по экспертным оценкам, имеют 3-4 млн человек [3], не согласны с ним представители ФСКН России, которые называют реальное количество наркоманов в России около 8 млн человек [2; 10].
Эффективное развитие общества, как правило, достигается защитой и охраной здоровья и благосостояния нации. Национальное здоровье является главным приоритетом в прогрессивном функцио-
нировании государства, обеспечивает эффективное развитие экономических отношений, культурных и духовных ценностей, оборонную функцию государства, физическое развитие и спортивные достижения, а также укрепление авторитета государства и его процветание. Борьба с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и их профилактика являются основными задачами государства в области охраны национального здоровья [9, с. 3; 12, с. 3-4].
Основополагающим документом в области противодействия наркомании является Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, одной из целей которой является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков. Именно данный нормативный акт во многом и предопределил дальнейшее развитие уголовного законодательства в сфере противодействия распространению наркомании.
Достижение результатов планировалось с использованием международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками, что регламентируется гл. 5 документа «Основные направления развития международного сотрудничества».
Первое направление предусматривает пресечение нелегального производства и оборота наркотиков внутри страны, а также противодействие наркоагрессии. Реализации данного направления свойственно два пути: первый основан на изменении действующих норм Общей части УК РФ, а второй -Особенной части УК РФ.
Так, законодателем было реализовано решение о систематизации уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с наркотиками, в Общей части уголовного закона. При этом ужесточению были подвергнуты условия не только назначения наказания за подобные преступления, но и отбывания назначенного наказания. В соответствии с Федеральным законом от 1 марта 2012 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в качестве отягчающего обстоятельства было предусмотрено совершение преступления с использованием, кроме прочих, наркотических средств и психотропных веществ.
В свою очередь, изменения Особенной части УК РФ протекали в том же направлении, что и ранее, - введение новых составов преступлений и корректировка действующих.
В соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2012 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в ст. 230 и 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был также расширен круг применения ст. 230 УК РФ, посвященной склоне-
нию к потреблению наркотиков путем включения в нее аналогов наркотических средств и психотропных веществ. Данное нововведение обусловлено изменением качественного состава рассматриваемых запрещенных веществ и развитием науки, применяемой злоумышленниками для разработки новых формул синтетического яда.
Законодатель обратил внимание на проблему наркотизации отдельных мест скопления людей и ввел Федеральным законом от 1 марта 2012 г. № 18-ФЗ квалифицированный признак за сбыт наркотических средств, психотропных веществ, совершенный в следственном изоляторе, исправительном учреждении, административном здании, сооружении административного назначения, образовательной организации, на объектах спорта, железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта или метрополитена, в общественном транспорте либо помещениях, используемых для развлечений или досуга. Путем внесения данных изменений была актуализирована проблема наркотизации, в частности, мест лишения свободы.
Однако остановить развитие негативных явлений не означает победу над ними. Государство осознало необходимость не только противодействия наркомании, но и профилактики данного явления, с чем и связано второе направление - совершенствование системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы. В соответствии с данным направлением была дополнена Общая часть УК РФ в области регламентации реализации ответственности наркозависимых лиц.
В соответствии со ст. 22 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года предусмотрено, что система мер по снижению спроса на наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги состоит:
а) из государственной системы профилактики немедицинского потребления указанных средств и веществ;
б) наркологической медицинской помощи;
в) медико-социальной реабилитации больных наркоманией.
Из представленных направлений последнее было успешно реализовано законодателем в рамках уголовного законодательства путем введения двух новых институтов уголовного права.
Так, с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были введены нормы, предусматривающие институт отсрочки отбывания наказания больным наркоманией. На основании вновь введенной ст. 82.1 УК РФ законодателем регламентировано предоставление осужденным, больным наркома-
нией и признанным виновными в совершении преступлений небольшой или средней тяжести, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и их прекурсоров, возможности выбора между лечением и уголовным наказанием [6, с. 148]. При этом отсрочка может быть применена лишь при совершении впервые преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ.
Получив первые положительные результаты применения отсрочки отбывания наказания больным наркоманией, законодатель решил расширить возможности уголовно-правового регулирования лечения от наркомании и последующей медицинской реабилитации. В соответствии с Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» была введена ст. 72.1 УК РФ, на основании которой в отношении лица, больного наркоманией, осужденного к основному наказанию в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы, суд может возложить обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию. При этом контроль за осужденными также возлагается на имеющие опыт подобной работы уголовно-исполнительные инспекции.
