Научная статья на тему 'РОЛЬ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИКИ СОДЕЙСТВИЯ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ В ОТНОШЕНИИ СТРАН АФРИКИ ЮЖНЕЕ САХАРЫ'

РОЛЬ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИКИ СОДЕЙСТВИЯ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ В ОТНОШЕНИИ СТРАН АФРИКИ ЮЖНЕЕ САХАРЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
303
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ФРАНЦИЯ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / АФРИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / GERMANY / FRANCE / THINK TANKS / AFRICA / FOREIGN POLICY / DECISION-MAKING / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Поляченков Антон Вадимович

Рассматривается понятие аналитических центров, их классификация, анализируются особенности немецких и французских аналитических центров, показано, что в Германии существуют аналитические центры при политических партиях, а также довольно сильно развито взаимодействие экспертов и политиков, в то время как во Франции услугами экспертов национальных политических центров пользуются крайне редко, не доверяя компетенции французских аналитиков. Утверждается, что к немецким центрам на их родине прислушиваются охотнее, чем к французским - на их родине. С учетом вышеупомянутых факторов делается вывод о том, что в Германии роль аналитических центров в формировании политики содействия устойчивому развитию стран Африки южнее Сахары значительно выше, так как центры не только предоставляют необходимую экспертизу, но и используют инструменты публичной дипломатии для непосредственного влияния на двусторонние отношения между государствами, в то время как французские центры, к которым не прислушиваются, идут вразрез с политическим курсом Парижа и поэтому игнорируются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF GERMAN AND FRENCH ANALYTICAL CENTERS IN FORMING A SUSTAINABLE DEVELOPMENT POLICY FOR SUB-SAHARAN AFRICAN COUNTRIES

In the article think tanks and their classification is shown, features of think tanks in Germany and France are analyzed. It is shown that in Germany think tanks affiliated to political parties exist, and the cooperation between the experts and politicians is developed better. Meanwhile, in France, expert services of the national think tanks are extremely rarely used, as the politicians do not trust the competence of the French analysts. It is argued that German think tanks have much more credibility and weight in their homeland than French think tanks. Taking into account the above-mentioned factors, it is concluded that in Germany the role of think tanks in shaping policies to promote sustainable development in sub-Saharan Africa is much bigger, since not only do think tanks provide the necessary expertise, but also use public diplomacy tools to influence bilateral relations between states directly. Whereas the French think tanks, which are mainly ignored, counter the political course of Paris and therefore do not have that much influence.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИКИ СОДЕЙСТВИЯ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ В ОТНОШЕНИИ СТРАН АФРИКИ ЮЖНЕЕ САХАРЫ»

УДК-32:327

Б01: 10.17072/2218-1067-2020-2-151-159

РОЛЬ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИКИ СОДЕЙСТВИЯ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ В ОТНОШЕНИИ СТРАН АФРИКИ ЮЖНЕЕ САХАРЫ

Антон Поляченков

Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации Аннотация

Рассматривается понятие аналитических центров, их классификация, анализируются особенности немецких и французских аналитических центров, показано, что в Германии существуют аналитические центры при политических партиях, а также довольно сильно развито взаимодействие экспертов и политиков, в то время как во Франции услугами экспертов национальных политических центров пользуются крайне редко, не доверяя компетенции французских аналитиков. Утверждается, что к немецким центрам на их родине прислушиваются охотнее, чем к французским - на их родине. С учетом вышеупомянутых факторов делается вывод о том, что в Германии роль аналитических центров в формировании политики содействия устойчивому развитию стран Африки южнее Сахары значительно выше, так как центры не только предоставляют необходимую экспертизу, но и используют инструменты публичной дипломатии для непосредственного влияния на двусторонние отношения между государствами, в то время как французские центры, к которым не прислушиваются, идут вразрез с политическим курсом Парижа и поэтому игнорируются.

Ключевые слова: Германия; Франция; аналитические центры; Африка; устойчивое развитие; внешняя политика; принятие решений.

Введение

Современная система международных отношений претерпевает постоянные изменения. Некогда бывшие центрами силы регионы постепенно утрачивают свое влияние на мировой арене, уступая место новым акторам, многие из которых долгое время находились в колониальной зависимости у прежних гегемонов. Ярким примером такого будущего центра силы является африканский континент.

На первый взгляд, может показаться, что перспектива превращения Африки в один из ключевых регионов земного шара несколько сомнительна. Многие страны континента катастрофически бедны, не обладают элементарными технологиями, миллионы африканцев не имеют доступа к питьевой воде, голодают и умирают от эпидемий, не говоря уже о раздирающих континент конфликтах и гражданских войнах, что создает благоприятную обстановку для роста преступности, развития наркотрафика, торговли людьми и т. д. Но Африка - это не только совокупность практически всех глобальных проблем современности, но и территория огромных возможностей.

В связи с этим к развитым странам, таким как Россия, Китай, США и страны ЕС, вроде Германии и Франции, приходит понимание необходимости не просто укрепления сотрудничества со странами Африки, но и инвестирования в континент для того, чтобы в дальнейшем получить себе одного из ведущих торгово-экономических партнеров. Такое понимание часто является результатом кропотливого экспертного анализа всех рисков и возможностей, в большинстве случаев осуществляемого аналитическими центрами.

