Научная статья на тему 'Особенности нейроэнергометаболизма и активационных влияний на кору головного мозга детей младшего школьного возраста с разным типом темперамента и успешностью обучения'

Особенности нейроэнергометаболизма и активационных влияний на кору головного мозга детей младшего школьного возраста с разным типом темперамента и успешностью обучения Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
341
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ENERGETIC METABOLISM / BRAIN / LEVEL OF ACTIVATION / TEMPERAMENT / SUCCESS OF LEARNING / PRIMARY SCHOOLCHILDREN / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕТАБОЛИЗМ / ГОЛОВНОЙ МОЗГ / УРОВЕНЬ АКТИВАЦИИ / ТЕМПЕРАМЕНТ / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Бедерева Наталья Сергеевна, Шилов Сергей Николаевич, Игнатова Ирина Акимовна

Целью исследования являлось выявление взаимосвязи интенсивности энергетического метаболизма и уровня активации коры головного мозга младших школьников с разным типом темперамента и возможное их влияние на успешность обучения. В исследовании участвовало 148 детей младшего школьного возраста. Определение уровня энергетического метаболизма и активационных влияний на кору головного мозга осуществлялось при помощи методов нейроэнергокартирования и омега-метрии. Исследование типов темперамента проводилось с помощью опросника, предложенного А. Томас и адаптированного к применению в условиях нашей страны. Выявлены отличия в работе модулирующих систем у школьников с различными темпераментальными проявлениями. Дети с типом «Адекватные» характеризовались оптимальным уровнем активации и интенсивностью энергетического метаболизма коры головного мозга. У «Интенсивных» отмечался высокий уровень активации и экспрессия уровня нейроэнергометаболизма, у «Спокойных» снижение интенсивности энергетического метаболизма коры головного мозга. Выявлены особенности активности коры головного мозга, влияющие на функциональное состояние (ФС) при обучении. У детей с низкой успешностью обучения определялась симметричная активация полушарий и перераспределение уровня УПП с максимальными значениями в затылочной области и параллельным снижением в центральных отделах коры головного мозга. Дети более успешные имели значительную асимметрию активности полушарий головного мозга за счет доминирования левого, что обусловливало формирование адекватного функционального состояния во время обучения, способствующего более продуктивности учебной деятельности. Таким образом, состояние активирующих механизмов, нейрометаболических реакций головного мозга и темпераментальных характеристик являются важными факторами, влияющими на успешность обучения детей в младшем школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Бедерева Наталья Сергеевна, Шилов Сергей Николаевич, Игнатова Ирина Акимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF NEUROENERGYMETABOLISM AND ACTIVATION INFLUENCES ON CEREBRAL CORTEX IN CHILDREN OF PRIMARY SHOOL AGE WITH DIFFERENT TYPES OF TEMPERAMENT AND SUCCESS IN LEARNING

The aim of the study was to identify the relationship with intensity of energy metabolism and the level of activation of the cerebral cortex in primary schoolchildren with different temperament characteristic and their possible influence on successful learning. The study involved 148 children of primary school age. Determination of the level energetic metabolism and activation influences on the cerebral cortex was carried out by using methods of neuroenergymapping and omega-metry. The study of temperament types was performed by using a questionnaire proposed by A. Thomas and adapted for use in conditions of our country. Revealed differences in operation of the modulating system in schoolchildren with different temperamental signs. Children with the type of «Adequate» were characterized by an optimal level of activation and the intensity of energetic metabolism of the cerebral cortex. “Intense” had high level of activation and expressive level of neuroenergymetabolism, “Quiet” showed reduced the intensity of energy metabolism of the cerebral cortex. Some features of cerebral cortex activity, influencing the functional state (FS) during the study, were revealed. In children with low success of learning symmetrical activation of the hemispheres and the redistribution of DCP level with the highest values in the occipital region and a parallel decrease in the Central parts of the cerebral cortex, were determined. More successful children had a significant asymmetry of activity cerebral hemispheres due to the dominance of the left, which led to generation of an adequate functional state during the study, which favoring more productivity learning activities. Thus, state of activating mechanisms neurometabolic reactions of the brain and temperamental characteristics are important factors, influencing success of primary schoolchildren’s learning.

