Научная статья на тему 'Роль активации коры головного мозга в формировании высших психических функций младших школьников с задержкой психического развития'

Роль активации коры головного мозга в формировании высших психических функций младших школьников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1045
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОМЕГА-ПОТЕНЦИАЛ / ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / АКТИВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Даргель Ирина Викторовна, Шилов Сергей Николаевич

Статья посвящена исследованию патогенеза задержек психического развития. На основании значений сверхмедленных биопотенциалов выявлены особенности активационных процессов коры головного мозга у младших школьников с ЗПР. Зарегистрированы состояния как гипо-, так и гиперактивации фронтальной коры. Дана характеристика особенностей когнитивного развития в зависимости от уровня активации фронтальной коры. По мнению авторов, неадекватность активирующих влияний не создает оптимума функционирования нейрональных систем и их взаимодействия, обусловливая нарушения формирования ВПФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Даргель Ирина Викторовна, Шилов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль активации коры головного мозга в формировании высших психических функций младших школьников с задержкой психического развития»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.922.76-056.34

Даргель Ирина Викторовна

Аспирант кафедры специальной психологии Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, ст. преподавательККИПКРО, i_khab@mail.ru, Красноярск

Шилов Сергей Николаевич

Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой специальной психологии института специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьев, shiloff.serg@yandex.ru, Красноярск

РОЛЬ АКТИВАЦИИ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА В ФОРМИРОВАНИИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию патогенеза задержек психического развития.

На основании значений сверхмедленных биопотенциалов выявлены особенности активационных процессов коры головного мозга у младших школьников с ЗПР. Зарегистрированы состояния как гипо-, так и гиперактивации фронтальной коры. Дана характеристика особенностей когнитивного развития в зависимости от уровня активации фронтальной коры. По мнению авторов, неадекватность активирующих влияний не создает оптимума функционирования нейрональных систем и их взаимодействия, обусловливая нарушения формирования ВПФ.

Ключевые слова: задержка психического развития, омега-потенциал, высшие психические функции, активационные процессы

Dargel Irina Victorovna

Graduate student at Special Psychology the Krasnoyarsk State Pedagogical University, named V Astafiev, i_khab@mail.ru, Krasnoyarsk

Shilov Sergey Nicolaevich

MD,professor, head of the special psychology of the Institute of Special Pedagogy, Krasnoyarsk State Pedagogical University named V Astafiev, , shiloff. serg@yandex.ru, Krasnoyarsk

ROLE OF THE CEREBRAL CORTEX ACTIVATION IN THE FORMATION OF THE HIGHER MENTAL FUNCTIONS YOUNGER SCOOLBOYS WITH THE MENTAL RETARDACTION

Abstract. The article deals with the pathogenesis of mental retardation. Based on the values of ultraslow biopotentials peculiarities of activation processes of the cerebral cortex in primary school children with mental retardation. Registered with the state of both hypo-and hyperactivation of the frontal cortex. The characteristic features of cognitive development, depending on the level of activation of the frontal cortex. According to the authors, the inadequacy of activating influences does not create the optimum functioning of neural systems and their interactions, causing a breach of the formation of higher mental functions.

Key words: mental retardation, omega-potential, higher mental functions, activation process.

К проблеме задержек психического раз- яний в структуре психических нарушений,

вития (ЗПР) в последние десятилетия на- колеблется от 2 до10% [1; 3].

блюдается повышенный интерес, вокруг ее При многоплановых исследованиях в об-этиопатогенеза ведется много споров. Рас- ласти психофизиологии функциональных

пространенность ЗПР среди детского насе- состояний и задержек психического разви-

ления, как самостоятельной группы состо- тия, до сих пор не выяснена роль активи-

рующих и модулирующих влияний на кору головного мозга при формировании ЗПР.

В немногочисленных исследованиях последних лет показана возможность применения устойчивого потенциала (УП) мил-ливольтового диапазона, при регистрации с корковых проекций лобной, височной и теменной областей для оценки уровня активации исследуемых образований у больных хроническими заболеваниями ЦНС, в состоянии покоя и при изучении мозговых механизмов обеспечения сложной психической деятельности. Считается, что устойчивый потенциал, регистрируемый с поверхности головы, является интегральным параметром уровня активации исследуемых систем головного мозга. Показано, что УП отражает уровень относительно стабильного функционирования и является физиологическим показателем, определяющим функциональное состояние мозга и его биоэлектрических процессов. Он определяет условия для реализации деятельности и меняется при её протекании [2; 3].