Аналитические центры в последнее время играют все более весомую роль во внешней и внутренней политике государств. Однако в каждом государстве взаимоотношения с такими центрами складываются по-разному, в зависимости от политической культуры и положения экспертов в обществе. В данном контексте интересно взглянуть на то, какую стратегию такие центры выстраивают для стран Европейского союза, а именно Германии и Франции, как его ключевых акторов.

ЕС очень активно занимается развитием африканского направления внешней политики. И Германия, и Франция разработали собственные программы по обеспечению устойчивого развития стран Африки. Одним из наиболее крупных немецких проектов последних лет является так называе-

© Поляченков А. В., 2020

мый «африканский план Маршалла», по сути развивающий общую африканскую стратегию и заключающийся в экономической помощи странам континента, направлению туда инвестиционных потоков для развития африканских стран, продвижению демократических ценностей1. Франция, в свою очередь, уже несколько десятилетий придерживается программы официальной помощи в целях устойчивого развития, которая тесным образом связана с достижением этих целей, поставленных ООН и предполагает борьбу с бедностью, а также укрепление социальной, экономической и экологической сфер тех стран, кому оказывается помощь2.

Для выработки верной стратегии экспертам необходимо не только понять, что эти государства могут предложить странам Африки и как не только грамотно выстроить политику содействия экономическому развитию, но и найти способы обойти вопросы колониального наследия и преодолеть недоверие со стороны африканских государств к попыткам ЕС способствовать устойчивому развитию континента как к политике неоколониализма.

Аналитические центры и их особенности в Германии и Франции

Семантика понятия «аналитический центр», несмотря на то, что сам термин появился после Второй мировой войны, с самого начала была ориентирована на исследование проблем безопасности, конкретно - военной обороны - и только в конце 1940-х-начале 1950-х гг., это понятие стало относиться к широкому кругу экспертных организаций, фокусирующих свою деятельность (аналитическую, исследовательскую, просветительскую, пропагандистскую и консультационную) на продвижении самых разных идей и инициатив.

Существует несколько классификаций аналитических центров: наиболее охватывающей является классификация М. Ахмада, учитывающая практически все факторы: политическую и идеологическую ориентации, организационную структуру и исследовательскую культуру центров (Mendizabal, 2010). В соответствии с этой классификацией их можно разделить на академические политически независимые центры, в том числе и центры политических исследований в университетах; контрактные центры, которые обслуживают интересы тех, кто им заплатит или сделает заказ; политически ориентированные (advocacy tanks), защищающие интересы отдельной партии, общественной или властной группировки (Ahmed, 2008). При этом важно, что такие центры - негосударственные акторы мировой политики и до известной степени - барометр состояния гражданского общества. Если аналитикам центров разрешено работать свободно, то, по всей вероятности, это относится и к другим элементам гражданского общества.

Сам термин «think tanks» появился после Второй мировой войны как метафора того, что при работе над выработкой новых идей эксперты находились в безопасности, как в танке (Abelson, 2016). Своего рода архетип аналитического центра воплотился в корпорации RAND, где в 1950-е гг. была разработана теория игр, дилемма заключенного и на их основе стратегии разрешения конфликтов и фокальных точек Т. Шеллинга, стратегический и системный анализ, технология Planning-Program-ming-Budgeting-System' - «Система планирования, программирования, бюджетирования», ставшая основой «экономики обороны» в решении проблем национальной безопасности (Knorr and Trager, 1977). Несколько пионерских исследований RAND были внедрены в политику, в частности, знаменитое исследование «Авиабаз», выполненное Альбертом Уолстеттером, специалистом по применению экономико-математических методов, который впоследствии стал одним из главных авторитетов корпорации в области стратегического анализа.

В дальнейшие годы в США, Европе и практически везде в мире появляются новые АЦ, специализирующиеся на исследовании самых разных аспектов жизни - от частных проблем внутренней политики до международных стратегических исследований. Однако ведущая роль остается за аналитическими центрами, занимающимися исследованиями безопасности в международных отношениях.

Поскольку в данной статье речь идет об африканском направлении политики Германии и Франции, стоит кратко пройтись по особенностям аналитических центров этих стран. Так, в Германии на сегодняшний день существует 218 таких центров. Эксперты немецких центров отмечают, что не стремятся к непосредственному влиянию на процесс принятия решений правительственными

1 A Marshall Plan with Africa. German Federal Ministry for Economic cooperation and development. Official website. [online]. Available at: https://www.bmz.de/en/countries_regions/marshall_plan_with_africa/index.html (Accessed: 17 February 2020).

2 French official development assistance: priorities, principles & key figures. French ministry for Europe and foreign affairs. Official website. [online]. Available at: https://www.diplomatie.gouv.fr/en/french-foreign-policy/development-assistance/french-official-development/ (Accessed: 17 February 2020).

структурами, а лишь предоставляют необходимую информацию для того, чтобы эти решения были приняты верно и объективно (Beitzer, 2011).