Текст научной работы на тему «Особенности нейроэнергометаболизма и активационных влияний на кору головного мозга детей младшего школьного возраста с разным типом темперамента и успешностью обучения»

Физиология

PHYSIOLOGY

DOI: 10.12731/wsd-2016-12-50-66 УДК 159-91

ОСОБЕННОСТИ НЕЙРОЭНЕРГОМЕТАБОЛИЗМА И АКТИВАЦИОННЫХ ВЛИЯНИЙ НА КОРУ ГОЛОВНОГО МОЗГА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА И УСПЕШНОСТЬЮ ОБУЧЕНИЯ

Бедерева Н.С., Шилов С.Н., Игнатова И.А.

Целью исследования являлось выявление взаимосвязи интенсивности энергетического метаболизма и уровня активации коры головного мозга младших школьников с разным типом темперамента и возможное их влияние на успешность обучения. В исследовании участвовало 148 детей младшего школьного возраста. Определение уровня энергетического метаболизма и активационных влияний на кору головного мозга осуществлялось при помощи методов нейроэнергокартирования и оме-га-метрии. Исследование типов темперамента проводилось с помощью опросника, предложенного А. Томас и адаптированного к применению в условиях нашей страны. Выявлены отличия в работе модулирующих систем у школьников с различными темпераментальными проявлениями. Дети с типом «Адекватные» характеризовались оптимальным уровнем активации и интенсивностью энергетического метаболизма коры головного мозга. У «Интенсивных» отмечался высокий уровень активации и экспрессия уровня нейроэнергометаболизма, у «Спокойных» снижение

интенсивности энергетического метаболизма коры головного мозга. Выявлены особенности активности коры головного мозга, влияющие на функциональное состояние (ФС) при обучении. У детей с низкой успешностью обучения определялась симметричная активация полушарий и перераспределение уровня УПП с максимальными значениями в затылочной области и параллельным снижением в центральных отделах коры головного мозга. Дети более успешные имели значительную асимметрию активности полушарий головного мозга за счет доминирования левого, что обусловливало формирование адекватного функционального состояния во время обучения, способствующего более продуктивности учебной деятельности. Таким образом, состояние активирующих механизмов, нейрометаболических реакций головного мозга и темпераментальных характеристик являются важными факторами, влияющими на успешность обучения детей в младшем школьном возрасте.

Ключевые слова: энергетический метаболизм; головной мозг; уровень активации; темперамент; успешность обучения; младшие школьники.

FEATURES OF NEUROENERGYMETABOLISM AND ACTIVATION INFLUENCES ON CEREBRAL CORTEX IN CHILDREN OF PRIMARY SHOOL AGE WITH DIFFERENT TYPES OF TEMPERAMENT AND SUCCESS IN LEARNING

Bedereva N.S. Shilov S.N., Ignatova I.A.

The aim of the study was to identify the relationship with intensity of energy metabolism and the level of activation of the cerebral cortex in primary schoolchildren with different temperament characteristic and their possible influence on successful learning. The study involved 148 children of primary school age. Determination of the level energetic metabolism and activation influences on the cerebral cortex was carried out by using methods of neu-

roenergymapping and omega-metry. The study of temperament types was performed by using a questionnaire proposed by A. Thomas and adapted for use in conditions of our country. Revealed differences in operation of the modulating system in schoolchildren with different temperamental signs. Children with the type of «Adequate» were characterized by an optimal level of activation and the intensity of energetic metabolism of the cerebral cortex. "Intense" had high level of activation and expressive level of neuroenergymetabolism, "Quiet" showed reduced the intensity of energy metabolism of the cerebral cortex. Some features of cerebral cortex activity, influencing the functional state (FS) during the study, were revealed. In children with low success of learning symmetrical activation of the hemispheres and the redistribution of DCP level with the highest values in the occipital region and a parallel decrease in the Central parts of the cerebral cortex, were determined. More successful children had a significant asymmetry of activity cerebral hemispheres due to the dominance of the left, which led to generation of an adequate functional state during the study, which favoring more productivity learning activities. Thus, state of activating mechanisms neurometabolic reactions of the brain and temperamental characteristics are important factors, influencing success of primary schoolchildren s learning.

Keywords: energetic metabolism; the brain; level of activation; temperament; the success of learning; primary schoolchildren.

