Научная статья на тему 'Роль антенатальной йодной профилактики в формировании когнитивных функций у детей-дошкольников Забайкальского региона'

Роль антенатальной йодной профилактики в формировании когнитивных функций у детей-дошкольников Забайкальского региона Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
62
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Никитина И. Л., Баранова Т. И.

Целью исследования явился анализ влияния медико-социальных факторов на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Обследовано 123 ребенка, получавших (83) и не получавших (40) антенатальную йодную профилактику. Выявлен наиболее значимый фактор, влияющий на развитие когнитивных функций мозга у детей: проведение антеи постнатальной групповой медикаментозной йодной профилактики. Среди других факторов выделены возраст матери (20-24 г.) и продолжительное (более 8 мес.) грудное вскармливание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никитина И. Л., Баранова Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTENATAL IODINE PROPHYLAXIS IN FORMATION OF COGNITIVE FUNCTION IN PRESCHOOL CHILDREN IN ZABAIKALIA REGION

The aim of this study was to analyze the influence of social medical factors on the intellectual development of preschool children. 123 children were examined; antenatal iodine prophylaxis was given to 83 children but 40 did not receive it. The most important factor effecting cognitive brain function in children was established. It was antenatal and postnatal group iodine prophylaxis. Among other influencing factors mother’s age (20-24) and duration of breast feeding (for more than 8 months) were also determined.

Текст научной работы на тему «Роль антенатальной йодной профилактики в формировании когнитивных функций у детей-дошкольников Забайкальского региона»

УДК 616 - 084 : 612 : 392.64 : 612.816.7 : 616 - 053.2 (571.55) И.Л. Никитина, Т.И. Баранова

РОЛЬ АНТЕНАТАЛЬНОЙ ЙОДНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА

Читинская государственная медицинская академия, г. Чита

Заболевания, обусловленные недостатком йода в окружающей среде, являются серьезной медико-социаль-ной проблемой Российской Федерации [2, 7, 8]. Спектр состояний, ассоциированных с дефицитом йода, весьма обширен, однако среди прочих следует особенно выделить расстройства интеллекта разной степени выраженности [3, 4, 11]. Являясь структурным компонентом тиреоидных гормонов, йод имеет прямое отношение к качественным характеристикам функционирования щитовидной железы. В свою очередь, тиреоидные гормоны являются эссенциальиыми в отношении анте- и постна-тальной дифференцировки и созревания многочисленных структур головного мозга, что в перспективе определяет конечный уровень интеллекта конкретного индивидуума [3,7, 9, 10].

Вследствие существования ряда естественных природно-климатических факторов. Забайкальский регион традиционно относится к биогеохимическим провинциям, эндемичным по содержанию йода и селена [1]. Исследования последних лет, осуществленные согласно международным стандартам 1ССГОО, позволили констатировать на территории региона умеренный йодный дефицит и внедрить региональную программу групповой медикаментозной йодной профилактики среди беременных и лактирующих женщин [6]. Популяционный характер, приоритетность во временном отношении среди других регионов Российской Федерации, а также достаточные сроки проспективного наблюдения позволили спланировать и начать осуществление мероприятий по оценке эффективности вышеуказанной программы.

Цель исследования — проанализировать влияние антенатальной йодной профилактики на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста г. Читы.

Материалы и методы

Обследованы 123 ребенка, средний возраст — 4±0,5 г., составившие две сравниваемые группы. Первая группа — 40 чел., матери которых во время беременности не получали препараты йода, вторая — 83 ребенка, получивших антенатальную йодную профилактику. Женщины принимали йодид калия в суточной дозе 2.00 мкг в течение всей беременности, начиная с первого триместра, и в период лактации. Средняя продолжительность антенатальной йодной профилактики — 24±3 нел Дети обеих групп были сопоставимы по перинатальному анамнезу и уровни! преморбиднмх факторов риска.

Основным критерием включения в исследование явитесь групповая антенатальная йодная профилактика, од-

Резюме

Целью исследования явился анализ влияния меди-ко-социальных факторов на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Обследовано 123 ребенка, получавших (83) и не получавших (40) антенатальную йодную профилактику. Выявлен наиболее значимый фактор, влияющий на развитие когнитивных функций мозга у детей: проведение анте- и постнатальной групповой медикаментозной йодной профилактики. Среди других факторов выделены возраст матери (20-24 г.) и продолжительное (более 8 мес.) грудное вскармливание.