Ряд политологов, например Дитер Плеве, обращают внимание на то, что аналитические центры Германии оказывают влияние не только на процесс принятия решений федеральным центром, но и на формирование федеральной повестки дня, а также взглядов политиков и общества на те или иные вопросы (Klockner, 2017). При этом важно отметить, что большинство экспертов немецких центров не идентифицируют себя ни с какой из политических партий или сил. Они предпочитают поддерживать тесные контакты с университетами и академическими сообществами, чтобы не допустить политической ангажированности. По мнению экспертов, приверженность определ енной политической идеологии способствует понижению объективности аналитической деятельности, что существенно скажется на имидже центра1.

Впрочем, существуют исследователи, выделяющие отдельную группу аналитических центров, которые являются визитной карточкой Германии - партийные аналитические центры. При этом речь идет не просто об институтах, поддерживающих определенные идеи, присущие той или иной политической силе, но о центрах, тесно сотрудничающих с партией и обеспечивающих ее интересы. Так, при Христианско-демократическом союзе действует Фонд Конрада Аденауэра, при Социал-демократической партии - Фонд Фридриха Эберта; Фонд Фридриха Науманна тесно сотрудничает со Свободной Демократической партией. Несмотря на их работу совместно с немецкими политическими партиями, центры не являются подконтрольными им организациями и представляют собой своего рода «лаборатории идей», используемыми определенными политическими силами и защищающими интересы этих политических сил, причем как внутри страны, так и за ее пределами. При этом интересно отметить, что некоторые из таких центров финансируются напрямую государством или политической партией, при которой они функционируют (Borchard, 2014).

При анализе немецких аналитических центров в качестве примера взят Фонд Конрада Ад ена-уэра. Он занимает ведущее положение среди центров Германии, пользуясь большим влиянием, во многом из-за сотрудничества с правящей партией страны и главами министерств и ведомств. Такая оценка совпадает с выводами, сделанными в рейтинге Пенсильванского университета, считающегося ведущим рейтингом для оценки аналитических центров. Исходя из его выводов, фонд занимает в общемировом рейтинге центров 16-е место2.

Фонд Конрада Аденауэра был основан в 1955 г. Он активно сотрудничает с Христианско-демократическим союзом. Изначально центр назывался «Общество для христианско-демокра-тической образовательной работы», однако в 1964 г. было принято решение переименовать центр в честь первого федерального канцлера Конрада Аденауэра, который много делал для его развития и которому он обязан своим существованием. Целью фонда было осуществление просветительской работы, повышение осведомленности населения об основных положениях политического курса ХДС,

3

его деятельности, а также в целом повышение политической грамотности .

На сегодняшний день офисы фонда расположены более чем в 120 странах. С помощью образовательных программ фонд продвигает идеи мира, справедливости и свободы. Он преследует цели укрепления демократических институтов, продвижения идеи европейской интеграции, расширение трансатлантического сотрудничества и наращивания сотрудничества ради развития4.

Во Франции ситуация с аналитическими центрами несколько другая. В стране в 2019 г. насчитывалось 203 таких центра5. Число аналитических центров Франции ежегодно растет, но нельзя связывать этот тренд с возрастающим влиянием подобных институтов на процесс принятия политических решений. Ситуация в данной сфере крайне неоднозначна. Так, в 2015 г. МИД Франции опубликовал доклад о роли аналитических центров в стране, исходя из которого к аналитике таких центров не особо прислушиваются отечественные дипломаты и политические деятели, предпочитая исследованиям французских экспертов работы центров Великобритании и США. К тому же центры испытывают проблемы с финансированием, которое не всегда поступает своевременно и в достаточном

1 OSC Media Aid: German Think Tank Guide. (2008) Federation of American scientists. [online]. Available at: https://fas.org/ irp/dni/osc/german-think.pdf (Accessed: 17 February 2020).

2 McGann J.G. 2019 Global Go to Think Tank Index Report. (2020) Penn libraries, University of Pensylvania. [online]. Available at: https://repository.upenn.edu/think_tanks/17/ (Accessed: 17 February 2020).

3 Uber uns. Konrad Adenauer Stiftung website. [online]. Available at: https://www.kas.de/ueber-uns (Accessed: 17 February 2020);

4 Die Konrad-Adenauer-Stiftung in Zahlen. Konrad Adenauer Stiftung website. [online]. Available at: https://www.kas. de/c/document_library/get_file?uuid=a5d6ddc9-1470-4600-42f9-60a9f4446dd&groupId=252038 (Accessed: 17 February 2020).

5 McGann J.G. 2019 Global Go to Think Tank Index Report. (2020) Penn libraries, University of Pensylvania. [online]. Available at: https://repository.upenn.edu/think_tanks/17/ (Accessed: 17 February 2020).

объеме. В докладе рекомендовалось увеличить субсидирование исследовательской деятельности центров и укрепить сотрудничество между центрами и государственными структурами1.