Известно, что темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную аналитическую и синтетическую деятельность мозга, то есть темперамент является проявлением психодинамических свойств человека [1]. Установлено, что свойства темперамента играют важную роль в формировании стиля поведения, особенностей речи, характера умственной и познавательной деятельности [2]. Темперамент не только определяет динамику психической деятельности, но и влияет на развитие и проявление личностных свойств, стиль деятельности, достижения цели и, как следствие, на результат [3, 4, 5, 6, 7].

Известно, что основой успешного обучения является нейрофизиологическое созревание головного мозга и формирование высших психических функций. Учебная деятельность происходит наиболее успешно при определенном уровне активности коры головного мозга [8, 9] и, как любая другая психическая активность, она является затратной в плане энергетического обеспечения [10]. Оптимальная активность коры головного мозга и обеспечение ее клеток энергетическим субстратом осуществляется при адекватном уровне активационных влияний на кору мозга со стороны неспецифической системы активации [11, 12].

Работ, посвященных исследованию особенностей нейроэнергомета-болических и активационных влияний у детей с разным типом темперамента и успешностью обучения чрезвычайно мало и результаты их противоречивы. Это и обусловило предпринятое нами исследование.

Целью исследования являлось выявление взаимосвязи интенсивности энергетического метаболизма и уровня активации коры головного мозга с типом темперамента и возможное их влияние на успешность обучения.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе нескольких общеобразовательных школ г. Красноярска, в котором принимало участие 148 детей 8-10 лет (средний возраст 8,9±0,72), при полученном информированном согласии родителей. Определение типа темперамента проводилось при помощи опросника предложенного А. Томасом и С. Чессом, DOTS-R (Revised Dimensions Of Temperament Survey), в модификации Ю.И. Сав-ченкова, Е.Ю. Петросян, адаптированного к использованию в условиях России. Выделение типов темперамента проводилось по индексу выраженности поведенческих проявлений (ИВПП), который определялся суммой значений общей активности, чувствительности, интенсивности и настроения [13]. Таким образом, по выраженности поведенческих реакций выделено три градации - интенсивный (Ин), адекватный (Ад) и спокойный (Сп) [14].

Оценка интенсивности энергетического метаболизма осуществлялась по параметрам устойчивого постоянного потенциала (УПП), отражающего уровень активности метаболических процессов мозга. Регистрация потенциалов осуществлялась при помощи компьютерно-аппаратного комплекса НЭК-5. Исследование проводилось в первой половине дня в положении сидя. В конце 3-й минуты, согласно методическим рекомендациям В.И. Шмырева (2010), оценивалось фоновое состояние головного мозга [15].

Для изучения интегрального параметра уровней активации (УА) применялось исследование омега-потенциала (ОП) милливольтного диапазона в корковых проекциях лобного отдела коры головного мозга при помощи метода омегаметрии. Регистрация омега-потенциала осуществлялась с помощью аппаратно-программного комплекса «Омега-тестер» [16, 17]. Выделялось четыре уровня активации: I уровень -значения ОП от 0 до 20мВ, II уровень - от 20 до 40 мВ, III уровень - от 40 до 60 мВ, IV уровень - асимметричные значения ОП, находящиеся в пределах разных уровней [16].

Для оценки успешности образовательной деятельности проводился анализ школьной документации. В работе использовался средний балл отметок по школьным предметам, с учетом этого было выделено две группы: «учащиеся с низкой успешностью обучения» (3 балла) и «учащиеся с высокой успешностью обучения» (4-5 баллов) [18, 19].

Статистическая обработка материалов и необходимая вычислительная работа проделана с помощью персонального компьютера IBM PC c использованием пакетов прикладных программ Microsoft Office Excel 2010, Statistica 6.0 Base for Windows.

Результаты исследования и их обсуждение

При исследовании ВП-типов темперамента у младших школьников выявлено следующее соотношение: большинство учеников характеризовалось средними значениями выраженности поведенческих реакций, то есть относились к ВП-типу «адекватные» 99 чел. (67%), дети с типом

«Интенсивные» и «Спокойные» были представлены практически в равных соотношениях 25 чел. (16,8%) и 24 чел. (16,2%) соответственно. Половые характеристики существенного влияния на распределение ВП-ти-па темперамента не имели.