I.L. Nikitina, T.I. Baranova

ANTENATAL IODINE PROPHYLAXIS IN FORMATION OF COGNITIVE FUNCTION IN PRESCHOOL CHILDREN IN ZABAIKALIA REGION

Chita State Medical Academy, Chita Summary

The aim of this study was to analyze the influence of social medical factors on the intellectual development of preschool children. 123 children were examined; antenatal iodine prophylaxis was given to 83 children but 40 did not receive it. The most important factor effecting cognitive brain function in children was established. It was antenatal and postnatal group iodine prophylaxis. Among other influencing factors mother's age (20-24) and duration of breast feeding (for more than 8 months) were also determined.

нако в каждой группе нами были выделены подгруппы — в зависимости от Еозраста матерей, их образования и социального стагуса, длительности грудного вскармливания.

Оценку интеллектуального развития детей проводили, согласно методике, по P.C. Немову с балльной оценкой по результатам тестирования со следующей градацией: 10 баллов — очень высокий уровень развития, 8-9 —- высокий, 4-7 — средний, 2-"* — низкий, 0-1 — очень низкий [5]. Статистическая обработка проводи лась с использованием критерия Стьюдента.

Результаты и обсуждение

Количество детей, родившихся от матерей в возрасте 20-24 лет, составило в первой группе 12 чел (24%). во второй — 24 чел. (29%), в возрасте 25-30 лет — i 8 (45%)

Таблица I

Параметры интеллектуального развития детей в зависимости от возраста матери (М±т, баллы)

Параметр Возраст, лет

Не получавшие антенатальную йодную профилактику (группа 1) Получавшие антенатальную йодную профилактику (группа 2)

20-24, п=12 25-30, п=18 31-36, п=10 20-24, п=24 25-30, п=41 31-36, п=18

Внимание 7,2±0,1 7,2±0,2 7,0±0,1 7,9±0,2* 7,5±0;2 7,1±0,1

Восприятие 7,4±0,2 7,2±0,1 7,1±0,3 8,1±0,2* 7,7±0,1 * 7,5±0,2

Мышление 6,4±0,1 6,4i0,2 6,3±0,2 7,0±0,1 * 6,7±0,3 6,7±0,1

Память 7,2±0,2 6,9±0,1 6,9±0,2 7,9±0,2* 7,6±0,2* 7,0±0,2

Речь 7,2±0,2 7,1±0,2 7,1 ±0,1 7,8±0,2* 7,6±0,1 * 7,2±б,2

Примечание * — достоверность различий между группами с уровнем значимости, р<0,001.

Таблица 2

Параметры интеллектуального развития детей в зависимости от продолжительности грудного вскармливания (М±ш, баллы)

11араметр Длительность грудного вскармливания, мес.

Не получавшие антенатальную йодную профилактику (группа 1) Получавшие антенатальную йодную профилактику (группа 2)

до 4 мес., п=10 до 8 мес., п=12 до 12 мес., п=18 до 4 мес., п=15 Ч, s ь II а о М ° га, J ОО до 12 мес., п=41

Внимание 7,2±0,1 7,2±0,2 7,1 ±0,1 7,4±0,2 7,9±0,1* 8,1±0,1*

Восприятие 7,0±0,2 6,9±0,2 7,2±0,2 7,3±0,1 7,6±0,1* 7,9±0,2*

Мышление 6,4±0,2 6,4±0,3 6,9±0,1 6,7±0,2 7,1±0,1* 7,4±0,1*

Память 6,9±0,1 7,1 ±0,2 7,3±0,1 6,7±0,2 7,8±0,2* 8,1±0,1*

Речь 7,0±0,2 6,9±0,3 7,2±0,2 7,3±0,1 7,6±0,2* 7,9±0,2*

Примечание. * — достоверность различий между группами с уровнем значимости, р<0,001.

в первой группе и 41 (49%) во второй, в возрасте 31-36 лет — 10 (25%) в первой группе и 25 (22%) — во второй.

Сравнительный анализ уровней развития когнитивных функций и речи у обследованных лиц, в зависимости от возраста матери, показал, что у детей второй группы отмечалось более высокое развитие внимания, восприятия, мышления, памяти и речи (табл. 1). Так, при сравнении исследуемых показателей в подгруппах, у детей, родившихся от матерей в возрасте 20-24 лет и получавших йодную профилактику, отмечалось лучшее развитие следующих функций: внимания (7,2±0,1 балла в первой группе и 7,9±0,2 балла во второй; р<0,001), восприятия (7,1 ±0,2 и 8,5±0,2; р<0,001), мышления (6,4±0,1 и 7,0±0,1; р<0,001), памяти (7,2±0,2 и 7,9±0,2; р<0,001) и речи (7,2±0,2 и 7,8±0,2; р<0,001). В подгруппе детей, родившихся от матерей в возрасте 25-30 лет и получавших йодную профилактику, оказались существенно выше отдельные когнитивные функции: восприятие (6,8±0,1 балла в первой группе и 7,4±0,1 во второй; р<0,001), память (6,9±0,1 и. 7,6±0,2; р<0,001) и развитие речи (7,1±0,2 и 7,7-!-0,1; р<0,001) Достоверных различий между сравниваемыми подгруппами в оценке развития внимания, мышления установлено не было (р>0,05). Также не было получено достоверных различий в оценке исследуемых показателей между подгруппами детей, родившихся ст матерей 31 -36 лет (р>0,05).