Если в теории данные проблемы вполне решаемы, на практике это осложняется рядом факторов. Прежде всего, свою роль играет структура власти, поскольку Франция является едва ли не единственной страной в ЕС, где существуют довольно запутанные связи между ветвями власти, в особенности гиперболизированной исполнительной, и президентом. Это приводит к тому, что аналитическим центрам сложнее интегрироваться в такую политическую систему и занять там определ енную нишу, а как следствие оказывать влияние на политические процессы. Кроме того, принцип «вращающихся дверей», который предполагает переход сотрудников центров в органы власти и наоборот, бывших чиновников в эксперты, несколько нарушен. С одной стороны, часть сотрудников центров -гражданские служащие, многие из которых не имеют ученых степеней. Язык их исследований отличается от традиционного научного, он наполнен терминами и оборотами, специфичными, а значит, понятными для государственных служащих, для которых эти исследования, собственно, и проводятся. Однако в обратную сторону механизм «вращающихся дверей» не работает, и увидеть бывших экспертов в политических кругах крайне сложно, а значит, сложно рассчитывать на гармоничное сотрудничество между политиками и экспертами (Rahbek-Clemmensen, Schmitt, 2017).

Авторитет центров падает еще и потому, что во Франции достаточно низкий уровень «прозрачности» их деятельности. По статистике около половины всех центров страны так или иначе утаивают, чем они занимаются и сколько денег им на это выделяют. Это вызывает недоверие среди потенциальных доноров, а также среди общественности, в итоге имидж центров страдает еще сильнее2.

Если основываться на рейтинге Пенсильванского института, вторую позицию в мире и первую в Европе занимает Французский институт международных отношений3. Он же входит в число наиболее читаемых центров в социальных сетях4. Французский институт международных исследований был основан в 1979 г. по образцу ведущих англо-саксонских аналитических центров. Его основной задачей стало объективное и независимое исследование событий в стране и в мире с последующим формированием общей картины происходящего. На сайте центра говорится, что проводимые им исследования будут полезны как для академиков, так и для политиков и общественных деятелей, ответственных за принятие решений5.

На примере фонда Конрада Аденауэра и Французского института международных исследований в статье рассматривается, каким образом аналитические центры Германии и Франции видят политику своих стран в сфере обеспечения устойчивого развития африканского континента, какие плюсы и минусы выделяют и какие предложения выдвигают. Разумеется, с учетом количества центров в обеих странах нельзя будет утверждать, что все они в одинаковой степени вовлечены в процесс принятия решений. Однако данный анализ позволит понять, до какой степени они могут быть вовлечены в политический процесс.

Фонд Конрада Аденауэра о политике Германии в сфере обеспечения устойчивого развития африканского континента

Фонд Конрада Аденауэра в настоящее время представляет собой обширную сеть аналитических центров по всему миру, занимающихся в том числе анализом исследуемых ими вопросов на местах. Так, на территории африканского континента функционируют 14 бюро фонда, что позволяет экспертам анализировать различные ситуации не на основе чужих докладов и сообщений, а самостоятельно, а также сотрудничать с местной администрацией для консультаций6.

1 Publication of the report on French Think Tanks: fact-finding and recommendation mission. (2015) French ministry for Europe and foreign affairs. Official website. [online]. Available at: https://www.diplomatie.gouv.fr/en/the-ministry-and-its-network/events/ article/publication-of-the-report-on-french-think-tanks-fact-finding-and-recommendation (Accessed: 17 February 2020).

2 Les think tanks français, des organismes bien structurés mais peu transparents. (2017 Les echos. [online]. Available at : https://www.lesechos.fr/13/12/2017/lesechos.fr/0301018502889_les-think-tanks-francais--des-organismes-bien-structures-mais-peu-transparents.htm (Accessed: 17 February 2020).

3 McGann J.G. 2019 Global Go To Think Tank Index Report. (2020) Penn libraries, University of Pensylvania. [online]. Available at: https://repository.upenn.edu/think_tanks/17/ (Accessed: 17 February 2020).

4 Women, Gender And Think Tanks: Political Influence Network In Twitter 2018 - Analysis. (2019) EurasiaReview [online]. Available at: https://www.eurasiareview.com/07042019-women-gender-and-think-tanks-political-influence-network-in-twitter-2018-analysis/ (Accessed: 17 February 2020).

5 Missions of IFRI. French Institute of International Relations website. [online]. Available at: https://www.ifri.org/en/about/missions-of-ifri (Accessed: 17 February 2020).

6 Subsahara - Afrika. Konrad Adenauer Stiftung website. [online]. Available at: https://www.kas.de/de/web/europaeische-und-inter-nationale-zusammenarbeit/afrika (Accessed: 17 February 2020).

Практическая вовлеченность фонда во взаимодействие с органами власти африканских стран, а также с различными региональными организациями отчасти объясняет, отчего эксперты данного аналитического центра выпускают так мало исследований по теме германо-африканского сотрудничества в сфере содействия устойчивому развитию. Работая в тесном контакте с немецким правительством и занимаясь продвижением его политики через собственные каналы, эксперты не испытывают необходимости публично анализировать данную сферу немецкой политики, так как это неизбежно приведет либо к похвале самих себя, либо к самокритике. Примером этому может послужить статья Гюнтера Монкайо «Экономическое развитие в Африке южнее Сахары» (Moncayo, 2019), в которой краткий анализ экономической ситуации в регионе и констатация того, что Германия мало вовлечена в торговлю и инвестирование рассматриваемых стран завершается не выводом о необходимости наращивания сотрудничества и не рекомендациями о том, как действовать в данной ситуации, а подчеркиванием роли фонда Конрада Аденауэра в развитии взаимоотношений местного африканского бизнеса и стартапапов, и потенциальных немецких партнеров. В контексте данной аналитической статьи подобное завершение можно трактовать как акцентирование собственной значимости, что выглядит крайне неуместно.