Анализ результатов нейроэнергокартирования показал различия в распределении уровня УПП головного мозга, характерные для каждого ВП-типа темперамента (рис. 1). У детей с ВП-типом «адекватные» определялись средние значения интенсивности энергетического метаболизма, что свидетельствовало об адекватных параметрах нейроэнергообмена. У школьников с выраженными поведенческими проявлениями (интенсивные) регистрировалась экспрессия показателей уровня нейрэнергомета-болизма коры в среднем на 12%, интенсивность энергетического метаболизма у детей с низкой ВПП (спокойные) характеризовалась депрессией уровня в среднем на 37,8%.

25

О -1-1-1-1-1

Рг Сг Ог Тс! Тб

Рис. 1. Различия уровня энергетического метаболизма по УПП у детей младшего школьного возраста с разным типом темперамента. Примечание: * р<0,05

Дети с разным типом темперамента отличались и по уровню актива-ционных влияний на кору головного мозга (табл. 1).

Таблица 1.

Особенности омега-потенциала у детей с различным ВП-типом темперамента (М±m)

^ и Пределы вариативности

ВП-тип "" Е ра О ^ омега потенциала (мВ) Мода

Мин./макс. Перцентили 25%/75%

К1 К2 К1 К2 К1 К2 К1 К2

«Адекватные» 36,1 28,9 18,1/ 66,5 13,5/53,8 26,3/ 48,6 22,4/ 40,7 36,1 36,2

«Интенсивные» 43 40,8 16,7/ 73,7 17,7/ 53,7 31,8/ 48,8 29,4/ 41,7 31,8 35,8

«Спокойные» 52,9* 24,4* 24,2/ 73,9 6,4/ 43,5 37,9/ 61,7 16/ 31,2 49,1* 31,2

* р<0,05

У школьников со средней выраженностью поведенческих проявлений, ВП-тип «адекватные», преобладал оптимальный II УА с доминированием активности левого полушария головного мозга. Считается, что такое состояние активирующих механизмов поддерживает оптимальный уровень активного бодрствования, высокую устойчивость к утомлению под воздействием нагрузки, хорошую переключаемость [17]. Средние значения УА у детей с типом темперамента «интенсивные» находились в пределах III УА. При таком уровне активации возникает состояние, сопровождающееся высоким психоэмоциональным напряжением, что может вызывать затруднения в концентрации внимания и обусловливать импульсивность поведения [21]. IV УА достоверно чаще встречался с группе детей с типом темперамента «спокойные», при этом у них определялось значительное повышение активации левого полушария головного мозга. Таким образом, для каждого типа темперамента был характерен определенный УА и интенсивность энергетического метаболизма. Дети с типом «Адекватные» имели оптимальный уровень активации и интенсивности энергетического метаболизма. У «Интенсивных» выявлялся высокий уровень активации и интенсивности нейрометаболизма. «Спокойные» характеризовались сниженным энергетическим метаболизмом в сравнении со среднестатистическими

значениями, определяемыми в этом возрасте, и высокой активациеи левого полушария головного мозга.

Анализ успешности обучения определил преобладание детей с высокой успешностью. Эта группа включала 85 детей (58%), в группе с низкой успешностью было 63 ребенка (42%). У детей наиболее успешных, интенсивность нейроэнергометаболизма находилась в пределах среднестатистических значений, характерных для данного возраста. Интенсивность энергетического метаболизма у детей менее успешных была снижена в лобном и центральном отделах и увеличена в затылочной области коры головного мозга. Следовательно, полученные данные свидетельствуют как о перераспределении нейроэнергометаболизма за счет его снижения в лобной и центральной областях, так и о деформации плавности распределения уровня УПП у детей с низкой успешностью обучения (рис. 2). В норме максимальные значения УПП определяются в центральных отделах (Cz) и плавно снижаются к периферии [22, 23]. Нарушение данного принципа распределения УПП может свидетельствовать о снижении резервных энергетических возможностей мозга.