Исходя из этого, целью нашей работы явилось исследование особенностей формирования уровней активности лобной коры у младших школьников с ЗПР.

Исследование проводилось на базе Красноярской краевой специальной коррекционной общеобразовательной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья № 7. В исследовании приняли участие 50 детей младшего школьного возраста, из них 22 девочки, от 7 до 10 лет с задержкой развития высших психических функций (ВПФ). В анамнезе данной категории детей зафиксирован диагноз - задержка психического развития (ЗПР) церебральноорганического генеза (по классификации К. С. Лебединской) [4]. При психологическом исследовании использовалась общепринятые стандартизированные психологические методики. У детей оценивались параметры следующих психических функций: слухоречевой памяти; способности к аналитико-синтетической деятельности на предметном уровне; образно-логического мышления, обобщения и абстрагирования; сформированности речемыслительной деятельности и перцептивного моделирования; зрительного гнозиса. Оценка развития ВПФ осуществлялась по пятиуровневой шкале:

возрастная норма (ВН), выше среднего (ВС), средний (С), ниже среднего (НС), низкий (Н) [4]. Для каждого ребенка составлялся индивидуальный протокол обследования. Во всех классах был одинаково организован учебный процесс (обучение в первую смену, суточная и суммарная недельная нагрузка, продолжительность урока, продолжительность перемен, число учебных дней в неделю) в соответствии с возрастом. Не было выявлено отличий и по условиям обучения (световой, тепловой и воздушный режимы, подбор мебели соответственно росту). Исследование активационных процессов коры головного мозга как у учащихся с нормой, так и у учащихся с задержкой психического развития, проводилось в утренние часы с 9. 00 до 10. 00 часов. Регистрация сверх-медленных биопотенциалов головного мозга детей проводилась с использованием аппаратно-программного комплекса «ОТ-2». По результатам полученных данных нами составлялись графики, отображающие активационные процессы коры головного мозга. Показатели К1 и К2 в определенной точке графика показывают уровень УП соответственно в левом и правом полушариях головного мозга. Это позволяет оценить уровень активации лобной коры. Разница показателей К1 и К2 рассматривается в качестве показателя асимметрии активности полушарий головного мозга с преобладанием активности одного из них [2].

На рисунке 1 представлен образец графика, отображающего работу левого (К1) и правого (К2) полушария. На основании анализа полученных омегаграмм устанавливался наиболее типичный для конкретного ученика уровень омега-потенциала по каналам левого и правого полушария.

В группе детей с задержкой психического развития была выявлена типичная для ЗПР диспропорция в развитии высших психических функций. У всех детей этой группы уровень актуального развития сенсорно-перцептивных процессов и понимания речи был на уровне от среднего до низкого. У большинства младших школьников развитие процессов внимания, умственной работоспособности, познавательного интереса, а также слуховой памяти и мыслительных операций были на среднем уровне актуального развития (56%). Средний уровень раз-

вития сформированности познавательных функций был обнаружен у 28 из 50 обследованных детей (рис. 2).

№ отс АЦП

Рис. 1. Омегаграмма ребенка 7 лет с нормой развития

Н

8%

Рис. 2. Результаты оценки ВПФ школьников экспериментатыкш группы

По результатам сравнения межгрупповых различий показателей различных ВПФ по и-критерию Манна-Уитни группы детей с ЗПР со здоровыми сверстниками, выявлены статистически значимые различия по следующим показателям ВПФ: деятельность на предметном уровне, образно-логическое мышление, сформированность речемыслительной деятельности, перцептивное моделирование (р<0,05). Известно, что модулируют уровни активности коры головного мозга две мозговых системы: ретикулярная формация и система «кора - базальные ганглии - таламус - кора» [1;5]. Поскольку омега потенциал (УП) отражает уровень активационных влияний ствола мозга, мы проанализировали значения УП в экспериментальной группе детей.

Омегаграммы у детей с ЗПР в сравнении с параметрами омегаграмм при нормальном развитии, демонстрируют существенные различия. Выявлен достоверно более низкий потенциал в группе детей с ЗПР на фоне не высоких баллов по диагностике ВПФ. При норме преобладает уровень значений УП в среднем 35 мВ, а у детей с ЗПР мы наблюдали потенциал на 20% ниже (28 мВ). Выявлены расхождения в работе полушарий головного мозга, что свидетельствует о значительном напряжении функционирования систем организма или срыве адаптационных механизмов [2; 5].