Другие статьи экспертов фонда более объективны, но они не содержат достаточно аналитического материала, который бы не просто объяснял проблему и ее значимость для развития страны и региона, но и продемонстрировал вовлеченность Германии в решение этой проблемы или дал бы соответствующие рекомендации. Очень часто эти статьи представляют собой репортажи о проводимых фондом конференциях, в которых приводятся основные положения, высказанные их участниками -экспертами данного фонда и других аналитических центров. Например, подобный анализ был дан в статьях «Куда движется Африка? Политика, экономика, миграция» (McCann, 2019) за авторством Седрика МакКанна, где подведены итоги конференции фонда в Ганновере в феврале 2019 г. и сделан вывод, что страны африканского континента нуждаются в более тесном сотрудничестве с Европейским союзом. Аналогичные выводы приводятся и в статье «Африка и Европа должны вместе преодолевать все трудности»1, опубликованной по итогам конференции в Кот д'Ивуаре в мае 2019 г. И это далеко не единственные примеры.

Такое положение дел связано, в первую очередь, с высоким уровнем активности в практической деятельности фонда - и упомянутые выше конференции как раз являются подведением итогов такой деятельности. Через расположенные на континенте бюро фонд Конрада Аденауэра занимается продвижением идей правового государства и гражданского общества, инициирует диалоги на уровне немецких и африканских экспертов и политиков на самые разные темы, будь то вопросы безопасности, развития и сотрудничества СМИ или решение гуманитарных проблем. В сфере экономики эксперты фонда выступают в роли посредников для налаживания сотрудничества между компаниями Германии и африканского континента - в частности, поддерживая африканский малый бизнес и привлекая на континент немецкие инвестиции2.

Отдельно выделяется программа «Мир без голода», которая осуществляется фондом Конрада Аденауэра с 2016 г.3. Программа, в свою очередь, была разработана немецким Министерством экономического развития и сотрудничества. Ее цель заключается в создании эффективной продовольственной политики предотвращения голода, а также более активной вовлеченности женщин во владение сельскохозяйственными угодьями. Фонд выступает представителем немецкого правительства для того, чтобы не только постоянно взаимодействовать с африканскими правительственными органами, неправительственными организациями и прочими местными акторами, но и помогать им в выработке наиболее эффективных программ, а также представлять интересы Германии и содействовать укреплению сотрудничества с ней африканских стран и созданию среди них благоприятного имиджа Берлина. Вполне возможно, немецкое руководство также рассчитывает на более высокий уровень доверия к фонду как к неправительственной структуре.

Таким образом, можно сделать вывод, что фонд Конрада Аденауэра активно вовлечен в формирование политики Германии в сфере содействия устойчивому развитию, однако это проявляется не

1 Lammert: Afrika und Europa müssen Herausforderungen gemeinsam angehen. Konrad Adenauer Stiftung website. [online]. Available at: https://www.kas.de/de/pressemitteilungen/detai!/-/content/lammert-afrika-und-europa-muessen-herausforderungen-gemein-sam-angehen (Accessed: 17 February 2020).

2 Subsahara - Afrika. Konrad Adenauer Stiftung website. [online]. Available at: https://www.kas.de/de/web/europaeische-und-inter-nationale-zusammenarbeit/afrika (Accessed: 17 February 2020).

3 KAS engagiert sich für „Eine Welt ohne Hunger". Konrad Adenauer Stiftung website. [online]. Available at: https://www.kas.-de/de/veranstaltungsberichte/detail/-/content/kas-engagiert-sich-fuer-eine-welt-ohne-hunger-4 (Accessed: 17 February 2020).

в рекомендациях и аналитических записках, а в непосредственном участии в осуществлении этой политики на местах. Это свидетельствует о том, что уровень доверия к центру со стороны правительства Германии очень высок, а отношения между данным фондом и немецкими политическими элитами действительно очень тесные, во многом - благодаря партийной аффилиации фонда.

Французский институт международных отношений о политике Франции в сфере обеспечения устойчивого развития африканского континента

Активное сотрудничество между экспертами аналитического центра и политиками в Германии обусловливается прежде всего воспринятием и положением таких центров в стране. Во Франции ситуация несколько иная. Экспертам там не делегируют никаких полномочий, они выполняют привычные функции анализа того или иного вопроса и публикации собственных рекомендаций относительно того, как стоило бы поступить в том или ином случае.

В случае с устойчивым развитием африканского континента и исследованиями данного вопроса ситуация именно такая. Не имея практических механизмов осуществления влияния на внешнюю политику Франции в этой сфере, институт фокусируется на рассмотрении и анализе как существующей политики Парижа, так и положения дел в самих странах континента. Последняя тема освещается достаточно широко, как и в случае с фондом Конрада Аденауэра, и подобные статьи, являясь ценным источником информации для понимания обстановки в Африке, не представляют интереса для проводимого в рамках данной статьи исследования. Например, статья Сиэлль Наллет «Что такое электронная коммерция в странах Африки южнее Сахары?» 2018) является интересной

работой, описывающей влияние научно-технического прогресса на торгово-экономические отношения в регионе, внедрение новых технологий и готовность к таким изменениям. Статья может быть использована в дальнейшем для более комплексных исследований, но сама по себе не дает ответа на вопрос, влияют ли эти изменения на устойчивое развитие континента и причастна ли к ним Франция.