Сг 02 Тс1 Тб

Рис. 2. Распределение уровня УПП у детей с высокой и низкой успешностью обучения

При этом у детей с низкой успешностью чаще определялся III УА с симметричной активностью полушарий головного мозга. Эти значения могли указывать на состояние сильного психоэмоционального возбуждения, склонность к быстрому утомлению, что, вероятно, могло приводить

к затруднению механизмов, участвующих в обеспечении продуктивной учебной деятельности. Дети с высоким уровнем успешности имели II УА, что соответствует состоянию оптимального уровня бодрствования. Кроме того определялось доминирование активности левого полушария. Известно, что такая активность обеспечивает оптимальное функциональное состояние головного мозга и может обусловливать высокий уровень успешности обучения (табл. 2).

Таблица 2.

Уровни активационных влияний у детей с разной успешностью обучения

Контингент испытуемых К1 (мВ) К2 (мВ)

Дети с низкой успешность обучения 44,9±3,5 40,6±2,5

Дети с высокой успешностью обучения 40,23±2,4 29,87±1,8

Дети с разной успешностью обучения отличались и по прочности связей уровня УПП лобных отделов с другими областями коры головного мозга. У детей с низкой успешностью обучения преобладала умеренная связь интенсивности нейрометаболизма лобных отделов с другими областями головного мозга (0,3<г<0,49). У детей с высокой успешностью в обучении наблюдались более сильные связи лобных отделов - средняя при 0,5<г<0,69. Полученные данные согласуются с результатами исследования активности коры головного мозга у детей с разной успешностью обучения. Было выявлено, что у более успешных детей наибольшая активность определяется в лобных областях, связанных с обеспечением учебной деятельности, дети с низкой успешностью обучения давали генерерализованый ответ корковой активности в ок-ципитальном направлении [19]. Таким образом, активность лобных областей может определять успешность учебной деятельности у младших школьников.

Анализ успешности обучения детей с разными ВП-типами темперамента определил, что представленность школьников с высокой и низкой успешностью в группе «Спокойные» достоверно отличалась (критерий ф*) от групп «Адекватные» и «Интенсивные», так как находилась в зоне зна-

чимости с группой «Адекватные» при р<0,05, с группой «Интенсивные» при р<0,001 (рис. 3).

70 1 60 50 Н 40

зо н 20 ю н

оой

■ низкая успешность □ высокая успешность

интенсивные адекватные спокойные

Рис. 3. Распределение школьников по уровню успеваемости в соответствии с ВП-типом темперамента (%). Примечание: достоверность различий по критерию Фишера при р<0,05

По итогам проведенного исследования можно сделать следующее заключение: младшие школьники с различными типологическими особенностями отличаются по характеристикам уровней активации и интенсивности энергетического метаболизма коры головного мозга. Характерная для младших школьников с низкой успешностью экспрессия УА, по-видимому, отражает менее адекватное протекание процессов активации, обеспечивающих нормальный уровень развития интегратив-ных процессов головного мозга. У детей более успешных определяется значительная асимметричная активность полушарий головного мозга за счет доминирования левого, что вероятно, обусловливает формирование более адекватного функционального состояния во время обучения, способствующего продуктивности учебной деятельности. Тип темперамента в определенной степени может влиять на успешность обучения младших школьников в связи с особенностями активационных и нейроэнергоме-таболических реакций, определяющих ФС. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что состояние активирующих механизмов, нейрометаболических реакций головного мозга и темперамен-тальных характеристик являются важными факторами, влияющими на успешность обучения детей в младшем школьном возрасте.

Список литературы

1. Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психологический журнал. 1991. Т.12. №5. С. 3-17.

2. Маркина Л.Д., Маркин В.В. Сравнительная характеристика успеваемости студентов в зависимости от типа темперамента по Крейси // Журнал «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10. №1. С. 120-121.

3. Солдатова О.Г., Савченков Ю.И., Шилов С.Н. Темперамент человека как фактор, влияющий на уровень здоровья // Физиология человека. 2007. Т.33. №2. С. 76-80.

4. Rothbart M.K. Temperament, Development and Personality. Current directions in psychological science, 2007, vol. 16, no. 4, pp. 207-212.

5. LeBlanc J., Ducharme M.B., Thompson M. Study on the correlation of the autonomic nervous system responses to a stressor of high discomfort with personality traits. Physiology Behavior, 2004, vol. 82, no. 4, pp. 647-652.

6. Jovev М., Whittle S., Yucel M., Simmons J.G., Allen N.B., Chanen А.М. The relationship between hippocampal asymmetry and temperament in adolescent borderline and antisocial personality pathology. Development and Psychopa-thology, 2014, no. 26, pp. 275-285.