По уровню значений УП нами были выделены два варианта активационных влияний характерных для детей с ЗПР (табл. 1), а это позволило разделить учащихся по показателям УП на 2 группы (табл. 1, рис. 3).

70 -і-------------------------------

60-----------------------р--------г-

50-------------------------------

40----------------------^^

30---------------------------------

20------с------1=|------------------

10 — ---------- --------------------

0 -I—^—I—-С—I----------------1------

к1 к2 к1 к2

Рис. 3. Вариации УП, характерные для детей с ЗПР

Таблица 1

Вариации величины УП у детей с ЗПР

Исследуемые области Пределы вариаций УП мин/макс

58% 42%

К1- канал левого полушария 2,3/17,8 41,4/56,7

К2- канал правого полушария 4,8/18,9 -43,7/52,3

К первой группе были отнесены учащиеся (58% в исследуемой группе), уровень омега-потенциала которых составил от 0 до 20 мВ, против 20-40 мВ в норме. Такие пределы УП свидетельствуют о снижении уровня актив-

ного бодрствования у детей, повышенной истощаемости нейрональных функциональных систем при нагрузках, неустойчивых адаптивных реакциях. Вторая группа - 42% детей, включала учащихся с показателями УП от 40 до 60 мВ. Такой уровень потенциала указывает на напряженное состояние систем, активирующих кору головного мозга. Гиперактивация могла являться фактором, формирующим внутреннее напряжение, психологический дискомфорт, затруднения процесса адаптации, поскольку обостряла негативные эмоциональные, бессознательные процессы [1; 10].

Таким образом, в исследуемой группе детей с ЗПР нами выявлены состояния как гипо-, так и гиперактивации фронтальной коры. А это не создает оптимума функционирования нейрональных систем и отражает несформированность механизмов интеграции межсистемных взаимодействий.

Рис. 4. Особенности когнитивного развития при различных уровнях активации фронтальной коры

Неадекватность уровней активации, естественно, может обусловливать нарушения развития ВПФ (Рис. 4). Так, у детей с

I уровнем бодрствования преобладает уровень развития ВПФ «ниже среднего (НС)». У большинства детей этой группы снижен темп деятельности и познавательной активности. Для 2 группы с очень высоким уровнем бодрствования характерны снижение мотивации, неровный эмоциональный фон, затруднения при выполнении заданий, требующих концентрации внимания, показатели развития ВПФ преимущественно

низкие (Н). Таким образом, основываясь на данных приведенных выше, необходимо подчеркнуть следующее. Дети младшего школьного возраста с ЗПР демонстрируют, как известно, низкие показатели развития ВПФ, однако психофизиологическая основа формирования задержек в психическом развитии, по всей видимости, различна. Отсюда следует, что при планировании развивающих технологий индивидуальные психофизиологические особенности детей должны быть обязательно выявлены и учтены.

Библиографический список

1. Верхотурова Н. Ю., Дмитриева С. А. Изучение и оценка особенностей понимания, диф-ференцировки и вербализации эмоциональных реакций учащимися младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития // Сибирский педагогический журнал, 2011. -№ 2. - С. 275-284.

2. Койнова Т. Н. Учет уровня активации

мозговых структур как условие оптимизации и повышения качества образования / Качество профессионального образования: материалы

межрегиональной научно-практической конференции. - Кемерово, 2004. - С. 113-116.

3. Кривощапова М. Н. Сверхмедленные биопотенциалы в изучении особенностей формирования уровней активации лобной и височнотеменной коры у детей 4-7 лет: автореф. дис. ... канд. биол. наук. - СПб., 2005. - 28 с.

4. Соколов А. Н., Бережная Н. Ф., Илюхина В. А. Диагностика уровня развития когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза. Методическое пособие. - СПб.: Институт мозга человека РАН, 2004. - 50 с.

5. Fisher K., Rose S. P. Dynamic development of coordination of components in brain and behavior. A framework for theory and research II Human behavior and the developing brain I Eds. Damson G. and Fischer K. W. - New York, London: The Guilford Press, 1994. - P. 3-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.