Таблица 5

Параметры интеллектуального развития ребенка в зависимости от образования родителей (М±т, баллы)

Параметр Образование матери

Не получавшие антенатальную йодную профилактику (группа 1) Получавшие антенатальную йодную профилактику (группа 2)

среднее, п=10 средне-специальное, п=12 высшее, п=18 среднее, П=18 средне-специальное, п=28 высшее, п=37

Внимание 7,2±0,1 7,3±0,3 ■7,5±0,2 7,4±0,2 7,5±0,1 7,9±0,2

Восприятие 7,3±0,2 7,4±0,1 7,5±0,1 7,6±0,3' 7,8±0,3 $Д±0,2*

Мышление 7,2±0,1 7,3±0,3 7,2±0,1 7,4±0,3 7,5±0,2 7,7±0,1 *

Память 7,1±0,1 6,8±0-2 6,9±0,1 7,4±0,2 7,3±0,2 7,6±0,1 *

Речь 7,2±0,2 7,1 ¿0,3 7,3±0,2 7,5±0,1 7,4±0,2 7,6±0,2

Примечание* — достоверность различий между группам« с уровнем значимости, р<0,001.

Таким образом, лучшие результаты были получены в подгруппе детей от молодых матерей, получавших медикаментозную йодную профилактику.

Хорошо известно, что грудное вскармливание благоприятно влияет на нервно-психическое и интеллектуальное развитие ребенка. В исследуемых нами группах все женщины кормили детей грудью от 4 до 12 мес. До 4 мес. грудное вскармливание получали 25% детей первой группы и 18% — второй; до 8 мес. — 30% детей первой и 33% второй группы; до одного года — 45% детей первой и 49% второй группы (табл. 2).

В подгруппе детей, получавших грудное вскармливание в течение 8 мес., отмечалось лучшее развитие следующих функций: внимания (7,9±0,1 балла во второй группе и 7,2±0,2 балла в первой группе; р<0,001), восприятия (7,6±0,1 и 6,9±0,2; р<0,001), мышления (6,9±0,1 и 6,3±0,3; р<0,001), памяти (7,8±0,2 и 7,1 ±0,2; р<0,001), речи (7,6±0,2 и 6,9±0,3; р<0,001). Подобные результаты имели место и в подгруппе детей, получавших естественное вскармливание до 12 мес., более высокими были баллы за тесты на внимание (8,1±0,1 балла во второй группе и 7,1±0,1 в первой; р<0,001), восприятие (7,9±0,2 и 7,2±0,2; р<0,001), мышление (7,4±0,1 и 6,9±0,1; р<0,001), память (8,1 ±0,1 и 7,3±0,1; р<0,001) и развитие речи (7,9±0,2 и 7,2±0,2; р<0,001). Различий между подгруппами детей, получавших грудное вскармливание до 4 мес., установлено не было (р>0,05).

Следовательно, продолжительное (более 8 мес.) грудное вскармливание в совокупности с медикаментозной йодной профилактикой влияет на рост интеллектуального развития детей.

На следующем этапе исследования представило интерес изучение интеллектуального развития детей от матерей разного образовательного уровня и социального положения. Среднее образование было у 25% матерей в первой группе и 22% — во второй, средне-специальное

— у 30% в первой группе и 33% — во второй, высшее

— 45% в первой группе и ¿5% — во второй (табл. 3).

Принято считать, что социальный уровень семьи,

включая характер образовании родителей, должен накладывать определенный отпечаток на развитие интеллекта потомства. Однако результаты исследования показали, что данный фактор не играет решающей роли. Только в

Таблица 4

Параметры интеллектуального развития ребенка в зависимости от социального положения матери (М±т, баллы)

Параметр Социальное положение

Не получавшие антенатальную йодную профилактику (группа 1) Получавшие антенатальную йодную профилактику (группа 2)

рабочая, п=10 служащая, п=18 домохозяйка, п=12 рабочая, п=12 служащая, n=S5 домохозяйка, п=16

Внимание 6,8±0,1 7,2±0,3 7,1 ±0,2 6,9±0,2 7,3±0,1 7,2±0,2

Восприятие 7,2±0,2 7,6±0,1 7,4±0,1 7,3±0,2 7,5±0,1 7,6±0,2

Мышление 6,8±0,2 7,3±0,1 6,9±0,| 7,1 ±0,2 7,5±0,3 6,9±0,2

Память 7,2±0,1 6,9±0,2 7,2±0,1 6,9±0,2 7,1 ±0,2 7,3±0,1

Речь 6,8±0,2 7,1±0,3 7,1 ±0,2 7,2±0,1 7,3±0,2 7,3±0,2

Примечание * — достоверность различий между группами с уровнем значимости, р<0,001.