7. Gartstein M.A., Bell М.А., Calkins S.D. EEG asymmetry at 10 months of age: are temperament trait predictors different for boys and girls. Development and Psychopathology, 2014, vol.6, no.56, pp. 1327-1340.

8. Мачинская Р.И., Курганский А.В. Фронтальные билатерально-синхронные 9-волны и когеррентность фоновой ЭЭГ у детей 7-8 и 9-10 лет с трудностями обучения // Физиология человека. 2013. Т. 39. №1. С. 71-83.

9. Хабарова И.В., Шилов С.Н. Особенности активационных процессов лобной коры головного мозга и темпераментальных характеристик у младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 2012. №3. С. 52-60.

10. Кирсанов В.М., Шибкова Д.З. Показатели энергетического метаболизма головного мозга (уровень постоянного потенциала) студентов различных профилей обучения // Новые исследования. 2013. №3(36). С. 27-33.

11. Posner M.I., Petersen S.E. The attention system of the human. Annual review of neuroscience, 1990, vol. 13, pp. 25-42.

12. Vanini G., Baghdoyan H.A. Extrasynaptic GABAA receptors in rat pontine reticular formation increase wakefulness. Sleep, 2013, no. 36, pp. 337-343.

13. Петросян Е.Ю., Савченков Ю.И. Типы возрастной динамики некоторых черт темперамента // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. вып. 4(82). С. 65-70.

14. Петросян Е.Ю., Савченков Ю.И., Макаров В.В. Особенности черт темперамента Томаса и их типологической характеристики при хронических соматических заболеваниях. Красноярск: Медакадемия, 1995. 25 c.

15. Шмырев В.И., Витько Н.К., Миронов Н.П., Соколова Л.П., Борисова Ю.В., Фокин В.Ф. Нейроэнергокартирование высокоинформативный метод оценки функционального состояния мозга. Данные нейроэнергокар-тирования при когнитивных нарушениях и снижении умственной работоспособности // Методические рекомендации. Москва, 2010. 23 с.

16. Кожевников В.Н., Варлакова Я.В., Новиков В.Б., Тронин О.А. Аппаратно-программный комплекс омегаметрии // Современные проблемы радиоэлектроники: сб. науч. тр. / Под. ред. А.И. Громыко, А.В. Сарафанова. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. С. 660-662.

17. Койнова Т.Н. Преобразование предметного педагогического действия на основе мониторинга нейрофизиологических изменений у школьников в процессе учебной деятельности: метод. пособие. Абакан, 2007. 52 с.

18. Тихомирова Т.Н. Взаимосвязь показателей общего интеллекта и успешности в обучении // Журнал Знание. Понимание. Умение. 2011. №4. С. 207-213.

19. Гилева О.Б. Особенности электроэнцефалограммы при решении задач на пространственное вращение и академическая успеваемость школьников 12-13 лет // Современные проблемы науки и образования, 2011. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5231 (дата обращения 18.08.2016).

20. Гилева О.Б. Время реакции как психофизиологический предиктор академической успешности школьников // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2013. № 3. С. 14-23.

21. Койнова Т.Н. Обеспечение продуктивности методов развивающего обучения младших школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: М., 2007. 23 с.

22. Подоплекин А.Н., Панков М.Н. Изменение нейроэнергометаболизма мозга у подростков с зависимостью от психоактивных веществ // Новые исследования. 2010. Т.1. №24. С. 5-15.

23. Депутат И.С., Грибанов А.В., Большевидцева И.Л. Особенности энергетического обмена головного мозга у жительниц Европейского Севера России в пожилом возрасте // Вестник северного (арктического) федерального университета. 2016. №4. С. 5-12.

References

1. Rusalov V.M Psikhologiya i psikhofiziologiya individual'nykh razlichiy: ne-kotorye itogi i blizhayshie zadachi sistemnykh issledovaniy [Psychology and psychophysiology of individual differences: some results and immediate tasks of system researches]. Psihologicheskij zhurnal [Physiological journal], 1991, vol. 12, no. 5, pp. 3-17.