Особое внимание среди работ экспертов Французского института международных исследований в контексте рассматриваемой темы заслуживают две, которые непосредственно к ней относятся. Первая статья Патрика Гильямо и Себастиана Трейера «Затрагивая неравенство и уязвимости: почему и как политика стран «Большой семерки» в сфере устойчивого развития могла бы быть лучше» (Guillaumont, Treyer, 2019) содержит анализ механизмов взаимодействия стран G7 со странами африканского континента в сфере обеспечения непосредственно устойчивого развития. Авторы приходят к выводу, что несмотря на все обещания и высказанную приверженность тем или иным повесткам, страны продолжают не соблюдать свои обещания в полном объеме, в результате это приводит к трудностям в достижении поставленных ими целей. Франция в этом анализе выделяется отдельно как государство, пытающееся занять лидирующую позицию в сфере содействия развитию стран Африки. Отмечается существенный вклад Парижа в борьбу с неравенством, совершенствование систем государственного управления в странах континента. Однако авторы подчеркивают, что Франция чрезмерно фокусируется на проблемах национальной безопасности и разрешения конфликтов, что, с одной стороны, является достаточно важным аспектом в достижении целей устойчивого развития, но с другой - приводит к тому, что стремление к поддержанию мира затмевает все остальные не менее важные цели: гуманитарное содействие и экономическое развитие.

Данная мысль активно развивается в статье Франсуа Гульме «Эммануил Макрон и Африка: видение и наследие» (Gaulme, 2019), в которой подобный подход критикуется как не слишком эффективный. Автор отмечает, что несмотря на стремление Макрона к новому подходу в отношении африканского континента, его политика во многом повторяет политику его предшественника Франсуа Олланда, фокусируясь прежде всего на вопросах безопасности. Для Макрона это не только приоритет в африканском направлении внешней политики, но и метод содействия устойчивому развитию континента. Франсуа Гульме отмечает, что одновременно с этим президент игнорирует развитие экономического сотрудничества, а его программы по оказанию помощи странам Африки, которые были упомянуты в прошлых параграфах, не соответствуют реальному положению дел в регионе и не удовлетворяют запросы и потребности стран, которым оказывается помощь. Политика содействия устойчивому развитию, считает Гульме, не должна выстраиваться на основе только военного сотрудничества, которое уже само по себе исключает равноправие в отношениях, так как Франция выступает в качестве лидера. Необходимо наращивать дипломатическое взаимодействие и прислушиваться к нуждам стран Африки для выстраивания более эффективной политики устойчивого развития.

Проблема заключается в том, что призывы со стороны экспертов о необходимости смены фокуса в африканском направлении внешней политики Франции по-прежнему остаются только призывами и не находят отклика в Елисейском дворце. Макрон уверен в том, что обязанностью Франции

является поддержание мира и стабильности на континенте, его политика в данной сфере не меняется. Однако на то, что подобные подходы не являются эффективными для устойчивого развития и только подрывают имидж Парижа среди стран Африки, президент внимание не обращает.

Заключение

Влияние аналитических центров Германии и Франции на развитие африканского направления национальной политики зависит, в значительной мере, от культуры политической экспертизы в рассматриваемых странах. В то время как в Германии существуют аналитические центры при политических партиях, различные фонды, можно говорить о тесном сотрудничестве немецких экспертов с органами власти. Активное вовлечение фонда Конрада Аденауэра в африканское направление немецкой внешней политики свидетельствует о том, что экспертное сообщество играет важную роль в принятии Берлином внешнеполитических решений. Насколько велико это влияние, насколько часто центры привлекаются к формированию политики Германии - судить сложно. Однако отрицать роль экспертного фактора нельзя.

С другой стороны, во Франции ситуация иная. Африканское направление внешней политики выстроено достаточно давно и потому руководство страны считает, что необходимо следовать относительно рабочему политическому курсу. С другой стороны, накладывает отпечаток непризнанность во Франции отечественных экспертов и нежелание политиков работать с ними. Отсюда - игнорирование многих идей и предложений. Однако нельзя утверждать, что экспертов совершенно игнорируют или что только особенности политической культуры являются причиной того, что аналитические центры не вовлечены в процесс принятия решений. В данном случае важную роль играют также национальные интересы Франции в Африке, к которым относится и военное присутствие, против которого выступают многие эксперты. В такой ситуации политический истеблишмент, вероятнее всего, будет пренебрегать призывами аналитиков.

Сложно сказать, находится ли Германия в более выигрышном положении, политики которой прислушиваются к мнению экспертов больше, чем их коллеги во Франции. Пока судить об успехах Берлина на африканском континенте рано, к тому же, неразумно было бы идеализировать политическую экспертизу, иногда лишенную понимания того, как происходят дела на практике. Однако тщательный и всесторонний анализ, который предоставляет, например, фонд Конрада Аденауэра и его эксперты, а также инструменты публичной дипломатии, которые такие центры дают государству, заставляют задуматься о том, насколько более эффективной может быть внешняя политика государства, если эксперты будут вовлечены в ее формирование.