Указанные категории лиц с учетом заболевания наркоманией являются опасными для общества и государства, их исправление в местах лишения свободы весьма затруднительно, а порой невозможно и преждевременно без осуществления лечения и реабилитации. К тому же ввиду заболевания наркоманией процесс исправления осужденного может восприниматься им неадекватно. Большинство лиц, отбывающих наказания в уголовно-исполнительных учреждениях, не работают, употребляют наркотические средства и психотропные вещества, ведут антиобщественный образ жизни, не принимают участия в жизни коллектива, их не интересуют выступления на телевидении и в прессе на тему борьбы с преступностью и укрепления правопорядка [5, с. 153-154].
Изложенное позволяет сделать вывод о пересечении антинаркотической политики с уголовно-исполнительной политикой, которая, по утверждению многих ученых, является частью уголовной политики. Указанные направления отечественной антинаркотической политики также были учтены при разработке Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.
В настоящее время в системе исполнения наказаний функционируют 9 лечебно-исправительных учреждений для больных наркоманией, более 50 тысяч осужденных страдают социально значимым заболеванием - наркоманией. В связи с этим в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года данный факт был учтен и в нее включен раздел, посвященный материальному обслуживанию осужденных, предполагающий развитие медицинской службы уголовно-исполнительной системы в соответствии с основными концептуальными направлениями совершенствования системы здравоохранения Российской Федерации, а также раздел, регламентирующий сферу социальной, психологической, воспитательной и образовательной работы с осужденными, предусматривающий разработку и развитие психотерапевтического направления работы психолога, создание при учреждениях уголовно-исполнительной системы отделений социально-психологической реабилитации с целью оказания профильной психологической помощи осужденным, имеющим наркотическую зависимость.
Таким образом, при реализации уголовно-исполнительной политики в части планирования и осуществления мероприятий по развитию уголовно-исполнительной системы были учтены критерии осуществления антинаркотической политики в его основных направлениях.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что антинаркотическая политика не может осуществляться самостоятельно, вне зависимости от иных направлений государственной политики. Антинаркотическая политика напрямую связана с уголовной политикой, в том числе с уголовно-исполнительной ее составляющей, политикой в сфере судопроизводства и т. д., что выражается во введении новых и реформировании имеющихся специальных норм уголовного закона, отражающих элементы противодействия распространению наркомании в России. Как отмечает руководитель Следственного комитета Российской Федерации А. И. Бастрыкин, обеспечение национальной безопасности носит комплексный характер [1, с .5].
Таким образом, одной из тенденций изменения уголовного законодательства России в сфере противодействия наркомании является применение «точечных» дополнений и новелл законодательства в сфере противодействия наркопреступности. Это способствовало формированию в России реализуемой современной отечественной антинаркотической политики, составной частью которой является противодействие наркотизации спецконтингента учреждений уголовно-исполнительной системы.
Список литературы
1. Бастрыкин А. И. Коррупция как один из факторов угрозы национальной безопасности Российской Федерации // Право и безопасность. 2011. № 3-4. С. 5-8.
2. Иванов В. Открываются первые центры по лечению от наркомании по приговору суда. URL : http://www.rg.ru/2013/12/05/ivanov.html (дата обращения: 17.11.2015).
3. Главный нарколог страны: эпидемия наркомании в РФ началась с Ельцина? // Аргументы и факты. 2012. 19 сент.
4. Звонов А. В., Дядькин О. Н. Факторы формирования системы уголовных наказаний в современных условиях: краткий аналитический обзор // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2016. Т. 10. № 1. С. 82-89.
5. Копотун И. Н. Индивидуальная профилактика преступлений в уголовно-исполнительных учреждениях // Человек: преступление и наказание. 2013. № 2. С. 152-156.
6. Кухарук В. В. Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией: вопросы теории и реализации // NB: вопросы права и политики. 2013. № 1. С. 148-165.
7. Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 2013-2014 годах. URL : http://www.nncn.ru/2_732.html (дата обращения: 17.11.2015).
8. Показатели общей и первичной заболеваемости наркологическими расстройствами в Российской Федерации в 1999-2009 годах. URL : http://www.nncn.ru/2_195.html (дата обращения: 17.11.2015).
9. Рачеева С. В. Уголовно-правовые проблемы борьбы с незаконными перевозкой и сбытом наркотических средств : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 225 с.
10. ФСКН: в России около 8,5 млн наркоманов // Комсомольская правда. 2012. 24 окт.
11. Царев С. А. Инновационная модель оказания наркологической помощи, как механизм снижения социальной стоимости наркомании : автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2013. 48 с.
12. Юхман М. А. Правовые меры предупреждения незаконного оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 212 с.