2. Markina L.D., Markin V.V. Sravnitel'naya kharakteristika uspevaemosti stu-dentov v zavisimosti ot tipa temperamenta po Kreysi [Comparative characteristics of students in depending of the type of temperament Crecy]. Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke [Health and education in XXI century], 2008, no. 1, pp. 120-121.

3. Soldatova O.G., Savchenkov Yu.I., Shilov S.N. Temperament cheloveka kak faktor, vliyayushchiy na uroven' zdorov'ya [Temperament as a factor influencing the level of health]. Fiziologija cheloveka [Human physiology], 2007, vol. 33, no. 2, pp. 76-80.

4. Rothbart M.K. Temperament, Development and Personality. Current directions in psychological science, 2007, vol. 16, no. 4, pp. 207-212.

5. LeBlanc J., Ducharme M.B., Thompson M. Study on the correlation of the autonomic nervous system responses to a stressor of high discomfort with personality traits. Physiol. Behav., 2004, vol. 82, no. 4, pp. 647-652.

6. Jovev М., Whittle S., Yucel M., Simmons J.G., Allen N.B., Chanen А.М. The relationship between hippocampal asymmetry and temperament in adolescent

borderline and antisocial personality pathology. Development and Psychopa-thology, 2014, no. 26, pp. 275-285.

7. Gartstein M.A., Bell M.A., Calkins S.D. EEG asymmetry at 10 months of age: are temperament trait predictors different for boys and girls. Development and Psychopathology, 2014, vol.6, no.56, pp. 1327-1340.

8. Machinskaya R.I., Kurganskiy A.V. Frontal'nye bilateral'no-sinkhronnye 9-vol-ny i kogerrentnost' fonovoy EEG u detey 7-8 i 9-10 let s trudnostyami obucheni-ya [Frontal bilateral synchronous theta waves and kogerentnosti background EEG in children 7-8 and 9-10 years with learning difficulties]. Phiziologiya cheloveka [Human physiology], 2013, no. 1, pp. 71-83.

9. Habarova I.V., Shilov S.N. Osobennosti aktivatsionnykh protsessov lobnoy kory golovnogo mozga i temperamental'nykh kharakteristik u mladshikh shkol'nikov s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Features of the activation process of the frontal cortex and temperamental characteristics in primary school children with mental retardation]. Defektologija [Defectology], 2012, no. 3, pp. 52-60.

10. Kirsanov V.M., Shibkova D.Z. Pokazateli energeticheskogo metabolizma golov-nogo mozga (uroven' postoyannogo potentsiala) studentov razlichnykh profiley obucheniya [Indicators of energy metabolism of students brain (the level of direction potentials) with different learning profiles] Novye issledovaniya [Journal of the new studies], 2013, no. 3, pp. 27-33.

11. Posner M.I., Petersen S.E. The attention system of the human. Annu. Rev. Neu-rosci., 1990, vol. 13, pp. 25-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Vanini G., Baghdoyan H.A. Extrasynaptic GABAA receptors in rat pontine reticular formation increase wakefulness. Sleep, 2013, no. 36, pp. 337-343.

13. Petrosian E.I, Savchenkov I.I. Tipy vozrastnoy dinamiki nekotorykh chert tem-peramenta [Types of age-related changes some features of temperament]. Vest-nik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin Tomsk state University], 2009, no. 4, pp. 65-70.

14. Petrosjan E.Ju., Savchenkov Ju.I., Makarov V.V. Osobennosti chert tempera-menta Tomasa i ih tipologicheskoj harakteristiki pri hronicheskih somatich-eskih zabolevanijah [Features Thomas temperament traits and their typolog-

ical characteristics of chronic somatic diseases]. Krasnojarsk: Medakademija, 1995. 25 p.

15. Shmyrev V.I., Vit'ko N.K., Mironov N.P, Sokolova L.P., Borisova Yu.V., Fokin V.F. Neyroenergokartirovanie vysokoinformativnyy metod otsenki funktsion-al'nogo sostoyaniya mozga. Dannye neyroenergokartirovaniya pri kognitivnykh narusheniyakh i snizhenii umstvennoy rabotosposobnosti [Neyroenergymapping highly informative method of assessing the functional state of the brain. Data of neyroenergymapping when cognitive impairment and decreased mental capacity]. Moscow, 2010, 23 p.