Для содействия развитию африканского континента это может сыграть ключевую роль.

Библиографический список

8 things to know about the official development assistance. Agence Française de Développement (2020). Official website. [online]. Available at: https://www.afd.fr/en/ac-tualites/8-things-know-about-official-deve-lopment-assistance (Accessed: 17 February 2020).

Abelson, D. (2016) Northern Lights: Exploring Canada's Think Tank Landscape. McGill-Queen's University Press. 2016.

Ahmed, M. (2008) 'U.S. Think Tanks and the Politics of Expertise: Role, Value and Import', The Political Quarterly, Vol. 79, 4, Oct.-Nov.

A Marshall Plan with Africa. German Federal Ministry for Economic cooperation and development (2020). Official website. [online]. Available at: https://www.bmz.de/en/coun-tries_regions/marshall_plan_with_africa/in dex.html (Accessed: 17 February 2020).

Africa: a priority for French official development assistance. French ministry for Europe and foreign affairs (2020). Official website. [online]. Available at: https://www.dip-lomatie.gouv.fr/en/country-files/africa/af-rica-a-priority-for-french-official-develop-ment-assistance/ (Accessed: 17 February 2020).

Afrika und Europa - eine neue Partnerschaft für Entwicklung und Frieden. German Federal Ministry for Economic cooperation and development (2020). Official website. [online]. Available at: http://www.bmz.de/ de/mediathek/publikationen/reihen/infobr oschueren_flyer/infobroschueren/Materia-lie310_Afrika_Marshallplan.pdf (Accessed: 17 February 2020).

Beitzer, H. (2011) Die Gedankenmacht. Züddeut-sche Zeitung. [online]. Available at: https://www. sueddeutsche. de/politik/think

-tanks-in-deutschland-die-gedankenmacht-1.1006138 (Accessed: 17 February 2020).

Borchard, M. (2014) Political Think Tanks - What they can, what they can't, what they should do. Konrad Adenauer Stiftung. [online]. Available at: https://www.kas.de/ c/document_library/get_file?uuid=c7bbfaf 2-008b-ad5f-e27b-4933fec0a962&group Id=252038 (Accessed: 17 February 2020).

Choose Africa - the French initiative to accelerate growth for small businesses in Africa. Agence Française de Développement. Official website. [online]. Available at: https://www. afd. fr/en/actualites/choose-af-rica-french-initiative-accelerate-growth-small-businesses-africa (Accessed: 17 February 2020).

Die Konrad-Adenauer-Stiftung in Zahlen. Konrad Adenauer Stiftung website. [online]. Available at: https://www.kas.de/c/docu-ment_library/get_file?uuid=a5d6ddc9-14 70-4600-42f9-60a9f4446dd&groupId=25 2038 (Accessed: 17 February 2020).

Emmanuel Macron's speech at the University of Ouagadougou. (2017) French ministry for Europe and foreign affairs. Official website. [online]. Available at: https://www. elysee. fr/emmanuel-macron/2017/11 /28/ emmanuel-macrons-speech-at-the-univer-sity-of-ouagadougou.en (Accessed: 17 February 2020).

French official development assistance: priorities, principles & key figures. French ministry for Europe and foreign affairs. Official website. [online]. Available at: https ://www.diplomatie. gouv. fr/en/french -foreign-policy/development-assistance/ french-official-development/ (Accessed: 17 February 2020).

Gaulme, F. (2019) Emmanuel Macron et l'Afrique. La vision et l 'heritage. French Institute of International Relations website. [online]. Available at: https://www.ifri. org/sites/default/files/atoms/files/gaulme_ macron_afrique_2019.pdf (Accessed: 17 February 2020).

Guillaumont, P., Treyer S. (2019) Tackling inequalities and vulnerabilities: Why and how G7 development policies could do better. French Institute of International Relations website. [online]. Available at: https://www.ifri.org/sites/default/files/ato ms/files/t7_2019_discussion_paper_2_dev elopment.pdf (Accessed: 17 February 2020).

KAS engagiert sich für „Eine Welt ohne Hunger". Konrad Adenauer Stiftung website. [online]. Available at: https://www.kas.de/de/ veranstaltungsberichte/detail/-/content/kas-engagiert-sich-fuer-eine-welt-ohne-hunger-4 (Accessed: 17 February 2020).

Klockner, M. (2017) 'Die transnationalen Machteliten haben sowohl kosmopolitische als auch neo-nationalistische Kräfte', Telepolis. [online]. Available at: https://www.hei-se.de/tp/features/Die-transnationalen-Mach-teliten-haben-sowohl-kosmopolitische-als-auch-neo-nationalistische-Kraefte-389637 6.html?seite=all (Accessed: 17 February 2020).

Koepf, T. (2015) Deutschland auf der Suche nach einer Afrika-Strategie. Note Du Cerfa. [online]. Available at: https://www.ifri. org/sites/default/files/atoms/files/note_du _cerfa_119_de.pdf (Accessed: 17 February 2020).