ANNA VENIAMINO VNA ZVONOVA,
lecturer of the penal law department (VLI of the FPS of Russia), e-mail: salikova.a@yandex.ru
THE ROLE OF ANTI-NARCOTICS POLICY OF THE STATE IN SYSTEM OF MEASURES OF COUNTERACTION OF CRIME
Abstract: the need of implementation of anti-narcotics policy in the Russian Federation is caused by the changes happening in the state and also in the world in general, emergence of the new threats connected with strengthening of extremism, terrorism, transnational crime. Except the specified negative tendencies, it is necessary to consider emergence of new drugs and psychotropic substances which spread to state territories.
In the Russian Federation there are two main directions of anti-narcotics policy: the first provides the purposeful suppression of illegal production and drug trafficking within the country, and also nar-coaggression counteraction; the second - improvement of system of scheduled, medical and rehabilitation maintenance.
The anti-narcotics policy can't independently be carried out, regardless of other directions of policy of the state. It is interconnected with criminal policy, including with criminal and executive, policy in the sphere of legal proceedings that is expressed in introduction new and change of the available special criminal precepts of law reflecting elements of counteraction to spread of drug addiction in Russia. Similarly the anti-narcotics policy interacts with social state policy, medico-rehabilitation, cultural and valuable policy. This interaction allows to achieve effectively the objectives and to carry out tasks of anti-narcotics policy.
Key words: anti-narcotics policy, drug addiction, state strategy, drug related crime, narcotic substance, psychotropic drug, medical and social rehabilitation, prevention.
© Zvonova A. V., 2016
References
1. Bastrykin A. I. Korrupcija kak odin iz faktorov ugrozy nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii [Corruption as one of the factors of threats to the national security of the Russian Federation]. Pravo i bezopas-nost' Law and Security, 2011, no. 3-4, pp. 5-8.
2. Ivanov V. Otkryvajutsja pervye centry po lecheniju ot narkomanii po prigovoru suda [The first rehab centers is opened for treatment drug addicts by court order]. Available at : http://www.rg.ru/ 2013/12/05/ivanov.html (Accessed 17.112015).
3. Glavnyj narkolog strany: jepidemija narkomanii v RF nachalas' s El'cina? [Chief expert in narcology of the country: Did the epidemic of drug addiction in Russia begin with Yeltsin?]. Argumenty i fakty - Arguments and facts, 2012, 19 September.
4. Zvonov A. V., Dyadkin O. N. Faktory formirovanija sistemy ugolovnyh nakazanij v sovremennyh uslovijah: kratkij analiticheskij obzor [Factors of criminal punishment system's formation in modern conditions: a brief analytical overview]. Kriminologicheskij zhurnal Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i prava - Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law, 2016, vol. 10, no. 1, pp. 82-89.
5. Kopotun I. N. Individual'naja profilaktika prestuplenij v ugolovno-ispolnitel'nyh uchrezhdenijah [Individual prevention of crimes in the criminal-Executive institutions]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2013, no. 2, pp. 152-156.
6. Kukharchuk V. V. Otsrochka otbyvanija nakazanija bol'nym narkomaniej: voprosy teorii i realizacii [Postponement of serving the sentence by drug addicts: Questions of theory and implementation]. NB: voprosy prava i politiki - NB: questions of law and policy, 2013, no. 1, pp. 148-165.
7. Main indicators of activity of narcological service in the Russian Federation in 2013-2014. Available at : http://www.nncn.ru/2_732.html (Accessed 17.11.2015).
8. Indicators of general and primary morbidity of substance abuse in the Russian Federation in 1999-2009. Available at : http://www.nncn.ru/2_195.html (Accessed 17.11.2015).
9. Racheeva S. V. Ugolovno-pravovye problemy bor'by s nezakonnymi perevozkoj i sbytom narkoticheskih sredstv. Diss. kand. jurid. nauk [Criminally-legal problems of struggle against illegal transportation and sale of drugs. Cand. legal sci. diss.]. Мoscow, 2001. 225 р.
10. FSKN: v Rossii okolo 8,5 mln narkomanov [Federal Drug Control Service: there are 8.5 million drug addicts in Russia]. Komsomol'skaja pravda - Komsomolskaya Pravda, 2012, 24 October.
11. Tsarev S. A. Innovacionnaja model' okazanija narkologicheskoj pomoshhi, kak mehanizm snizhenija so-cial'noj stoimosti narkomanii. Avtoref. diss. d-ra med. nauk [Innovative model of providing drug treatment as a mechanism for reducing the social cost of drug abuse. Dr. med. sci. diss. abstract]. Мoscow, 2013. 48 р.
12. Yuhman M. A. Pravovye mery preduprezhdenija nezakonnogo oborota prekursorov narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshhestv. Diss. kand. jurid. nauk [Legal measures to prevent illegal trafficking of precursors of narcotic drugs and psychotropic substances. Cand. legal sci. diss.]. Мoscow, 2009. 212 p.