16. Kozhevnikov V.N., Varlakova I.V., Novikov V.B., Tronin O.A. Apparatno-pro-grammnyy kompleks omegametrii [Hardware-software complex of omega-metry]. Sovremennye problemy radioelektroniki [Modern problems of radio electronics]. Krasnoyarsk, 2004, pp. 660-662.

17. Koynova T.N. Preobrazovanie predmetnogo pedagogicheskogo deystviya na osnove monitoringa neyrofiziologicheskikh izmeneniy u shkol'nikov v prot-sesse uchebnoy deyatel'nosti [Transformation of subject pedagogical action on the basis of monitoring neurophysiologic changes in schoolchildren during the process of learning activity]. Abakan, 2007, 52 p.

18. Tihomirova T.N. Vzaimosvyaz' pokazateley obshchego intellekta i uspeshnosti v obuchenii [Relationship general IQ and success in the teaching]. Znanie. Poni-manie. Umenie [Knowledge. Understanding. Ability], 2011, no. 4, pp. 207-213.

19. Gileva O.B. Osobennosti elektroentsefalogrammy pri reshenii zadach na pros-transtvennoe vrashchenie i akademicheskaya uspevaemost' shkol'nikov 12-13 let [Features of EEG in solving problems of a spatial rotation and academic performance schoolchildren 12-13 years old]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2013. URL: http:// www. science-education.ru/ru/article/view?id=5231

20. Gileva O.B Vremya reaktsii kak psikhofiziologicheskiy prediktor akademich-eskoy uspeshnosti shkol'nikov [Reaction time as a psychophysiological predictor of the academic success of schoolchildren]. Vestnik Severnogo (Arktich-eskogo) federal'nogo universiteta [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University], 2013, no. 3, pp. 14-23.

21. Koynova T.N. Obespechenie produktivnosti metodov razvivayushchego obu-cheniya mladshikh shkol'nikov [Ensuring efficiency of methods developing teaching of younger schoolchildren]. Moscow, 2008.

22. Podoplekin A.N., Pankov A.N. Izmenenie neyroenergometabolizma mozga u podrostkov s zavisimost'yu ot psikhoaktivnykh veshchestv [Modification of the brain neuroenergymetabolism in adolescents with substance dependence]. Novye issledovaniya [Journal of the new studies], 2010, no. 24, pp. 5-15.

23. Deputat I.S., Gribanov A.V., Bol'shevidtseva I.L. Osobennosti energetichesk-ogo obmena golovnogo mozga u zhitel'nits Evropeyskogo Severa Rossii v pozhilom vozraste [Features of energy metabolism of the brain in residents of European North of Russia in the elderly]. Vestnik severnogo (arkticheskogo) federal'nogo universiteta [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University], 2016, no. 4, pp. 5-12.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Бедерева Наталья Сергеевна, аспирант

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

ул. Ады Лебедевой 89, г. Красноярск, 660060, Российская Федерация bedereva@mail.ru

Шилов Сергей Николаевич, доктор медицинских наук, профессор

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

ул. Ады Лебедевой 89, г. Красноярск, 660060, Российская Федерация shiloss.serg@mail.ru

Игнатова Ирина Акимовна, доктор медицинских наук, профессор

Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого; ФИЦ КНЦ СО РАН, КНЦ СО РАН; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

ул. Партизана Железняка 1, г. Красноярск, 660022, Российская Федерация; ул. Партизана Железняка, 3г, г. Красноярск, 660022, Российская Федерация; ул. Ады Лебедевой 89, г. Красноярск, 660060, Российская Федерация ignatovai@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Bedereva Natalya Sergeevna, Graduate Student

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after VP. Astafiev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660060, Russian Federation bedereva@mail.ru

Shilov Sergey Nikolaevich, PhD, Professor

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after VP. Astafiev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660060, Russian Federation shiloss.serg@mail.ru

Ignatova Irina Akimovna, PhD, Professor

Krasnoyarsk State Medical University named after Professor VF. Voy-no-Yasenetsky; FRC KSC SB RAS, KSC SB RAS; Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev 1, Partizana Zheleznyaka Str., Krasnoyarsk, 660020, Russian Federation; 3g, Partizana Zheleznyaka Str., Krasnoyarsk, 660020, Russian Federation; 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660060, Russian Federation ignatovai@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.