Lammert: Afrika und Europa müssen Herausforderungen gemeinsam angehen. Konrad Adenauer Stiftung website. [online]. Available at: https://www.kas.de/de/pres-semitteilungen/detail/-/content/lammert-af-rika-und-europa-muessen-herausforderun-gen-gemeinsam-angehen (Accessed: 17 February 2020).

Les think tanks français, des organismes bien structurés mais peu transparents. (2017) Les echos. [online]. Available at: https:// www.lesechos.fr/13/12/2017/lesechos. fr/0 3010185 02889_les -think-tanks-francais--des-organismes-bien-structures-mais-peu-transparents.htm (Accessed: 17 February 2020).

McCann, C. (2019) Afrika wohin? - Politik, Wirtschaft, Migration. Konrad Adenauer Stiftung website. [online]. Available at: https:// www.kas.de/de/veranstaltungsberichte/deta il/-/content/afrika-wohin-politik-wirtschaft-migration (Accessed: 17 February 2020).

McGann, J. G. (2019) Global Go To Think Tank Index Report. Penn libraries, University of Pensylvania. [online]. Available at: https ://repository.upenn. edu/think_tanks/ 17/ (Accessed: 17 February 2020).

Mendizabal, E. (2010) On the business model and how this affects what think tanks do. On think tanks. [online]. Available at: https://onthinktanks. org/articles/on-the-bu-siness-model-and-how-this-affects-what-think-tanks-do/ (Accessed: 17 February 2020).

Missions of IFRI. French Institute of International Relations website. [online]. Available at: https ://www. ifri.org/en/about/missions -of-ifri (Accessed: 17 February 2020).

Moncayo, G. (2019) Wirtschaftliche Entwicklung in Subsahara-Afrika. Konrad Adenauer Stiftung website. [online]. Available at: https://www.kas.de/de/einzeltitel/Vcontent/ wirtschaftliche-entwicklung-in-subsahara-afrika-1 (Accessed: 17 February 2020).

Nallet, C. (2018) 'Quel e-commerce en Afrique subsaharienne? Profils et pratiques de consommateurs à Abidjan', French Institute of International Relations website. [online]. Available at: https://www.ifri. org/fr/publications/editoriaux-de-lifri/laf-rique-questions/e-commerce-afrique-sub-saharienne-profils (Accessed: 17 February 2020).

OSC Media Aid: German Think Tank Guide. (2008) Federation of American scientists. [online]. Available at: https://fas.org/irp/ dni/osc/german-think.pdf (Accessed: 17 February 2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Publication of the report on French Think Tanks: fact-finding and recommendation mission

Информация об авторе

(2015) French ministry for Europe and foreign affairs. Official website. [online]. Available at: https://www.diplomatie.gouv. fr/en/the-ministry-and-its-network/events/ article/publication-of-the-report-on-french-think-tanks-fact-finding-and-recommenda-tion (Accessed: 17 February 2020).

Rahbek-Clemmensen, J., Schmitt, O. (2017) 'The Impact of Institutions on Foreign Policy Think Tanks in France and Denmark', The International Spectator, 52:1, pp. 100-115.

Subsahara - Afrika. Konrad Adenauer Stiftung website. [online]. Available at: https:// www.kas.de/de/web/europaeische-und-in-ternationale-zusammenarbeit/afrika (Accessed: 17 February 2020).

Uber uns. Konrad Adenauer Stiftung website. [online]. Available at: https://www.kas.de/ ueber-uns (Accessed: 17 February 2020).

Women, Gender And Think Tanks: Political Influence Network In Twitter 2018 - Analysis. (2019) EurasiaReview [online]. Available at: https://www.eurasiareview.com/ 07042019-women-gender-and-think-tanks-political-influence-network-in-twitter-2018-analysis/ (Accessed: 17 February 2020).

Поляченков Антон Вадимович - стажер Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации. E-mail: tony.fielding@yandex.ru (ORCID: 0000-0001-5690-5835).

Статья принята к печати: 15.04.2020

THE ROLE OF GERMAN AND FRENCH ANALYTICAL CENTERS IN FORMING A SUSTAINABLE DEVELOPMENT POLICY FOR SUB-SAHARAN AFRICAN COUNTRIES

А. V. Polyachenkov

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

Abstract

In the article think tanks and their classification is shown, features of think tanks in Germany and France are analyzed. It is shown that in Germany think tanks affiliated to political parties exist, and the cooperation between the experts and politicians is developed better. Meanwhile, in France, expert services of the national think tanks are extremely rarely used, as the politicians do not trust the competence of the French analysts. It is argued that German think tanks have much more credibility and weight in their homeland than French think tanks. Taking into account the above-mentioned factors, it is concluded that in Germany the role of think tanks in shaping policies to promote sustainable development in sub-Saharan Africa is much bigger, since not only do think tanks provide the necessary expertise, but also use public diplomacy tools to influence bilateral relations between states directly. Whereas the French think tanks, which are mainly ignored, counter the political course of Paris and therefore do not have that much influence.

Keywords: Germany; France; think tanks; Africa; foreign policy; decision-making; sustainable development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.