группе детей от матерей с высшим образованием и получавших йодную профилактику отмечалось более высокое развитие следующих функций: восприятия (8,1±0,2 балла во второй группе и 7,5±0,1 балла в первой группе; р<0,001), мышления (7,7±0,1 и 7,2±0,1; р<0,001), памяти (7,6±0,1 и 6,9±0,1; р<0,001). Уровни развития функций внимания и речи у детей из сравниваемых подгрупп не различались (р>0,05). Не было получено различий и в оценке исследуемых показателей между подгруппами детей, родившихся от матерей со средним и средне-специальным образованием (р>0,05).

Социальное положение матерей обследуемых детей было следующим. Рабочими являлись 10 чел. (25%) в первой группе и 12 чел. (14%) во второй, служащими — 18 (45%) в первой и 55 (66%) во второй группе, домохозяйками —12 (30%) в первой группе и 16 (19%) во второй (табл. 4). При сравнении уровней развития когнитивных функций и речи у детей, родившихся от матерей с различным социальным статусом, получавших и не получавших йодную профилактику, различий получено не было (р>0,05).

Подводя итог проведенного исследования, следует отметить в целом позитивное влияние медикаментозной йодной профилактики, в том числе антенатальной, на становление основных составляющих интеллекта у детей дошкольного возраста. Определяющим в формировании когнитивных функций у детей является фактор антенатальной медикаментозной йодной профилактики. В совокупности с последним приобретают значимость такие факторы, как возраст и образование матери, а также продолжительность грудного вскармливания.

Тот факт, что дети от матерей старшей возрастной группы (31-36 лет), несмотря на проведение йодной про-

филактики, имели сравнительно более низкие параметры исследуемых познавательных функций, вероятно, связан с рядом сопутствующих моментов. К их числу можно отнести большую продолжительность проживания на йоддефицитной территории с риском формирования недостаточности систем, обеспечивающих транспорт, усвоение и метаболизм йода в организме вследствие морфологических изменений структуры щитовидной железы.

Выводы

1. Наиболее значимым фактором, влияющим на развитие когнитивных функций и речи ребенка, является проведение анте- и постнатальной групповой медикаментозной йодной профилактики.

2. Прогностически наилучшие показатели развития интеллекта следует ожидать у потомства молодых (20-24 лет) матерей, получавших препараты йода во время беременности.

3. При проведении постнатальной йодной профилактики у кормящих матерей грудное вскармливание следует сохранять на протяжении всего первого года жизни ребенка.

4. Характер образования и социальное положение не оказывают значимого влияния на качество и становление когнитивных функций мозга у детей.

Литература

1. Аникина Л.В., Никитина Л.П., Иванов В.Н. // Заб. мед. вестник. 1997. №1/2. С. 5-10.

2. Дедов И.И., Герасимов Г.А., Свириденко Н.Ю. Йоддефицитные заболевания в Российской Федерации. М., 1999. 32 с.

3. Жукова Т.П., Чаша Т.В., Телегина О.В. и др. // Рос. педиатр, журн. 2005. №3. С. 32-37.

4. Насырова У.Ф. // Проблемы эндокринологии. 2006. Т. 52. №5. С. 23-24.

5. Немов P.C. Психология: М.: ВЛАДОС, 2001. 640 с.

6. Никитина И.Л. Особенности йоддефицитных заболеваний у детей Забайкальского региона: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2002. 48 с.

7. Широкова В.И., Голоденко В.И., Демин В.Ф. и др. // Педиатрия. 2005. №6. С. 68-72.

8. Щеплягина Л.А., Маслова О.И., Балканская C.B. // Рос. педиатр, журн. 2004. №1. С. 52-55.

9. Dunn J., Semigran M., Delange F. // Thyroid. 1998. Vol. 8,№i.P. 101-106.

10. Glinoer D., Delange F. // Thyroid. 2000. Vol. 10. P. 871-887.

11. Wekking E.M.. Appelhof B.C., Fliers E. et al // Eur. J. Endocrinol. 2005. Vol. 153. P. 747-753.

□□□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.